Методическое сообщение "Создание ситуации успеха на уроках в ДШИ"

Муниципальное бюджетное учреждение
Дополнительного образования
«Детская школа искусств №1»
Методическое сообщение
на тему:
«Создание ситуации успеха на уроках в ДШИ»
Подготовила:
Старкова Людмила Сергеевна
Преподаватель, концертмейстер, фортепиано
г.Сургут-2019г.
Успех понятие неоднозначное, сложное, имеет разную трактовку. С
социально-психологической точки зрения – это оптимальное соотношение
между ожиданиями окружающих, личности и результатами ее деятельности.
В тех случаях, когда ожидания личности совпадают или превосходят
ожидания окружающих, наиболее значимых для личности, можно говорить об
успехе.
С психологической точки зрения успех – это переживание состояния радости,
удовлетворения оттого, что результат, к которому личность стремилась в своей
деятельности, либо совпал с её ожиданиями, надеждами, либо превзошёл их. На
базе этого состояния могут сформироваться устойчивые чувства удовлетворения,
формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняется уровень
самооценки, самоуважения.
С педагогической точки зрения ситуация успеха это такое целенаправленное,
организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь
значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и
коллектива в целом.
В переживании ситуации успеха особенно нуждаются учащиеся,
испытывающие определенные затруднения в обучении. В связи с этим необходимо
подбирать такие задания, с которыми учащиеся этой категории могли бы
справиться без особых затруднений, и лишь потом переходить к более сложным
упражнениям. Естественными в этом случае должны быть и словесные,
поощрения, подбадривающие ученика, вызывающие у него уверенность в своих
силах, и стремление соответствовать оценке учителя. Большое значение в создании
ситуаций успеха имеет общая морально-психологическая атмосфера выполнения
тех и иных заданий, поскольку это в значительной мере снимает чувство
неуверенности, боязни приступить к внешне сложным заданиям.
Успех категория не абстрактная. Радость успеха младшего школьника
отличается от радости подростка. Младший школьник не столько осознает успех,
сколько переживает. Подросток и осознает, и переживает.
Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому
воспитаннику ситуацию успеха. Здесь важно разделить понятия «успех» и
«ситуация успеха». Ситуация это сочетание условий, которые обеспечивают
успех, а сам успех результат подобной ситуации. Ситуация это то, что способен
организовать учитель: переживание же радости, успеха нечто более субъективное,
скрытое в значительной мере взгляду со стороны. Задача учителя в том и состоит,
чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость
достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
При попытке понять, как развивается мотивация достижения успехов у детей
младшего школьного возраста, важно иметь в виду еще одно обстоятельство.
Известно, что у человека с достижением успехов связаны не один, а два разных
мотива: мотив достижения успехов и мотив избегания неудач. Оба
они как противоположно направленные тенденции формируются в ведущих для
детей данного возраста видах деятельности: для дошкольников в игре, а у
младших школьников – в обучении.
Если взрослые, обладающие большим авторитетом у детей, мало поощряют их
за успехи и больше наказывают за неудачи, то в итоге формируется и закрепляется
мотив избегания неудачи, который отнюдь не является стимулом к достижению
успехов. Если, напротив, внимание со стороны взрослого и большая часть
стимулов ребенка приходится на успехи, то складывается мотив достижения
успехов.
Это обстоятельство принимается в расчет в некоторых педагогических
работах, где рекомендовано в начальных классах не использовать отметок,
особенно низких, чтобы не вызвать у детей тревожность и беспокойство, связанные
с развитием и функционированием мотива избегания неудачи.
Выделяют несколько основных типов ситуации успеха: неожиданная радость,
общая радость, радость познания.
Неожиданная радость это чувство удовлетворения оттого, что результаты
деятельности ученика превзошли его ожидания. С педагогической точки зрения,
неожиданная радость это результат продуманной, подготовленной деятельности
учителя.
Общая радость состоит в том, что бы ученик достиг нужной для себя реакции
коллектива. Она может быть подготовленной учителем или спонтанной, заметной
или незаметной. Общей радостью считают только те реакции коллектива, которые
дают возможность ребенку почувствовать себя удовлетворенным, стимулируют
его усилия. Общая радость это, прежде всего, эмоциональный отклик
окружающих на успех члена своего коллектива.
Последним типом ситуации успеха является радость познания.
Выращивание познавательного интереса и есть предмет заботы учителя,
формирующего радость познания.
Технологически создание любого типа ситуации успеха состоит из
последовательности следующих операций:
1.Снятие страха - Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах,
робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.
2. Авансирование успешного результата - Помогает учителю выразить свою
твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с
поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в
его силах и возможностях.
« Это твоя пьеса, только ты можешь хорошо исполнить ее.»
3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения
деятельности - Помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека,
пожелания. «Будешь заниматься дома, обрати внимание на аппликатуру»
4. Внесение мотива - Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается
эта деятельность.
5. Персональная исключительность - Обозначает важность усилий ребенка в
предстоящей или совершаемой деятельности.
6. Мобилизация активности или педагогическое внушение - Побуждает к
выполнению конкретных действий. «Так хочется поскорей увидеть твоё
выступление на праздничном концерте.»
7. Высокая оценка детали - Помогает эмоционально пережить успех не
результата в целом, а какой-то его отдельной детали. «Тебе особенно удалось…»,
«Больше всего в твоей игре мне понравилось…».
Уже в первые годы жизни, ребенок узнает о мире необычайно много. В какой
бы среде он ни находился, он с оптимизмом смотрит в будущее. Ни один ребенок
не приходит в школу неудачником. НО школа может сделать из него неудачника.
Детская школа искусств должна развивать творческие способности детей
разной степени одаренности, делая акцент на том, что неспособных детей нет.
Важную роль в этом играют коллективные виды творчества: коллективное
музицирование; ансамблевое, хоровое пение; индивидуальный подход в обучении
игре на инструментах. Здача деятельности педагога состоит в том, чтобы каждый
ребенок был успешен, это способствует развитию уверенности ребенка в себе,
повышению самооценки, развитию чувства собственной значимости.
Даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить
состояние ребенка, изменить ритм и стиль его жизнедеятельности,
взаимоотношений с окружающими. Ситуация успеха является своеобразным
«пусковым механизмом» дальнейшего развития личности ребенка. Если школьник
не имеет успеха в различных видах деятельности, в общении со сверстниками, в
разрешении социальных конфликтов или в преодолении неудач, то у него могут
возникнуть проблемы при вхождении во взрослую жизнь. Необходимым условием
развития личности, ее защищенности, психологического комфорта является
формирование сплоченного и дружного коллектива, создание доброжелательной
атмосферы в классе.
Показателем эффективности работы преподавателя служит конечный
результат - это публичное выступление, которое стимулирует и повышает
результативность обучения, усиливает его привлекательность, воспитывает и
концентрирует лучшие качества, помогает ощутить значимость своего труда и
увидеть его результат. Наряду с академическими выступлениями дети принимают
активное участие в фестивалях, конкурсах, общешкольных и классных концертах
для родителей, где дается возможность выступить абсолютно всем детям
независимо от их музыкальных способностей. Всё это способствует оживлению
учебного процесса, росту интереса, расширению рамок репертуара.
Важнейший принцип организации учебного процесса - уважение к личности
ребёнка в сочетании с разумной требовательностью к нему.
Требовательность, какой бы справедливой она ни была, не принесёт пользы, если
она не рассчитана на определённый уровень развития личности ученика. Ребенку,
как и взрослому, необходимо время от времени «обеспечить успех», который будет
стимулировать его к дальнейшей деятельности.
Одновременно с этюдами, гаммами и трудными пьесами, которые
способствуют усвоению различных навыков, обязательно нужно задавать так же и
лёгкие пьески, которыми ученик свободно и легко овладевает, что укрепляет
уверенность в своих силах, вызывает желание работать и воспитывает у учеников
с самого начала целеустремлённость, привычку добиваться намеченной цели и
приучает преодолевать трудности.
Одним из главных принципов современной методики преподавания является
недопустимость психологического давления на ученика. С точки зрения
преподавания - авторитарный подход неприемлем. Преподаватель обязан
сохранить у детей желание учиться, стараться наладить психологический контакт
с учащимися. Обучение ребенка не должно быть принудительным, иначе оно
неэффективно и мешает гармоничному развитию личности, поэтому очень важно
добиться, чтобы желание работать старательно исходило от самого ребенка. Важно
помнить, что настоящая продуктивная работа возможна лишь тогда, когда
существует взаимное уважение друг к другу.
В своей практике нужно применять такие методы обучения, которые
соответствуют возрасту, интересам, способностям и характеру определённого
ученика. Осознание ребёнком своего успеха в игре на музыкальном инструменте и
ожидание перспектив его развития являются могучим источником нравственного
достоинства, моральной стойкости в преодолении трудностей. Успех является
источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления
трудностей, желания учиться.
Используемая литература
Актуальные проблемы дифференцированного обучения. Минск, 1992.
Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.,
1982.
Белобородова В. К. Музыкальное восприятие школьников. М., 1975
Брунер. Дж. Психология познания. М., 1973 .
Венгер Л. А. Педагогика способностей. М., 1973
Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. М.,1979
Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 1, М., 1979
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.,
1967
Гройсман А. П. Психология. Личность. Творчество. Регуляция
состояний.
М., 1992
Ион Э. Проблема культуры и культурная деятельность. М., 1969.
Кларин М. В. Педагогические технологии в учебном процессе. М.,
1989.
Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии. М., 2000
Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия. М., 1972.
Петрушин В. И. Музыкальное восприятие как средство изучения
личности школьника. Вопросы психологии.1986, №1
Петрушин В. И. Музыкальная психология. М.,1996.
Психология и педагогика. М., «Центр», 1996. Под ред. Радугина А. А.
Теплов Б. М. Психологические вопросы художественного восприятия.
«Известия АПН РСФСР». Вып. II., М., 1947