Сценарий литературного вечера "Литературно-музыкальная композиция «Любить… но кого же?» (Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова)"

Литературно-музыкальная композиция
«Любить…но кого же?»
(Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова)
«Я целый мир возненавидел,
чтобы тебя любит сильней!»
Учитель. «Я целый мир возненавидел, чтобы тебя любит сильней!»? «Любить…но кого
же?..на время не стоит труда, А вечно любить невозможно…». Так могла сказать чуткая душа
и открытое сердце, которые воспринимают тончайшие оттенки живой природы и человеческих
чувств. Какой есть душа поэта?
Душа это наш внутренний мир, звезды помогают нам почувствовать себя частью
Вселенной, а стихотворения – это выражение своей души в творчестве...
Учитель. Сегодня мы попытаемся понять душу поэта. Проводником в мир души будет
М.Ю. Лермонтов.
1 ведущий. Посвящается русскому писателю Михаилу Юрьевичу Лермонтову.
2 ведущий. Одухотворенная поэзия, тончайшая проза, страстные драмы, изящные
акварели, гениальная одарённость, ранний уход – всё это о Лермонтове.
3 ведущий. Спустя 200 лет после его рождения удивительная сила его произведений
побуждает каждого нового читателя попытаться разрешить для себя таинственную загадку
творчества и судьбы поэта…
(звучит песня «Белеет парус одинокий», просматриваем слайды 5,6,7)
1 ведущий. «Он подражал в стихах Пушкину и Байрону, и вдруг начал писать нечто такое,
где он никому не подражал, зато всем уже целый век хочется подражать ему…Слова, сказанные
им о влюблённости, не знают себе равных ни в какой из поэзий мира. Это так неожиданно, так
просто и так бездонно»,- писала Анна Ахматова.
Учитель. Предлагаю вам прислушаться к этим словам о влюбленности… В.Высоцкий пел:
«Если ты не любил, Значит и не жил, и не дышал» Нет ни одного поэта, который бы не писал о
любви, хотя у каждого свое отношение к этому чувству. Если для Пушкина любовь это
созидающее чувство, «прекрасное мгновенье», «божественный дар», побуждающий творчество,
то у Лермонтова это смятение сердца, боль потерь и, в конечном счете, скептическое
отношение к любви.
2 ведущий. К любви во всех её формах Лермонтов предъявляет требование высокой
ответственности, верности, полного понимания. «Моя любовь мне оборона от гордых дум и
суеты…»
Я не могу любовь определить,
Но это страсть сильнейшая! - любить
Необходимость мне; и я любил
Всем напряжением душевных сил.
«1831 июня 11 дня».
Чтец. Вспоминает А. Марченко о первых переживаниях юноши-Лермонтова:
Лермонтов. “Кто мне поверит, что я знал уже любовь, имея 10 лет от роду? Мы были большим
семейством на водах Кавказских: бабушка, тетушка, кузины. К моим кузинам приходила одна
дама с дочерью, девочкой лет девяти. Я ее видел там. Я не помню, хороша собою была она или
нет. Но ее образ и теперь еще хранится в голове моей; он мне любезен, сам не знаю почему. Один
раз, я помню, я вбежал в комнату; она была тут, и играла с кузиною в куклы: сердце мое
затрепетало, ноги подкосились. Я тогда ни об чем еще не имел понятия, тем не менее это была
страсть, сильная, хотя ребяческая: это была истинная любовь: с тех пор я еще не любил так. О!
Сия минута первого беспокойства страстей до могилы будет терзать мой ум! И так рано! Надо
мной смеялись и дразнили, ибо примечали волнение в лице. Я плакал потихоньку, без причины,
желал ее видеть; а когда она приходила, я не хотел или стыдился войти в комнатуЯ не знаю,
кто была она, откуда, и поныне мне неловко, как-то спросить об этом: может быть, спросят и
меня, как я помню, когда они позабыли; или тогда эти люди, внимая мой рассказ, подумают, что
я брежу; не поверят ее существованию это было бы мне больно!. Белокурые волосы, голубые
глаза, быстрые, непринужденность нет; с тех пор я ничего подобного больше не видел или это
мне кажется, потому что я никогда так не любил, как в этот раз”.
В глубокой тайне держит десятилетний Лермонтов свои страсти от самых близких.
1 ведущий. Любовь у Лермонтова нередко проявляется в целом комплексе чувств и
порывов, таких, как восхищение, благодарность, сострадание. Любовь может зарождаться «от
скуки, от досады, от ревности»; она может быть осуществлением всегда жившего в душе идеала;
любовь – это и прибежище от одиночества.
Чтец. «Валерик» (Отрывок)
Я к вам пишу случайно; право,
Не знаю как и для чего.
Я потерял уж это право.
И что скажу вам? — ничего!
Что помню вас? — но, боже правый,
Вы это знаете давно;
И вам, конечно, все равно.
И знать вам также нету нужды,
Где я? что я? в какой глуши?
Душою мы друг другу чужды,
Да вряд ли есть родство души.
Страницы прошлого читая,
Их по порядку разбирая
Теперь остынувшим умом,
Разуверяюсь я во всем.
Смешно же сердцем лицемерить
Перед собою столько лет;
Добро б еще морочить свет!
Да и притом, что пользы верить
Тому, чего уж больше нет?..
Безумно ждать любви заочной?
В наш век все чувства лишь на срок;
Но я вас помню — да и точно,
Я вас никак забыть не мог!
М. Ю. Лермонтов
3 ведущий. Трудно представить, что такой самобытный и талантливый поэт, как
Лермонтов, не создал ни одного любовного стихотворения, не написал ни одной строчки о своих
трепетных чувствах и не адресовал эти послания тем, чьи имена навсегда остались в жизни и
творчестве поэта
1 ведущий. Такого не может быть. В своей жизни М. Ю. Лермонтов испытывал
сильные чувства к нескольким женщинам Немало имён известных и неизвестных
женщин, ставших адресатами любовной лирики поэта . Среди них: А.М. Верещагина,
Александра-Осиповна Смирнова-Россет, Екатерина Григорьевна Нечволодова,
Клинбенгерг Эмилия Александровна, Надежда Петровна и Аграфена Петровна
Верзилины, графиня Е.П. Ростопчина. Кто же они - вдохновительницы и
мучительницы поэта? Это Софья Сабурова, Сушкова Е. А., Иванова Н. Ф.,
Лопухина В. А., Щербатова М. А. и Быховец Е. Г. Интересно, что в одно и то же
время поэт мог написать стихотворение, посвященное одной женщине, и тут же создать
пылкое признание для другой.
2 ведущий. Например, «Я не унижусь пред тобою» о периоде розрыва с Натальей Ивановой
написано в 1832 году, тогда же появились строчки «Она не гордой красотою », обращенные к
Варваре Лопухиной. По мнению ученых, изучающих творчество поэта, именно эти женщины
имели на него основное влияние. Другие утверждают, что адресаты любовной лирики
Лермонтова еще не определены точно. Конкретных даных нет, все сообщения носят
предположительный характер.
Сообщение учителя:
Как и у каждого поэта, у Михаила Юрьевича Лермонтова были свои музы и свои
вдохновительницы, которых, вероятно, правильнее, назвать "адресаты любовной лирики
Лермонтова", поскольку они были не только теми, благодаря кому писались стихотворения, но и
теми, кому они посвящались, к кому обращались и с мыслями о ком создавались. Конечно, не все
авторы любят выдавать ангелов своего творчества, благодаря которым они берутся за перо и
создают шедевры, но, в случае с Михаилом Юрьевичем, это не так, поскольку адресаты
любовной лирики Лермонтова были для поэта самым драгоценным и священным, что не только
всегда давало ему творческие силы, но и вдохновляло на жизнь и подвиги вообще. Женщина
любимая, обожаемая и несравненная была для восприимчивого поэта, личности с тонкой
душевной организацией, всем тем, что восхищало его в этом мире и ради чего стоило жить!
Поэтому, можно смело утверждать, что адресаты любовной лирики Лермонтова одновременно
являлись и его музами, и его хранительницами, и его верными друзьями, и тем, к кому он
обращается в своих стихотворениях и сейчас, спустя века...
И его жизнь, насыщенная и разнообразная, полная светлых и ярких моментов, прошла под
эгидой этих чудесных женских имен – женщин, которые любили его и которых любил он!
Сообщение ученика:
1832 год 14 лет, первая влюбленность. В 1828 году М.Ю. Лермонтов поступает в Московский
университетский пансион. Уже тогда он писал стихи. Среди них и стихи, обращенные к сестре
его соученика Михаила Сабурова – Софье.
Софья Ивановна Сабурова (1816-1864) считалась в московском высшем свете одной из первых
красавиц. Почти три года длилось это увлечение.
Как? Вы поэта огорчили,
И не наказаны потом?
Три года ровно вы шутили
Его любовью и умом?
Нет, вы не поняли поэта,
Его души печальный сон;
Вы небом созданы для света,
Но не для вас был создан он!
В 1832 году Софья вышла замуж и переехала с мужем в Орел.
Сообщение учителя. Среди множества головокружительных историй, поведанных миру
Александром Дюма, есть и такая: некто Майо прославился тем, что морочил головы молодым
красавицам, коварно расстраивая уже готовые свершиться браки.
Имя Майо во Франции прошлого века была необычайно популярно; так звали героя бесчисленных
карикатур и забавных повествований, острого на язык горбуна. Однако история, которую рассказал
своим читателям Дюма, имела место не во Франции, а в России, где писатель, провел более
полугода, после чего в течение месяца ежедневно обрушивал на парижан дешевые, по пятнадцать
сантимов, выпуски, в которых красочно повествовал о своих впечатлениях.
Таким образом российский Майо оказался одним из персонажей французского романиста, причем
персонажем, реально существовавшим, да еще сочинявшим стихи —некоторые из них автор «Трех
мушкетеров» представил в собственном переводе на суд публики. Например, такие:
Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана...
3 Ведущий. Но это же Лермонтов!
Учитель. Да, Лермонтов - именно о нем (вернее, и о нем тоже шла речь в пятнадцатисантимовых
выпусках. Именно его наградили прозвищем Майо «по причине его маленького роста и
большой головы, что придавало ему некоторое сходство с горбуном».
Это выписка из того же сочинения Александра Дюма, но самому Дюма не принадлежит в ней ни
слова: автор в данном случае лишь добросовестно цитирует свою российскую корреспондентку
поэтессу Евдокию Растопчину. Растопчина в это время уже лежала на смертном одре, и
потому особого доверия заслуживают ее обращенные к Дюма слова: «Не сомневайтесь в пра-
вдивости даже малейших подробностей, сообщаемых мнойони продиктованы памятью сердца»
Сообщение ученика. Что же это» за подробности такие? О, подробности удивительные и все или
почти все подтверждаются другими свидетельствами, в том числе и самого поэта.
Ведущие по очереди:
- Да, его действительно звали "в приятельском кругу Майо,
-
да, он и впрямь был мал ростом и большеголов (Вся его фигура,— вспоминает И. С.
Тургенев,— приземистая; кривоногая; с большой головой на сутулых широких плечах,
возбуждала ощущение неприятное»);
-
да, он с виртуозностью, которая не уступала виртуозности литературной, обольщал дам, чтобы
затем хладнокровно бросать их. «Казалось, пишет Ростопчина,— он старался
доказать самому себе, что женщины могли любить его, несмотря на его
малый рост и безобразие».
1 ведущий. Сама графиня к числу таких женщин не относилась ее дружба с Лермонтовым не
выходила за "рамки литературно-светского общения
Евдокия Петровна Ростопчина (1811/12-1858) - графиня,
русская писательница. Её знакомство с Лермонтовым относится
к началу 30-х годов. Ростопчина была сестрой товарища Лермонтова
пансионских лет С.П.Сушкова. Юный Лермонтов увлекался Ростопчиной
и посвятил ей стихотворения «Крест на скале» (1830) и новогодний
мадригал «Додо». Однако взаимное дружеское сближение произошло
лишь в начале 1841 года.
Сообщение ученика: Графиня была участницей прощального вечера 12 апреля 1841 перед
отъездом Лермонтова на Кавказ, когда поэт, по её воспоминаниям, настойчиво говорил об ожидавшей
его смерти; уезжая, Лермонтов подарил Ростопчиной альбом, в который вписал посвящённое ей
стихотворение «Я верю: под одной звездою».
Ростопчина посвятила Лермонтову стихотворение «На дорогу, а после отъезда поэта на Кавказ
передала Е.А.Арсеньевой свой сборник «Стихотворения»(1841) с надписью: «Михаилу Юрьевичу
Лермонтову в знак удивления к его таланту и дружбы искренней к нему самому. Петербург,
20-е апреля 184.
На гибель Лермонтова поэтесса откликнулась стихотворением «Нашим будущим поэтам»; позднее
она пишет стихотворения «Пустой альбом», «Поэтический день».
Евдокия Петровна, вспоминая Михаила Юрьевича, указала на сознательный «демонизм» и
«донжуанство» юного Лермонтова и благодатность ссылки (как сурового испытания) для созревания
его гения.
2 ведущий. Ее дружба с Лермонтовым не выходила за амки литературно-светского общения,
зато, писала она Дюма, «я имела случай слышать признания многих из его жертв» А дабы не быть
голословной, рассказывает, как «однажды вздумалось ему отбить одного богатого жениха, и когда,
по отъезде последнего, думали, что Лермонтов готов заступить его место, родственники невесты
вдруг получили анонимное письмо, которое заклинало их не пускать в будущем к себе Лермонтова в
дом и рассказывало о нем тысячи мерзостей».
Учитель. Ах, как могла бы воодушевить эта история автора «Королевы Марго» бежавший же-
них, таинственное Письмо! Какой роман можно было бы напасать!.. Но престарелый Дюма больше
не писал романов.
1 Ведущий. И тем не менее таковой появился за подписью самого Лермонтова. Он вышел в
1882 году, через сорок лет после смерти автора, и назывался «Княгиня Лиговская». Правда, в центре
повествования была не княгиня, а гвардейский офицер Печорин, однофамилец, полный тезка тоже
Григорием Александровичем зовут! - и едва ли не двойник Печорина из «Героя нашего
времени».
Описывая одну из героинь, Елизавету Негурову, автор язвительно констатирует, что она «была
недурна, если б бледность, худоба и старость, почти общий недостаток петербургских девушек, не
затмевали блеска двух огромных глаз».
Ученик. Старость? Сколько же лет героине?
2 ведущий. Двадцать пять...
Ученик. Рановато, согласитесь, записывать в старухи.
2
Ведущий. Еще меньше было прототипу, той очень даже реальной женщине, что стояла за
героиней: когда происходили —- происходили в действительности! — описанные в романе события
(жених, анонимка и пр.), ей исполнилось двадцать два.
3
ведущий. Звали ее Екатериной Александровной Сушковой. Она была родственницей многих
известных литераторов, и прежде всего графини Ростопчиной, которая именно ее и имела в виду,
отписывая в Париж про невесту, у коей интриган Лермонтов отбил жениха, а сам не женился.
План удался, дело явно шло к помолвке, и тут-то явилась анонимка. Та самая анонимка, о
которой писала в своем письме Александру Дюма графиня Ростопчина.
Это письмо в отличие анонимного сохранилось. Лермонтов подробно рассказывает в нем,
как, мстя за слезы, пролитые им пять лет назад в подмосковном Середникове, обольщает
«поверженного кумира» и как это ему ловко удается.
1
ведущий.
Родственница графини Ростопчиной Екатерина Александровна
Сушкова (Хвостова). (1812-1868).
Первая встреча с Лермонтовым произошла в 1830 году.
Душа юного поэта была открыта для любви, искала её,
не страшась ошибиться и не боясь расплаты за свою открытость.
Душа Лермонтова, редко знавшего счастье,
наполняется «горечью обманутых надежд»:
Вблизи тебя я до сих пор
Я не слыхал в груди огня.
Встречал ли твой прелестный взор –
Не билось сердце у меня.
2
ведущий. Екатерина Александровна Сушкова, заставившая юного Лермонтова испытать всю
жестокость неразделенной любви, похожей на обман, родилась 18 марта 1812 года в Симбирске.
Впервые судьба свела их в подмосковной усадьбе Середниково, что на речушке Горетовка.
Лермонтову было тогда шестнадцать лет, ей - восемнадцать, и она не особенно-то обращала
внимание на «неуклюжего, косолапого мальчика... с красными, но умными, выразительными
глазами, со вздернутым носом и язвительно-насмешливой улыбкой». Так описала его Сушкова в
своих воспоминаниях. Тогда он был для нее просто Мишелем, «чиновником по особым поручениям»,
которому давались на сохранение шляпа, зонтик, перчатки... Последние, увы, «он часто затеривал, и
я грозилась отрешить его от вверенной ему должности».
3
ведущий. Она искала удачного замужества, но Лермонтов в качестве жениха её не
привлекал: слишком юн. “Черноокой” называли ее в свете. Светская красавица
посмеивалась над чувствами Мишеля, как его звали друзья и близкие. А он спорил с ней
до слез, доказывая свою правоту. Свои первые стихи Лермонтов посвящает, конечно,
Екатерине Александровне. Сушкова постоянно напоминала, что Лермонтов ещё ребёнок,
что стихи его – первая и не слишком удачная проба пера.
1 ведущий . Это, несомненно, сильно ранило сердце молодого поэта.
2 ведущий. «…Эта женщина – летучая мышь, крылья которой цепляются за всё, что попадается
на пути! Было некоторое время, когда она мне нравилась, теперь она меня почти принуждает
ухаживать за нею…, но не знаю, есть что-то в её манерах, в её голосе такое жёсткое, отрывистое,
изломанное, что отталкивает…»- писал М.Ю. Лермонтов
Чтец. «Нищий»
( Инсценирование)
Автор. Накануне отъезда Екатерины из Середникова Мишель приблизился к ней, молча бросил к
ногам бумажку. Сушкова подняла ее, развернула и прочла:
Сушкова. «Черноокой».
Автор. Дальше шли стихи — первые стихи знаменитого впоследствии «сущковского» цикла.
Начало...Продолжение последовало на другой день.
Сушкова (читает ). Благодарю!., вчера мое признанье
И стих мой ты без смеха приняла...
Хоть ты страстей моих не поняла,
Но за твое притворное вниманье
Благодарю!
Автор. Поблагодарила в свою очередь и та, кому строки эти посвящались, но поблагодарила
сдержанно, дабы не уподобляться матерям, «которые в первом лепете своих птенцов находят и ум,
и сметливость...» Именно эти снисходительные слова были с очаровательной улыбкой сказаны
поэту. Лермонтов вспыхнул.
Лермонтов. «Какое странное удовольствие вы находите так часто напоминать мне, что я для вас
более ничего, как ребенок».
Сушкова. ( засмеялась) «Да ведь это правда; мне восемнадцать лет, я уже две зимы выезжаю в
свет, а вы еще стоите на пороге этого света».
Автор. Он не стал спорить, не стал оправдываться и что-то объяснять, но про себя горько усмех-
нулся.,.
2
ведущий. Минуло четыре года прежде, чем они снова встретились, Лермонтова только что
перевели из юнкеров в корнеты лейб-гвардии Гусарского полка, о чем он и сообщил с гордостью
той, которая некогда упорно отказывалась признать в нем мужчину. С гордостью, маскируемой,
разумеется, иронией... Вот как вспоминает об этом Сушкова: он сказал,
Лермонтов. «Меня только на днях произвели в офицеры, я поспешил похвастаться перед вами
моим гусарским мундиром и моими эполетами; они дают мне право танцевать с вами мазурку».
Сообщение ученика: Примерно то же самое, помним мы, говорит в «Герое нашего времени»
Грушницкий княжне Мери, на которую и это мы тоже помним новенький офицерский мундир
не производит никакого впечатления. Точно такой была и реакция Екатерины Сушковой, нашед-
шей, что ее давний поклонник «почти не переменился в эти четыре года, возмужал немного, но не
вырос и не похорошел и почти все такой же был неловкий и неуклюжий, но глаза его смотрели с
большею уверенностию, нельзя было не смутиться, когда он устремлял их с какой-то
неподвижностью». -
Офицерский мундир Грушницкого не впечатлил княжну Мери по разным причинам, но главной
была та, что сердце ее уже склонялось к другому.
У Сушковой то же самое. За ней ухаживал Алексей Лопухин, причем ухаживал успешно
дело шло к браку. Словом, Лопухин был тем самым богатым женихом, о котором графиня
Ростопчина напишет впоследствии Дюма.
Теперь через 5 лет Лермонтов, уже известный поэт, решил ей отомстить, вскружил ей голову и
расстроил ее предстоящее замужество со своим другом Алексеем Лопухиным.
Лермонтов. План удался, дело явно шло к помолвке, и тут-то явилась моя анонимка.
Ведущий Та самая анонимка, о которой писала в своем письме Александру Дюма графиня
Ростопчина.
Лермонтов. (читает свою анонимку) «Любовь ваша к нему (известная всему Петербургу,
кроме родных ваших) погубит вас. Поверьте, он недостоин вас. Его господствующая страсть:
господствовать над всеми и не щадить никого для удовлетворения своего самолюбия. Он не
женится на вас, поверьте мне; покажите ему это письмо, он прикинется невинным, обиженным,
забросает вас страстными уверениями, потом объявит вам, что бабушка не дает ему согласия на
брак; в заключение прочтет вам длинную проповедь или просто признается, что он притворяется, да
еще посмеется над вами».».(Отложил анонимку) «Я ухаживаю и вслед за объяснением в любви
говорю дерзости... Ничто меня не волнует ни гнев, ни нежность; я всегда настойчив и горяч, но
сердце мое довольно холодно».
3
ведущий. Надо ли говорить, что любящая женщина не поверила ни единому слову? И зря!
«...Верьте, верьте всему, что там написано»,- настоятельно рекомендует Печорин Елизавете
Негуровой, которая тоже получила подобное письмецо.
В романе текст его приводится полностью, причем иногда слово в слово совпадает с тем, что
фигурирует в записках Сушковой.
Быть может, она показала его Лермонтову? Исключено Лермонтов сразу после письма резко
изменился, стал насмешлив и холоден. И все же письмо он действительно знал, но не потому, что
прочел ненароком, а потому, что написал. Сам! О чем тогда же откровенно и с удовольствием
поведал одной своей родственнице.
Это письмо в отличие анонимного сохранилось. Лермонтов подробно рассказывает в нем,
как, мстя за слезы, пролитые им пять лет назад в подмосковном Середникове, обольщает
«поверженного кумира» и как это ему ловко удается.
1
ведущий. А было так… Весной 1835 года Лермонтов писал из Петербурга А.М.
Верещагиной:
Лермонтов. “Вначале это было просто развлечением, а затем, когда мы поладили друг с
другом, стало расчетом… Я понял, что m-lle S., желая изловить меня, легко себя
скомпрометирует со мною. Вот я ее и скомпрометировал, насколько было возможно, не
скомпрометировав самого себя”:
И так, прощай! Впервые этот звук
Тревожит так жестоко грудь мою
“Прощай!”- шесть букв приносят столько мук!
Уносят все, что я теперь люблю!
Я встречу взор ее прекрасных глаз
И, может быть, как знать…
В последний раз.
Сообщение учителя: Похожую историю с анонимным письмом описывает
Д.И.Мережковский в статье «Лермонтов. Поэт сверхчеловечества»: ...Вл. Соловьёв не
преувеличил, а скорее преуменьшил пошлость, «свинство» Лермонтова.
Чтобы в этом убедиться, стоит прочесть «Записки» Екатерины Александровны Хвостовой.
Лермонтов ухаживал за ней долго и упорно, довёл её до признания в любви, произнося
кощунственно такие слова:
Лермонтов. Полюби меня, и я буду верить в Бога...Ты одна можешь спасти мою душу...
Сушкова. «Он поработил меня совершенно. Мне стало страшно за себя. Я как будто
чувствовала бездну под своими ногами. Он уговаривал меня на побег и тайный брак».
Учитель. Когда же убедился, что она готова на всё, написал ей анонимное письмо, в котором
говорил о себе самом:
Лермонтов. «Поверьте, он недостоин вас. Для него нет ничего святого, он никого не любит. Я
ничего не имею против него, кроме презрения, которое он вполне заслуживает».
Учитель. Письмо перехватили родственники. В доме наступил ад. —
Сушкова. «Удивительно, как в ту ночь я не выплакала всё-сердце и осталась в своём уме,
Он убил во мне душу». «Куда девалась моя гордость!.. Я готова была стать перед ним на
колени, лишь бы он ласково взглянул на меня». Мы встречались на балах. Он всё не смотрел на
меня; не было возможности заговорить с ним. Наконец я спросила его:
—Ради Бога, скажите, за что вы сердитесь?
Лермонтов. Я вас больше не люблю, да кажется, и никогда не любил». « Я на деле заготовляю
материалы для моих сочинений»
Учитель. А в дневнике он записал:
Лермонтов. «Теперь я не пишу романов — я их переживаю»
Учитель. Есть человеческие мерзости, которых нельзя простить ни за какое величие. Читая
признания бедной Катеньки, хочется иногда воскликнуть: подлец, вовсе не какой-нибудь великий
злодей, а средней руки подлец, настоящий хулиган!
«Какой великий и могучий дух!» воскликнул Белинский после долгой беседы наедине с
Лермонтовым. Белинский редко ошибался в людях. Да и было же что-то в Лермонтове, из чего
родилась его поэзия эти единственные на земле «звуки небес», что и Вл. Соловьёва заставило
увидеть в нем призвание «быть могучим вождём людей на пути (к) сверхчеловечеству».
Как же это соединялось с пошлостью? «Скот Чурбанов» с «великим и могучим духом»?
Хулиган с ангелом?
Откуда же это раздвоение?
2
ведущий. История их отношений нашла свое отражение в повести “Княжна Лиговская”. Она
до конца жизни так и не узнала, что письмо, ее скомпрометировавшее и приведшее к разрыву с
женихом, было написано Лермонтовым.
Лермонтов. «Но вот смешная сторона истории: когда я увидел, что в глазах света надо порвать с
нею, а с глазу на глаз все-таки казаться ей верным, я живо нашел чудесный способ я написал
анонимное письмо. Я искусно направил это письмо так, что оно попало в руки тетки; в доме гром и
молния. На другой день еду туда утром, чтобы во вся ком случае, не быть принятым. Вечером на
балу с удивлением рассказываю ей это; она сообщает мне ужасную и непонятную новость, и мы
делаем разные предположения -- я все отношу насчет тайных врагов».
3
ведущий. Эти саморазоблачительные строки были обнародованы лишь в 1882 году, через
четырнадцать лет после смерти Сушковой. Екатерина Александровна так и не узнала, кто автор
анонимного послания. И хорошо, что не узнала...
В том же 1882 году появилась «Княгиня Лиговская» ее, стало быть, Екатерина Александровна
тоже не читала, и это тоже хорошо. Хотя одна фраза из этого незаконченного романа объяснила б
ей многое. Да и была б, надо полагать, небесприятна.
Вот эта фраза: «...ненависть ближе к любви, нежели равнодушие».
Учитель.«Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? Жалею ли о чем? »- в этих словах
вся суть. Таким он был одиноким, вспыльчивым, далеко не всегда вел себя благородно. Сначала
Лермонтов страстно любит Екатерину Сушкову, а потом идет на все, чтоб отомстить.
1
ведущий. «Сушковский цикл» (1830-1831) - лирический дневник юного Лермонтова.
Цикл объединяет около 20 стихотворений, посвящённых Е.А. Сушковой. В сушковском
цикле уже вырисовываются черты лирического героя с его разочарованностью, обманутыми
надеждами, бессменными тревогами души. Отвергнутая любовь несёт герою разочарование.
Через многие стихи сушковского цикла проходит мотив незабываемости первого чувства,
зарождение этого чувства, которое сам поэт ещё не решается назвать любовью, и дальнейшее его
нарастание, вылившееся в горечь неразделённой любви.
2
ведущий. Основные мотивы цикла: неразделённая любовь, память, разлука, смерть.
Стихотворения, посвящённые Е.А.Сушковой: «К Сушковой»; «Благодарю!»; «Зови надежду
сновиденьем»; «Нищий»; «Стансы»; «Ночь»; «У ног других не забывал»; «Я не люблю тебя,
страстей…»
«Благодарю!»:
… О, пусть холодность мне твой взор покажет, Пусть он убьёт надежды и мечты
И всё, что в сердце возродила ты;
Душа моя тебе тогда лишь скажет:
Благодарю!
3
ведущий. «Н.Ф.И.»
Долгое время биографы Лермонтова
не знали имени женщины,
скрытого за инициалами Н.Ф.И.
Только в 1914 году издатель Каллаш
разгадал тайну трёх букв. Наталья Фёдоровна
Иванова (1813-1875)
«Я не достоин, может быть, твоей любви…»
1 ведущий. После Сушковой Лермонтов увлекся Натальей Федоровной Ивановой. Она дочь
писателя и драматурга Ф.Ф. Иванова. Лермонтов и Иванова познакомились тоже в 1830 г. в
Москве. И через год поэт испытывает сильное чувство к Наташе.
2 ведущий. Отношение поэта к этой девушке иное, чем к Сушковой. Она – поверенная.
Он верит ей, с нею делится мечтами и тревогами и самой главной своей мукой стихами. От
неё ждёт приговора о самом для него важном о своём творчестве. Вот отрывок из
стихотворения, написанного после первых же встреч с ней:
Я, веруя твоим словам,
Глубоко в сердце
погрузился,
Однако же нашел я там,
Что ум мой не по пустякам
К чему-то тайному
стремится.
Тревожное признание. Значит, уже в самом начале этого ещё не разгоревшегося чувства
между ними - непонимание.
3 ведущий. Он безоглядно любит впервые чистой, ничем не омрачённой любовью, упивается
своим коротким счастьем. Лермонтов пишет:
...И ты мой ангел, ты
Со мною не умрешь: моя любовь
Тебя отдаст бессмертной жизни
вновь,
С моим названьем станут повторять
Твоё: на что им мертвых разлучать.
1 ведущий. Ободрённый в начале знакомства с Ивановой её приязнью и вниманием, Лермонтов
вскоре встретил непонимание и холодность. Отношения закончились разрывом, который придал
мрачный характер многим юношеским стихам поэта. Разрыв с Ивановой вызвал у Лермонтова
жажду смерти, чувство оскорблённой гордости, обострённое ощущение своего творческого дара
и высокой ответственности за него.
Горечь, обида, недоуменье, боль, самоотверженность, мрак забвения.
Драма закончилась. То, что молодой Лермонтов пережил за эти два года (1830 и 1831), было
испытанием стойкости его мечты, которая не хочет идти на проигрыш в столкновении с
неудачами и потерями. После обманчивых слов ждала поэта любовь, против которой бессильна
была ревность, которая не остывала в разлуке и уходила из его жизни только вместе с жизнью.
Эта любовь оказалась трагической. Но такую и искал трагический поэт.
Мои неясные мечты
Я выразить хотел стихами,
Меня бы примирила ты
С людьми и буйными страстями.
2 ведущий. Лермонтов пережил большую и мучительную любовь к Ивановой. Своей
возлюбленной посвятил большой цикл стихов «Ивановский цикл» (1830-1832), он объединяет
около 40 стихотворений, для которых характерен мотив напрасной, обманутой «жажды любви».
3 ведущий. Поэтому внутри цикла можно выделить две группы:
стихи, написанные поэтом в период духовного подъёма, вызванного первыми встречами с
Натальей Фёдоровной,
и стихи, темой которых становится «вероломство» возлюбленной.
Стихотворения, посвящённые Н.Ф.Ивановой: «Н.Ф.И…вой»; «Романс к И…»;
«К***»(«Всевышний…»); «К Н.И…….»;
«Я не унижусь…»( Читает М. Левченко)
Учитель. Лермонтов надеялся, что Ивановой не так легко будет его забыть, что он будет
отомщен хотя бы ценою раскаяния. Любовь к Ивановой уходила в нелегкое забвение, как
уходило увлечение Сушковой.
Сообщение учителя: Каждый, кто внимательно прочитал бы Лермонтова, и стихи, и «Героя
нашего времени» и «Вадима», и «Княгиню Лиговскую», и поэмы, мог бы прийти к
безошибочному выводу, что через всю свою жизнь поэт пронес одну единственную, огромную
неизменную, глубокую любовь к одной женщине. Конечно, были светские встречи,
были увлечения, были стихи в альбомы, стихи с посвящениями многим женщинам. Была Анна
Столыпина, была Катенька Сушкова, была Щербатова, он и не скрывал их имен, так и писал над
стихами: «Кн. Марье Алексеевне Щербатовой», «Александре Осиповне Смирновой», «Гр. К.
Воронцовой-Дашковой», «К Гр.Э. К. Мусиной-Пушкиной», «Марье Павловне Соломирской»,
«Графине Ростопчиной» и т. д. и т. п. Но есть множестве стихов, когда они и не посвящены как
будто никому и в то же время мы чувствуем, видим, что у них есть таинственный адресат.
Скажем, «Сон» или «Валерик». Либо над стихами стоит одна только буква «К», а дальше идут
три звездочки. Очевидно, что поэт обращается к любимому, более того, любящему человеку,
близкому, полностью понимающему его, дорогому, но в то же самое время далекому, можно
сказать—недоступному. Она, эта женщина, более всех других отвечала тому смутному,
лазурному, небесному, что жило в душе поэта и что он ревностно оберегал от прикосновения
чужих рук, взглядов и даже чувств. Одной ей он мог бы отдать всю душу, с одной ею мог бы
вспомнить то, что старался вспомнить всю жизнь, она одна, короче говоря, отвечала его
душевному чистому идеалу. Но никогда и ни разу любящий поэт не обмолвился, ни одним
словом не выдал имени любимой, а потом ее родные, зная о взаимной страсти двух молодых
людей, крепко хранили секрет. Лучший пока что биограф Лермонтова Павел Висковатый пишет:
«Изучая жизнь Лермонтова, я давно пришел к убеждению, что над ним господствовала глубокая
и потому чистая и возвышенная страсть источник наслаждения и горя. В 1880 году я наконец
от родственников любимой им женщины, живущих в средней полосе России, получил первые
точные сведения об ее отношении к поэту. Но я должен был дать обещанье молчать».
3 ведущий. Но время уже прошло, то там, то тут имя женщины начало появляться в
воспоминаниях, записках. Теперь оно стало достоянием гласности, и все мы его теперь знаем:
Варенька, Варвара Александровна Лопухина.
1
ведущий. Достаточно только перечислить стихи, обращенные к ней, чтобы понять, какую
роль она сыграла в жизни поэта. «Оправданье» из Гейне, «На севере диком», «Утес», «Сон», «Не
смейся над моей пророческой тоской», «Я не хочу, чтоб свет узнал», «Договор» Пускай толпа
клеймит презреньем наш неразгаданный союз»), «Оправданье», «Завещанье», «Любовь
мертвеца», «Валерик», «Слышу ли голос твой», «Отчего», «Ребенку», «Романс Нины из
«Маскарада», «Расстались мы, но твой портрет», «Молитва» («Я, матерь божия, ныне с
молитвою...»).
2
ведущий. «Но если Демон не демон и не ангел, то кто же? Хочу я с небом примириться,
есть признание самого Лермонтова... Но кто же примирит Бога с дьяволом? На этот вопрос
отвечает лермонтовский Демон: любовь как влюблённость, Вечная Женственность:
Меня добру и небесам
Ты возвратить могла бы словом.
Твоей любви святым покровом
Одетый, я предстал бы там,
Как новый ангел в блеске новом.
3
ведущий. И вот сквозь тысячи измен, сквозь неимоверную пошлость, «свинство»,
хулиганство с женщинами — он верен ей одной, любит её одну:
Люблю тебя нездешней страстью,
Как полюбить не можешь ты,
всем упоеньем, всею властью
Бессмертной мысли и мечты.
2 ведущий. «...Будучи студентом,— рассказывает очевидец,— Лермонтов был страстно
влюблён в Варвару Александровну Лопухину. Как сейчас помню её ласковый взгляд и светлую
улыбку: ей было 15—16 лет, мы же были дети и сильно дразнили её: у неё на лбу над бровью
чернелось маленькое родимое пятнышко, и мы всегда приставали к ней, повторяя: «У Вареньки
родинка, Варенька уродинка!» Но она, добрейшее создание, никогда не сердилась. Чувство к
ней Лермонтова было безотчетно, но истинно и сильно, и едва ли не сохранил он его до самой
смерти своей».
1 ведущий. Варвара Александровна Лопухина (1815-1851)
одна из самых глубоких сердечных
привязанностей Лермонтова.
С тех пор, как мне явилась ты,
Моя любовь – мне оборона
От гордых дум и суеты…
Чтец. «Расстались мы...» Расстались мы; но твой портрет …
Чтец. Мы случайно сведены судьбою,
Мы себя нашли один в другом,
И душа сдружилася с душою;
Хоть пути не кончить им вдвоём!...
Я рождён, чтоб целый мир был зритель
Торжества иль гибели моей,
Но с тобой, мой луч-путеводитель,
Что хвала иль гордый смех людей!
Души их певца не постигали,
Не могли души его любить,
Не могли понять его печали,
Не могли восторгов разделить.
3 ведущий. Павел Висковатый пишет: «...поэма «Демон», особенно в первых очерках, вся
проникнута изображением душевных бурь поэта и его любви к чудной девушке, от коей он ждал
спасенья, в коей видел для себя оплот против мрачных дум и настроений души. В себе видел поэт
мрачного демона, в Вареньке ясное, безгрешное существо, которое одно может вернуть его к
небесам, т. е. к правде и к добру».
Это подтверждается и тем, что когда Лермонтов писал «испанский» вариант «Демона», он
одновременно рисует карандашом портрет Вареньки в образе испанской монахини.
Рисунок этот, к великому счастью, уцелел, и мы можем воочию видеть, какой была Варенька
Лопухина, да еще в восприятии самого Лермонтова.
1
ведущий. Встреча с Варенькой (младшей сестрой своего друга Алексея) произошла в 1831
году. Чувство Лермонтова было к ней безотчетно, но истинно и сильно, он едва ли не сохранил
его до самой смерти. Совсем безнадежными их отношения стали, когда Варенька вышла замуж в
1835 г. Родные выдали Вареньку за богатого и ничтожного человека Бахметьева. Может быть,
она любила мужа, была верной женой, хорошей матерью, но она никогда не могла забыть
Лермонтова, как и он её.
Первая страсть Мишеля не исчезла, потому что, когда он узнал о замужестве Вареньки, то очень
сильно расстроился. Весть о замужестве Вареньки поразила Лермонтова как молния,
2
ведущий. А узнав о смерти Михаила Юрьевича, Варвара Александровна, теперь уж
Бахметьева, так и не смогла оправиться от удара, хоть и прожила еще десять лет, умерла в
1851 году в возрасте тридцати шести лет.
3
ведущий. Варенька Лермонтова тоже любила, почему же они не поженились? На этот счет
существует много гаданий и толкований. В том числе можно выдвинуть версию о том, что
Лермонтов хотел такой вот идеальной, недостижимой любви, которая освещала бы его жизнь, и
боялся, что свет погаснет либо превратится в простой ночник. Но дело, кажется, проще.
Сообщение ученика: Они были почти ровесники. Шестнадцатилетняя девушка тогда уже
невеста, а шестнадцатилетний юноша... Они были рождены друг для друга, но роковым образом
не для брака, а лишь для любви. Мужчины тогда не женились рано и, уж во всяком случае, не на
ровесницах. Лермонтов в своем возрасте просто не был еще психологически готов к браку.
Вспомним, что Пушкин женился после 30 лет, а Толстой в 34. Вспомним, что Наталья
Николаевна в 25 лет уже овдовела, имея четверых детей, а мать Лермонтова умерла в 21 год,
когда Мише было уже 3 года. Представим себе, что Варенька Лопухина ждала бы Лермонтова до
30 лет и более. Но 30 лет тогда — это уже старая дева!
Как бы то ни было, оба они унесли свою любовь в могилу, один чуть раньше, другая чуть позже.
Чтец. Она не гордой красотою
Прельщает юношей живых…
Чтец. А.Дементьев «Лермонтов и Варенька Лопухина»
Они прощались навсегда,
Хотя о том пока не знали.
Погасла в небе их звезда,
И тихо свечи догорали.
«Я обещаю помнить вас…
Дай Бог дожить до новой встречи…»
И каждый день, и каждый час
Звучать в нём будут эти речи.
Она его не дождалась,
С другим печально обвенчалась.
Он думал: «Жизнь не удалась…»
А жизнь лишь только начиналась.
Он ставит в церкви две свечи.
Одна – за здравие любимой,
Чтоб луч её мерцал в ночи,
Как свет души его гонимой.
Свечу вторую он зажёг
За упокой любви опальной,
И может, пламя горьких строк
Зажглись от той свечи печальной?
Две горьких жизни…
Два конца…
И смерть им чувства уравняла,
Когда у женского лица
Свеча поэта догорала…
1
Ведущий. Еще одна светская красавица волновала поэта
Мария Александровна Щербатова новая возлюбленная Лермонтова.
Она была высокая, тонкая, с бронзовым блеском в волосах..
Зимой 1839 г. поэт был сильно заинтересован Щербатовой.
Молодая вдова, красивая, образованная.
Щербатова вела в Петербурге светский образ жизни,
но предпочитала балам салон Карамзиных, где, видимо, познакомилась с Лермонтовым.
2
ведущий. Прекрасные строки, посвященные М. Щербатовой, были положены на музыку
композитором А.С. Доргомыжским. Романс “Отчего” быстро стал популярен.
(Прослушивание романса «Отчего»)
2
Ведущий. Любила ли она его, он не знал. Но он, если бы мог, подарил ей всю землю. Вся
теплота любви сосредоточилась в ней одной. Лермонтов говорил Щербатовой: «Мне грустно,
что я вас люблю, и знаю, что за этот легкий день нам придется дорого рассчитаться».
Сообщение ученика: Урожденная Штерич (1820-1879), украинка. Сам поэт о ней говорил:”
Такая, что ни в сказке сказать, ни пером написать”. Этой весной ей было около 20 лет,
Лермонтову 25. Светская молва связывала имя Щербатовой с дуэлью поэта с Барантом. И.С.
Тургенев, встретивший М. Щербатову в Москве, где в это время был Лермонтов, заметил в своем
дневнике: “Сквозь слезы смеется, любит Лермонтова”. Поэтический портрет М. Щербатовой дан
поэтом в посвященном ей стихотворении “М. А. Щербатовой”.
Учитель: Я не знаю подобного произведения автора - неукраинца, в котором с таким
мастерством и точностью была бы выражена суть национального характера украинской женщины.
Единство внешней и внутренней красоты, высокую моральность, скромность, некрикливый, но
могучий патриотизм, верность национальным традициям сумел заметить, понять и гениально
РАСКРЫТЬ в образе степной южноукраинской красавицы великий поэт России. Но лучше об ЭТОМ
будет свидетельствовать само СТИХОТВОРЕНИЕ Лермонтова.
Чтец. : «На светские цепи, На блеск утомительный бала
Цветущие степи Украйны она променяла...
«Печальной отчизны примеру,
В надеждах на бога
Хранит она детскую веру;
Как племя родное,
У чуждых опоры не просит
И в гордом покое
Насмешку и зло переносит;
От дерзкого взора
В ней страсти не вспыхнут пожаром.
Полюбит не скоро,
Зато не разлюбит уж даром».
3
ведущий. Последней женщиной в жизни Лермонтова стала
Екатерина Быховец - дальняя родственница Лермонтова.
Бронзовый цвет лица и черные очи… Она имела много
поклонников из окружения Лермонтова.
1 ведущий. Они встретились, после разлуки, прямо в день его дуэли,
последней дуэли в его жизни. Почему именно Быховец?
Да потому, что она была похожа на В. Лопухину. Нет, не тебя так пылко я люблю.
2 ведущий. В день дуэли утром она беседовала с Лермонтовым, потом ездила с поэтом и его
друзьями на пикник в Каррас (Шотландку). Письмо ее от 5 августа 1841 года взволнованный
рассказ о взаимоотношениях Лермонтова с Н.С. Мартыновым, о дуэли, смерти, похоронах поэта.
3 ведущий. С именем Лопухиной связано стихотворение «Нет, не тебя так пылко я люблю»
(1841), адресованное, вероятно, Екатерине Григорьевне Быховец. В этом стихотворении
воспоминания о прошлой любви. Стихотворение положили на музыку более 40 композиторов,
особенно известен романс вальс А.И. Шишкина (1887), который приобрел широкую
популярность в исполнении Н.А. Обуховой (1886-1961). Власть прежнего чувства сильнее
«блистанья новой красы».
*** Нет, не тебя так пылко я люблю (Поёт Л.Зыкина)
1
ведущий. Быховец говорила, что Лермонтов не любил танцевать, но был очень весел.
Веселился он со всеми, но с ней всегда был грустен, только с ней Лермонтов был настоящим.
Быховец была с ним в день его смерти, прожила с ним последний день в его жизни. Конечно же,
смерть Лермонтова очень расстроила ее.
Учитель. Лермонтов мечущийся человек, ищущий ласку и любовь. Он ищет истинную
любовь, взаимную, но его чувство остается без ответа. М.Ю. Лермонтов искал женщину,
способную понять и воспринимать его таким, какой он есть; ищет родную душу, ту
единственную, которая будет ему помогать в нелегкие минуты, будет понимать, и уважать его.
К сожалению, ему этого не удалось. Ни с одной женщиной он не связал жизнь свою брачными
узами. Любовь приносит ему горечь, разочарование и страдания!
Поэт писал свои стихи о любви не для печати. Это – его дневник, в котором отразилась его
«странная», чуткая и очень ранимая душа, счастливые взлёты чувства, горькие падения,
разочарования. Перед собой Лермонтов никогда не лицемерил, не лгал, не старался обелить или
приукрасить себя в своих стихах. Порой признания давались тяжёлой ценой не каждый решится
на такую честность и откровенность с собой. Лермонтов очень разный, и в то же время очень
цельный. Кому-то ближе Лермонтов автор «Демона» мятежный, яростный, гневный, а кому-то
страдающий, одинокий человек, в 26 лет отравленный ядом тоски и неверия. У каждого свой
Лермонтов .
Звучит песня «И скучно, и грустно…»
2
ведущий. « Во всех любовных темах Лермонтова главный интерес принадлежит не любви и
не любимому, а любящему Я» ,- писал русский философ В. Соловьёв, указывая на
«миражность» как на важнейший признак любовной лирики Лермонтова: «…в этих
произведениях почти никогда не выражается любовь в настоящий, в тот момент, когда она
охватывает душу и наполняет жизнь». Не любви ищет поэт, а «иное» в любви. Отрицание
вот реакция поэта на чувство, живущее в нём «сейчас»: «Она(любовь), как чумное пятно…»;
«Всё, что любит меня, то погибнуть должно»; «Мне грустно, потому что я тебя люблю»;
«Нет, не тебя так пылко я люблю».
Любить…но кого же?..на время – не стоит труда,
А вечно любить невозможно…
3
ведущий. Условие истинной любви отсутствие возлюбленной. Любить стоит только
невозможное – тот идеал, что в прошлом («огонь угаснувших очей»), или тот идеал, что в
будущем («бесплотное виденье»).
Учитель. Любовная лирика Лермонтова искренна, тонко передает его душевный настрой,
подчас трагична, как и судьба самого поэта. Однако рядом с нами навсегда останутся его
прекрасные произведения, его стихи, в которых переданы трепетные чувства любви к
прекрасным женщинам XIX века. Знакомство с любовной лирикой открыло нам имена
прекрасных современниц Лермонтова, которые оставили в сердце поэта неизгладимый след.
Звучит песня А.Малинина «Выхожу один я на дорогу…»
Чтец. «Я не хочу, чтоб свет узнал
Мою таинственную повесть;
Как я любил, за что страдал,
Тому судья лишь Бог да совесть!...»
1 ведущий. Моя воля надеждам противна моим:
Я люблю и страшусь быть взаимно любим.
Не о земной страсти грезит поэт, но о любви абсолютной той, которая может исполниться
лишь в посмертном сне:
Я б желал так заснуть,
Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
О любви мне сладкий голос пел…
2 ведущий. Через всю жизнь мы пронесём в душе образ поэта грустного и строгого, нежного
и властного, скромного и насмешливого, язвительного и мечтательного. Поэта гениального и так
рано ушедшего.
Он наполняет наши души жаждой борьбы, творчества и вечными поисками истины. И мы
всегда будем ему благодарны за это. И пусть нас сопровождает любовь такая, как в библии
Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не
гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде,
а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда
не перестает…Теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше…
Всі адресати любовної лірики Лермонтова досі достеменно невідомі і, швидше за все, так і
залишаться в таємниці.