Сценарий "Умей любить (литературно-музыкальная гостиная по литературе)" 7-8 класс

Сценарий «Умей любить»
(литературно-музыкальная гостиная по литературе в 7-8 классах)
Федяева Татьяна Геннадьевна,
учитель русского языка и литературы
МОБУ Лицей №8 город Тында Амурской области.
Цель мероприятия: показать образ женщины-матери в искусстве.
Задачи:
обучающие:
формировать коммуникативные (речевые) умения учащихся, умения,
необходимые для построения текста, умения правильно выражать свои
мысли, совершенствовать высказывания;
формировать умение создавать устное публичное и монологическое
выступление;
показать ученикам образ женщины в произведениях художественной
литературы, живописных полотнах древних и современных
художников;
познакомить учащихся с великими музыкальными творениями
Шуберта, Шопена, Альбинони.
Развивающие:
совершенствовать речь учащихся для их успешного обучения и
адаптации в обществе;
развивать навыки выразительного чтения и речевого этикета.
Воспитывающие:
воспитывать у учащихся эстетический вкус;
прививать учащимся любовь к матери, прославить Женщину-мать;
показать нравственные истоки, которые вдохновляли писателей, поэтов
и художников для создания шедевров искусства;
прививать интерес и любовь учащимся к литературе, музыке и
живописи.
Цели для учителя:
организовать и сконструировать учебно-познавательную деятельность
с гарантированным достижением цели;
использовать индивидуальный и дифференцированный подход и
метод интерактивного обучения;
соединить теорию и практику;
создать творческую, комфортную, доброжелательную атмосферу.
Цели для ученика:
показать знания, приобретенные в процессе самостоятельной
подготовки индивидуального задания;
расширить и углубить знания о мировой культуре и литературе;
«вынести» новое от «зацепившего» образа;
формировать навыки монологической речи;
выработать навыки простейших обобщений.
Наглядность:
выставка книг о матери;
портреты писателей и поэтов;
репродукции картин « Казанская Божья Матерь», « Мадонна
Бенуа» («Мадонна с цветком») Леонардо да Винчи, «Мадонна
Конестабиле» Рафаэля, «Мадонна с младенцем» П. Перуджино,
«Кающаяся Мария Магдалина» Тициан, «Мадонна с младенцем
под яблоней» Кранах Старший Л., «Мадонна с младенцем»
РоберКампен, «Мама» Пластов, «Мадонна с младенцем»
Джованни Беллине, образ нашей современницы на полотнах
художника А. Шилова, репродукции Петрова-Водкина и другие
репродукции древних и современных художников;
видео и фотоматериалы;
Мультимедиа
Эпиграф :
Когда в тебе клеймят и женщину, и мать -
За миг, один лишь миг, украденный у счастья,
Безмолвствуя, храни покой бесстрастья, -
Умей молчать!
И если радости короткой будет нить,
И твой кумир тебя осудит скоро
На гнёт тоски, и горя, и позора,-
Умей любить!
И если на тебе избрания печать,
Но суждено тебе влачить ярмо рабыни,
Неси свой крест с величием богини, -
Умей страдать!
Мирра Лохвицкая.
Ведущий:
Наша литературно-музыкальная гостиная «Умей любить» посвящена образу
Женщины-матери. Мы хотим еще раз прославить женщину-мать, сказать о
ней теплые и нежные слова. Почему? Потому что у женщины много
достоинств: она завоевала право выбирать любую профессию, руководить
огромными предприятиями, быть наряду с мужчинами в правительстве. Но у
женщины есть особенная миссия на Земле, которая целиком принадлежит
только ей одной - быть матерью.
Только женщина может стоять у колыбели, бороться с любыми напастями,
защищая огонек новой жизни, вводить маленького человека в большой мир и
помогать сделать ему там первые шаги. Именно это всегда вдохновляло
поэтов, писателей, художников на создание образа матери при помощи
слова, мазка, цвета и звука. Древние и современные художники из разных
стран мира воспели самое святое на земле МАТЬ. Именно Дева Мария,
мать Иисуса, стала покровительницей всех матерей мира.
(Учащиеся рассматривают репродукции, тихо звучит мелодия «Аве Мария»
композитора Шуберта)
1-й ученик.
( Чтение отрывка из повести В.Г. Короленко «Слепой музыкант». Во время
чтения на экране появляются репродукции картин известных художников с
изображением женщины-матери)
«…Ребенок родился в богатой семье в глухую полночь. Молодая мать
лежала в глубоком забытьи, но, когда в комнате раздался первый крик
новорожденного, тихий и жалобный, она заметалась с закрытыми глазами в
своей постели. Ее губы шептали что-то, и на бледном лице с мягкими, почти
детскими еще чертами появилась гримаса нетерпеливого страдания, как у
балованного ребенка, испытывающего непривычное горе.
Бабка наклонилась ухом к ее что-то шептавшим губам.
- Отчего… отчего это он? – спрашивала больная едва слышно.
Бабка не поняла вопроса. Ребенок опять закричал. По лицу больной
пробежало отражение острого страдания, как у балованного ребенка,
испытывающего непривычное горе.
-Отчего… отчего?- по-прежнему шептали ее губы. На этот раз бабка поняла
вопрос и спокойно ответила:
-Вы спрашиваете, отчего ребенок плачет? Это всегда так бывает,
успокойтесь.
Но мать не могла успокоиться. Она вздрагивала каждый раз при новом
крике ребенка и все повторяла с гневным нетерпением:
-Отчего…так…так ужасно?
Бабка не слыхала в крике ребенка ничего особенного и, видя, что мать и
говорит точно в смутном забытьи и, вероятно, просто бредит, оставила ее и
занялась ребенком.
Юная мать смолкла, и только по временам какое-то тяжелое страдание,
которое не могло вырваться наружу движением или словами, выдавливало из
ее глаз слезы. Они просачивались сквозь густые ресницы и тихо катились по
бледным, как мрамор, щекам.
Быть может, сердце матери почуяло, что вместе с новорожденным
человеком явилось на свет темное, неисходное горе, которое нависло над
колыбелью, чтобы сопровождать новую жизнь до самой могилы. Как бы то
ни было, ребенок родился слепым».
2-й ученик.
( Продолжение чтения отрывка из повести В.Г. Короленко «Слепой
музыкант», на экране демонстрируются слайды с репродукциями)
«…Сначала никто этого не заметил. Мальчик глядел тем тусклым взглядом,
каким глядят до известного времени все дети. Мать, успевшая оправиться,
первая с беспокойством заметила странное выражение детского лица,
остававшегося неподвижным и как-то не по-детски серьезным…
Молодая женщина смотрела на людей, как испуганная горлица, и
спрашивала:
-Скажите мне, отчего он такой?
-Какой? равнодушно спрашивали посторонние. Он ничем не отличается
от других детей такого возраста.
- Посмотрите, как странно ищет он что-то руками…
-Дитя не может еще координировать движений рук с зрительными
впечатлениями,- ответил доктор.
-Отчего же он смотрит в одном направлении?.. Он… он слеп?- вырвалось
вдруг из груди матери страшная догадка, и никто не мог ее успокоить.
Доктор взял ребенка на руки, быстро повернул к свету и заглянул в глаза.
Он слегка смутился и, сказав несколько незначащих фраз, уехал, обещая
вернуться дня через два.
Мать плакала и билась, как подстреленная птица, прижимая ребенка к
своей груди, между тем, как глаза мальчика смотрели все тем же
неподвижным и суровым взором.
Доктор, действительно, вернулся дня через два, захватив с собой
офтальмоскоп. Он зажег свечку, приближал и удалял ее от детского глаза,
заглядывая в него и, наконец, сказал со смущенным видом:
-К сожалению, сударыня вы не ошиблись… Мальчик, действительно,
слеп и притом безнадежно…
Мать выслушала это известие со спокойной грустью…»
-Я знала давно,- сказала она тихо». ( Во время чтения отрывков из
повести В.Г.Короленко «Слепой музыкант» на экране появляются
репродукции картин «Мадонна с младенцем» Леонардо Да Винчи,
«Мадонна» Ботичелли, «Мадонна с младенцем» Рафаэля)
Ведущий: Только женщина-мать, выносившая своего ребенка, способна
интуитивно по первым его крикам при рождении почувствовать горе и боль
малютки. Мать слепого мальчика из повести Короленко по-матерински
понимает, что вместе с новой жизнью родилось и неизбывное горе-несчастье:
ребенок лишен видеть самое простое вокруг нас, он лишен половины
человеческой радости зрения. Трепетное, нежное отношение матери к
своему ребёнку, стремление во что бы то ни стало спасти жизнь своему сыну
показано в книге С.Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука».
3-й ученик.
( Чтение отрывка из книги С.Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука»)
«…Постоянное присутствие матери сливается с каждым моим
воспоминанием. Ее образ неразрывно соединяется с моим существованием…
Я иногда лежал в забытьи, в каком-то среднем состоянии между сном и
обмороком: пульс почти переставал биться, дыхание было так слабо, что
прикладывали зеркало к моим губам, чтобы узнать, жив ли я; доктора и все
окружающие давно осудили меня на смерть: доктора по несомненным
медицинским признакам, а окружающие - по несомненным дурным
приметам.
Страданий матери моей описать невозможно, но восторженное
присутствие духа и надежда спасти свое дитя никогда ее не покидала.
«Матушка Софья Николаевна не один раз говорила, как я сам слышал,
преданная ей душою дальняя родственница,- перестань ты мучить свое дитя ,
ведь уж и доктора, и священник сказали тебе, что он не жилец. Покорись
воли божией: положи дитя под образа, затепли свечку и дай его ангельской
душеньке выйти с покоем из тепла. Ведь ты только мешаешь ей и тревожишь
ее, а пособить не можешь…».
4-й ученик. (Продолжает чтение)
«Но с гневом встречала такие речи моя мать и отвечала, что покуда искра
жизни тлеет во мне, она не перестанет делать все, что может для моего
спасения, - и снова клала меня бесчувственного в крепительную ванну,
вливала в рот рейнвейну или бульону, целые часы растирала мне грудь и
спину голыми руками, а, если и это не помогало, то наполняла легкие мои
своим дыханием – и я, после глубокого вздоха, начинал дышать сильнее, как
будто просыпался к жизни, получал сознание, начинал принимать пищу и
говорить, и даже поправлялся на некоторое время. Так бывало не один раз…»
«Я приписываю мое спасение неусыпному уходу, неослабному уходу,
безграничному вниманию матери. Постоянно нуждаясь в деньгах, мать
перебивалась с копейки на копейку, но доставала старый рейнвейн в Казани,
за 500 верст, за неслыханную тогда цену. В городе Уфе не было тогда так
называемых французских белых хлебов и каждую неделю, т.е. каждую
почту, щедро вознаграждаемый почтальон привозил из той же Казани по 3
белых хлеба. Я сказал об этом для примера; точно то же соблюдалось во
всем. Моя мать не давала потухнуть во мне догоравшему светильнику
жизни; едва он начинал угасать, она питала его магнетическим излиянием
собственной жизни, собственного дыхания».
Ведущий.
Кто как не мать может вести такую самоотверженную борьбу за жизнь
своего ребенка, о многом забывая, но о нем помня всегда, и ночью, и днем,
каждый час, каждую минуту, каждую секунду. Об этом рассказывает
стихотворение А.Н. Майкова «Мать»
( Фоном звучит «Ноктюрн» Шопена, новые репродукции картин появляются
одна за другой)
5-й ученик.
Бедный мальчик! Весь в огне,
Все ему неловко!
Ляг на плечико ко мне
Прислонись головкой!
Я с тобою похожу…
Подремли, мой мальчик,
Хочешь, сказочку скажу:
Жил-был мальчик с пальчик…
Нет! Не хочешь?.. Сказки - вздор!
Песня лучше будет…
Зашумел сыр-темен бор,
Лис лисичку будит;
Во сыром-темном бору…
Задремал мой крошка!..
Я малинки наберу
Полное лукошко…
Во сыром-темном бору…
Тише!.. Засыпает…
Словно птенчик, все в жару
Губки открывает…
Отклони удар, уйди,
Смерть, с своей косою!
Мать дитя с своей груди
Не отдаст без бою!
Заслонит средь всех тревог
Всей душой своею
Жизни чудный огонек,
Что затеплен ею.
Ведущий проводит аутотренинг:
А сейчас давайте немного отдохнём. Сядьте, расположитесь
комфортно. Вспомните любимый уголок природы. А теперь мысленно
обратите свой взор к лазури неба. Представьте себе, что в безбрежном
космосе плывет наша Земля. В лицо веет свежестью. Вы ощущаете
приятную истому. Невесомость. Легкость. Аромат цветущих лесов и полей.
В душе умиротворение. Сердце бьется ритмично, дышится легко. Мы
отдыхаем в голубой синеве. Звездные дали вдохновляют нас. Мы внутренне
ощущаем красоту мира. Мы отдохнули, успокоились. Наши силы
восстановились. Мы чувствуем радость жизни… (на экране появляются
красивые пейзажи и звучит релаксирующая музыка).
Ведущий.
Мы продолжаем наше путешествие в мир прекрасного. А вот герой повести
Л.Н. Толстого «Детство» называет свою маму «матушкой». Он здоров и
весел, у него есть замечательный старший брат, сестренки, любимый
учитель. Но всех дороже ему матушка.
6-й ученик.
«Так много возникает воспоминаний прошедшего, когда стараешься
воскресить в воображении черты любимого существа, что сквозь эти
воспоминания, как сквозь слезы, смутно видишь их. Это слезы
воображения. Когда я стараюсь вспомнить матушку такою, какою она была
в то время, мне представляются ее карие глаза, выражающие всегда
одинаковую доброту и любовь, родинка на ее шее, немного пониже того
места, где вьются маленькие волосики, шитый белый воротничок, нежная
сухая рука, которая так часто меня ласкала и которую я так часто целовал;
но общее выражение ускользает от меня…»
7 - й ученик.
«Когда матушка улыбалась, как ни хорошо было ее лицо, оно делалось
несравненно лучше, и кругом все как будто веселело. Если бы в тяжелые
минуты жизни, я хоть мельком мог видеть эту улыбку, я бы не знал, что
такое горе. Мне кажется, в одной улыбке состоит то, что называют красотою
лица; если улыбка прибавляет прелести лицу, то лицо прекрасно; если она не
изменяет его, то оно обыкновенно; если она портит его, то оно дурно.
Поздоровавшись со мною, maman взяла обеими руками мою голову и
откинула ее назад, потом посмотрела пристально на меня и сказала:
- Ты плакал сегодня?
Я не отвечал. Она поцеловала меня в глаза и по-немецки спросила:
-О чем ты плакал?
Когда она разговаривала с нами дружески, она всегда говорила на этом
языке, который знала в совершенстве.
- Это я во сне плакал, maman, - сказал я…»
Ведущий.
По звучанию и настроению описание материнской ласки и нежности в
повести Л.Н. Толстого перекликается с четверостишием Ф.И. Тютчева:
Твой милый образ незабвенный
Он предо мной везде, всегда,
Недостижимый, неизменный,
Как ночью на небе звезда…
У писателя И.А. Бунина тоже есть стихотворение, посвященное женщине-
матери. Оно так и называется «Мать».
8 - й ученик.
И дни и ночи до утра
В степи бураны бушевали,
И ветки снегом заметали,
И заносили хутора.
Они врывались в мертвый дом,
И стекла в рамах дребезжали,
И снег сухой в старинной зале
Кружился в сумраке ночном.
Но был огонь – не угасая,
Светил в пристройке по ночам,
И мать всю ночь ходила там,
Глаз до рассвета, не смыкая.
Она мерцавшую свечу
Старинной книгой заслонила
И, положив дитя к плечу,
Все напевала и ходила…
Ведущий.
Мать стремится укрыть от бури и непогоды свое дитя. Но смысл
стихотворения гораздо глубже: пока есть Мать на Земле, не страшно
человеку: она затеплит огонек среди мрака ночи, не даст заблудиться и
пропасть, поможет, закроет от беды, отогреет твою душу. Добрые, нежные
слова о своей матери говорил композитор С.С. Прокофьев. Он вспоминал о
том, что мать первой открыла его талант и постоянно его развивала.
9-й ученик.
«Музыкальные склонности начали проявляться рано, вероятно, года в
четыре. Музыку в доме я слышал от рождения. Когда вечером укладывали
спать, а спать не хотелось, я лежал и слушал, как где-то вдалеке, за несколько
комнат, звучала соната Бетховена. Занятия на рояле мать начинала с
упражнений. Вот тут и я старался примоститься к клавиатуре. Мать иной раз
отводила в мое пользование две верхних октавы, по которым я выстукивал
свои детские эксперименты. Довольно варварский ансамбль, на первый
взгляд, но расчет матери оказался правильным, и вскоре « дитя» стало
подсаживаться к роялю самостоятельно, пытаясь что-то подбирать.
Мать обладала педагогической жилкой. Незаметно она старалась
направить меня и объяснить, как надо пользоваться инструментом.
…Слушание музыки и импровизирование за клавиатурой привели к
тому, что я стал подбирать самостоятельные пьески».
10-й ученик.
…Родители обращали внимание на общее образование ребенка. Одним
из пунктов программы было раннее знакомство с языками.
…Выяснилось, что есть специальная контора в Варшаве, связанная
непосредственно с Парижем. Эта контора помогла подобрать учительницу
французского языка во Франции. Недолго думая, мать села в поезд и
отправилась в Варшаву. Это составляло тысячу километров, но образование
сына было дороже. Семья Прокофьевых жила в степной глуши, на юге
России.
«…К моему музыкальному развитию мать относилась с большим
вниманием и осторожностью. Главное - поддержать в ребенке интерес к
музыке и, сохрани Бог, не оттолкнуть его скучной зубрежкой. Отсюда: на
упражнения как можно меньше времени и как можно больше на знакомство с
литературой. Точка зрения замечательная, которую надо бы, чтобы мамаши
помнили…
…Первое время, т.е. когда мне было семь лет, мать занималась по
двадцать минут в день, тщательно следя, чтоб никогда не передерживать
меня сверх урочного времени…»
(Фоном во время чтения звучит музыка С.С. Прокофьева)
Заключительное слово учителя.
В финале мероприятия звучит «Адажио» Альбинони для саксофона.