Картотека игр по опытам и экспериментам для дошкольников

Подписи к слайдам:

(на основе сборника Дыбиной О.В., Рахмановой Н.П., Щетининой В.В. «Неизведан- ное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»)

КАРТОТЕКА ИГР ПО ОПЫТАМ

И ЭКСПЕРИМЕНТАМ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ПОИСК ВОЗДУХА. Цель: Обнаружить воздух. Игровой материал: Султанчики, ленточки, флажки, пакет, воздушные шары, тру- бочки для коктейля, емкость с водой. Ход игры: Предложить детям доказать с помощью предметов, что вокруг нас есть воздух. Дети выбирают любые предметы, показывают опыт самостоятельно или по выбранной модели. Объясняют происходящие процессы на основе результата действий с предложенным оснащением (например, дуют в тру- бочку, конец которой опущен в воду; надувают воздушный шарик или целлофановый пакет и др.). ЧТО В ПАКЕТЕ? Цель: Выявить свойства воздуха: невидим, без запаха, не имеет формы, срав- нить свойства воды и воздуха (воздух легче воды). Игровой материал: Два целлофановых пакета (один с водой, другой с воздухом), алгоритм описания свойств воздуха и воды. Ход игры: Предложить детям обследовать два пакета (с водой, воздухом), узнать, что в них, объяснить, почему они так думают. Дети взвешивают их на руке, ощупывают, открывают, нюхают и пр. Обсуждают, чем похожи и чем отличаются вода и воздух (сходства — прозрачны, не имеют вкуса и запаха, принимают форму сосуда и т.д.; различия — вода тяжелее, льется, в ней растворяются некоторые вещества и застывают, принимая форму сосуда; воздух — невидим, невесом и т.д.)

ЗАГАДОЧНЫЕ ПУЗЫРЬКИ.

Цель: Обнаружить воздух в других предметах.

Игровой материал: Емкость с водой, кусочки поролона, брусочек дерева, ко-

мочки земли, глина.

Ход игры: Дети рассматривают твердые предметы, погружают их в воду, наблю-

дают за выделением воздушных пузырьков. Обсуждают, что это (воздух); откуда

он взялся (вода вытеснила воздух). Рассматривают, что изменилось в предметах

(намокли, стали тяжелее и пр.).

ПУЗЫРЬКИ – СПАСАТЕЛИ.

Цель: Выявить, что воздух легче воды, имеет силу.

Игровой материал: Стаканы с минеральной водой, мелкие кусочки пластилина.

Ход игры: Взрослый наливает в стакан минеральную воду, сразу бросает в нее

несколько кусочков пластилина величиной с рисовые зернышки. Дети наблю-

дают, обсуждают: почему падает на дно пластилин (он тяжелее воды, поэтому

тонет); что происходит на дне; почему пластилин всплывает и снова падает; что

тяжелее и почему (в воде есть пузырьки воздуха, они поднимаются наверх и вы-

талкивают кусочки пластилина; потом пузырьки воздуха выходят из

воды, а тяжелый пластилин снова опускается на дно). Вместе с детьми

взрослый определяет в виде сериационного ряда, что легче, что тяже-

лее, и предлагает детям сделать опыт самим.

ВОЛШЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ. Цель: Выявить, какие свойства приобретают песок и глина при смачивании. Игровой материал: Емкость с песком, глиной, дощечки, палочки, изделия из керамики. Ход игры: Взрослый предлагает детям слепить шарики, колбаски, фигурки из песка и глины; дать им высохнуть, после чего проверить прочность построек. Дети делают вывод о вязкости влажной глины и сохранении формы после высыхания. Выясняют, что сухой песок форму не сохраняет. Рассуждают, можно ли сделать посуду из песка и глины. Дети проверяют свойства леска и глины, вы- лепив из них посуду и высушив ее. Угадывают, из чего сделана посуда, для чего наливают в нее воду и проверяют материал по результатам («песчаная посуда» воду не держит, ломается; глиняная какое-то время сохраняет форму).

СВЕТОВОЙ ЛУЧ. Цель: Понять, что свет — это поток световых лучей; познакомить с тем, как можно увидеть луч света; понять, что световое пятно (или тень) на стене будет более ярким и четким, если источник света ближе к стене, и наоборот. Игровой материал: Проектор, аквариум (емкость с водой), лист черной бумаги с отверстием диаметром 3—5 мм, зеркало. Ход игры: Взрослый предлагает детям отгадать загадку о луче света. Рассматривают иллюстрацию, где хорошо видны лучи света, проходящие сквозь тучу (или толщу воды), и объясняют, что свет — это лучи, которые в - воздухе невидимы, их можно увидеть в воде или тумане (когда в воздухе очень много частиц воды). Взрослый демонстрирует это детям и объясняет увиденное по ходу дейествия. Выключает свет, включает проектор, спрашивает, что появляется на стене (световой круг), почему (лампа в фильмоскопе засветилась, и от нее стали исходить лучи света; отверстие круглое, поэтому и лучи света образуют круг). Выключает проектор, изображение исчезает (нет участка света). Закрывает окно проектора кусочком черной бумаги с отверстием диаметром 3—5 мм, включает фильмоскоп и спрашивает, что изменяется, почему (изображение уменьшается, так как луч света становится тоньше из-за уменьшения отверстия). Взрослый направляет луч света в аквариум, выясняет, что дети видят (луч). За- тем ставит на пути светового луча в воде зеркальце, уточняет, почему луч пошел в другом направлении (он отразился от зеркала). РАЗНЫЕ ОТРАЖЕНИЯ. Цель: Понять, что отражение возникает на гладких блестящих