Конспект урока "Методика преподавания темы «Среда Delphi. Решение простейших задач в среде Delphi"

«Методика преподавания темы «Среда Delphi.
Решение простейших задач в среде Delphi»
Шпак Наталия Петровна,
учитель информатики
МБОУ «Гимназия №5 г. Сергиев Посад»
Сергиево-Посадского района
Московской области
2
Среди современных информационных технологий программирование
занимает особое место. В технологиях программирования в определенной
степени синтезируются все достижения информатики на каждом этапе ее
развития. Визуальное программирование - одна из современных технологий
программирования. В ее основе лежит объектно-ориентированный подход к
описанию процессов (явлений), который, по утверждению ряда
исследователей, является одним из наиболее эффективных и удобных
средств, используемых сегодня программистами для создания больших
программных систем.
В школьном образовании осуществляется переход к многоэтапной
структуре обучения информатике, состоящей из трех этапов:
пропедевтического, базового и профильного. При это подготовка по
информатике учащихся старших классов, чья дальнейшая профессиональная
деятельность будет связана с программированием ведется в рамках
соответствующего профильного курса. Его содержание включает и
знакомство с принципами и технологиями программирования, среди которых
визуальное программирование занимает ведущее место. Этим обусловлен
выбор моей работы – «Среда Delphi. Решение простейших задач в среде
Delphi».
Одной из трех основных целей изучения информатики в школе
является развитие мышления обучающихся.
Программирование в информатике является базовым инструментом
развития интеллектуальных способностей ребенка.
Актуальность работы обусловлена еще и тем, что при объектно-
ориентированном программировании ученик сразу видит результат своей
работы – реально работающие приложения, которые он привык видеть и
которые он разработал сам. Это позволяет высоко поднять интерес и
мотивацию к изучению предмета и в данном случае программирования.
3
Цели работы:
развитие интеллектуального, образного и алгоритмического
мышления обучающихся;
знакомство с основами объектно-ориентированного
программирования посредством создания проектов при решении задач
линейной структуры;
формирование практических навыков работы с интегрированной
средой программирования Delphi;
формирование умения планировать свою деятельность,
критически оценивать результаты своей работы, готовности исправлять свои
ошибки, настойчивости и целенаправленности в действиях;
4
Решение задач линейной структуры.
Задача №1. Создать проект, позволяющий вывести значение радиус
круга, если известна его площадь.
Решение:
1. Поместить на форму(рис.1):
Метки Label1, Label2 для текстового сообщения и вывода значения
радиуса;
Кнопки Button1, Button2 для запуска обработки событий;
Текстовое поле Edit1 для ввода числовых значений.
2. С помощью окна Свойства(Properties) изменить значения свойств
управляющих элементов.
3. Изменить значение свойства Caption:
Форма - Form на Нахождение радиуса круга;
Кнопка Button1- Вычислить, Button2 Завершить;
Метку Label1 на Введите площадь круга; Label2 Очистить.
4. В окне Программный код создать обработку событий, реализующий
линейный алгоритм:
procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);
var
r,s:real;
Рис.1
5
begin
s:=StrToFloat(Edit1.Text);
r:=sqrt(s/pi);
Label2.Caption:='Радиус='+FloatToStr(r);
end;
procedure TForm1.Button2Click(Sender: TObject);
begin
Form1.Close
end;
5. Запустить проект на выполнение. После ввода значения площади и
щелчка по кнопке с надписью Вычислить начнет выполняться
обработчик события. Щелчок по кнопке с надписью Завершить
очистит поле ввода данных. Результат работы отображен на рис. 2 и
рис.3.
Рис.2
Рис.3
6
Задача 2. Разработать проект «Калькулятор», который позволит
производить четыре арифметических действия над действительными
числами (сложение, вычитание, умножение, деление).
Решение:
1. Поместить на форму(рис.1):
Метки Label1, Label2 и Label3 для текстового сообщения и вывода
результата;
Четыре кнопки Button1, Button2, Button3, Button4 для запуска
обработчиков событий: сложения, вычитания, умножения, деления и
двух кнопок Button5 и Button6 для очисти текстовых полей и
завершения работы
Текстовые поля Edit1 и Edit2 для ввода числовых данных.
2. С помощью окна Свойства(Properties) изменить значения свойств
управляющих элементов.
3. Изменить значение свойства Caption:
Форма - Form
Калькулятор;
Button1
+
Button2
_
Button3
*
Button4
/
Button5
Сброс
Рис.1
7
Button6
Выход
Label1
Число 1
Label2
Число 2
4. В окне Программный код создать обработку событий, реализующий
линейный алгоритм:
procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);
var a,b,Rez:real;
begin
a:=strtofloat(Edit1.text);
b:=strtofloat(Edit2.text);
rez:=a+b;
Label3.Caption:= floattostr(rez);
end;
procedure TForm1.Button2Click(Sender: TObject);
var a,b,Rez:real;
begin
a:=strtofloat(Edit1.text);
b:=strtofloat(Edit2.text);
rez:=a-b;
Label3.Caption:= floattostr(rez);
end;
procedure TForm1.Button3Click(Sender: TObject);
var a,b,Rez:real;
begin
a:=strtofloat(Edit1.text);
b:=strtofloat(Edit2.text);
rez:=a*b;
Label3.Caption:= floattostr(rez);
end;
8
procedure TForm1.Button4Click(Sender: TObject);
var a,b,rez:real;
begin
a:=strtofloat(Edit1.text);
b:=strtofloat(Edit2.text);
rez:=a/b;
Label3.Caption:=floattostr(rez);
end;
procedure TForm1.Button5Click(Sender: TObject);
begin
Edit1.text:='';
Edit2.text:='';
Label3.Caption:='';
end;
procedure TForm1.Button6Click(Sender: TObject);
begin
close;
end;
end.
5. Запустить проект на выполнение. После ввода значений двух чисел в
текстовые поля и щелчка по кнопке с требуемым действием (+,-,*,/) ь
начнет выполняться обработчик события. Щелчок по кнопке с
надписью Сброс очистит поле ввода данных.
6. Результаты работы для целых чисел с разными и одинаковыми
знаками отображены на рис. 2 и рис.3.
9
Рис.2
Рис.3
10
7. Результаты работы для действительных чисел с разными и
одинаковыми знаками отображены на рис. 4 и рис.5.
Рис.2
Рис.4
Рис.5