Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников

1
Опыт работы
Тема: «Театрализованная деятельность как
средство развития речи дошкольников»
Воспитатель:
Белиуца Елена Николаевна
2
Содержание работы
1. Аннотация на опыт работы ----------------------------------------------- стр.3
2. Актуальность ----------------------------------------------------------------- стр4-6
3. Теоретическое обоснование------------------------------------------------ стр.6-24
-Понятие и виды театрализованных игр----------------------------------- -стр.10-13
-Роль театрализованных игр в активизации речевой
деятельности дошкольников--------------------------------------------------13-16
-Формы и методы руководства театрализованными играми-----------16-17
-Методика руководства играми-драматизациями--------------------------17-24
4. Практическая часть------------------------------------------------------------25-38
5. Заключение --------------------------------------------------------------------38-40
6. Литература---------------------------------------------------------------------41-42
Приложение:
1. Диагностика детей по театрализованной деятельности.
2. Перспективный план работы с детьми.
3. Картотеки: артикуляционной гимнастики, пальчиковых,
театрализованных игр, художественного слова.
4. Скороговорки, игры на снятие напряжения.
5. Викторина «Узнай сказку».
6. Сценарий весеннего праздника в старшей группе «Гуси- лебеди».
7. Проект «Сказка к нам приходит»
8. Достижение детей в театрализованной деятельности.
9. Консультации для родителей.
10. Сценарий с фотоотчетом праздника «Шоу супер – папа»
11. Творческая презентация опыта работы.
3
Аннотация
Тема: «Театрализованная деятельность как средство развития речи
дошкольников».
Автор работы воспитатель МКДОО детский сад «Теремок» Белиуца Елена
Николаевна. Длительность опыта 3 года.
Цель опыта - создание условий для развития речи детей через творческую
активность в театрализованной деятельности. В своем опыте я обозначила
актуальность темы, описала теоретическое обоснование выбранной темы, где
показала взгляды и мнения педагогов по данному вопросу, раскрыла понятие
и виды театрализованных игр, роль театрализованных игр в активизации
речевой деятельности дошкольников, формы и методы руководства
театрализованными играми, методику руководства играми-драматизациями.
Разработала перспективный план работы с детьми и родителями. Я показала
процесс своей работы, по театрализованной деятельности начиная со второй
младшей до старшей группы. Привела примеры игр и занятий по
театрализованной деятельности для разных возрастных групп.
Диагностика, проведенная в конце учебного года в старшей группе, показала,
что выбранные методы и приемы помогли детям справиться с
поставленными задачами. Речь дошкольников обогатилась, повысился
интерес к театрально игровой деятельности. В опыте имеется приложение,
где есть картотеки различных игр, упражнений по театрализованной
деятельности. Отражена работа с родителями по данной теме. Опыт может
быть использован в работе с детьми, воспитателями детских дошкольных
учреждений.
4
Актуальность
Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку
малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с
другими людьми. Основная задача любого ДОО речевое развитие
дошкольников по Федеральному государственному образовательному
стандарту дошкольного образования. В стенах детского сада происходит
первоначальное становление коммуникативных умений ребёнка,
формирование правильного разговора и мышления.
Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также
играет огромную роль в познании окружающего мира. Речь ребенка
выполняет три функции связи его с внешним миром: коммуникативную,
познавательную, регулирующую. Период с 3-х до 7 лет - это период усвоения
грамматической системы русского языка, развитие связной речи. В это время
совершенствуется грамматическая структура и звуковая сторона речи,
создаются предпосылки для обогащения словаря. Таким образом, процесс
развития речи ребенка дошкольного возраста процесс сложный и
многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность
всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону
речи.
Результаты мониторингов свидетельствуют о том, что в последнее время
возросло число дошкольников, имеющих существенные нарушения в
способности правильно говорить.
К сожалению, вечно занятые родители в наше время часто забывают об этом,
и пускают процесс развития речи на самотёк. Дома ребёнок проводит мало
времени в обществе взрослых (всё больше за компьютером, у телевизора или
со своими игрушками), редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с
папой, а уж планомерные развивающие занятия по освоению речи вообще
редкость. Вот и получается, что с речью ребёнка к моменту поступления в
школу возникает множество проблем:
5
Односложная, состоящая из простых предложений;
Бедность речи, недостаточный словарный запас;
Замусоривание речи сленговыми словами;
Бедная диалогическая речь;
Неспособность построить монолог;
Отсутствие навыков культуры речи.
Многие родители полагаются в решении проблемы на детский сад, однако
практика показывает, что двух занятий в неделю недостаточно для
формирования речевых умений и навыков, развития коммуникативных
способностей. Разнообразить речевую практику дошкольников в детском
саду мне помогает театрализованная деятельность, именно театрализованная
игра оказывает большое влияние на речевое развитие детей: стимулирует
речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует
артикуляционный аппарат.
Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль.
Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем
помогая ему приобретать жизненный опыт, все это помогает осуществить
театрализованная деятельность.
Театрализованная деятельность:
• помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств
• появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению
• совершенствует артикуляционный аппарат
• формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь
•улучшается усвоение содержания произведения, логика и
последовательность событий
• дети получают эмоциональный подъём
•способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов,
пантомимики, интонации, модуляции голоса
• позволяет формировать опыт социального поведения
• стимулирует активную речь
6
Исходя из вышесказанного, я поставила перед собой:
Цель развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную
деятельность.
Задачи:
1.изучить психолого-педагогическую, методическую литературу,
посвященную этой проблеме;
2.раскрыть виды театрализованных игр;
3.изучить роль театрализованных игр на речевое развитие детей;
4.проанализировать формы и методы руководства театрализованными
играми, методику руководства играми-драматизациями.
5.провести сравнительную диагностику речевого развития.
Теоретическое обоснование
О развитии коммуникативных и речевых навыков, системе построения
занятий можно узнать из следующих источников:
1. Чурилова Э. Г.» Методика и организация театрализованной деятельности
дошкольников и младших школьников».- М. : Владос.
2. Петрова Т. И., Сергеева Е. А., «Театрализованные игры в детском саду»
М., 2000.
Также я использую следующие пособия:
3. Доронова Т. Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6
лет: метод. Пособие для воспитателей дошкольного образовательного
учреждения.
4. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для
работников дошкольного учреждения.
В работах современных педагогов Л. В. Артемовой «Театрализованные игры
дошкольников», Т. Н. Дороновой «Играем в театр», М. Д. Маханевой
«Театрализованные занятия в детском саду». Также я опиралась на новинки
методической литературы и журналы «Ребёнок в детском саду»,
7
«Дошкольное воспитание». Рассмотрены особенности организации
театрализованной деятельности детей в дошкольном возрасте, определены
содержание и задачи работы в разных возрастных группах.
Выделены основные принципы организации театрализованной деятельности,
на которые я опиралась для решения поставленных задач:
Принцип эвристичности. Принципиальным условием для появления и
развития театрально-игровой деятельности детей дошкольного возраста
является наличие образовательной среды, которая стимулирует развитие
творческих способностей детей.
При создании такой среды необходимо руководствоваться принципом
эвристичности, так как центральным элементом творчества является
озарение, что связано с нахождением нового, оригинального решения
проблемы. В эвристичной среде заложена информация, которая сразу себя не
обнаруживает, а побуждает ребенка к поиску. Eсли среда неисчерпаема,
информативна, она даст возможность открытий (эврика «Я нашел!»),
удовлетворяет потребность ребенка в новизне, которая обнаруживается им
по ходу действий.
Принцип единства. Процессов интеграции и дифференциации совместной
деятельности. Фундаментом этого принципа является организация
совместной деятельности детей и педагогов на основе взаимопонимания и
взаимопомощи. Данный принцип предполагает также развитие игровой
инициативы, самостоятельности детей, частичную передачу им полномочий
и ответственности.
Принцип отсутствия принуждения. Предполагает, что при организации
театрально-игровой деятельности и руководстве ею исключается всякое
принуждение детей, противоречащее сущности этой деятельности.
Принцип поддержания игровой атмосферы. Предполагает создание
условий для поддержания интереса детей к театрально-игровой деятельности
посредством использования разнообразных методов и приемов.
8
Принцип взаимосвязи игровой и неигровой
деятельности. Руководствуясь этим принципом, педагог способствует тому,
чтобы смысл игровых действий постепенно был перенесен и жизненный
опыт детей и наоборот, знания, полученные в быту, па занятиях, были
перенесены в игровую деятельность детей, что содействует дальнейшему
воспитанию, обучению и развитию детей в школьные годы.
Принцип интегративности, в соответствии с которым целенаправленная
работа по развитию театрализовано - игровой деятельности включается в
целостный педагогический процесс.
Театр это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в
детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт
социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или
литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют
нравственную направленность (доброта, смелость). Благодаря театру ребенок
познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное
отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку
преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском
саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит
стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр
помогает ребенку развиваться всесторонне. Театральная деятельность- это
самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна
ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отстранение стихийно,
потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из
окружающей жизни ребенку хочется выложить в живые образы и действия.
Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и
что ему интересно , получая при этом огромное эмоциональное наслаждение.
Театрализованная деятельность в детском саду организационно может
пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в
совместную деятельность детей и взрослых в свободное время,
осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Театрализованная
9
деятельность может быть органично включена в работу различных студий и
кружков; продукты театрализованной деятельности (инсценировки,
драматизации, спектакли и др.) могут вноситься в содержание
праздников. Ориентированность современных концепций дошкольного
образования на гуманизацию предполагает изменение самого подхода к
личности ребенка. Наиболее общим в этих подходах является
направленность на удовлетворение потребностей растущей личности во
всестороннем развитии. Следовательно, надо строить всю педагогическую
работу исходя из понимания педагогом самобытности дошкольного детства,
уникальности каждого ребенка, ценности его своеобразия. Это говорит о
необходимости принятия личностно ориентированных целей дошкольного
образования как приоритетных.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных
навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное
произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную
направленность. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в
жизни и в людях.
В педагогике и психологии активно обсуждается проблема взаимосвязи
личности и творчества. Дошкольная педагогика ищет сегодня пути развития
детей в сугубо детских видах деятельности в противовес обучению
школьного типа. Именно игра и должна преимущественно использоваться
педагогами. Л.С.Выготский определил игру как ведущую деятельность в
дошкольном возрасте. Л.И. Божович считает необходимым, чтобы ведущая
деятельность составляла основное содержание жизни самих детей. Таким
образом, игра является своеобразным центром, вокруг которого
сосредоточиваются главные интересы и переживания детей.
Театрализованная деятельность не появится сама собой. Ведущая роль в этом
принадлежит воспитателю, всему педагогическому коллективу. Необходимо,
чтобы воспитатель сам умел не только выразительно читать или
рассказывать что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был
10
готов к любому «превращению», т. е. сам владел основами актерского
мастерства, а также основами режиссерских умений. Именно это ведет к
повышению его творческого потенциала и помогает организовать
театрализованную деятельность детей. Огромное и воспитательное
значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное
отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением
трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей
театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, не
авторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий
комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает.
Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими
личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.
Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело,
мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески,
без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться,
пока не будет найдено верное решение.
-Понятие и виды театрализованных игр.
Среди творческих игр особенной любовью детей пользуются игры в “театр”,
драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки,
рассказы, театральные представления.
Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром
через образы, краски, звуки. Театрально-игровая деятельность обогащает
детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к
литературе, активизирует словарь, способствует нравственно-этическому
воспитанию каждого ребенка.
Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность
ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое
педагогическое средство, так как сам малыш испытывает при этом
удовольствие, радость.
11
Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная
или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей. В
педагогической литературе, посвященной изучению роли театрализованных
игр в становлении личности ребенка, авторы приводят разные квалификации
театрализованных игр. Артемова Л.В. предлагает классифицировать их
в зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности,
посредством которых разыгрывают сюжет на:
игры-драматизации и
режиссерские игры.
В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста»,
самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и
невербальной выразительности – интонацию, мимику, пантомиму.
Видами драматизации являются
игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
ролевые диалоги на основе текста;
инсценировки произведений;
постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без
предварительной подготовки.
В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а
ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет
«артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует
разные средства вербальной выразительности.
Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием
театров, используемых в детском саду:
настольный,
плоскостной и объемный,
кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д.
катушечный;
ложковый;
12
баночный;
кулачковый и т.д.
В них ребенок не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль
игрушечного персонажа объемного или плоскостного. Он действует за
него, изображает его интонацией, мимикой
Так, Н.А. Реуцкая разделила театрализованные игры в зависимости от
художественного оформления на игры- драматизации, игры с настольным
театром, фланелеграф, теневой театр, театр Петрушки, игры с марионетками.
Классифицируя разнообразные формы театрализованных игр, Л. С. Фурмина
предложила следующую:
Театрализованные игры
Игра - драматизация
Фланелеграф
Теневой театр
Бибабо
Игра с настольным театром
театром
Плоскостные
фигурки
Объемные
фигурки
13
Все перечисленные виды театрализованных игр требуют режиссирования и
проговаривания реплик. Тут необходимы и выразительные интонации,
типичные для определенного образа, характеризующие его поступки и
поведение, и соответствующая мимика, дополняющая игру голоса.
-Роль театрализованных игр в активизации речевой деятельности -
дошкольников.
Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы
детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, развития речи,
формирования элементарных математических представлений до физического
совершенствования. Разнообразие тематики, средств изображения,
эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в
целях всестороннего воспитания личности.
Велико значение театрализованной игры для речевого развития
(совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи).
В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети
знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их
Театрализованная игра
Предметные
Театр на ширме
Непредметные
Настольный театр
С объемным
материалом
(театр игрушек)
С плоским
материалом
Драматизация
С объемным
материалом
(перчаточные
куклы)
С плоским
материалом
(на палочках)
14
внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя, игра
является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах
литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные
инсценировки). Герои литературных произведений становятся
действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные
детской фантазией, - сюжетом игры. Особенность театрализованных игр
состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка
во многом предопределена текстом произведения
Игра - наиболее доступный ребенку и интересный для него способ
переработки и умение представлять героя произведения, его переживания,
конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом зависит
от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об
окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить.
Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными
изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами,
выразительной по лексике и интонации речью и т.п.). Следовательно,
подготовленность к театрализованной игре можно определить как такой
уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается
понимание художественного произведения, возникает эмоциональный
отклик на него, происходит овладение художественными средствами
передачи образа. Все эти показатели не складываются стихийно, а
формируются в ходе воспитательно-образовательной работы. Она имеет
большое значение для развития личности ребенка-дошкольника не только
потому, что в ней упражняются отдельные психические процессы, но и
потому, что эти процессы поднимаются на более высокую ступень развития
благодаря тому, что в игре развивается вся личность ребенка, его сознание.
Ребенок осознает себя, учиться желать и подчинять желанию свои
мимолетные аффективные стремления; учится действовать, подчиняя свои
действия определенному образцу, правилу поведения, учится жить, проживая
15
жизни своих героев, любя или не любя их, анализируя и пытаясь вникнуть в
суть и причины их поступков и учась на их ошибках, выражения
впечатлений, знаний и эмоций.
Ни с чем не сравнимую радость вызывает у дошкольников праздничные,
радостные представления. Дети очень впечатлительны, особенно поддаются
эмоциональному воздействию. В силу образно-конкретного мышления детям
инсценировка художественного произведения помогает ярче и правильнее
его воспринимать.
Участвуя в театрализованных играх, дети отвечают на вопросы кукол,
выполняют их просьбы, дают советы, входят в образ, перевоплощаются в
него, живут его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством
драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и
распространенный вид детского творчества. Дети сами сочиняют,
импровизируют роли , инсценируют какой-нибудь готовый литературный
материал . Это словесное творчество детей , нужное и понятное самим детям.
Умело поставленные воспитателем вопросы при подготовке к игре
побуждают детей думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать
выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного
развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных
высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, звуковая сторона
речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед
необходимостью четко, понятно изъясняться. У него улучшается
диалогическая речь, ее грамматический строй, ребенок начинает активно
пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.
Увиденное и пережитое в самодеятельных театральных представлениях
расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле
своим друзьям и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию
речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической
форме.
16
Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре
ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо.
Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать
вот, что необходимо ребёнку».
Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и
воображения ребёнка. Постепенно складывающееся умение составлять
простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы,
грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно
оформлять их содержание способствует овладению монологической речью,
что имеет первостепенное значение для полноценной подготовки ребёнка к
школьному обучению. Также в дошкольном возрасте постоянно
увеличивается словарный запас ребёнка, но его качественное преобразование
целиком опосредовано участием взрослых.
-Формы и методы руководства театрализованными играми.
Формы занятий по театрализованной деятельности включают в себя:
просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
—упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и
невербальной);
отдельные упражнения по этике;
упражнения в целях социально-эмоционального развития детей;
игры-драматизации.
Основными специфическими методами работы по совершенствованию
творческой деятельности детей в театрализованной игре являются:
метод моделирования ситуаций (предполагает создание вместе с детьми
сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов, в которых они будут осваивать
способы художественно-творческой деятельности);
17
метод творческой беседы (предполагает введение детей в художественный
образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога);
метод ассоциаций (дает возможность будить воображение и мышление
ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих
ассоциаций создавать в сознании новые образы). Необходимо отметить, что
общими методами руководства театрализованной игрой являются прямые
(воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель
побуждает ребенка к самостоятельному действию) приемы.
Занятия строятся с помощью таких методических приёмов работы, как:
- рассказывание театральных героев о себе. Этот прием позволяет
заинтересовать и увлечь ребенка, повысить его познавательную
активность, так как он включает элементы стихотворного изложения, а это
всегда близко и привлекательно для ребенка;
- рассматривание театральных атрибутов и действия с ними;
- разыгрывание театральных этюдов с атрибутами и без них;
- загадки;
- ответы на вопросы педагога.
Наибольший эффект дают такие методы развития творчества, как:
творческое задание, постановка проблемы или создание проблемной
ситуации, переход игры на другой, более сложный творческий уровень и
упражнения; этюды.
Методика руководства играми-драматизациями.
Система работы по развитию театрализованной деятельности делится на три
этапа:
художественное восприятие литературных и фольклорных
произведений;
освоение специальных умений для становления основных («актер»,
«режиссер») и дополнительных позиций («сценарист», «оформитель»,
«костюмер»);
самостоятельная творческая деятельность.
18
Педагогическая задача усложняется синтетической природой
театрализованной деятельности, в которой восприятие, мышление,
воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом и
проявляются в разных видах детской активности (речевая, двигательная,
музыкальная и пр.).
Значит, театрализованная деятельность интегративна, причем активность и
творчество проявляются в трех аспектах.
Во-первых, в создании драматического содержания, т.е. в интерпретации,
переосмыслении заданного литературным текстом сюжета или сочинении
вариативного либо собственного сюжета.
Во-вторых, в исполнении собственного замысла, т.е. в умении адекватно
воплощать художественный образ с помощью разных средств
выразительности: интонации, мимики, пантомимики, движения, напева.
В-третьих, в оформлении спектакля – в создании (подбор, изготовление,
нестандартное использование) декораций, костюмов, музыкального
сопровождения, афиш, программок.
Из-за этих особенностей театрализованной деятельности по отношению к
ней чаще используется термин «театрально-игровая деятельность».
Если детям создать условия для самостоятельных театрализованных игр, они
смогут подражать игровым образам, общаясь друг с другом. Во время
подготовки и разыгрывания спектакля разговаривать с детьми нужно всегда
вежливо и ласково. Следить, чтобы и они так же обращались друг с другом,
помогали, проявляли настойчивость, терпение в реальной действительности.
Таковы исходные теоретические положения.
Основные направления развития театрализованной игры состоят в
постепенном переходе ребенка:
от наблюдения театрализованной постановки взрослого к
самостоятельной игровой деятельности;
от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех-пяти
сверстников, исполняющих роли;
19
от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к
имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и
освоению роли как созданию простого «типичного» образа в игре-
драматизации.
Прежде всего, необходимо формировать интерес к театрализованным играм,
складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей,
которые показывает воспитатель, взяв за основу содержание знакомых
ребенку потешек, стихов и сказок.
В дальнейшем важно стимулировать его желание включиться в спектакль,
дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и
концовки сказки. Внимание детей фиксируется на том, что в конце куклы
кланяются и просят поблагодарить их, похлопать в ладоши. Перчаточные и
другие театральные куклы используются на занятиях, в повседневном
общении. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и
прощается. Реализация данной задачи достигается последовательным
усложнением игровых заданий и игр-драматизаций, в которые включается
ребенок.
Ступени работы следующие:
Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети
проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация
основных эмоций человека (выглянуло солнышко дети обрадовались:
улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).
Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с
передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в
ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул
на дерево).
Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей
(неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по
дорожке).
20
Игра-импровизация под музыку («Веселый дождик», «Листочки летят
по ветру и падают на дорожку», «Хоровод вокруг елки»).
Бессловесная uгpa-импровизация с одним персонажем но текстам
стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Катя, Катя
маленькая...», «Заинька, попляши...», В. Берестов «Больная кукла», А.
Барто «Снег, снег»).
Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов,
которые рассказывает воспитатель (3. Александрова «Елочка»; К.
Ушинский «Петушок с семьей», «Васька»; Н. Павлова «На машине»,
«Земляничка»; В. Чарушин «Утка с утятами»).
Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка»,
«Три .медведя»).
Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», «Кот,
петух и лиса»).
Игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам
(«Колобок», «Репка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом», К.
Чуковский «Цыпленок»).
У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской
театрализованной игры настольного театра игрушек, настольного
плоскостного театра, плоскостного театра на фланелеграфе, пальчикового
театра. Процесс освоения включает мини-постановки по текстам
народных и авторских стихов, сказок, рассказов («Этот пальчик
дедушка...», «Тили-бом», К. Ушинский «Петушок с семьей», А. Барто
«Игрушки», В. Сутеев «Цыпленок и утенок».) Фигурки пальчикового
театра ребенок начинает использовать в совместных с взрослым
импровизациях на заданные темы.
Обогащение игрового опыта возможно только при условии развития
специальных игровых умений:
21
Первая группа умений связана с освоением позиции «зритель» (умение
быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать до конца,
похлопать в ладоши, сказать спасибо «артистам»).
Вторая грyппa умений обеспечивает первичное становление позиции
«артист», включающей умение использовать некоторые средства
выразительности (мимика, жесты, движения, сила и тембр голоса, темп речи)
для передачи образа героя, его эмоций и переживаний и правильно держать и
«вести» куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре.
Третья группа умений это умение взаимодействовать с другими
участниками игры: играть дружно, не ссориться, исполнять привлекательные
роли по очереди и т.д.
В играх-драматизациях решаются следующие задачи:
1. Воспитательно-образовательные:
обогащение знаниями, умениями, навыками;
развитие интереса к литературе и театру;
развитие психических процессов (памяти, внимания, речи, мышления);
развитие таких качеств личности, как самостоятельность, инициатива,
воображение;
формирование норм поведения;
воспитание морально-волевых качеств личности.
2. Коррекционные:
закрепление навыков правильной, речи;
усвоение богатства родного языка;
усвоение элементов речевого общения (жестов, мимики, интонации);
активизация и пополнение словаря;
совершенствование грамматического строя речи;
развитие тонкой моторики рук.
Методике руководства играми-драматизациями прослеживается тесная
взаимосвязь работы специалистов детского сада. На занятии по развитию
речи воспитатель читает детям художественное произведение, рассматривает
22
с ними иллюстрации. Дети пересказывают произведение по вопросам. При
этом используется аппликационный материал и фланелеграф. Затем можно
перейти к пересказу по цепочке. Параллельно ведется большая словарная
работа по подбору определений, характеризующих персонажей и их
действия. Завершить этот этап работы предлагается коллективным
проигрыванием этюдов.
Далее воспитатель проводят цикл занятий, на которых дети в
изобразительной деятельности и художественном труде отображают свои
впечатления о прочитанном (рисуют, лепят, конструируют и т.д.).
Музыкальный руководитель подбирает музыкальный репертуар и
отрабатывает пантомиму. На заключительном логопедическом занятии дети
выбирают роли и "показывают спектакль" для подгруппы детей,
обслуживающего персонала. При этом воспитатель берет на себя роль
режиссера, он активно вмешивается в ход игры, предлагает ребенку
исполнить свою роль более выразительно.
По желанию детей тот или иной спектакль может быть показан на
праздничном утреннике, вечере-досуге. Здесь воспитателю отводится роль
зрителя.
Как уже отмечалось, репертуар игр-драматизаций зависит от возраста детей,
учитывая особенности психоречевого развития детей, материалом для игр-
драматизаций в группе (3-4 года) служат потешки, прибаутки, не требующие
прямой речи, например:
Как у нашего кота
Шубка очень хороша.
Как у котика усы
Удивительной красы.
Глаза смелые, зубки белые.
Затем, предлагается драматизировать потешки более сложного содержания,
где дети включаются в диалог с воспитателем, например:
- Гуси вы, гуси, красные лапки !
23
Где вы бывали, что вы видали?
- Мы видали волка. Он унес гусенка.
- Гуси вы, гуси, красные лапки!
Ищите вы волка, спасайте гусенка.
К концу года в младшей группе драматизируются небольшие сказки:
"Колобок", "Рукавичка", "Теремок", "Репка", "Лиса и заяц", "Лиса и
дрозд", "Снегурочка и лиса", "Пузырь, соломинка и лапоть".
Заучивание роли прекрасно тренирует произвольную память. Как известно
совершенствование произвольной памяти у дошкольников тесно связано с
постановкой перед ними специальных задач на запоминание, сохранение и
воспроизведение материала. Множество таких задач естественно возникает в
игровой деятельности. Особенно, если ребенку интересно то, что необходимо
запомнить, в данном случае его роль - образ выбранного героя.
Четкая постановка задачи, разнообразие и умелая организация игровой
деятельности педагогом способна направить ее в определенное развивающее
русло. Так, например, вместо уже привычной инсценировки литературного
произведения можно предложить детям инсценировать, изобразить
отдельные эпизоды прочитанного произведения, например такие, которые
подробно в тексте не описываются, не раскрываются. Детям необходимо
продумать поведение персонажей, их диалоги, реплики, а затем - проиграть.
В другом случае можно предложить выбрать по желанию любой
понравившийся ребенку эпизод и разыграть его молча. Задача зрителей -
угадать эпизод, догадаться, о чем идет речь. Можно сопровождать свои
выступления, показы музыкальными фрагментами.
Нужно предлагать участникам игр меняться ролями, чтобы каждый мог
прочувствовать не только своего персонажа, выбранного согласно со своими
внутренними симпатиями, но и других персонажей, с другими качествами,
характерами и поведением, для того чтобы лучше понять и всесторонне
оценить проблему, поставленную в произведении.
24
Все эти приемы стимулируют развитие речи, мышления, фантазии,
воображения, умение анализировать увиденное и прочитанное, умение
переживать и сопереживать, обогащает детей художественными средствами
передачи образа. Таким образом, в процессе организации театрализованной
игры у детей развиваются организаторские умения и навыки,
совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются и
осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом,
приобретаются коммуникативные умения и навыки.
Если детям создать условия для самостоятельных театрализованных игр, они
смогут подражать игровым образам, общаясь друг с другом, развивая и
активизируя свою речь. Во время подготовки и разыгрывания спектакля
разговаривать с детьми нужно всегда вежливо и ласково. Следить, чтобы и
дети также обращались друг с другом.
Итак, возможности театрализованных игр как средства активизации и
развития речи дошкольников достаточно широки. Они позволяют добиваться
совершенствования выразительности речи ребенка, которая развивается в
течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у
малышей к интонационной речевой у детей среднего возраста, а затем и к
языковой выразительности речи старших дошкольников.
Выразительность речи имеет интегрированный характер и включает в себя
вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные имика,
жесты, поза) средства. Использование в педагогической работе потешек и
прибауток позволяет совершенствовать звуковую культуру речи уточнять и
закреплять правильное произношение звуков, четко артикулировать звуки в
словах, развивать речевое дыхание. Формирование грамматического строя
речи, речевой активности, слухового восприятия, речевого слуха,
диалогической и монологической речи, словарного запаса возможно при
активном включении в процесс развития и обучения ребенка разных видов
театрализованных игр.
25
Практическая часть
Размышляя над вопросом о повышении уровня развития речи детей, я
пришла к выводу, что помочь может театрализованная деятельность.
Почему именно театрализованная деятельность? Театрализованная
деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в
котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя,
мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы
многому можем научиться сами и научить наших детей. Изучая психолого-
педагогическую и методическую литературу, я пришла к выводу, что
театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие
ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса,
совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство
родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные
средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков,
старается говорить четко, чтобы его все поняли.
Я считаю, что в театрализованной игре формируется диалогическая,
эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание
произведения, логику и последовательность событий, их развитие и
причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют
усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация,
модуляция голоса). Поэтому именно театрализованная деятельность
позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования
выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно
эстетического воспитания. Она - неисчерпаемый источник развития чувств,
переживаний и эмоциональных открытий, необходимость систематизировать
её в едином педагогическом процессе очевидна.
На первоначальном этапе провела диагностику ( Приложение1): В процессе
игровой деятельности детей я определила уровень развития речи каждого
26
ребёнка, и сделала вывод, что дети моей группы проявляют малый
интерес к театрализованной деятельности, слабо владеют речью,
способностью понимать эмоциональное состояние другого человека и
выражать своё, умением вживаться в создаваемый образ и использовать
мимику, жесты, движения, плохо владеют навыками кукловождения.
Полученные результаты зафиксировала в индивидуальных диагностических
картах, это позволило мне эффективно строить работу, исходя из возрастных
и индивидуальных особенностей детей.
Для достижения цели определила последовательность действий:
-Изучение научно-методической литературы по теме.
-Создание развивающей предметно-пространственной среды для
реализации театрализованной деятельности в работе с детьми
дошкольного возраста
-Разработка перспективного плана работы с детьми по
театрализованной деятельности (Приложение №2).
-Взаимодействие с родителями воспитанников по созданию единого
образовательного пространства
Планируя театрализованную деятельность с детьми, руководствовалась
следующими факторами:
возраст, опыт детей, ведущий вид деятельности;
доступность содержания деятельности;
сохранение положительного эмоционального настроя детей,
активизация любознательности;
постепенное усложнение;
цикличность.
Свою работу с детьми начала со второй младшей группы.
Первым направлением моей работы стало проектирование ППРС. Так как, я
считаю, что правильно организованная предметно-пространственная среда
играет большую роль в развитии детей. В процессе проектирования
27
предметно – пространственной среды, обеспечивающей театрализованную
деятельность детей я учитывала:
- индивидуальные социально – психологические особенности ребёнка;
- особенности его эмоционально – личностного развития;
- интересы, склонности, предпочтения и потребности;
- любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
- возрастные и полоролевые особенности.
В группе я оборудовала театральный уголок, а также «уголок уединения»,
где ребёнок может побыть один и прорепетировать какую-нибудь роль или
просмотреть иллюстрации к театрализации.
Поскольку предметно-развивающая среда должна обеспечивать право и
свободу выбора каждого ребёнка на театрализацию любимого произведения,
в зоне театрализованной деятельности я разместила разные виды театра:
кукольный, настольный, пальчиковый, би-ба-бо, а так же маски, реквизит,
куклы, декорации. Кроме того, периодически обновляла материал,
ориентируясь на интересы разных детей. Это создало условия для
персонифицированного общения с каждым ребёнком.
Поскольку развитие любознательности и исследовательского интереса
основано на создании спектра возможностей для моделирования, поиска и
экспериментирования, в зоне театрализованной деятельности я разместила
разнообразный природный и бросовый материал, ткани, костюмы для
ряженья. В нашей группе функционирует уголок по развитию речевой
активности «Речевичок», в который совместно с детьми мы решили
поместить: художественную литературу, альбомы с иллюстрациями
знакомых произведений, картотеку артикуляционной гимнастики и
пальчиковых упражнений, потешек. Где дети, как с воспитателем, так и
самостоятельно могли заняться пальчиковыми играми, артикуляционной
гимнастикой. Пересказать знакомые потешки.
28
Для работы по развитию речи я подобрала картотеки дидактических игр по
следующим направлениям:
Для формирования грамматического строя речи «Телефон», «Давайте
хохотать, «У кого похожая картинка?», «Подбираем рифму», «Загадка-
описание» и т.д.
На развитие связной речи «Подскажи словечко», «Кто может совершать эти
действия?», «Кто, как передвигается? «Что происходит в природе?».
В работе над звуковой стороной речи, «Из какой сказки персонаж?»,
«Заводные игрушки», «Лисьи прятки» и т.д.
Подобрала картотеку Театрализованных игр: «Не хочу манной каши!» «Как
варили суп», «Медвежата», «Моя Вообразилия» и др.
Оформила сборник сказок «Сказкотерапия с детьми дошкольного возраста»;
«Сон колобка», «Рыбка буль-буль», «Сказка о солнышке» и т.д.
(приложение №3)
Для более успешной работы подобрала соответствующие настольно-
печатные игры: «Размышляй-ка», «Волшебные линии», «Истории в
картинках», «Мои любимые сказки», «Аналогии», домино «Сказка за
сказкой» и т. д, книги, наглядный материал, иллюстрации, которые помогают
детям закреплять простейшие навыки и знания произведений народного
жанра, формируют умения самостоятельно использовать эти знания. В
книжном уголке разместила книги – раскладушки, книжки – малышки. В
театрализованном уголке поместила фигурки персонажей знакомых потешек,
стихов, сказок, кукольный театр, музыкальные инструменты.
Всё это привлекло внимание детей. Они с интересом шли в «книжный дом»:
рассматривали иллюстрации, рассказывали потешки используя иллюстрации,
стихи, играли с фигурками из театра.
Важное значение для развития речи, снятия эмоционального напряжения
имеет развитие мелкой моторики через «пальчиковые игры». Одним из
средств развития движений пальцев рук и речи детей является «Театр
29
пальчиков». Это замечательная «палочка-выручалочка» помогала соблюдать
один из важнейших принципов «от простого к сложному».
Начиная с простейших потешек («Эта ручка правая, эта ручка левая»,
«Семья», «Игрушки») которые я показывала, а дети повторяли за мной,
переходили к более сложным, требующим от ребёнка внимания, терпения и
старания («Мышка лапками скребёт», «Капустка», «Апельсин»). Исполняя
потешки, дети показывали фигуры и проговаривали слова в такт с
движениями пальцев. Помогая малышам овладеть потешками, пальчиковыми
играми, постепенно переходила к театрализованной деятельности.
Любимые детьми сказки «Теремок», «Колобок», «Три медведя», «Колосок»
показывала в разных вариантах театра: настольный, фланелеграф, ложковый,
пальчиковый, кукольный. После неоднократного показа, бесед, предлагала
детям совместный показ сказок, на что они откликались с большим
интересом и желанием. Учились передвигать фигурки, управлять куклами,
произносить монологи, вступать в диалог между персонажами.
В играх-драматизациях с детьми младшего дошкольного возраста особое
место отводила небольшим этюдам, в которых сама показывала образы
героев (например, лиса: хитрая, красивая, говорит ласково, ходит плавно, не
спеша). Кроме этого рассматривали с детьми иллюстрации к сказкам в
разной манере исполнения художников В.Васнецова, Е.Рачаевой,
В.Г.Мельниченко, В.Лебедевой, С. Малинко, А.Жуковой, М.Тюрина,
проводила беседы. Такая работа позволила детям сформировать
представления о характере и образе сказочных героев, обогатить словарный
запас детей.
С детьми среднего дошкольного возраста часто использовала игры с разными
видами театра «Придумай сказку» дети с удовольствием включались в
придумывание новых интересных сюжетов сказок. Не меньше интерес у
детей вызывала игра-пантомима. В которой сочетаются пластические позы,
жесты и мимика. Предлагаю детям с помощью указанных образных средств
представить следующие ситуации: " Я мыл посуду и случайно разбил
30
чашку", " Я пришивала пуговицу и уколола палец иголкой". Потом просим
детей "изобразить" распускающийся цветок, прыгающую лягушку,
засыпающего ребёнка, качающееся на ветру дерево и т.д.
При чтении произведения старалась использовать средства интонационной
выразительности. Чем полнее и эмоциональнее воспримут произведение
дети, тем легче им будет потом инсценировать прочитанное. Затем
проводила беседу, стараясь выяснить, насколько ребенок понял суть
произведения, эмоциональное состояние героев. Например, при чтении
стихотворения С.Маршака «Котята» спрашивала у детей: «Какое настроение
было у хозяйки в начале стихотворения? Как вы об этом догадались? Что
произошло с котятами? Почему они оказались на улице?».
Для развития у воспитанников умения внимательно слушать, запоминать
последовательность событий, свободно ориентироваться в тексте, были
использованы специальные упражнения, проблемные ситуации. Например,
при чтении отрывка из сказки «Волк и семеро козлят», спрашивала: «Кому
принадлежит эта песня волку или козе? Почему вы так думаете?». При
рассматривании иллюстраций с зайцем, спрашивала: «Как вы думаете, из
какой сказки этот заяц? Почему вы так решили?». Отвечая на эти вопросы и
объясняя, почему они именно так думают, дети вспоминали текст и
представляли определённый образ.
Правильно поставленный вопрос позволяет ребёнку думать, размышлять,
приходить к нужным выводам и в тоже время замечать и чувствовать
художественную форму произведения. Заимствуя из сказок образные
выражения, меткие слова, обороты речи, пословицы и поговорки, дети
обогащают свою речь, делая её образной и выразительной.
При рассматривании с детьми иллюстраций особое внимание уделяла
анализу эмоциональных состояний персонажей, изображенных на картинках
(«Что с ним, почему он плачет?», «Как вы думаете, кто ему помог?»).
Когда текст хорошо усвоен, приступала к обучению детей средствам
выразительности (интонация, мимика, жесты). При этом использовала
31
знакомые и любимые сказки. Фрагменты из сказок использовала как
упражнения.
Например, предлагала детям попроситься в теремок, как мышка или лягушка,
потом совместно с детьми решали, кто из них был более похожим по голосу
и манерам на этих персонажей. В следующий раз старалась усложнить
задание, предложив одному ребёнку (по желанию) разыграть диалог двух
персонажей, проговаривая слова и действуя за каждого.
Таким образом, дети учатся словесному перевоплощению, стремясь, чтобы
характер персонажа, голос и его привычки легко всеми улавливались.
Передать характер персонажей в движении помогает и использование
музыки. Огромную помощь в работе оказывает музыкальный руководитель.
Итогом нашей работы в средней группе был показ сказки «Колобок» для
детей младших групп.
В старшей группе для обучения детей средствам речевой выразительности
использовала более сложные упражнения.
Для снятия мышечного напряжения я использовала следующие упражнения:
«Поздоровайтесь друг с другом за обе руки поочерёдно», «Найди взглядом
своего товарища», «Не перепутайте движения»; игры: «Капуста»,
«Перестройся по росту».
Пальчиковый игротренинг «Утречко», «Мальчик пальчик, где ты был?»,
«Барабанщики», «Солдаты», «Мы мастера», «Дятел», «Стирка белья»,
«Погрозим», «Я играю», «До свидания» помогает развивать мелкую
моторику.
Для обучения детей средствам речевой выразительности я использовала
артикуляционную гимнастику: «Мама шинкует капусту», «Чашечка»,
«Самовар», «Лошадка», «Чистим зубки», «Иголочка». Предлагала детям
произнести с разной интонацией самые привычные слова: «возьми»,
«принеси», «помоги», «здравствуй» (приветливо, небрежно, просящее,
32
требовательно). Привлекала внимание детей к тому, как можно изменить
смысл фразы путём перестановки логического ударения (каждый раз на
другое слово): «Принеси мне игрушку», «Мама ушла на работу». А так же
использовала задания упражнения «Разные настроения», «Я радуюсь,
когда…», «Я грущу, когда…».
Для развития дикции я использовала скороговорки, игры «Подскажи
словечко». (приложение №4)
С целью развития воображения, мышления, памяти предлагала детям
закончить «Короткие истории» например:
1. Мальчик вернулся домой с прогулки, его встречает мама и говорит: «А у
меня для тебя новость». Какая новость может быть у мамы?
2. Мальчик говорит себе тихо-тихо: «Как страшно!». Чего он может бояться?
3. О чём может думать один карандаш, лёжа в коробке карандашей?
Для более яркого создания образа детям необходимо
владеть выразительными пластикой и мимикой.
Для развития пластической выразительности я предлагала детям:
1. Пройти по камешкам через ручей от лица любого персонажа (сказки,
рассказа, мультфильма) по их выбору.
2. От лица любого персонажа подкрасться к спящему зверю (зайцу, медведю,
волку).
3. Изобразить прогулку трёх медведей, но так, чтобы все медведи вели себя и
действовали по-разному.
При выполнении этих упражнений детьми, я следила за тем, чтобы дети сами
подмечали различия в исполнении своих друзей и стремились находить свои
движения, мимику.
Особенно нравились детям упражнения для развития выразительной
мимики:
1. Солёный чай.
2. Ем лимон.
3. Сердитый дедушка.
33
4. Лампочка потухла, зажглась.
5. Грязная бумажка.
6. Тепло холодно.
7. Рассердились на драчуна.
8. Обиделись.
9. Мне грустно.
10. Показать, как кошка выпрашивает колбасу.
В процессе образовательной деятельности с воспитанниками стараюсь
осуществлять поддержку инициативы и самостоятельной творческой
деятельности детей. В свободное время они импровизируют небольшие
диалоги: например, лисы и зайца, лисы и собак, лисы и петушка и т.д.;
стараются следить за своей речью и речью других, отрабатывают жесты,
мимику, движения, голос.
Совершенствованию навыка диалогической речи воспитанников
способствовало рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам
художников И.Хохлова, Е.Антоненкова, Т.Мавриной, В.Лебедева, Е.Рачева,
беседы об особенностях иллюстрирования художниками драматических
моментов сказки.
После знакомства детей с произведениями разных жанров: сказкой,
стихотворением и рассказом, задавала им вопросы «Чем отличается сказка от
рассказа, рассказ от стихотворения?», провела с детьми викторину «Узнай
сказку». риложение 5) Вопросы побуждают детей думать, рассуждать.
Воспитанники узнавали сказки по иллюстрациям, прочитанным отрывкам,
загадкам.
Заключительным и самым значимым для детей этапом является постановка
сказок. Работа по подготовке детей к постановке спектакля осуществляется
поэтапно. На подготовительном этапе знакомлю детей с художественным
произведением. Как показала практика, наиболее интересным материалом
служат сказки. Для них характерны драматический конфликт между
34
действующими лицами, острота ситуации, эмоциональная насыщенность,
короткие, выразительные диалоги, простота и образность языка. В процессе
ознакомления детей с произведением обсуждаем характер, поступки героев,
одновременно решаю задачу обогащения словаря детей эмоционально–
оценочной лексикой. В дальнейшем читаем с детьми текст по ролям,
распределяем роли, уточняем предполагаемые обстоятельства и мотивы
поведения отдельных персонажей, организуем репетиции по отрывкам. Я
ненавязчиво помогаю детям объединяться в небольшие творческие группы
вместе подготовить, оформить и проиграть фрагмент инсценировки, учу
детей модулировать голосом: говорить громко, тихо, грубо, мягко,
передавать радость, печаль, грусть, страх, произносить текст в характере
разных персонажей, выполнять имитационные движения. После таких
упражнений дети становятся более раскрепощёнными, свободными, лёгкими
в общении, проявляют своё творчество. После разучивания текста начинаем
работать над пластикой движений: учу детей посредством движений
передавать характер литературного героя (например: лиса хитрая, ходит на
цыпочках, заглядывает всем в глаза, вертит головой в разные стороны, хочет
всем понравиться; Колобок весёлый, озорной, доверчивый, бегает легко, на
носочках; Кай до волшебства добрый, весёлый, смелый, внимательный
мальчик, а после волшебства Снежной королевы выражение его лица
становится злым, бессердечным, надменным, он хмурит брови, взгляд его
холодный, равнодушный). В процессе работы над образом использую
видеофрагменты из мультипликационных и художественных фильмов.
Вместе с детьми обсуждают, какими средствами актёр создаёт образ какой
интонацией говорит, как ходит). Обсуждение и подготовка декораций,
костюмов, реквизита осуществляется в тесном сотрудничестве с родителями:
взрослые изготавливают приглашения, афиши, программы, рисуют
декорации, придумывают идеи для костюмов и сами воплощают их.
Театр это средство эмоционально - эстетического воспитания в детском
саду, позволяющий формировать опыт социальных навыков поведения,
35
способность проявлять чувство эмпатии, сопереживать героям. Каждая
сказка или литературное произведение имеют нравственную направленность,
прививая дружбу, доброту, смелость. Постепенно воспитанники проявляют
творческую самостоятельность в передаче образов, выразительность речевых
и пантомимических действий под музыку. Итогом работы в старшей группе
был весенний праздник «Гуси - лебеди» для родителей. Где дети показали
свое актерское мастерство, творческие способности. (Приложение 6)
Добиться положительных результатов в театрализованной деятельности
позволили реализованные мною проекты (один из них) «Сказка к нам
приходит» (приложение 7 ) цель которого направлена на создание условий
для социально- коммуникативного, познавательно-речевого развития детей
дошкольного возраста через театрализованную деятельность с
использованием приема мнемотехники.
В процессе реализации проекта «Сказка к нам приходит»:
-повысилась творческая активность детей: они с удовольствием участвовали
в драматизации сказок;
-у детей увеличится круг знаний об окружающем мире;
-появилось желание пересказывать сказки, придумывать свои сюжеты;
- активизировалась речь детей, обогатился словарный запас
- дети с интересом смотрят театральные постановки других и с
удовольствием воспроизводят их в своей игровой деятельности;
-родители активно включились в образовательную деятельность группы,
благодаря вовлечению родителей в проектную деятельность, создавались
яркие, красочные костюмы, декорации. Совместно с детьми родители
изготовили различные виды театра.
Работу в рамках данного проекта строила в системе, последовательно,
направляя деятельность детей и взрослых на достижение положительного
результата. Проектная деятельность позволила мне успешно решить задачи,
36
направленные на своевременное развитие речи через театрализованную
деятельность.
Вся проведённая работа эффективна, на что указывают положительные
результаты при повторном обследовании:
1. У детей повысился уровень развития речи.
2. Вырос интерес к театрализованной деятельности, дети активно принимают
участие в драматизации знакомых сказок, разыгрывают небольшие сценки.
3.Заметно повысился уровень сформированности коммуникативных навыков.
Подводя итог, хочется отметить, что влияние театрализованной деятельности
на развитие речи неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно
решать практически все задачи программы развития речи и наряду с
основными методами и приёмами речевого развития детей можно и нужно
использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.
Вывод: Сравнив результаты диагностических исследований по
театрализованной деятельности, я пришла к тому, что удалось добиться
положительных результатов за три учебных года по всем разделам:
увеличилось количество детей с высоким уровнем умений на 22%, а с
низким уровнем наоборот уменьшился на 25%. В разделе речевая
культура видна положительная динамика , количество детей с высоким
уровнем развития увеличилось на 10%,с низким уменьшилось также на
15%. Речь дошкольников обогатилась, повысился интерес к театрально
игровой деятельности.
Мои воспитанники на протяжении этого времени являлись активными
участниками и дипломантами конкурсов различного уровня:
муниципального, регионального. Дети принимали участие, в различных
театрализованных мероприятиях начиная с младшей группы, мы постоянные
участники конкурса «Юные таланты» где на суд зрителей и жюри,
представили такие театрализованные постановки: «В лесу», «Как зайчата
маму искали», «Гуси лебеди». Песни инсценировки «В траве сидел
кузнечик», «Эх Ванюша». Читаем стихи в различных номинациях как на
37
муниципальном уровне стихи о маме», «Поэзия доброты», «Вифлеемская
звезда»), так и на региональном (Царская семья устами русских поэтов). Нас
приглашают с выступлениями на сцену районного дома культуры,
библиотеки, школы. Хочется отметить, что практически на всех этих
конкурсах дети занимали призовые места. (Приложение 8)
Практика показала, что работа по развитию речи не будет полноценна без
участия семьи. Только в тесном контакте с родителями можно добиться
положительных результатов. Поэтому вся моя работа была направлена на
повышение компетентности родителей в данном вопросе, для этого мною
был проведён семинар-практикум «Роль театра в развитии речи детей»
«Театр кукол и игрушек в детском саду» лекция - дисскусия;
«Театрализованные игры путь к детскому творчеству» мастер- класс. Я
провела для родителей: родительское собрание «А мы играем в театр!», где
познакомила с содержанием и значением театрализованной деятельности для
детей дошкольного возраста; консультации: «Как устроить домашний театр
дома», «Воспитание сказкой», «Роль сказки в воспитании детей дошкольного
возраста», «Расскажи детям сказку». (Приложение 9) В родительском уголке
помещаю рекомендации по развитию речи и театрализованной деятельности,
различные памятки, буклеты по теме. Также размещаю информацию по
данной теме «ВКонтакте» социальная сеть группа «Непоседы». Родители
принимали участие в изготовлении: театральных кукол, атрибутов и
декораций, различных видов театра. Участвовали в совместных выставках
поделок по сказкам. Совместно с родителями проводили развлечения,
утренники, викторины. Очень интересно прошел праздник «Шоу Супер-
папа» (Приложение 10) где папы показали вместе с детьми свой артистизм,
творчество, фантазию. А в роли ведущего на этом празднике вместе со мной
выступила одна из мам моих воспитанников. Не менее интересно прошел
праздник посвященный дню матери «Мы с мамой ловкие, смелые и быстрые,
умелые». Такие мероприятия, безусловно, очень важны.
38
Данную работу проводила так же в тесном контакте с узкими специалистами.
Вместе с музыкальным руководителем подобрали музыку к различным
образам сказочных героев, провели театрализованные представления по
сказкам «Гуси - лебеди», «Теремок», «Лягушка- путешественница» и др.
Инструктор по физической культуре отработал различные движения, помог
в организации досугов, праздников, предоставляя детям возможность
проявить активность, самостоятельность, творчество.
Сама часто исполняю роли в театрализованных представлениях, как на
мероприятиях ДОО, так и на сцене дома культуры. Тем самым показываю
детям пример театрального мастерства.
Распространяю свой педагогический опыт в детском саду. Подготовила и
провела семинар-практикум «Мнемотехника как одна из эффективных и
творческих методик в развитии речи детей дошкольного возраста». На РМО
выступила с обобщением опыта по театрализованной деятельности.
Опубликовала проект «Сказка к нам приходит» всероссийском
педагогическом журнале «Познание».
Заключение
Несомненно, что развитие речи детей любого возраста одна из приоритетных
задач в обучении и воспитании. Речь ребенка развивается постоянно в быту,
на занятиях, в игре, в общении со сверстниками и взрослыми и сопровождает
его в любой деятельности. Но как сделать так, чтобы обучение проходило
легко и свободно, без строгих правил и навязчивости? Эти вопросы поможет
решить использование в педагогическом процессе театрализованных игр.
Они пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с
удовольствием включаются в игру, воплощают образы, превращаются в
артистов. Игра – дело серьезное, но и веселое, то же. Театрализованные игры
дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое
педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время игры
раскованно и свободно. Игры - драматизации позволяют решать
39
одновременно несколько задач: развитие речи и навыков театрально-
исполнительской деятельности, созданию атмосферы творчества, социально-
эмоциональному развитию детей. Театрализованные игры могут быть
организованы в утренние и вечерние часы, органично включены в различные
занятия. Работа с детьми над образами персонажей включает в себя и
развитие выразительности речи, и развитие пластики, двигательных
способностей, эмоционального состояния, поведенческих норм,
нравственного развития. Главная особенность этих игр в том, что ребенок
обучается незаметно для него самого, он артист и учится публично говорить
и действовать. В моей работе был проведен анализ опыта основателей
дошкольной педагогики по речевому воспитанию дошкольников средствами
театра, я раскрыла роль воздействия театрализованных игр на речевое
развитие дошкольников и необходимость их использования. Изучены
формы и методы руководства театрализованными играми, методика
руководства играми-драматизациями. Разработала этапы постепенного
включения данного вида игр в процесс развития речи детей дошкольного
возраста. Считаю, что выбранная мною тема, достаточно полно раскрыта в
моей работе и подтверждает свою актуальность. Проведенная работа по
внедрению в процесс развития речи ребенка театрально-игровой
деятельности оправдала себя: дети становятся более раскрепощенными,
открытыми, улучшается речь и взаимопонимание.
Результат проделанной работы:
1 -У детей повысился интерес к театрально – игровой деятельности.
-Усовершенствовались исполнительские умения детей в создании
художественного образа.
- Расширились представления детей об окружающей действительности.
-Повысился уровень речевого развития и речевого этикета детей.
-Обогатился и активизировался словарь детей.
-Усовершенствовалась интонационная выразительность речи.
40
- Развивалась память, мышление, воображение, внимание детей.
-Усовершенствовалось умение детей правильно оценивать свои и чужие
поступки
-Появилось умение контролировать эмоциональное состояние детей.
-Появилось осознанное поведение и общение в обществе.
-Повысился эмоциональный контакт с семьями воспитанников.
Трудности и проблемы при работе над данной темой
я столкнулась с некоторыми проблемами и трудностями::
- что делать, если ролей не хватает на всех детей;
- кто будет играть отрицательных персонажей?
Первая трудность вполне решаема. Здесь возможна подгрупповая
организация занятий по театральной деятельности. Кроме того, можно
придумать какие-либо дополнительные роли, чтобы охватить всех детей.
Вторая же трудность несколько сложнее и требует вдумчивого наблюдения
за конкретными детьми, индивидуального подхода к каждому ребенку.
Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные
осуждаются, то дети, в большинстве случаев, хотят исполнять роли добрых,
сильных и находчивых персонажей и не хотят играть злых, жестоких,
бесчестных. В таких случаях нужно подчеркнуть, что в театрализованной
деятельности все — и дети, и взрослые — артисты, и они должны уметь
играть и положительные, и отрицательные роли. Причем зачастую сыграть
роль отрицательного героя намного сложнее. Однако иногда бывает и так:
стремление активно участвовать в театрализованной деятельности, привлечь
внимание к себе толкает ребенка к постоянному исполнению отрицательных
ролей. Постепенно образ как бы прилипает к нему, и, в конце концов, этот
ребенок начинает вызывать насмешки у других детей, поэтому необходимо,
чтобы каждый из детей исполнял как отрицательные, так и положительные
роли.
41
Подводя итог, хочется отметить, что влияние театрализованной
деятельности на развитие речи неоспоримо. С помощью
театрализованных занятий можно решать практически все задачи
программы развития речи. Я не останавливаюсь на достигнутом работу
по развитию речи детей через театрализованную деятельность продолжу
и в подготовительной к школе группе.
Литература:
1 . Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. Для
воспитателя дет.сада - М., КНОРУС", 2003г.
2. Карпинская Н.С. Игры-драматизации в развитии творческих способностей
детей // Художественное слово в воспитании дошкольников.- М., 1972.
3. Бочкарева Л.П. Воздействие книг и картин на игровые образы. В сб.:
Воспитание детей в игре. - М., "КНОРУС", 2007.
4. Гербова В.В. Учусь говорить: Метод. Рекомендации для воспитателей,
работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга». – 2-е изд. – М.:
Просвещение, 2000 г.
5. Горбушина Л.А., Николичева А.П. «выразительное чтение и рассказывание
с детьми дошкольного возраста»: Учебное пособие: М.: КНОРУС, 2005г.
6. Домашний театр – Серия «Через игру – к совершенству». – М.: «Лист»,
2001г.
7. Зинкевич – Евстигнеева Практикум по Сказко-терапии. – СПб.: ООО
«Речь», 2002г.
8. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр дошкольникам:
Театр картинок. Театр игр. Театр петрушек: пособие для воспитателей и
музыкальных руководителей. – СПб.: 2003.
9. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для
работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ «Сфера», 2001г.
42
10. Менджерицкая Д. В. Игра-драматизация. В сб.: Воспитание детей в игре. -
М.: А.П.О., 1994.
11. Поляк Л.Я. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по
мотивам русских народных сказок. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001.
12. Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения»:
пособие для воспитателей детского сада. – М. «Пресс», 2004.
13. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. М.:Аркти,2002г.
14. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1969г.
15. Тихеева Е. И. Развитие речи детей. М., 1981г.
16. Фролов Ф. М., Соковин Е. Н. Нам весело: Пособие. М.: Просвещение,
1973г.
17. Новотворцев Н. К. Развитие речи детей. Ярославль, 1995г.