Методическая разработка "Развитие интереса у учащихся в классе по специальности"

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств имени Иоганна Себастьяна Баха» города Балтийска
(МБУ ДО «ДШИ им. И.С. Баха» г. Балтийска)
Методическая разработка на тему:
«Развитие интереса у учащихся в классе по специальности»
преподавателя по классу скрипки Федоровой Светланы Викторовны.
Балтийск 2019
2
Содержание:
1. Вступление.
2. Начальный период.
3. Индивидуальный план.
4. Методы обучения.
5. Внеклассная работа.
6. Заключение.
7. Используемая литература.
3
Вступление
Ни для кого не секрет, что в настоящее время в маленьких городах набор в музыкальную
школу в класс скрипки затруднен. С целью привлечения детей преподаватели посещают
детские сады и общеобразовательные школы, где в интересной форме представляют
инструмент, рассказывают о скрипке, исполняют популярные произведения.
Как обычно, после таких концертов желающих учиться много: лес детских рук. Но на
вступительные экзамены приходят единицы. Родители боятся трудностей, не видят
перспектив в занятиях музыкой. Некоторые, возможно, считают, что у ребенка нет
необходимых музыкальных данных. Это одно из родительских заблуждений. Ведь
музыкой должны заниматься не только одарённые дети!
Но итог один: скрипкой, как, впрочем, и многими другими инструментами, в наше время
интересуются не многие. Наша задача была и остается – сохранение контингента.
В данном сообщении не рассматриваются многие важные вопросы воспитания и обучения
юного скрипача по причине ограниченного объема работы. Не думаю также, что мне
удастся изобрести что-то новое. В арсенале каждого преподавателя имеются свои
методики, свои наработки.
Цель данного методического сообщения освежить имеющиеся знания, разбудить
фантазию преподавателей, поделиться своим опытом.
Крепко держась за мамину руку, ребенок впервые переступает порог музыкальной школы.
Мы еще не знаем, станет он успешен или не очень, сможет ли хорошо усваивать материал
или будет испытывать трудности. В любом случае, в каждого ребенка мы вкладываем
свои знания, силы, каждым дорожим и всеми силами стремимся заинтересовать
инструментом и учеников, и их родителей.
Мы убеждаем родителей, что при обучении игре на каком либо инструменте главная
задача состоит не только в воспитании таланта художественного, а в приобщении к
культуре, в воспитании духовных качеств ребенка.
Задачи обучения:
-воспитание духовно – нравственных качеств ребенка;
-выявление и развитие музыкальных способностей ученика;
-формирование воли, настойчивости, внимания;
-воспитание отзывчивости, доброты, милосердия, эмоциональности;
-активизация творческой инициативы и самостоятельности;
-формирование творческого мышления;
- развитие музыкальной памяти и фантазии.
Как стимулировать музыкальные занятия ребёнка? Вопрос актуальный. Каждому педагогу
хорошо известно, насколько легче усваивается материал, когда ребенок заинтересован.
Но, как пишет Т.В. Погожева, «…заинтересованность должна носить профессиональный
характер, а не отвлеченно развлекательный»
1
Многое здесь может сделать учитель, пытаясь разнообразить урок, подбирая пьесы,
которые нравятся ученику, организуя классные концерты, конкурсы, другие выступления.
Но немалая роль принадлежит и родителям. «Хорошие родители важнее хороших
педагогов, говорил Генрих Густович Нейгауз, советский пианист, народный артист
РСФСР, доктор искусствоведения, создатель одной из крупнейших советских
пианистических школ, профессор Московской консерватории. - Самые лучшие педагоги
бессильны, если родители равнодушны к делу, которым занимается их ребенок»
2
.
Только единство цепи учитель -ученик -родители может принести результаты. Если хотя
бы одно звено отсутствует, хорошего результата ждать не приходится.
1
Погожева, Т. Вопросы методики обучения игре на скрипке. - М.: Музыка, 1966. с. 23.
2
https://nsportal.ru/kultura/muzykalnoe-iskusstvo/library/2019/09/17/o-vazhnosti-vzaimodeystviya-pedagogov-muzykalnoy
4
Начальный период.
Первый период обучения на скрипке…
Невероятно трудно. Звуки, извлекаемые начинающими учениками, похожи не на пение, а
на «скрипение». Не каждые родители выдержат. Поэтому первым делом, войдя в класс,
опытный педагог начинает расчехлять скрипку. Ученик и родители обязательно должны
слышать образец, к которому нужно стремиться. Если педагог любит свой инструмент,
если из класса доносятся звуки его скрипки, только тогда эта любовь, возможно,
передастся кому-то из учеников.
Наш инструмент, как никакой другой, предполагает хорошую школу, качественную
постановку, удобное приспособление к инструменту. Свободные руки, отсутствие
излишнего мышечного напряжения, естественные движения для скрипача как молоко
матери. Иначе в дальнейшем ученику нечем будет играть.
Воспитание мышечной свободы невозможно без всестороннего воспитания умения
слышать. «Музыкальные уши» - вот наша цель. И. Лесман очень точно подметил: «В мир
музыкальных образов вводит нас музыкальный слух, он же вводит в этот мир и руки
исполнителя»
3
«Технический аппарат призван с наибольшей полнотой выполнять художественные
намерения, быть достаточно ловким, точным, пластичным, координированным», - пишет
О. Шульпяков.
4
За многие педагогические ошибки ученики долго расплачиваются в дальнейшем.
На физиологию ученика действует психическое состояние. Страх, волнение, переживания,
застенчивость, чрезмерное старание вызывают непроизвольное напряжение мышц.
Невозможно заставить ребенка трудиться, употребляя лишь нравоучительный тон.
Менторский тон не допустим. В этом случае педагог не предотвращает причины
возникновения напряжения, а усугубляет их. Урок должен проходить в атмосфере доверия
и доброжелательности.
Чтобы оказывать влияние на ученика, педагог должен пользоваться большим авторитетом
не только в профессиональных вопросах, но и в жизненных. Такое доверие нужно
заслужить. Педагог должен быть личностью, учителем с большой буквы, личным
примером для ученика. Только тогда возникнет контакт, а хороший контакт с учеником
это первостепенное условие обучения. У каждого ученика есть достоинство, самолюбие,
которые нужно уважать. Каждому ученику мы повторяем хорошо известные всем нам
вещи. Но, кроме знаний преподавателя, важно такое понятие, как личное обаяние. Живая,
образная речь, юмор, доброе слово, обращенное к ученику, - помощники в нашем
нелегком деле.
Хочется нам или нет, но урок-это маленький спектакль, а мы-актеры. Поэтому приходится
продумывать драматургию учебного процесса.
Приспособление к инструменту-процесс для детей утомительный и малоинтересный. Для
начинающих рекомендуется вводить игровые моменты, использовать частую смену
деятельности: работа над постановкой чередуется с пением, изучением нотной грамоты,
игровыми моментами.
Хорошие результаты дает урок одновременно с двумя учениками. Эффективно
предложить каждому по очереди позаниматься друг с другом, проконтролировать,
правильно ли установлена скрипка и.т.п.
В любом предмете есть разделы трудные и малоинтересные. Важно так распределить
подачу материала, чтобы чередовать легкое и трудное. Так, зная свойство внимания,
3
Лесман, И. Очерки по методике обучения игре на скрипке. – М., 1964. –с. 23.
4
Шульпяков, О. Техническое развитие музыканта. - «Музыка», 1973. – с. 22.
5
нужно сначала подготовить восприимчивость ученика, вызвать повышенный тонус, а
затем на этой волне преподнести небольшое количество трудного или скучного
материала.
Важно помнить, что не бывает двух одинаковых учеников. Что полезно одному ученику,
может быть вредно другому. Чтобы правильно обучать и воспитывать ученика, нужно
знать его индивидуальные особенности.
Даже с малышами уроки нужно проводить не только занимательно, но и как бы делая
«открытия», подводя к ним самого ученика. «Не передавайте человеку знания, но
старайтесь, чтобы он получил способность сам доходить до них…»,
5
- эти слова
музыканта просветителя и педагога середины 19 века В.Ф. Одоевского должны
воплощаться в повседневной практике педагога.
Индивидуальный план.
На каждого ученика педагог составляет индивидуальный план на учебный год.
План составляется в соответствии с музыкальными данными ученика и его личными
качествами. Одному ученику необходимо обрести уверенность в себе, другому пробудить
эмоциональность, третьему не хватает активности или, наоборот, нужно унять излишнюю
возбудимость. Нужно подумать, какие произведения будут устранять недостатки.
Естественно, что слабый ученик пройдет меньше произведений, а продвинутый ученик
больше.
В вопросе выбора программы педагог не ограничен какими-то строгими нормами.
Личностно-ориентированный подход обязывает наблюдать, изучать возможности
ученика, анализировать, думать и выбирать то, что поможет его развить. Существуют
утвержденные варианты программы минимум и программы максимум для каждого
класса.
В процессе работы план может меняться, одни произведения заменяться другими, если в
этом есть необходимость. От правильного подбора произведений зависит музыкальное и
техническое развитие юного скрипача, сохранение интереса к инструменту. При подборе
произведений педагог руководствуется возможностями ученика, необходимостью развить
или улучшить его навыки, приобрести новые с соблюдением последовательности их
усложнения.
Немаловажно подбирать репертуар, опираясь и на предпочтения ученика. Нельзя забывать
об их желаниях. Современные дети, в основном, не скованны в общении. Они открыто
рассуждают, могут высказывать свое мнение, даже поспорить. Если ученику не нравятся
предложенные варианты, то беспрекословное навязывание своего варианта программы, не
подкрепленное убедительными аргументами, к успеху не приведет. Поинтересуйтесь,
может быть, что-то он уже слышал, что-то запомнилось и хочется сыграть. Хотя нельзя
забывать, что педагогический выбор не может основываться исключительно на факторе
интереса ученика. По мнению авторитетных педагогов, не все в учении может быть
интересным. Есть вещи скучные, которые необходимо выполнять.
Завышенная программа, к которой ученик не подготовлен технически и музыкально,
требует большего времени для разучивания, вселяет комплексы, приводит к
физиологической и психологической скованности. Последовательность и планомерность
основа развития и сохранения контингента. Для стимулирования ученика, повышения
интереса и его работоспособности можно дать произведение более сложное. Но только
наряду с произведениями, соответствующими развитию ученика, и в порядке исключения.
Не как правило.
Часто выбираются произведения строго для публичного выступления. Или произведения,
где используются навыки ученика, которые ему лучше всего удаются. В это время
5
Учебно – воспитательная работа в струнно – смычковых классах детских музыкальных школ. М., 1975. – с. 8.
6
недостающие качества не развиваются. Поэтому к репертуару нужно подходить весьма
продуманно.
Перед произведениями с определенными трудностями нужно взять технический материал
и проработать приемы, которые встретятся в дальнейшем.
Методы обучения.
Для достижения поставленных целей и реализации задач предмета используются, как
известно, следующие методы обучения:
-
словесный;
-
метод упражнений и повторений;
-
метод показа;
-
объяснительно-иллюстративный;
-репродуктивный метод;
-
метод проблемного изложения;
-
частично-поисковый.
Какой метод использовать в данный момент, зависит от количества имеющегося времени,
от возраста и индивидуальных особенностей ученика. Но что бы мы ни делали, важна
атмосфера увлеченности. В арсенале каждого преподавателя имеется не только
традиционный урок, но и урок-игра, урок-путешествие, урок-сказка, урок-диалог.
Заинтересованный педагог не только воспитывает в ученике профессиональную базу, но и
развивает интеллект, логическое мышление, коммуникативные качества. Например,
необходимо ставить ученика в ситуацию, подводящую к открытию. Чтобы запустить
логическое или образное мышление в действие, необходимо создать ситуацию поиска.
Она может заключаться в вариативности толкования пьесы. Возможно творческое
домысливание, опирающееся на имеющиеся знания и приемы исполнения.
Похвала, поддержка творческой индивидуальности может стимулировать ученика на
новые поиски. То, что ученик находит самостоятельно, лучше запоминается и
реализовывается. Ямпольский утверждал, что найденное самим учеником в тысячу раз
полезнее навязанного ему учителем.
Класс это творческая лаборатория, где из урока в урок происходит сложный процесс
формирования юного музыканта.
Встречаются различные взаимоотношения педагога и ученика.
1.Авторитарный тип поведения педагога.
Педагог расставляет штрихи, аппликатуру, нюансы, не объясняя и не обосновывая свой
выбор. Ученик повторяет из урока в урок то, что ему предписано, не вникая в возможные
варианты. Педагог активно работает, но инициативе ученика нет места. Нет совместных
поисков, интересных совместных находок. При такой системе занятий ученики
становятся похожими друг на друга.
2. Попустительский тип занятий.
Педагог не обладает достаточной активностью. Не отрабатываются детали, интонация
приблизительная, нет качественной работы. «Выше», «ниже» - скучно. Творчество
отсутствует. Происходит «развращение» ученика, которому можно работать спустя
рукава. Ученики привыкают к этому. А ведь задача дополнительного образования
научить трудиться.
3. Демократический тип занятий.
В данном случае педагог и ученик – равноправные партнеры. Идет активная работа,
выбор формируется, исходя из совместных поисков, обсуждений. Педагог не навязывает
свои решения в виде приказа. Однако и здесь не всё благополучно. Ученик недостаточно
самокритичен. Его самооценка завышена
4. Истинно творческий тип системы занятий.
7
Чтобы научить ребенка, педагог и сам должен стать ребенком. Здесь первостепенное
отношение имеет способность педагога перевоплотиться в ученика, влезть в его «шкуру»,
«играть его пальцами и думать его головой,- тогда поймёшь, что ему нужно» (Л. Коган).
Педагог должен так поставить процесс обучения, чтобы без прямых указаний подвести
ученика к ответам на вопросы.
Внеклассная работа.
Обращаясь к первым урокам с начинающими скрипачами, необходимо помнить, что в
силу специфики приспособления к игре на струнно-смычковых инструментах не стоит
сразу же, на первых уроках приступать к постановке. Сначала нужно ввести ребенка в мир
музыки, приобщить его к работе класса, заинтересовать инструментом. Это может быть
гимнастика под музыку, пение песенок, показ игры на скрипке.
Ведущие педагоги разных поколений совершенно справедливо считают, что музыка
должна «зазвучать» в ученике до его собственно исполнительской деятельности.
Сохранение интереса к занятиям – важнейшая задача педагога.
Ребенок ожидает от музыкальной школы чего-то нового, интересного, очень важно не
погасить этот интерес. Здесь все важно: и тон, и манера педагога. Мудрые педагоги
используют, например, элементы игры. Или обрывают урок на самом интересном, чтобы
на следующее занятие ребенок шел с желанием.
Огромную помощь в сохранении интереса оказывает внеклассная и концертная работа.
Такая работа «кипит» в каждой школе. Так и на нашем отделе к каждому празднику
пишется сценарий, где в качестве соведущих выступают ученики.
Систематические выступления учеников играют неоценимую роль в развитии
заинтересованности и популяризации инструмента.
Создание разного рода ансамблей дает замечательный толчок к развитию учеников. Это и
ансамбли скрипачей, и камерные ансамбли, где дети-скрипачи объединяются с
пианистами.
Наряду с выступлениями учеников в наших концертах обязательно играют и
преподаватели. У детей и родителей должен быть образец звучания. Выступление
педагогического ансамбля скрипачей «Экспромт», созданного в нашей школе, всегда
вызывает положительные эмоции слушателей. Хорошие результаты показала практика,
когда в ансамбле плечо к плечу стоят ученики и преподаватели.
С радостью участвуют ребята в концертах в детских садах, которые проводятся регулярно
с целью привлечения новых учеников в школу: беседа концерт «Секрет Страдивари»,
«Волшебные зонтики Оле Лукойе», «Как поспорили музыкальные инструменты…», «Шел
по городу Волшебник», «Царица Музыки», «Волшебный смычок». Дети, принимающие
активное участие в концертной жизни отдела и школы, совершенно по-другому смотрят
на свои повседневные обязанности. Они с увлечением работают. Конечно же,
выступление должно быть удачным, хорошо подготовленным, иначе интерес к занятиям
может быть надолго утерян.
Вот перечень некоторых мероприятий, проведенных на нашем отделе за последнее время:
-
Родительские собрания оркестрового отдела с концертом учащихся и преподавателей
«Завтра начинается сегодня», «Глаза боятся руки делают», «Дыхание музыки», «Душа
обязана трудиться», «Планы. Перспективы», «Организация домашних занятий
начинающего скрипача».
-
Посвящение в первоклассники: постановка сказки «Музыкальный магазинчик»,
«История маленькой скрипочки».
-
Праздник ко Дню пожилого человека: «Вам всем светить дано», «Главное, ребята,
сердцем не стареть!»
-
Ко Дню матери: «Тепло материнского сердца», «Мамины руки».
8
-
К Новому году и Рождеству: «Новый год стучится в двери!», «Свет Вифлеемской
звезды».
-
К Международному женскому дню: «Ее величество Женщина», «Хранительница
домашнего очага».
-
Ко Дню Победы: «Через века, через года… Помните!».
-
Вечер памяти ушедших коллег «Последний из могикан».
Заключение.
Повышение интереса к обучению может быть достигнуто различными способами. У
каждого педагога есть свои секреты, находки. Здесь не бывает мелочей.
Немаловажную роль играет и педагогическая интуиция, и харизма, и юмор, и умение
разрядить обстановку. Часто ученик увлекается личностью преподавателя, и его обаяние
является доминирующим фактором, который стимулирует ученика. Когда магия педагога
находит отклик в душе ребенка, когда они на одной волне, тогда и усваиваются многие
непростые вещи.
Музыка это огромное мастерство и вдохновение, это изнурительный труд, напряжение
всех духовных сил. Часто можно слышать мнение непосвященных о работе
преподавателей музыкальных школ, как об очень легкой. Непросто передавать свои
знания. Но еще сложнее «заразить» ученика музыкой, скрипкой, работой. Здесь одних
знаний педагога недостаточно. Здесь нужны огромные внутренние силы, мощное
желание. Должен «глаз гореть»!
Педагог не может оставаться неизменным. С каждым учеником мы немного другие.
Меняется стиль общения, методы работы. Но, воспитываем ли мы будущего
профессионала или культурного слушателя, мы должны учить хорошо.
Вступая на стезю педагогической деятельности, преподаватель должен научиться быть
сдержанным, терпеливым, доброжелательным. Нужно помнить, что детям нелегко, им
требуется поддержка.
К педагогу, который увлекает своей любовью к делу, дети идут с удовольствием.
Знание предмета, горячее желание донести свои знания, создание творческой атмосферы в
классе и на отделе, посильная требовательность и в то же время доброжелательность,
перспектива и цель – вот условия, при которых возможно учить искусству.
Как это сделать? Поможет музыка, показ на инструменте, толковое объяснение,
предложение эффективных способов работы, спокойствие и помощь в преодолении
трудностей, умный анализ игры ученика, проведение мероприятий, направленных на
эмоциональную реакцию, главным образом, на музыку.
И. Лесман в своей книге «Очерки по методике обучения игре на скрипке» пишет: «Долг
преподавателя всячески стимулировать чудесный процесс цветения творческих сил своих
воспитанников. И плох тот учитель, который выносит «приговор», не подкрепленный
опытом применения самых многообразных творческих методов педагогического
воздействия, избираемых на основе тщательного изучения всех особенностей развития
учащегося».
6
Воспитание у детей умения слушать и слышать музыку, прислушиваться к
окружающему миру, воспитание положительного, эмоционально окрашенного отношения
детей к жизни и желания в ней позитивно участвовать важны не менее, а, возможно, и
более профессиональных навыков.
6
Лесман, И. Очерки по методике обучения игре на скрипке. – М., 1964. – с. 22.
9
Используемая литература:
1. Ауэр, Л. Моя школа игры на скрипке. - М.: Музыка, 1965.- 272 с.
2. Берлянчик, М. Как учить игре на скрипке в музыкальной школе. - М: Классика-XXI,
2017. - 204 с.
3. «Вопросы музыкальной педагогики». – Новосибирск, 1973. – 118 с.
4. Григорьев, В.Ю. Методика обучения игре на скрипке. - М.: Классика, 2006.- 255 с.
5.Крюкова В.В. Музыкальная педагогика. - Ростов на Дону, 2002.–281 с.
6. Лесман, И. Очерки по методике обучения игре на скрипке. М., 1964. – 272 с.
7. Мильтонян, С. Педагогика гармоничного развития скрипача. –Тверь, 1996.- 170 с.
8.Очерки по методике обучения игре на скрипке. Сборник статей. – М., 1960. – 202 с.
9. Погожева, Т.В. Вопросы методики обучения игре на скрипке. - М.: Музыка, 1966. –
151 с.
10. Учебно – воспитательная работа в струнно – смычковых классах детских музыкальных
школ. – М., 1975. – 90 с.
11. Шульпяков, О. Техническое развитие музыканта. - «Музыка», 1973. – 103 с.,
12.https://nsportal.ru/kultura/muzykalnoe-iskusstvo/library/2019/09/17/o-vazhnosti-
vzaimodeystviya-pedagogov-muzykalnoy