Презентация "Методика преподавания музыкального воспитания с основами теории музыки"
Подписи к слайдам:
Методика преподавания музыкального воспитания
с основами теории музыки
- Лекция 1.
- Тема. МУЗЫКА КАК ВИД ИСКУССТВА И ПРЕДМЕТ ВОСПИТАНИЯ. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ.
- 1. Искусство – форма общественного сознания. Особенности музыки как вида искусства.
- 2. Функции музыки как вида искусства.
- 3. Роль музыкального воспитания во всестороннем развитии личности ребенка.
- 4. Курс «Методика преподавания музыкального воспитания с основами теории музыки», его задачи и содержание.
- 5. Цель и задачи музыкального воспитания и обучения в начальных классах.
- 6. Дидактические принципы музыкального обучения.
- ИСКУССТВО – одна из форм общественного сознания. Основное явление и понятие, определяющее специфику искусства, это – художественный образ.
- ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ – обобщенное отражение действительности, данное через конкретное, чувственно воспринимаемое (зримое, слышимое или представляемое) явление.
- МУЗЫКА (с греческого муза /музы – богини, покровительствующие науке и искусствам/) – вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных по высоте и во времени звуковых последований, состоящих из звуков определенной высоты.
- МУЗЫКА во многом аналогична речи, точнее – речевой интонации, что позволяет говорить об интонационной природе музыки. В то же время она существенно отличается от речи качествами, присущими ей как искусству: опосредованностью отражения действительности, необязательностью утилитарных функций, важнейшей ролью эстетической функции, художественной ценностью содержания и формы.
- ЗВУКОВОЕ -
- отражает действительность
- и воздействует на человека посредством
- звуков определенной высоты
- ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ (ВРЕМЕННО΄Е) -
- развертывается во времени
- НЕИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ -
- воспроизведение материальной структуры
- конкретных предметов
- необязательно
- ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ -
- требует посредников
- между творчеством
- (созданием произведения)
- и его восприятием
- МУЗЫКА – ИСКУССТВО:
- ХУДОЖЕСТВЕННО-ИНТОНАЦИОННЫЕ ОБРАЗЫ –
- запечатленные в осмысленных звучаниях (интонациях)
- результаты отражения, преобразования и эстетической оценки
- объективной реальности в сознании музыканта – композитора и исполнителя
- «ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЭМОЦИИ» -
- отобранные в соответствии
- с возможностями и целями искусства,
- осмысленные
- эмоциональные состояния и процессы:
- настроения,
- эмоциональные стороны
- интеллектуальных и волевых
- качеств личности
- «ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ МЫСЛИ» -
- мысли-обобщения,
- которые выражаются в понятиях,
- относящихся к динамической стороне
- социальных и психических явлений,
- к нравственным качествам,
- чертам характера и
- эмоциональным состояниям человека
- и общества
- НАГЛЯДНЫЕ ОБРАЗЫ
- конкретных явлений действительности,
- воплощаемые в музыкальных изображениях
- как дополнительное средство
- раскрытия идейно-эмоционального содержания
- СОДЕРЖАНИЕ МУЗЫКИ
- СОДЕРЖАНИЕ МУЗЫКИ
- представляет собой единство:
- индивидуального
- классового
- общечеловеческого
- выражает
- личное
- отношение автора
- к действительности,
- его внутренний мир
- выражает
- важнейшие,
- типичные черты
- идеологии
- и психологии
- той или иной
- социальной группы,
- ее строй чувств,
- присущий ей
- темп жизни
- и внутренний ритм
- передает
- эмоциональный
- колорит,
- темп, ритм
- эпохи в целом,
- мысли и эмоции,
- близкие не одному,
- а нескольким классам
- или даже всем людям,
- воплощает
- общечеловеческие
- идеалы
- Стремясь к более широкому охвату мира философских и социальных идей, композиторы часто обращаются к синтезу музыки со словом как носителем конкретного понятийного содержания, а также со сценическим действием.
- Благодаря синтезу со словом, действием и другими внемузыкальными факторами возможности музыки расширяются.
- Рождается программная музыка. В ней формируются новые типы музыкальных образов, которые устойчиво связываются в общественном сознании с понятиями и идеями, выраженными другими компонентами синтеза, а затем переходят в «чистую» музыку как носители тех же понятий и идей.
- МУЗЫКА КАЖДОЙ НАЦИИ В КАЖДУЮ ЭПОХУ характеризуется определенным комплексом устойчивых типов звукосочетаний вместе с нормами их употребления.
- Такой комплекс часто называют музыкальным «языком» этой нации и эпохи.
- Кроме того, к музыкальным элементам, возможности которых зависят от национальных традиций их употребления в музыкально-общественной практике, принадлежат не только типы интонаций (музыкальные «слова»), но и жанры.
- ЖАНР (франц. genre, от лат. genus – род, вид) – понятие, характеризующее исторически сложившиеся разновидности музыкальных произведений, определяемые их происхождением и предназначением, составом исполнителей, особенностями содержания и формы. Значение жанра во многом обусловлено его первичными бытовыми функциями, т.е. его местом в жизненной практике.
- СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ МУЗЫКИ
- ПРИКЛАДНАЯ
- участие в различных
- видах материальной
- деятельности человека:
- в трудовых процессах
- и связанных с ними
- обрядах
- ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ
- формирование убеждений,
- нравственных качеств,
- эстетических вкусов и идеалов,
- развитие эмоциональной отзывчивости,
- чуткости, доброты, чувства прекрасного,
- стимулирования
- творческих способностей
- во всех сферах жизни
- ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ
- И ОЦЕНОЧНАЯ
- познание и оценка
- явлений
- действительности
- КОММУНИКАТИВНАЯ
- общение между людьми
- ДУХОВНО-
- ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
- идейное,
- этическое, эстетическое
- воздействие на человека
- МУЗЫКА в семье искусств занимает особое место благодаря ее непосредственному воздействию на человека. Многовековой опыт и специальные исследования показали, что музыка влияет на психику, и на физиологию человека, что она может оказывать успокаивающее и возбуждающее воздействие, вызывать положительные и отрицательные эмоции.
- Тезис о важности музыкального воспитания всех детей, о значении музыкального воспитания для развития общих психических свойств (мышления, воображения, внимания, памяти, воли), для воспитания эмоциональной отзывчивости, душевной чуткости, эстетических вкусов.
- Вопросы воспитания интересовали человечество с древности. Первыми о гармонически и всесторонне развитом человеке заговорили древние греки.
- Методика музыкального воспитания входит в систему педагогических наук и занимает в ней свое, относительно самостоятельное место. Она изучает закономерности музыкального воспитания с целью совершенствования его содержания и методов.
- Методика музыкального воспитания теснейшим образом связана с эстетикой, раскрывающей особенности художественного освоения мира, реалистическую сущность музыкального искусства..
- Методика связана с музыковедением – наукой о характерных признаках музыкального языка, музыкальной речи.
- Методика музыкального воспитания опирается на психологию, выводы которой позволяют определить возрастные особенности детей и соответственно их возможности приобщения к музыке, индивидуальное своеобразие их музыкальных переживаний и способностей.
- Методика опирается на исследования в области физиологии.
- Методика музыкального воспитания как педагогическая наука подчиняется закономерностям общей педагогики.
- Объект курса – музыкальное воспитание как компонент высшего педагогического профессионального образования учителей начальных классов в соответствии с требованиями Госстандарта РК по специальности 03.15 – ПМНО.
- Предмет курса – процесс формирования знаний, умений и навыков по методике музыкального воспитания с основами теории музыки в соответствии с требованиями Госстандарта РК по специальности 03.15 – ПМНО.
- Цель курса – сформировать у студентов основы музыкально-педагогической культуры, знания, умения, навыки, профессионально значимые качества личности, необходимые для будущей профессиональной деятельности по музыкально- эстетическому воспитанию младших школьников.
- Задачи курса:
- сформировать у будущих учителей интерес к музыке, к музыкально-педагогической работе в школе;
- раскрыть сущность и особенности музыки, ее социальную роль в жизни людей, сформировать у них систему основополагающих знаний о музыкальном искусстве, навыки активного восприятия и исполнения музыки, слышания в ней жизненного содержания;
- ознакомить с содержанием различных школьных программ предмета «Музыка»;
- ознакомить с существующими методиками и системами (отечественными и зарубежными) по отдельным вопросам музыкального обучения, развития, воспитания учащихся.
- Цель музыкального воспитания и обучения в начальных классах – сформировать основы музыкальной культуры школьников как части их духовной культуры.
- Задачи:
- сформировать у школьников общественно ценное отношение к музыке;
- воспитать у детей потребность в музыке, устойчивый интерес к ней;
- развить у учащихся музыкальные способности.
- Принцип воспитывающего обучения;
- принцип научности и доступности;
- принцип наглядности;
- принцип прочности знаний, умений, навыков;
- принцип активности музыкальной деятельности;
- принцип самостоятельности;
- принцип связи музыкального воспитания с жизнью;
- принцип единства эмоционального и сознательного;
- принцип единства художественного и технического;
- принцип единства развития ладового, ритмического чувства, чувства формы.