Методика разработки сюжетно-композиционного решения сценария досуговой программы

Государственное бюджетное учреждение
дополнительного образования детей
Дом детского творчества
Калининского района Санкт-Петербурга
_____________________________________________________________________________
Статья
«Методика разработки сюжетно-композиционного решения сценария
досуговой программы»
Составитель:
Соловьева Александра Алексеевна
Педагог- организатор
Санкт-Петербург
2020
Методика разработки сюжетно-композиционного решения
сценария досуговой программы
Композиция - (соединение, расположение, составление) - построение
художественного произведения. Она является основной организующей и конструирующей
силой любого художественного произведения, это закон, способ соединения звуковых и
текстовых частей, скажем, в литературном и музыкальном произведениях, средство
выражения связей между элементами данного произведения. Композиция является самой
существенной частью творческого процесса.
Драматургическая основа культурно-досуговой программы создается такими
эмоционально-выразительными средствами, как живое слово, музыка, кино, поэзия,
пантомима, хореография и др. Задача композиционного построения сценария состоит в
том, чтобы соединить все эти элементы в единое целое, придать будущей программе
логичность, стройность, целостность. От того, насколько данные элементы будут
гармонировать между собой, взаимодействовать в сюжетной конструкции, соподчиняться
и дополнять друг друга, зависит эмоциональное и эстетическое восприятие ее зрительской
аудиторией.
В процессе работы над драматургией культурно-досуговой программы сценарист
сталкивается с различными видами творческой деятельности, которые могут быть
успешно им реализованы лишь в том случае, если он опирается на прочный фундамент
знаний закономерностей творческого процесса . Для этого, в первую очередь, необходимо
знание теоретических основ таких творческих явлений как сущность, структура,
особенности художественного мышления и художественного вкуса, формы, средства,
методы их формирования, законов композиционного построения драматургического
произведения - функциональное размещение в нем экспозиции, завязки, основного
развития действия, кульминации, развязки и окончания.
Композиция имеет свои законы - целостность, взаимосвязь и соподчиненность
частей целому, контрастность, подчиненность всех средств художественного
произведения сценарному замыслу, единство содержания и формы, соразмерность,
типизация и обобщение и др., которые отражают те многосторонние связи, которые
необходимо соединить в процессе творческой работы над драматургией культурно-
досуговой программы.
Охарактеризуем основные из них: законы целостности, взаимосвязи и
соподчиненности частей целому.
Специфическая особенность драматургии культурно-досуговой программы,
выражающаяся в поэпизодном построении сценария, обусловлена не прихотью
сценариста, а объективной необходимостью наиболее полно и многоаспектно раскрыть
тему и идею, включая различные стороны выбранной для художественного воплощения
проблемы или явления.
Итак, рассмотрев основные законы композиции в работе сценариста культурно-
досуговых программ, перейдем к анализу структуры композиционного построения
сценария. Диапазон культурно-досуговых программ достаточно широк как по
содержанию, так и по формам. Это игровые, конкурсно-игровые, информационные,
развлекательные, художественно-публицистические, театрализованные и другие
комплексные программы. Каждый вид такой программы имеет свои специфические
особенности драматургической организации сценарного материала и, следовательно,
композиционного построения. Значительное место в структуре указанных программ
занимают театрализованные представления. Это сложнейшая драматургическая форма,
приближенная к литературно-художественному произведению всеми признаками жесткой
композиционной структуры. Классическую структуру такой программы, как отмечалось,
составляют следующие элементы: экспозиция, завязка, основное развитие действия,
кульминация, развязка и окончание. Каждый названный элемент в структуре композиции
имеет свое определенное функциональное назначение. Рассмотрим последовательно
каждый из данных элементов.
Экспозиция - первый структурный элемент композиционного построения сценария.
Как правило, экспозиция располагается вначале и служит основой для развития
последующего драматургического действия. Особенность экспозиции заключается в том,
что в ней практически отсутствует событие. Она лаконична, кратковременна, в ней
отражается лишь общий характер темы будущей культурно-досуговой про¬граммы. Это
может быть знакомство с участниками театрализованного представления или сообщение
ведущего исходных данных о теме предстоящей программы.
Завязка - это важнейший опорный структурный элемент композиционного
построения сценария культурно-досуговой программы. Функциональная ценность
данного элемента заключается в том, что в его основе, в первую очередь, лежит событие,
так называемое "исходное", которое определяет начало драматургического конфликта и
находит свое развитие в последующих структурных элементах композиционного
построения сценария. Именно исходное событие привлекает внимание зрительской
аудитории и побуждает ее следить за дальнейшим сюжетным развитием действия.
Кульминация - вершина развития драматургического конфликта в сценарии,
высшая точка эмоционального восприятия зрительской аудитории. В центре кульминации
лежит главное событие, задача которого - разрешении всего драматургического
конфликта в сценарии. Если исходное событие в завязке и событийный ряд в основном
развитии действия логично между собой сопряжены, то кульминация вытекает
естественно и становится смысловым и эмоциональным центром всей культурно-
досуговой программы.
Эмоционально-смысловым завершением сценического действия досуговой
программы, итоговым авторским высказыванием является финал. Он должен заставить
зрителя как бы «оглянуться» на весь ход драматургического действия. Его особая
смысловая нагрузка заключается в том, что он подает идею в концентрированном виде и
тем самым создает момент для максимального проявления активности всех участников
программы.
Список использованной литературы:
1. Генкин, Д. М. Массовые театрализованные праздники и представления
:учеб.-метод. пособие / Д.М. Генкин, А.А. Конович. - Москва : ВНМЦ
НТ и КПР, 1985. - 87 с.
2. Жарков А.Д. /Культурно-досуговая деятельность; учеб. пособие/ А.Д.
Жарков, В.М. Чижиков-М.:МГУК,1998.-461с.
3. Чечетин А.И. / Основы драматургии:учеб. пособие/А.И. Чечетин.-М.:
МГУКИ, 2004.-148с.
4. Аникст А.А./ Теория драмы от Аристотеля до Лессинга/ А.А. Аникст.-
М.: Искусство, 1967.-302с.
5. Шароев И. Г. Режиссура массовых театрализованных представлений —
М.: Советская Россия, 1980
6. Ратнер Я.В. Эстетические проблемы зрелищных искусств. М.:
Искусство, 1980. - 135 с.