Литературно - музыкальная гостиная "Ни единою буквой не лгу…" (по творчеству Владимира Высоцкого) 11 класс

1
Соболева Марина Александровна,
учитель русского языка и литературы
МОУ «Лицей №
г. Железногорска Курской области
Литературно-музыкальная гостиная
«Ни единою буквой не лгу…»
(по творчеству Владимира Высоцкого)
Цели:
познакомить с личностью и особенностями творчества Владимира
Высоцкого;
развивать читательский и музыкальный вкус старшеклассников, творческие
способности, интерес к поэтическому слову;
воспитывать активную гражданскую позицию.
2
/ Слайд 1 /
Литературно – музыкальная гостиная
«Ни единою буквой не лгу…»
(по творчеству Владимира Высоцкого)
/Слайд 2 /
Уч-ль: Владимир Высоцкий.
Он и при жизни был легендой. А после смерти его именем назвали
горную вершину, новую планету, океанский танкер, его именем называли
театры. Человек талантливый, многогранный. Он был прекрасный артист
(его называли Гамлетом 70-х: на фестивале в Белграде он получил первый
приз за роль Гамлета), оригинальный поэт и замечательный, любимый
народом певец.
Вед.1: Родился Владимир Семенович Высоцкий в Москве 25 января
1938 года. Жил то с матерью переводчицей с немецкого языка, то в семье
отца связиста, ставшего профессиональным военным. Тяга к творчеству
появилась в старших классах. Володя, поддавшись родительскому влиянию,
поступил на механический факультет Московского инженерно-
строительного института.
Вед.2: В коллектив студентов влился сразу, но удовлетворения от учебы
не получал: душа рвалась на подмостки театра. В конце первого семестра он
все-таки бросил институт, чтобы на следующий год, преодолев сложнейшие
экзамены, поступить в школу-студию МХАТ. Закончив актерское отделение,
он стал работать в Московском драмтеатре имени Пушкина, а с 1964 года и
до последних дней своей жизни был актером Московского театра драмы и
комедии на Таганке, где сыграл более 20 ролей. Как актер снимался в
художественных фильмах.
Уч-ль: Театр был делом его жизни, а песни, поэзия его судьбой. Мир
песен Высоцкого явление неповторимое. Гордый гражданин, тонкий лирик,
3
наследник воинов Великой Отечественной войны таким предстает перед
нами этот необыкновенный певец-поэт.
Его песни – это особый жанр искусства, жанр авторской песни, где
исполнение, и, главное, кто исполняет играет очень большую роль.
Авторская песня это возможность разговаривать с людьми на темы,
которые волнуют, что особенно скребет по нервам, рвет душу. По мнению
Высоцкого, «самое главное в авторской песне это текст, информация,
поэзия». Поэтому-то авторская песня так эмоциональна, проникает в душу. А
Высоцкий писал очень сильные тексты.
Пойдем от истоков творческого пути Высоцкого. Как и с чего он
начинал?
/ Слайд 3 «Дворовые песни» /
Вед.1: «Пишу я очень давно. С восьми лет писал я всякие вирши, детские
стихи про салют. А потом, когда стал немного старше, писал всевозможные
пародии», - рассказывал Высоцкий своим слушателям. Пародийное начало
неизменно присутствует в тех ранних песнях Высоцкого, которые зачастую
именуются «блатными» (сам Высоцкий предлагал называть их «дворовыми»)
песнях, сочиненных от лица простого человека, как правило, связанного с
криминальными кругами.
«Первую свою песню я написал в Ленинграде где-то в 1961 году. Дело
было летом, ехал я в автобусе и увидел впереди себя человека, у которого
была распахнута рубаха и на груди видна была татуировка – нарисована была
очень красивая женщина, а внизу написано: «Люба, я тебя не забуду
Почему-то мне захотелось про это написать. Я сделал песню «Татуировка»,
только вместо «Любы» поставил для рифмы «Валю».
Hе делили мы тебя и не лaскaли,
А что любили, тaк это позaди.
Я в душе ношу твой светлый обpaз, Вaля,
А Лешa выколол твой обpaз нa гpуди.
И в тот день, когдa пpощaлись нa вокзaле,
Я тебя до гpобa помнить обещaл.
Я скaзaл, - я не зaбуду в жизни Вaли!
- А я тем более!, - мне Лешa отвечaл.
4
А тепеpь pеши, кому из нaс с ним хуже,
И кому тpудней, попpобуй paзбеpись.
У него твой пpофиль выколот снapужи,
А у меня душa исколотa снутpи.
И когдa мне тaк уж тошно, хоть нa плaху
Пусть словa мои тебя не оскоpбят,
Я пpошу, чтоб Лешa paсстегнул pубaху,
И гляжу, гляжу чaсaми нa тебя.
Hо недaвно мой товapищ, дpуг хоpоший,
Он беду мою искусством побоpол,
Он скопиpовaл тебя с гpуди у Леши
И нa гpудь мою твой пpофиль нaколол.
Знaю я, своих дpузей чеpнить неловко,
Hо ты мне ближе и pоднее оттого,
Что моя, веpней, твоя тaтуиpовкa
Много лучше и кpaсивше, чем его.
Вед.2: Слагая песни от имени хулиганов, воров и бандитов, Высоцкий
заставлял слушателей задуматься о причинах преступности, о тех
социальных обстоятельствах, которые толкают людей на неверный путь.
Вед.1: От «криминальной» темы в творческой судьбе Высоцкого тянется
отчетливая нить к теме военной.
/Слайд 4 «Вечный огонь Великой Отечественной войны»/
Не случайно первой песней о войне стали «Штрафные батальоны»
(1964), а еще в одной песне того же года легендарная надпись «Все ушли на
фронт» появляется не на дверях райкома, а «у лагерных ворот». Именно те,
кто отвергнут обществом, кто успел побывать «врагом» для «своих»,
предстают носителями подлинного героизма и патриотизма:
…За грехи за наши нас простят,
Ведь у нас такой народ:
Если Родина в опасности –
Значит, всем идти на фронт.
Вед.2: Затем была «Песня о звездах», «Песня о госпитале», но все свои
концерты Высоцкий начинал с песни «Братские могилы».
5
На братских могилах не ставят крестов,
И вдовы на них не рыдают,
К ним кто-то приносит букеты цветов
И Вечный огонь зажигает.
Здесь раньше вставала земля на дыбы,
А нынче - гранитные плиты.
Здесь нет ни одной персональной судьбы -
Все судьбы в единую слиты.
А в Вечном огне видишь вспыхнувший танк,
Горящие русские хаты,
Горящий Смоленск и горящий рейстаг,
Горящее сердце солдата.
У братских могил нет заплаканных вдов -
Сюда ходят люди покрепче.
На братских могилах не ставят крестов,
Но разве от этого легче?
Уч-ль: Владимир Высоцкий собирал огромные залы зрителей, выступал
«на полной отдаче», как будто в последний раз. Он войну сделал понятной
для всех. Пел так, что у зрителей выступали слезы на глазах.
После выхода первых пластинок с песнями о войне он стал получать
письма от разных людей. Спрашивали: «Не тот ли Вы Владимир Высоцкий, с
которым мы вместе выходили из окружения под Оршей Или, например:
«Не воевали ли Вы в таком-то батальоне на Первом Украинском? У меня там
был друг, он похож на Вас по голосу…»
Вед.1: Нет, Высоцкий, конечно, не мог воевать: во время войны он был
слишком маленьким. Но он рос, дышал и жил, дополняя детскую память
взрослой памятью обожженной земли: памятью своих родных, вернувшихся
с фронта, памятью конкретного времени, общей памятью победившего
народа. И уже после, начав работу в песне, он постоянно возвращался в эту
память, все время проверял себя выросшего недавним грозовым прошлым.
Проверял так, будто спрашивал: «А я бы мог?..» «А я бы не струсил?..» «Я
бы выстоял?..»
Вед.2: Это было одновременно и творчеством, и становлением
собственного характера, ибо Высоцкий вживался не в какой-то заранее
заданный «образ героя», а в реальную, невероятно трудную солдатскую
6
профессию, в смертельные солдатские будни. И ощущал их всем своим
существом, каждой клеткой собственного тела. Поэтому кажется даже, что
свои военные песни, большинство из которых написано от первого лица, он
не сочинял, а вспоминал!
Почему все не так? Вроде все как всегда:
То же небо - опять голубое,
Тот же лес, тот же воздух и та же вода,
Только он не вернулся из боя.
Мне теперь не понять, кто же прав был из нас
В наших спорах без сна и покоя.
Мне не стало хватать его только сейчас,
Когда он не вернулся из боя.
Он молчал невпопад и не в такт подпевал,
Он всегда говорил про другое,
Он мне спать не давал, он с восходом вставал,
А вчера не вернулся из боя.
То, что пусто теперь, - не про то разговор,
Вдруг заметил я - нас было двое.
Для меня будто ветром задуло костер,
Когда он не вернулся из боя.
Нынче вырвалась, будто из плена, весна,
По ошибке окликнул его я:
- Друг, оставь покурить! - А в ответ - тишина:
Он вчера не вернулся из боя.
Наши мертвые нас не оставят в беде,
Наши павшие - как часовые.
Отражается небо в лесу, как в воде,
И деревья стоят голубые.
Нам и места в землянке хватало вполне,
Нам и время текло для обоих.
Все теперь одному. Только кажется мне,
Это я не вернулся из боя.
Вед.1: Гибель каждого человека невосполнимая потеря. Пусто
становится на земле и умирает какая-то часть твоей души, когда погибает
близкий человек.
Вед.2: Человек равен целому миру, в свою очередь, мир, Земля в
художественной системе Высоцкого предстает в образе очеловеченном.
Наиболее красноречивый пример «Песня о Земле» (1969), где философски
обобщенное неприятие всех и всяческих воин сочетается с мужественной
верой в неистребимость жизни:
Кто сказал: "Все сгорело дотла?
Больше в Землю не бросите семя"?
Кто сказал, что Земля умерла?
Нет! Она затаилась на время.
Материнство не взять у Земли,
Не отнять, как не вычерпать моря.
Кто поверил, что Землю сожгли?
Нет! Она почернела от горя.
Как разрезы, траншеи легли,
И воронки, как раны, зияют,
Обнаженные нервы Земли
Неземное страдание знают.
Она вынесет все, переждет.
Не записывай Землю в калеки!
Кто сказал, что Земля не поет,
Что она замолчала навеки?
Нет! Звенит она, стоны глуша,
Изо всех своих ран, из отдушин.
Ведь Земля - это наша душа,
Сапогами не вытоптать душу!
Кто поверил, что Землю сожгли?
Нет, она затаилась на время.
7
Вед.1: Высоцкого интересовала действенная, конфликтная, драматическая
сторона жизни, поэтому он выбирал темы, располагающие к сюжетному
претворению.
/ Слайд 5 «Бить человека по лицу я с детства не могу» /
Спорт давал богатые возможности для построения сюжетных метафор. В
«Песне о сентиментальном боксере» противопоставлено два характера, два
типа, которые встречаются в жизни всегда, в любой стране и в любое время:
Удар, удар, еще удар, опять удар - и вот
Борис Будкеев (Краснодар) проводит апперкот.
Вот он прижал меня в углу, вот я едва ушел,
Вот - апперкот, я на полу, и мне нехорошо.
И думал Будкеев, мне челюсть кроша:
И жить хорошо, и жизнь хороша!
При счете семь я все лежу, рыдают землячки.
Встаю, ныряю, ухожу, и мне идут очки.
Неправда, будто бы к концу я силы берегу, -
Бить человека по лицу я с детства не могу.
Но думал Будкеев, мне ребра круша :
И жить хорошо, и жизнь хороша!
В трибунах свист, в трибунах вой: - Ату его, он трус!..-
Будкеев лезет в ближний бой, а я к канатам жмусь.
Но он пролез - он сибиряк, настырные они.
И я сказал ему : - Чудак! Устал ведь, отдохни!
Но он не услышал, он думал, дыша,
Что жить хорошо и жизнь хороша.
А он все бьет - здоровый черт! Я вижу - быть беде.
Ведь бокс - не драка, это спорт отважных и т. д.
Вот он ударил раз, два,три - и сам лишился сил.
Мне руку поднял рефери, которой я не бил.
Лежал он и думал: что жизнь хороша...
Кому - хороша, а кому - ни шиша.
Вед.2: Можно ли в боксерском поединке победить, не нанеся сопернику
ни одного удара? Конечно, нет! А вот в жизни такое возможно:
победителями по большому счету здесь нередко становятся те, кто не
суетится, не борется за первенство, кто органически не способен двигаться
вперед, оттесняя других людей, причиняя им боль. А жизнерадостные
Буткеевы нередко оказываются в проигрыше, растрачивая свои силы на
бессмысленную борьбу с конкурентами. Высоцкий заставляет нас
задуматься, подвергнуть сомнению правила игры, не столько в спортивном,
сколько в жизненном смысле.
8
/ Слайд 6 «Аллегорические истории о животных» /
Вед.1: Высоцкий умел быть не только серьезным, но и очень ироничным
в своих песнях. Есть тематический цикл, который можно определить как
аллегорические истории о животных: будь то Жираф, влюбившийся в
Антилопу, или взбунтовавшийся Козел. Аллегорическая фауна нужна была
поэту не для «маскировки» заветных и крамольных идей, а для большей
экспрессивности, броскости образа и сюжета.
В заповеднике (вот в каком - забыл)
Жил да был Козел - роги длинные,-
Хоть с волками жил - не по-волчьи выл -
Блеял песенки, да все козлиные.
И пощипывал он травку, и нагуливал бока,
Не услышишь от него худого слова,-
Толку было с него, правда, как с козла молока,
Но вреда, однако, тоже - никакого.
Жил на выпасе, возле озерка,
Не вторгаясь в чужие владения,-
Но заметили скромного Козлика
И избрали в козлы отпущения!
Например, Медведь - баламут и плут -
Обхамит кого-нибудь по-медвежьему,-
Враз Козла найдут, приведут и бьют:
По рогам ему и промеж ему...
Не противился он, серенький, насилию со злом,
А сносил побои весело и гордо.
Сам Медведь сказал: "Робяты, я горжусь Козлом -
Героическая личность, козья морда!"
Берегли Козла как наследника,-
Вышло даже в лесу запрещение
С территории заповедника
Отпускать Козла отпущения.
А Козел себе все скакал козлом,
Но пошаливать он стал втихимолочку:
Как-то бороду завязал узлом -
Из кустов назвал Волка сволочью.
А когда очередное отпущенье получал -
Все за то, что волки лишку откусили,-
Он, как будто бы случайно, по-медвежьи зарычал,-
Но внимания тогда не обратили.
Пока хищники меж собой дрались,
В заповеднике крепло мнение,
Что дороже всех медведей и лис -
Дорогой Козел отпущения!
Услыхал Козел - да и стал таков:
"Эй, вы, бурые,- кричит,- эй вы, пегие!
Отниму у вас рацион волков
И медвежие привилегии!
Покажу вам "козью морду" настоящую в лесу,
Распишу туда-сюда по трафарету,-
Всех на роги намотаю и по кочкам разнесу,
И ославлю по всему по белу свету!
Не один из вас будет землю жрать,
9
Все подохнете без прощения,-
Отпускать грехи кому - это мне решать:
Это я - Козел отпущения!"
...В заповеднике (вот в каком забыл)
Правит бал Козел не по-прежнему:
Он с волками жил - и по-волчьи взвыл,-
И орет теперь по-медвежьему.
/Слайд 7 «Лукоморье» /
Вед.2: Нельзя не сказать о песнях-сказках Высоцкого. Обращаясь к
фольклорным ситуациям, поэт их основательно переиначивает, он строит
свой сюжет поверх сказочного. Вот, к примеру, сказка «Про дикого вепря»,
где «опальный стрелок» берется спасти родное королевство от страшного
зверя, но при этом категорически отказывается в качестве награды принять
королевскую дочку.
В королевстве, где все тихо и складно,
Где ни войн, ни катаклизмов, ни бурь,
Появился дикий вепрь огромадный -
То ли буйвол, то ли бык, то ли тур.
Сам король страдал желудком и астмой,
Только кашлем сильный страх наводил,
А тем временем зверюга ужасный
Коих ел, а коих в лес волочил.
И король тотчас издал три декрета:
"Зверя надо одолеть наконец!
Кто отважется на дело на это -
Тот принцессу поведет под венец!"
А в отчаявшемся том государстве -
Как войдешь, так сразу наискосок,-
В бесшабашной жил тоске и гусарстве
Бывший лучший королевский стрелок.
На полу лежали люди и шкуры,
Пели песни, пили меды - и тут
Протрубили во дворце трубадуры,
Хвать стрелка! - и во дворец волокут.
И король ему прокашлял: - Не буду
Я читать тебе моралей, юнец!
Если завтра победишь Чуду-юду,
То принцессу поведешь под венец.
А стрелок: - Да это что за награда?
Мне бы выкатить портвейна бадью!
А принцессу мне и даром не надо -
Чуду-юду я и так победю.
А король: - Возьмешь принцессу - и точка!
А не то тебя - раз-два! - и в тюрьму!
Это все же королевская дочка! -
А стрелок: - Ну хоть убей - не возьму!
И пока король с ним так препирался,
10
Съел уже почти всех женщин и кур,
И возле самого дворца ошивался
Этот самый то ли бык, то ли тур.
Делать нечего - портвейн он отспорил,
Чуду-юду победил и убег.
Вот так принцессу с королем опозорил
Бывший лучший, но опальный стрелок.
Вед.1: «Чуду-юду я и так победю!» Чрезвычайно выразительно звучит
это «победю» - смелая, непринужденная и художественно мотивированная
трансформация языковой нормы. С языком Высоцкий обращается весело,
игриво, свободно и творчески. Каждое отклонение от привычного варианта
несет у него интересные смысловые оттенки. При всей кажущейся легкости
произведения Высоцкого требуют от читателя хорошего знания литературы,
умения сопоставлять тексты, угадывать подтексты в неожиданных местах.
Вед.2: Мы подошли к той тематической группе песен, которую очень
условно – можно было бы назвать сатирической.
/ Слайд 8 «Несовершенство жизни (сатира)» /
Условно потому что социальная, политическая и философская сатира
у Высоцкого присутствует в песнях на самые разные темы. Сатирические
персонажи Высоцкого это не схематические карикатуры, а живые,
узнаваемые характеры.
Диалог у телевизора / Фонограмма песни включается по щелчку на специальном
значке/
Ой, Вань! Смотри, какие клоуны!
Рот - хоть завязочки пришей!
А до чего ж, Вань, размалеваны.
И голос, как у алкашей.
А тот похож, нет, правда, вань,
На шурина - такая ж пьянь!
Нет, нет, ты глянь, нет, нет,
Ты глянь, я вправду, Вань!
- Послушай, Зин, не трогай шурина!
Какой ни есть, а он - родня!
Сама намазана, прокурена...
Гляди, дождешься у меня!
А чем болтать, взяла бы, Зин,
В антракт сгоняла в магазин.
Что? Не пойдешь? Ну, я один.
Подвинься, зин!
Ой, Вань. Гляди какие карлики!
В джерси одеты, не в шевиот.
11
На нашей пятой швейной фабрике
Такое вряд ли кто пошьет.
А у тебя, ей-богу, Вань,
Ну все друзья - такая рвань!
И пьют всегда в такую рань такую дрянь!
- Мои друзья, хоть не в болонии,
Зато не тащат из семьи.
А гадость пьют из экономии,
Хоть поутру, да на свои.
А у тебя самой-то, Зин,
Приятель был с завода шин,
Так тот вобще хлебал бензин.
Ты вспомни, Зин!
- Ой, Вань, гляди-кось, попугайчики.
Нет, я ей-богу закричу!
А это кто в короткой маечке?
Я, Вань, такую же хочу.
В конце квартала, правда, Вань,
Ты мне такую же сваргань...
Ну, что "Отстань"? Опять "Отстань"?
Обидно, Вань!
- Уж ты бы лучше помолчала бы:
Накрылась премия в квартал.
Кто мне писал на службу жалобы?
Не ты? Да я же их читал.
К тому же эту майку, Зин,
Тебе напяль - позор один.
Тебе шитья пойдет аршин.
Где деньги, Зин?
- Ой, Вань, умру от акробатика.
Гляди, как вертится, нахал.
Завцеха наш, товарищ Савтюхов,
Недавно в клубе так скакал...
А ты придешь домой, Иван,
Поешь - и сразу на диван.
Иль вон кричишь, когда не пьян.
Ты что, Иван?
- Ты, Зин, на грубость нарываешься,
Все, Зин, обидеть норовишь.
Тут за день так накувыркаешься,
Придешь домой - там ты сидишь...
Ну, и меня, конечно, зин,
Сейчас же тянет в магазин
А там друзья. Ведь я же, зин,
Не пью один.
- Ого, однако же, гимнасточка.
Ой, что творит, хотя в летах.
У нас в кафе молочном "Ласточка"
Официантка может так.
А у тебя подруги, Зин,
Все вяжут шапочки для зим.
От ихних скучных образин
Дуреешь, Зин.
Как, Вань? А Лилька Федосеева,
Кассирша из ЦПКО
12
Ты к ней все лез на новоселье...
Она так очень ничего
А чем ругаться, лучше, Вань,
Поедем в отпуск в Еревань.
Ну, что "Отстань"? Всегда "Отстань".
Обидно, вань!
Вед.1: Текст этой песни дает немало поводов для смеха, для наблюдений
над техникой авторского остроумия. Но едва ли стоит смотреть на Ваню и
Зину только свысока, с позиции превосходства. О чем все время заводит речь
Зина? О несовершенстве своей с Ваней жизни, несовершенстве не столько
бытовом, сколько духовном, даже эстетическом. Наивно восхищаясь
цирковыми чудесами, она горестно сравнивает эту «красоту» со своими
буднями. И Ваня, несмотря на всю свою грубость, не может не чувствовать
правоты, содержащейся в словах Зины. Он то отшучивается, то отругивается.
Ни за что не хочет он признаться, что его жизнь пуста и бессмысленна.
Вед.2: Пусть мы внешне не похожи на Ваню с Зиной, но не отдаем ли мы
порою дань злословию, грубости, скуке и апатии. Такой вопрос спрятан
внутри каждой сатирической песни Высоцкого.
Вед.1: Чем беспощаднее сатирик, тем отчетливее проступает в его
творчестве образ того идеала, с позиции которого ведется писателем критика
общества. Высоцкий, смело и открыто заявивший всем своим
соотечественникам: «Нет, ребята, все не так!// Все не так, ребята…», был
постоянно занят поиском истинных, неоспоримых ценностей. Поэтому его
всегда интересовали экстремальные ситуации, в которых сущность человека
проявляется с особенной отчетливостью.
/ Слайд 9 «Я не люблю…» /
Вед.1: Особую тематическую группу составляют в его наследии песни о
единоборстве со стихией, об испытании личности, о зарождении между
людьми подлинной духовной близости. Сюда относятся и «альпинистские»
песни, написанные для кинофильма «Вертикаль».
/ Звучит «Песня о друге» (под гитару) /
Если друг оказался вдруг
И не друг, и не враг а так…
Если сразу не разберешь,
Плох он или хорош,
Парня в горы тяни — рискни! —
Не бросай одного его,
Пусть он в связке одной с тобой
Там поймешь, кто такой.
Если парень в горах — не ах,
Если сразу раскис и вниз,
Шаг ступил на ледник и сник,
Оступился и в крик,
Значит рядом с тобой чужой,
Ты его не брани гони,
Вверх таких не берут, и тут
Про таких не поют.
13
Если ж он не стонал, не ныл,
Пусть он хмур был и зол, но шел,
А когда ты упал со скал,
Он стонал, но держал;
Если шел он с тобой, как в бой,
На вершине стоял хмельной,
Значит, как на себя самого,
Положись на него.
Вед.2: Мотив мужества сквозной в его песнях. Мужество это
способность честно, достойно, не отступая пройти предназначенный тебе
путь до конца. И если ты ощущаешь кратковременность своего пребывания
на земле, то нужно жить на пределе человеческих сил.
Вдоль обрыва, по-над пропастью, по самому по краю
Я коней своих нагайкою стегаю-погоняю!
Что-то воздуху мне мало: ветер пью, туман глотаю...
Чую с гибельным восторгом: пропадаю, пропадаю!
Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее!
Вы тугую не слушайте плеть.
Но что-то кони мне попались привередливые...
И дожить не успел, мне допеть не успеть.
Я коней напою,
Я куплет допою, -
Хоть мгновенье еще постою на краю...
Вед.2: Мужество проявляется в экстремальных ситуациях, когда
верность друзьям-альпинистам надо доказать делом.
Здесь вам не равнина, здесь климат иной -
Идут лавины одна за одной,
И здесь за камнепадом ревет камнепад.
И можно свернуть, обрыв обогнуть,
Но мы выбираем трудный путь,
Опасный, как военная тропа.
И можно свернуть, обрыв обогнуть,
Но мы выбираем трудный путь,
Опасный, как военная тропа.
Кто здесь не бывал, кто не рисковал,
Тот сам себя не испытал,
Пусть даже внизу он звезды хватал с небес.
Внизу не встретишь, как ни тянись,
За всю свою счастливую жизнь
Десятой доли таких красот и чудес.
Нет алых роз и траурных лент,
И не похож на монумент
Тот камень, что покой тебе подарил.
Как Вечным огнем, сверкает днем
Вершина изумрудным льдом,
Которую ты так и не покорил.
И пусть говорят, да, пусть говорят...
Но нет, никто не гибнет зря!
Так лучше - чем от водки и от простуд!
Другие пройдут, сменив уют
На риск и непомерный труд, -
Пройдут тобой непройденный маршрут.
Отвесные стены... А ну, не зевай!
Ты здесь на везение не уповай:
В горах не надежны ни камень, ни лед, ни
скала.
Надеемся только на крепость рук,
На руки друга и вбитый крюк
И молимся, чтобы страховка не подвела.
Мы рубим ступени... Ни шагу назад!
И от напряжения колени дрожат,
И сердце готово к вершине бежать из груди.
Весь мир на ладони! Ты счастлив и нем
И только немного завидуешь тем,
Другим, у которых вершина еще впереди
14
Вед.2: Мужество требуется и в отстаивании чести и достоинства
человека в мире лжи, предательства и пошлости. Кодекс мужской чести
сформулирован Высоцким в песне «Я не люблю…»
/Слайд10. Видеоролик «Я не люблю» запускается с активной ссылки на слайде/
Вед.1: Творческий интерес к миру стихий, к внутренней диалектике
природы, составной частью которой является и человек с его радостями и
страданиями, - все это позволило Высоцкому избежать социально-
публицистической ограниченности, свойственной многим его
современникам.
Вед.2: Трагизм жизни, по Высоцкому, коренится в самой природе бытия,
но эта самая природа обусловливает существование вечных и неистребимых
ценностей. Именно так трактуется в художественной системе Высоцкого
феномен любви.
/ Слайд 11 «Я люблю, и значит – я живу…» /
«Баллада о любви»
Когда вода всемирного потопа
Вернулась вновь в границы берегов,
Из пены уходящего потока
На сушу тихо выбралась любовь,
И расстворилась в воздухе до срока,
А срока было сорок сороков.
И чудаки еще такие есть,
Вдыхают полной грудью эту смесь,
И ни наград не ждут, ни наказанья,
И думая, что дышат просто так,
Они внезапно попадают в такт
Такого же неровного дыханья.
Только чувству, словно кораблю,
Долго оставаться на плаву,
Прежде чем узнать, что "я люблю" -
То же, что "дышу" или "живу".
И много будет странствий и скитаний,
Страна Любви - великая страна.
И с рыцарей своих для испытаний
Все строже станет спрашивать она,
Потребует разлук и расстояний,
Лишит покоя, отдыха и сна.
Но вспять безумцев не поворотить,
Они уже согласны заплатить,
Любой ценой, и жизнью бы рискнули,
Чтобы не дать порвать, чтоб сохранить
15
Волшебную невидимую нить,
Которую меж ними протянули.
Свежий ветер избранных пьянил,
С ног сбивал, из мертвых воскрешал,
Потому что если не любил,
Значит и не жил, и не дышал.
Но многих захлебнувшихся любовью
Не докричишься, сколько не зови,
Им счет ведут молва и пустословье,
Но этот счет замешан на крови.
А мы поставим свечи в изголовье
Погибших от невиданной любви.
И душам их дано бродить в цветах,
Их голосам дано сливаться в такт,
И вечностью дышать в одно дыханье,
И встретиться со вздохом на устах
На хрупких переправах и мостах,
На узких перекрестках мирозданья.
Я поля влюбленным постелю,
Пусть поют во сне и наяву,
Я дышу и значит я люблю,
Я люблю и значит я живу.
Вед.1: В своей любовной этике Высоцкий удивительно старомоден.
Женщина для него предмет поклонения и ответственной заботы. Ей
великодушно прощаются любые слабости. А облик лирического героя
отмечен мужественностью, широтой натуры, умением открыто выразить
свои чувства.
Здесь лапы у елей дрожат на весу,
Здесь птицы щебечут тревожно.
Живешь в заколдованном диком лесу,
Откуда уйти невозможно.
Пусть черемухи сохнут бельем на ветру,
Пусть дождем опадают сирени -
Все равно я отсюда тебя заберу
Во дворец, где играют свирели.
Твой мир колдунами на тысячи лет
Укрыт от меня и от света.
И думаешь ты, что прекраснее нет,
Чем лес заколдованный этот.
Пусть на листьях не будет росы поутру,
Пусть луна с небом пасмурным в ссоре,-
Все равно я отсюда тебя заберу
В светлый терем с балконом на море.
В какой день недели, в котором часу
Ты выйдешь ко мне осторожно?
Когда я тебя на руках унесу
16
Туда, где найти невозможно?
Украду, если кража тебе по душе,-
Зря ли я столько сил разбазарил?
Соглашайся хотя бы на рай в шалаше,
Если терем с дворцом кто-то занял!
Уч-л.: - Маринка, слушай, милая Маринка,
Кровиночка моя и половинка…
Так писал Высоцкий Марине Влади
/ Слайд 12 «Марина Влади» /
(Марина Владимировна Полякова, француженка, но русская по
происхождению). Это в нее много лет он был влюблен заочно, а когда увидел
ее воочию, то понял, что это уже навсегда. Это ей посвящены многие стихи и
песни.
Зная друг друга только по рассказам друзей и фильмам, в которых
снимались, они как будто ждали этой встречи. И она произошла. В 1967 году
Марина Влади приехала в Москву на фестиваль и попала на репетицию
спектакля «Пугачев», где Высоцкий играл главную роль. Марина была
потрясена силой, отчаянием, необычным голосом актера и…признанием в
любви. Им было по 30, у них был большой жизненный опыт: в прошлом
несколько жен и мужей, пятеро сыновей на двоих, профессиональные успехи
и неудачи, взлеты и падения, слава. Но эта встреча многое изменила в их
судьбе.
Став мужем и женой, они жили в разных странах, и только Марина
имела возможность приезжать в Советский союз. Шесть лет Марина Влади
делала все возможное и невозможное, чтобы ее муж получил визу на поездку
за границу, в Париж, где она жила и работала. Визу все-таки дали. Высоцкий
побывал в нескольких европейских городах, выступал с концертами, даже
записал несколько пластинок. А ведь на родине его стихи почти не печатали,
из множества песен, написанных для кинофильмов, прозвучали немногие. Но
и речи не могло быть о том, чтобы Высоцкий уехал за рубеж окончательно. В
те времена это считалось предательством. Да и сам он писал: «Без России я
ничто. Без публики, которая меня обожает, я не могу жить. Без их любви я
задыхаюсь. Но без свободы я умираю».
Вед.1: Жизнь и смерть, добро и зло, время и судьба, победы и
поражения…
/ Слайд 13 «Жизнь и судьба в стихах В. Высоцкого» /
17
Мы подошли к разговору о философской лирике Высоцкого.
Вед.2: С незапамятных времен идут разговоры о том, должно ли
искусство учить людей, воспитывать их, должен ли художник давать ответы,
или же ему достаточно поставить правильно вопросы.
Каждое произведение Высоцкого это вопрос, не надуманный, а
прямой, нужный. Но в самой постановке вопроса таится и ответ, который
каждый читатель-слушатель может открыть для себя лично. Об этом идет
речь в песне «Чужая колея», которую Владимир Высоцкий любил исполнять
перед молодежной аудиторией, полагая, что неожиданный финал этой песни
способны воспринять и применить в жизненной практике те, у кого еще вся
жизнь впереди.
Сам виноват - и слезы лью,
И охаю -
Попал в чужую колею
Глубокую.
Я цели намечал свои
На выбор сам,
А вот теперь из колеи
Не выбраться.
Крутые скользкие края
Имеет эта колея.
Я кляну проложивших ее,-
Скоро лопнет терпенье мое,
И склоняю как школьник плохой,
Колею - в колее, с колеей...
Эй, вы, задние! Делай, как я.
Это значит - не надо за мной.
Колея эта - только моя!
Выбирайтесь своей колеей.
Вед.1: Стоит ли в жизни стремиться к успеху, выбиваться в лидеры, или
же лучше оставаться в тени, но зато сохранять независимость?
Была пора - я рвался в первый ряд,
И это все от недопониманья.
Но с некоторых пор сажусь назад:
Там, впереди, как в спину автомат -
Тяжелый взгляд, недоброе дыханье.
Мне вреден первый ряд, и говорят,
(От мыслей этих я в ненастье ною) -
Уж лучше - где темней, в последний ряд.
Отсюда больше нет пути назад
И за спиной стоит стена стеною.
18
И пусть хоть реки утекут воды,
Пусть будут в пух засалены перины -
До лысин, до седин, до бороды
Не выходите в первые ряды
И не стремитесь в примы-балерины.
Надежно сзади, но бывают дни -
Я говорю себе, что выйду червой.
Не стоит вечно пребывать в тени.
С последним рядом долго не тяни,
А постепенно пробивайся в первый.
Вед.1: Жизнь – сложное и гибкое искусство, не терпящее готовых и
стандартных рецептов. В одних случаях надо мужественно уйти в тень,
отказаться от скорых успехов, не гнаться за славой и признанием. А в других
надо не пасовать, не малодушничать, не скромничать, а смело навстречу
жизни и людям, брать на себя бремя ответственности, а если пошлет судьба,
то и бремя успеха, славы.
Уч-ть: Сам Высоцкий умел достойно держать себя и в последнем ряду, и
в первом. Ради успеха не поступался своими художественными принципами,
не гримировал живых и нескладных своих персонажей, не редактировал
своих песен в угоду боязливым чиновникам от искусства. Терпел все тяготы
последнего ряда: почти не печатался при жизни, не часто слышал свои песни
с экрана, хотя сочинял для кино немало, сыграл в кино и театре отнюдь не
все, что мог и хотел. Но, слыша зов судьбы, чувствуя, как жаждет народ
песенного слова, без страха выходил в первый ряд и вел со своими
современниками страстный разговор о самом главном и трудном.
25 июля 1980 года Высоцкого не стало. Ему было 42 года. За полторы
недели до смерти на концерте в НИИ Пастера он исполнил песню "Грусть
моя, тоска моя...", за неделю до смерти он еще играл Гамлета на сцене
Таганки, а 25 числа его не стало... Москве шла Олимпиада. Ни радио, ни
пресса ничего не сообщили. В театре на Таганке над кассой висело маленькое
объявление о смерти актера, но никто из зрителей и не подумал сдать билет.
В день похорон у Таганки собралась огромная масса народу, не хватало мест,
люди залезали даже на крыши соседних зданий. Стояла жара, и люди
зонтами закрывали цветы, чтобы не завяли. Стадионы в тот день были
полупустыми. Двести тысяч человек пришли проститься с Высоцким.
19
Очередь за траурной процессией растянулась на 10 километров. А над
толпой звучал голос Высоцкого…
/ Слайд 14 запускается по щелчку, далее до 41 слайда переходы автоматические.
Вместе с 14 слайдом запускается аудиозапись песни «Прерванный полет» /
Уч-ль: Почему же народ так любил Высоцкого? В чем секрет его
популярности?
/Ответы детей/
Уч-ль: В песне «Прерванный полет» есть такая строчка:
Ни единою буквой не лгу!
Песни Высоцкого были наполнены правдой. Казалось даже, что и пел-то
он не песню, а правду. Правду крутых характеров, правду жизненных
ситуаций (то высоких, то нелепых), правду извечных человеческих проблем,
правду боли и нежности, правду самого времени. И получалось, что говорит
он то, что жаждут, но не умеют сказать самые обыкновенные люди. Поет не
только о них, но еще и за них. От их имени. Поэтому он был так понятен
людям и так дорог им.
20
Список использованных печатных источников
1. Высоцкий В.С. Нерв: Стихи.-2-е издание – М .: Современник, 1986
2. Авторская песня. – М.: ООО «Из-во АСТ», 2002
3. Альманах. «Мир Высоцкого: Исследования и материалы». М.: ГКЦМ
В. С. Высоцкого:
4. Вып. 1 1997 г.
5. Вып. 2 1998 г.
6. Вып. 3 (два тома) 1999 г.
7. Вып. 4 (два тома) 2000 г.
Список использованных Интернет-ресурсов
1. http://www.km.ru/referats/37157DB060554F00B5D8F62BE6D817C7