Калейдоскоп литературных произведений. Картотека национальных сказок народов Оренбуржья (уральских казаков, татар, башкир, украинцев)

Калейдоскоп литературных
произведений.
Картотека национальных сказок
народов Оренбуржья
(уральских казаков, татар, башкир,
украинцев)
Что такое народные сказки?
Сказки это один из основных жанров фольклора. Это
эпические, преимущественно прозаические
произведения волшебного, авантюрного или бытового
характера с установкой на вымысел.
В фольклоре народов мира сказки являются самым
удивительным созданием. Национальное и народное
варьирование вместе с тем демонстрирует единство: все
народы мира единодушны в том, что считать истиной и
неправдой, справедливостью и обманом, преступлением
и наказанием, геройством и трусостью, что считать
достоинством человека, а что низостью.
Сказки народов мира во всех разновидностях составляют
бесценную сокровищницу культуры человечества. Это
искусство создано в веках на исторических путях
народов в борьбе за жизнь и счастье. Изящество
поэтических форм, ясность сказочного стиля и его
простота отмечены безупречным вкусом творцов этой
великой художественной культуры. Свое восхищение
сказкой свидетельствовали самые взыскательные, самые
тонкие художники мира.
Народные сказки, наряду с классическими
литературными сказками Ш. Перро, Х.К. Андерсена, В.
Хауфа, А.С. Пушкина, вошли в сокровищницу мировой
культуры.
Различие и сходство сказок разных народов мира
Не всякая выдумка становилась сказкой. По традиции от
поколений к поколениям передавалось только то, что
заключало в себе важное для людей. Сказочники
выражали мудрость своих народов, их стремления и
мечты. Отсюда происходит своеобразие и
неповторимость сказок у каждого народа.
Но у народов существует и общее, что делает их жизнь
похожей. Всюду простые люди работают, строят
жилища, чтобы укрыться от холода, дождей, борются с
теми, кто посягает на их покой, любят и растят детей,
передают им свои знания, смеются над очевидной
глупостью, мечтают о лучшей доле. Много еще найдется
общего у народов, хотя одни из них живут под палящим
солнцем, а другие в холодных снегах или высоко в
горах, в низменных долинах рек.
В общественном устройстве у народов тоже много
сходного в установлениях, законах, каким бы
своеобразным ни был общий уклад их жизни. Изо всего
этого возникает сходство сказок в идеях, в вымысле.
Изучая сказки народов мира, можно отметить, что они
похожи сюжетом, героями и их испытаниями. Отличие
связано с особенностями другой культуры, природы,
обычаями.
Сказки сближают разные народы и помогают им лучше
понимать друг друга.
«Емеля и конь»
(Сказка уральских казаков)
Жили-были отец, мать и сын. Жили они хорошо. Но
случилась беда: мать умерла, а отец взял другую жену.
Злая была мачеха, не любила она Емелю.
Отец купил Емеле коня. Любил Емеля коня, чистил его
каждый раз. Очень любил Емеля коня. Конь знал это. И
вот однажды мать задумала от Емели избавиться. Пошла
она к своему старому приятелю-колдуну. Рассказала ему,
что очень уж не любит она своего неродного сына. И
колдун дал ей ответ: “Как только придет Емеля домой,
дай ему этого вина”.
Но Емеля никогда не заходил домой, не проведав своего
любимого коня. Вот заходит он к нему, а конь - хмурый,
грустный. Спрашивает его Емеля: “Что ты так невесел,
что головушку повесил?” Конь говорит: “Грозит тебе,
Емеля, сегодня смерть”. И рассказал ему, что выдумала
мачеха. Приходит Емеля домой, а мачеха такая добрая,
как никогда. “На, - говорит, -сыночек, выпей винца”.
Емеля как будто пьет, а сам вылил вино в окно. Вино как
раз попало на дерево. Дерево вспыхнуло и вмиг сгорело.
Опять пошла мачеха к колдуну. Колдун и говорит: “На
вот рубашку и пошли его в баню, да дай ему ее”. Мачеха
обрадованная ушла. Пришел Емеля домой, зашел к
своему коню, а конь ему опять рассказал замысел
мачехи. Вот идет Емеля, а мачеха ему навстречу:
“Покушай, сыночек, да сходи в баньку, уж неделька
прошла, а ты еще не мылся”. “Ладно, говорит Емеля, -
схожу”. Взял Емеля рубашечку - да такую хорошую. “На
вот одень”. “Нет, - говорит Емеля, мне и в этой хорошо”.
Мачеха со злости кинула на него рубашку, но Емеля
отскочил, и рубашка упала в колодец. От колодца только
щепки да лужица осталась.
Опять мачеха идет к колдуну. Колдун на это раз говорит:
“Есть у твоего Емели конь, и если не убить его, не
избавиться тебе от него; а для этого притворись, что ты
больная. А меня вели позвать за врача, а я уж знаю, что
сказать”. Так все и произошло. Лежит мачеха, охает.
Пришел врач, послушал, посмотрел и говорит отцу: “
Есть у вашего сына лошадь, так надо у нее взять сердце,
сварить его и чтобы она съела”. Отец согласился, сказал
об этом сыну. Сын долго просил отца не убивать его
последнее счастье. Но отец любил мачеху и не послушал
сына.
Приходит Емеля к коню, а конь уже все знает и
говорит: “Теперь я ничего не могу сделать, только одно
попроси, чтоб отец разрешил тебе проехать по двору на
мне три раза в последний час”.
Отец разрешил. Едет Емеля третий раз. Дернул за ухо
коня - взлетел вверх. Мачехе послал он проклятье, отцу -
ничего. С тех пор он не возвращался в эти места. И жил
себе, поживал со своим добрым конем.
Вопросы и задания:
1. Передайте события, происходящие в сказке
последовательно, давая название каждому.
2. Составьте характеристику главного героя.
Соответствует ли он традиционным требованием сказки?
3. Встречались ли вы с ситуацией “злая мачеха - добрый
пасынок” в других сказках?
4. Можно ли определить, что сказки “Дочь и падчерица”,
“Емеля и конь” сказывали жители Оренбургского края?
«Уха»
(Сказка уральских казаков)
Наловил казак рыбы, наварил ухи и стал гостей звать.
Зовет он в гости трех братьев, кланяется и говорит: “Яик
Горыныч, Чаган Иваныч, Деркул Степаныч, пожалуйте
ко мне ухи откушать”.
Кланялся, кланялся, задел ногой и пролил всю уху. Стал
казак ругаться: Позови вас, чертей, так вы все съедите,
мне ничего не оставите”.
«Башмаки»
(Татарская народная сказка)
Давным-давно жил на свете старик, и был у него сын.
Жили они бедно, в маленьком старом домике. Вот
пришло время старику умирать. Позвал он сына и
говорит ему:
Нечего мне тебе в наследство оставить, сынок, кроме
своих башмаков. Куда бы ты ни пошел, всегда бери их с
собой, они тебе пригодятся.
Умер отец, и остался джигит один. Было ему лет
пятнадцать-шестнадцать.
Решил он пойти по белому свету счастья искать. Перед
тем как уходить из дому, вспомнил он отцовские слова и
положил в сумку башмаки, а сам пошел босиком.
Долго ли шел он, коротко ли, только устали у него ноги.
«Постой-ка,— думает он,— а не надеть ли мне
башмаки?» Надел башмаки, и усталость как рукой сняло.
Башмаки сами идут по дороге, да еще и веселую музыку
наигрывают. Идет Джигит, радуется, приплясывает и
песенки поет.
Попался ему навстречу один человек. Позавидовал тот
человек тому, как легко и весело джигит шагает.
«Наверное, дело тут в башмаках,— думает.— Попрошу-
ка я его продать мне эти башмаки».
Когда они оба остановились отдохнуть, тот человек и
говорит:
Продай мне эти башмаки, я тебе за них дам мешочек
золота.
Идет,— сказал джигит и продал ему башмаки.
Стоило тому человеку надеть башмаки, как вдруг ноги у
него сами побежали. Он бы рад остановиться, да ноги не
слушаются. С большим трудом ухватился он за какой-то
куст, скорее скинул с ног башмаки и говорит себе: «Тут
дело нечисто, башмаки-то заколдованные оказались.
Надо скорее спасаться».
Бегом он вернулся к джигиту, который еще не успел
уйти, и кричит:
Забери свои башмаки, они у тебя заколдованные.
Швырнул ему башмаки и пустился наутек только
пятки
засверкали.
А джигит кричит ему вслед:
Постой, да ты забыл забрать свое золото. Но тот от
страха ничего не слышал. Надел джигит башмаки и с
музыкой, с песнями, с шутками-прибаутками добрался
до одного города. Зашел он в маленький домик, где жила
одна старушка, и спрашивает:
Как идут дела в вашем городе, бабушка?
Плохо,— отвечает старушка.— У нашего хана сын
умер. Пятнадцать лет прошло с тех пор, но весь город в
глубоком трауре, нельзя ни смеяться, ни петь. Сам хан ни
с кем не хочет разговаривать, и никто не может его
развеселить.
Это не дело,— говорит джигит,— надо хана
развеселить, печаль его развеять. Пойду-ка я к нему.
Попробуй, сынок,— говорит старушка,— только как
бы тебя ханский визирь из города не прогнал.
Пошел наш джигит по улице к ханскому дворцу. Идет,
приплясывает, песенки поет, башмаки веселую музыку
наигрывают. Люди на него смотрят, удивляются:
«Откуда такой весельчак взялся?»
Подходит он к царскому дворцу и видит: преградил ему
дорогу визирь верхом на лошади, с мечом в руке.
А надо сказать, что визирь тот ждал, когда хан умрет от
тоски и печали. Он хотел занять его место и жениться на
его дочери.
Набросился визирь на джигита:
Разве ты не знаешь, что наш город в трауре? Ты
почему народ баламутишь, с песнями по городу
разгуливаешь? — И прогнал его из города.
Сидит джигит на камне и думает: «Невелика беда, что
меня визирь прогнал. Попробую-ка я опять к хану пойти,
печаль-тоску его развеять».
Опять пошел он в город с музыкой, песнями, шутками-
прибаутками. Опять увидел его визирь и прогнал. Опять
присел джигит на камень и говорит себе: «Ведь меня не
сам хан прогнал, а визирь. Надо мне самого хана
увидеть».
В третий раз пошел он к хану. С музыкой, песнями,
шутками-прибаутками подходит он к воротам ханского
дворца. На этот раз ему повезло. Хан сидел на крылечке
и, услышав шум, спросил у караульных, что творится за
воротами. Ходит тут один,— отвечают ему,— песни
поет, пляшет, шутки шутит, народ веселит.
Пригласил хан его к себе во дворец.
Потом велел собрать на площади всех горожан и говорит
им:
Нельзя так больше жить. Хватит нам печалиться и
горевать.
Тут вышел вперед визирь и говорит:
Этот мальчишка плут и мошенник! Гнать его надо
из города. Он вовсе не сам пляшет, и музыку тоже не он
играет. Дело тут в башмаках, они у него волшебные.
Хан ему отвечает:
Раз так, то надень башмаки и спляши нам что-нибудь.
Надел визирь башмаки и хотел сплясать, да не тут-то
было. Только ногу поднимет, а другая как будто к земле
прирастает, никак не оторвешь. Народ засмеял визиря, а
хан с позором прогнал его.
А джигита, который его развеселил, хан оставил у себя и
выдал за него свою дочь. Когда же хан умер, то народ
выбрал его своим правителем.
«Волк и портной»
(татарская народная сказка)
Шел портной по дороге. Навстречу ему идёт голодный
волк. Подошёл волк к портному, лязгнул зубами.
Портной ему и говорит:
О волк! Вижу, ты хочешь меня съесть. Что же,
противиться твоему желанию я не смею. Только позволь
сначала обмерить тебя и в длину и в ширину, чтобы
узнать,помещусь ли я в твоём желудке.
Волк согласился, хоть и не терпелось ему: хотел скорее
съесть портного.
Достал портной из мешка железный аршин, одной рукой
схватил волка за хвост, а другой стал изо всей силы бить
его этим аршином по голове, да так крепко, что волк без
памяти упал, а портной пошёл дальше своей дорогой.
Когда волк очнулся, он подумал с досадой:
«И зачем я согласился снимать мерку! Ведь портного я
мог съесть и не в один приём!»
Так размышлял голодный и глупый волк, да было уже
поздно.
«Как бедняк гуся делил»
(Татарская народная сказка)
Давным-давно жил в одной деревне бедняк. Кроме
одного гуся, не было у него ни скотинки, ни птицы.
Работал он на людей тем и кормился. Однажды
кончилась у него мука, не из чего было испечь хлеба, вот
он и решил пойти к богатому баю и попросить немного
муки. А чтобы бай не прогнал его, зарезал он своего
единственного гуся, изжарил и понёс баю в подарок.
Бай принял гуся, да только не знал, как его разделить на
всех, и говорит бедняку:
Ты гуся принёс, сам его и раздели по справедливости.
Разделишь хорошо дам тебе муки, а не сможешь-
прогоню ни с чем!
Подумал бедняк немного, потом отрезал голову гуся и
подал её самому баю.
Ты в доме голова вот тебе гусиная голова,
сказал он.
Потом отрезал гусиную шейку, дал её жене бая.
Если муж голова, то жена шея: куда повернётся
шея, туда и будет смотреть голова, поэтому тебе
полагается гусиная шейка, сказал он.
Потом отрезал гусиные крылья, подал по одному крылу
двум байским дочерям:
Вам в этом доме не вечно жить, скоро вы отсюда
улетите.
А две гусиные лапки он отдал байским сыновьям и
сказал при этом:
Вы должны быстро бегать и выполнять приказания
ваших родителей, поэтому даю вам по гусиной лапке.
После этого бедняк сказал:
Я каждого из вас наделил чем полагается. А остаток,
по справедливости, могу взять себе.
С этими словами бедняк взял себе всю гусиную тушку.
Бай удивился находчивости бедняка и дал ему целый
мешок муки.
Вернулся бедняк домой, испёк себе хлеба и сытно
поужинал гусем и свежим хлебом.
«Три сестры»
(Татарская народная сказка)
Жила-была женщина. День и ночь она работала, чтобы
накормить и одеть трёх своих дочерей. И выросли три
дочери быстрые, как ласточки, лицом похожие на
светлую луну. Одна за одной вышли замуж и уехали.
Прошло несколько лет. Тяжело заболела старуха мать, и
посылает она к своим дочерям рыжую белочку.
Скажи им, дружок, чтобы ко мне поспешили.
Ой, вздохнула старшая, услышав от белочки
печальную весть. Ой! Я бы рада пойти, да мне надо
почистить эти два таза.
Почистить два таза? рассердилась белочка. Так
будь же ты с ними вовек неразлучна!
И тазы вдруг вскочили со стола и обхватили старшую
дочь сверху и снизу. Она упала на пол и уползла из дома
большой черепахой.
Постучалась белочка ко второй дочери.
Ой, отвечала та. Я сейчас побежала бы к матери,
да очень занята: надо мне к ярмарке холста наткать.
Ну и тки теперь всю жизнь, никогда не
останавливаясь! сказала белочка. И вторая дочь
превратилась в паука.
А младшая месила тесто, когда белочка постучала к ней.
Дочь не сказала ни слова, даже не обтерла рук, побежала
к своей матери.
Приноси же ты всегда людям радость, моё дорогое
дитя, сказала ей белочка, и люди будут беречь и
любить тебя, и детей твоих, и внуков, и правнуков.
И правда, третья дочь жила много лет, и все её любили.
А когда пришла пора ей умереть, она превратилась в
золотую пчёлку.
Всё лето день-деньской собирает пчёлка мёд людям… А
зимою, когда всё вокруг гибнет от холода, пчёлка спит в
тёплом улье, а проснётся — ест только мёд и сахар.
«Бедняк и два бая»
(Татарская народная сказка)
Когда-то в давние времена пришлось одному бедняку
выехать в дальнюю дорогу вместе с двумя жадными
баями. Ехали они, ехали и доехали до постоялого двора.
Заехали на постоялый двор, сварили на ужин кашу.
Когда каша поспела, сели ужинать. Выложили кашу на
блюдо, продавили на середине ямку, налили в ямку
масла.
Кто хочет быть справедливым, тот должен идти прямым
путём. Вот так! проговорил первый бай и провёл
ложкой по каше сверху донизу; масло, из ямки потекло в
его сторону.
Кто хочет быть справедливым, тот должен идти прямым
путём. Вот так! проговорил первый бай и провёл
ложкой по каше сверху донизу; масло, из ямки потекло в
его сторону.
А по-моему, жизнь с каждым днём меняется, и близко
время, когда всё перемешается во-от так!
Так и не удалось баям обмануть бедняка.
К вечеру следующего дня они снова заехали на
постоялый двор. А был у них в запасе один жареный гусь
на троих. Перед сном они уговорились, что гусь утром
достанется тому, кто ночью увидит лучший сон.
Проснулись они утром, и каждый стал рассказывать свой
сон.
Мне приснилось, сказал первый бай, нарядился
я в зелёный чапан, белую чалму и пошёл в мечеть (
чапан-здесь: богатая верхняя одежда муллы.)
А мне приснилось, что я превратился в лебедя и куда-
то полетел, — сказал второй бай.
Пришла очередь бедняку рассказывать свой сон.
Видел я во сне, — сказал он, как один из вас
нарядился в зелёный чапан и белую чалму и пошёл в
мечеть.
Видел я, как второй превратился в лебедя и улетел.
Испугался я, думаю: не испортился бы гусь, взял да и
съел его!
«Лентяйка»
Башкирская сказка
Жили когда-то очень давно бабушка и внучка.
Бабушка так состарилась, что работать уже не могла. А
внучка была очень ленива. Бабушка с каждым годом всё
старела и слабела. Вот дожила она до весны и думает:
«Пить-есть надо, люди вон сеют, и нам надо что-нибудь
посеять». И говорит она об этом внучке.
- Не надо, бабушка, - ответила ей внучка. - Ты уже
стара стала, к осени умрёшь, а там, глядишь, найдётся
добрый человек и возьмёт меня в свою семью. К чему
нам хлеб?
Так они и не посеяли ничего.
Настала осень. Народ убирает хлеб с полей. Старуха
не умерла, и внучку никто не взял на воспитание. Стали
они голодать.
Как-то зашла соседка, увидела, что бабушке с
внучкой совсем нечего есть, и сказала:
- Хоть бы пришли и взяли у меня немного проса...
Соседка ушла. Бабушка говорит внучке:
- Сходи, внучка, принеси проса! А внучка отвечает:
- Надо ли, бабушка? Может, просо у неё нехорошее...
Всю зиму голодали бабушка с внучкой и едва не
умерли. Но чуть только пришла весна - внучка вышла в
поле на работу.
- Зачем трудиться? - смеялись над ней соседи. -
Бабушка твоя уже стара, недолго ей жить. А тебя кто-
нибудь возьмёт на воспитание. К чему вам хлеб?
- Нет уж, - отвечала внучка. - Я теперь поняла.
Недаром старики говорят: если собираешься на летнюю
кочёвку, прежде засей поле.
«Сиротка лиса»
Башкирская сказка
Oднажды весной встретились медведь, волк, собака и
заяц. Они пожаловались друг другу на то, как плохо
жилось им зимой: было холодно и трудно добывать
пищу. И стали они держать совет.
- Давайте жить вместе, так будет лучше! - сказал
медведь.
Все согласились с этим. Построили они избу на
лесной поляне и начали жить вместе. Как-то раз медведь
говорит:
- Друзья, пора готовиться к зиме: надо бы купить нам
корову. Собака будет пасти её. Глядишь, к зиме наберём
батман (мера веса, равная 20 кг) масла.
Остальные охотно согласились с медведем. В тот же
день они пошли на базар, продали шкурки убитых ими
зверей и на вырученные деньги купили корову.
Собака каждый день выводила корову на поляну и
пасла её, а волк каждый вечер доил её. Заяц выведывал,
где лучше трава для коровы, а медведь распоряжался
всем хозяйством.
Так прошло всё лето, и к осени друзья собрали целый
батман топлёного масла.
- Надо поставить батман с маслом в избу, под крышу,-
сказал медведь.- Пусть никто пока не трогает масло.
Когда наступит зима, будем брать его понемногу и
жарить картошку.
Опять все согласились с медведем - батман с
топлёным маслом подняли и, спрятали под крышей избы.
Однажды вечером они сидели за чаем: вдруг кто-то
постучался. Послали зайца открывать дверь.
Видят - пришла лиса, а в лапе кумган (металлический
сосуд для воды) держит, а сама кроткая, тихая и низко
кланяется.
- Здравствуйте, дорогие друзья! Добрый вечер!
Хозяева поздоровались с ней и пригласили пить чай.
Села лиса за стол и начала говорить тихо и скромно:
- Я одинокая сирота. Возьмите и меня в свою семью.
- Ладно, сегодня будем держать совет, взять или не
взять тебя в нашу семью, завтра придёшь за ответом,-
сказал ей медведь.
Лиса поблагодарила хозяев за чай и ушла.
- Жаль её. Такая она скромная и тихая, надо принять,-
решили хозяева.
На другой день утром пришла лиса. Объявили звери о
своём решении принять её в свою семью. И стала лиса
жить у них.
Вела она себя скромно, всех слушалась и всеми
силами старалась угождать не только медведю, волку и
собаке, но даже и зайцу.
Вскоре лиса узнала, что под крышей избы спрятан
батман с топлёным маслом. Любит лисонька масло!
Решила она одна съесть масло и стала придумывать
хитрость.
Наконец придумала - на то она и лиса!
Как-то вечером лиса сказала, что идёт проверить,
крепко ли заперты ворота. Вышла она за дверь, подошла
к окну, постучала в него и спросила не своим голосом:
- Дома ли лиса-сирота?
- Дома, дома, сейчас придёт со двора,- ответили ей.
- Скажите ей, чтобы она сейчас же шла к нам - дать
имя новорождённому барсуку.
- Хорошо,- ответили из дому. Лиса вернулась в избу.
- Лисичка, сейчас только приходили звать тебя к
новорождённому барсуку,- сказал медведь.
- Что ж, надо сходить, - ответила лиса. Собралась она
и вышла из избы. Обошла она избу кругом, вспрыгнула
под крышу, нашла батман с маслом и стала его есть.
Наелась лиса досыта, отдохнула и вернулась домой.
- Чем угощали? - спросили её.
- Жареным гусём, варёной курицей и маслом, -
ответила лиса и облизала жирные губы.
- Каким именем нарекли? - спросила собака.
- Початок,- ответила лиса.
На следующий день лиса сказала, что ей опять надо
идти давать имя, а сама вышла, забралась под крышу и
съела масло до середины батмана.
- Какое имя дали новорождённому? - спросил лису
заяц, когда она вернулась.
- Серёдка,- ответила лиса. На третий день лиса опять
залезла под крышу и съела всё масло. Она дочиста
вылизала батман и вернулась домой.
- Каким именем нарекли?-спросил её медведь.
- Последок,- ответила лиса.
А тут подошла и зима с морозом и вьюгой.
Вот однажды медведь говорит:
- Ну, друзья, надо принести немного масла и
нажарить картошки.
- Давайте, давайте! - радостно согласились остальные.
- Иди, лиса, принеси немного масла,- сказал медведь.
Все вышли в сени. Лиса полезла было по стене под
крышу, да упала на землю и притворилась, что не может
вскарабкаться по стене.
- Очень уж высоко, я не могу залезть,- жалуется лиса.
Собака взялась помочь лисе. Подсадила лису. Вoт
взлезла она, и всё внизу услышали из-под крыши
писклявый голос лисы:
- Никакого, масла тут нет! Есть только пустой батман.
Ей никто не поверил. Тогда лиса скатила вниз пустой
батман. Глядят - и правда, батман пустой.
- К нам никто чужой не приходил. Кто это,
бессовестный, сожрал масло? - зарычал медведь.- Сейчас
же найти разбойника!
Долго они гадали, как найти вора. И вот что придумал
медведь:
- Давайте разведём большой костёр и рассядемся
вокруг него. У того, кто съел масло, оно растопится и
потечёт наружу.
Так они и сделали: развели костёр.
Вскоре они пригрелись у костра и уснули. Так как
были уже первые зимние морозы, то крепче всех спал
медведь.
Лишь одна лиса не спала. Видит она: по всей шерсти
её течёт масло. Испугалась лиса, что это может выдать её
и тогда ей не избежать наказания. Решила она свалить
свою вину на медведя: стёрла масло с себя и обмазала им
спящего медведя.
Когда они проснулись, увидели: все, как были, сухие,
а у медведя шерсть в масле.
- Вот кто съел масло! - закричали звери и захотели
наказать медведя.
- Не торопитесь! Тут какая-то хитрость,- сказал
медведь.- Надо развести костёр ещё жарче и испытать
всех снова.
Все согласились. Одна только лиса сказала, что не
надо разводить костра, а то жарко будет.
Опять развели костёр, и все расселись вокруг него.
Медведь, по своей зимней привычке, опять захрапел. А
волк, собака и заяц притворились спящими. На лисе
опять стало выступать масло.
Лисица дождалась, когда звери заснули, начала опять
стирать с себя масло и натирать им медведя.
Увидели это волк, заяц и собака, вскочили и с криком
набросились на лису:
- Вот где настоящий вор! А ещё прикинулась
тихоней-сиротой!
Шум разбудил медведя. Ему рассказали, как было
дело.
- Я не ела масла! Нет, нет! - отказывалась лиса.
Тогда все набросились на лису, связали её, -стали
держать близко к огню за лапы и за хвост. Масло с неё
так и потекло на костёр.
После этого они сказали:
- Уходи сейчас же! Чтобы и духу твоего здесь не
было. Нет тебе места в нашей дружной семье!
Лиса подхватила свой кумган и ушла скорее куда
глаза глядят.
«Бурая корова»
Башкирская сказка
Давным-давно жили, говорят, муж с женой. И был у
них один сын и одна дочь. Но вот однажды мать этих
детей умерла. Дети остались сиротами. Отец женился на
другой. Мачеха не заботилась о детях.
Была у детей очень красивая бурая корова,
оставшаяся им от матери. Они каждый раз, как
возвращались из медресе, ласкались к этой корове, как к
матери. Когда очень хотелось им есть, они сосали
коровье вымя и её молоком утоляли голод. Долго они так
жили и были очень привязаны к корове. Но проведала об
зтом мачеха.
И вот однажды перед возвращением мужа с работы
она притворилась тяжело больной. Муж ещё не успел
толком зайти в дверь, как жена запричитала:
- Тяжело заболела я, старик, хочу съесть сердце бурой
коровы, если его съем - выздоровлю.
Муж растерялся и сказал:
- Дети ведь не захотят, чтобы её закололи.
- Я дороже или дети? - запричитала жена. - Одну жену
уморил, теперь и меня хочешь на тот свет проводить?
Муж вынужден был ей уступить. Вывел корову и
только приготовился было её заколоть, как из медресе
вернулись дети. Сколько не упрашивали дети,
жестокосердый отец не внял их мольбе. Видя это, дети
стали умолять:
- Отец, прежде чем заколоть корову, разреши нам
один разок покататься на ней.
Отец согласился. Дети взобрались на корову, и она
быстро понесла их в дальний лесной край.
На другой день добрались они до золотого леса. Брат
запретил сестрёнке рвать чудесные листочки. Но
сестрёнка, когда брат этого не видел, сорвала один
золотой листочек и спрятала в косичках.
За три дня дети проехали золотой, серебряный и
медный леса. Сестрёнка в каждом лесу незаметно
срывала листочек и прятала в косичках. Как только
выбрались из последнего леса, девочка окаменела.
Заплакал брат в отчаяньи. Тогда бурая корова велела
выдернуть из её хвоста три волоска и сжечь. Стоило
брату это сделать, как сестрёнка ожила. А мачеха дома
тотчас окаменела.
Они поехали домой, зажили, говорят, хорошо и
счастливо.
«Благодарный заяц»
Башкирская сказка
В праздничный день родители послали маленького
сына звать гостей: «Зови такого-то дядю, такого-то
дедушку, такого-то зятя...», - и назвали ему так много
разных имен, что сразу и не упомнить.
Послушный мальчик выбежал на улицу и тут же
забыл, кого ему велели звать в гости. Вернуться домой и
переспросить он не посмел. И придумал: «Позову-ка я
всех своих деревенских со всех улиц, авось среди них
окажутся и те, кого мне велели позвать». И он обегал с
приглашением в гости все дома по обеим сторонам улиц
и переулков деревни. Все благодарили за приглашение и
обещали притти. Мальчик вернулся домой.
Начали собираться гости. Все жители деревни один за
другим собрались и ожидают угощенья. Отец и мать
испугались:
- Что это такое? Где же взять угощенья для стольких
людей?
А мальчик сказал родителям, что он забыл, кого
велели позвать, и потому позвал всю деревню.
Ждут гости угощенья. Собирают им на стол все
запасы, сколько было еды в доме, и видят и родители и
сам мальчик, что этого мало.
- Сам испортил дело, сам и поправляй! - сказали с
досадой родители своему мальчику.
Заплакал мальчик, оттого что причинил родителям
такое огорчение. Со слезами вышел он из дому и
побежал за околицу, а потом и в лес. Сел там на старый
пенёк и горюет.
Вдруг видит он, что к нему скачет старый дружок -
серый зайка. Этого зайчика добрый мальчик вырастил
дома, потому что зайчик был сиротой, а затем, когда
зайчик вырос, выпустил его в лес. Подскакал зайчик к
мальчику и уселся у его ног.
Рассказал мальчик зайчику о своём горе. Выслушал
зайчик, пошевелил длинными ушами, встал на задние
лапки, взял мальчика за руку своими передними лапками
и сказал:
- Ладно, не горюй, дружок! Иди домой - всё будет...
Потом зайчик прыгнул в сторону от мальчика и поскакал
в лес. Только его и видели!
Послушался мальчик зайчика и ушёл из леса домой. А
там уж гости съели и выпили всё поданное угощенье,
какое нашлось в доме. Ждут ещё и не уходят. Некоторые
начали попрекать хозяев, что позвали в гости, а угощенья
совсем мало. Среди гостей были и сердитые люди, те и
говорят:
- Нечего было и звать всех, коли угощать нечем!
Выглянул в это время кто-то в окно, испугался и позвал
всех посмотреть. Сначала все тоже испугались, а потом
удивились: что же это такое? Полна улица всяких зверей,
и все идут к дому, и каждый зверь что-то тащит.
Медведи катят кадки с мёдом, волки тащат целые
туши мяса, олени на рогах бережно несут вёдра с
молоком, тушканчики и суслики тащат мешочки с
зерном, белки и зайцы - полные корзинки разных ягод и
орехов, лисицы в зубах несут кур и гусей. Этих своих
лесных друзей зайчик попросил помочь горю мальчика.
Зайчик рассказал им, как мальчик его, зайчика, вырастил
и выпустил на волю. Тесно стало во дворе, когда звери
сложили там угощенье. Так же, толпой, звери ушли
обратно из деревни в лес. От изумления гости не могли
слова вымолвить.
Отец с матерью не знали, что и делать от радости. Но
больше всех радовался мальчик. Три дня и три ночи
подряд хозяева угощали гостей. Когда все гости
разошлись по домам, осталось ещё много угощенья.
Вот как зайчик отблагодарил доброго мальчика за то,
что он его вырастил и выпустил на волю. Зайчик был
тоже добрый.
«Хитрый кот»
Башкирская сказка
Были когда-то старик со старухой, и был у них
озорной чёрный кот. Старуха любила кота. Но вскоре она
умерла. Старик и кот остались одни.
После смерти старухи некому было кормить кота:
старик не любил его. И кот решил сам добывать себе
пишу.
Стал кот забираться в погреба и клети соседей и
поедать у них масло, сметану и выпивать молоко.
Однажды соседка поймала кота, когда тот пил у нее
молоко. Схватила она кота и понесла его к старику:
- Вот, дедушка, твой кот! Что хочешь, то и делай с
ним, но чтобы я больше его не видела! Ишь,повадился
воровать у меня...
Выслушал старик соседку. Что и говорить: кот был
вор, но убивать его старик пожалел. Сунул он кота в
мешок и понес в лес.
Долго шёл старик. Шёл один день, шёл другой.
Наконец дошёл старик до горы и выпустил кота из
мешка.
- Много бед наделал ты, озорник, оставайся здесь.
Живи, как хочешь,- сказал старик и пошёл к себе домой.
Остался кот в лесу, оглянулся кругом и пошёл вниз
под гору. Днём скучно было коту в лесу, а когда настала
ночь, он испугался. Шерсть у него поднялась дыбом.
Замяукал он страшным голосом. Идет, озирается и
мяучит, а у самого глаза так и горят зелёным светом.
Повстречался коту заяц.
- Куда идёшь, котик?- спрашивает заяц.
- Ммя-у, ммя-я-у! Иду, чтобы пожрать всех зверей в
лесу!- ответил кот.
«Как бы меня не съел»,- подумал в страхе заяц и
поскакал от кота со всех ног. Вскоре заяц повстречал
лису.
«Знахарь»
Украинская сказка
Жил-был убогий мужик и пошел в батраки
наниматься. И где его ни нанимали, какую плату ни
давали, не берет он.
- Научите, - говорит, - понимать, что птицы и звери
говорят, тогда наймусь.
Понятно, никто такого не знает. Вот раз и встречает
его дед.
- Наймись, - говорит, - ко мне.
- А научите понимать, что какая птица и какой зверь
говорят?
- Ладно, - говорит, - научу, только ты должен мне
целый год ту работу делать, которую я задам. Как
отработаешь, научу, а не отработаешь, не научу.
Вот и стал он на работу, и надо было ему неугасимую
печь топить. Дает ему дед пару лошадей и говорит:
- Будешь на этих лошадях дрова подвозить, а кормить
их будешь углями, но смотри, чтобы печь не угасала. А
как чуть малость затухнет, вся работа твоя пропала.
Сказал это и исчез. Вот как взялся он возить, возит
для той печи дрова, а никак не навозит, только кинет,
уже и нету. Стал он раз лошадей кормить, а они ему и
говорят:
- Не клади нам углей, а дай хоть сена немного, тогда
мы и сами управимся.
Положил он им сена, - прежде возил рук не покладая,
а теперь уже возит помаленьку, отдыхает, а печка все не
угасает. Прослужил мужик год, пошел за расчетом.
- Ну, - говорит дед, - иди, теперь ты все будешь знать.
Ушел он, идет и идет, и виднеется на шляху трактир.
“Вот, думает, там и заночую”. Вдруг слышит - сидит
ворон и каркает:
- Этот трактир ночью сгорит, и кто в нем заночует,
тот в беду попадет!
Он все понял и не зашел в трактир. Идет дальше,
глядь - едет извозчик.
- Здравствуй!
- Здравствуй!
Расспросили один другого, кто да откуда, а извозчик и
говорит:
- Нанимайся ко мне.
- Хорошо, - говорит, - наймусь.
- А где ж, - спрашивает он хозяина, - нам ночевать?
- Да там вон, в трактире, пожалуй. - Нет, хозяин,
лучше мы в степи остановимся.
Вот остановились, только легли спать, а батрак и
слышит, что собачка, которая за извозчиком всю дорогу
бежала, лает:
- Эй, подымайтесь, трактир горит!
Разбудил он хозяина, тот благодарит его, что он ему
отсоветовал в трактире этом ночевать. Еще больше
начинает ему верить. Вот, не доезжая немного до дома,
услыхал батрак, о чем воробьи меж собой щебечут, и
говорит хозяину:
- У вас дома золотые и серебряные лавки обокрадены
и хозяйка ваша так опечалилась, что все при себе нож
носит: только вас увидит, так сама себя и порешит. А мы,
- говорит, - оставим за столько-то верст свои фуры, а
сами войдем в дом, а только выйдет она, мы сзади и
отымем у нее нож.
Так и сделали. Пришли, и только хозяйка на перелаз,
а они ее за руки.
- Ничего, - говорит, - не тужи, было бы только
семейство благополучно.
Вот сели работники ужинать, а тот знахарь между
ними. Едят и косточки под стол бросают, а собака, что с
хозяином в дороге была, и завела ссору с дворовым псом.
- Ты, - говорит, - тут хозяйского добра не устерег, а за
косточкой, вишь, лезешь.
- А разве ж, - говорит пес, - от своего вора
убережешься? Все золото и серебро вон там в навозной
куче и до сих пор лежит закопано.
А знахарь все это понимает и после ужина приходит к
хозяину:
- Вон там-то, - говорит, - все ваше добро закопано. С
того времени хозяин так его полюбил, что вскоре выдал
за него свою дочь и к себе в зятья взял. Вот живут они, а
другие купцы и стали молодой выговаривать:
- Что ж это ты за батрака вышла? Ты разведай, как он
вое это узнает, вот мы его и уничтожим. Она и начала:
- Скажи да скажи, как это ты все делаешь?
- Да ежели я скажу, тотчас и помру. А ей нипочем,
она все свое толкует.
- Ну, так обряжай меня, - говорит, - к смерти, давай
чистую сорочку.
Вот обрядился, на лавку надо ложиться, а он говорит:
- Пойду хоть кур покормлю.
Взял корец проса, вышел на подворье. Подбегают
куры, петуха нет. После подбегает и петух:
- Ах вы, такие-сякие, - кричит, - я как найду где
зернышко, сам не ем, вас созываю, а вы вот меня и не
позвали. Не надо вам, как дурак наш хозяин жене своей,
доверяться, а надо вас за косы таскать.
Он и догадался тогда - и в хату, вмиг жену за косы.
- Вот, - говорит, - как я узнаю! Оттаскал ее
хорошенько, а потом стали они жить мирно.
«Как конь с быком в запуски бегали»
Украинская сказка
Заспорили раз бык с конем, кто из них быстрей
бегает. Конь говорит, что он быстрей, а бык:
- Я бы мог быстрей тебя побежать, да силы у меня
больно много, вот я и боюсь, чтоб земля подо мной не
провалилась. Ну, а все-таки побежали они взапуски.
Вот бык бежал, бежал, подбежал к канаве, да и
покатился в нее. Лежит и думает: "Вот уж и земля подо
мной проваливается".
С той поры быки уже и не бегают, а бегают только
тогда, когда их хворостиной ударишь.
«Лисичка, кот, волк, медведь и кабан»
Украинская сказка
Бежит из села кот, а лисичка из лесу, и повстречались.
Говорит лисичка:
- Здравствуй!
- Здравствуй! - говорит кот.
- Как тебя звать? - спрашивает лисичка.
- Премудрый Соломон. А тебя?
- Лисица-вдовица.
- Так давай жить вместе.
- Давай!
Построили себе хату, живут.
Говорит лисичка:
- Премудрый Соломон! Я видела там дохлого барана
ободрали, пойдем притащим его.
Пошли. Притащили и едят. Приходит волк:
- Открой! - кричит.
- Убегай, пан Козловский, - говорит лисичка, - а то
вот премудрый Соломон уже пана Барановского ест, он и
тебя съест.
Испугался волк, убежал. Приходит медведь:
- Открывай!
- Убегай, пан Кудлаш, - говорит лисичка, - вот уже
пана Козловского доедаем, а тогда и тебя съедим!
Испугался медведь, убежал. Приходит кабан:
- Отвори!
- Убегай, пан Рылач, мы уже Кудлаша доедаем, а
тогда и тебя съедим!
Испугался кабан, убежал.
Вот собрались все вместе: волк, медведь и кабан
говорят:
- Пойдем посмотрим на премудрого Соломона.
Подходят к хатке, а там кот мясо ест и мурчит:
- Мя-у! Мя-у! Ма-у!
- Гей, - говорят, - надо бежать, а то он говорит, что и
нас будет мало.
Испугались, побежали дальше, а потом и говорят:
- Пожалуй, - говорят, - в такой маленькой хатке и
зверь-то должен быть маленький, - неужто он нас съест?
Пойдем посмотрим на него все-таки. Зароемся в землю
или ляжем под колодой и притаимся.
Зарылся кабан в землю, хвостиком машет, медведь на
дуб забрался, волк под колодою лежит.
Вот лисичка и говорит коту:
- Пойдем, я гусочку поймаю, а мы и притащим ее.
Пошли. Лисичка впереди, а кот позади и вое мурчит:
- Мя-у! Мя-у! Ма-у!
Увидал он вдруг кабаний хвостик.
И подумал, что это мышь, и как вцепится в хвост
когтями. А кабан как кинется с перепугу да как ударит об
дуб рылом... Кот испугался и на дуб, где сидел медведь.
А медведь как грохнется на колоду, где сидел волк; все
вскочили - и бежать.
Потом собрались, рассказывают. Говорит кабан:
- Вот было дело: как схватит он меня за хвост да об
дуб головой...
А медведь говорит:
- А меня как схватит за шерсть, так с дуба и сбросил...
А волк говорит:
- Как подобрался он ко мне, а я под колодой лежал,
взял он колоду да как грохнул меня по спине, и до сих
пор еще спина болит!
Вот они и говорят:
- Пусть на него бес смотрит, а мы больше не пойдем!
А испуганный кот с лисичкой пошли, притащили
гусочку, да и едят себе.