мастер-класс "Методика построения занятий джаз-модерн танца, используя технику танцевальной импровизации

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей им.В.Волошиной»
Методика построения занятий джаз-модерн танца,
используя технику танцевальной импровизации
(мастер-класс)
Составители:
Жидких Галина Владимировна,
педагог дополнительного образования
МБОУ ДО «Центр дополнительного образования детей им.В.Волошиной»
Бригинец Елена Борисовна, методист
МБОУ ДО «Центр дополнительного образования детей им.В.Волошиной»
г. Кемерово
Кемерово 2015
2
Содержание
Введение………………………………………………………………………....
3
1.Методика построения занятий джаз-модерн танца………………………
4
2.Танцевальная импровизация как средство развития творческих
способностей учащихся на занятиях джаз-модерн танца……………………
14
Заключение…………………………………………………………………….
22
Литература……………………………………………………………………..
24
Приложения……………………………………………………………………
25
3
Введение
Влияние времени это закон, который никому еще не удавалось
обойти ни в политике, ни в науке, ни тем более в искусстве. Более ста лет в
США, затем в Западной Европе и в других странах развивается современный
танец различных стилей, манер и направлений. Наконец это развитие
коснулось и нашей страны. И оказалось, что ни исполнители, ни хореографы,
ни режиссеры не готовы к воплощению нового языка движений. Робкие
попытки олее или менее удачные), которые мы сейчас наблюдаем на
сценических площадках,- это только первые ласточки нового поколения
[2,с.63]
Джаз-модерн танец динамично развивающаяся система, органично
соединяющая технику джазового танца, танца-модерн и классического
балета. Развиваясь в течение последних 30 лет, эта техника танца
сформировала свой лексический модуль, специализированную форму
хореографического занятия - урок и методику преподавания. Однако именно
эта «всеядность» позволяет создать свой богатейший, выразительный язык
движений, характерный именно для джаз-модерн танца.
Цель: ознакомление педагогов дополнительного образования с
методикой построения занятий джаз-модерн танца с учащимися младшего
школьного возраста, используя технику импровизации.
4
1.Методика построения занятий
джаз-модерн танца
Определенные законы движения позволяют выстроить занятие джаз-
модерн танца и методику преподавания этой техники. Особенность этого
направления хореографии достаточная свобода педагога в выборе
лексического материала, основывающаяся на строгих рамках и
последовательности занятия. Именно эта свобода позволяет создать
множество индивидуальных способов преподавания.
Применение джаз-модерн танца в настоящее время достаточно
многообразно: театральная практика, эстрада, кино и шоу-бизнес. Большое
распространение в последние годы получили любительские коллективы
современного танца, в том числе и детские.
На занятии джаз-модерн танца нет никакой определенной
последовательности движений как это существует в классическом танце.
Зафиксирована только техника преподавания школы Марты Грэхем. К
наиболее устоявшимся школам относятся школа Д. Хамфри, школа Г.
Джордано, школа М. Меттокса, школа М. Каннингема, школа Л. Хортона,
школа Хосе Лимона. Многие педагоги, изучив основные базовые школы,
создают собственную систему преподавания, объединяющую несколько
направлений.
Особенность лексического модуля, т.е. движенческого словаря джаз-
модерн танца, состоит в том, что в единое целое омбинированную форму
занятия, сценическую композицию и т. д.) органически соединяются
движения, характерные для танцевальных систем антагонистов, какими на
первый взгляд являются джазовый танец и классический балет.
В американской и западноевропейской системе хореографического
воспитания не существует единой методики. Каждый педагог является
самоценной творческой личностью и имеет право на поиск своих
педагогических приемов и методов.
5
Ценность методики педагога-хореографа заключается, прежде всего, в
его неповторимости, его индивидуальности. И каждый педагог вправе,
основываясь на базовых понятиях, искать свой путь, свою технику и лексику.
Можно предложить лишь некий каркас, основанный на основных техниках
джаз-модерн танца, который является, прежде всего, руководством к
действию, а не догматической схемой.[1,с.19]
Сравнивая методы различных педагогов, совершенно четко можно
выделить следующие разделы занятия:
разогрев;
изоляция;
упражнения для позвоночника;
уровни;
кросс- передвижения в пространстве;
комбинация или импровизация
Рассмотрим основные задачи каждого раздела, методику преподавания
и педагогические приемы.
I. Разогрев.Задачи раздела занятия - привести двигательный аппарат в
рабочее состояние, разогреть мышцы. В отличие от классического тренажа с
определенной ответственностью упражнений, в джаз-модерн танце
существуют различные способы разогрева: у станка, на середине зала и в
партере. По функциональным задачам можно выделить четыре группы
упражнений:
первая - упражнения стрэтч - характера, т.е. растяжение, связанные со
статическим напряжением мышц различных частей тела.
вторая – упражнения, связанные с наклонами и поворотами торса. Они
помогают разогреть и привести в рабочее состояние позвоночник и его
отделы (именно на позвоночник падает основная нагрузка в дальнейших
частях урока). Эти упражнения эффективнее всего стоя или в партере.
6
третья упражнения, связанные с разогревом ног. Здесь много
заимствований из классического экзерсиса: plie, releve, battement tendu,
battement jete и т.д.
четвертая упражнения, связанные с расслаблением позвоночника и
включает в себя упражнения свингового характера или падения (drop) торса в
различных направлениях. При сочетании всех упражнений достигается
необходимый разогрев различных мышц.
Возможна следующая система разогрева, которая, естественно, может
варьироваться в зависимости от задач занятия:
упражнения у станка: перегибы и наклоны торса, растяжки, demi-plie
и grand-plie по параллельным и выворотным позициям, упражнения для
разогрева стопы и голеностопа.
разогрев на середине зала: спирали и изгибы торса, наклоны,
упражнения на напряжение и расслабление, упражнения для разогрева
позвоночника, упражнения, заимствованные из занятия классического танца.
в партере: упражнения для позвоночника, упражнения стрэтч-
характера, упражнения для разогрева стопы и голеностопа. [3,с.38]
Педагог имеет возможность выбрать тот разогрев, который наиболее
полно готовит тело исполнителя для дальнейших нагрузок, необходимых для
выполнения дальнейших задач. Темп разогрева также может быть различен:
упражнения в медленном темпе, построенные на статическом напряжении,
или упражнения, выполненные в более быстром темпе.
Разогрев должен состоять из 5-6 упражнений на различные группы
мышц. Возможно сочетание нескольких движений в единую комбинацию,
которая обязательно исполняется с двух ног и во всех направлениях.
Возможно также изменять расположение исполнителя. Например, несколько
упражнений у станка сочетать с упражнениями на середине зала или
упражнения на середине выполнять с изменениями уровней, т.е. несколько
упражнений выполняются с положения «стоя», затем «сидя» и «лежа» или
наоборот из положения «лежа» постепенно подняться в положение «стоя».
7
Здесь нет четких правил и законов, все зависит от уровня подготовки группы
(естественно для слабо подготовленных детей требуется больше времени для
разогрева).
Использование в разогреве прыжков является достаточно спорным. Многие
педагоги придерживаются той точки зрения, что тело ребенка еще не готово
к таким нагрузкам. Однако маленькие прыжки типа pas sauté или emboite в
конце разогрева хорошо активизируют мышцы и являются своеобразной
кульминацией перед следующим более спокойным разделом занятия.
II. Изоляция. Эта часть занятия более насыщена упражнениями, чем
предыдущая. И если в разогреве все тело активизируется, то при изоляции
происходит глубокая работа с мышцами различных частей тела.
Сначала педагогу необходимо добиться достаточной свободы
позвоночника обучающихся, т.е. научить держать положение коллапса. Для
этого используется несколько упражнений на напряжение и расслабление с
тем, чтобы дети более свободно распределяли напряжение на позвоночник.
Поза коллапса своеобразное держание тела, когда нет напряжения и
вытянутости вверх. Тело свободно расслаблено, его изгибы немного
утрируются, колени согнуты, торс и голова немного наклонены вперед.
Изоляции, как правило, подвергаются все центры от головы до ног.
Однако возможны комбинации, когда последовательно исполняется одно
движение головой, одно - грудной клеткой, одно руками, одно пелвисом
(бедрами), одно – ногами. При исполнении подобных «цепочек» очень важно
использовать принцип управления, т.е. из одного центра передавать импульс
в другой.
Первоначально все движения исполняются в «чистом» виде, причем
возможно исполнение двумя способами: медленное сжатие и расширение
(например, медленный наклон головы вперед и максимальный наклон головы
назад) или резко достичь максимального положения. Но в том и в другом
случае центр, приведенный в движение, должен достигать своего крайнего
возможного положения.
8
Второй этап обучения соединение движений одного центра в
простейшие комбинации: крест, квадрат, круг, полукруг.
Следующий этап соединение в более сложные геометрические
комбинации, ритмические структуры, соединение движений нескольких
центров.
Основная задача педагога во время изучения движений изолированных
центров следить за тем, чтобы движения были действительно
изолированными, чтобы во время движения одного центра не двигался
другой. Эта, на первый взгляд, простая задача вызывает трудности, т.к.
анатомически все центры тесно связаны.
III. Упражнения для позвоночника. Если техника изоляции
заимствована из джазового танца, то движение тела целиком, без изоляции
отдельных центров своеобразие танца-модерн. Основой этой техники
служит, прежде всего, позвоночник, поэтому главная задача педагога
развить у детей подвижность во всех его отделах.[2,с.33]
Виды движений: наклоны торса, изгибы торса, спирали,body roll
(«волна»), contraction, release, high release, tilt, lay out.
Спирали это внутреннее движение, развивающее подвижность
позвоночника в тазобедренном суставе.
Сontraction, release, high release эти положения используются во
многих техниках современного танца. Это не динамическое движение.
Сontraction это сжатие всех мышц и относительное уменьшение объема
тела, которое как бы аккумулирует энергию для дальнейшего движения.
Движение выполняется на выдохе.
Release понятие, противоположное положению contraction. Тело
освобождается и немного расширяется в пространстве. Release выполняется
на вдохе.
Положение high release высокое расширение, т.е. положение вдоха
гиперболизируется, торс приподнимается и немного прогибается назад, но
9
голова не запрокидывается и перегиб проходит через 7-й позвонок, грудная
клетка приподнимается руки в V-положении вверху.
Во время исполнения tilt (угол) позвоночник является центральной
осью тела, но эта ось несколько смещается от строго вертикального
положения. Т.е. корпус, сохраняя прямую линию, отклоняется вправо или
влево. Tilt может исполняться и на одной ноге. Другая нога в это время
может быть в положении «у колена» или быть открытой в любом из
направлений. В других техниках это движение иногда называют «lay out».
Суть его состоит в одновременном подъеме ноги приемом developpe или
releve lent на 90º и одновременном наклоне торса в противоположном
направлении. Положения tilt и lay out используются в основном в adagio,
исполняются в медленном темпе и позволяют воспитать такие качества, как
выворотность и шаг, устойчивость и точность позировки.
IV.Уровни. Джаз-модерн танец достаточно широко использует
движение исполнителя на полу партере). Основные уровни: стоя, сидя на
корточках, «на четвереньках», стоя на коленях, сидя и лежа. Задачи уровней
во время занятия многообразны. Во-первых, в различных уровнях
исполняются упражнения на изоляцию собенно это эффективно в нижних
уровнях, т.к. нет необходимости держать вес тела, и все центры двигаются
более свободно). Во-вторых, в партере очень полезно выполнять упражнения
стрэтч-характера, т.е. растяжки. В уровнях «сидя» и «лежа» достаточно
много упражнений на contraction и release, спирали и твисты торса. И,
наконец, сама смена уровней, быстрый переход из одного уровня в другой
дополнительный тренаж на координацию.
V.Кросс. ередвижение в пространстве).Этот раздел занятия
развивает танцевальность и позволяет приобрести манеру и стиль джаз-
модерн танца. Традиционных, зафиксированных шагов, прыжков и вращений
немного. Каждый из педагогов волен импровизировать и варьировать, как
подсказывает ему педагогическое чутье.[1,с.43]
Виды движений: шаги, прыжки, вращения.
10
Шаги разделяются на четыре основные группы:шаги примитива, шаги
в джаз-модерн манере, шаги в рок-манере.шаги мюзикл-комеди-джаз манере,
т.е. раннего джаза. Существуют еще и связующие шаги.
Прыжки на занятии по джаз-модерн танцу используются в сочетании с
прыжками и вращениями.
Прыжки условно можно разделить на 4 группы: с двух ног на две
(jump), с одной ноги на другую с продвижением (leap),с одной ноги на туже
ногу (hop), с двух ног на одну.
Характерной особенностью является исполнение прыжка как с
акцентом вверх, так и с акцентом вниз. Так же, как шаги, прыжки могут
координироваться с другими центрами, торс может быть не вытянут вверх,
как это требует классический танец, а быть наклонен и изогнут. Любой
прыжок классического танца может быть педагогом трансформирован за счет
иной координации или изменения направления. Как и в классическом танце,
прыжки могут исполняться на месте и с передвижением в пространстве.
Возможно сочетание различных по характеру прыжков в единую
комбинацию: в джаз-модерн танце нет разделения на большие, средние и
малые прыжки.
Вращения, как и прыжки, могут исполняться на месте и с
передвижением в пространстве. Основные виды поворотов: на двух ногах, на
одной ноге, повороты по кругу вокруг воображаемой оси, повороты на
различных уровнях, лабильные вращения
Кроссовые комбинации. Обычно на занятии используются сочетания из
нескольких шагов, прыжки и вращения, которые исполняются по диагонали
класса с активным продвижением вперед.
VI. Комбинация и импровизация. Последним, завершающим
разделом урока джаз-модерн танца является комбинация. Здесь все зависит
от фантазии педагога и его балетмейстерских способностей. Нет никаких
рецептов построения комбинации: они могут быть на различные виды шагов,
движения изолированных центров, вращений. Могут быть комбинации в
11
партере, связанные положениями contraction и release, спиралями и твистами
торса, а также с нетрадиционными передвижениями на полу типа перекатов,
кувырков и т.п. Комбинации могут быть на основе движений, из модных
стилей бытовой хореографии.
Однако главное требование комбинации ее танцевальность,
использование определенного рисунка движения, различных направлений и
ракурсов, чередование сильных и слабых движений, т.е. использование всех
средств танцевальной выразительности, раскрывающих индивидуальность
исполнителя. Обычно комбинация изучается на протяжении 3- занятий,
шлифуется и отрабатывается.
Возможен путь, когда несколько комбинаций соединяются в единый,
хореографически выстроенный номер. Естественно, на первом этапе
обучения комбинации должны быть достаточно просты для усвоения, их
длительность не должна превышать 32 или 64 такта, затем, совершенствуя и
усложняя, педагог должен создавать развернутые комбинации, близкие к
законченным, возможно, сюжетным хореографическим номерам. В них
должен быть использован весь арсенал выразительных средств современного
танца. Возможно, хотя это и занимает много времени, создание
полифонических хореографических произведений, где каждая группа
учащихся имеет свой хореографический текст.
Построение занятия. При подготовке занятия, необходимо разделить
материал на части и определить для каждой из них время. Нет
необходимости каждый раз обязательно использовать все разделы урока,
возможна более детальная проработка двух, трех разделов.
Примерное распределение времени при полуторачасовом занятии:
разогрев – 5-7 мин.
изоляция – 20 мин.
упражнения для развития позвоночника 10 мин.
уровни – 15 мин.
кросс – 15 мин.
12
комбинация и импровизация – 15 мин.
В конце каждого занятия необходимо иметь несколько минут для
восстановления дыхания и несколько упражнений на расслабление.
Музыкальное сопровождение занятия. Подбор музыкального
материала целиком зависит от задач урока и его построения. Обычно для
разогрева используется музыка свингового характера размера 2/4, однако
возможна и медленная музыка на 4/4, особенно при исполнении наклонов,
спирали торса.
Для изоляции подходит быстрая, ритмичная музыка с четким акцентом
на первую долю. Главное в музыкальном материале – простая мелодия и
постоянный ритм, не усложненный модуляциями или ритмическими
фигурами. Возможно использование только ударных инструментов.
В разделе «Упражнения для позвоночника» в основном используются
музыкальные размеры 4/4 или 3/4, возможны более сложные размеры, но
тогда комбинации должны быть «неквадратными».
В разделе «Кросс. Передвижение в пространстве» выбор музыки
зависит от задач и предложенных комбинаций. Шаги афро-танца желательно
использовать под ударные инструменты, причем ритм музыкального
сопровождения зависит от типа шага.
При изучении комбинации на начальном этапе музыкальное
сопровождение должно быть простым мелодическим рисунком и
устойчивым ритмом. В дальнейшем может использоваться более сложная
музыка различных стилей: поп-музыка, джазовая музыка, симфо-джаз, рок-
музыка, музыкальный материал из мюзиклов и музыкальных фильмов.
Спорным является вопрос о точном соответствии комбинации или
упражнения зафиксированному музыкальному отрывку. Некоторые педагоги
четко выстраивают упражнения, фиксируют их и каждому подбирают
соответствующий музыкальный материал. Другие импровизируют в выборе
упражнений в зависимости от музыкального сопровождения, которое идет
по принципу «нон-стоп». И в том и в другом случае музыкальный материал
13
должен соответствовать разделу урока, а комбинации должны выстраиваться
в зависимости от целей и задач, поставленных педагогом.
14
2.Танцевальная импровизация как средство развития творческих
способностей на занятиях по хореографии
Современность хореографического искусства - это, прежде всего
современность хореографического образного мышления, в котором
изобразительность и выразительность всегда существуют в единстве.
Специфика хореографической деятельности определяет необходимость
комплексного подхода к процессу воспитания творческой личности.
Активная позиция обучаемого является необходимым условием
развития личностных и творческих способностей. Заинтересованность
обучаемого и вовлеченность его в процесс творческой импровизации во
многом определяет успех обучения. [4,с.18]
Занятия джаз-модерн танца способствует развитию физических
данных: гибкости, силы, формы, выносливости и т.д.; освоению
лексики(«языка танца») через обучение различным направлениям- модерн,
джаз, классический танец, импровизация и т.д.
Танцевальная импровизация формирует умение строить творческий
замысел и искать возможности его реализации на основе музыкальных
произведений, а так же используя «инструменты» поэзии, живописи и т.д.;
развивает воображение и способность мыслить образами и выражать их в
движении. Эти задачи решаются в рамках занятий по импровизации,
контактной импровизации, композиции. Используются творческие задания,
где результат заранее неизвестен ни ребенку, ни педагогу. Педагог должен
подвести ребенка к самостоятельному исследованию и поиску. Занятия
требуют от ребенка творческого понимания, его активное включение в
общение с самим собой, с другими, с пространством.
Из энциклопедического словаря:
15
Творчество - это деятельность, порождающая нечто качественно новое
и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-
исторической уникальностью. Неповторимость заключается в создании чего-
то принципиально нового не в повторении старого). Именно в создании
своего творческого продукта. В детских коллективах прикладного искусства
не возникает вопросов и трудностей с этим вопросом. Ребенок сам может
нарисовать картину, слепить что-то неповторимое из пластилина или из
глины, вышить, сшить, что-то создать из природного материала и т.д. А как
же быть в хореографическом коллективе? Ведь на занятиях педагог учит
ребенка основам танцевального искусства, ученик только копирует учителя.
Танцевать в танце, который придумал педагог - балетмейстер, это не есть
творческий продукт самого ученика, даже если он старается и вкладывает
эмоциональное сопровождение. Как же вырастить индивидуально-
творческую личность в танцевальном коллективе? В первую очередь нужно
развивать у ребенка творческое мышление, даже на самом раннем этапе
обучения.
Креативность это способность творить, создавать, привносить что-
то новое в этот мир. Это не только способность к творчеству, но и умение
человека видеть вещи в новом, необычном ракурсе. С чего стоит начать
развитие этой уникальной способности?
Наша жизнь связана с множеством правил и законов. Часть из них
(например, чистка зубов по утрам, правила этикета, дорога от дома до работы
или до учебы, постоянный распорядок дня и многое другое) выполняется
автоматически и рефлекторно. Поэтому, чтобы развить креативность, прежде
всего, необходимо научиться видеть вещи в новом ракурсе, т.е., например,
искать необычные способы применения обычных вещей. При этом
способность к творчеству расцветает и это дает сильный толчок для
дальнейшего развития креативности.
Следующее упражнение поможет взглянуть творчески (по-новому) на
обыденные вещи. Оно называется «чудо-вещь»: выберите любую заурядную
16
вещь, например стул. В обыденной жизни он является приспособлением для
сидения. А во что может превратиться «чудо-стул» с помощью вашего
воображения? Вот несколько вариантов:
в тележку для покупок в супермаркете;
в гору, с которой можно обозревать мир;
в крышу над головой для домашнего животного;
в барабанную установку;
в средство самозащиты;
в полку для книг или вешалку для вещей;
в резвого коня.
и во многое другое.
Главное – не стесняться генерировать идеи. Вместо стула может
быть любая вещь. Если выполнять это упражнение раз в день в течение
недели, то через неделю вы получите огромный прирост креативности. Не
тушите этот пожар творчества, а развивайте его.
Развитие креативного творчества. В детском танцевальном коллективе
необходимо использовать на практике такие танцевальные упражнения,
которые развивали бы креативность действия, память, творческое
воображение и балетмейстерские навыки.
Танцевальные задания на развитие памяти и творческого
(креативного) воображения:
1. «Передай другому». Педагог ставит учеников в круг и дает задание
каждому сочинить движение на 4 счета. Первый ученик, стоя в кругу,
показывает свое движение, затем все повторяют его. Следующий
ученик по ходу часовой стрелки показывает свое движение, и все
повторяют предыдущее соединяя его с последующим и т.д. Когда
показывает, например, 10-й человек, все должны повторить все 10
движений начиная с первого поочередно до 10-го.
17
2. «Изобрази действие». Педагог дает команды, например: взять левой
рукой правое ухо, поднять правую ногу, подпрыгнуть, потрясти рукой,
посмотреть под ноги или в потолок и т.д. Каждый ученик выполняет
команды - действия как он это понимает или как он сымпровизирует.
Можно использовать разные ракурсы, различную амплитуду
движений, уровни и т.д.
3. Педагог дает задание ученикам: выбрать для себя 2 человека из
группы, не озвучивая кого он выбрал. Затем учитель произносит
команды: 1) встать между ними (2-мя загаданными людьми); 2) встать
как можно дальше от них; 3) встать как можно ближе к ним; 4)встать в
треугольник, образованный между исполнителем и загаданными им
учениками; 5) встать с ними в одну линию и т.д., пока не будут
угаданы, кого же загадал исполнитель. Упражнение развивает
сообразительность, смекалку, креативное мышление.
4. Педагог произносит любые 5(или больше) слов, например: любовь,
время, мечты, вдохновение, подвал и дает задание: на каждое слово
придумать движение. Затем соединить все слова (движения) в
предложение. Получается танцевальная комбинация. Это задание
развивает творческое мышление и балетмейстерские навыки. Можно
попросить присутствующих зрителей прокомментировать увиденное и
высказать свои ассоциации.
5. Сочинить движения на предполагаемое место действия. Например, 1)
на раскаленном песке или на горячей сковородке, 2) в аквариуме, 3) в
коробке 1м на 1м и т.д.
6. Сочинить движения на заданный ритм (развивает музыкальный слух),
на координацию (развивает координационное и пространственное
мышление) и т.д.
Эти упражнения можно давать детям на любом этапе обучения.
Естественно результаты будут отличаться сложностью и качеством
18
исполнения. Тем не менее у обучающихся происходит развитие творческих
способностей и креативного мышления.
Возможно несколько форм работы с танцевальной импровизацией
Спонтанный танец. Это базовая техника, подготавливающая
импровизацию. Ребенок может двигаться, как ему хочется, не задумываясь о
движениях: тело само поведет туда, куда надо, поскольку он оказывается
внутри потока энергии движения. Чаще это зависит от его эмоционального
состояния на текущий момент.
1.Передача образов, возникших в процессе танца с помощью рисования
в воздухе. С помощью этой техники ребенок может как бы зафиксировать
образ, возникший в процессе танцевальной импровизации. Рисование в
воздухе различных образов это кинестетическая вербализация. Один из
современных распространенных форм рисования в воздухе, является
изображение букв алфавита, используя различные приемы пластики и
пространственного решения. Далее можно собирать их в отдельные слова и
предложения.
2.Передача образов, возникших в процессе танца, с помощью
танцевальных движений. Некоторые люди, как отмечал К.Г. Юнг, имеют
«моторное воображение» (Yung, 1938), им легче фантазировать с помощью
танца и танцевальных движений. Главным вдохновителем создания образов
является заданный музыкальный материал. (От медленной лирической
музыки, активной жизнерадостной, до агрессивно-подавляющей и глубоко
трагедийной). Если ученика спросить после окончания танца, что ты
чувствовал или что ты видел в воображении, когда танцевал, чаще всего ему
будет трудно ответить. Как правило, можно услышать: «Я не знаю» или
«Движения сами выходили из меня, я только танцевал образ».
3.Импровизация текста песен. Танцевальная импровизация текста
песен тренирует у учеников невербальные коммуникации посредством
использования вербального текста. Важно чтобы текст песен не доминировал
над танцем, а был лишь сопровождающим или отправным материалом.
19
Танцевальная импровизация текста песни задействует одновременно и
кинестетику, и мысле-образную коммуникацию.
4.Танцевальная импровизация состояний (веселья, грусти, горя,
скорби, страха и т.д.). Проигрывание различных эмоциональных состояний
является хорошей возможностью возвращения в мир переживаний. Это
задание борется с моторной заторможенностью у многих детей,
выражавшуюся в сложностях мимического реагирования на разные
эмоциональные состояния.
5.Танцевальная импровизация с предметами (обруч, шарф, мяч,
корзинка, веер и т.д.).
Причем это может быть импровизация, как с воображаемым предметом (по
заданию педагога), так и с настоящим предметом. Как правило, задание
помогает с определением образа (раз корзинка,- значит это лужайка,
собирание грибов и ягод; веер- значит знойный полдень, попытка избавиться
от жары приемами женственности и кокетства и т.д.) Важно, чтобы танцор и
предмет в танце соединились в одно целое не танцор отдельно, предмет
отдельно). Работа с предметом развивает координацию движений, моторику
и эмоциональность.
6.Танцевальная импровизация поэзия. Для импровизации может
быть предложен отрывок стихотворения, прозы или образная тематика
(например, задание: создание танцевального образа на тему «стихии: огонь,
вода, воздух, земля». Для импровизации ученик вправе сам выбрать
музыкальный материал, который подходил бы, по его мнению. Задание
усложняется не только исполнением импровизации, но и поиском
подходящей музыки на заданную тему. Чаще, это воплощение посредством
танцевальной лексики душевных переживаний, эмоционального состояния,
навеянных стихотворением (заданием), либо танцевальная комбинация,
несущая смысловую нагрузку или образ (Приложение №1)
7.Танцевальная импровизация – живопись. Для импровизации может
быть предложены иллюстрации и репродукции великих художников
20
прошлых веков или современников, а также фотографии. Обсуждение
«картины-мишени», ее цветового решения, эмоциональных переживаний,
вызванных образом на картине. Картины-пейзажи, подобно поэзии, могут
определять времена года и места действия, что облегчает сочинение
танцевального этюда, несущего в себе настроение. Портреты, требующие к
себе особого отношения, несут в себе эмоционально-психологический анализ
героя, раскрытие его характера, профессии, социального сословия,
определяющие его как личность. Например: пожилой человек-старик, с
уставшим от лишений и невзгод лицом, с потухшим взглядом, с
натруженными руками, обтянутые дряблой кожей и выпуклыми венами. Или
наоборот молодой человек, с хорошо сложенным спортивным телом, со
взглядом, полным надежд и уверенности в себе и в завтрашнем дне, готовый
к различным подвигам и т.д.
Одним из вариантов импровизации по картине, может быть написание
нескольких предложений, что ты увидел на картине (особенно это касается
художников экспрессионистов Пабло Пикассо, Сальвадора Дали и т.д.).
Каждый может ассоциировать по разному увиденное. Затем в движениях
изобразить написанное. Зрители, после просмотра этюда, могут высказывать
свое мнение по поводу увиденного (Приложение № 2).
8.Импровизация с выбранным партнером (парная импровизация)
заключается в проигрывании невербальной коммуникации (эмоциональное
отреагирование в танце понимания состояния партнера). В работе с данной
техникой большое значение имеет выбор партнера. Если при использовании
техники кинестетической эмпатии партнеры следят и повторяют движения
друг друга, то в данной работе они тренируют эмоциональную настройку на
другого человека. Данный прием еще называют «отзеркаливание». Эта
техника танцевальной импровизации дает ученикам возможность
почувствовать, что их эмоциональный язык понимаем и похож на язык
других людей.
21
9.Групповая танцевальная импровизация со спонтанными
невербальными коммуникациями при смене партнеров. Эта техника
заключается в том, что все становятся в круг, каждый попеременно входит в
центр круга и танцует свой танец. Остальные пытаются кинестетически и
эмоционально присоединиться к танцующему члену группы.
10.Обсуждение выбранной темы для релаксации. Педагог предлагает
картину, например, летнего моря и говорит: «Вы можете представить себя
качающимися на волнах в лучах ласкового солнца. Можете представить, что
сидите на берегу и смотрите на заходящее солнце и его бррики на море. Это
ваша фантазия на тему, у каждого из вас свое море - сформируйте его в
своем воображении».
11.Контактная импровизация. Может даваться педагогом только на
творческом этапе обучения (Приложение №3).
22
Заключение
Занятия джаз-модерн танца с применением техник импровизации
позволяют наиболее комплексно воспитать тело ребенка, что немаловажно в
повседневной практической работе. Воспитывают у детей такие
необходимые для танцора качества, как координацию, силу и подвижность
двигательного аппарата, ритмичность, свободу движения; развивают
воображение и способность мыслить образами и выражать их в
движении; дают новое понимание взаимоотношения движения и
пространства, движения и музыки.
Данная методика построения занятий по хореографии способствует
высокой результативности учащихся в конкурсном движении на различных
уровнях.
В период с 2011 по 2015 учебный год учащиеся шоу-балета
«Ренессанс» показывают высокий уровень исполнительского мастерства на
конкурсах, фестивалях городского, областного, всероссийского,
международного уровней: 2011-2012 уч. год 73% (35 человек), 2012-2013
уч. год 79% (38 человека), 2013-14 г. 87% (48 человек) от общего
количества учащихся.
2014 /15 уч.год:
XX городской конкурс-фестиваль детского художественного
творчества «Успех»: диплом II степени в номинации «Эстрадный танец»,
возрастная категория 14-18 лет;
II, III межрегиональный конкурс-фестиваль «Созвездие улыбок»
лауреат I II, III степени в номинации «Эстрадный танец», возрастная
категория (8-10 лет , 11-12 лет, 13-15 лет);
II, III межрегиональный конкурс-фестиваль «Созвездие улыбок.
Первые шаги»: лауреат II степени в номинации «Эстрадный танец»
возрастная категория(7лет, 11-12 лет);
23
II международный конкурс-фестиваль «Семь ступеней» лауреат III
степени в номинации «Эстрадный танец», возрастная категория 13-15 лет;
II международный конкурс-фестиваль «Семь ступеней» лауреат III
степени в номинации «Эстрадный танец», возрастная категория 7-9лет;
конкурс-фестиваль в рамках международного проекта «Сибирь
зажигает звезды» лауреат III степени в номинации хореография -
эстрадный танец ансамбли (13-15 лет); лауреат II степени в номинации
соло Вотинцева Анастасия(16-18 лет);
V международный конкурс фестиваль «Закружи вьюга» лауреат II
степени.
Увеличение количества и повышение качества творческих работ учащихся
за три года представлено в таблице 1:
Таблица 1
Достижения учащихся за 2011/14 уч. год
Уровень
2011/12 уч. год
48 чел.
Кол.чел/%
48 чел.
Кол.чел/%
2013/14 уч.год
48 чел.
Кол.чел/%
городской
38 /79%
24 чел. /50%
областной
24 чел./50%
30 чел./63 %
международный
12 чел./25%
22 чел. /46 %
24
Список литературы
1. Никитин, В. Ю. Модерн - джаз танец (начало обучения) [Текст] /В.
Ю.Никитин // Я вхожу в мир искусств. – 2001. –№4. –118с.
2. Никитин, В. Ю. Модерн-джаз танец (продолжение обучения) [Текст] /В.
Ю.Никитин // Я вхожу в мир искусств. – 2004. –№4. –168с.
3. Никитин, В. Ю. Модерн-джаз танец (Методика преподавания) [Текст]
/В. Ю.Никитин // М.:ВЦХ, – 2005. –№12. –160с.
4. Пуртова, Т. В. Учите детей танцевать [Текст] / Т. В. Пуртова, А. Н.
Беликова, О. В. Кветная. М.: Гуманитарный издательский центр
ВЛАДОС, 2003. – 256с.
25
Приложение №1
Танцевальная импровизация – поэзия
Тема: «Природа. Времена года»
1.Метет метель
Зима на улице,
Дороги белые,
Снежинки кружатся
От ветра смелые.
А я веселая,
А я румяная,
А юбка новая,
А лента алая.
2.Бабье лето
Расплескалось солнце на рассвете,
Красно-рыжим разлилось в поля,
И багряной ниткой самоцветов
По лесам рассыпалась заря.
Бабье лето – время золотое,
Растревожит сердце, обожжет.
В эту пору нету мне покоя,
А душа то плачет, то поет.
Бабье лето, бабье лето над Россией –
Золотая, но недолгая пора.
В синем небе легкой стайкой журавлиной
Бабье лето улетает со двора.
26
Вензелями русских сарафанов
Хороводов манит карусель,
В русых косах вьется лентой алой
Озорного танца канитель.
3.Осенние зарисовки
Я в осень не вхожу, я в осень падаю,
В прохладный шум багряных вечеров,
И в парке, за чугунную оградою,
Внимаю эхо птичьих голосов.
Прощаю лету суету беспечную,
Себе прощаю взбалмошную лень,
И листопада пору скоротечную
Благословляю за смиренность дней.
4.Клонит голову белая вишня
Средь берез на пригорке домишко
Утопает в весеннем цвету,
Клонит голову белая вишня,
Знать, признала меня за версту.
Здравствуй, милая, здравствуй, родная,
Здравствуй, край моих розовых грез,
Я к тебе из далекого края
Свое верное сердце принес.
Ароматы цветенья вдыхая,
Оботру свои слезы с лица,
Вспомню я, как платок поправляя,
27
Моя бабушка сходит с крыльца.
В этом доме живет мое детство,
Песня про вороного коня,
А еще здесь живет по соседству
Моя память и совесть моя.
Средь берез на пригорке домишко –
Я ему до земли поклонюсь,
И тебе, моя белая вишня,
Моя родина, Светлая Русь.
Тема : «Стихии: Земля...Вода...Огонь...Воздух»
1.Земля… Плодородный подарок… Мать, что нас носит,
Вечное бремя, беспокойных детей!
Кормит, балует, пренебрежение сносит,
Терпит испытания сумасшедших затей…
2.Вода… Хрустальные капли – дороже бриллиантов…
Знают об этом в пустынях, но мы…
Как должное дар сей воспринимаем
Не знаем всю ценность прекрасной воды!
3.Огонь… Нежное пламя оно согревает…
Может разрушить, конечно, увы…
Мысли прекрасные он навевает
Как мы используем все эти дары?
4.Воздух… Вздохни, почувствуй всю свежесть…
Что рождена в нем, весенней порой…
28
Скрыта в нем тайная, тихая прелесть,
Доступная всем, только глаза ты закрой...
* * *
5.Воздух, Земля, Вода и Огонь
Этот воздух! О, воздух в груди!
Расширяя грудную нам клетку,
Он дает нам прохладу в пути,
Он шевелит сосновую ветку.
Он объем нам дает и мечту,
Он о жизни под небом печется.
Говорю это – значит дышу.
Небо с воздухом не расстается.
А земля обозримей с высот!
На земле есть пустыни, равнины.
Есть для новых эпох горизонт;
Скотоводы на ней, бедуины,
Дети, взрослые, звери, сады,
Есть музеи, театры, перроны,
Переходы подземные, рвы
И мосты, есть лужайки, колонны…
Ждет еще нас вода в свой черед.
Наша радость и наша кручина –
То, что жизнь безвозмездно дает.
Для философов – первопричина.
Но всего безрассудней огонь,
Если верить словам Гераклита.
Говорю себе: лучше не тронь
Механизм сей налаженный ритма:
Созидание вслед за чредой
Разрушений. Вдруг не заведется
29
Перводвигатель вновь мировой,
Что то Богом, то Словом зовется
30
Приложение № 2
31
Приложение №3
Что такое контактная импровизация?
Это вид современного танца, когда партнеры сохраняют точку
контакта друг с другом, они следуют импульсам, возникающими в теле
(импровизируя), движутся по спирали, скользят, используя инерцию тел -
возникают спонтанные поддержки и полеты.
Из истории.
Основатель Контактной импровизации - Стив Пакстон - родился в Фениксе,
штат Аризона, занимался гимнастикой и айкидо, учился танцу модерн,
изучал классический танец, работал в танцевальных компаниях Хосе
Лимона, Мерса Каннингема, Триши Браун, был в числе основателей "Театра
Танца Джадсон" (1962) и "Гранд Юнион" (1971).
Пакстон со своими коллегами начал работать над контактной импровизацией
в 1972 году. С тех пор КИ стала одним из самых распространенных языков
современного танца, включена в программу подготовки специалистов в
области современной хореографии во многих Высших учебных заведениях
Европы и Америки, является частью танцевально - двигательной терапии, а
для многих и стилем жизни, и духовной практикой.
думаю, что занятие контактной импровизацией формирует хороший
открытый ум, приятие окружающего мира, ведет к согласию между людьми".
не знаю более совершенного вида танцевальной деятельности,
который бы развивал ваш внешний и внутренний миры одновременно;
который не отрывает вас от реальности, а погружает в нее и показывает ее
потенциал. Все может быть сияющим, богатым и безграничным, полным
свободы, радости и смысла; все прекрасно просто потому, что может быть"
(Стив Пакстон).
32
Контактная импровизация это форма движения в танце…», так
начинается определение контактной импровизации во многих источниках.
Безусловно, это форма, но самое главное, это содержание…
ВАЖНО СЛЫШАТЬ, СЛУШАТЬ И СЛЕДОВАТЬ:
- слушать партнера;
-слышать его;
-следовать за ним.
Хореографическое и виртуальное пространство.
На заре нового тысячелетия искусство танца достигло наивысшего
развития. Совершенно очевидно, что именно в XX веке танец вошел в
контекст современного искусства, приобретая новые форму, стиль и роль.
При этом слово «новизна» не означает лишь авангард. Можно говорить о
небывалом диапазоне многообразных направлений, стилей, форм,
включающих и новизну обращения к академизму хореографии,
классическому балету, народному танцу к их вечным базисным основам.
Суть современного танца - это синтез различных стилистических
направлений. И не холодное содержание, а душа.
Сегодня существуют два определения современного танца: американский
вариант модерн и европейский contemporary dance. В среде профессионалов и
любителей нового танцевального искусства долгое время существовала
некоторая путаница относительно обозначенного предмета. В словаре
английского языка и modern, и contemporary переводятся как “современный”.
Тем не менее, в контексте исторического развития определилась разница
определений этих танцев. Модерном в мировом танцевальном искусстве
принято называть сложившуюся систему современного танца Америки. В
частности, канонизированную, подобно классическому танцу, четко
структурированную систему движений. Contemporary dance это актуальный
танец, не имеющий явной структуры, постоянно видоизменяющийся в
зависимости от носителя стиля, вбирающий в себя все новые тенденции и
течения современного искусства и создающий свои. Иногда contemporary
33
dance определяют как характеристику европейского танца без учета каких-
либо смысловых различий по отношению к модерну, однако это мнение
кажется не подкрепленным практикой.
Между тем, сегодняшняя практика многих коллективов, современных
балетов рушит границы между искусствами; процессы, начатые на рубеже
ХIХ–ХХ веков, бурно развиваются. Востребовано сближение
хореографического искусства не только с драматическим искусством, но и со
всем комплексом средств художественного постижения сложного
динамического единства современного мира. Тут и русский авангард, и
фольклорные традиции, и геометрические объёмы пространства, и
перфоманс, и живой вокал. И это не эклектика, а система. Можно
представить, какова степень необходимости усложнения и углубления тех
задач, которые ставит пред собой любой хореограф.