Конспект урока "Джаз – дух нашего времени" 6 класс

Мастер – класс урока музыки на тему «Джаз – дух нашего времени».
Бирюков Олег Юрьевич, учитель музыки школы – гимназии № 1
г. Саркан, Алматинская обл.
Цель мастер-класса:
- представить опыт работы учителя музыки по теме: «Джаз – дух нашего времени»
на этапе изучения нового материала.
Задачи:
- познакомить участников мастер-класса с методами и приемами по развитию
интереса учащихся к предмету «музыка»;
- повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию
на системное использование в практике;
План проведения мастер-класса
1. Вводная информация:
Урок музыки. Казалось бы, понятное
словосочетание «урок музыки», но что это
за урок? Тот, что мы провели, или тот,
который извлекли? И где получен этот
урок: в школе, на концерте, при просмотре
телепередачи?
Речь пойдет об уроке, который стоит в школьном расписании, который творится
учителем, соавторами которого становятся дети.
Понятно, что педагогическое мастерство не приходит по вдохновению, оно
вырабатывается на основе имеющихся знаний и опыта. Как композитор, создавая
свои творения, хорошо знает особенности художественной формы, так и для
учителя музыки, важно знать особенности педагогической формы.
Создавая урок для детей, необходимо учитывать, чтобы он воспринимался ими
как урок творчества.
Урок не должен стать только фактом встречи ребенка с музыкой, его
результатом должны стать изменения в самом ребенке.
Нередко учителя музыки сталкиваются с проблемой снижения познавательной
активности учащихся на уроке, нежеланием учиться. Среди причин того, что дети
теряют интерес к занятиям – однообразие уроков. Только творческий подход к
построению урока, его неповторимость, насыщенность, многообразие приемов,
методов и форм могут обеспечить эффективность.
С одним из эффективных приемов изложения нового материала я вам
продемонстрирую.
2. Этап изучения нового материала:
Класс делится на 4 команды по группам музыкальных инструментам.
Задание команде «Лира». Изучить текст дополнительной
литературы «История возникновения джаза». Подготовить
выступление (прил.1).
Задание команде «Синкопа»: Изучить текст дополнительной
литературы «Все о джазе». Подготовить свое выступление для
терминологического словаря(прил.2).
Задание команде «Квинта»: Прослушайте фрагмент
музыкального произведения и выберите музыкальные
инструменты, которые входят в состав джазового
оркестра(прил.3).
Задание команде «Ария»: Изучить текст
дополнительной литературы. Рассказать нам
о выдающихся исполнителей джаза (прил.4).
На выполнение этого задания отводится 7-10 минут. По истечении времени каждая
группа выступает со своими презентациями.
Следующее задание. «Импровизация».
Классу дается прослушать джазовую композицию. Затем приглашаются 7
участников, которым предлагается выбрать музыкальный инструмент и
импровизировать (играть на шумовых инструментах) .
Прослушайте музыкальное произведение. Теперь представьте, что вы являетесь
участниками джазового оркестра. Ваша задача: сыграть на своем выбранном
инструменте джазовую композицию.
Приложение 1.
Задание команде «Лира».
Изучить текст дополнительной литературы «История возникновения джаза».
Подготовить выступление
ДЖАЗ.
Появившееся в начале XX века слово jazz стало обозначать тип новой, зазвучавшей тогда впервые музыки, а также оркестр,
который эту музыку исполнял. Что же это за музыка и как она появилась?
Джаз возник в США среди угнетенного, бесправного негритянского населения, среди потомков черных рабов, когда-то
насильно увезенных со своей родины.
В начале XVII века прибыли в Америку первые невольничьи корабли с живым грузом. Его быстро раскупили богачи
американского Юга, которые стали использовать рабский труд для тяжелых работ на своих плантациях. Оторванные от родины,
разлученные с близкими, изнемогавшие от непосильного труда, черные невольники находили утешение в музыке.
Негры удивительно музыкальны. Особенно тонко и изощренно их чувство ритма. В редкие часы отдыха негры пели,
аккомпанируя себе хлопками в ладоши, ударами по пустым ящикам, жестянкам - всему, что находилось под рукой.
Вначале это была настоящая африканская музыка. Та, которую невольники привезли со своей родины. Но шли годы,
десятилетия. В памяти поколений стирались воспоминания о музыке страны предков. Оставались лишь стихийная жажда музыки,
жажда движений под музыку, чувство ритма, темперамент. На слух воспринималось то, что звучало вокруг - музыка белых. А те
пели, в основном, христианские религиозные гимны. И негры тоже стали петь их. Но петь по-своему, вкладывая в них всю свою
боль, всю страстную надежду на лучшую жизнь хотя бы за гробом. Так возникли негритянские духовные песни спиричуэл.
А в конце XIX века появились и другие песни - песни-жалобы, песни протеста. Их стали называть блюзами. В блюзах
говорится о нужде, о тяжелом труде, об обманутых надеждах. Исполнители блюзов обычно аккомпанировали себе на каком-
нибудь самодельном инструменте. Например, приспосабливали гриф и струны к старому ящику. Лишь позднее они смогли
покупать себе настоящие гитары.
Очень любили негры играть в оркестрах, но и тут инструменты приходилось изобретать самим. В дело шли гребенки,
обернутые папиросной бумагой, жилы, натянутые на палку с привязанной к ней высушенной тыквой вместо корпуса, стиральные
доски.
После окончания гражданской войны 1861 -- 1865 годов в США были распущены духовые оркестры воинских частей.
Оставшиеся от них инструменты попали в лавки старьевщиков, где продавались за бесценок. Оттуда-то негры, наконец, смогли
получить настоящие музыкальные инструменты. Повсюду стали появляться негритянские духовые оркестры. Угольщики,
каменщики, плотники, разносчики в свободное время собирались и играли для собственного удовольствия. Играли по любому
случаю: на праздниках, свадьбах, пикниках, похоронах.
Чернокожие музыканты играли марши, танцы. Играли, подражая манере исполнения спиричуэл и блюзов - их
национальной вокальной музыки. На своих трубах, кларнетах, тромбонах они воспроизводили особенности негритянского пения,
его ритмическую свободу. Нот они не знали; музыкальные школы белых были закрыты для них. Играли по слуху, учась у
опытных музыкантов, прислушиваясь к их советам, перенимая их приемы. Так же по слуху сочиняли.
В результате переноса негритянской вокальной музыки и негритянского ритма в инструментальную сферу родилась новая
оркестровая музыка - джаз.
Основные особенности джаза - это импровизационность и свобода ритма, свободное дыхание мелодии. Музыканты джаза
должны уметь импровизировать либо коллективно, либо соло на фоне срепетированного аккомпанемента.
Со времени своего возникновения в южном американском городе Нью- Орлеан джаз успел пройти огромный путь. Он
распространился сначала в Америке, а затем и во всем мире. Он перестал быть искусством негров: очень скоро в джаз пришли
белые музыканты.
Джаз - это всегда ансамбль солистов. И даже если случайно составы двух джазовых коллективов совпадут, все-таки совсем
одинаковыми они быть не могут: ведь в одном случае лучшим солистом будет, например, трубач, а в другом окажется какой-то
другой музыкант.
Приложение 2.
Задание команде «Синкопа»:
Изучить текст дополнительной литературы «Все о джазе». Подготовить свое выступление
для терминологического словаря.
Происхождение слова «джаз» породило много догадок. Приводится имя негритянского пианиста Джесса (Робен Гоффен
«Джаз»), а также негра-корнетиста Джазбо Брауна (ему посетители в чикагском кафе кричали: «Еще, Джаз!»), а может быть, оно
произошло от французского глагола «jaser» («жазе») - «трещать», или же это слово африканского происхождения и означает
«волновать», «возбуждать». Четкой гипотезы нет. Но главное то, что на рубеже веков родилась совершенно новая музыка,
занявшая свою особую нишу в мировом музыкальном искусстве.
Спиричуэл песни северо-американских негров религиозного содержания. Их пели хором ещё рабы плантаций,
подражая духовным гимнам белых переселенцев.
Спиричуэл возник примерно в XVII в. на основе протестантского хорала. Многоголосие, гармонии и мелодии, заимствованные из
европейской музыкальной традиции, объединяются в спиричуэл с выразительными средствами и приемами афро-американской
музыки. Поэтический смысл связан с библейскими текстами, а также с повседневной жизнью афроамериканцев. Спиричуэл
выполняют хором без инструментального сопровождения, с хлопками в ладоши и танцевальными движениями певцов. К
середине XIX в. этот жанр был только частью афроамериканского фольклора. Впоследствии он вошел в репертуар
профессиональных музыкантов. Начало 1930-х годов было расцветом музыки спиричуэл. Спиричуэл значительной степени
повлиял на формирование блюза и раннего джаза.
Госпел (с англ. Евангелие) - вид музыки, происходящей от сольных одноголосных духовных гимнов североамериканских
негров-баптистов на сюжеты из Евангелия. Развился в конце XIX в., Особенно популярным стал в 1930-е годы. Музыка госпел - в
основном вокальная, гармоничная, опирается на религиозные (христианские) тексты.
Позже появилось несколько течений, происходящих от госпела, в частности современный госпел, городской современный госпел
и современный госпел. Некоторые формы госпела выполняют с сопровождением электрогитар, барабанов и бас-гитары.
Вокальный стиль госпел, который происходит от экспрессивного речитатива проповедей негритянских пасторов, стал основой
стиля соул. С 1920-х годов с появлением больших джазовых оркестров сформировался особый джазовый стиль - свинг, что до
1935 года стал популярным в Соединенных Штатах.
Свинг - стиль джаза, который сформировался и получил развития и огромной популярности в период между 1935-1945
годами в концертах биг-бэндов. В свинга отсутствует коллективная импровизация, а на первый план выступают аранжировки и
сольная импровизация, которую выполняли на фоне рифа - типичного для свинга приема.
Свинг отличается прежде активностью контрабаса и барабанов, умеренным или быстрым темпом и неповторимым ритмом. Для
свинга характерно массивное и полное звучание, применение унисона или перекличка оркестровых групп. Концертный свинг
имел неслыханное распространение в истории популярной музыки. «Королем» свинга считают Бенни Гудмена. Из самых
известных исполнителей свинга - Ф. Синатра, Б. Кросби и др..
Блюз - это меланхоличная песня-«жалоба», песня-«протест», идущий от самого сердца. Выражать посредством блюза
заботы и радости, рассказывать о жизни и любви стало обычаем негритянского населения. Иногда веселые и шумные, чаще
сентиментальные, но всегда обозначены страданием, блюзы стали тогдашним негритянским фольклором. Тематика блюзов
чрезвычайно разнообразной. У них изображена жизнь обездоленного народа: непосильный труд, утрачена человеческое
достоинство, разлука и страдания. За веселыми ритмами скрывается трагедия афро-американского народа.
Регтайм – танцевальная музыка особого ритмического склада. Первоначально создавалась как фортепианное
произведение. Регтайм не имеет импровизационной формы, его записывают нотами. Мелодические, тональные и структурные
качества регтайма имеют европейское происхождение. Регтайм присущи две различные линии: четкий, равномерно
акцентированный маршевый ритм противопоставлен остро Синкопированное мелодии, где чередуются отдельные ноты с
аккордами вдвое короткой продолжительности. Регтайма обычно предшествует интерлюдия. Выполняют регтайм в умеренном
или быстром темпе.
Приложение 3.
Задание команде «Квинта»:
Прослушайте фрагмент музыкального произведения и выберите музыкальные
инструменты, которые входят в состав джазового оркестра.
Наиболее часто, джазовые оркестры (джаз - бенд) используют следующие инструменты -
из духовых, это как правило, труба, саксофон, кларнет, тромбон,
из струнных, это гитара или банджо,
ударные (барабаны, тарелки).
Приложение 4.
Задание команде «Ария»:
Изучить текст дополнительной литературы. Рассказать нам о выдающихся исполнителей
джаза
Луи Дэниэль Армстронг - знаменитый джазовый музыкант, вокалист композитор, руководитель оркестра названного в
честь него. Биография Луи Амстронга, начинается в Новом Орлеане, штат Луизиана (США), 4 августа 1901 года в очень бедном
Афроамериканском районе Нового Орлеана. У него была горячо любимая бабушка, которая его и воспитала. Их жилище
находилось в черном районе, Сторивилле, известном своими клубами, танцзалами барами, и публичными домами. В не самом
благоприятном месте для развития столь одаренного ребенка. Луи с бабушкой жили, очень бедно и как бы она его не любила, ей
приходилось отдавать Луи, еще совсем малышом на работу. Маленький Амстронг, еще не осознавая своего великого светлого
будущего, днем продавал газеты, а вечером пел с тремя своими друзьями на улице. Затем постарше работал в порту и продавал
уголь.
Музыкальная биография Луи Амстронга начинается с 1913 года, когда он получил первое образование в лагере-интернате
для подростков правонарушителей Jones Home. Судьбой так было задумано, оказался он там из-за того что стрелял из пистолета
на Новый год. В Jones Home он играет в оркестре на корнете.
После освобождения он вернулся домой достаточно техничным музыкантом, но пришлось опять зарабатывать себе на хлеб
тяжким трудом, а вечерами он обучался искусству джаза у новоорлеанских музыкантов, где и стал настоящим музыкантом. В
1922 году по приглашению Кинга Оливера Луи Армстронг приехал в Чикаго, устроить собственные первые записи. В 1923 году
Армстронг познакомился со своей женой, пианисткой Лили Харден. В 1925 году они организовали собственную группу Hot Five,
затем собственный оркестр Louis Armstrong And His Stomperts, которым он и управлял.
Пик биографии Луи Амстронга приходится, наконец, 1920-х годов. Луи Армстронг джазовая звезда первой величины. Он
совершает тур по Европе и Северной Африки, что приносит ему зарубежную славу и распад брака в 1930-е годы. Затем он опять
женился, еще раз женился, а с Люсиль Уилсон своей последней женой он прожил до конца своих дней.
В 1959 году Армстронг переживает инфаркт, но не прекращает играть.
Творческая биография Луи Амстронга заканчивается в марте 1971 года на его последнем выступлении All Stars в Нью-Йорке, а 6
июля 1971 года он умирает в Нью-Йорке.
Бе
́
нни Гу
́
дмен (иногда: Гудман; полное имя Бе
́
нджамин Дэ
́
вид Гу
́
дмен, англ. Benjamin David Goodman) (30 мая 1909,
Чикаго — 13 июня 1986, Нью-Йорк), джазовый кларнетист и дирижёр, имевший прозвище «Король свинга».
Кларнетист, руководитель биг-бенда, один из выдающихся музыкантов джаза, признаный "королем свинга" родился 30
мая 1909 года в Чикаго в семье эмигрантов из России.
Мастерство Гудмена-кларнетиста убеждало публику в том, что джаз - музыка, заслуживающая не меньшего уважения, чем
классическая.
Родители Гудмена, мечтая сделать сына академическим исполнителем, организовали мальчику занятия с кларнетистом из
Чикагского симфонического оркестра Францем Шеппом.
По свидетельству Бада Фримена, Бенни уже в 10 лет был зрелым профессионалом и талантливым импровизатором. В 16 лет
Гудмен стал главным солистом в бенде Бена Поллака.
С этим оркестром в 1926 году он записал первое соло в пьесе "He's The Last Word". Работая с Поллаком до 1929 года, Гудмен
приобрел огромный опыт исполнителя. В 1929-1930 годах играл с Рэдом Николсом, в 1931 - с Джо Венути и Эдди Ленгом. В 1933
году аккомпанировал Билли Холидей. 1934 году собрал биг-бенд для серии радиопередач, которые начинались с джазовой
транскрипции "Приглашение к танцу" Вебера. Совершил с оркестром турне по Соединенным Штатам, которое 21 августа 1935
года завершилось сенсационным успехом в Лос-Анжелесе в танцевальном зале "Palomar".
В 1936-1937 годах Гудмен выпускает несколько удачных альбомов, организует внутри биг-бенда ансамбли солистов, в
которые приглашает впервые в истории исполнителей-негров - Тедди Уилсона, Лайонела Хемптона и других. 16 января 1938 года
Гудмен стал первым джазменом, выступившим в Нью-Йорском филармоническом зале "Карнеги-холл".
Славе его первого оркестра, просуществовавшего до 1944 года, способствовали аранжировки Флетчера Хендерсона, Лайла
Мерфи и Эдгара Семпсона, а также целая плеяда блестящих музыкантов 30-40 годов - Банни Беригена, Харри Джеймса, Джина
Круппо, Кути Вильямся, Биг Сид Кетлека, Реда Норво и других.
После 1944 года Гудмен многократно собирал оркестры для гастролей или записей.
В 1958 году выступил на Всемирной выставке в Брюсселе.
В 1962 году его бенд стал первым американским составом, совершившим при поддержке Госдепартамента США поездку в СССР.
Результатом этого турне был альбом "Benny Goodman in Moscow", записанный по итогам гастролей.
В 1969-1970 годах гастролировал в Европе. С его оркестром пели Хелен Форрест, Пегги Ли и эпизодически - Элла
Фитцджеральд. В малых группах предпочитал восстанавливать старый состав с Тедди Уилсоном, Лайонелом Хемптоном,
Джином Круппо, Харри Джеймсом. Еще в 1938 году Гудмен стал первым джазменом, исполнившим классическую музыку.В его
репертуаре были "Контрасты" Бартока, Концерты для кларнета и симфонического оркестра Моцарта, Копленда и Хиндемита.
В 1960 году стал почетным доктором нескольких американских университетов. Умер Бенни Гудмен 13 июня 1986 года в Нью-
Йорке.
МИЛЛЕР ГЛЕНН (Miller Glenn) (полное имя Миллер Элтон Гленн) (1 марта 1904, Кларинда, Айова — 16 декабря 1944),
американский тромбонист, аранжировщик, композитор, руководитель джаз-оркестра. Один из ведущих представителей
американской танцевально-развлекательной музыки в стиле свинг. В 192030-х годах сотрудничал с Б. Поллаком, «Редом»
Николсом, писал аранжировки для оркестра братьев Дорси, в котором затем выступал как солист; записался на пластинки с
«Редом» Маккензи, с Б. Гудменом и с Ф. Трамбауэром; работал в оркестре Р. Нобла и одновременно занимался изучением
техники аранжировки у Дж. Шиллингера. В 1937 создал свой оркестр, пользовавшийся большой популярностью. Характерная
окраска звучания миллеровского оркестра (саунд) прежде всего была связана с главенствующей ролью язычковой группы
(квартет саксофонов и кларнет). Впоследствии найденные Миллером оригинальные приемы аранжировки стали стандартами в
коммерческой развлекательной музыке. Своей популярностью оркестр Миллера обязан также выступавшим с ним певцам, таким,
как К. Стар, Р. Эберл, «Текс» Бенеке, М. Хаттон, вокальному квартету THE MODERNAIRES. Большим успехом пользовались
снятые с участием Миллера и его оркестра фильмы «Серенада Солнечной Долины». В 1942 Миллер был призван на военную
службу и вскоре организовал новый музыкальный коллектив, который выступал в армейских частях, по радио, побывал в Англии
и Франции. После гибели Миллера (в авиационной катастрофе при перелете через Ла-Манш в 1944) оркестром руководили его
музыканты Р. Маккинли и Дж. Грей. В 1953 создан биографический фильм «История Гленна Миллера» с участием джазового
трубача и певца Р. Стюарта в главной роли.
Дюк Эллингтон (Эдуард Кеннеди Эллингтон) родился 29 апреля 1899 года в Вашингтоне, округ Колумбия, в квартале
для цветных. С раннего детства Эллингтон был очень восприимчив к музыке. Слушая, как сестра играет «Четки», четырехлетний
малыш повторял сквозь слезы: «Как красиво! Как красиво!». Кличку Duke, что в переводе с английского означает герцог, Эдуард
Эллингтон получил в восемь лет от своего соседа, пианиста стиля «регтайм», за элегантный костюм, вежливые манеры и
изящную походку.
В 1914 году Эллингтон поступил в Высшую школу Армстронга. По вечерам он садился дома за рояль и часами,
охваченный интересом к гармонии, перебирал аккорды.
В юности Эллингтон очень любил пианистов стиля «регтайм» и часто ходил слушать их на «квартплатные вечеринки». Он
купил перфоролик со знаменитой «Carolina Shout» Джеймса П. Джонсона и ставил на пианоле до тех пор, пока не выучил.
В конце 1918 года Эллингтон решил с друзьями создать маленький любительский ансамбль.
Начиная с 1930 года, влияние оркестра Дюка Эллингтона было очень велико и распространялось почти на все большие
оркестры. С 1933 года он неоднократно гастролировал в Европе.
В январе 1943 года оркестр Эллингтона открыл серию концертов в нью-йоркском Карнеги-холле исполнением
четырехчастной композиции «Black, Brown and Beige» (анонсированной как «Первая симфония Дюка Эллингтона»).
Начав свою карьеру как исполнитель регтаймов, Эллингтон в последние десятилетия создавал и сложные, масштабные
произведения, пронизанные подлинным симфонизмом, отмеченные бесконечным богатством оркестровых красок,
изысканностью палитры, глубиной мысли.
19501960-е годы — период интенсивной концертной деятельности оркестра Эллингтона, участия в радиопрограммах,
фильмах, джазовых фестивалях, многочисленных гастролей по США, Европе, Азии и Латинской Америке.
Крупнейшие музыканты мира — от Стоковского до Стравинского ставили его в один ряд с классиками современной
музыки. В апреле 1974 года, когда Америка чествовала его 75-летие, на Бродвее этот юбилей был ознаменован грандиозным
концертом-марафоном, длившимся 12 часов. Тридцать пять лучших джазов Америки играли музыку Эллингтона. Но сам
музыкант уже не смог присутствовать на торжестве: он находился в больнице, где скончался спустя месяц.
Наследие, оставленное Дюком Эллингтоном, велико и разнообразно. Но, пожалуй, главной его заслугой стало само
возвышение искусства джаза, для которого он сделал, как никто, много.