Методическая разработка "Способы формирования музыкального восприятия у младших школьников на уроках вокала в условиях ДМШ"

1
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного
образования «Детская школа искусств № 2»
Методическая разработка
"Способы формирования музыкального восприятия
у младших школьников на уроках вокала в
условиях ДМШ".
Подготовила
преподаватель вокала
Тимофеева Александра Андреевна
г. Тверь 2019 г.
2
Введение.
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что
формирование основ музыкальной культуры, т.е. музыкальное воспитание
нужно начинать в раннем возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных
впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии.
Восприятие - сложный психический процесс. Известный психолог
Л.Выготский даёт такое определение: «Это целостное отражение в коре
головного мозга предметов и ситуаций, возникающее при непосредственном
воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов
чувств». Восприятие - не просто механическое, зеркальное отражение мозгом
человека того, что находится перед его глазами или того, что слышит его ухо.
Восприятие всегда активный процесс, активная деятельность. Оно является
первым этапом мыслительного процесса.
Художественно-образное мышление на уроках вокала необходимо развивать
для того, чтобы ребенок смог взглянуть по-своему на явления и процессы
окружающего мира в целом, глубже почувствовать свой духовный мир.
В психологии образное мышление иногда описывается в качестве
специальной функции - воображения.
Воображение - психологический процесс, заключающийся в создании новых
образов (представлений) путем переработки материала восприятий и
представлений, полученных в предшествующем опыте. Воображение присуще
только человеку. Воображение необходимо в любом виде деятельности
человека, тем более при восприятии музыки.
Развитие музыкального восприятия должно опираться на раскрытие
жизненного содержания музыки в единстве с активизацией ассоциативного
мышления учащихся. Чем шире, многограннее на уроке будет выявляться связь
3
музыки с жизнью, тем глубже будут проникать учащиеся в авторский замысел,
тем больше становится вероятность возникновения у них правомерных
личностных жизненных ассоциаций.
Качество исполнения на уроке вокала становится показателем уровня
развития музыкального восприятия. Не случайно выдающиеся педагоги
музыканты прошлого и настоящего видели в восприятии основу
профессиональной подготовки исполнителей. Великая А. В. Нежданова
говорила, что искусство пения является искусством слышания. Е. В.
Назайкинский писал: «Слушателю… в принципе нет дела до технических
ухищрений. Его волнует сама возможность волноваться, переживать, а если
этого нет, то он вправе считать музыку несостоявшейся».
В этом случае и простейшая попевка (которая может выполнять функцию
распевания), и любая песня или фрагменты концерта, оперы, кантаты,
сочинение отечественного или зарубежного композитора поворачиваются к
учащимся в своей принципиальной родственности.
Таким образом, сущность творческой активности на уроке вокала
определяется музыкальным восприятием как интегративной деятельностью,
которая осуществляется в различных действиях: пении, слушании, игре на
инструменте – пронизывает все виды, все способы общения ребенка с музыкой.
Цель, которая стоит перед преподавателем вокала, начинающим работу над
развитием музыкального восприятия ребенка - сформировать у младших
школьников умение самостоятельно «открывать» образное содержание новых,
неизвестных произведений, «открывать» средства для его воплощения.
В начале работы основное внимание уделяется развитию у детей
музыкальности, системы музыкально-слуховых представлений и творческого
воображения. Ставятся задачи заинтересовать и вовлечь детей в
музыкальную деятельность, усилить их эмоциональный отклик на музыку,
4
способствуя развитию творческого мышления и формированию активного,
целенаправленного восприятия музыки.
Доминирующим в ходе обучения является метод проведения занятий в
форме эвристической беседы. Также используются:
метод постепенного нарастания роли внутреннеслуховых процессов в
работе над музыкальным произведением;
метод «Попарного сравнения»;
проблемно-поисковый метод;
«элементарное музицирование».
Примеры и описание некоторых творческих заданий.
"Мы рисуем музыку "
Перед выполнением задания педагог объясняет детям, что звучание
музыки в едином образно - эмоциональном ключе, где каждый аккорд, каждая
фраза развивает и утверждает идею композитора, сопоставимо с колоритом в
живописи, построенным на цветовом единстве, передающем настроение
художника, его отношение к изображаемому.
Необходимо, чтобы дети осознали, что в живописи цвет «должен
звучать», быть разнообразным и богатым, как разнообразны и богаты
музыкальные звуки в произведениях композиторов.
Если небо изобразить только одним цветом, например, синим, то в
"переводе" на музыкальный язык это будет звучание одной ноты, одинокой в
пространстве всего неба. Знакомя ребят с колоритом в музыке и живописи,
после выполнения задания, можно обратиться к картине Ф. А. Малявина
5
"Вихрь", сопоставив с пьесой П. И. Чайковского "Камаринская". Ниже
приводится фрагмент беседы.
Картина ихрь" изображает женщин, танцующих русскую плясовую. Все
девушки смеются, они одеты в нарядные яркие сарафаны, очевидно, это какой-
то праздник. "Камаринская " - это шуточная плясовая, именно под такую
музыку и веселились простые русские люди, именно под такие песни они и
танцевали на праздниках. Петр Ильич переложил эту озорную плясовую для
оркестра. Звучание русских народных инструментов помогает ярче предать ее
плясовой, задорный характер и создать впечатление перехода от широких
танцевальных движений - к веселым, быстрым.
И то, и другое произведения - создание истинно русских людей -
художника и простого народа, но эта незатейливая плясовая привлекла к себе
гениального русского композитора, который ее обработал для
симфонического оркестра. Таким образом "Камаринская" стала образцом
картинно-живописного симфонизма, блестящая оркестровая пьеса, в которой
смена, игра тембров завораживает своим великолепием. Несмотря на то, что все
инструменты показаны в своем индивидуальном тембровом звучании, ведущая
роль все-таки принадлежит группе деревянных духовых инструментов.
Тема "Камаринской " это жанр народного танца. Внешне она напоминает
изысканное плетение кружев. Внутренне - уже при первом проведении темы в
ней ощущается огромная взрывчатая сила. Подобно тому, как Малявин увидел
преображение простого русского танца, исполняемого молодыми девушками,
которые вложили в него всю удаль, всю широту русской души.
Вот яркие пестрые разноцветные пятна на их сарафанах, которые
передают настроение праздника. Этот праздник и не думает прекращаться, он
в самом разгаре и люди будут веселиться от души весь этот прекрасный день.
6
Такая же удаль слышна и в музыке: музыкальное звучание яркого цвета и
неизменный плясовой колорит слышен у каждого тембра.
Практика показала, что переживания ребенка, его психологический и
эстетический отклик на зрительные впечатления, значительно
активизируют движение творческой мысли, подсказывая ему выразительные
средства для воплощения музыкального образа. Развитие продуктивного
музыкального мышления с применением зрительно-слуховых ассоциаций,
является основной целью метода.
Одна из главных задач предложенной методики - это овладение
элементами музыкальной речи, развитие музыкально-образного мышления и
музыкального восприятия.
«Почему ты выбрал желтый цвет и засушенные растения?». Артем ответил:
«Потому, что грустный характер напоминает мне осеннее настроение».
Далее преподаватель предлагает сочинить рассказ к музыке, используя
названные слова, «окрашивающие» музыку. В основе должен лежать осенний
образ. Задание развивает творческую фантазию, образное мышление, умение
воплощать слуховой образ в художественный.
«Элементарное музицирование»
В работе используется метод детского созидательного творчества,
который даёт возможность педагогу включать поисково-художественную
практику учащихся в их познавательную деятельность. Творчество учащихся
отличается от других типов их работы тем, что они открывают сами что-то
важное, ранее неизвестное им в мире музыки.
7
Элементарное музицирование является одним из важных средств
активизации формирования музыкальных способностей и творческой
деятельности детей.
В связи с тем, что педагоги-музыканты неоднократно подчеркивали
значение целенаправленных попыток приобщения учащихся к элементарному
музицированию, в ходе формирования музыкального восприятия
используются специальные задания на сочинение музыкального материала.
Такое творческое задание выступает активным средством в развитии общего
музыкального роста учащихся. Сочиняя, учащиеся используют свой прежний
опыт общения с музыкой в наиболее сжатой форме и привносят элементы
нового, своего восприятия музыкального языка, форм, гармоний.
Суть творческого задания «Элементарное музицирование» заключается в том,
что ученику предлагается самому сочинить свою интонацию в определённом духе.
Эта методика должна применяться лишь на том этапе музыкальных занятий,
когда у учеников накопится определённый опыт в общении с музыкой, когда они
усвоят наиболее характерные для создания образа интонации, что позволит им
уйти от необоснованных и абстрактных фантазий в своём сочинении. Но все же,
звукотворческой фантазии ребенка не следует предоставлять полную свободу.
Детскую фантазию необходимо умело направлять педагогу.
В предложенной обучающей модели большое внимание уделяется умению
школьника словесно моделировать собственные мысли, слуховые впечатления,
получаемые от любого звукового материала окружающей среды и элементов
бытового музицирования (музыкальные звонки, гудки, звуки природы и
техники, музыка кино и телевещания). Задания сочинения мелодии на
определенный текст начинаются с самого простого: пение колыбельной на
слова «баю-бай», марш «тру-ту-ту», вальс «ля-ля-ля» и т.д. Песни на
небольшой текст сочиняются тогда, когда дети хорошо его выучили. Для этого
8
необходимо использовать знакомые детям считалочки, загадки и пословицы.
Задания на песенные импровизации подбираются по принципу контрастных
сопоставлений: марш и колыбельная и т. д.
Для того, чтобы активизировать восприятие ребят перед
прослушиванием какого-то значимого произведения, им предлагается
сочинить мелодию в духе произведения, ещё им неизвестного. Так, например,
можно предложить сочинить мелодию о богатырях, стоящих дозором на
границах русской земли (перед прослушиванием 1 части 2 симфонии
А.Бородина). Конечно, такое задание ребятам дается только после того, как они
уже имели представление о возможностях музыки, о ее изобразительных и
выразительных свойствах, после того как дети научились размышлять о
музыкальном образе и т.д. Выполнение подобных заданий позволяет, с одной
стороны, собственным творчеством настроить учащихся на восприятие
произведения, с другой стороны, сравненить результаты их творчества, с
произведением, сочинённым композитором-классиком.
Несмотря на определенную специфичность разработанной методики,
сложность предлагаемых заданий, прослеживается тенденция развития
активности, рост интереса именно к нестандартным формам творческой работы
на уроках вокала.
Объяснение, рассказ, иллюстрация.
Метод детского творчества не исключает из урока беседу, иллюстрацию и
т.д. Одна из главных задач предложенной обучающей модели - помочь
учащимся свободно оперировать теми представлениями, которые они
получают на обычных занятиях. Творческие проявления школьников не
9
рассматриваются, как самостоятельный раздел урока. Они гармонично, наряду
с другими видами деятельности, вводятся в процесс обучения.
В практике работы с детьми применяется визуальный материал с
контрастным сюжетно-образным содержанием, которой открывает перед
учащимся широкие перспективы, как в выборе средств музыкальной
выразительности, так и в приобретении умений и навыков их использования.
Согласно рекомендациям Каган М. С., в ходе педагогического процесса
педагог сочетает различные виды искусств: музыку, поэзию, изобразительное
искусство, что дает возможность сделать урок увлекательным и интересным
для учеников.
Подготовка музыкального восприятия с помощью образов другого
искусства имеет ряд неоспоримых преимуществ: настраивает ребят на живое,
яркое восприятие музыки, формирует художественные ассоциации, очень
важное при восприятии любого искусства, в том числе и музыки. Подготовка
музыкально восприятия образом другого искусства не должна носить
характера программы последующего восприятия музыки. Рассказ,
прочитанный перед слушанием музыки, не пересказывает ее, точно также и
музыка, звучащая после рассказа, не следует за перипетиями рассказа.
Картина, показанная перед слушанием музыки, не рисует музыку, точно
также и музыка, звучащая после просмотра картины не изображает картинку.
Создание установки на восприятие музыкального произведения направляет
внимание учащихся, и помогает им раскрыть его образное содержание. При
этом в каждом конкретном случае необходимо учитывалось своеобразие
произведения и музыкальный опыт школьников.
Во вступительном слове педагогом дается определенная установка на
восприятие музыки. Например, ученику I класса говорится: «Послушай
пьесу П. Чайковского «Камаринская» в новом для тебя исполнении.
10
Постарайся почувствовать, как звучание русских народных инструментов
помогает ярче передать ее плясовой, задорный характер и создать
впечатление перехода от широких танцевальных движений к веселым,
быстрым».
Использование данного приема формирования музыкального восприятия на
занятиях вокалом способствует развитию интереса к музыке (не только
вокальной, но и инструментальной), и расширяет возможности ее восприятия
младшими школьниками (Н.Л. Гродзенская); обогащает «интонационный
словарь» учащихся, который со временем поможет им определять творческий
почерк (стиль) композиторов.
Сравнение музыкальных образов.
Метод сравнения музыкальных образов,т.е. наглядных представлений о
ком, чем либо, возникающих в воображении, мыслях при прослушивании
музыкального произведения, занимает важное место в данной методической
разработке. Сравнение является основой систематизации музыкальных знаний
на уроках вокала. На основе сравнения одного музыкального материала с
другим (контрастным по характеру) учениками начальных классов хорошо
усваиваются музыкальные знания, понятия. Использование данного метода
позволяет педагогу активизировать слуховое внимание учащихся. Школьники
находят различия сначала в контрастных произведениях, а затем начинают
отмечать более тонкие особенности - в произведениях, похожих, по
настроению. Сравнение произведений способствует, внимательному
вслушиванию в музыку, формированию умения следить за развитием
музыкального образа.
11
При формировании восприятия музыки преподаватель вокала
ориентирутся на такие музыкальные произведения, к которым данный ребенок
стремится с наибольшим постоянством и которые поэтому можно
считать доминирующими в его музыкально-эмоциональном опыте.
Прослушивания (в записи с CD диска) каждого музыкального
произведения должны начинаться и заканчиваться разъяснением учителя.
Внимание детей направляется то на образно-звуковую сторону песни, то на
особенности ее построения и выразительные средства. Так, при слушании
марша, внимание детей было обращено на энергичный характер музыки, на ее
ритмический рисунок, а при слушании польки - на ее танцевальность, легкость.
Обратить внимание детей на выразительные средства можно и с
помощью «музыкальных небылиц». Например, пьеса Р. Шумана «Смелый
наездник» играется медленно, а произведение С. Слонимского «Дюймовочка»
грузно, в низком регистре. Используя эти приемы для расширения
представлений о выразительности музыкальных средств, можно показать
учащимся, что ни одно из них не может создать музыкальный образ вне связи
с другими. Например, упругий ритм, как бы постоянное «стремление
мелодии вырваться вперед», смена динамики, мажорный лад способствуют
созданию представления об образе смелого, решительного скачущего всадника
в пьесе Р. Шумана «Смелый наездник».
Формирование личностного отношения ученика к исполняемому
произведению.
Проблемно поисковый метод становится ведущим методом в
данной работе. Взаимопонимание учителя и отклик учеников открывают путь
к творческим вершинам.
12
Учитель разными средствами стремится внести радость в общение
детей с музыкой. Это во многом зависит от исполняемых на уроке произведений.
Они должны быть художественно ценными, образно-увлекательными,
близкими детям по содержанию, доступными по языку и вместе с тем должны
удовлетворять потребность учащихся в общении с прекрасным. Младших
школьников привлекают песни, выражающие их, детский мир, отличающиеся
конкретностью, яркостью образов, живым поэтическим содержанием,
гибкостью, ритмов, простотой и ясностью языка и формы.
О музыке рассказывать трудно. Для вступительного слова важно найти
образные сравнения, яркие выражения, например объясняющие идеи песен и
разнообразие человеческих чувств, переданных в них. Это способствует
созданию эмоционального настроя, необходимого для восприятия
произведения, вызывает интерес к нему.
Прежде всего, система вопросов и заданий, помогающих раскрывать детям
образное содержание музыкального искусства, должна представлять собой
диалог и рождать у детей варианты творческих прочтений музыкальных
сочинений. Вопрос на уроке вокала существует не только и не столько в
вертикальной (словесной) форме, сколько в жесте, в собственном исполнении,
в реакции учителя и детей на качество исполнительской, творческой
деятельности. Вопрос может выражаться и через сопоставление вокальных
произведений между собой и через сопоставление музыкальных
произведений с произведениями других видов искусства.
В ходе работы становится понятно, что важна направленность вопроса:
нужно, чтобы он заострял внимание ребенка не на вычленение отдельных
средств выразительности (громко, тихо, медленно, быстро - думается, что
всякий нормальный ребенок это слышит в музыке), а обращал бы его к своему
13
внутреннему миру, более того, к его чувствам, мыслям, реакциям,
впечатлениям, подающимся в его душе под воздействием музыки.
Важно не только задавать детям вопрос, но и услышать ответ в детском
исполнении (пении). И пусть в нем будет подчас противоречивость,
недосказанность, но зато в нем будет индивидуальность, личностная
окрашенность - это и должен слышать и ценить учитель.
Разучивание песни, работа над образным исполнением.
Если это первое знакомство с песней, то разучивание предваряется
небольшим рассказом о композиторе, о поэте, о том, что они еще написали;
если известна история создания песни, то ученик знакомился и с ней.
Далее - показ песни. От того, как он проводится, часто зависит отношение
ребят к разучиванию — их увлеченность или равнодушие, вялость.
Как правило, на занятиях вокалом слова и мелодию песни записываются,
чтобы ученики могли дома работать с музыкальным и поэтическим текстом.
При этом на уроке применяется метод пофразного заучивания песни, при ее
многочисленном повторении слова учатся сами собой.
Многократное, длительное заучивание одного и того же места, как правило,
снижает интерес детей к произведению. И здесь надо обладать очень точным
чувством меры, чувством времени, отведенного на повторение того или иного
фрагмента произведения.
Согласно рекомендациям Н. А. Ветлугиной, следующий методический прием
разучивания песни наиболее удобен: постепенное, не скорое разучивание
песенных куплетов, так как ребята с большим удовольствием поют уже
знакомую мелодию с новыми словами, чем с известными. В каждом новом
14
куплете необходимо обращать внимание, прежде всего, на трудные места,
недостаточно хорошо получившиеся при исполнении предыдущего куплета.
Большое значение в работе придается выработке активной артикуляции,
выразительной дикции при пении. После того как ученик выучил основные
мелодии, можно переходить к художественной отделке произведения в целом.
Возможен другой вариант: тесное взаимодействие, сочетание решения
технических проблем и художественной отделки произведения.
В работе над развитием музыкальных способностей детей большое внимание
уделяется распеванию и разучиванию упражнений, способствующих развитию
восприятия музыки, способности передать настроение, заложенное в
исполняемой песне.
Учитывая, то что дети младшего школьного возраста ещё любят игровые
моменты, упражнения должны подбираться таким образом, чтобы каждое
задание имело интересное содержание или элемент игры, могло заинтересовать
детей, ведь именно интерес помогает детям осознать выразительные
особенности пения. Эти упражнения готовят школьников к преодолению
различных певческих трудностей, помогают развивать музыкальный слух и
голос.
Так, как Баба Яга является любимым персонажем всех детей, вызывает у
детей яркие эмоции, можно использовать с младшими школьниками
импровизацию с зеркалом. На ученика надевается парик Бабы Яги, и он
придумывает мелодию на слова: “На красавицу Ягу, наглядеться не могу” У
каждого ученика складывается свой образ сказочного персонажа.
У одних детей она получается злая, у других смешная, у третьих добрая и
весёлая. У каждого своя, неповторимая.
Эмоциональное исполнение песни залог того, что дети полюбят её, будут
петь охотно и выразительно. Кроме того, без эмоционального компонента
15
музыкального слуха невозможно развить музыкальные способности детей. С
этой целью детям предлагается упражнение “Испорченный телевизор”. Перед
выполнением упражнения, настраивая ученика на выразительное пение,
предложить ребенку представить, что он выступает по телевизору, но по
техническим причинам телевизор испортился (не стало звука). Мамы, папы,
бабушки и т. д. смотрят эту телепрограмму по телевизору и должны без звука,
по артикуляции, мимике и настроению школьника узнать, о чём песня, понять
слова.
При исполнении аналогичной игры “Иностранец”, учитель (или второй
ученик) изображает приехавшего в гости иностранца, который должен понять, о
чём поет школьник по настроению и эмоциям на лице поющего. Если песня
весёлая, то глаза ребенка должны блестеть радостью, а если грустные, брови
опущены и сдвинуты, на лице видна грусть.
Упражнение “Через стекло” имеет цель спеть так, чтобы через стекло, по
губам были понятны не только слова, и характер песни.
Приведенные примеры упражнений способствуют развитию
эмоциональности, песенного творчества на уроках вокала в ДМШ.
Творческие задания, способствующие, формированию музыкального восприятия
младших школьников на уроках вокала в условиях ДМШ:
Бег ассоциаций (найти ассоциации):
с природой;
с репродукциями;
со стихотворениями;
с жизненными ситуациями.
16
Актуализация субъектного опыта (свободно обсудить ...,
сравнить ..., передать впечатления ...).
Музыкальное рисование (создание словесного портрета).
ИЗО (рисунок).
Интонирование в заданном образе.
Игровые ситуации (музыкально-дидактические игры).
Досочинение мелодий.
Вывод
Ассоциации и представления того или иного образа у детей 6-7 лет еще
весьма примитивные (что обусловлено их психолого - педагогическими
особенностями), однако, достаточно отчетливо связаны с музыкальным образом
по содержанию.
Ребенок не замечает произвольности своих ассоциаций. Основой сюжета
является образ. Полноценное восприятие сути музыкального произведения
связано с развитием ассоциативного мышления, эмоциональной отзывчивости,
художественной фантазии путем соотнесения их реальным жизненным опытом
школьника. Взаимопонимание учителя и отклик учеников открывают путь к
творческим вершинам.
Главным условием, при котором мыслительный процесс приобретает
свойство продуктивности, является проблемность ситуации задачи, решаемой
ребенком. Личная вовлеченность, осмысленность и действенность поиска
задают целостность мыслительного процесса. Музыкально-художественная
деятельность протекает в форме учебной деятельности тогда, когда школьники
воспроизводят сам процесс рождения музыки, самостоятельно осуществляют
17
творческий отбор выразительных средств, интонации, которые, по их мнению,
лучше и полнее раскрывают содержание исполняемого произведения.
Для того чтобы школьники чувствовали и понимали музыку, преподаватель с
помощью различных приемов направляет их внимание на характер
произведения и средства его воплощения. Постепенно на основе полученных
школьниками музыкальных впечатлений и знаний начинает формироваться их
музыкальное восприятие.
Разнообразные слуховые представления, полученные в активной
музыкальной деятельности, осознаются детьми, обобщаются и закрепляются в
музыкальных терминах, ярких словесных характеристиках образов. Так,
наблюдения за развитием музыкальной мысли в песне помогают усвоению
знаний о музыке, яркому, образному собственному исполнению. Полученные
знания позволяют ребятам глубже воспринимать музыку, высказывать о ней
свои суждения.
Таким образом, творческая фантазия, воображение, ассоциативное мышление
являются первоосновой музыкального восприятия. Владение же детей
необходимыми умениями и навыками художественного творчества,
определенным багажом знаний, открывает перспективы для интегративных
проявлений в созидательной деятельности: изобразительное искусство,
введение театрализации и элементов декламации, индивидуальная
и коллективная музыкальная импровизация.
Список использованной литературы.
1. Антонец Н. П. Развитие художественно - образного мышления в процессе
обучения. - М., 1979 г.
2. Антонов Ю. И. Искусство в школе №3. - 1996 г.
18
3. Артоболевская А. Д. Первая встреча с музыкой. - М., 1976г.
4. Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании.
- М., 1973г.
5. Барсова И. Г. Специфика языка музыки в сознании художественной картины
мира/ Художественное творчество. - Л., 1986 г. -М., 1994г.
6. Вендерова Т. Н. Воспитание музыкой. - М., 1991г.
7. ВетлугинаН. А. Музыкальное развитие ребенка. - М., 1968г.
8. Выготский Л. С. Детская психология. - М., 1984г.
9. Выготский Л. С. Психология искусства. - М., 1968г.
10.Гиппенрейтер Ю. Б. Анализ системного восприятия. //Сообщение 3. Доклады
АПН РСФСР. 1957г. №4 - М., 1957г.
11.Горюнова Л. К. Встречи с музыкой. Сборник статей. - М., 1993 г.
12.Готсдинер А. Л. Музыкальная психология. - М.: Просвещение, 1983г.
13.Гржибовская Р. Н. Проблема формирования внутренне слуховых
(художественно-образных) представлений у учащихся музыкантов. -М., 1982 г.
14.Гродзенская Н. Л. Вопросы развития восприятия музыки // Известия АПН
РСФСР, вып. 110 - М., 1960 г.
15.Каган М. С. Роль и взаимодействие искусств в педагогическом
процессе// Музыка в школе №4. - 1987г.
16.Леонтьев А. Н. Проблема психологии восприятия. Заключительное
выступление. // Психологические исследования восприятия: Сборник статей под
редакцией Леонтьева А. Н. - М., 1976г.
17.Медушевский В. В. Музыка в семье искусств. // Музыка в школе. №1 -1984г.
18.Медушевский В. В. О закономерностях и средствах художественного
воздействия музыки. - М., 1976г.
19.Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия -
М.,1972г.
19
20. Остроменский В.Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема,
Киев: Муз. Украина, 1975.
21.Радынова О. П. Слушаем музыку. - М., 1990г.
22.Эльконин Д. Б. Детская психология. - М., 1960г.