Методическая разработка урока "Линейно - конструктивное построение кувшина" 4-6 класс

Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств» г. Фокино
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
«ЛИНЕЙНО-КОНСТРУКТИВНОЕ ПОСТРОЕНИЕ КУВШИНА»
Выполнила:
преподаватель
художественных дисциплин
Крюкля Оксана Владимировна
г. Фокино
2017г.
2
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ТЕМЕ
«ЛИНЕЙНО-КОНСТРУКТИВНОЕ ПОСТРОЕНИЕ КУВШИНА».
ВВЕДЕНИЕ.
Урок является частью дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программы в области изобразительного искусства
«Живопись» по учебному предмету рисунок, срок реализации 5 лет.
Возраст учащихся: 4 класс художественного отделения (8 лет обучения),10-11
лет.
Продолжительность урока: 45 минут.
Тема урока: «линейно-конструктивное построение кувшина».
Методическая цель: линейно-конструктивное построения предмета, подобного
телам вращения.
Образовательные задачи:
обучающая: усвоение этапов и правил линейно-конструктивного построения
предметов, формирование навыков изображения окружности в перспективе;
развивающая: чувство пропорций, глазомер, графические навыки,
аналитическое и пространственное мышление;
воспитательная: воспитание эстетического вкуса, восприятия гармонии
окружающего мира, целеустремленности, умения объективно оценивать
собственную работу.
Вид урока: практический
Тип урока: комбинированный
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
словесный (объяснение, беседа);
наглядный (показ, наблюдение);
практический (дети самостоятельно выполняют конструктивный рисунок
предмета);
эмоциональный (подбор образов, художественные впечатления).
Материально-техническое обеспечение урока:
3
для учеников: мольберт, формат листа А3, графитные карандаши разной
твердости, ластик.
для преподавателя: кувшин, натюрмортный стол, однотонная драпировка без
складок, формат листа А3, графитные карандаши маркировки НВ,В, таблица
«Форма предметов», «Ошибки изображения цилиндра», «Ошибки в
изображении окружности в перспективе».
Применение здоровье-сберегающих технологий:
- в ходе урока преподаватель следит за правильной осанкой детей и посадкой за
мольбертом;
- нормирование времени при работе.
Рисунок является основой основ изобразительного искусства живописи,
скульптуры, декоративно-прикладного искусства, основой всякого
реалистического изображения.
Одна из главных задач рисунка с натуры научить юного художника
анализировать и передавать на плоскости предметы различной формы. Любая
сложная пространственная форма может быть изображена как сочетание
простых геометрических тел, ее составляющих. Процесс мысленного
разделения сложной формы на условные простые называется анализом формы
предмета и представляет первый необходимый этап рисования с натуры.
Великий итальянский живописец, скульптор и архитектор Микеланджело
Буонаротти говорил: «Рисуют не руками, а головой». Этим он хотел
подчеркнуть, что художник не автоматически копирует природу, а передает то
образное представление и понятие о предмете, которое сложилось в его
сознании.
Что же нужно понимать под термином «конструкция»? Термин
«конструкция» происходит от латинского слова constructio, что означает
«строение», «построение», « структура», «план», « взаимное расположение и
соотношение частей». Конструировать это значит организовывать, создавать,
строить, складывать согласно определенному плану. Во время рисования с
натуры, анализируя конструкцию формы предмета, необходимо ясно
представлять его строение во всех составных частях, как видимых, так и
невидимых. Уметь видеть натуру это значит уметь анализировать ее строение.
Это достаточно трудный многоэтапный процесс мышления, в котором глаз,
мозг и рука действуют как единый орган. Основная роль отводится
пространственному и аналитическому мышлению. Рисовать надо всегда
сознательно, а не копировать механически все, что видит глаз.
Процесс построения изображения при учебном рисовании с натуры
необходимо разделить на четкие отдельные этапы. Отсутствие методической
последовательности в работе приводит к бездумному срисовыванию. В
4
рисовании с натуры нужно строго следовать правилу развития рисунка от
общего к частному и от простого к сложному..
Говоря о необходимости соблюдения последовательности работы, П. П.
Чистяков указывал: «Человек... из практики узнает, что каждое дело, во-
первых, требует правильного простого, здравого взгляда, во-вторых, требует
неизменного порядка, требует, чтобы все... начиналось не с середины или с
конца, а с начала, с основания... Рисующий увидит, что нарушение, малейшее
нарушение порядка... ведет к совершенной неверности и путанице... Вообще
порядок и правильная форма предмета в рисовании важнее и дороже всего».
При изображении предметов юные художники нередко пренебрегают
различиями в их размерах или просто не могут правильно воспринять и
передать пропорции, пытаясь акцентировать внимание лишь на их конструкции
и форме, искажая тем самым пропорции и гармонию целого. А между тем
соблюдение пропорций и их значение весьма значимо. Хорошие пропорции в
рисунке предполагают наличие полного сходства с изображаемым предметом.
Пренебрежение пропорциями приводит к безграмотному рисунку.
Построение окружностей в перспективе на начальном этапе обучения
постоянно вызывает у учащихся затруднения. В особенности сложность
заключается в том, что при изображении овала нужно сделать его очертания
плавными, округлыми, без каких-либо заострений. Учащиеся рисуют либо
«Рыбку» (заостренный овал), либо «сосиску» (округленный прямоугольник)
(Приложение 1). Поэтому на первых порах мы с учениками, перед рисованием
очертания окружности в перспективе, на концы большего диаметра «одеваем»
небольшие кружочки.
Организация учебного процесса требует краткости организационного
момента, быстрого включения всех учащихся в деловой ритм, полной
готовности класса и оборудования к уроку. Но это не значит, что учитель
должен ограничиться проверкой отсутствующих, внешнего состояния
помещения, рабочих мест, рабочей позы и внешнего вида учащихся,
Начало урока один из важнейших его моментов и должен быть
направлен на создание у учащихся рабочего настроения, мотивации.
Оргмомент требует от учителя творческого подхода, поиска своеобразной
формы, отвечающей содержанию каждого урока.
5
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
I. Оргмомент - 2 мин.
II. Повторение 3 мин.
III. Объяснение нового материала - 15 мин.
IV. Самостоятельная работа – 20 мин.
V. Итог урока – 5 мин.
ХОД УРОКА.
I. Оргмомент:
Предварительная организация класса (проверка отсутствующих,
внешнего состояния помещения, рабочих мест, рабочей позы и внешнего вида
учащихся, организация внимания).
Создание у учащихся рабочего настроения, мотивации:
-Сегодня на уроке вы узнаете, как рисовать кувшин. Этот навык пригодится
вам при работе над натюрмортами, сюжетными композициями и даже
портретами.
А вообще кувшин это что такое?:
- Сосуд с носиком и ручку для жидкости.
- Герой забавных сказок: А.Н. Толстого «Лиса топит кувшин», народная сказка
«Лиса и Журавль».
- Незаменимый натурщик для художника при создании натюрморта (потому
что в отличие от позирующего человека не имеет свойства скорее удрать по
своим делам и не моргает и не крутит головой). Фрукты, овощи плюс кувшин, и
смело можно рисовать с натуры натюрморт.
- Неплохой предмет дизайна интерьера или сада. Изящный кувшин для воды
прекрасно впишется в интерьер любой комнаты, сделает обстановку интереснее
и ярче.
- А если его легонько потереть, то есть некоторая вероятность, что Маг
чародей- старик Хоттабыч, либо Джин, исполнит, все что пожелаешь…
II. Повторение
На предыдущих уроках мы с вами изучали построение геометрических
объемных тел. Каких?
А также мы познакомились с правилами изображения окружности в
перспективе. Внимательно посмотрите на эти рисунки (Рис. 1)
и найдите ошибки, которые допустил художник при изображении цилиндров.