Литературно-музыкальная гостиная «Художники и поэты…должны стать жрецами и пророками…» (Поэзия и живопись Серебряного века)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«АРХАНГЕЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
имени Д.В.Пилюгина»
Ясногорского района Тульской области
Литературно - музыкальная гостиная
« Художники и поэты…должны стать жрецами и пророками…»
Вл. Соловьев
(по поэзии и живописи Серебряного века)
Разработано: учителем русского языка и литературы
Рапетовой И.Е.
2014 г.
2
Цель мероприятия:
1. Поддержать и развить интерес у учащихся средствами литературы,
живописи, музыки к творчеству поэтов Серебряного века, художников-
авангардистов начала ХХ века;
2. Воспитывать любовь к поэтическому слову, развивать навыки
выразительного чтения.
Оформление:
- класс оборудован под гостиную начала 20 в.;
- книжные стеллажи;
- пианино;
- цветы;
- на стенах репродукции с картин художников-авангардистов;
- мультимедийное оборудование, презентация.
3
В зал входит ученик (ведущий). В руках у него книги. 2-3 ставит на стеллаж,
остальные кладет на стол.
Ведущий (ученик). Ну вот, опять Кристина (ведущая) опаздывает, а у нас
еще ничего не готово к заседанию литературного кружка. (Читает на стенде):
(В это время звучит музыка: дорожка №1, Стравинский)
“Художники и поэты… должны стать жрецами и пророками…” (Вл. Соловьев)
“Наступающий конец мира веет мне в лицо каким-то явственным, хоть
неуловимым дуновением”. (Вл. Соловьев)
(Входит ведущая).
- Кристина, о чем будем говорить?
Ведущая (ученица). Об искусстве Серебряного века, когда поэтам виделось
искусство как «земное подобие творчества божественного». Подумай над смыслом
слов: «подобие творчества божественного».
Входит учитель.
Милый друг, иль ты не видишь,
Что все видимое нами
Только отблеск, только тени
От незримого очами?
Милый друг, иль ты не слышишь,
Что житейский шум трескучий –
Только отблеск искаженный
Торжествующих созвучий?
Ведущая. Это стихи В. Соловьева. А еще он говорил, что людям искусства
предстоит «воздействовать на реальную жизнь, направляя и улучшая ее, согласно
известным идеальным требованиям». Эти идеи, впервые высказанные Соловьевым,
были подхвачены символистами. Я все верно сказала, Ирина Евгеньевна?
Учитель. Да, ты права. Мы сегодня с вами собираем материал для выставки,
посвященной поэтам и художникам начала ХХ века. (На экране открывается
презентация. Слайд “Аполлон” - обложка)
Издатель журнала «Аполлон» Сергей Константинович Маковский (1887
1962 гг.) свои воспоминания озаглавил «На Парнасе Серебряного века». С легкой
руки Маковского Серебряным веком стали называть период расцвета русской
литературы, прежде всего поэзии, в первые два десятилетия ХХ века, когда на
литературной арене одни за другими сменялись символисты, акмеисты, футуристы.
(Учитель берет книгу В. Брюсова)
(На экране слайд “Портрет Брюсова)
Поэт Брюсов намеренно стремился оглушить читателя, заставить его
удивляться или негодовать. Вот фраза из предисловия к первой книге его стихов:
«Не современникам и даже не человечеству завещаю я эту книгу, а вечности и
искусству».
Ведущая. Брюсов это один из основоположников «старших символистов».
И я знаю его афоризм: «Создание искусства приотворенные двери в вечность».
Символисты считали целью искусства интуитивное постижение мира через
символы многозначные иносказания, а высшим видом искусства музыку,
которая дает максимальную свободу восприятия слушателю.
4
Учитель. Кажущиеся бессмысленными стихотворения, странные выходки
молодых поэтов вызывали негодование публики и газетчиков. Символистов
рисовали «голыми лохмачами с лиловыми волосами и зеленым носом». Психиатры
утверждали, что новая поэзия симптом вырождения человека, авторы, с нею
связанные, не желают знать истинных проблем сегодняшней жизни, выдумывают
свой, мало кому интересный мир. Символистам присвоили кличку «декаденты»
(«упадочники»). Думали их уязвить, а они сделали кличку своим именем. С точки
зрения символистов, этот упадок значительно ценнее нормальной
посредственности.
(Учитель ставит книгу Брюсова на полку)
(Входят чтецы, рассаживаются по залу произвольно).
Первый чтец. Федор Сологуб. (1900 г.)
Я ухо приложил к земле,
Чтобы услышать конский топот, -
Но только ропот, только шепот
Ко мне доходит по земле.
Нет громких стуков, нет покоя,
Но кто же шепчет, и о чем?
Кто под моим лежит плечом
И уху не дает покоя?
Ползет червяк? Растет трава?
Вода ли капает до глины?
Молчат окрестные долины,
Земля суха, тиха трава.
Пророчит что - то тихий шепот?
Иль, может быть, зовет меня,
К покою вечному клоня,
Печальный ропот, темный шепот?
Учитель. Будто и пейзаж конкретен, и поведение человека вполне реально,
но даже самый далекий от символизма читатель почувствует здесь и некий другой,
гораздо более важный смысл.
Первый чтец. Может, это размышление о вечной и простой сути природы.
Второй чтец. А может, это изображение души, ждущей предвестий и их не
получающей или предчувствующей смерть.
Учитель. Возможны и другие толкования. Главное, чтобы стихотворение
имело не один лишь внешний смысл.
(Ведущая берет с полки книгу, читает).
Ведущая. «В представлении эпохи символизма Врубель становится
олицетворением поэта – пророка, а жизнь его – воплощенный символизм».
- Значит, произведения художника Врубеля созвучны стихам символистов?
(На экране слайд “Портрет Врубеля”)
Учитель. Да, творчество Михаила Александровича Врубеля – одно из самых
значительных и загадочных явлений русского искусства конца XIX века. Вечно
живущий в своем собственном мире, недоступном пониманию других, Врубель
смог создать свой сложный мир в образах своего необычного искусства.
5
(На экране представляются слайды с картинами: 1. “Жемчужина”; 2. “Чайная
роза в стакане”; 3. “Сирень”).
Период творческой активности Врубеля сравнительно невелик чуть более
20 лет. Индивидуальный стиль легко узнаваем: это манера трактовать видимые
формы в виде мозаики мазков. (На экране открыт слайд с картиной
“Шестикрылый Серафим”)
Чтец. Константин Бальмонт
(Звучит музыка: дорожка №2, Шопен).
Я мечтою ловил уходящие тени,
Уходящие тени погасавшего дня,
Я на башню всходил, и дрожали колени,
И дрожали колени под ногой у меня.
И чем выше я шел, тем ясней рисовались,
Тем ясней рисовались очертанья вдали,
И какие – то звуки вокруг раздавались,
Вкруг меня раздавались от небес до земли.
Чем я выше всходил, тем светлее сверкали,
Тем светлее сверкали выси дремлющих гор,
И сияньем прощальным как будто ласкали,
Словно нежно ласкали отуманенный взор.
А внизу подо мною уже ночь наступила,
Уже ночь наступила для уснувшей Земли,
Для меня же блистало дневное светило,
Огневое светило догорало вдали.
Я узнал, как ловить уходящие тени,
Уходящие тени потускневшего дня,
И все выше я шел, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.
Ведущая. Я читала, что Врубеля преследовал образ Демона. (На экране
появляется слайд с картиной “Тамара и Демон”). Демон манил неуловимостью
облика, заставляя возвращаться опять и опять к образу, мастер упорно искал
пластическое выражение идеи гордого вызова миру, порыва личности к свободе.
(Слайд с картиной “Демон сидящий”).
Ведущий. Иннокентий Анненский.
«Двойник»
Не я, и не он, и не ты,
И то же, что я, и не то же:
Так были мы где-то похожи,
Что наши смешались черты.
В сомненьи кипит еще спор,
Но, слиты незримой четою,
Одной мы живем и мечтою,
Мечтою разлуки с тех пор.
Горячешный сон волновал
Обманом вторых очертаний,
Но чем я глядел неустанней,
6
Тем ярче себя ж узнавал.
Лишь полога ночи немой
Порой отразит колыханье
Мое и другое дыханье,
Бой сердца и мой и не мой...
И в мутном круженьи годин
Всё чаще вопрос меня мучит:
Когда наконец нас разлучат,
Каким же я буду один?
Второй чтец. Юргис Балтрушайтис
«Вечер»
(Звучит музыка: дорожка №3, Моцарт).
Подходит сумрак, в мире все сливая,
Великое и малое, в одно...
И лишь тебе, моя душа живая,
С безмерным миром слиться не дано...
Единая в проклятии дробленья,
Ты в полдень — тень, а в полночь — как звезда,
И вся в огне отдельного томленья
Не ведаешь покоя никогда...
Нам божий мир — как чуждая обитель,
Угрюмый храм из древних мшистых плит,
Где человек, как некий праздный зритель,
На ток вещей тоскующе глядит...
Учитель. Едва ли любая композиция Врубеля – выражение «громадного
личного мира художника», по словам А. Блока. (На экране слайд “Портрет
Блока”). (Учитель берет книгу). Это относится и к самому поэту. Воспитанный в
атмосфере символизма читатель уже не удивлялся тому, что прекрасная дама (из
одноименного цикла стихов Блока) девушка, в которую влюблен поэт, в то же
время воплощение Вечной женственности, жизнь поражала искусство, искусство
переливалось в жизнь – строило ее по своим законам.
Встреча с возлюбленной у Блока предстает как встреча с посланницей «иных
миров», обычную земную девушку поэт возвысил до недостижимого и
непостижимого идеала.
Ведущая. Блок
(Звучит музыка: дорожка №4, Рахманинов).
Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.
Так пел ее голос, летящий в купол,
И луч сиял на белом плече,
И каждый из мрака смотрел и слушал,
Как белое платье пело в луче.
И всем казалось, что радость будет,
Что в тихой заводи все корабли,
7
Что на чужбине усталые люди
Светлую жизнь себе обрели.
И голос был сладок, и луч был тонок,
И только высоко, у Царских Врат,
Причастный Тайнам,- плакал ребенок
О том, что никто не придет назад.
Учитель. Нет такой области, где бы символисты не чувствовали себя как
дома. Сологуб создавал свой мир, где звезда Майр озаряла страну Ойле, а сам поэт
с гордостью говорил: «Я бог таинственного мира». (На экране слайды “Портрет
Бальмонта”, “Портрет Гиппиус”). Бальмонт завораживал читателей невероятной
для того времени напевностью, вещал о таинствах любви и экзотических странах.
Гиппиус странно молила: «Я хочу то, чего нет на свете».
Ведущий. (Берет со стеллажа книгу О.А.Ереминой. Н.Н.Смирнова
“Символизм в русской литературе”, читает).
«В акмеизме будто есть «новое мироощущение», - лопочет Городецкий в
телефон. Я говорю: зачем хотите «называться», ничем вы не отличаетесь от нас», -
это запись Блока в его дневнике.
- Акмеизм это еще одно поэтическое направление? (Ставит книгу на
полку).
Учитель. (На экране слайды “Портрет Ахматовой, “Портрет Гумилева”).
Осенью 1911 г. Николай Гумилев, Сергей Городецкий создали «Цех поэтов» -
содружество стихотворцев, название указывало на отношение участников к поэзии
как к чисто профессиональной деятельности. А осенью 1912 г. на заседании цеха
было принято решение создать новое поэтическое течение акмеизм (от
греческого «акма» - высшая степень чего - либо). Отличительной чертой этой
поэзии стал вкус к изображению земной обыденной жизни.
Осип Мандельштам
«Век»
(Звучит музыка: дорожка №5, Стравинский).
Век мой, зверь мой - кто сумеет
Заглянуть в твои зрачки
И своею кровью склеит
Двух столетий позвонки?
Ведущий. Впечатляет.
Василий Комаровский
«Рынок»
Здесь груды валенок и кипы кошельков,
И золото зеленое копчушек.
Грибы сушеные, соленье, связки сушек,
И постный запах теплых пирожков.
Я утром солнечным выслушивать готов
Торговый разговор внимательных старушек:
В расчеты тонкие копеек и осьмушек
Так много хитрости затрачено — и слов.
8
Учитель. (Ведущая берет книгу А. Ахматовой). Акмеизм утверждает земной
мир в его зримой конкретности, звучности, красочности, доверие к предметному
миру.
Ведущая. А. Ахматова
Молюсь оконному лучу -
Он бледен, тонок, прям.
Сегодня я с утра молчу,
А сердце - пополам.
На рукомойнике моем
Позеленела медь.
Но так играет луч на нем,
Что весело глядеть.
Такой невинный и простой
В вечерней тишине,
Но в этой храмине пустой
Он словно праздник золотой
И утешенье мне.
(Ставит книгу на полку).
Учитель. «Тоской по мировой культуре» называл акмеизм Мандельштам.
Поэты и художники говорили о живом равновесии между «земным» и «небесным»,
между бытом и бытием. (На экране слайд :“Аполлон” - обложка).
«Мир не расколот надвое; слито с небесным земное», - утверждал Сергей
Городецкий. А Николай Гумилев нашел такую афористическую формулу для
выражения пропорции между «мистическим» и «земным».
Есть Бог, есть мир; они живут вовек,
А жизнь людей мгновенна и убога,
Но всё в себя вмещает человек,
Который любит мир и верит в Бога.
(Звучит музыка: дорожка №6).
С. Городецкий
«Веснянка»
Третий чтец.(Ученица в образе Весны)
Жутко мне от вешней радости,
От воздушной этой сладости,
И от звона, и от грома
Ледолома
На реке
Сердце бьется налегке.
Солнце вешнее улыбчиво,
Сердце девичье узывчиво.
Эта сладкая истома
Незнакома
И страшна,-
Пала на сердце весна!
9
Верба, ягода пушистая,
Верба, ласковая, чистая!
Я бы милого вспугнула,
Хлестанула,
Обожгла,
В лес кружиться увела!
Я бы, встретивши кудрявого,
Из-за облака дырявого
Вихрем волосы раздула
И шепнула:
"Милый, на!
Чем тебе я не весна?"
Учитель. Параллельно поискам акмеистов художники творческого
объединения «Мир искусства» обращаются к прошлым историческим эпохам.
Основной целью является красота, причем красота в субъективном понимании
каждого мастера. (На экране слайды: “Портрет Дягилева”, “Портрет Бенуа”).
Во главе объединения – известный меценат, знаток искусства, русского
балета Сергей Павлович Дягилев (1872 1929 гг.) и художник Александр Бенуа
(1870 1960 гг.), члены объединения стремились к стилевому единству, успешно
занимались оформлением театральных постановок, декоративно – прикладным
искусством, графикой. (Слайд: “Бакст, Сомов, Лансере”). Известны имена Льва
Бакста, Константина Сомова, Евгении Лансере.
Среди них Мстислав Валерианович Добужинский (на экране слайд
:“Портрет Добужинского”) (1875 1957 гг.). Он мастер городского пейзажа.
Особое место в творчестве занимает Санкт Петербург. Он вспоминал: «Меня
больше всего интересовала «изнанка города». «Питер» (слайд: “Домик в
Петербурге I) с его таинственными уголками, дворцами колодцами, тихими
закоулками, а не «парадный Петербург». (Слайд: “Канал Хаарлем”).
Одна из основных особенностей городских пейзажей Добужинского их
пустынность, безлюдность. Это город одного человека, индивидуума, ему
противопоставленного. (Слайды: “Домик в Петербурге II и “Почтовая
перемена”).
Некоторые исследователи отмечали связь творчества Добужинского с
литературным символизмом особенности с поэзией Блока). (Слайд: “Ночь в
Петербурге II).
(Звучит музыка: дорожка №7, Шостакович).
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века -
Все будет так. Исхода нет.
Умрешь - начнешь опять сначала,
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
10
(Слайд: “Человек в очках”). Композиция «Человек в очках» строится на
противопоставлении героя и города, который виден сквозь широкое окно. На
первый взгляд пестрый ряд домов и фигура человека с погруженным в тень лицом
кажутся изолированными друг от друга. Но между этими двумя планами
существует глубокая внутренняя связь. За яркостью красок выступает
механическая унылость городских домов. Герой отрешен, погружен в себя, в его
лице нет ничего, кроме усталости. «Город Добужинского» - живой организм, в
котором слиты воедино история и современность, быт и миф, высокое и пошлое,
проза и поэзия.
Второй чтец. А. Ахматова (слайд 6 “Портрет Ахматовой).
«Блоку»
Я пришла к поэту в гости.
Ровно полдень. Воскресенье.
Тихо в комнате просторной,
А за окнами мороз.
И малиновое солнце
Над лохматым сизым дымом...
Как хозяин молчаливый
Ясно смотрит на меня!
У него глаза такие,
Что запомнить каждый должен;
Мне же лучше, осторожной,
В них и вовсе не глядеть.
Но запомнится беседа,
Дымный полдень, воскресенье
В доме сером и высоком
У морских ворот Невы.
Третий чтец. О. Мандельштам (слайд :“Портрет Мандельштама”).
«Петербургские строфы»
Над желтизной правительственных зданий
Кружилась долго мутная метель,
И правовед опять садится в сани,
Широким жестом запахнув шинель.
Зимуют пароходы. На припеке
Зажглось каюты толстое стекло.
Чудовищна, -как броненосец в доке,-
Россия отдыхает тяжело.
А над Невой - посольства полумира,
Адмиралтейство, солнце, тишина!
И государства жесткая порфира,
Как власяница грубая, бедна.
Тяжка обуза северного сноба -
Онегина старинная тоска,-
На площади Сената - вал сугроба,
Дымок костра и холодок штыка...
Черпали воду ялики, и чайки
11
Морские посещали склад пеньки,
Где, продавая сбитень или сайки,
Лишь оперные бродят мужики.
Летит в туман моторов вереница.
Самолюбивый, скромный пешеход ,
Чудак Евгений , бедности стыдится,
Бензин вдыхает и судьбу клянет!
(Ставит сборник стихов Мандельштама на полку).
Ведущий. (Берет книгу, читает).
- Посмотри, что нашел! «Прошлое тесно. Академия и Пушкин- непонятнее
иероглифов.
Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч. с Парохода
Современности».
(Подходит ведущая, продолжает): « Всем этим Максимам Горьким, Куприным,
Блокам, Сологубам, Ремизовым, Аверченкам, Черным, Кузминым, Буниным и
проч., и проч.- нужна лишь дача на реке. Такую награду дает судьба портным.
С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество!»
Учитель. Это декларация русских футуристов. Да, футуристы отрицают
культурные традиции и выдвигают идею рождения сверхискусства, способного
преобразить мир, они все устремлены в будущее. Это приводит футуристов к
сознательному эпатажу, скандалу. Главная цель творчества пробуждение к
действию. Для них характерно бунтарство, которое проявляется в
экспериментаторстве в области лексики, ритмики, рифмы. Поэзия должна
«вырваться из темницы книги и звучать на площадях», по словам Маяковского.
(Слайд “Портрет Маяковского”). (Ставит на полку книгу поэта).
(Звучит музыка: дорожка №8, Стравинский).
Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочел я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?
(«А вы могли бы?»)
Футуристы полагали, что поэзия должна стать объединяющим всех людей
новым учением. Футуристы стремились к немедленному (не когда нибудь, а
сегодня, сейчас) претворению поэтического слова в дело и любыми способами:
(Звучит музыка: дорожка №8, Стравинский).
Выньте, гулящие, руки из брюк —
берите камень, нож или бомбу,
а если у которого нету рук —
пришел чтоб и бился лбом бы! –
12
требовал Маяковский в поэме «Облако в штанах».
Четвертый чтец. Маяковский
«О скрипке и немножко нервно»
Скрипка издергалась, упрашивая,
и вдруг разревелась
так по-детски,
что барабан не выдержал:
"Хорошо, хорошо, хорошо!"
А сам устал,
не дослушал скрипичной речи,
шмыгнул на горящий Кузнецкий
и ушел.
Оркестр чужо смотрел, как
выплакивалась скрипка
без слов,
без такта,
и только где-то
глупая тарелка
вылязгивала:
"Что это?"
"Как это?"
А когда геликон -
меднорожий,
потный,
крикнул:
"Дура,
плакса,
вытри!" -
я встал,
шатаясь, полез через ноты,
сгибающиеся под ужасом пюпитры,
зачем-то крикнул:
"Боже!",
бросился на деревянную шею:
"Знаете что, скрипка?
Мы ужасно похожи:
я вот тоже
ору -
а доказать ничего не умею!"
Музыканты смеются:
"Влип как!
Пришел к деревянной невесте!
Голова!"
А мне - наплевать!
Я - хороший.
"Знаете что, скрипка?
13
Давайте -
будем жить вместе!
А?"
Ведущий. Почти все поэты футуристы были художниками. Давид Бурлюк
и Владимир Маяковский учились в Московском училище живописи, ваяния и
зодчества.
Ведущая. Василий Каменский в некоторых своих стихах (он называл их
«железобетонные поэмы») расчерчивал страницу на неправильные
многоугольники и заполнял их словами и обрывками слов, связь между которыми
была чрезвычайно прихотлива. Такие стихи Каменского больше походили на
графические, чем на поэтические произведения.
Четвертый и пятый чтецы. Василий Каменский
«Декрет о заборной литературе о росписи улиц о балконах с музыкой – о
карнавалах искусств»
(Звучит музыка: дорожка №9).
А ну-ко, робята таланты,
Поэты- художники – музыканты,
Засучивайте кумачовые рукава!
Вчера и учили нас Толстые да Канты .
Сегодня - звенит своя голова.
Давайте все пустые заборы-
Крыши – фасады - тротуары
Распишем во славу вольности,
Как мировые соборы
Творились под гениальные удары
Чудес от искусства - Молодости.
Расцветайте была не была
Во все весенние колокола.
Поэты!
Берите кисти ну
И афиши – листы со стихами
По улицам с лестницей
Расклеивайте жизнь - истину
Будьте перед ней женихами –
Перед Возвестницей.
Самое простое и ясное Дело:
Рабочих Дней шесть - и Я
Предлагаю всем круто и смело
Устраивать Карнавалы и Шествия
По Праздникам Отдыха,
Воспевая Революцию Духа
Вселенскую.
Учитель. Генетически литературный футуризм связан с авангардными
группами художников XX века «Бубновый валет» и «Ослиный хвост».
Ведущий. Какие смешные названия!
14
Учитель. По мнению членов «Бубнового валета», представление их работ
должно было восприниматься как некое уличное зрелище, пронизанное
балаганным духом. «Бубновый валет» вызывал ассоциации с гаданием, даже с
криминальным миром. На самом деле название объединения обозначает старинное
французское толкование карты бубновый валет «мошенник», «плут». Любимые
жанры – пейзаж и натюрморт.
Художники объединения «Ослиный хвост» стремились соединить
живописные приемы европейской школы с достижениями русской вышивки,
лубка, иконописи. В названии был намек на скандальную репутацию, возникшую
в парижском «Салоне независимых» 1910г. Противники новых форм в живописи
попытались выдать за шедевр авангардного искусства холст, размалеванный
хвостом осла.
Имена художников: Ларионова, Куприна, Фалька, Гончаровой, Машкова и
многих других – хорошо известны.
(Звучит музыка: дорожка №10. На экране слайд: “Портрет Кончаловского”).
В творчестве Петра Кончаловского (1876 1956 гг.) примитивизм (наивное
искусство), сознательное упрощение художественных образов, проявился сильнее
всего в портретах («Наташа на стуле»).
Натюрморты Ильи Машкова (1881 – 1944 гг.) создают ощущения изобилия и
полноты жизни. (На экране представляется блок картин И. Машкова).
Аристарх Летунов (1882 1943 гг.) (на экране представляется блок картин
А. Летунова) пытался представить все предметы реального мира как постоянно
движущиеся абстрактные формы. Краски положены мелкими, точечными мазками,
делая живопись похожей на мозаику.
Павел Филонов (1883 1941 гг.) основоположник «аналитического
искусства». (На экране представляется блок картин П. Филонова). У зрителя
создается впечатление, что то или иное тело появляется у него на глазах, вырастая
в масштабах. Художник средствами живописи создает картину мира и
осмысливает одно из главных ее понятий - движение. Главный смысл его
творчества в пророчестве. Поэт Велимир Хлебников так описывал свой портрет
кисти Филонова:
Я со стены письма Филонова
Смотрю, как конь усталый, до конца.
И много муки в письме у оного
В глазах у конского лица…
Этот полный муки взгляд «до конца» был присущ и самому художнику.
Мастер светоносного цвета и отточенных, словно вырезанных на века линий. Он
раскрывал ослепительную красоту мира, но с еще большей отчетливостью
показывал страшные черты зла.
В 1912 – 1913 г. Михаил Ларионов и Наталья Гончарова много работали над
оформлением книг поэтов – футуристов.
Ведущая. Да, я знаю. Это так называемые литографированные книги,
написанные от руки на литографном камне и этой же технике
проиллюстрированные. (Слайд “Портрет Бурлюка”).
Давид Бурлюк
«Каждый молод»
15
Каждый молод, молод, молод,
В животе чертовский голод,
Так идите же за мной…
За моей спиной.
Я бросаю гордый клич
Этот краткий спич!
Будем кушать камни, травы,
Сладость, горечь и отравы.
Будем лопать пустоту,
Глубину и высоту.
Птиц, зверей, чудовищ, рыб,
Ветер, глины, соль и зыбь…
Каждый молод, молод, молод,
В животе чертовский голод.
Все, что встретим на пути,
Может в пищу нам идти.
Ведущая. А мне еще вот это стихотворение Елены Гуро нравится. «Слова
любви и тепла».
Шестой чтец.
У кота от лени и тепла разошлись ушки.
Разъехались бархатные ушки.
А кот раски - ис...
На болоте качались беловатики.
Жил – был
Ботик – животик:
Воркотик
Дуратик
Котик - пушатик.
Пушончик,
Беловатик,
Кошуратик -
Потасик...
Учитель. «Авангард» - французское слово, означает «передовой отряд».
Художники не просто отражали реальность, а создавали новый мир, пренебрегая
старомодным вкусом. Примитивизм испытание русского авангарда народной
традицией, замешан на народном представлении об искусстве. Энергичные мазки,
сочные, красочные пятна, ничем не стесненная фантазия; сюжеты, взятые из
провинциальной жизни. Всем этим увлекался Михаил Ларионов. (На экране
представляются слайд “Портрет Ларионова”, а также слайды с картинами
“Отдыхающий солдат”, “Солдат на коне”, “Рыбы на закате” ).
В начале 10-х годов ХХ века художник пришел к идее лучизма одного из
первых вариантов беспредметной живописи. В первых «лучистых» работах
Ларионова заметны мотивы природы (открываются слайды с картинами “Сад”,
“Петух”, “Лучистый пейзаж”): «Сад», «Петух», «Лучистый пейзаж». В 1914 г.
Ларионов помогал Гончаровой создавать декорации к опере балету Римского
16
Корсакова «Золотой петушок» для дягилевских «Русских сезонов», выполненных
в авангардном стиле.
Ведущий. Я видел иллюстрации с картины Казимира Малевича «Черный
квадрат», что он означает?
Учитель. Работы К. Малевича были столь оригинальны, что на выставке
«Ослиный хвост» ему выделили отдельный зал. Он ратовал за освобождение
психики от власти предмета, стремился соединить черты кубизма и футуризма.
(Слайд с картиной “Цветочница”).
В «Цветочнице» ощутимо влияние русского символизма, это обобщенный
образ человека и природы.
Художник увлекался иконописью и искусством народного примитива
лубка. (Слайды: “Спортсмены”, “На сенокосе”, “Валет - бубен”). В образе
крестьян, плотников, садовников духовная сторона жизни. Художник считал, что
главное - не форма предмета, не образ, а цвет, выделение его приведет к
беспредметному творчеству. Стремился представить любой предмет или сцену как
сочетание абстрактных геометрических фигур, что свойственно кубизму, придать
им движение, свойственное футуризму. (Слайды “Супрематизм I”, “Супрематизм
II).
Малевич порвал с натурой. Супрематизм от слова «супремус» - высший. Это
начало новой культуры, чистого творчества в живописи. Это первенство света,
художник освободил дух краски от ненавистной формы вещей и выпустил эти
формы в космическое пространство. Малевич считал, что в человеке есть тяготение
к отрыву от шара земли, называл себя председателем мирового пространства.
Живопись исчезла, превратилась в ничто. Из ничто возник черный квадрат, новый
мир творится из черного квадрата.
(Звучит музыка: дорожка №11).
«Черный квадрат» - ключевой образ всей авангардной живописи. Это взгляд
в будущее. Эту картину можно сравнить с ощущением человека, впереди которого
черный туннель, надвигающееся темное пространство втягивает человека. Что
это, как не пророчество о тех испытаниях, которые последовали для России. Через
черный квадрат Малевич попытался представить в концентрированном виде всю
картину мироздания.
Черный квадрат символ паузы, конца, границы между временем и
вечностью.
Художник говорил: «Плывите в бездну…бесконечность перед нами».
Ниспровергатели заученных истин, художники и поэты, жрецы и пророки,
сказали свое слово о человеке, мироустройстве, красоте.
Пятый чтец. Владимир Маяковский
«Эй!»
Мокрая, будто ее облизали,
толпа.
Прокисший воздух плесенью веет.
Эй!
Россия,
нельзя ли
чего поновее?
17
Блажен, кто хоть раз смог,
хотя бы закрыв глаза,
забыть вас,
ненужных, как насморк,
и трезвых,
как нарзан.
Вы все такие скучные, точно
во всей вселенной нету Капри.
А Капри есть.
От сияний цветочных
весь остров, как женщина в розовом капоре.
Помчим поезда к берегам, а берег
забудем, качая тела в пароходах.
Наоткрываем десятки Америк.
В неведомых полюсах вынежим отдых.
Смотри, какой ты ловкий,
а я -
вон у меня рука груба как.
Быть может, в турнирах,
быть может, в боях
я был бы самый искусный рубака.
Сорвем ерунду пиджаков и манжет,
крахмальные груди раскрасим под панцирь,
загнем рукоять на столовом ноже
и будем все хоть на день, да испанцы.
Чтоб все, забыв свой северный ум,
любились, дрались, волновались.
Эй!
Человек,
землю саму
зови на вальс!
Возьми и небо заново вышей,
новые звезды придумай и выставь,
чтоб, исступленно царапая крыши,
в небо карабкались души артистов.
18
Список литературы.
1. Энциклопедия для детей. Т.7. ч 2. Архитектура, изобразительное и
декоративно прикладное искусство 18- 20 веков. / глав. ред. М.Д.Аксенова.
М: Аванта +, 2003.
2. Энциклопедия для детей. Т.9. Русская литература. Ч.2. 20 век / глав. ред.
М.Д.Аксенова; метод. ред. Д.Володихин; отв. ред. Л.Поликовская. М:
Аванта +. 2004.
3. Поэзия серебряного века.В 2 т. – М.: Дрофа: Вече, 2002.- ( Библиотека
отечественной классической художественной литературы).
4. Символизм в русской литературе: 11 класс/ О.А.Еремина, Н.Н.Смирнов. М:
Издательство « Экзамен», 2005.
5. Поспелов Г.Г. « Бубновый валет». – М: 1990.
6. Русский музей представляет: Павел Филонов. Альманах. ФГУК
«Государственный Русский музей». 2008.
7. 7. Мастера русской живописи. Авторы: М.Алленов, Е.Алленова, Ю. Астахов
и др. – М: издательство « Белый город», 2008.
8. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русской литературе 20 века: 11
класс,1 полугодие. – М: ВАКО, 2005.