Основные приёмы игры на баяне и аккордеоне для учащихся ДШИ и ДМШ
МБУ ДО ДШИ 7
г. Ульяновск
Преподаватель
Спиридонова
Дарья
Владимировна
Основные приёмы игры на баяне и аккордеоне
для учащихся ДШИ и ДМШ
В обучении игре на аккордеоне и баяне всё чаще обращают внимания на
изучение различных приёмов игры на инструменте. Учащиеся детской школы
искусств применяют на практике полученные знания.
Приёмы игры на баяне аккордеоне включают в себя приёмы
звукоизвлечения, игры мехом и шумовые эффекты. В данной статье хочется
более подробно поговорить о звукоизвлечении и основных приёмах мехом.
Выразительные возможности инструмента находятся в прямой
зависимости от количества способов (приемов) звукоизвлечения. Чем больше
таких способов, тем богаче выразительные возможности. Способы
звукоизвлечения, различные по характеру и окраске звучания, называются
штрихами.
Как известно, баян относится к группе язычковых клавишно-духовых
музыкальных инструментов. Звук на баяне возникает благодаря колебаниям
металлических язычков, возникающим в результате движения меха (при этом
создается давление в меховой камере) и открытия клапана посредством
воздействия на клавишу.
Звук - независимо от того, на каком инструменте он извлекается, -
включает в себя три фазы: начало (атака звука), основную часть (развитие
звука) и окончание (снятие звука). На баяне двум упомянутым факторам
воздействия на звукообразование отводится различная роль. Если мех
участвует во всех стадиях звукоизвлечения, то способ открытия и закрытия
клапана воздействует только на атаку и снятие звука (кроме случаев
медленного отпускания клавиши в основной части). Определённый способ
ведения меха (увеличение или уменьшение давления в меховой камере),
воздействия на клавишу (открытие или закрытие клапана) и сочетания этих
параметров (скорость воздушной струи, устремленной на голос)
обуславливает специфические особенности звучания на баяне.
Способы атаки, ведения, снятия и соединения звуков составляют основу
технических приемов звукоизвлечения, из которых произрастает техника
исполнения штрихов.
К основным приёмам меха относятся- разжим, сжим. Умелая смена меха
– один из важнейших качеств показателей исполнительской культуры.
Необходимо помнить, что музыкальная мысль не должна прерываться. Лучше
всего производить смену меха во время цезуры. В полифонии воздействия на
мех изменяется интенсивность подачи воздействия, частота пульсации может
быть мелкой и крупной.
Тремоло мехом - этот приём встречается наиболее часто. Исполняется
быстрым, равномерным чередованием разжима и сжима. Во время работы
необходимо постоянно контролировать ощущение свободы, раскованности
левой руки и сбрасывать статическое напряжение – только тогда будет
возможно длительное тремолирование. Инструмент должен мехом стоять на
левой ноге, грифом упираться в правую ногу. Лучше всего тремолировать
почти на полном сжиме с небольшим запасом меха. Наибольший эффект
достигается движением левой руки не вперёд – назад (разжим – сжим) а влево
– вниз и вправо – вверх, т.е. по диагонали. Приём игры тремоло мехом в
медленном темпе является штрихом detache. Тремоло бывает дуольным,
триольным, квартольным.
Рикошет мехом - этот приём впервые был использован в финале 2-й
сонаты В.Золотарёва. Характерными моментами этого приёма является
равномерное чередование ударов верхней и нижней частью меха. В качестве
исходной позиции при освоении рикошета надо слегка развести мех и не
нажимая клавиш поочерёдно ударять верхней или нижней частью. Левая рука
– влево – вниз, вправо – вверх. Существует 3-х дольный и 4-х дольный
рикошет, так же возможен 5-ти и 6-ти дольный.
Вибрато - этот приём в большой степени распространён на струно –
смычковых инструментах. В отличии от звуковысотного колебания у
струнных, вибрато на баяне аккордеоне является колебанием динамики.
Принцип действия: мелкими толчками воздействуя на мех добиться изменения
интенсивности подачи воздуха в резонаторное отверстие.
Приёмы игры мехом обретает всё большую популярность в
исполнительской практике баянистов и аккордеонистов. Они значительно
обогатили арсенал художественно – выразительных средств инструмента.
Кроме приёмов игры мехом существуют шумовые эффекты: удар по грифу,
меху, корпусу инструмента, шум отдушника, пощёлкивание регистрами,
постукивание уголками меха и т. д.