Развитие творческих способностей студентов в условиях дистанционного обучения

Развитие творческих способностей студентов в условиях
дистанционного обучения
Преподаватель Чахмахчян Елена Изевна
г. Омск БПОУ «Омский областной колледж культуры и искусства»
«Понимать произведения искусства далеко не просто. Этому надо
учиться долго, всю жизнь» утверждал Д.С.Лихачев. Уроки истории
мировой художественной культуры могут и должны стать для студентов
началом такого целенаправленного и осмысленного познания мира
прекрасного.
Пожалуй, вряд ли найдется какой либо методический рецепт,
позволяющий добиться стопроцентного успеха на пути воспитания у
студентов чувства прекрасного. Каждый педагог собирает свою коллекцию
интересных находок и решений. Преподавая много лет, подобная копилка
накопилась и у меня, и в ней много интересных задания, форм подачи
материала, творческих проектов. Сегодня ситуация изменилась, когда
жизнь диктует новые условия работы со студентами, а именно
дистанционное образование. Именно сегодня проходит корректировка, а
часто и совершенно новый подход в системе обучения.
Вот уже несколько лет подряд провожу со студентами второго года
обучения по предмету «История мировой культуры», на мой взгляд,
интересный творческий конкурс, «Созвучие муз». Он возможен благодаря
тому, что за этот период студенты уже освоили систему заданий,
связанных с анализом творчества художников, музыкантов, архитекторов,
скульпторов по специально подготовленному плану – анализу.
Анализ творчества художника, композитора, скульптора,
архитектора
1. Годы жизни.
2. Время и эпоха рождения.
3. Первые творческие опыты.
4. Учителя (композитора, скульптора, архитектора, художника).
5. Время признания.
6. Творческий метод.
7. Жанры и сюжеты произведений (композитора, скульптора,
архитектора, художника).
8. Друзья (композитора, скульптора, архитектора, художника).
9. Лучшие (на ваш взгляд) работы.
10. Последние годы жизни.
11. Ваше мнение о творчестве (композитора, скульптора,
архитектора, художника).
12. Выбрать одно произведений (композитора, скульптора,
архитектора, художника) и подробно рассказать историю его создания,
сделать анализ этого произведения.
Условия выполнения задания, требования к выполнению:
1. Последовательность изложения материала.
2. Материал полностью раскрывает вопрос (не менее 4 - 5
предложений).
3. Опора на просмотренный иллюстративный материал.
4. Выписать не менее 3 - 4 произведений (вопрос 9).
5. Не менее 3 - 4 предложений (вопрос 11).
6. Иметь иллюстративное (музыкальное) приложение на флэш-карте.
Вопросы к произведению омпозитора, скульптора, архитектора,
художника):
1. Как бы вы назвали это произведение?
2. Нравится вам это произведение или нет?
3. Расскажите об этом произведении так, чтобы человек, который его
не знает, мог составить о нем представление.
4. Какие чувства настроение вызывает у вас это произведение?
5. Что, по вашему мнению, автор «хотел сказать» этим
произведением? Какова его главная мысль, зачем он его написал?
6. Что сделал автор для, того, чтобы мы поняли его замысел? Какими
средствами он этого достиг?
7. Не хотите ли добавить или изменить что-то в вашем ответе на
первый вопрос?
8. Вернитесь к ответу на второй вопрос. Осталось ли ваша оценка
прежней или изменилась? Почему вы так оцениваете произведение?
Готовятся они к урокам по этому плану на протяжении всего
периода овладения учебным материалом. Теперь перед ними ставится
задача, изучив и проанализировав творчество одного из мастеров, к
выбранной и изученной картине, а данный конкурс совпадает с изучением
темы «Европейская и русская художественная культура второй половины
ХIХ века. Утверждение реализма в изобразительном искусстве России», то
есть это живопись российских художников передвижников второй
половины XIX века, подобрать стихотворный материал, который бы, на
взгляд студента, раскрывал художественный образ картины.
Одним из ключевых аспектов эффективности реализации курса
является проблема интеграции предмета «История мировой культуры» с
другими предметными областями, соединений его с такими предметами
как «Отечественная литература», «История», «Культура речи»,
«Музыкальная литература». Даже беглое знакомство с программами этих
предметов позволяет осознать разницу в подходах к рассмотрению
искусства на уроках. Каждый курс имеет свою логику приобщения к
культурному наследию, и спектр этот достаточно широк, но есть и общие
точки соприкосновения, так называемые межпредметные связи, которые
прослеживаются в подобных творческих заданиях. Здесь, конечно,
необходимо обратиться к отечественной и зарубежной литературе. Что
студенты и делают в ходе выполнения работы. Им надо перечитать
достаточное количество стихотворений различных авторов, ориентируясь
на то, что изображено на картине: сюжет, композиция, историческая эпоха,
время года, настроение героев и т.д. Задание считается выполненным,
когда подготовлена цветная репродукция выбранной картины (фото, скан)
на формате А4 и к ней также на формате А4 текст стихотворения с
указанием автора стихотворения присылаются педагогу. А дальше,
собранные работы анализируют, соотносят художественный образ и образ
стихотворный сами студенты, - эти работы публикуются в созданной
беседе социальной платформы «В контакте». Оттого, какое количество
голосов подано за ту или другую работы (сколько «лайков» поставлено)
зависит победитель конкурса «Созвучие муз». Студенты голосуют
открытым голосованием, объясняя, почему имена эта работа понравилась,
кстати, в результате голосования может понравиться несколько работ и это
очень хорошо. Надо видеть с каким вниманием, строгостью и
непредвзятостью подходят ребята к изучению конкурсных работ. Педагог
составляет таблицу голосования, где и видно, чья работа особенно
понравилась студентам, и эта таблица тоже публикуется. Но, есть одно
условие, за студентов своей группы голосовать нельзя. Так что
объективность и честность результата гарантирована. Педагог
предоставляет итоги, показывает лучшие работы , а победители получают
право на «автомат» на экзамене по предмету «История мировой
культуры», что также является стимулом в качестве подготовки и
выполнения работы во время конкурса.
Хочется отметить, что студенты всегда с нетерпением ждут этого
конкурса, а потом с удовольствием обмениваются впечатлениями о
просмотренных работах. А выпускники каждый раз при встрече
интересуются - проходит ли сейчас подобный конкурс и с гордостью
говорят: «А мы тоже в нем принимали участие, в свое время!»
Изменилась ситуация, но такая форма творческой работы очень даже
приемлема в дистанционном режиме.
Именно такого рода творческие задания нацелены на освоение
студентами разнообразных способов взаимодействия с объектами
культуры, позволяющих проанализировать и оценить эти произведения,
составить о них собственное мнение и это мнение высказать.
«В глубочайшей сущности культура есть
не что иное, как творческий синтез.
Вильгельм Виндельбанд