Конспект урока "Когда б звучала музыка души во мне всегда…" 6 класс
ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ, ПОСВЯЩЕННАЯ ПАМЯТИ П.И.
ЧАЙКОВСКОГО (к 110-летию со дня его смерти)
«Когда б звучала музыка души во мне всегда…»
На сцене портрет П.И. Чайковского в ореоле цветов.
Эпиграф вечера на плакате:
Я понял те слезы,
Я понял те муки,
Где слово немеет,
Где царствуют звуки.
А. Фет.
Звучит начало Шестой симфонии П.И. Чайковского.
На экране в темноте появляется слайд «П.И. Чайковский» (бюст).
Ведущий зажигает свечи на столиках в зале.
В темноте входят участники композиции, проходят на сцену, занимают свои места, замирают в
произвольных позах. Музыка микшируется.
Ведущий читает эпиграф вечера. Зажигается свет.
Ведущий:
Эти слова Афанасия Фета мы взяли камертоном к вечеру памяти Петра Ильича Чайковского. В эти
дни Россия отмечает 110 лет со дня смерти великого русского композитора. Его мысли, его душа,
сама жизнь во всех ее проявлениях, в величии и многообразии своем раскрывается в созданной им
музыке.
Продолжает звучать Шестая симфония (начало),
на экране слайд «Чайковский», музыка стихает, свет в зале.
Чтец 1: С детства музыка очень сильно действовала на Чайковского. После занятий или долгих
музицирований на фортепиано он приходил всегда нервный и расстроенный. Однажды после
музыкального вечера у родителей Петя так переутомился, что ушел в свою комнату и долго не спал,
а с блестящими глазами, возбужденный, сильно плакал.
- О, эта музыка, музыка! Избавьте меня от нее! Она у меня здесь, здесь, - рыдая и указывая на
голову, говорил Петя. – Она не дает мне покоя!
И мы, наверное, должны быть благодарны природе, что из этого гениального ребенка она смогла
извлечь такие необыкновенные звуки!
Звучит музыка Первого концерта, стихает.
Чтец 1: Его любили все, потому что чувствовали, что он любил всех…
Чтец 2 (начинает на фоне музыки): Ветер чуть слышно поет,
Липа вздыхает у сада…
Чуткая музыка всюду живет –
В шелесте трав, в шуме дубрав –
Только прислушаться надо.
Звонко струится ручей,
Падает гром с небосвода –
Этой мелодией вечной своей
Мир наполняет природа!
Тихие слезы свои
Ива роняет у брода…
Трелью приветствуют ночь соловьи.
Звоном ветвей, песней дождей
Мир наполняет природа.
Птицы встречают восход,
Ласточка солнышку рада!
Чуткая музыка всюду живет, –
Только прислушаться надо.
Слушает музыку.
Чтец 3: На рождественской елке девочке Мари подарили смешную игрушку – Щелкунчика для
разгрызания орехов. Мальчики, чтобы подразнить Мари, ломают игрушку. Мари в слезах. Она
закутывает больного Щелкунчика и укладывает его спать. Ночью Мари не спится. Она приходит в
зал, чтобы взглянуть на несчастного Щелкунчика. Девочка в ужасе: со всех сторон в зал
устремляются мыши. Чудесным образом оживают елочные игрушки. Оживает и Щелкунчик.
Начинается война с мышами. Щелкунчик храбро командует оловянными солдатиками. Король
мышей вступает в единоборство с Щелкунчиком. Когда тому начинает грозить опасность, Мари
бросает башмачок в короля мышей и убивает его. Избавившись от злых чар, Щелкунчик
превращается в прекрасного принца. Он уводит Мари с собой в волшебное царство сладостей, где
их встречает Фея Драже со свитой из всевозможных лакомств.
Чтец 4: Эта замечательная немецкая сказка Гофмана была одной из любимых у Чайковского за то,
что злые чары таинственного фокусника Дроссельмейера, заколдовавшего прекрасного юношу в
Щелкунчика, разрушает доброта, любовь, человечность девочки Мари. Ее преданность и
сердечность, ее стремление к добру побеждает.
Какая великолепная музыка получилась у Чайковского!
Исполняется ПА-ДЕ-ДЕ из балета «Щелкунчик».
На его фоне рассказывается либретто балета.
Мир детских сцен «Щелкунчика» с его удивительной смесью реального, бытового,
фантастического, соединение игрушечного и серьезного, воинственного, мир заводных кукол и
человеческих чувств – все есть в прекрасной музыке Чайковского! Танец кукол, танец мага
Дроссельмейера, восточный танец, китайский, полька, танец феи Драже – все это составляет
неповторимую прелесть, оригинальность «Щелкунчика».
Музыка «Щелкунчика» вошла в музыкальную культуру как одна из самых драгоценных страниц
наследия Чайковского.
Звучит марш из балета «Щелкунчик».
Гаснет свет, в свете прожектора чтец,
который исполняет текст в «образе» Чайковского,
сидя у пианино во фраке, слегка музицируя.
Чтец 5 (Чайковский): Из письма П.И. Чайковского: «Оказалось, что я все-таки даже дня не могу
прожить без работы, и вот, едва окончивши сюиту, я принялся за сочинение детских песенок и
пишу аккуратно по одной в день. Но эта работа легкая и очень приятная».
Чтец 6 (подхватывает): Так пишет Чайковский брату Модесту Ильичу 20 октября 1893 г.
А началось это увлечение с того, что Чайковский очень любил своих племянников, детей сестры и
брата. Поэт Плещеев подарил Чайковскому сборник своих стихов с автографом: «Петру Ильичу
Чайковскому в знак уважения и благодарности за его прекрасную музыку на мои плохие стихи». На
полях этого сборника Чайковский и сделал первые музыкальные пометки ко многим стихам из
будущего ДЕТСКОГО АЛЬБОМА. Как прелестны эти музыкальные картинки, в которых простой и
впечатляющий мир детства выражен так доступно, легко, красиво.
Звучат в «живом» исполнении «Вальс» или «Немецкая песенка».
Чтец 7: «Очень знаменит у Чайковского фортепианный цикл «ВРЕМЕНА ГОДА». Композитор
написал его в течение 1876 г. Петр Ильич, как редко кто, любил жизнь… Каждый день имел для
него значительность, и прощаться с ним ему было грустно при мысли, что от всего этого
пережитого не останется никакого следа,» - писал брат Чайковского Модест Ильич.
Исполняется «Песня жаворонка» из «Времен года».
Чтец 8: Когда б звучала музыка души
Во мне всегда, не только временами!
Мы б обнялись, задумавшись в тиши,
И было бы все просто между нами!
Какой его заботой ни глуши,
Оркестр играет…
и опять сначала…
Во мне, в тебе…
Когда б она звучала!..
Звучит романс «Ни звука, ни слова, ни привета» в концертном исполнении.
Чтец 9 (выходя из-за кулис с букетом и останавливаясь у фортепиано рядом с певицей,
обращается к ней и зрителям): Романса голос узнаю
На самом дальнем расстояньи.
Стою и мысленно пою,
И мне приятно с ним слиянье.
И всех я вспоминаю вас,
Друзей и родственников дальних,
Уже ушедших и печальных,
Напомнил мне о вас – романс!
К глазам я подношу платок,
Который мне не помогает,
И только воздуха глоток
Мне умереть не позволяет.
О том, как я отстал от вас
И в этой жизни затерялся, -
Напомнил старый мне романс…
Вручает букет.
Звучит мелодия романса «Средь шумного бала», первые строки.
Чтец 10 (подхватывая): Романс «Средь шумного бала» продолжает наше лирическое
воспоминание. Стихотворение Алексея Толстого, посвященное встрече на балу, подчеркивает
необычность этой встречи и таинственность самой героини. В ней все загадочно, двойственно.
Танцевальный ритм как будто только намечен пунктиром в легких аккордах сопровождения. Это не
столько вальс, сколько воспоминание о вальсе. Поразительна естественность, с которой
«говорящая» мелодия подчеркивает все значительные слова романса!
Звучит романс «Средь шумного бала». Две танцевальные пары в светских бальных костюмах, которые расположились
в глубине сцены в начале романсового блока и слушают романс со сцены как бы в светском салоне, «общаясь» друг с
другом о Чайковском, без звука. На звуках вальса поднимаются, кавалер приглашает даму на танец. В вальсе они
выходят на авансцену и, кружась, уходят со сцены в зал.
Чтец 11: Я поняла: из голоса ветра,
Где плещется в берег волна,
Возникла та музыка щедро,
Что в залах концертных слышна!
Уж с музыкой нам не проститься…
А в том и ее красота,
Что в музыке – ветер и птица,
И волны, и женщина та…
Гаснет свет, со своего места поднимается девушка со свечой в руке,
выходит на авансцену, медленно усаживается на ее край и читает.
Чтец 16: Прощай!
Как коротко и звучно…
Прощай, прощай,
Мой бывший друг!
Как однозначно и мольбе созвучно
В груди и в воздухе
Растаял этот звук…
Как реквием,
Как эхо в тихом зале,
Как в церкви слово –
Тайна тихих уст…
За что же мы друг друга наказали?
Как громко в сердце, а весь мир так пуст!..
И хочется на самой нежной ноте
Совсем неравнодушное сказать!
Вы верите, вы слышите, вы ждете –
Вы здесь, вы есть…
На экране вновь слайд с фотографией Чайковского (см. набор слайдов «Дом-музей Чайковского в Клину»).
Чтец 17: Я вижу его, но не в шумном концерте,
Безжалостных люстрах, раскатах хлопков,
Не в маске из гипса, не в таинствах смерти,
Где лег он в цветах – непривычно суров,
А в ярких сугробах и елках усадьбы,
В гостиной с портретом, с окном на погост,
Где дети рождались, где правились свадьбы,
Где Таня писала до утренних звезд.
В осеннем затишье уездного Клина,
В окне, где под ветром качается сад…
После этих стихов – иллюстрация, демонстрируются слайды «Дом-музей Чайковского в Клину»).
Чтец 18: Старинный русский город Клин вошел в историю мировой культуры благодаря Петру
Ильичу Чайковскому.
Слайд 1, дом в Клину: «К Клину я, сам не зная, как, ужасно привязался и не могу представить себя
в другом месте».
Слайд 2, пейзаж: Здесь композитор нашел деревенский простор, русский пейзаж и тишину,
которые нужны были ему для творчества.
Слайд 3: Здесь Петр Ильич написал оперу «Черевички», увертюру-фантазию «Гамлет», балет
«Спящая красавица», начал «Щелкунчика», оперу «Иоланта», многие романсы.
Слайд 4: В комнатах сохранилась подлинная обстановка, вещи, окружавшие Петра Ильича в
течение восьми лет. «Работа есть для меня величайшее, ни с чем не сравнимое благо», - писал
Чайковский Надежде Филаретовне фон Мекк.
Слайд 5: В кабинете-гостиной все дышит Чайковским. Его рукой развешены фотографии близких
людей.
Слайд 6: Душа гостиной – рояль. Вечер обычно посвящался гостям. Зажигались свечи, дом
наполнялся музыкой.
Слайд 7: Часто Чайковский играл в четыре руки с известными музыкантами-исполнителями. На
одном из вечеров он впервые сыграл «Пиковую даму». Слушатели приняли ее с изумлением и
восторгом.
Чтец 12 (Чайковский): Из дневников П.И. Чайковского: «Оперу кончил три часа назад… Самый
конец оперы я сочинил вчера и когда дошел до смерти Германа, то мне до того стало жаль Германа,
что я вдруг начал сильно плакать… Потом я сообразил почему. Оказывается, что Герман не был для
меня только предлогом писать ту или иную музыку, а все время был настоящим, живым человеком,
притом мне очень симпатичным».
(на фоне звучащей музыки из оперы): «Я писал ее с небывалой горячностью и увлечением, живо…
перечувствовал все происходящее в ней (даже дошел до того, что одно время боялся появления
Пиковой дамы). Я надеюсь, что все мои восторги, волнения и увлечения отзовутся и в сердцах
слушателей».
Звучит ария Полины из оперы «Пиковая дама» в исполнении преподавателя музыкальной школы
или сцена в спальне графини.
Чтец 13 (Чайковский) высвечивается софитом. Он встает из-за инструмента, когда звучит музыка,
стоит, облокотившись на пианино, слушая пение, и начинает говорить:
«На прошлой неделе я был как-то у Лавровской. Разговор зашел о сюжетах для оперы. Лизавета
Андреевна… вдруг сказала: «А что бы взять «Евгения Онегина»?». Мысль показалась мне дикой, и
я ничего не ответил. Потом, обедая в трактире, я вспомнил об Онегине, задумался, потом начал
находить мысль Лавровской возможной и к концу обеда решился. Тотчас побежал отыскивать
Пушкина, перечел с восторгом. Я напишу прелестную оперу, совершенно подходящую к моему
музыкальному характеру».
Чтец 14: И вот любимые пушкинские герои на сцене.
Исполняется фрагмент оперы «Евгений Онегин».
Чтец 15: Новое слово сказал Петр Ильич Чайковский и в создании балетной музыки. Балеты
«Спящая красавица», «Щелкунчик», «Лебединое озеро» навсегда бы прославили Чайковского, даже
если бы он больше ничего не написал. Друг Чайковского, музыкальный критик Г. Ларош писал:
«По музыке «Лебединое озеро» - лучший балет, который я когда-либо слышал, и с этим согласятся
миллионы любителей балета». Завораживающая красотой сказка о девушке-лебеде, о злых чарах и
силе любви не устареют никогда. Сказка и реальность переплетены в балете так, что образ Одетты-
Одиллии пленяет своей силой, обаянием, красотой не одно поколение любителей балета.
«Лебединое озеро» - это классический, прекрасный балет.
Звучит адажио из балета «Лебединое озеро» (запись или хореографическая композиция)
Чтец 15: Смолкает звучанье оркестра,
Высокий и нравственный труд,
И все музыканты на место
Свои инструменты кладут.
И сердце твое замирает
От мысли, что ты опоздал,
Что больше никто не узнает,
Как этот оркестр
Отзвучал…
Вновь высвечивается портрет Чайковского, затем чтец, говорящий от его имени.
Чтец 16: «Мне ужасно хочется написать какую-нибудь грандиозную симфонию, которая была бы
как бы завершением всей моей сочинительской карьеры… С такой программой, которая останется
для всех загадкой – пусть догадываются»…
Чтец 17: Таким произведением стала гениальная Шестая симфония. Она была впервые исполнена
16 октября 1893 г. в Петербурге… За девять дней до смерти Чайковского. За пультом дирижера
стоял сам автор. С величайшей силой реализма композитор воплотил душевную драму человека,
страстно любящего жизнь, но в своих порывах к счастью наталкивающегося на непреодолимые
препятствия. Шестая симфония заканчивается трагическим финалом: умирает герой, а вместе с ним
его стремления и надежды. «Душевные страдания, замирающее отчаяние, чувство потери всего, чем
жил до последней минуты человек, выражены здесь с силой и пронзительностью потрясающей» (В.
Стасов). Но вместе с отчаянием, вместе с чувством потери, сквозь плач и рыдания музыки финала в
нем продолжают звучать также и голос самой жизни, не идущей ни на какое примирение со
смертью. Поэтому музыка Чайковского так поражает нас своим волнением.
Звучит финал Шестой симфонии. На ее фоне появляется девушка в длинном белом платье. Звучит стихотворение
«Кто ты?». Девушка танцует импровизированный танец на фоне стиха и музыки.
Чтец 18 (за кулисами или в глубине сцены): Кто ты?
Приходишь ко мне, как видение,
И целый мир заслоняешь собой!
Кто ты, рождающая вдохновение?
Девушка: Я – твоя муза,
Я – твоя музыка,
Я – любовь…
Чтец: Кто ты?
Над жизнью моею парящая,
Рядом в беде и разлуке любой,
Словом надежды со мной говорящая?..
Девушка: Я – твоя муза,
Я – твоя музыка,
Я – любовь!
Я не видение,
Я – вдохновение,
То, что понятным бывает без слов:
К тайне живущего прикосновение…
Я твоя муза,
Я твоя музыка…
Звучат заключительные аккорды симфонии.
В заключение ведущий сообщает фамилии и имена тех,
кто принимал участие в композиции
Примечание: все использованные стихи поэта Вадима Семернина (см. сб. «Стихи о музыке»).
Автор композиции – Н.В. Ковалева,
преподаватель МХК МОУ СОШ № 24
г. Новороссийска