Организация самостоятельной работы на занятиях осетинской гармонике

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА
«НАРТ»
Организация самостоятельной работы
на занятиях по осетинской гармонике
(Методическая рекомендация для педагогов)
Составитель:
педагог дополнительного образования
Баскаева Маргарита Витальевна
Владикавказ, 2017г
Организация самостоятельной работы на занятиях по
осетинской гармонике.
Музыка — могучий источник мысли.
Без музыкального воспитания
невозможно полноценное умственное развитие.
В. А.Сухомлинский
Целью обучения детей в дополнительном образовании является
подготовка в большинстве своём музыкантов - любителей, которые обладают
навыками музыкального творчества, могут самостоятельно разобрать и выучить
музыкальное произведение любого жанра, свободно владеть инструментом,
подобрать любую мелодию на слух и аккомпанемент к ней. Научить
музицировать можно любого ученика, имеющего даже весьма средние
музыкальные данные. Важно, чтобы ребёнок сам открывал для себя прекрасный
язык музыки, научился слушать и слышать звуки, соединяющиеся в мелодии.
Слышать - это просто слышать окружающие звуки, слушать - это значит
прислушиваться к качеству звука, к красоте музыкального звучания. Если
слышит воспитанник - слышат и его слушатели. Преподавая знания в виде
интересной игры, есть опасность- «не заиграться», когда-то надо начинать
«работать»
Практически каждый педагог понимает, что редкий ученик способен сам,
без помощи учителя разобрать музыкальное произведение. В результате
выпускник любого детского музыкального учреждения - это нередко
беспомощный перед нотным текстом ребёнок, который вряд ли когда -нибудь
сядет за инструмент (именно по причине страха перед нотами). Безусловно, есть
объективные причины сложившейся на сегодняшний день ситуации в сфере
культурно - эстетического воспитания детей. Рушится выработанная
десятилетиями образовательная система, на смену ей приходят новые формы.
Адаптируется к новой ситуации содержание и структура учебного процесса:
дети принимаются в музыкальные образовательные учреждения без
конкурсного отбора, а поэтому некоторые виды работы упрощаются (например,
снижаются требования к академическим концертам (итоговое занятие), к
чтению нот с листа или вовсе исчезают. Проблема усложняется ещё и тем, что
здоровье наших детей серьёзно отличается от физических параметров их
сверстников 60- 80-х годов прошлого века. Добавьте к этому всё возрастающую
учебную нагрузку в общеобразовательной школе, наличие множества
«отвлекающих» факторов в виде компьютерных игр, интернета, сериалов и
прочее. Как естественный результат - современному ребёнку трудно
сосредоточиться на определённой задаче. А ведь занятия музыкой это умение
продолжительно концентрировать внимание - в первую очередь воспитывается
чтением с листа. Для этой формы работы необходима способность быстро и
синхронно считывать сразу несколько информационных слоёв текста: нотный,
ритмический, динамический, и другие. Понятно, что при отсутствии такого
специфического зрительно-моторного навыка эта задача часто вызывает у
ребёнка затруднение, а порой и страх, работая самостоятельно.
Самостоятельная работа важнейшее условие саморегуляции личности, её
творческих возможностей. Самостоятельная работа ученика - главный путь
воспитания самостоятельности. Самостоятельная работа - это метод, который
очень помогает мне для выяснения способностей учащихся. Присутствие
самостоятельной работы не только в школах но и в дополнительном
образовании , тренирует волю, воспитывает работоспособность, внимание,
дисциплинирует обучающихся. Я заметила, что особенно много затруднений
возникает у ребят на начальном этапе выработки тех или иных умений и
навыков. На начальном этапе обучения воспитанник сможет определить общий
характер пьесы, темп, динамику. В образной, игровой форме им объясняю такие
важнейшие понятия, как темп, артикуляция, динамика, позиция.
Одна из важнейших задач для педагога это зажечь в ребёнке интерес к
музыке, а вместе с этим привить любовь к работе. Я считаю, что пока это то
самое малое в их жизни, которое дети должны научиться делать с
удовольствием и качественно. Если ребёнок воспринял яркий образ, у него
возникает потребность передать этот образ своими силами. Но при этом должна
зародиться потребность к многократным повторениям, к тому, что мы называем
«умением работать» или «хорошей работоспособностью».
За последнее время очень часто сложно уговорить ребёнка первого года
обучения повторить ещё и ещё раз ту или иную пьесу, запомнить на память. С
самых первых шагов юный музыкант должен делиться с окружающими тем,
чему научился, причём так, чтобы сам чувствовал максимальную
ответственность за качество исполнения.
А пока внимание педагога занято подготовкой программ академических
концертов : выучиванием текста, нюансов, бессмысленной «зубрёжкой» 2-3 пьес
в течение полугодия. По мере усложнения репертуара знакомство с каждым
новым произведением становится для воспитанника всё большей пыткой. В
результате ребёнок начинает ненавидеть музыку и учителя.
Умение самостоятельно мыслить не даётся человеку само, оно
воспитывается путём определённой тренировки воли и внимания. Большое
значение имеет максимальная сосредоточенность на занятиях. Если педагог
основную работу берёт на себя, то воспитанники остаются пассивными.
Используя небольшие задания, дать возможность самому дойти до решения
задач, т.е. развивать у ребёнка творческую инициативу. Для этого следует, к
примеру, предложить ему сочинить мелодию на заданный ритмический
рисунок, на стихотворный текст, «досочинить» конец музыкальной фразы,
подобрать знакомую мелодию, сыграть её от разных звуков, прочитать с листа
новую пьесу и самостоятельно проставить аппликатуру и т.д..
Процесс творчества, сама обстановка поиска и открытий на каждом
занятии вызывает у детей желание действовать самостоятельно, искренне и
непринуждённо. «Зажечь», «увлечь» ребёнка желанием овладеть языком музыки
важная задача педагога. А занятие– это образец ежедневной самостоятельной
работы дома
В процессе обучения главную роль играет домашняя работа. Необходимо
помочь ребёнку в составлении дневного расписания, чтобы была соблюдена
разумная последовательность в занятиях музыкой и приготовлении уроков для
общеобразовательной школы. Наши воспитанники не могут уделять очень
много времени игре на гармонике, поэтому педагог должен обратить внимание
на повышение качества домашней работы, приучать с первых годов обучения
заниматься так, чтобы ни одна минута не пропала зря. Необходимо следить и
добиваться точного выполнения домашнего задания. Этим самым прививается
любовь к работе.
Успех самостоятельной работы - привычка к самоконтролю. Следует
развивать бережное отношение к тексту, внушать, что без точного выполнения
указаний композитора нельзя добиться точного авторского замысла. Важно,
чтобы воспитанник не только умел слушать себя, но и знал, что во время работы
нуждается в проверке, чаще всего возникают фальшивые ноты, неточности
голосоведения, не уместны изменения темпа. Очень полезно время от времени
выучивать самостоятельно небольшое произведение без помощи педагога. Это
способствует улучшению качества самостоятельной работы ребенка.
Итак, что же способствует развитию самостоятельности обучающегося?
Это умение читать с листа, подбирать, транспонировать, играть в ансамбле,
аккомпанировать. Замечательно, если воспитанник будет пробовать сочинять и
записывать свои сочинения. Интерес, любовь к музыке, инициатива и воля - вот
что движет в самостоятельной работе обучающегося. Не ради техники должен
он заниматься много часов в день, а музыка должна рождать потребность в
занятиях, а отсюда и саму технику.