Народная сказка как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 17 комбинированного вида
Центрального района
«Народная сказка как средство развития познавательного
интереса у детей дошкольного возраста»
Адурян Татьяна Эдуардовна
г. Санкт – Петербург
2019
2
В современных условиях проблема формирования и развития
познавательного интереса является одной из центральных в системе
дошкольного образования. Качественное взаимодействие ребёнка с
окружающим миром возможно лишь при наличии его активности, интерес
является важнейшей предпосылкой формирования умственных способностей
личности, её самостоятельности и инициативности. От решения данной
проблемы в дошкольном возрасте в значительной степени зависит
эффективность дальнейшего обучения ребёнка в школьной среде.
В связи с социокультурной ситуацией, особенностями и противоречиями
развития многонационального и поликультурного общества современной в
России всё большее значение приобретает воспитательный и
образовательный потенциал, заложенный в средствах народной культуры.
Сегодня педагогическая компетентность в сфере знаний народной культуры
рассматривается как один из важнейших компонентов профессиональной
деятельности современного педагога. Это связано с тем, что возрастает
значимость национальной составляющей личности, проблем её этнической и
гражданской идентичности, развития толерантности, культуры
межнациональных и межконфессиональных отношений.
Передовые русские педагоги придавали большое значение народным
сказкам воспитательном и образовательном аспектах жизни указывали на
необходимость широкого их использования в педагогической работе. Так,
Белинский В.Г. ценил в сказках их народность, их национальный характер.
Он полагал, что в сказке за фантазией и вымыслом стоит реальная жизнь,
действительные социальные отношения. Белинский В.Г., глубоко
понимавший природу ребенка, считал, что у детей хорошо развито
стремление ко всему фантастическому, что им нужны не абстрактные идеи, а
конкретные образы, краски, звуки. Добролюбов Н.А. считал сказки
произведениями, в которых народ выявляет свое отношение к жизни, к
современности.
3
Значение народной сказки, её роль, потенциал в формировании
познавательного интереса у детей рассматривали такие учёные, как:
Белинский В.Г., Ушинский К.Д., Волков Г.Н., Нездемковская Г.В.,
Бережнова Л.Н., Набок И.Л., Лисина М.И., Коменский Я.А., Кагуй Н.В.,
Щукина Г.И., Пропп В.Я. Труды данных исследователей являются
основополагающими в изучении познавательного интереса и потенциала
народной сказки в его развитии.
Положительное влияние народной сказки на развитие познавательного
интереса в научной литературе представлено не достаточно. Зачастую
работы носят не научный характер, являясь научно необоснованными
отрывками рассуждений педагогов системы дошкольного образования. Стоит
заметить, что рассматриваемая в данной работе проблема носит отчасти
междисциплинарный характер, находясь на стыке педагогики,
этнопедагогики, литературоведения и фольклористики. Потому гипотеза
исследования состоит в том: сказка как средство народной культуры
способствует развитию познавательного интереса у детей дошкольного
возраста?
В соответствии выдвинутой гипотезой были сформулированы следующие
задачи:
1. Проанализировать научную литературу по теме исследования;
2. Изучить значение народной сказки в развитии познавательного интереса у
детей дошкольного возраста;
3. Разработать методические рекомендации по развитию познавательного
интереса посредством народной сказки у детей дошкольного возраста.
«Народная сказка как средство развития познавательного интереса у детей
дошкольного возраста»
4
Первый воспитатель - это народ,
а народные сказки - первые и блестящие
попытки создания народной педагогики.
Ушинский К.Д.
1. Основное понятие – народная сказка и познавательный интерес
Средства народной культуры (сказки, пословицы и поговорки, обрядовая
поэзия, загадки, приметы и т.д.) - это не только феномен эстетический или
духовно - нравственный, это и богатство народной мудрости и познания
окружающей действительности. Повествуя о чём бы то ни было, народная
культура одновременно ненавязчиво, но целеустремлённо развивает своими
проницательными представлениями об основных жизненных ценностях, учит
распознавать добро и зло на этом свете, учит ориентации в самых разных
сферах бытия, в жизни семейной, личной, общественной, производственной,
в отношении человека с природой, с другими людьми, с важнейшими
общественными институтами и т.д.
В преданиях, легендах, передававшихся из поколения в поколение,
освещается история народа, его быт, нравственные обычаи, характер
образного мышления. Именно фольклор является основным средством для
воспитания молодого поколения в духе лучших народных традиций. Нельзя
не согласиться со словами Шорова А.И., который считает, что «сказки,
сказания, поговорки, пословицы, предания и песни являются выдающимися
памятниками народной культуры».
Рассматривая проблему влияния народной сказки на развитие
познавательного интереса у детей дошкольного возраста, становится
первостепенной задачей дать определения «народная сказка» и
«познавательный интерес». Данные понятия интерпретируются в литературе
5
по-разному потому, как рассматриваются в разных областях научного
знания: педагогике, психологии, литературоведении, этнопедагогике.
Никифоров А. И. даёт следующее определение: «Сказки это устные
рассказы, бытующие в народе с целью развлечения, имеющие содержанием
необычные в бытовом смысле события (фантастические, чудесные или
житейские) и отличающиеся специальным композиционно-стилистическим
построением». Соколов Ю.М. отмечает, что под народной сказкой в широком
смысле этого слова понимается устно-поэтический рассказ фантастического,
авантюрно-новеллистического и бытового характера. При этом он указывает:
«Как ни характерны для сказки ее герои и предметы, живые и
оживотворенные носители сказочного действия, все же самым важным и
характерным для сказки как жанра является само действие. Для чудесной
сказки эти действия определяют собой волшебно-приключенческий характер
чудесной сказки как особого повествовательного жанра».
Сластёниным В.А. познавательный интерес рассматривался как
внутренняя движущая сила учения, которая проявляется в целенаправленном
состоянии учащегося, обусловленном знаниями, умениями, опытом
творческой деятельности, характеризующаяся потребностью в знаниях,
готовностью к активному познанию как деятельность, приносящая
удовлетворение. Изучению познавательного интереса как феномена были
посвящены многие труды Щукиной Г. Познавательный интерес, по её
мнению, проявляется в сложном отношении человека к предметному миру,
здесь в органическом единстве действуют интеллектуальные, эмоциональные
и волевые процессы. Смежным к понятию познавательного интереса
является понятие
познавательной
активности,
характеризующаяся
инициативностью,
стремлением
реализовывать
познавательные
возможности.
Ушинский К.Д. считал, что сказки, являясь художественно-литературными
произведениями, одновременно являются для детей и областью
6
теоретических обобщений по многим отраслям знаний, во многих сказках
содержатся педагогические идеи. Педагог Ушинский К.Д. был о сказках
настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему.
Причину успеха сказок у детей Ушинский видел в том, что простота и
непосредственность народного творчества соответствуют таким же
свойствам детской психологии. [Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ.
сред. и высш. пед. учеб. заведений. -- М.: Издательский центр «Академия»,
1999. - 168 с.]
Неизменным обучающим и воспитывающим народным средством является
сказка. Народные сказки сопровождают человека на протяжении всей его
жизни. Это первое звено той цепи, которая связывает человека со всеми
предыдущими поколениями, да и со всем человечеством. В народной сказке
сочетаются и логическая мысль, и поэтический образ. Простота языка, его
приближённость к разговорной речи, богатство образов, увлекательность
сюжета позволяют использовать сказку в качестве замечательного
этнопедагогического средства. Первый воспитательный аспект сказки это
её содержание. В них рассказывается о жизни, быте, занятиях, обычаях и
нравах народа. Сказка помогает ребёнку поверить в силу добра, которое
побеждает не само по себе, а путем преодоления трудностей и борьбы со
злом. Сказки учат мыслить, понимать добро. Очень красив язык сказок: он
певуч и поэтичен, содержит много метафор и сравнений. Образный язык,
небольшие песенки-вставки, красивая присказка и концовка вызывают у
детей интерес к языку, стимулируя образность речи, играют большую роль в
развитии языка. В сказках красочно описываются природные явления, во
многих из них участвуют как дикие, так и домашние животные, приводятся
задачи, загадки и их разгадки, которые расширяют кругозор, обогащают
знания об окружающем мире. В сказках много пословиц и поговорок, очень
метких и поучительных. Идеал человека, данный в сказках, можно
рассматривать как основную воспитательную цель, причём, идеал это
7
дифференцирован: идеал девушки, юноши, идеал ребёнка (девочки,
мальчика). Исторически сложившиеся сказочные принципы это победа
добра над злом, преодоление трудностей, патриотизм, трудолюбие, взаимная
поддержка и т. д.
Для раскрытия проблемы влияния народной сказки на развитие
познавательного интереса у детей было проведено исследование – анализ
народной сказки «Гуси Лебеди». Первостепенно следует отметить, что
именно данная сказка, по мнению ряда исследователей (Пропп В., Волков
Г.Н., Бережнова Л.Г.) несёт в себе значительный потенциал для развития
познавательного интереса у дошкольников. Существует два варианта сказки
«Гуси Лебеди»: первый находится в сборнике Афанасьева А.Н. и второй
вариант является версией Толстого А.Н. Оба варианта рассказывают о семье,
в которой старик и старуха имеют старшую дочь и маленького сына.
Родители, уходя на работу, просят старшую дочку присмотреть за братом. Та
забывает, оставляет мальчика оного, и его забирают гуси-лебеди. У них
устойчивая репутация похитителей детей. Девочка пускается в темный лес на
поиски, встречает там печь, яблоню и молочную реку, просит у них помощи,
но дары их отвергает довольно презрительно.
Во-первых, история, которая разворачивается в сказке, начинается с
похищения мальчика. Отправка в путь братца выстраивает всю композицию
сказки на пространственном перемещении героя. Однако пространство в
сказке имеет двойственную роль. В сказке нет описания пути, в который
отправляется сначала сестрица, затем и её братец, однако остановки описаны
детально. Тем самым, мы понимаем, что путь сестрицы долог «…долго она
бегала по полям, по лесам. День клонится к вечеру…». Народная сказка в
древности формировалась, когда внутреннее пространство и время имели
совершенно иную структуру, отличную от современной, это говорит о том,
что остатки такой структуры продолжают существовать в сказке. Во времена
формирования сказки не существовало такого понятие, как «время», в
8
современном понимании этого термина, именно поэтому время не играло
такой важной роли в жизни общества, что и показано в сказке. Важным было
не то, как течет персональное время каждого человека, а циклическое время
смены сезонов года и фазы луны. Персонального времени в сегодняшнем
понимании не существовало, потому что современная жизнь соизмеряется со
шкалой времени, к которой привязаны все социальные и культурные
процессы и события в обществе. Гуси Лебеди как герои показывают образ
птицы с представлением о далёком пространстве. И гусь, и лебедь это
древние символы: люди с их прилетами и отлетами связывали приход весны
или зимы. Так же и гусь, и лебедь птица-проводник в мир умерших. В
мифологической символике образ гусей-лебедей прекрасно подходит для
роли медиатора (посредника), связывающего казалось бы
взаимоисключающие базисные символы любой мифологии: верхом и низом,
летом и зимою и, как следствие, между мужским и женским, жизнью и
смертью. Существуют русские народные приметы лебедь к снегу летит,
гусь к дождю; лебедь на носу снег несет нельзя толковать чисто
френологически (ТС). Сравни загадку: "Белая лебедь на яйцах сидит снег.
Таким образом, гуси лебеди, формируют у ребёнка пространственные и
временные представления о мире, способствуя развитию познавательного
интереса.
Герои помощники (Печка, Яблоня, Молочная речка) окружающий мир,
навыки для жизни в котором и вырабатывает обряд посвящения. Оказавшись
во власти природы, вдалеке от дома, человек должен уметь пользоваться ее
дарами и избегать ее опасностей. Отведать яблок и напиться из реки -
условия выживания, необходимые, чтобы не умереть в темном лесу от голода
и жажды. Печь может быть воплощением очага или огня, который также
необходим человеку в лесу, чтобы уберечься от хищников ночью и не
замерзнуть.
9
Можно выделить элементы народной сказки «Гуси Лебеди»,
способствующие развитию познавательного интереса у детей. Во первых,
построение композиции сказки в виде путешествия. Окружающий нас мир
живой, в любой момент все может заговорить с нами. Это идея важна для
формирования бережного и осмысленного отношения к тому, что нас
окружает, начиная от людей, заканчивая растениями и рукотворными
вещами. Во вторых, герои сказки: ожившие объекты окружающего мира
способны действовать самостоятельно, они имеют право на собственную
жизнь. Эта идея так же важна для формирования чувства принятия другого.
Дошкольный возраст является важным этапом в жизни и воспитании
детей, на котором закладывается база для дальнейшего полноценного
развития ребенка. Это время интенсивного роста, развития психических
процессов и всех основных функций организма. У современных детей разные
специалисты констатируют низкий уровень читательской компетенции,
нежелание узнавать дополнительную информацию, поверхностность в ее
восприятии, неспособность концентрировать внимание и самостоятельно
осмыслить новое, увлечение облегченными и развлекательными занятиями
(Фельдштейн Д.И., Гогоберидзе А.Г., Кудрявцев В.Т., Трубайчук Л.В. и др.) [
Нельзя не принимать во внимание тот факт, что сегодняшний дошкольник
становится продуктом «информационной социализации». В настоящее время
сложились иные условия интеллектуального развития ребенка: увеличился
объем информации, воспринимаемой детьми, изменились формы получения
и сократились сроки ее переработки. Детям меньше читают; многие тексты с
выраженной жанровой спецификой они воспринимают с экрана нередко в
искаженном, переработанном духе поп-культуры; с книгой сегодня
конкурируют развлекательные телепередачи и нередко реклама; доминирует
визуальная форма предъявления информации и др. Все это приводит к
формированию необычных процессов и явлений, получивших в психологии
наименования «клипового сознания» и «кнопочного мышления».
10
В данных условиях педагог должен подстраиваться под сложившуюся
социокультурную ситуацию в обществе, прежде всего, адекватно подбирая
методы и средства, приёмы работы с детьми дошкольного возраста. Это
является достаточно сложной задачей, но при качественной разработке
проблемы вполне возможной. В контексте данной работы нами было
проведено исследование с целью выявить наиболее адекватные ситуации и
возраста средства работы с детьми, выявить необходимые элементы сказки,
наиболее благоприятно влияющие на развитие познавательного интереса у
детей дошкольного возраста. Текст анкеты представлен в «Приложении Б»,
анализ данных приведен далее.
Рисунок 1 – Условия, способствующие развитию познавательного интереса у
детей дошкольного возраста
Таким образом, 18,2 % опрошенных считают, что предметно
развивающая среда наиболее благоприятно влияет на развитие
познавательного интереса у детей дошкольного возраста. Всего 13,6 %
11
считают, что традиционные источники познавательной информации
(литература, общение и т.д.) способствуют развитию познавательной
деятельности у детей. Большинство опрошенных 68,2% придерживаются
мнения, что эмоционально положительная атмосфера качественным
образом способствуют развитию познавательного интереса у дошкольников.
Инновационные источники познавательной активности как средство
познавательной активности ни одним из респондентов выбраны не были.
Рисунок 2 Средства, способствующие развитию познавательного интереса
у детей дошкольного возраста
Большинство респондентов (68,8%) выбрали игру как средство наиболее
способствующие познавательному интереса у детей дошкольников, 12,5 %
выбрали сказку, 18, 8 % - опыт или эксперимент.
12
Рисунок 3 – Потенциал народных сказок в развитии познавательного
интереса у дошкольников
Большинство опрошенных признают положительное влияние народных
сказок на развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста
86,4 %, затрудняются ответить – 13,6 %.
Рисунок 4 Потенциал сказки "Гуси - Лебеди" как средства
познавательного развития у детей дошкольного возраста
13
Большинство респондентов - 82,4 % согласны с мнением, что народная
сказка «Гуси Лебеди» положительно влияет на развитие познавательного
интереса у детей дошкольного возраста, 17,6 % затрудняются ответить.
Рисунок 5 Потенциал сказки "Гуси - Лебеди" как средства познавательного
развития у детей дошкольного возраста
В последнем вопросе респонденты проявили наибольшую разрозненность
мнений. Так, большинство 40,9 % опрошенных указали на то, что
композиция сказки «Гуси-Лебеди» (сказка – путешествие) наиболее
14
благоприятно влияет на развитие познавательного интереса у детей; 31, 8%
выбрали героев помощников, 9,1 % - главных героев, 4,5 % - волшебных
предметов.
На основе анализа полученных данных были разработаны методические
рекомендации к проведению занятий по познавательному развитию у детей
дошкольного возраста при использовании русских народных сказок.
1. Использование информационно коммуникативных технологий:
просмотр видеофильмов, мультфильмов, диафильмов, прослушивание
сказок в формате аудио.
2. Театрализация, проигрывание основной композиции сказки,
проблемной ситуации (путешествия, похищения героя и т.д.),
драматизация отдельных эпизодов произведений.
3. Выделение педагогом основных героев наиболее способствующих
развитию познавательного интереса у детей (герои помощники,
главные герои и т.д.); обсуждение с детьми их образа, характерных
качеств и черт выбранных героев, их действий.
4. Организация дидактических, подвижных, сюжетно ролевых игр по
сюжету народной сказки.
5. Реализация опытно-экспериментальной деятельности по сюжету сказки
(опыты с водой, воздухом, землёй, фруктами и овощами и т.д.)
6. Создание эмоционально положительной атмосферы во время
проведения занятий по народным сказкам (комфортное помещение,
расположение детей во время занятия, эмоциональное состояние
педагога).
15
Приложение А
Народная сказка «Гуси – Лебеди»
Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький.
Доченька, — говорила мать, мы пойдем на работу, береги братца! Не
ходи со двора, будь умницей мы купим тебе платочек.
Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила
братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась,
загулялась.
Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях.
Вернулась девочка, глядь — братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда —
нету!
Она его кликала, слезами заливалась, причитывала, что худо будет от отца
с матерью, — братец не откликнулся.
Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси-
лебеди и пропали за темным лесом. Тут она догадалась, что они унесли ее
братца: про гусей-лебедей давно шла дурная слава что они пошаливали,
маленьких детей уносили. Бросилась девочка догонять их. Бежала, бежала,
увидела — стоит печь.
Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
Печка ей отвечает:
16
Съешь моего ржаного пирожка — скажу.
Стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся…
Печка ей не сказала. Побежала девочка дальше — стоит яблоня.
Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
Поешь моего лесного яблочка — скажу.
У моего батюшки и садовые не едятся…
Яблоня ей не сказала. Побежала девочка дальше. Течет молочная река в
кисельных берегах.
Молочная река, кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?
Поешь моего простого киселька с молочком — скажу.
У моего батюшки и сливочки не едятся
Долго она бегала по полям, по лесам. День клонится к вечеру, делать
нечего надо идти домой. Вдруг видит стоит избушка на курьей ножке,
об одном окошке, кругом себя поворачивается.
В избушке старая баба-яга прядет кудель. А на лавочке сидит братец,
играет серебряными яблочками.
Девочка вошла в избушку:
Здравствуй, бабушка!
Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась?
Я по мхам, по болотам ходила, платье измочила, пришла погреться.
Садись покуда кудель прясть.
Баба-яга дала ей веретено, а сама ушла. Девочка прядет — вдруг из-под
печки выбегает мышка и говорит ей:
Девица, девица, дай мне кашки, я тебе добренькое скажу.
Девочка дала ей кашки, мышка ей сказала:
Баба-яга пошла баню топить. Она тебя вымоет-выпарит, в печь посадит,
зажарит и съест, сама на твоих костях покатается.
17
Девочка сидит ни жива ни мертва, плачет, а мышка ей опять:
Не дожидайся, бери братца, беги, а я за тебя кудель попряду.
Девочка взяла братца и побежала. А баба-яга подойдет к окошку и
спрашивает:
Девица, прядешь ли?
Мышка ей отвечает:
Пряду, бабушка…
Баба-яга баню вытопила и пошла за девочкой. А в избушке нет никого.
Баба-яга закричала:
Гуси-лебеди! Летите в погоню! Сестра братца унесла!..
Сестра с братцем добежала до молочной реки. Видит — летят гуси-лебеди.
Речка, матушка, спрячь меня!
Поешь моего простого киселька.
Девочка поела и спасибо сказала. Река укрыла ее под кисельным
бережком.
Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо.
Девочка с братцем опять побежала. А гуси-лебеди воротились, летят
навстречу, вот-вот увидят. Что делать? Беда! Стоит яблоня…
Яблоня, матушка, спрячь меня!
Поешь моего лесного яблочка.
Девочка поскорее съела и спасибо сказала. Яблоня ее заслонила ветвями,
прикрыла листами.
Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо.
Девочка опять побежала. Бежит, бежит, уж недалеко осталось. Тут гуси-
лебеди увидели ее, загоготали налетают, крыльями бьют, того гляди,
братца из рук вырвут.
Добежала девочка до печки:
18
Печка, матушка, спрячь меня!
Поешь моего ржаного пирожка.
Девочка скорее — пирожок в рот, а сама с братцем — в печь, села в
устьице.
Гуси-лебеди полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели
к бабе-яге. Девочка сказала печи спасибо и вместе с братцем прибежала
домой. А тут и отец с матерью пришли.
Приложение Б
Анкета
«Народная сказка «Гуси – Лебеди» как средство развития познавательного
интереса у детей дошкольного возраста»
Данная анкета направлена на выявление потенциала народной сказки как
средства развития познавательного интереса у детей дошкольного
возраста. Целью данного опроса является выявление элементов в сказке
«Гуси Лебеди» влияющих на развитие познавательного интереса у детей
наиболее положительным образом. На основе анализа данного опроса будут
составлены методические рекомендации для педагогов дошкольных
образовательных учреждений, использующих в своей работе народные
сказки, в частности народную сказку «Гуси – Лебеди».
I. Как вы считаете, что наиболее качественно влияет на развитие
познавательного интереса интереса у детей дошкольного возраста?
1. Предметно - развивающая среда
2. Эмоционально-положительная атмосфера в процессе обучения и
воспитания
3. Инновационные источники познавательной информации (ИКТ)
4. Традиционные источники познавательной информации (литература,
общение, беседа и т.д.)
5. Затрудняюсь ответить
6. Другое: :
19
II. Какие средства способствуют развитию познавательного интереса у
дошкольников?
1. Игра
2. Сказка
3. Беседа
4. Опыт /эксперимент
5. Затрудняюсь ответить
6. Другое: :
III. Русские народные сказки оказывают положительное влияние на развитие
познавательного интереса у детей дошкольного возраста? *
1. Да
2. Нет
3. Затрудняюсь ответить
IV. Русская народна сказка "Гуси - Лебеди" способствует развитию
познавательного интереса у дошкольников? *
1. Да
2. Нет
3. Затрудняюсь ответить
V. С помощью каких элементов русская народная сказка "Гуси - Лебеди"
способствует развитию познавательного интереса у детей?
1. Главных героев (Братец, Сестрица, Баба - Яга, Гуси - Лебеди)
2. Героев - помощников (Печь, Яблоня, Речка)
3. Волшебных предметов (яблоко, пирожок, кисель)
4. Композиция сказки (путешествие, пространственное и временное
перемещение героев)
5. Затрудняюсь ответить
20
6. Другое:
Список источников
1. Волков Г.Н. Этнопедагогика: учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб.
заведений. – М.: Академия, 1999. - 168 с.
2. Бережнова Л.Н. Этнопедагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб.
заведений. – М.: Академия, 2007. – 136 с.
3. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном
процессе. – М.: Просвещение, 1979. 209 с.
4. Нездемковская Г.В. Становление Этнопедагогики. – М.: Эдитус, 2011.
356 с.
5. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. – Л.: Изд-во ЛГУ,
1986. 364 с.