ИКТ как средство активизации познавательной деятельности обучающихся

«ИКТ как средство активизации
познавательной деятельности обучающихся»
Мы живем во время стремительного технического развития. Педагогу
дополнительного образования необходимо постоянно искать новые формы и
методы организации образовательной деятельности, чтобы увлечь ребят.
Инновационные технологии с такой скоростью врываются в нашу
жизнь, что мы часто не успеваем воспринять преимущества одних
технологий, как появляются новые.
Сегодня время диктует нам наличие современных инновационных
программ, направленных на удовлетворение потребностей участников
образовательных отношений. Интересы детей меняются стремительно. Ведь
образование по выбору должно быть актуальным, современным,
востребованным.
В рамках реализации регионального проекта «Доброжелательное
дополнительное образование» важным компонентом благоприятного
эмоционального фона является умение педагога увлечь за собой, зажечь и
поддержать в ребенке интерес к различным видам деятельности, «заразить»
их нравственными идеями и устремлениями.
Компетентность в области информационных и коммуникационных
технологий является одной из приоритетных целей образования.
Возможность ее формирования напрямую связана с активной деятельностью
обучающихся в информационной компьютерной среде. Использование
информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе
является актуальной проблемой современного дополнительного образования.
Использование инновационных технологий это требование времени.
Причем, под «технологией» мы понимаем систему действий,
приводящую к ожидаемому результату.
С помощью ИКТ на учебных занятиях можно сделать учебную
деятельность обучающихся более содержательной, учебную информацию -
более интересной для восприятия за счет привлечения зрительных образов, а
также повысить качество обучения, мотивировать желание обучаться,
сделать занятие наглядным и динамичным.
Таким образом, использование информационно-коммуникативных
технологий делает процесс обучения и преподавания более результативным.
Однако c ростом научно-технического прогресса у подростков
снизился интерес к истории своей страны, традициям и обычаям,
национальной культуре.
Сегодня дети школьного возраста много времени проводят
за компьютером, просматривая странички социальных сетей
и развлекательных сайтов. В музеи они ходят редко.
Эту проблему можно решить: если подростки не хотят идти в музей,
значит, музейная педагогика придет к ним с помощью их любимого
Интернета.
Анализ результатов мониторинговых исследований выявил
актуальную проблему - низкий уровень востребованности программ научно-
технической и туристско-краеведческой направленностей в Домах и Центрах
детского творчества.
Показатель востребованности программ в муниципальных
образовательных организациях Белгородской области в течение последних
трех лет колеблется от 3 до 6 % .
В ходе мониторинговых исследований установлено, что существуют
противоречия:
- между ускоренным научно-техническим прогрессом и инертностью
системы дополнительного образования, которая несвоевременно реагирует
на внешние потребности и запросы;
- между необходимостью использования информационно-
коммуникационных технологий и низким уровнем их научно-методического
обеспечения;
- между низкой востребованностью дополнительных программ
краеведческой и научно-технической направленности и повышенным
интересом к программам художественной и социально-педагогической
направленности.
Проблема на сегодняшний день заключается и в том, что
- у обучающихся отсутствует понимание значимости культурно-
исторических памятников родного края;
- отмечается незначительный интерес к истории места, в котором
родился, непонимание закономерностей в истории;
- у детей преобладают абстрактные, схематические представления о
героическом прошлом земли Белгородской.
В сентябре 2019 года ГБУДО «Белгородский областной Дворец
детского творчества» разработал новый региональный проект «Создание
виртуального музея «Моя Белгородчина.
Новизна проекта заключается в модернизации традиционного
музейного пространства в современную образовательную среду и
использовании межпредметной интеграции как эффективной педагогической
технологии обучения одаренных детей, способствующей патриотическому,
гражданскому и духовно-нравственному воспитанию, повышению интереса
учащихся к краеведческой работе посредством применения информационно-
коммуникационных технологий.
Задача проекта - объединив наиболее востребованные направления -
художественное и социально-педагогическое - и менее популярные научно-
техническое и туристско-краеведческое - через организацию экскурсионной
деятельности по историческим местам Белгородчины, повысить мотивацию к
исследовательской и краеведческой деятельности с использованием
современных информационно-коммуникативных технологий.
Цель проекта: обеспечение к декабрю 2021 года доступа к
информационным ресурсам с общей пропускной способностью не менее 500
человек в год.
Актуальность проекта заключается в том, что виртуальный музей
даст возможность использовать краеведческие материалы и мастер-классы в
инклюзивном образовании для создания «безбарьерной» образовательной
среды.
Миссия виртуального музея - это «диалог поколений».
Систематизация краеведческих материалов о родном крае,
сохранение, популяризация культурного наследия Белгородчины средствами
постоянных экспозиций, видео-экскурсий на русском и английском языках,
выставок с использованием новых информационных технологий.
Проект «Создание виртуального музея «Моя Белгородорчина» носит
информационно-исследовательский и практико-ориентированный характер,
направлен на развитие творческой инициативы и деятельности детей,
родителей и педагогов по сохранению и изучению истории Белгородчины.
Профиль музея - историко-краеведческий.
Виртуальный музей создается путем проведения региональных
конкурсов и отбора лучших работ победителей и призеров медиа-
исследовательских краеведческих проектов форме видео-роликов,
экскурсионных виртуальных туров, 3D- путешествий по святым и
историческим местам Белгородчины).
Исследовательские работы юных экскурсоводов выполняются в
форме видеоролика на русском и английском языках с использованием ИКТ–
технологий и 3D- моделирования.
На сайте ГБУДО «БелОДДТ» размещается результат проекта -
виртуальный музей «Моя Белгородчина».
Виртуальный музей будет постоянно обновляться новыми аудио- и
видео-экскурсиями. Музей будет включать следующие экспозиции:
«Православные страницы»;
«Страницы, опаленные войной»; «Прогулки по родному городу»; Мини-
музей народной куклы (народного костюма); Мастер-класс «Белгородский
сувенир»; «Моя семейная реликвия».
Работа в рамках реализации проекта направлена на активное
включение детей в социальную практику, формирование у обучающихся
межкультурной коммуникативной компетенции, на основе усвоенных
языковых и социокультурных знаний; на участие в экскурсионной
деятельности с целью знакомства с достопримечательностями Белгородчины.
Для создания видео-экскурсий используются специальные
технологии, панорамные съемки, компьютерные программы. Необходимо
задействовать не только энциклопедические знания педагога, но и включить
ребят в активную совместную деятельность. Во время экскурсионной
прогулки по родному городу делать фотоснимки, видеосюжеты, создавать
видео-презентации, используя знания компьютерных программ.
Виртуальная экскурсия - это эффективный презентационный
инструмент, с помощью которого ребенок сможет наглядно и увлекательно
рассказать о памятниках православной культуры своего поселка, города.
Проект позволяет выявлять и поддерживать одаренных детей,
увлекающихся современными информационно-компьютерными
технологиями.
Одной из более эффективных технологий визуализации музейных
экспозиций считается методика формирования виртуальных панорам. Это
метод демонстрации фотографий объемного пространства. В один момент на
экране появляется лишь доля панорамы, угловые размеры которой, как
правило, соответствуют нормальному углу зрения невооруженного глаза. Все
без исключения картинки рассматриваются путем мягкого перемещения либо
в левую сторону, либо в правую сторону.
Виртуальный тур, как и 3D-панорамы, включает: анимационные
объекты; звуковое сопровождение; мультимедийные элементы.
Такая форма позволяет создать ощущения реального присутствия в
залах. Даже если панорамы составлены из отдельно взятых объектов, они
предстают перед зрителем совершенно цельным звеном. Также виртуальные
туры по музеям и выставкам могут помочь совершить предварительную
экскурсию. Посетитель выбирает понравившийся маршрут, и начинает
изучать его более глубоко. Такая экскурсия может быть создана на основе
фотографий, созданных при реальной съемке и смоделированного 3D-
пространства или их комбинации.
Панорама с угловым размером 360º называется круговая панорама.
Ее отличие в том, что в каждой выбранной направленности, возможно,
совершить целый разворот, однако только лишь в горизонтальной плоскости.
Это дает возможность реально воспринимать картину. Поэтому такую
панораму можно считать моделью реального мира, и назвать «виртуальной
реальностью».
Виртуальный музей это возможность обратиться к прошлому через
настоящее в новом формате.
Будущее образования за интерактивными технологиями,
виртуальными коммуникациями, которые надо осваивать и активно внедрять
в организациях дополнительного образования. Это разработка электронных
ресурсов для разных категорий детей, способствующих их профессиональной
ориентации и профильному обучению, развитие дистанционных форм
дополнительного образования, создание виртуальных и реальных
информационных банков.
В своей работе педагог должен двигаться вперёд, обогащаться новым
опытом, вести поиск творческих идей, воплощать в жизнь новые проекты, а
обучающиеся должны быть полноправными партнёрами.