Музыкальная гостиная "Старинные танцы"

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкально-хоровая школа имени Г. Струве»
Музыкальная гостиная.
Тема:
«Старинные танцы».
Подготовила Антонова Лариса Викторовна
Преподаватель фортепианного отделения
г. Железногорск
2019 г.
Из истории музыки, романов и сказок мы узнаем о быте, музыке и
танцах прошлых эпох. При дворах европейских королей и князей танцевали
множество разных танцев. Это были и торжественные сарабанды и
медленные фаванны, быстрые подпрыгивающие рольярды, а еще изящные и
галантные менуэты.
XVII—XVIII века это время, когда основополагающую роль в
развитии танца и танцевальных жанров начинает играть Франция мощное
абсолютистское государство, ставшее одним из центров духовной жизни
Западной Европы.
Надо отметить, что для великосветского французского общества танец
становится одним из главных развлечений: балы с их пышностью и
роскошью излюбленная забава знати, включая самого короля. Но все же
функции танца гораздо шире простого развлечения: это и средство общения,
и способ решения самых разных (вплоть до государственных) вопросов.
К концу XVII века многие массовые танцы, распространенные ранее (павана,
гальярда, вольта и др.), постепенно забываются. Популярность получают
такие как аллеманда, бурре, жига, куранта, лур, менуэт, паспье, ригодон,
сарабанда, форлана и др. В большинстве из них происходит отказ от
демократического принципа хороводного движения. Теперь пары
танцующих образуют колонну; их места строго регламентированы в
зависимости от сословно-иерархических взаимоотношений участников. В
начале XVIII века главенствуют парные танцы: бурре, паспье, ригодон, гавот
и менуэт, движения и музыка которых отличаются стремлением к строгой
красоте форм, ясности, элегантности и изысканности выражения. Но к
середине столетия, несмотря на присущую придворным балам роскошь и
пышность, на смену танцам с их сложным этикетом приходят танцевальные
формы, близкие и доступные широким общественным кругам. Парные танцы
уступают место массовым, в первую очередь полонезу и контрдансу.
В это же время среди третьего сословия входят в моду парные танцы,
предполагающие близкий контакт партнеров. Самым популярным танцем
такого рода становится вальс, ведущий свое происхождение от
простонародных австро-немецких дойче и лендлера. В конце XVIII века
вальс только начинает свое триумфальное шествие. Считающийся поначалу
непристойным, он подвергается гонениям, запретам, что лишь способствует
его повсеместному распространению.
Важное место танец и его многообразные жанровые разновидности
занимают в творчестве композиторов XVII—XVIII веков. Пожалуй, все
авторы этой эпохи (от Люлли до Моцарта и Бетховена) уделяют пристальное
внимание популярным в быту танцам. Создавая произведения
непосредственно для исполнения в бальных залах (зачастую простые и
незамысловатые), они в то же время насыщают танцевальными ритмами
нетанцевальную вокальную и инструментальную музыку. Ритмические и
мелодические обороты многих танцев проникают в многочисленные
органные, оркестровые, инструментальные сочинения композиторов эпохи
барокко (Бах, Гендель, Телеман), в их ораториальное творчество. Танец
является жанровой основой сочинений французских клавесинистов
(Шамбоньера, Куперена, Рамо и др.) и английских вёрджиналистов (Бёрд,
Булл, Гиббонс и др). Интонациями и ритмами танца пронизано и творчество
композиторов венской классической школы; особенно ярко организующая
роль танца и ритма проявляется в крупных инструментальных формах
венских классиков, прежде всего в симфонии. Таким образом, традиция
опосредованного претворения танцевальных жанров в инструментальной
музыке, зародившаяся еще в эпоху Возрождения, в XVII—XVIII веках
получает дальнейшее развитие. Метрическая основа все более усложняется
мелодическими украшениями, фигурациями, гармоническим колоритом, в
результате чего танцевальные пьесы многих композиторов окончательно
теряют связь со своим бытовым первоисточником. В них происходит не
формальное отражение характера танцевального движения, а его
идеализация и создание на этой основе глубоких идейно-эмоциональных
образов. Но, несмотря на кажущуюся простоту музыкального языка бытовых
танцев и сложность, насыщенность их высокохудожественных образцов, в
целом танцевальной музыке XVII—XVIII веков свойственны ясность и
отчетливость структуры, периодическая расчлененность мелодических фраз,
регулярные метрические акценты, черты еще большей четкости и
определенности. Продолжается процесс развития певучей мелодики
широкого дыхания, проявившийся еще в эпоху Возрождения. В результате
можно говорить о том, что основные качества танцевальной музыки к концу
XVIII века окончательно кристаллизуются.
Из танцев возникли первые в истории музыки многочастные
инструментальные произведения.
Сначала под такую музыку лишь танцевали, а затем стали ее слушать.
Каждый из юных пианистов, хотя бы раз за свое обучение в
музыкальной школе, играли танцы из фортепианных сюит И.С. Баха. Им
написано шесть «Французских» и шесть «Английских» сюит. В переводе с
французского слово «сюита» означает «ряд», «последовательность». Во
времена Баха сюита представляла собою музыкальное произведение, которое
состояло из ряда самостоятельных пьес — танцев.
Основу сюит составляли четыре танца: аллеманда, куранта, сарабанда и
жига. Между сарабандой и жигой обычно вставлялись дополнительные
танцевальные пьесы: менуэт, гавот, бурре и другие. Несмотря на
самостоятельность каждой части, сюита воспринимается как единое
музыкальное произведение. Объединяет все части сюиты одна тональность.
АЛЛЕМАНДА - старинный хороводный танец немецкого
происхождения. Характер ее плавный, спокойный, степенно величавый.
Движение неторопливое, умеренное. Размер аллеманды 4/4 с характерным
затактом в одну восьмую или шестнадцатую - ритмическим отображением
шага «с каблука на носок». Аллеманда один из наиболее популярных
инструментальных танцев эпохи Барокко, стандартная составляющая сюиты .
В целом танец напоминает перемещение фигурок в музыкальной шкатулке.
Максимум изящества, легкости и воздушности. Кавалер задает направление
изменения фигур. Дама следует подаче кавалера, но при этом она не может
быть абсолютно пассивной - ее задача легко реагировать на изменения
направления движения, сохраняя грацию фарфоровой статуэтки.
И.С. Бах аллеманда из «Французской сюиты» до минор. Исполняет
преподаватель.
КУРАНТА - (франц. courante - бегущая, текущая) - старинный,
французский салонный танец трехдольного размера, распространенный в
странах Европы с начала XVI века. В старину он исполнялся парой танцоров.
В классических барочных сюитах (Suites de Danses) Куранта обычно была
вторым танцем, и следовала за аллемандой с аккомпанеметом в ¾. Это был
любимый танец Короля Людовика XIV (1638-1715), который он танцевал,
как говорят, лучше чем кто-нибудь еще. Движения Куранты были настолько
важны, что это рассматривались как необходимость изучения их перед
любым другим танцем.
Ф. Катттинг. Куранта. Исполняет учащаяся.
САРАБАНДА это старинный трехдольный испанский танец в
характере медленного торжественного шествия. Иногда сарабанды имели
траурный характер и даже исполнялись при погребениях героев, знатных
людей.
Наивысшими достижениями в этом жанре являются сарабанды из
инструментальных сюит Генделя и Баха.
А. Лядов. Исполняет преподаватель.
ЖИГА старинный народный танец кельтского происхождения,
который до сих пор сохранился- в Ирландии. На Британских островах
появился еще в XV веке. Особенно широко он был распространен в Англии,
Ирландии, Шотландии. Английская жига матросский танец, несколько
грубоватый и очень веселый. Название «жига» появилось благодаря тому,
что танец исполнялся под аккомпанемент старинной скрипки, которую за
выпуклую форму прозвали «жига» (окорок) или от старофранцузкого giguer
(«танцевать»).В начале размер жиги был 4/4, позже стали появляться
размером 6/8 с пунктированными восьмыми. Изначально жигу танцевали
ирландские крестьяне. Они обували деревянные туфли, и в качестве
развлечения парни и девушки танцевали жигу. Особенностью раннего вида
танца являлось то, что у танцоров двигались только ноги. Удары делались
носками и пятками ступней ног, верхняя часть корпуса оставалась
неподвижной. Так же жигу считали танцем английских матросов. Во время
плавания на корабле, когда матросы выходили на палубу размяться, они
пристукивали и шаркали ногами об пол, отбивая при этом ритм. Среди
моряков жига часто исполнялась в качестве сольного, очень быстрого танца
комического характера. Зачастую, прямо на палубе, между матросами
устраивались состязания на лучший «перепляс». В 17-18 веке жига
названием по-французски - gigue) появилась в инструментальной сюите и
являлась финалом после четырех основных танцев так называемой
французской сюиты.
ГАВОТ - (от франц. gavotte), старинный французский танец,
первоначально народныи, хороводный, двудольного размера, известен еще с
XVI века. Музыкальный размер 4/4. В XVIII в. получает второе рождение, но
приходит в бальные залы не с сельских праздников, а со сценических
подмостков, аранжированный опытной, профессиональной рукой. Наряду с
менуэтом стал излюбленным жеманным и манерным танцем. Он состоял из
легких, маленьких шагов на полупальцах и очень изысканных реверансов.
Все это сочеталось с изящными, но вычурными позами и мягкими
движениями рук. Основное па гавота - «венгерский шаг» - состоит из
двухкратного передвигания ноги в IV воздушную позицию, вперед или назад.
Нога двигается, мягко и плавно разгибаясь, что требует специальной
тренировки.
И.С. Бах. Гавот из «Английской сюиты» соль минор. Исполняет
учащаяся.
МЕНУЭТ - это старинный французский танец. Танцевальные
движения были так замысловаты, что проходили не дни, а годы прежде чем
аристократы решались танцевать менуэт на придворном балу. Умение
танцевать считалось неотъемлемой частью хорошего воспитания дворянских
детей. Во второй половине XVIII века менуэт в Европе становится не только
танцевальной, но также инструментальной пьесой. Он входит в состав таких
жанров музыки как соната, симфония и конечно звучит в операх. В. А.
Моцарт, еще будучи ребенком, научился танцевать Менуэт в Париже. Один
из сборников его детских клавесинных пьес состоит в основном из Менуэтов.
В них сочинения 8-летнего мальчика, словно в зеркале, отразилась пластика
танца: поклоны, грациозные жесты и плавные приседания. Дань любви
менуэту принесли композиторы XIX и XX веков (Бетховен, Шуберт,
Чайковский, Дебюсси, Прокофьев).
И.С. Бах. Минуэт ля минор. Исполняет учащаяся.
И.С. Бах. Минуэт соль минор. Исполняет учащаяся.
БУРРЕ (от франц. boUrrer набивать, колотить) старинный
французский народный танец.
Изначально был танцем дровосеков, которые, как бы уминая связку дров,
периодически резко ударяли подбитыми гвоздями башмаками («сабо»). В
различных областях бытовали бурре 2-дольного и 3-дольного размера с
острым, часто синкопированным ритмом. Также различными были и
движения танца более или менее тяжеловесные, парные или хороводные.
Аккомпанементом к бурре часто было пение самих исполнителей, игра на
волынке, удары каблуками, выкрики.
Во второй половине XVI века проник в Париж и, постепенно
преобразившись в соответствии с запросами высшего света, стал
придворным танцем.
И.А. Хассе. Бурре. Исполняет преподаватель.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
А.Казаринова. З.Осовицкая. «В мире музыки». “Музыка”, 1996г.
Е. С. Михайлова-Смольнякова «Старинные бальные танцы». Планета
музыки, 201 .
С. Худеков «Всеобщая история танца» Эксмо, 2009г.
Музыкальный энциклопедический словарь «Советская энциклопедия»,
1990г.