Воспитание навыков самостоятельной работы
Воспитание навыков самостоятельной работы.
Воспитание навыков самостоятельной работы основная цель обучения.
Такие навыки дают возможность хорошо организовать рабочий процесс: от
успеха и освоения в младших классах во многом зависит продвижение
занятий в старших. Получая конкретные сведения. Ученик должен
одновременно осваивать методы их познания. Объем самостоятельной
работы возрастает по мере развития ученика, возрастает требовательность к
нему педагога. Педагог ответственен за музыкальное его развитие, знания и
умения. Освоение навыков самостоятельной работы воспитывает в человеке
самоконтроль и уверенность в своих силах.
Так называемое «натаскивание», практикуемое в младших классах,
исключает возможность самостоятельной работы, а при дальнейшем
усложнении репертуара ставит ученика и педагога в трудное положение.
Очень много времени занимает разбор нотного текста, так как ученики плохо
читают с листа. Не могут осмыслить форму и тональный план произведения,
не владеют принципами работы над техническими трудностями, работают
над ними долго, утрачивая интерес к музыкальным занятиям. Отсутствие
активной самостоятельной работы приводит к беспомощности ученика,
бесцельности занятий и в конечном итоге – к нежеланию заниматься
музыкой.
В работе с учеником необходимо поощрять его инициативу. Это относится и
к изучению элементов музыкальной грамоты, и к освоению репертуара, и к
воспитанию слуха, и к техническому развитию, и особенно к творческим
заданиям. Но методика самостоятельной работы индивидуальна для
каждого вида работы и для разных возрастных групп.
Так, в младших классах происходит накопление знаний, освоение начальных
пианистических навыков, развитие слуха. Каждое домашнее задание должно
быть хорошо подготовлено на уроке. Но только убедившись в том, что
ученик освоил учебный материал, свободно в нем ориентируется и готов
выполнить задание, педагог может поручить ему самостоятельное
выполнение его дома. В противном случае задание будет выполнено плохо,
или совсем не выполнено, а невыполнение заданий ведет к отсутствию
дисциплины. Некоторым детям, которым дома помогают родители, можно
поручать больший объем работы.
Прежде чем приступить к изучению нового учебного материала, следует
проверить выполнение домашнего задания. Че лучше организован учебный
процесс, тем меньше времени займет такая проверка.
Приступая к разбору репертуарного произведения, полезно сыграть его
ученику, проанализировать форму, тональный план. На дом для освоения
текста дается небольшой законченный отрывок, доступный ученику. В
зависимости от его подготовленности можно задавать разбор произведения
отдельно каждой рукой или двумя руками вместе. В дальнейшем следует
осваивать произведение постепенно, небольшими частями, чтобы нотный
текст «отстаивался» в памяти, и все нотные указания выполнялись
осмысленно. Отметив на уроке ошибки нужно, работать над ними: объяснять
их значение и смысл, способы исправления, предложить ему рассказать , как
он будет работать над ними дома. Только убедившись, что ученик на
правильном пути, можно поручить ему дальнейший разбор произведения.
После того, как произведение разобрано по нотам, начинается техническое
его освоение и подготовка к исполнению. Поощряя попытки
самостоятельного осмысления произведения, находки собственных приемов
работы над техническими трудностями, педагог тем самым поможет
ученику приобрести уверенность в своих силах.
Особым этапом является подготовка произведения к исполнению на эстраде.
Проводя первую репетицию нужно дать возможность исполнителю
освоиться с инструментом, со сценой и не прерывать его; предложить
сыграть весь репертуар два-три раза от начала до конца. После этого
разобрать с ним вместе удачи и недостатки и продолжить репетицию. После
выступления так же подробно обговорить все, было хорошо и что помешало
удачному исполнению.
С первых шагов обучения начинается подбор по слуху простейших мелодий –
детских и народных песен. На уроках вместе с педагогом подбираются
знакомые мелодии в первой октаве от одного звука и повторяются от того же
звука в других октавах. Полезно предлагать детям определять на слух, в
какой октаве прозвучала мелодия в исполнении педагога. Только детям с
очень хорошим слухом можно давать сразу подбор от разных звуков,
предварительно проделав это на уроке. Постепенно все ученики начинают
подбирать мелодии от разных звуков. Убедившись в том, что ученик уже
хорошо ориентируется на клавиатуре и может самостоятельно подбирать
мелодии, следует задавать на дом подбор от двух-трех звуков, используя и
белые, и черные клавиши. Постепенно усложняя музыкальный материал для
слухового анализа, можно переходить к развитию ладового восприятия
мелодий. Активизируя слух детей и работая таким образом регулярно и
систематически, педагог подбирает мелодии, специально следуя указанной
цели.
Подготовленный активный слух способствует формированию навыка
транспонирования. Учить транспонировать можно по мере освоения
тональностей, приблизительно в конце первого – начале второго года
обучения. При изучении тональностей и игре гамм очень важно усвоить
принцип их построения по квинтовому кругу. Каждую следующую гамму
ученик может построить сам, освоив принцип появления новых знаков
альтерации, построения параллельной минорной гаммы трех видов, а также
аппликатурный принцип. Тогда при исполнении гамм он сам (или с помощью
педагога) будет находить и исправлять ошибки. Для большей наглядности
полезно иметь в классе графическое изображение квинтового круга и
постоянно обращать к нему внимание учащихся. Можно так же предложить
ученикам перенести его к себе в тетрадь для домашнего использования.
Первые задания по транспонированию выполняются учеником вместе с
педагогом на уроках, а зате6м постепенно включаются в домашнюю работу.
Усвоив навык транспонирования, ученик не должен бояться ни тональностей
с большим количеством знаков, ни переноса пьесы на большие интервалы.
Освоение такого навыка не ставит целью транспонирование трудных
произведений с листа, а лишь воспитывает в ученике умение
ориентироваться в тональном плане произведений (особенно в сонатной
форме), грамотно разбирать нотный текст и транспонировать произведения
более легкие, чем репертуарные.
Развивая пианистическую технику, очень важно научиться работать
самостоятельно. При постепенном вооружении ученика приемами и
способами работы над техническими трудностями воспитывается и умение
постоянного технического совершенствования. Чтобы ученик научился при
минимальной затрате времени с пользой работать над приобретением
пианистической техники, не следует загружать его сразу большим
количеством специальных приемов. Лучше сначала дать возможность
усвоить лишь не многие из них, но так, чтобы при игре их воспроизведение
отличалось достаточной стабильностью. Только после того, как ученик
твердо усвоит эти приемы, можно постепенно переходить к боле сложным
техническим формулам.
Выполнение творческих заданий – самая активная и динамичная форма
работы. Такие задания могут быть двух видов: на закрепление элементов
музыкальной грамоты и на развитие творческой инициативы. Задания
первого вида предполагают использование сведений полученных на уроках
теории и сольфеджио. К ним относятся разбор характера произведений,
определение размера, тональности, расстановка динамических
обозначений. Большой интерес у детей вызывают примеры с ошибками,
которые нужно самостоятельно исправить.
Задания второго вида могут быть очень разнообразными и увлекательными.
Это творчество в определенных рамках: сочинение сопровождения к
заданной мелодии, развитие начальных тактов какого-либо заданного
построения, варьирование ритма, мелодии, фактуры. Для освоения
элементов полифонического письма следует начать с несложных примеров:
придумать подголосок к народной теме, сделать небольшую секвенцию.
Примеры таких заданий первоначально выполняются на уроке, с
иллюстрацией их в музыкальных произведениях, а затем – в домашней
работе. Все задания выполнят в нотной тетради карандашом для
исправления ошибочных вариантов.
Творческие задания в большом объеме выполняются в младших классах с
целью последующего перенесения в репертуарную практику. В старших
классах много времени уделяется работе над репертуаром. Только при
хорошей четко организованной работе в младших классах и накоплении
навыков самостоятельной работы будет успешно осваиваться репертуар в
старших классах.
В старших классах у ребят часто возникает желание играть трудные
произведения, к которым они еще не готовы. Они разбирают их
самостоятельно, но не всегда решаются показать педагогу. А если
показывают, то с большим количеством ошибок и недостатков. Такая
инициатива учащихся очень ценна, хотя ошибки исправлять очень трудно, а
иногда и невозможно в силу неподготовленности ученика. И все же не
следует категорически запрещать им это делать, так как такие запреты
невольно снижают эмоциональный настрой учащихся. Можно сыграть ему
произведение, указать на текстовые, технические и исполнительские
трудности. Возможно, позже ученик и сможет освоить это произведение. Но
в данное время желательно пройти произведение только в классе, а на
прослушивание выносить доступные по трудности произведения.
При работе над самостоятельными заданиями следует учитывать
индивидуальные особенности ученика и его подготовку. Каждый ученик
требует особого подхода, и особенно при работе над творческими
заданиями. Темпы освоения работ, время, затраченное на них, очень
индивидуальны. Не следует торопить ученика, однако, если делать работу
слишком долго, то ученик потеряет к ней интерес. Многие ребята выполняют
работы заинтересованно, но слишком небрежно. Воспитывая в них терпение
и требуя тщательного выполнения указаний, необходимо доводить работу
до той или иной стадии законченности, поощряя при этом аккуратность и
особенно творческую инициативу. Дети с замедленным мышлением обычно
выполняют задания дольше, но старательно, что следует учитывать при
оценке работы. Работу с ними нужно вести в определенном темпе, не
позволяя им расхолаживаться. В результате все учащиеся должны регулярно
уделять время творческой работе дома, чтобы на уроке можно было только
проверять и направлять ее.
Большую трудность для педагога представляет распределение времени на
уроке, чтобы его хватило на все виды работы с учащимися. Как правило,
именно на творческие задания его и не хватает, Причиной тому является
недооценка пользы и необходимости развития творческой инициативы
учащихся. Учитывая все трудности, педагогам следует обязательно
сэкономить время на выполнение творческих работ учащихся.
Понимая пользу и необходимость творческого развития детей. Каждый
педагог сможет включить творческие задания в свои занятия, уделяя этому
на уроках определенное время.