ПОДГОТОВКА УЧЕНИКА К ВЫСТУПЛЕНИЮ

ЭСТРАДНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ РАДОСТНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
Максимова Елена Владимировна
педагог дополнительного образования
МАУДО «ДДюТ» г.Владимир
ПОДГОТОВКА УЧЕНИКА К ВЫСТУПЛЕНИЮ
Подготовка ученика к выступлению имеет не меньшее значение, нежели
профессионально-исполнительская подготовка как таковая - на этой позиции
сходится подавляющая часть преподавателей музыки. Вся работа, которая велась
учащимся над музыкальным произведением в классе и дома, проходит «испытание
на прочность» в условиях публичного выступления; только оно определяет и меру
выученности материала, и степень одаренности исполнителя, и его
психологическую устойчивость, и многое другое. Конечно, нельзя ставить знак
равенства между успешностью того или иного открытого выступления музыканта-
исполнителя и его профпригодностью. Возможны ситуации, когда щедро
одаренный музыкант терпит в силу тех или иных причин сценическое фиаско;
возможны и такие ситуации, когда неплохо показать себя может и учащийся не
слишком яркой одаренности, и, тем не менее, сценой проверяется, как уже
говорилось, решительно все: и комплекс природных музыкально-исполнительских
данных, и «технический» потенциал, и устойчивость психики, и др.
Работа по формированию у музыканта-исполнителя сценической
устойчивости должна вестись с детских лет. Существует точка зрения, что
музыкант-исполнитель, часто и успешно выступавший в детские годы, обладает
большей профессионально-психологической устойчивостью в дальнейшем, проще
справляется с эстрадным волнением. Впрочем, настаивать на этой позиции вряд ли
имеет смысл, поскольку в биографиях выдающихся артистов столько же
свидетельств «за» эту точку зрения, сколько и «против».
Подготовка будущего музыканта-исполнителя к сцене должна вестись уже в
начальный период обучения, однако в дальнейшем основная работа в этом плане
ложится на плечи самого исполнителя. Он должен изучать себя в экстремальных
условиях сцены, выявлять факторы позитивно или негативно влияющих на его
пение на публике; он должен быть осведомлен о целом ряде привходящих
обстоятельств, так или иначе влияющих на исполнение, например, режим дня в
день выступления, организация домашних занятий в этот день, чередование труда
и отдыха и т.д. Практика показывает, что профессиональные артисты со всей
серьезностью подходят к изучению совокупностей внешних и внутренних условий,
ухудшающих публичные выступления. Один из актуальных вопросов
предконцертной подготовки ученика сводится к тому - следует ли петь в классе с
полной эмоциональной отдачей или лучше поберечь силы для концертного
выступления? Моя точка зрения «Я говорю ученику в классе: «Пой так, как будто
бы ты в данный момент на сцене Большого зала консерватории»
Я считаю, что педагог, должен знать, на что способен ученик, каковы его
подлинно творческие горизонты, а это невозможно уяснить, если ученик
«скрытничает» в классе, поёт, как говорится, вполсилы. «Нельзя экономить
эмоции» и поэтому я рекомендую ученикам петь в классе на том же уровне
динамики и с той же физической нагрузкой, которую потребует публичное
исполнение.
В практике исполнителей случается так, что петь на публике приxoдитcя по
несколько раз подряд; бывают единичные, эпизодические выступления, а бывает
серия концертов. Но, даже, проводя такие серии, следует избегать соблазна
поберечь себя. Я всегда говорю ученикам ,что когда поёшь несколько раз подряд,
вольно или невольно начинаешь беречь себя. Я убедилась, что этого делать нельзя,
ибо возникают разного рода исполнительские неожиданности и сюрпризы,
снижающие качество пения.
К ощущению концертности исполнения нужно стремиться с первых же
уроков, с самого начала работы над музыкальным произведением. Концертность
это, прежде всего внутренняя взволнованность, душевный подъем, ощущение
праздничности момента, радости от того, что исполнителя слушают. Учащиеся, как
правило, волнуются в классе, принося первый раз произведение на урок педагогу.
В каком-то смысле класс становится сценой выступления, а педагог слушателем,
причем самым строгим, компетентным, все понимающим слушателем. Волнение,
охватывающее ученика в этот момент, по сути дела, имеет то же психологическое
содержание, психологическую природу, что и сценическое волнение. Другое дело,
что важно не «перегореть» эмоционально и психологически до времени выхода
ученика на сцену. Исполнение должно сочетаться с работой кропотливой и
обстоятельной; моменты эмоционального парения с тщательным
профессиональным анализом собственных действий. Только в этом случае не будет
дисбаланса в ту или другую сторону, только при таком условии исполнитель будет
и эмоционально и профессионально и технически готов к встрече со слушателями
(экзаменаторами, членами жюри и др.).
ПРИЧИНЫ СЦЕНИЧЕСКОГО ВОЛНЕНИЯ И СПОСОБЫ ЕГО
ПРЕОДОЛЕНИЯ
Есть все основания говорить в данном случае о комплексе причин. Причем
индивидуальные соотношения в этом комплексе всегда неодинаковы, всегда
различны. Чаще всего волнение навевается мыслями (или бессознательными
ощущениями) типа: «Что обо мне скажут?», «Каковы будут оценки моего пения?»
и т.д., и т.п.
Надо прямо сказать, что забота ученика о своем реноме вполне закономерна
и естественна, в ней нет ровным счетом ничего предосудительного. В то же время
бесспорно и другое: преувеличенное опасение заслужить критическую оценку со
стороны посторонних только лишь повышает планку волнения и усугубляет тем
самым положение исполнителя.
Безусловно, важной составляющей в синдроме сценического волнения
является чувство ответственности исполнителя за свое выступление. Оно, как
показывают мои специальные наблюдения, возрастает с годами и по мере
продвижения ученика вверх по иерархической лестнице. Безусловно, когда это
волнение принимает излишне болезненные формы, оно не только неприятно для
исполнителя, но и чревато для него определенными потерями на эстраде.
Характерно с другой стороны, что отсутствие волнения еще более нежелательно
для исполнителя, нежели присутствие его в чрезмерно гипертрофированных
формах. Я считаю, что если артист не волнуется перед выходом на сцену, - он не
артист, и на сцене ему делать нечего. Ему все равно, что и как он будет петь. Я
убеждена, что только на фоне положительно окрашенного сценического волнения
можно добиться высоких результатов в исполнительском искусстве: «Волнение -
это непременное условие для того, чтобы человек сконцентрировал все свои силы
физические и психические; человек равнодушный.
« Не волнующийся ничего интересного и значительного на концертной
эстраде не сотворит». Эта концепция сформировалась у меня во времена активной
гастрольной деятельности в составе Государственного вокально
хореографического ансамбля «РУСЬ» Владимирской областной филармонии, в
котором я проработала больше 10 лет и на собственном опыте поняла пользу
лёгкого волнения перед выступлением.
При всей многообразной атрибутике, так или иначе связанней с проблемой
сценического волнения, главное заключается в умении и способности исполнителя
сосредоточиться на исполняемом. У людей музыкально одаренных, обладающих
особыми сценическими способностями, этот дар самососредоточения проявляется
в той или иной мере интуитивно. Это не значит, однако, что его не следует
специально развивать. Бывает, я говорю ребёнку классе: «Представь, что ты поёшь
на публике. Войди в это состояние. Причем твоя основная и главная задача -
сосредоточиться на исполняемом. Ничто не должно тебя отвлекать: ни присутствие
посторонних, ни какие-то ненужные мысли ... Предельная концентрация на
звучании голоса, на фразировке, на соотношении нюансов и т.д. - вот твоя цель, и
чем скорее ты достигнешь ее, тем скорее станешь артистом». Способность
самососредоточения как наиболее эффективного метода борьбы со сценическим
волнением можно и нужно развивать в процессе предконцертной подготовки
учащегося. Иногда я практикую такой метод -приглашаю на репетицию людей
посторонних ,тем самым провоцирую волнение у ученика. Если это происходит
систематически, то лишнее, мешающее волнение уходит само собой, а остаётся
только то лёгкое, что помогает более красочному и душевному исполнению.
Музыканты-исполнители, располагающие достаточно большим опытом
выступления, знают, что одна из первопричин сценического волнения - боязнь
вокалиста забыть текст. Волнуются, исполняя произведения публично, потому
что боятся забыть; забывают, как правило, именно потому, что чрезмерно
волнуются. Психологические корни этих явлений достаточно очевидны и не
составляют секрета для высококвалифицированных педагогов-музыкантов.
Парадокс заключается в том, что провалы в памяти на сцене не всегда являются
результатом недостаточней выученности текста. И тем не менее произведение
должно быть выучено не на 100, а на 150%; само ощущение «чистой совести»
исполнителя («я все выучил с предельной тщательностью») принесет ему
уверенность в себе - и наоборот.
Анализируя проблему сценического волнения, педагоги-музыканты,
обращают внимание, что многое зависит здесь от психофизиологической
конституции исполнителя, типа его нервной системы. Сценическое волнение на
всех действует по-разному. Один ученик ничего не боится, другой - трясется как
осиновый лист, третий - впадает в прострацию, четвертый не может совладать с
чрезмерным возбуждением и т. Иногда встречается такой феномен- есть ученики,
которые хорошо поют в классе и «рассыпаются» на эстраде. Бывает и наоборот:
ученик, на которого вы не возлагаете особых надежд на эстраде, «собирается» и
поёт значительно лучше, чем вы ждали. Я думаю, что многое зависит тут от склада
нервной системы и характера человека».
Важно, впрочем, не столько «диагностировать» природу сценического
волнения, сколько помочь молодому исполнителю совладать с ним в решающий
момент. Уже говорилось, что сам факт прочной «сделанности» материала
действует успокаивающее на психику исполнителя и является в определенном
смысле гарантом от капризов памяти на эстраде.
Предварительная «впетость» произведения также снижает планку волнения
исполнителя. Наконец, существуют специальные приемы аутотренинга
(самовнушения), которые при умелом использовании· дают иной раз неплохой
эффект. Я стараюсь объяснить ученикам , что сила внушения и самовнушения -
великая вещь. От нее больше пользы, чем от всех таблеток вместе взятых.
Но при всем том я считаю, что основное и главное для исполнителя - не
просто ответственное, а сверхответственное отношение к подготовке музыкального
произведения для публичного показа. Как правило, волнение исполнителя
возникает на почве недостаточной подготовленности. Психологическое состояние
на сцене напрямую связано с качествам предварительной работы.
Еще один аспект проблемы. Имеет значение, как исполнитель проводит
время перед выступлением. Что касается меня, то я считаю, что ученик должен
заниматься перед концертом регулярно. Обьектом внимания педагога и учащегося
должен быть режим дня накануне выступления. По этому вопросу существуют
различные мнения и точки зрения. Я советую ученикам в день концерта не очень
много заниматься, распевание и одно повторение .
Я говорю ученикам перед выступлением: «У тебя хорошее настроение, у
тебя хорошо выученная программа. Ты поёшь с удовольствием и хочешь
поделиться этим с публикой». Именно так и следует настраивать учащегося, это
лучший метод борьбы с эстрадобоязнью.
В подготовке к выступлению должно быть устранено все, что может
вызвать нервозность. У учащегося не должно возникать сомнения в полном
успехе. Предстоящего выступления надо ждать как праздника. Если педагог
волнуется, то свое волнение он обязан искусно скрывать. Успокаивать
нервничающего ученика надо, пусть даже преувеличенной, похвалой и
подчеркиванием его достижений. И после выступления похвала учителя
должна поддержать и усилить радостное чувство от успешно выполненной
задачи. Особый такт нужен при какой-либо неудаче. В одном случае нужна
ласка, в другом, если ученик распустил нервы, решительные фразы. Учитель
должен быть психологом и психотерапевтом. Внушение учителя - могучая
воспитательная сила. Он должен быть готов подменить разум и волю ученика
.Задача усложняется, когда речь идет о подростках. Причина не только в
возрастающей взыскательности, в усложнении психики, но и в повышенной
нервозности, свойственной этому сложному периоду в развитии человеческого
организма и формировании психики. Публичное выступление для ученика
событие большее, чем для апробированного артиста. У него и опыт
меньший, и он находится в периоде самоутверждения. Нет еще у него той
уверенности, которую рождает признание достижений. Из этого не следует,
что каждое выступление надо переживать, как решающее судьбу. От успеха
не должна кружиться голова, а от неудачи опускаться руки. Успех должен
повышать требовательность к себе и обязывать к еще более настойчивой
работе, а неудача должна заставить вдумчиво пересмотреть все условия
подготовки к выступлению, выяснить причины срыва и искать средства,
которые помогут устранить или преодолеть ошибки и упущения.
Итак, профессиональные достижения музыканта оказываются обусловленными
не только его природными способностями и наличием хороших учителей, но
и в значительной мере наличием у него сильной воли, под которой
понимают способность человека к преодолению препятствий на пути
достижения цели. Умение затормозить нежелательные импульсы и усилить
желательные составляют суть волевого поведения.
В наибольшей мере навыки волевого поведения требует деятельность в
экстремальной ситуации. В деятельности музыканта такие ситуации чаще
всего возникают в процессе публичного выступления, на экзамене или
конкурсном соревновании. Для достижения успеха в таких ситуациях
музыканту необходимо уметь приводить себя в оптимальное концертное
состояние. Интенсивная подготовка должна осуществляться на физическом,
умственном и психологическом уровнях. От артиста требуется богатство
душевных сил и полное владение ими.
***
Конечно, существует немалое количество рекомендаций к подготовке
сценического выступления от многих выдающихся педагогов и исполнителей.
Охватить все правила поведения на сцене невозможно в одной работе. Главное, что
должен понять молодой исполнитель: сценическое выступление это не только
испытание нервной системы на прочность, но и радость от общения с публикой;
творческое вдохновение и профессиональный рост. Чем больше выходишь на
сцену тем больше проявляется уверенности, ибо: сцена лучшее лекарство от
волнения.
Ученикам прилежно занимающимся, но испытывающим страх перед сценой, я
предлагаю внимательно отнестись к словам немецкого писателя XX столетия
Альбрехта Шеффера:
«Лодке в гавани безопаснее, чем в море, но она не для этого строилась»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
«Не позволяй душе лениться,
Чтоб воду в ступе не толочь,
Душа обязана трудиться
И день, и ночь, и день, и ночь…»
Заболоцкий Н.А.
Вынос программы на сцену конечный итог кропотливой работы в течение
долгого времени; и работа эта не ограничивается только упражнениями в классе.
«Человек хороший музыкант не только от того, что он музыкально одарен, но и
потому, что его внутренний мир богат и интересен», говорил С. Фейнберг
(выдающийся советский педагог, пианист и композитор)
Исполнитель часто забывает ту истину, что каков человек, таковы его дела. Есть
французская поговорка, что стиль – это человек. Каков стиль, таков и человек.
Великий советский пианист и педагог А. Гольденвейзер советовал: «Работать надо
не над ноктюрном Шопена, а над собой. Надо расширять свой кругозор,
воспитывать себя как человека. Нельзя думать, что человек, будучи ничтожеством,
может хорошо играть Бетховена. Ничего из этого получится не может».
Сцена… Сколько противоречивых ощущений, чувств, настроений испытывает
здесь музыкант-исполнитель! Его состояние на эстраде так сильно отличается от
привычного. В классе он один на один с учителем, а в зале перед публикой, дома
он спокоен, а на эст-раде волнуется. На репетиции он может раз, другой повторить
фрагмент, который его не удовлетворяет, а здесь должен в одном-единственном
варианте произведения передать всё лучшее, что задумал, выстрадал композитор.