Визуальное проектирование в среде Borland Delphi. Из опыта работы в 9-11 классах
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Лицей №3» г.Чебоксары
.
Визуальное проектирование в среде Borland Delphi.
Из опыта работы
9-11 классы
Фролов Евгений Иванович
учитель информатики высшей категории
г.Чебоксары
2015
Визуальное проектирование в современной среде разработки
windows-приложений Borland Delphi - это увлекательное занятие для
учащихся на уроках информатики в нашем Лицее №3 г. Чебоксары.
Преподавание основ визуального проектирования и объектно-
ориентированного программирования мы вводим, начиная со второго
полугодия 9 класса, ввиду того, что при рассмотрении темы
«Моделирование и формализация. Построение графических
информационных моделей» удобно перейти от изучения
программирования в среде PascalABC к изучению основ визуального
проектирования в среде Delphi.
После решения задач на традиционные темы основ
программирования (в 8 классе и первом полугодии 9 класса), таких как
«Линейные алгоритмы», «Ветвление» и «Циклы», а также «Структуры
данных типа массив», учащиеся, владея необходимым материалом, легко, с
большим интересом и хорошей мотивацией, применяют полученные
знания при решении наглядных задач компьютерного моделирования.
Тема компьютерного моделирования и компьютерного эксперимента,
лежащая на стыке предметов, позволяет окунуться в увлекательный и
познавательный мир межпредметных связей и провести многие опыты из
различных областей человеческих знаний, науки и техники, не выходя из
кабинета информатики.
Это построение и исследование физических моделей, таких как
«Движение тела под углом к горизонту», «Броуновское движение -
беспорядочное движение малых частиц, взвешенных в жидкости или газе»,
«Свободное падение тела с учетом сопротивления среды», «Движение тела
с переменной массой: взлет ракеты», «Движение небесных тел»,
«Двигатель внутреннего сгорания» и многие другие.
Это информационные биологические модели, такие как
«Моделирование динамики численности популяций в моделях
неограниченного, ограниченного роста, с отловом, жертва-хищник», это и
построение графиков, отражающих динамику роста численности
популяций, это и непосредственное наблюдение за тем как рождаются и
погибают «живые клетки» в определенных условиях среды обитания (на
примере игры «Жизнь»).
Это оптимизационное моделирование в экономике - задачи
линейного программирования (поиск экстремумов линейной функции, на
которую наложены ограничения), например «Оптимизация раскроя».
В управлении - модели «Системы управления без обратной связи» и
«Автоматическое управление с автоматической обратной связью».
Это модели распознавания химических волокон, модели логических
устройств компьютера и, конечно, математические модели
«Приближенное решение уравнений», «Вероятностные модели. Метод
Монте-Карло», «Графы и их исследование» с построением графиков и
визуальной демонстрации процесса поиска решения и результатов
исследования.
Увлекательная работа над многочисленными подобным проектами
выполняется учащимися нашего лицея на протяжении 9, 10 и 11 классов.
Проекты выполняются по методике «от простого к сложному», со
временем усложняясь и ставя перед учениками все новые и новые задачи и
проблемы.
Наработан большой опыт и большая база проектов, позволяющая
учащимся получить необходимые знания, умения и навыки:
адекватно ставить задачи исследования и оптимизации сложных
объектов на основе методов математического, информационного,
компьютерного моделирования;
осуществлять формализацию и алгоритмизацию
функционирования исследуемой системы, процесса или явления;
рассчитывать параметры и основные характеристики моделей
разных классов;
выбирать адекватные методы исследования моделей;
принимать адекватные решения по результатам исследования
моделей;
иметь представление об общих проблемах и перспективах
развития методов и средств математического моделирования в
задачах исследования и оптимизации процессов и систем из
различных предметных областей.
Вот несколько ярких примеров проектов, выполненных моими
учениками:
Пример 1. «Броуновское движение» и «Процесс теплообмена»:
Пример 2. Фрактальное моделирование. Модели «Снег» и «Берег»:
Пример 3. Модели «Эволюция живых клеток» и «Электролиз»
Информатика - еще материалы к урокам:
- Презентация "Создание Flash-анимации" 10 класс
- Конспект урока "Создание Flash-анимации" 10 класс
- Конспект урока "Управление компьютером: основные элементы управления (урок получения новых знаний в форме игры-квеста)" 5 класс
- Конспект урока информатики в 6 классе "Алгоритм с ветвлением"
- План-конспект открытого урока" Циклические алгоритмы. Программирование циклов с заданным условием продолжения работы" 8 класс
- Аттестационный материал для проведения промежуточной аттестациив по Информатике в 4 классе