Мастер-класс "Методика преподавания современного танца для детей 7-9 лет"

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр
дополнительного образования детей им. В. Волошиной»
«Методика преподавания современного танца для детей 7-9 лет»
(Мастер-класс)
Составитель:
Трегубова Анна Сергеевна
педагог дополнительного образования
МБОУ ДО «ЦДОД им.В.Волошиной»
Кемерово 2018
Тема: Методика преподавания современного танца для детей 7-9 лет
. Цель: развитие творческих способностей детей на занятиях современной
хореографией.
Задачи:
1. прививать любовь к современному танцу;
2. раскрывать творческие способности учащихся (фантазию, образное мышлении
и тд);
3. сплотить коллектив на занятиях по современному танцу.
Преподавание современного танца актуально, потому что:
Современный танец, как и современной искусство остаётся многогранным и
быстро развивающимся направлением, его возможности увеличиваются с каждым
днём, что делает это направление танца уникальным для изучения в аспекте
саморазвития личности.
Характерной особенностью современного танца является знакомство с состоянием
«здесь и сейчас», которое поддерживается уже самой включенностью участников в
этот процесс. Это состояние связано с интеграцией интеллектуального,
эмоционального и физического аспектов, его также можно назвать состоянием
целостности. Именно опыт переживания такого состояния сам по себе приводит к
гармонизации и дальнейшему саморазвитию личности. Сохраняя данное состояние в
своей памяти (в том числе, и в эмоциональной), человек может создавать это
состояние в обычной жизни. Это, в свою очередь, влияет на эффективность процесса
саморазвития.
Спонтанность определяется доверием - себе, своим чувствам, своим реакциям, а
осознанность - рефлексией, беспристрастностью, равным отношением, полнотой
восприятия и отсутствием «фильтров восприятия». Использование техник
импровизации позволяет соединять эти зачастую противоположные состояния и
навыки, обретать большую целостность и полноту мироощущения, самовыражения.
Далее я бы хотела обратиться к импровизационной составляющей
современного танца как средству саморазвития личности.
Стив Пэкстон отмечал, что «импровизации нельзя научить, но ей можно
научиться». Для современного ребенка, активно пытающегося самоопределиться
предметно, социально, профессионально, личностно, становится актуальным выбор
того или иного вида деятельности, который позволяет удовлетворить возникшие
потребности в самопознании.
Процесс развития творческих способностей может активизироваться особенно
интенсивно на занятиях современной хореографии, а именно в процессе
танцевальной импровизации. Поэтому в ходе занятий педагогу необходимо
создавать условия для оптимального включения личности в креативный процесс, так
как именно в созидательной деятельности развивается ее творческий потенциал.
Импровизация (от лат. Improvisus -непредвиденный, неожиданный, внезапный)
- метод творчества (в некоторых видах искусства), предполагающий создание
произведения в процессе свободного фантазирования, экспромтом. В импровизации
нет разделения функций сочинителя и исполнителя; они образуют органическое
единство и осуществляются одновременно.
Прежде чем перейдем к методике, предлагаю уточнить некоторые понятия:
СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ это нечто эволюционирующее, имеющее
отношение к настоящему времени. В современном танце постоянно изобретаются
новые движения, вместо того, чтобы использовать уже существующие комбинации
движений, исследуются возможности движения своего тела.
Современный танец это также постоянная работа со своим телом, развитие
своих физических возможностей: сила, гибкость, пластичность, выносливость.
Современный танец – это совокупность невероятно свободных техник, в которых
вышколенное тело танцора может сделать все, на что способна его фантазия или
фантазия хореографа.
Основная задача это выйти за рамки "заучивания" движений, "впустить
движение в тело" и "позволить ему случиться". Именно тогда произойдет то чудо,
которое называется Танцем.
Возрастные особенности младшего школьного возраста:
К началу младшего школьного возраста двигательная функция организма
проходит значительный путь развития. Существенные изменения наблюдаются и в
строении мышц. Особенно интенсивно развиваются мышцы туловища и конечностей.
Дети 79 лет могут успешно овладевать тонкими и координационно-сложными
движениями, если они умеренны по амплитуде и не требуют большой силы. В этом
возрасте они относительно быстро осваивают основы современной техники, чему
способствует высокая подвижность в суставах и естественность движений. Детям
этого возраста свойственна также высокая возбудимость нервных центров и слабость
процессов внутреннего торможения. Отсюда у них менее устойчиво внимание. Дети
младшего школьного возраста обладают повышенной двигательной активностью.
Они могут бегать и играть по нескольку часов в день.
Стремление детей данного возраста состоит так же и в том, что бы поскорее
стать взрослыми, они во многом охотно подражают родителям, учителям, старшим
братьям и сестрам. Желание этой взрослости дети реализуют во всех формах
повседневной жизни: игры, общение со сверстниками, родителями, учителями, где
ребенок активно может проявлять свою самостоятельность и независимость.
Стремление поскорее стать взрослым это также непреодолимая тяга к получению
знаний, таких как овладение письмом, чтением, желание начать говорить на
иностранном языке. Таким образом, совершенно не обязательно напоминать ребенку,
что он еще маленький и чрезмерно опекать его, а наоборот, пробовать поручать ему
«важные» дела, возложить на него некоторую ответственность, причем, заведомо
предполагая, что он успешно со всем справится. Таким образом, мы взрослые, делаем
этот процесс взросления ощутимым для него. Вот здесь я делаю акцент на то, что
ребенок – такой же творец и соавтор, и главный мой помощник на уроке.
Именно на этом этапе возможно наиболее эффективное воздействие на
интеллектуальную и личностную сферы. Использование различных игр и
развивающих упражнений в работе с младшими школьниками оказывает
благотворное влияние на развитие не только познавательной, но и личностно-
мотивационной сферы учащихся. Создаваемый на уроках благоприятный
эмоциональный фон в огромной степени способствует развитию учебной мотивации,
что является необходимым условием эффективной адаптации к успешному
протеканию творческого процесса.
Ученики 1 – 2 класса начальной школы – это вчерашние дошкольники, они
мыслят конкретно, образами. На данном этапе обучения и развития детей важнейшую
роль играют различные наглядные пособия, используемые педагогом во время
занятия. Младшие школьники активно реагируют на впечатления, доставляемые им
органами чувств. Наглядные пособия, применяемые на занятиях, всегда вызывают
жадное любопытство. Добавлю и то, что не только ученики 1-2 классов любят
работать с наглядными пособиями, у меня и 4-5 классы активно и с удовольствием
работают с предметами на занятиях.
МЕТОДИКА ПОСТРОЕНИЯ ЗАНЯТИЯ ПО СОВРЕМЕННОЙ
ХОРЕОГРАФИИ:
Структура занятия по современной хореографии:
Разминка
Партер
Упражнения в уровнях в партере и стоя на ногах
Передвижение в пространстве (кросс)
Танцевальная комбинация / импровизация
Подробнее остановимся на каждой составляющей методики преподавания.
Это мой авторский подход к работе с детьми.
Структура занятия:
Практическая часть посвящена непосредственно телесным практикам, движению
и танцу.
Исследовательская составляющая часть импровизация, контакт.
В структуре занятия используются различные подходы:
Развивающие модели - упражнения, основанные на использовании образного
мышления, помогут сфокусировать внимание на пространстве (внешнем и
внутреннем), весе и обострить чувственное восприятие;
Базовыми программами современного танца являются – баланс (смещение
баланса), артикуляция (импульс, инерция), гравитация (центр тяжести, работа с
весом), партер.
Занятия построены как исследование-приключение по предложенным тематикам.
Цель упражнений телесное изучение данных понятий, установки связей и
взаимодействия между ними.
Круг в начале занятия общение, самочувствие, настроение, тема урока, чем
будем заниматься.
Разминка
15-20 мин. Начинаем со спокойного темпа, roll down & up, различные перегибы
корпуса, движения на разогрев таза, стоп, движения на растяжение мышц. М.б.
начало в партере.
Движение по пространству. Заполнение его. Хлопок - смена скоростей,
ритма, скорости, движение вперед-назад, импровизация на месте, в продвижении.
Активный разогрев на месте, начиная с кистей, головы, рук, корпуса, ног…в
последствии создание определенной формы в зале.
ДЛЯ ЧЕГО: Задача – подготовить тело к работе.
Дополнительный разогрев и «включение» в работу:
Работа с «энергией» в кругу. Прием-перадача. Ответная реакция. Внимание.
Взаимодействие в группе. Смена направления, передача через круг, ускорение. Игра
с мячом. Мяч в пространстве.
Движение по кругу минимальное взаимодействие с человеком. Доходит до
партнеринга (проф. уровень)
ДЛЯ ЧЕГО: Взаимодействие в группе. Концентрация внимания. Работа с
партнером.
Партер
«Балет — искусство вертикальное, современный танец — горизонтальное.
Балетные на пол никогда не лягут: их земля притягивает, как и других людей, но они
все прыгают вверх. А нам лечь на пол запросто»
½ занятия, в зависимости от задачи.
Сжатие, растяжение, спирали, скручивания, свинги рук, ног, слайды, падения,
rolls. М.б. импровизация.
ДЛЯ ЧЕГО: Позволяют чувствовать гравитацию тела. Упражнения на
полу, направлены на снятие ненужного напряжения и зажимов в теле,
подготовливают дыхание, артикуляцию (координацию действия) и глубокие
мышцы тела. Мягкость передвижения по полу, беззвучность.
Упражнения в уровнях в партере и стоя на ногах
Plie, brush, rond, tombe, jette, kick, … swings hands and legs, spirals, adajio bal-
ance, grand battement, jumps.
ДЛЯ ЧЕГО: Помогут сконцентрировать внимание на работе суставов,
переносе центра тяжести, укреплении опоры.
Передвижение в пространстве (кросс)
Различные вариации вращений, падений, прыжков, перекатов, rolls, спиралей,
слайдов, стройки на руках, вариации шагов.
«Лабиринт» и «Невидимый лабиринт»
ДЛЯ ЧЕГО: Координация в пространстве.
Танцевальная комбинация / импровизация
Танц. комбинация м. включать в себя весь изученный материал.
ДЛЯ ЧЕГО: Для развития техники, координации и танцевальности.
ИМПРОВИЗАЦИЯ
«Прищепки» - акцент внимания на «точку», с которой начинается движение.
«Линия построения» - (без слов) по росту, по длине волос, по длине формы, по
возрасту, по количеству лет занятия хореографией.
«Лягушка» - работа с ритмом, передача ритма друг другу. Движение-реакция на
звук. Смена уровня в импровизации по удару.
«ВКонтакте» - движение и скорость реакции на происходящее. Композиция.
«Партнеринг» - в парах, группах, на увеличение:
ДЛЯ ЧЕГО: Творческий процесс экспериментален на всем его протяжении. И
на каждом этапе - это не столько следование уже имеющимся планам и намерениям,
сколько естественно складывающееся отступление от них.
Импровизация подразумевает глубокую внутреннюю работу, требует развития
личности, индивидуальности, и этим отличается от «чистой» техники танца.
Импровизация требует изменения мышления, особого отношения к своему телу, к
личной истории, внутренним импульсам, которые становятся, в каком-то смысле,
«соавторами» импровизационного танца.
Импровизация предполагает сотворчество с телом, признание одинаковой
значимости предварительно оформленных замыслов и опыта и сиюминутных
импульсов. Для импровизации нужно чувствующее и «думающее» тело.
Круг в конце занятия. Подведение итогов: Что получилось? Что почувствовали
нового? Что понравилось? А для чего?
Итог: Подготовленные танцоры, их тела, которые «откликаются» на
взаимодействие и могут являться как «соавторами» хореографических композиций,
так и помощниками на уроках. Успех моей работы – это грамотное сочетание
современных приёмов работы с детьми по хореографии. Главное то, что я стараюсь
всегда поддерживать в процессе работы – это возможности детей, их творческая
активность, импровизация, идеи, готовность пойти на контакт друг с другом.
Проработав 2 года в студии – я вижу заметный результат. Дети более осознанные.
Современная хореография - динамично развивающаяся система, органично
соединяющая множество танцевальных техник. В последние годы наблюдается все
больше миксовых танцевальных техник, которые объединяют все основные системы.
Хореографы в своих постановках стараются найти прежде всего что-то новое,
необычное, вне зависимости от лексической принадлежности. Хореограф мыслит
движением, а поскольку профессиональные хореографы владеют множеством
танцевальных техник, то процесс заимствования и соединения неизбежен. И это
естественный процесс интеграции. Поэтому в настоящее время не ставятся, какие-то
строгие рамки, главное - творчество.
Собственно сама работа с детьми должна являться единым творческим
процессом, где учащиеся постепенно развивают свои способности и, со временем,
совместно с педагогом включаются в творческую деятельность при создании новых
пластических решений, танцевальных композиций, а, может быть, и создания
репертуара.
Однако далеко не все педагоги идут по этому пути, что очень наглядно
просматривается в их конечном результате - сценической деятельности. Отсутствует
творческая «изюминка» не только в пластическом решении хореографической
постановки, но и в исполнительском мастерстве и выразительности участников
коллектива. Все «сухо», однообразно и неинтересно. Исходя из выше сказанного,
можно сделать вывод, что в настоящее время достаточно остро стоит проблема
популяризации современного творческого подхода в работе с коллективами
современной хореографии.
Список литературы:
1. Никитин, В. Ю. Мастерство хореографа в современном танце. Учебное
пособие / В.Ю. Никитин. - М.: ГИТИС, 2011.
2. Курников Д.В. Современная хореография как средство саморазвития личности.
// Вестник новосибирского государственного педагогического университета.
2012. № 2.
3. Александрова Н.А.: Танец модерн. – СПб.:Лань:Планета музыки,2007.
4. Никитин В.Ю.: Модерн-джаз танец. История. Методика. Практика.:-
М.:ГИТИС,2000.
5. Никитин В.Ю.: Модерн-джаз танец. Этапы развития. Метод. Техника. Учебное
пособие/В.Ю.Никитин.-М.:ГИТИС,2000.
6. Полятков С.С.: Основы современного танца. – Ростов-на-Дону.:Феникс,2005.