Формирование музыкального восприятия дошкольников
1
Светлана Андреевна Шанина,
педагог дополнительного образования
МБУ ДО «Дом творчества «Вектор»
г. Новокузнецк, Кемеровская область, РФ
Формирование музыкального восприятия дошкольников
1. Аннотация работы
В рамках данной статьи автор, подчеркивая важность восприятия
музыки как одного из основных видов детской музыкальной деятельности,
показывает возможность успешных занятий с детьми в возрасте от 4-6 лет.
Рассмотрены этапы работы по слушанию музыки, а также определен
круг тем, доступных детскому осознанию, для последующего выбора
произведений по слушанию музыки. Данный педагогический опыт может
быть полезен педагогам учреждений дополнительного и дошкольного
образования, музыкальным руководителям, а также преподавателям
изобразительной деятельности, так как использует средства, позволяющие
организовать интегрированную образовательную деятельность, находит
точки пересечения музыкальной деятельности с разными образовательными
областями.
2. Содержание
2.1. Введение
Дошкольное детство – период познания мира человеческих отношений
и первоначального становления личности. Правильный подход к
музыкальному воспитанию должен не только всесторонне учитывать
возможности маленьких детей, но и ставить на первое место уважение их
интересов, любых индивидуальных творческих проявлений. Это будет той
2
психологической базой, на которой возможна организация различных видов
деятельности дошкольников, позволяющая каждому ребенку найти своё
место на занятиях независимо от уровня музыкальных способностей. Роль
малыша может быть небольшой и очень простой, но качественно
необходимой для его саморазвития.
Большие возможности открываются у детей с раннего возраста
вовлеченных в групповые формы музицирования, в частности, хоровое
пение, музыкальные игры, игра на детских музыкальных и шумовых
инструментах.
В процессе музыкальной деятельности дошкольники учатся понимать,
что их окружает мир звуков, а при выполнении творческих заданий у них
развиваются внимательность, умение сопоставлять и анализировать,
комбинировать, находить связи и зависимости – всё то, что в совокупности
способствует развитию творческих способностей. Занятия по музыкальной
культуре дают возможность детям дошкольного возраста в наиболее
доступной, яркой, эмоциональной форме получить первые музыкально-
эстетические впечатления, помогающие формированию личности ребенка.
Музыкальное воспитание включает в себя такие доступные виды
музыкальной деятельности, как слушание музыки, простейшее исполнение –
пение, ритмику, усвоение первых сведений о музыке, приобщение к
творчеству в музыкальных играх, хороводах, импровизациях. Дети
знакомятся с классическими произведениями, народной музыкой, детскими
эстрадными песнями.
Чем глубже дети знакомятся с признанными шедеврами музыкального
искусства, тем более чутким становится их жизненное восприятие, более
совершенными их чувства. В дошкольном возрасте дети обладают особой
звукочувствительностью и эмоциональностью, поэтому им необходимы
яркие музыкальные впечатления. Обычно большинство дошкольников
обладают музыкальными задатками, они с интересом относятся к разным
видам музыкальной деятельности, любят петь и двигаться под музыку,
3
воспринимать звучание интересных пьес, имеющих программную тематику и
доступных для понимания.
С целью художественно-эстетического воспитания детей в МБУ ДО
«Дом творчества «Вектор» (г. Новокузнецк) организован клуб дошкольников
«Кроха», где одним из направлений комплексной программы является курс
«Музыкальная культура».
Основными задачами музыкального воспитания дошкольников
являются: развитие творческих способностей детей (с учетом возможностей
каждого) посредством различных видов музыкальной деятельности;
формирование познавательного интереса к музыке.
На занятиях дети приобщаются к музыкальному искусству в процессе
различных видов музыкальной деятельности: восприятия, пения,
музыкально-ритмических движений, игры на детских музыкальных
инструментах.
2.2. Музыкальное восприятие, как основа развития дошкольников
Музыкальное восприятие – сложный, чувственный, поэтический
процесс, наполненный глубокими внутренними переживаниями. В нем
переплетаются сенсорные ощущения музыкальных звуков и красота
созвучий, предыдущий опыт и живые ассоциации с происходящим в данный
момент, следование за развитием музыкальных образов и яркие ответные
реакции на них.
Нельзя обучать музыке, не пробудив в детях интереса к ней. А любовь,
интерес к музыке могут возникнуть только тогда, когда дети научатся
воспринимать подлинно художественные образцы музыкального искусства.
С самого раннего детства ребенка окружает разнообразная музыка,
оказывающая на него эмоциональное воздействие. В клуб дошкольников
«Кроха» дети приходят из разных детских садов, как правило, бывают дети,
которые вообще не посещали дошкольные учреждения. Анализ показал, что
одни умеют хорошо петь, другие – хорошо двигаться под музыку, третьи –
4
имеют знания о музыкальных инструментах, некоторых композиторах и т.п.
Однако очень многие дети совсем не умеют слушать других людей –
своих сверстников, педагога, не могут воспринимать музыку, сосредоточить
внимание на звуках, которые окружают их в повседневной жизни. Не
отрицая значения детского творчества, все-таки считается, что главными
умениями, которые следует формировать у дошкольников в процессе
музыкальных занятий, являются умения слушать и слышать. Музыка –
главный предмет изучения на музыкальных занятиях – постигается только
благодаря этим двум взаимосвязанным умениям.
Именно умение воспринимать музыкальные произведения
определяется как базовое для развития других умений дошкольников –
умения петь, двигаться под музыку, исполнять простые музыкальные
произведения на элементарных детских инструментах.
Д.Б. Кабалевский подчеркивал: «Слушание музыки – это внимательное
вслушивание». Следовательно, нужно организовать активное восприятие
музыки.
Программа «Музыкальная культура» по разделу «Слушание музыки»
имеет конкретные задачи:
⎯ знакомить детей с художественными, доступными их восприятию
образцами современной, классической, народной музыки;
⎯ развивать музыкальную восприимчивость детей;
⎯ формировать способность к запоминанию музыкальных произведений,
различению их содержания, характера, средств выразительности.
2.3. Формы и приемы развития музыкального восприятия
Главное внимание на занятиях по музыкальной культуре уделяется
эмоциональному содержанию музыки, и составляются следующие вопросы:
«Какое настроение у героя или героев этой пьесы?» или «Какое настроение
выражает музыка этого произведения?» Попутно дети знакомятся с
приемами звукоизобразительности, звукоподражания. Например,
5
решительным шагом меряет землю Дед Мороз Р. Шумана. Стариковская
ворчливость переходит в гнев крутого по нраву шумановского героя – Деда
Мороза. Дети слушают пьесу и так высказываются о характере данного
произведения: «тревожная, страшная, злая, суровая, сердитая, грозная
музыка, Дед Мороз нагоняет метели, вьюги». Работа фантазии, воображения
помогают дошкольникам глубже, эмоциональней пережить и запомнить
музыку пьесы.
Наряду с программными пьесами маленькие слушатели знакомятся с
пьесами в жанре марша, танца, песни. На первых этапах дети находят
различия в контрастных характерах и звучании, например, марш и танец,
марш и колыбельная.
Увлекательная беседа перед прослушиванием музыкального
произведения включает в себя сведения о музыке как виде искусства, о
композиторе, о жанровой принадлежности исполняемого произведения, о его
содержании. Эти пояснения помогают детям глубже воспринимать музыку.
Для развития музыкального восприятия дошкольников на наших
занятиях используются и такие приемы, как показ иллюстраций, игрушек,
репродукций картин, чтение стихотворений, оркестровка музыкальных
произведений, инсценировка песен, передача характера музыки в движении.
Так, для того чтобы подчеркнуть бодрый, торжественный характер
музыки, для оркестровки марша дети выбирают четкий тембр барабана или
бубна, а шум автомобиля хорошо передадут шуршащими погремушками.
Используя тембровые особенности музыкальных инструментов, маленькие
исполнители придают звучанию произведения образность.
Передача характера музыки в движении является одним из
эффективных приемов формирования и развития музыкального восприятия.
Пластические этюды и импровизации наглядно раскрывают музыкальный
образ. Например, в процессе восприятия фрагмента из симфонического
вступления «Океан – море синее» к опере Н. Римского-Корсакова «Садко»,
дети движениями рук изображают волны, а покачиванием корпуса создают
6
образ моря – то спокойного, величественного, то взволнованного,
бушующего.
Всегда желательно объединение различных видов искусства (музыки,
поэзии, живописи). Разбудить фантазию и воображение детей помогут
строчки из поэтических произведений, показ иллюстраций, репродукций
картин. Все это развивает эмоциональные чувства ребенка при восприятии
художественного образа.
В процессе восприятия большое внимание уделяется развитию словаря
эстетических эмоций – дошкольники учатся подбирать точные слова для
характеристики музыкального произведения. Так, после прослушивания
пьесы П.И. Чайковского «Болезнь куклы», дети, как правило, употребляют
эпитеты: тревожная, печальная, слезная музыка.
Эти приемы хорошо сочетаются и на занятии могут применяться
одновременно. Дети в игровой форме выражают свои впечатления от
музыкального произведения, становятся активными. Их интерес к музыке
возрастает, восприятие углубляется.
Для выявления степени запоминания, уровня музыкального восприятия
детям предлагаются музыкальные загадки. Они узнают произведения по
вступлению, заключению, отдельным фразам, мелодии, фортепианному
сопровождению.
Таким образом, в процессе накопления слуховых впечатлений,
первоначальных сведений о музыке у дошкольников формируются
музыкальный вкус, навыки культуры слушания музыки.
3. Заключение
В основе развития музыкального восприятия по-прежнему лежит
выразительное исполнение произведений педагогом, умелое использование
слова, игрушек, иллюстраций, картинок, предметов прикладного искусства.
В процессе анализа музыкальных произведений требования к детям
постепенно повышаются. Во время беседы о прослушанной музыке педагог
7
побуждает дошкольников к самостоятельным высказываниям. Для того
чтобы углубить впечатления детей, педагог следит за эмоциональной
окрашенностью своей речи, побуждает детей связывать характер музыки с
содержанием образа, выраженным в ней настроением, добивается более
полных высказываний, оценочных суждений. Всё большее количество
произведений после прослушивания и анализа используется в других
разделах «Программы воспитания и обучения в детском саду», прежде всего,
в музыкально-ритмических движениях, в игре на детских музыкальных
инструментах, что способствует более глубокому переживанию, пониманию
и запоминанию музыки. Самые яркие, любимые музыкальные произведения
могут быть включены в сценарии праздничных утренников. Праздники для
дошкольников – это незабываемые страницы в жизни ребёнка, богатый
источник его впечатлений. Поэтому так важно, чтобы и в процессе
подготовки к празднику, и на самом праздничном утреннике звучала
высокохудожественная музыка, способная оставить заметный след в душе
ребёнка.
Список использованных источников и литературы
1. Ветлугина. Н. А., Музыкальное воспитание в детском саду / Н. А.
Ветлугина. – М.: Просвещение, 1981. – 42 с.
2. Музыка детям: Сб. Статей. Вып. 4 / Сост. Л. В. Михеева. – Л.:
Музыка, 1981. – 74 с.
3. Радынова О. П. Слушаем музыку / О. П. Радынова. – М.:
Просвещение, 1990. – 14.
Педагогика - еще материалы к урокам:
- Формирование познавательных УУД во втором классе в процессе ознакомления с математическими понятиями по теории П.Я. Гальперина
- Программа сотрудничества с родителями в средней группе
- Мнемотаблицы для заучивания стихотворения Эмма Мошковская "Зима"
- Конспект занятия в средней группе "Речевое развитие с элементами рисования"
- Воспитательный час "Война народная, священная"
- Отчёт о работе по музыкальному воспитанию по итогам диагностики развития детей