Особенности обучения детей с ОВЗ в ДМШ

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного
образования детей детская музыкальная школа .
.
Особенности обучения детей с ОВЗ в ДМШ.
Горбунова Татьяна Сергеевна
Преподаватель по классу домры, гитары.
Кандалакша
2020 г.
Современная система дополнительного образования детей переживает
глубокие трансформации, которые приводят к пересмотру и изменению
фундаментальных основ, на которых оно было построено. В частности, в свете
нового законодательства модифицируются подходы к разработке
образовательных программ, которые сегодня рассматриваются как главные
структурно-функциональные элементы образовательной системы, выступают
средством и объектом правового регулирования образовательных отношений.
Известно, что педагоги дополнительного образования находятся в особой
позиции — они должны самостоятельно разрабатывать дополнительную
общеобразовательную программу с учетом запросов детей, потребностей семьи,
образовательной организации, социально-экономических и национальных
особенностей общества.
Понятие «инклюзивное образование» относительно недавно вошло в
отечественную педагогическую науку. Слово «инклюзивный» (от франц. inclusif
включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю, иначе –
«включенное образование») означает процесс совместного обучения лиц,
имеющих образовательные проблемы с основным контингентом обучающихся в
учебном заведении общего вида.
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая
исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное
отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих
особые образовательные потребности. Инклюзивное образование процесс
развития общего образования, который подразумевает доступность образования
для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что
обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Внимание к этой проблеме продиктовано наличием огромного
количества художественно одаренных детей, относящихся к категории лиц с
ограниченными возможностями здоровья и нуждающихся в качественном
художественном образовании, особенно на начальном этапе. Дети с
ограниченными возможностями здоровья часто изолированы от общества, они
живут в своем замкнутом мире. Но эти дети хотят петь, танцевать, играть на
музыкальных инструментах, они рисуют, лепят, их работы наполнены
эмоциями, переживаниями. Дети с ограниченными возможностями здоровья в
силу своих «ограничений» воспринимают этот мир ярче, острее,
эмоциональней, чем их здоровые сверстники. И именно в занятиях творчеством
дети- инвалиды находят отдушину, творчество помогает им в адаптации и
реабилитации, оно является самовыражением и самореализацией. Ведь им, как и
всем детям, необходимы внимание, любовь, понимание, возможность общаться.
Большие возможности для такой деятельности предоставляют занятия
в ДШИ.
Система обучения в ДШИ может легко адаптироваться под
потребности любого ребенка благодаря следующим факторам: творческий
характер обучения основам искусств, и сочетание в учебном процессе
индивидуальных, групповых форм обучения и коллективных мероприятий.
Такой режим занятий способствует удовлетворению образовательных
потребностей каждого ученика, обеспечивает специальные условия для всех.
В детской школе искусств они наравне с другими детьми могут не
только проявить свои творческие способности, но и получить профессиональное
образование, которое позволит им успешно определиться в жизни.
Однако в настоящее время отсутствуют теоретически обоснованные
подходы к осуществлению качественного и полноценного художественного
образования лиц с особыми потребностями. Педагогическая практика носит
интуитивный характер деятельности, отсутствует целенаправленная программа
подготовки преподавателей к работе с этой категорией учащихся.
Преподавателям, работающим с детьми с ОВЗ в музыкальном образовании,
путем проб и ошибок приходится накапливать опыт работы в этой сфере.
Главная проблема, стоящая перед преподавателем, обучающим
ребенка с ОВЗ, связана с поиском более эффективных способов организации
процессов обучения и воспитания.
Сочетание чуткости и симпатии к ученику, умение мобилизовать волю
ученика, сочетание терпения и выдержки являются основой успешного
воспитательного воздействия.
Дети с ОВЗ это очень неоднородная группа ребят. Решая общие
педагогические и воспитательные задачи, педагог строго дифференцирует
подход к каждому ребенку с учетом его нарушенных и сохранных функций,
возраста и индивидуально – характерологических особенностей. Необходимо
знать особенности заболевания.
Необходимо соблюдать принцип «соответствия», т.е. все
интеллектуальные и физические нагрузки должны соответствовать
психомоторным возможностям и общему состоянию здоровья ребенка.
Увеличение и усложнение заданий проводится постепенно, так, чтобы во всех
случаях для ребенка сохранялась «ситуация успеха», чтобы занятие приносило
ему радость и укрепляло в нем уверенность в своих силах.
Важным является принцип систематичности и последовательности в
обучении. На основе этого принципа, с учетом уровня развития, соматического
и нервно – психического состояния ребенка, разрабатываются адаптированные
(иногда индивидуальные) программы обучения.
Важным дидактическим принципом является связь обучения с
практической деятельностью ребенка. Сольные выступления, участие в
коллективных концертно–творческих мероприятиях развивают функцию
общения, что является крайне важным для социальной адаптации детей с ОВЗ.
Процесс обучения детей с ОВЗ проходит в тесном контакте с
родителями, потому что успех таких ребят – это, прежде всего огромный
повседневный труд родителей. Поэтому необходимо проводить работу,
направленную на повышение уровня родительской компетенции и активизации
роли родителей в обучении ребенка.
В результате успешного проведения инклюзивного обучения в ДШИ
происходит раннее распознавание одаренности и создание условий для
предпрофессиональной направленности обучения детей с ОВЗ. Позволяет
вовлечь таких детей в общественную, социальную и культурную жизнь, помочь
им адаптироваться к среде сверстников и разрушить барьеры в общении со
здоровыми детьми.
Дети с ОВЗ показывают потрясающие результаты. Проявляя характер
и упорство, добиваются поставленных задач. Работа с такими детьми - это
постоянный творческий поиск, который в итоге должен помочь маленькому
человеку поверить в себя, раскрыться и стать полноправным участником
общественной, социальной, культурной жизни
Желание заниматься на фортепиано и других инструментах возникает
у многих детей, ведь потребность эмоционального самовыражения присуща
всем людям, независимо от наличия или отсутствия у них физического дефекта.
Не имея специального опыта и методического подспорья, преподаватели ДМШ
сталкиваются с целым рядом проблем: как учить, для чего учить, где границы
возможностей у детей с моторными нарушениями.
Чем младше ученик, тем интереснее и разнообразнее можно
использовать клавиатуру. Применение специфических игровых приемов в
начальный период обучения возможно и без овладения знаниями нотной
грамоты. Это так называемый "донотный" период, который в музыкальной
школе естественно заканчивается в 6-7 лет. У детей с моторными нарушениями
он может растянуться и до 9 лет. Играть на фортепиано, не привязываясь к
нотному тексту, можно любыми руками: как с нормальной мышечно-
двигательной реакцией, так и с существенными поражениями моторных
функций при спастических и вялых парезах.
Фортепиано можно использовать как своеобразный тренажер для
разработки крупной и мелкой моторики рук у детей с ограниченными
возможностями.
Одну из описываемых форм работы можно назвать "Звуковая
картина". Она основывается на звукоизобразительных возможностях
инструмента и импровизируется на заданную тему.
На уроках также применяются пальчиковые игры , гимнастические
упражнения для рук, кистей и пальцев, используемые на занятиях ЛФК. Они
призваны не только оказать помощь в овладении определенными видами
движения, но и обогатить двигательный опыт на уроке, задействовать иные
группы мышц, поскольку игра на фортепиано сопряжена с ограниченным
пространственным положением тела и рук при тонкокоординированных
движениях пальцев.
Задачи моторного развития детей, имеющих заболевание ДЦП, на
уроках фортепиано индивидуализируются в зависимости от степени поражения
двигательных функций и направлены на следующее:
максимальную разработку двигательных способностей пальцев рук;
выработку точных и координированных движений рук и пальцев;
ускорение моторных реакций;
уменьшение контрактур суставов рук и пальцев;
развитие бимануальной координации как временной, так и
пространственной.
Конечно же, не обойдены на уроке ни эстетический, ни
эмоциональный компоненты. Последнему отводится первостепенная роль.
Современные психологи утверждают, что матерью учения является отнюдь не
повторение, а эмоциональное подкрепление. Многократный механический
повтор может снизить или "убить" интерес и инициативу и в результате сделать
весь процесс обучения малоэффективным.
Положительные эмоции, радость и удовлетворение от происходящего
творческого процесса поддерживают интерес к занятиям, коррекционный
компонент урока проходит для ребенка незаметным.
Для создания на уроке атмосферы эмоционального удовольствия очень
важны личностные качества преподавателя: доброжелательность, соучастие,
оптимизм, чувство юмора, искренность — все то, что не может быть проявлено
формально.
По отношению к ученику в процессе урока преподаватель не может
допустить даже намека на неудовольствие от выполняемого задания, наоборот,
только поощрение и радость сотворчества. Если ребенок не справляется —
значит, требования учителя завышены. У приведенных выше видов работы нет
четкой схемы, нет идеального образца выполнения. Все, что делает ребенок на
эмоциональном подъеме, есть предел его нынешних возможностей, это его
достижения, его победы над своим недугом. Как можно оценить эту работу?
Конечно, только на отлично!
Детям, обячающимся игре на фортепиано с заболеванием ДЦП,
предлагается особый подход и к освоению нотной грамоты. Заболеванию часто
сопутствуют нарушение пространственной координации и проблемы со
зрением, что приводит к сложности при расшифровке нотных символов и
переводу их в звуковой ряд. Для максимального облегчения этого процесса
используются крупный шрифт, цветовое оформление, различные способы
упрощения двуручного изложения.По мере взросления ребенка игровой
компонент урока убывает, а форма его проведения все более приобретает
стандартные формы. Игровые импровизационные задания призваны
заинтересовать и стимулировать детей с различными моторно-двигательными
нарушениями рук к работе на инструменте, вселить уверенность в свои
возможности и в конечном итоге максимально компенсировать и
корректировать двигательные дефекты.
Занятия на фортепиано и других музыкальных инструментах для детей
с различными нарушениями моторики рук оказывают весьма эффективное
воздействие не только на коррекцию психомоторных реакций, но и на развитие
всех сенсорных систем, памяти и психоэмоциональной сферы ребенка. Следует
отметить положительные сдвиги в формировании тонкокоординированных
движений рук и пальцев, что отражается на улучшении почерка, развитии
навыков самообслуживания, более уверенной работе за компьютером и т. д.
Применение методов, предлагаемых в программе, способствует также
разработке артикуляционного аппарата и развитию речи в целом: она
становится более эмоциональной и выразительной. Работа на клавиатуре и с
нотным текстом способствует развитию абстрактного мышления, улучшению
пространственной координации, увеличению объема произвольной памяти, что,
в свою очередь, влияет на качество учебы по общеобразовательной программе.
Занятия в музыкальной школе — это еще и возможность показать себя
на сцене в качестве артиста-музыканта, певца хора или солиста-вокалиста.
Регулярные выступления помогают детям с ограниченными возможностями
избавиться от комплексов, повышают их самооценку, делают более
коммуникабельными, открытыми в общении.
Различные методические приемы могут широко использоваться в
практике музыкального обучения и воспитания детей с различными
медицинскими диагнозами. Задачи, которые мы ставим себе в работе с детьми с
ограниченными возможностями, направлены на социализацию, адаптацию их в
современной жизни и воспитание полноценных и полноправных членов
современного общества.
Используемая литература:
1.Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории.-
М.: Педагогика,1975.
2.Голованов В.П. Инклюзивный потенциал современного
дополнительного образования. Журнал «Дополнительное образование и
воспитание», 2015, №1.
3. Вайзман Н.П. Реабилитационная педагогика. М.: Аграф, 1996. 160с.
4. Буйлова Л.Н. Дополнительное образование детей в современной
школе. - М.: «Сентябрь», 2004.
5.Огородникова Г.С. Развитие творческих способностей детей с
ограниченными возможностями здоровья. Журнал «Дополнительное
образование и воспитание», 2016.
6.Мастюкова Е.М. «Лечебная педагогика» - М.: Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС, 1997.