Презентация "Н.Н. Гончарова в письмах и стихах А.С. Пушкина"

Подписи к слайдам:
«Н.Н. Гончарова в письмах и стихах А.С. Пушкина». «Н.Н. Гончарова в письмах и стихах А.С. Пушкина».

Автор: учитель русского языка и литературы Беляева О. Н.

 

Содержание.

Введение.

1.Интерес к Пушкину неиссякаем.

2.Н.Н.Гончарова в письмах и стихах поэта.

1).Верная жена или соучастница заговора против мужа?

2).Письма Пушкина к жене.

3).Стихотворения поэта, посвященные Н.Н. Гончаровой.

а) « На холмах Грузии…».

б) «Я вас любил...».

в) «Мадонна».

3. Семейная жизнь-это поэзия действительности.

Заключение.

Библиография.

Введение.

В этом учебном году на уроках литературы мы подробно познакомились с биографией Александра Сергеевича Пушкина и его творчеством. Эта тема очень заинтересовала меня. Особенно много вопросов возникло в связи с дуэлью и смертью великого поэта. Почему случилось так, что Пушкину пришлось защищать честь своей жены? Кто в этом виноват? Может быть, сама Наталья Николаевна? Ответы на эти вопросы можно было найти, только узнав, какой была жена Пушкина, что сам поэт думал о ней. Для этого надо было «спросить» самого поэта, т.е. прочитать его письма к ней и стихи, посвященные ей. А изучив письменные «свидетельства», можно было сделать вывод о том, кем же была Наталья Николаевна: верной и любящей женой, заботливой матерью или легкомысленной светской красавицей, кокеткой, заботящейся лишь о своих «победах» на балах.

В нашем исследовании мы опирались на труды И. Ободовской, М. Дементьева, Г.И. Беленького, Н.И. Громова, А.И. Мининой и других авторов.

С помощью сравнительного анализа работ этих литературоведов мы пришли к выводам, которые и предлагали в нашем исследовании.

Все, что связано с именем Пушкина, с его жизнью и творчеством, всегда вызывает большой интерес не только у пушкинистов, но и у широкого круга читателей. Все, что связано с именем Пушкина, с его жизнью и творчеством, всегда вызывает большой интерес не только у пушкинистов, но и у широкого круга читателей. До последнего времени, как это ни странно, не- проясненной фигурой, имеющей непосредственное отношение к судьбе Пушкина, оставалась его жена Наталья Николаевна- самый близкий ему человек. Пушкин, умирая, ни в чем жену не винил, но предвидел, что на ее голову обрушится множество тяжких обвинений сколь несправедливых, столь и неотвратимых. Чем более наука обрастала фактами и проникала в социально-общественную обусловленность дуэли и смерти Пушкина, тем более, без документальных обоснований, росло укоризненное отношение к Наталье Николаевне; она превращалась чуть ли не в соучастницу заговора против мужа. С годами критическая «проработка» Натальи Николаевны стала нормой в школьном изучении Пушкина, в популярной литературе, кино и театральных постановках о нем. Уничижительную оценку Наталье Николаевне мы можем встретить в публикации М.А. Цявловского, в книге М. Цветаевой «Мой Пушкин» , в высказываниях А. Ахматовой.

Выход в свет целой серии книг И.М. Ободовской и М.А. Дементьева о Пушкине и его окружении произвел поистине переворот в укоренившихся представлениях о Наталье Николаевне. Хочется выделить книгу И. Ободовской и М. Дементьева «Наталья Николаевна Пушкина», вышедшую в 1987г.. Внимательно прочитав данную книгу, мы и решили взять для своего исследования тему «Наталья Николаевна Гончарова в письмах и стихах поэта».

Ободовская и Дементьев первыми взяли на себя труд тщательно прочитать письма Пушкина к жене. Ободовская и Дементьев первыми взяли на себя труд тщательно прочитать письма Пушкина к жене. Письма - это вечно живые свидетели жизни ушедших людей, ярко рисующие их мысли, чувства и надежды. Так какою же мы видим Наталью Николаевну в письмах Александра Сергеевича Пушкина? От Пушкина сохранилось 78 писем к Наталье Николаевне. Из них 14-к невесте и 64-к жене. По-видимому, столько же писем написала и Наталья Николаевна к Пушкину. Инициатива в переписке была за ним, ее письма, большей частью, ответы на его вопросы. Ее письма были «длиннее», как поэт сам удостоверяет, они ему нравились, он «целовал» их. Естественно, переписка возникла, когда супруги оказывались в разлуке (из 6-ти лет супружеской жизни поэта с Натальей Николаевной в разлуке они были более года). Следовательно, Пушкин писал жене по одному письму каждые 5 дней. Конечно, переписка проходила импульсами .Пушкин иногда слал по 2 письма в день, иногда одно за другим через день-два-три.
  • Естественно, переписка возникла, когда супруги оказывались в разлуке (из 6-ти лет супружеской жизни поэта с Натальей Николаевной в разлуке они были более года). Следовательно, Пушкин писал жене по одному письму каждые 5 дней. Конечно, переписка проходила импульсами .Пушкин иногда слал по 2 письма в день, иногда одно за другим через день-два-три.
В письмах Пушкина много искренности и шуток, разного рода советов и тоски, иногда укоров ревности, тревог сердца. Но все это перекрывалось верой в прочность семейного уклада. И отсюда - ласковые слова: «женушка», «царица моя», «ай-да, хват баба», «душка моя», «Наташа, мой ангел», «эй, женка».
  • В письмах Пушкина много искренности и шуток, разного рода советов и тоски, иногда укоров ревности, тревог сердца. Но все это перекрывалось верой в прочность семейного уклада. И отсюда - ласковые слова: «женушка», «царица моя», «ай-да, хват баба», «душка моя», «Наташа, мой ангел», «эй, женка».

 

Письма Пушкина к Наталье Николаевне необычайно искренни, удивительны по простоте и сердечности, полны любви и нежности, бесконечно трогают. Великий Пушкин предстает в них обыкновенным человеком, которому ничто человеческого не чуждо.

Для нас эти письма важны потому, что в них отражается и образ молодой жены. Судя по ним, нетрудно представить, что Наталья Николаевна в своих длинных, «милых», по выражению Пушкина, письмах откровенно пишет, как живет, что ее волнует, тревожит, радует. Это письма жены и матери к любимому мужу. А.С. Пушкин писал своей жене свободно и непринужденно.

Давно утвердившееся мнение о жене поэта как о бездушной светской красавице при внимательном и беспристрастном чтении писем Пушкина сменяется совсем другим: Наталья Николаевна предстает перед нами как самый близкий ему человек, с которым можно поделиться своими сокровенными мыслями и который все поймет.

Приведем несколько выдержек из писем Пушкина: «Здравствуй, женка моя, мой ангел. Не сердись, что третьего дня написал я тебе только 3строчки; мочи не было, как устал… Надеюсь увидеть тебя недели через две; тоска без тебя, к тому же с тех пор, как я тебя оставил, мне все что-то страшно за тебя. Дома ты не усидишь, поедешь во дворец, и того гляди, выкинешь на сто пятой ступени комендантской лестницы. Душа моя, жена моя, ангел мой! Сделай мне такую милость: ходи 2 часа в сутки по комнате и побереги себя. Вели брату смотреть за собой и воли не давать… если поедешь на бал, ради бога, кроме кадрилей ничего не пляши; напиши, не притесняют ли тебя люди, и можешь ли ты с ними сладить? За сим целую тебя сердечно…» Необыкновенная красота Пушкиной поразила петербургское общество.
  • Необыкновенная красота Пушкиной поразила петербургское общество.
  • Несомненно и то, что поэт руководил поведением своей молодой жены. Опасения, что она по неопытности и доверчивости сделает какой-нибудь ложный шаг, который вызовет осуждение, часто волновали Пушкина, об этом не раз пишет он Наталье Николаевне, особенно в первые годы. А.С. Пушкин показывает жене, где грань опасности: « Ты, кажется, не путем искокетничалась. Смотри: не даром кокетство не в моде и почитается признаком дурного тона». Он сам человек светский, жена это знает. И если что может удержать в рамках молоденькую кокетку, то, пожалуй, страх «оказаться не в моде.».
  • Хороший вкус - эстетическая оболочка нравственности и эстетическое выражение ума. Он знает, что делает, воспитывая жену именно как светскую женщину.
«Я не ревнив, да и знаю, что ты во все тяжести не пустишь; но ты знаешь, как я не люблю все, что пахнет московской барышнею, все, что не так надо, все, что вульгарно… если при моем возвращении я найду, что твой милый аристократический тон изменился, развернусь, вот те Христос, и пойду в солдаты с горя». Не верьте, он ревнив, как Отелло. Но задушить жену от ревности можно только раз. А вот дать ей понять, что самый любящий, самый восхищенный ее обожатель видит ее непривлекательной, несветской, провинциальной (как московская барышня) - очень, наверное, обидно.
  • «Я не ревнив, да и знаю, что ты во все тяжести не пустишь; но ты знаешь, как я не люблю все, что пахнет московской барышнею, все, что не так надо, все, что вульгарно… если при моем возвращении я найду, что твой милый аристократический тон изменился, развернусь, вот те Христос, и пойду в солдаты с горя». Не верьте, он ревнив, как Отелло. Но задушить жену от ревности можно только раз. А вот дать ей понять, что самый любящий, самый восхищенный ее обожатель видит ее непривлекательной, несветской, провинциальной (как московская барышня) - очень, наверное, обидно.
Естественность Натальи Николаевны в ее поведении, скромность, застенчивость, доверчивость к людям - все то, за что так любил свою Наташу Пушкин.
  • Естественность Натальи Николаевны в ее поведении, скромность, застенчивость, доверчивость к людям - все то, за что так любил свою Наташу Пушкин.
  • Судя по письмам Пушкина в 1833г., Наталья Николаевна очень хотела, чтобы муж поскорее приехал домой. Она тоже ревновала супруга, зная его пылкую натуру. И в письмах к мужу, видимо, преувеличивала свои успехи в обществе, ухаживание поклонников, думая, что это заставит Пушкина быстрее вернуться.
  • «Не стращай меня, женка, не говори, что искокетничалась, - пишет поэт 11 ноября .- К хлопотам неразлучным с жизнью мужчины, не прибавляй беспокойств семейных, ревности»…
Мы видим еще раз, как любезна Пушкину «мысль семейная», как он любит жену и детей, бьется за материальной достаток для семьи, видим также, что он любим женою, что она год от году все больше в курсе всех его забот. Всю «прозу» жизни Пушкин обсуждает с женой в письмах начистоту: Машке и Сашке «постараемся дать кусок хлеба», а потом и «кусок хлеба» Наташке и Гришке. Посвящает он ее и в свои литературные дела, посылает к Плетневу, Одоевскому с распоряжениями по «Современнику», просит известить, пропустила ли цензура «Записки Дуровой», вводит в курс своих взаимоотношений с «Московским наблюдателем». Не мелочи и всякая дребедень заполняют его письма, а признания сокровеннейшие, облитые горечью и сдобренные юмором: «… у меня у самого душа в пятки уходит, как вспомню я, что я журналист». Какой неуместной патетикой отдавали бы его слова в том же письме: «…черт догадал меня родиться в России с душою и с талантом!» - если бы Пушкин нисколько не доверял уму своей жены.
  • Мы видим еще раз, как любезна Пушкину «мысль семейная», как он любит жену и детей, бьется за материальной достаток для семьи, видим также, что он любим женою, что она год от году все больше в курсе всех его забот. Всю «прозу» жизни Пушкин обсуждает с женой в письмах начистоту: Машке и Сашке «постараемся дать кусок хлеба», а потом и «кусок хлеба» Наташке и Гришке. Посвящает он ее и в свои литературные дела, посылает к Плетневу, Одоевскому с распоряжениями по «Современнику», просит известить, пропустила ли цензура «Записки Дуровой», вводит в курс своих взаимоотношений с «Московским наблюдателем». Не мелочи и всякая дребедень заполняют его письма, а признания сокровеннейшие, облитые горечью и сдобренные юмором: «… у меня у самого душа в пятки уходит, как вспомню я, что я журналист». Какой неуместной патетикой отдавали бы его слова в том же письме: «…черт догадал меня родиться в России с душою и с талантом!» - если бы Пушкин нисколько не доверял уму своей жены.
Таким образом, письма Пушкина к Наталье Николаевне свидетельствуют о том, что она была бесконечно любима и любила сама. Она была достаточно образованна, чтобы понимать мужа, прислушиваться к его мнениям, умела проникаться интересами мужа, знала, как угнетает его камер- юнкерство и, хотя двор обласкал ее, в душе разделяла мнение Пушкина, что при дворе «толку мало». Наталья Николаевна внимала наставлением мужа - всегда должна быть «comme il faut» и не ронять себя необдуманными поступками, знакомствами, вольным и невольным протежированием. Недаром Пушкин писал своей жене о том, что он не только лицо, но душу больше всего ценит в своей «мадонне». Таким образом, письма Пушкина к Наталье Николаевне свидетельствуют о том, что она была бесконечно любима и любила сама. Она была достаточно образованна, чтобы понимать мужа, прислушиваться к его мнениям, умела проникаться интересами мужа, знала, как угнетает его камер- юнкерство и, хотя двор обласкал ее, в душе разделяла мнение Пушкина, что при дворе «толку мало». Наталья Николаевна внимала наставлением мужа - всегда должна быть «comme il faut» и не ронять себя необдуманными поступками, знакомствами, вольным и невольным протежированием. Недаром Пушкин писал своей жене о том, что он не только лицо, но душу больше всего ценит в своей «мадонне».
Своей «мадонне», «ангелу» Наташе Пушкин посвятил прекрасные стихотворения. Одним из них литературоведы считают стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», написанное в 1829г.. Стихотворение волнует нас не словесной красивостью, а глубиной мысли и чувства. В нем нет ярких и красочных эпитетов. Только две метафоры: «лежит…мгла» и «сердце…горит; но они привычны, широко употребительны в литературной разговорной речи. Все слова и выражения просты: « Мне грустно и легко», «Унынья моего Ничто не мучит, не тревожит», «Что не любить оно не может». Но вместе они складываются в один музыкальный образ светлой и тихой печали. Любовь, пришедшая к поэту, от него как бы не зависит - виновато сердце. И поэт искренне взволнован этой способностью сердца «гореть» и «любить». То чувство, которое выражено Пушкиным, принадлежит не человеку вообще, а именно ему. И вместе с тем в этом конкретном чувстве каждый узнает нечто ему близкое.
  • Своей «мадонне», «ангелу» Наташе Пушкин посвятил прекрасные стихотворения. Одним из них литературоведы считают стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», написанное в 1829г.. Стихотворение волнует нас не словесной красивостью, а глубиной мысли и чувства. В нем нет ярких и красочных эпитетов. Только две метафоры: «лежит…мгла» и «сердце…горит; но они привычны, широко употребительны в литературной разговорной речи. Все слова и выражения просты: « Мне грустно и легко», «Унынья моего Ничто не мучит, не тревожит», «Что не любить оно не может». Но вместе они складываются в один музыкальный образ светлой и тихой печали. Любовь, пришедшая к поэту, от него как бы не зависит - виновато сердце. И поэт искренне взволнован этой способностью сердца «гореть» и «любить». То чувство, которое выражено Пушкиным, принадлежит не человеку вообще, а именно ему. И вместе с тем в этом конкретном чувстве каждый узнает нечто ему близкое.
Теми же свойствами благородной простоты, высокого ума и нежного чувства отмечено стихотворение «Я вас любил…», которое, как считают литературоведы, так же обращено к Н.Н. Гончаровой. «Я вас любил…» написано в 1829г.. Каждый раз, когда поэт говорит о любви, душа его просветляется. Так и в этом произведении. Но в отличие от стихотворения «На холмах Грузии лежит ночная мгла..», в восьмистишии нет умиротворенности. Здесь чувство Пушкина тревожно, любовь его еще не остыла, она еще живет в нем. Светлая печаль вызвана не приходом любви, а безответной сильной любовью. Недаром он вновь и вновь повторяет: « Я вас любил…».
  • Теми же свойствами благородной простоты, высокого ума и нежного чувства отмечено стихотворение «Я вас любил…», которое, как считают литературоведы, так же обращено к Н.Н. Гончаровой. «Я вас любил…» написано в 1829г.. Каждый раз, когда поэт говорит о любви, душа его просветляется. Так и в этом произведении. Но в отличие от стихотворения «На холмах Грузии лежит ночная мгла..», в восьмистишии нет умиротворенности. Здесь чувство Пушкина тревожно, любовь его еще не остыла, она еще живет в нем. Светлая печаль вызвана не приходом любви, а безответной сильной любовью. Недаром он вновь и вновь повторяет: « Я вас любил…».
Творческие силы Пушкина в 1830 году достигли расцвета. Именно в этом году поэт пишет стихотворение «Мадонна». 30 июня 1830 года Пушкин писал Н.Н. Гончаровой, ставшей уже его невестой, о картине, приписывавшейся итальянскому художнику Перуджино (1446-1523): « часами простаиваю перед белокурой мадонной, похожей на вас как две капли воды» и шутя прибавлял: «я бы купил ее, если бы она не стоила 40.000рублей». Описание это картины и дано в стихотворении. Творческие силы Пушкина в 1830 году достигли расцвета. Именно в этом году поэт пишет стихотворение «Мадонна». 30 июня 1830 года Пушкин писал Н.Н. Гончаровой, ставшей уже его невестой, о картине, приписывавшейся итальянскому художнику Перуджино (1446-1523): « часами простаиваю перед белокурой мадонной, похожей на вас как две капли воды» и шутя прибавлял: «я бы купил ее, если бы она не стоила 40.000рублей». Описание это картины и дано в стихотворении.
По свидетельству современников, стихотворение посвящено Н.Н. Гончаровой, но вместе с тем оно имеет и более широкое значение, в нем поэт выражает свой идеал скромной жизни ( « В простом углом моем»), вдохновенного труда ( « Средь медленных трудов») и красоты ( «Она с величием, он с разумом в очах - взирали кроткие, во слове и лучах…»). Мечты поэты осуществились - Творец ниспослал ему его Мадонну, которая для него - «Чистейшей прелести чистейший образец». Пушкинская Мадонна - символ красоты, чистоты и святости - это и есть будущая жена, подруга жизни, юная Натали Гончарова. Она так прекрасна, что напоминает Пушкину пленительных мадонн Эрмитажа. Она «прелесть не по одной наружности».
  • По свидетельству современников, стихотворение посвящено Н.Н. Гончаровой, но вместе с тем оно имеет и более широкое значение, в нем поэт выражает свой идеал скромной жизни ( « В простом углом моем»), вдохновенного труда ( « Средь медленных трудов») и красоты ( «Она с величием, он с разумом в очах - взирали кроткие, во слове и лучах…»). Мечты поэты осуществились - Творец ниспослал ему его Мадонну, которая для него - «Чистейшей прелести чистейший образец». Пушкинская Мадонна - символ красоты, чистоты и святости - это и есть будущая жена, подруга жизни, юная Натали Гончарова. Она так прекрасна, что напоминает Пушкину пленительных мадонн Эрмитажа. Она «прелесть не по одной наружности».
Таким образом, стихотворения Пушкина, посвященные Н.Н. Гончаровой, свидетельствуют о глубине чувств поэта, о том, как прекрасна его возлюбленная, как он боготворит ее.
  • Таким образом, стихотворения Пушкина, посвященные Н.Н. Гончаровой, свидетельствуют о глубине чувств поэта, о том, как прекрасна его возлюбленная, как он боготворит ее.
  • Ничто не может, конечно, заслонить добрых качеств Натальи Николаевны, и тем отвратительнее выглядит подлая интрига, разыгранная светской чернью против поэта и его жены. Ничего не было во взаимоотношениях Пушкина с Натальей Николаевной, что бы надрывало их супружеский союз, вносило в него «кризис», взаимное непонимание. Они «предполагали» жить и жить… Семейная жизнь была естественным продолжением безграничного жизнелюбия Пушкина, интереснейшей страницей бытия, которой он восхищался и которую воспевал как «поэзию действительности». Ведь рядом с ним была его Мадонна.
  •  
Заключение.  Заключение. 
  • В ходе нашего исследования было выяснено, что Н.Н. Гончарова была не только красавицей, но и любящей женой, женщиной, достаточно образованной для своего времени, воспитанной, прислушивающейся к мнениям мужа, разделявшей его взгляды, оберегавшей его.
  • Наталья Николаевна была также любящей, заботливой матерью своим 4-ым детям.
  • Дальнейшее развитие темы видится в изучении судьбы Н.Н. Гончаровой и детей Пушкина после смерти поэта. Как сложилось жизнь вдовы Пушкина, его детей, кто из потомков великого поэта жив в настоящее время - обо всем этом было бы интересно узнать в дальнейшем.
Библиография. Библиография.
  • 1.Ахматова А. « Гибель Пушкина»- Вопросы литературы;1973, №3 Публикация Э. Герштейн.
  • 2. Г.И. Беленький. « Литература. Русская классика». Москва, « Мнемозина»,2001.
  • 3. « Русская литература». Под ред. Н.И. Громова. Москва, «Просвещение»,1977.
  • 4.Лотман Ю.М. «А.С. Пушкин. Биография писателя». Ленинград, «Просвещение», Ленинградское отделение, 1982.
  • 5.В.Г. Маранцман «Литература. 9класс», Москва, «Просвещение»,2000.
  • 6.Ободовская И., Дементьев М. «Н.Н. Пушкина», Москва, «Советская Россия»,1987.
  • 7.А.С. Пушкин. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т.1. Библиотека «Огонек». «Правда», Москва,1969.
  • 8. «Пушкин. Семья художника». Альбом. А.И. Минина. Изокомбинат «Художник РСФСР», Ленинград,1989.
  • 9. Цветаева М. И. «Мой Пушкин». Москва, «Молодая гвардия»,1974.
  • 10.Цявловский М. « Новые материалы для биографии Пушкина» -Звенья, том 19. М.: Госкультпросветиздат,1951.
  •  -