Ода-реквием "И произошла война..." (литературно-музыкальная композиция для 6-11 классов)

1
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №24
г. Сургут ХМАО-Югра Тюменской области
Ода - реквием
«И произошла война…»
(литературно-музыкальная композиция для 6-11 классов).
подготовила
педагог дополнительного образования
Жернакова Светлана Юрьевна
2
То ли мёд, то ли горька чаша,
То ли адский огонь, то ли храм…
Всё, что было его, - нынче ваше.
Всё для вас. Посвящается вам.
Б. Окуджава.
Действующие лица:
Пьета
Школьник
Чтецы
Судья
Осуждённый
Зеки
Семь медсестёр
Немец раненый
Сцена затянута черной тканью. На порталах, стенах и глубине наклеены белые
бумажные кресты (диагональю, так клеили вовремя бомбежек). У портала стоят
столбы, соединенные театральной сетью граница между прошлым и настоящим
(в дальнейшем «колючая проволока» - камера узников, затем «окно»). В глубине
братская могила- плащ и каска.
На одной из стен надпись: «при обстреле эта сторона улицы особенно опасна».
Входит Малыш с летописью в руках и говорит по телефону:
Школьник: Гулять? Извини, нет времени. Надо изучить летопись о войне.
Смотрит на летопись.
Школьник: 1941-й.
Открывает летопись, читает строки.
Школьник: Ода реквием «И произошла война…». На окнах белые бумажные
кресты (диагональю, так клеили вовремя бомбежек). На одной из стен надпись: «при
обстреле эта сторона улицы особенно опасна». Колючая проволока-братская могила.
Пьета.
Тишина. Из этой тишины возникает звук метронома. Он становится все громче,
потом постепенно уходит. Выходит Пьета, она в черной одежде и белом балахоне,
в руках с цветами и чемоданом нем письма, полосатые повязки и в него же
кладут пилотки и повязки).
Пьета: Говорят, что война заканчивается,
Когда похоронен последний солдат,
А на полях до сих пор еще находят
Солдатские кости, черепа…
Есть молчание – ложь…
Ложь – полей тишина,
И разодраны рты в поднимающем зове.
Ямы- рвы, ямы – рты, ямы взрывы….
Война.
И закаты в тиши, покрасневшей от крови.
3
Вам спокойно ромашки кивнут наугад,
Колокольчик споет про хрустальные росы.
И не знаете вы, что лежит здесь солдат,
Среди боя упавший на серую осыпь.
Есть молчание – ложь,
Ложь – полей тишина.
Тишина эта громче любого набата.
В тишине, словно призрак, стояла война,
И ромашки росли через сердце солдата.
Пьету мучают воспоминания, из ее рук выпадают гвоздики, чемодан, она кричит, с
нее спадывает балахон, она убегает. Звучит Шопен 3-й вальс ля минор.
Врывается звук воздушной тревоги и по сцене пробегают люди, ища
бомбоубежища. Кто-то отталкивает чемодан в сторону, поднимает балахон и
бросает его на чемодан. Начинается бомбежка (налет) и люди замирают.
Первый: Тяжкий грохот обрушился на землю. Вмиг погас свет. Вздрогнули стены
каземата. С потолка сыпалась штукатурка. И сквозь оглушительный вой и рев все
яснее и яснее прорывались раскатистые взрывы тяжелых снарядов. Рвануло где-то
совсем рядом.
- Война! – крикнул кто-то.
- Война, это товарищи, война!
наружную дверь смело взрывной волной, и сквозь нее видны были оранжевые
всполохи пожаров.
Тяжко вздрагивал каземат. Все вокруг выло и стонало. И было это 22 июня 1941 года
в 4 часа 15 минут по московскому времени.
Звучит «Священная война». На сцене маршируют люди, уже одетые в солдат
(условно – пилотка).
Второй: Здесь каждый дом стоит, как дот,
И тянется во мгле
Зенитки с крыши в небосвод,
Как шпили на Кремле.
На окнах белые кресты
Мелькают в второпях, -
Такой же крест поставишь ты,
Москва на всех врагах.
Третий: Мы так простились с мирным днем,
И нам в огне страды убойной
От горькой памяти о нем
Четыре года было больно.
Четвертый: Пусть приняла борьба опасный оборот,
Пусть немцы тешатся фашистскою химерой,
Мы отразим врагов, я верю в свой народ
Несокрушимою тысячелетней верой.
Пятый: Куда ты уходишь? Куда?
4
Тебя я с дороги верну.
Строка отвечает: - в солдаты.
Душа говорит: - на войну.
Шестой: Ты гори, зари полоска узкая,
По земле ползет пожаров дым…
Мы тебя земля, родная, русская
Никогда в обиду не дадим!
Седьмой: Харьков слышит гул родных орудий.
Гул все громче. Звук разрыва сух.
Превратились в слух дома и люди,
И деревья превратились в слух.
Восьмой: Враг ударил на Черкесск, Пятигорск пал.
Враг пошел на перерез вековых скал.
Отвалился грязи груз, вновь чиста даль.
Не склонился Эльбрус под его сталь.
Девятый: Одесса, город мой! Мы не сдадим тебя!
Пусть рушатся дома, хрипя в огне пожарищ,
Пусть смерть бредет по улицам твоим,
Одесса, город мой! Тебя мы не сдадим!
Десятый: Над Ленинградом - смертная угроза…
Бессонны ночи, тяжек день любой,
Но мы забыли, что такое слезы,
Что называлось страхом и мольбой.
Затемнение в зале. Малыш рассматривает альбом с фотографиями.
Школьник: Колокола памяти. Не понимаю…
Звон колокола.
Школьник: Что это? Ты слышишь? Пьета.
Солдат: Это колокола. Колокола памяти…
Школьник: Памяти? А разве такие бывают?
Солдат: Бывают, слушай! Это говорит сама память…
Школьник: Но разве память бывает живой?
Солдат: А ты не веришь? Человек может умереть дважды:
Там на поле боя, когда его догонит пуля,
А второй раз – в памяти народной.
Второй раз умирать страшнее.
Второй раз человек должен жить!
Звучит «Реквием» Моцарта. Солдаты, высвеченные красным светом.
Первый: Разве погибнуть ты нам обещала,
Родина?
Второй: Жизнь обещала, любовь обещала,
Родина?
5
Третий: Разве для смерти рождаются дети,
Родина?
Четвертый: Разве хотела ты нашей смерти,
Родина?
Школьник: Люди мира, на минуту встаньте!
Песня «Бухенвальдский набат».
Люди мира, на минуту встаньте!
Слушайте, слушайте:
Гудит со всех сторон –
Это раздаётся в Бухенвальде
Колокольный звон,
Колокольный звон.
Это возродилась и окрепла
В медном гуле праведная кровь.
Это жертвы ожили из пепла
И восстали вновь,
И восстали вновь,
И восстали, и восстали,
И восстали вновь!
И восстали, и восстали,
И восстали вновь!
Сотни тысяч заживо сожжённых
Строятся, строятся
В шеренги к ряду ряд.
Интернациональные колонны
С нами говорят,
С нами говорят.
Слышите громовые раскаты?
Это не гроза, не ураган.
Это вихрем атомным объятый
Стонет океан, Тихий океан.
Это стонет, это стонет
Тихий океан.
Это стонет, это стонет
Тихий океан.
Люди мира, на минуту встаньте!
Слушайте, слушайте:
Гудит со всех сторон –
Это раздаётся в Бухенвальде
Колокольный звон,
Колокольный звон.
Звон плывёт, плывёт
6
Над всей землёю,
И гудит взволнованно эфир:
Люди мира, будьте зорче втрое,
Берегите мир, берегите мир,
Берегите, берегите,
Берегите мир!
Берегите, берегите,
Берегите мир!
Звучит мелкий дождь, сквозь который звучит музыка, малыш продолжает изучать
летопись.
Школьник: Как это случилось? Как произошло?..
Музыка нарастает.
Солдат: Шел тихий мелкий дождь. Его и не видно глазом, но если высунуть из окна
руку – дождь слегка покалывал ладошку. Мокрые листья блестели. От тополей пахло
горькой смолкой. А над дорогой курился пар. Как это случилось? Как произошло?
Музыка оборвалась.
Солдат: Вдруг ударил гром, словно с неба на крышу посыпались большие камни и
разлетелись в разные стороны: все загрохотало, зазвенело. Сиреневая молния
ослепила глаза и тут же погасла…
Школьник: Как это случилось? Как произошло?..
Удар грома.
Солдат: Шел тихий мелкий дождь и вдруг ударил гром!.. Все загрохотало,
зазвенело. Сиреневая молния ослепила глаза и тут же погасла… (их как будто заело,
они повторяют этот текст снова и снова, и на этом фоне появляются люди).
Первый: Война Века…
Второй: Великая отечественная!
Третий: Преступник века…
Четвертый: Гитлер!
Пятый: Изобретение Века…
Шестой: Атомная бомба! пускается дым.
Седьмой: Тюрьма Века…
Восьмой: Архипелаг Гулаг!
Девятый: Лагеря смерти…
Десятый: Саласпилс, Хатынь, Освенцим, Бухенвальд.
Люди снимают пилотки, открывают чемодан, кладут пилотки в чемодан, берут из
него полосатые повязки, надевают на их головы, на грудь номерки, передвигают
столбы, «колючую проволоку» и превращаются в «узников». Все происходит в
дыму.
Школьник: Гулаг не разбирал чинов и званий. Ему не интересны были ни пол, ни
возраст, ни заслуги, ни профессии… разве может быть интересна людоеду личность?
Гулаг был государством в государстве, со своими законами, вернее беззаконием,
правителями артистами, войсками, со своими предателями, со своими писателями.
Имя им – легион…
7
Судья: Вы ведь знаете, что в Ленинграде был убит товарищ Киров?
Осужденная: Да, но ведь его убила не я, а некто Николаев. Кроме того, я некогда не
жила в Ленинграде. Это, кажется, называется алиби?
Судья: Вы что юрист?
Осужденная: Нет, я педагог.
Судья: Что же вы казуистикой-то занимаетесь? Не жили в Ленинграде! Убили ваши
единомышленники. Значит, и вы несете за это моральную и уголовную
ответственность.
Зек: Суд удаляется на совещание.
Осужденная: Не прошло и двух минут, как весь синклит снова на своих местах. И у
председателя в руках большой лист бумаги. Это приговор. Вот сейчас скажет: «К
высшей мере…» на секунду кажется, что это все в кино. Я играю роль. Ведь
немыслимо же поверить, что меня на самом деле скоро убьют. Меня, мамину
Женюшку, Алешину и Васину мамулю… Да кто им дал право? Мне кажется, что это
я кричу. Нет. Я молчу и слушаю, я стою совсем спокойно, а все то страшное, что
происходит, - это внутри. Что это? Что он сказал?
Судья: К десяти годам тюремного заключения со строгой изоляцией и с
поражением в правах на пять лет…
Осужденная: Все вокруг меня становится светлым и теплым. Десять лет! Это –
значит жить!
Судья: … И с конфискацией всего лично ей принадлежащего имущества…
Осужденная: Жить! Без имущества! Да и на что оно мне? Пусть конфискуют! Они
ведь разбойники, как же им без чужого имущества? Десять лет… и вы думаете еще
десять лет разбойничать тут, судаки маринованные? Вы всерьез надеетесь, что в
стране не найдется людей, которые схватят вас за руку? А я знаю есть такие люди.
…И рано или поздно конец вам придет… и ради того, чтобы увидеть этот конец,
надо жить. Пусть в тюрьме, все равно! Жить!
А если когда-нибудь в этой стране
Воздвигнуть задумают памятник мне?!
Согласье на это даю торжество,
Но только с условием – не ставить его
Ни около моря, где я родилась:
Последняя с морем оборвана связь.
Ни в царском саду, у заветного пня,
Где тень безутешная ищет меня.
А здесь, где стояла я триста часов
И где для меня не открыли засов.
Школьник:
(Песня «Нам нужна одна Победа»)
Здесь птицы не поют,
Деревья не растут.
И только мы к плечу плечо
Врастаем в землю тут.
Горит и кружится планета,
8
Над нашей Родиною дым.
И, значит, нам нужна одна Победа,
Одна на всех. Мы за ценой не постоим».
Зеки:
Припев:
Нас ждет огонь смертельный,
И все ж бессилен он.
Сомненья прочь,
Уходит в ночь
Отдельный
Десятый наш
Десантный батальон.
Лишь только бой угас,
Звучит другой приказ.
И почтальон сойдет с ума,
Разыскивая нас.
Взлетает красная ракета,
Бьет пулемет, неутомим.
И, значит, нам нужна одна Победа,
Одна на всех. Мы за ценой не постоим».
Припев:
От Курска и Орла,
Война нас довела,
До самых вражеских ворот,
Такие, брат, дела…
Когда-нибудь мы вспомним это –
И не поверится самим.
И, значит, нам нужна одна Победа,
Одна на всех. Мы за ценой не постоим».
Припев:
Звучит 3-й вальс ля минор Шопена.
Пьета: Хорошо бы написать книгу без всякого сюжета, событий, любовных драм,
книгу о человеческом сердце, пульсирующим от движения уходящих и
прибывающих поездов.
Малыш убегает с горькими слезами.
Песня «Поезд нашей жизни».
Поезд нашей жизни - серое окно,
Бесконечный суетливый бег.
Правда в этой жизни все же есть одно,
То, что знает только человек.
9
Припев:
Пусть стучат колеса,
Труден пусть разбег,
Знаю, все не просто будет, неокончен век.
Все пути открыты для твоих идей
Двери не закрыты в поезд наших дней.
Поезд нашей жизни - пестрое окно,
Как в него нам хочется смотреть.
Только в этой жизни все тебе дано
Постарайся главное успеть.
Припев:
Пусть стучат колеса,
Труден пусть разбег,
Знаю, все не просто будет, неокончен век.
Все пути открыты для твоих идей
Двери не закрыты в поезд наших дней.
Поезд нашей жизни – чистое окно,
Белый лист бумаги, акварель.
Краски этой жизни сам творец давно
В душу положил тебе и мне.
Припев:
Пусть стучат колеса,
Труден пусть разбег,
Знаю, все не просто будет, неокончен век.
Все пути открыты для твоих идей
Двери не закрыты в поезд наших дней.
Школьник: (за сценой, сквозь слезы) а что-то светлое, светлое было?
Пьета: Хорошо бы написать книгу. Это была бы книга о встречах, разлуках, о
любви…
Голос: Письма, письма!
Пьета подходит к чемодану, накидывает балахон, одевает косынку и начинает
разворачивать письма.
(Вся следующая сцена происходит в «прошлом». Вбегает медсестра с письмами. К
ней подбегают другие медсестры. Каждая берет письмо и раскрывает.)
Одновременно начинает звучать 7-я прелюдия ля мажор Шопена. Двадцать
тактов прелюдии повторяются на протяжении всей сцены без финальных
аккордов. Финальные аккорды на последней фразе первой медсестры.
Первая медсестра: Здравствуй, моя любимая. Я с тобой каждую минуту, каждую
секунду нашей разлуки…
10
Голоса следующих медсестер накладываются один на другой, сливаясь в единое
«эхо».
Вторая медсестра: (берет из рук первой это же письмо, начиная с середины фразы
первой, как бы эхом). Boniour, mon amour. Je suis avec toi chague moment(бонжур,
мон амур. Же сви авек туа шак моман…).
Третья медсестра: (начиная с середины фразы второй) Hello,my love. I am with you
all the time(Хелоу, май лав. Ай эм виз ю ол зе тайм…).
Четвертая медсестра: (начиная с середины фразы третьей) Guten tag, meine liebe.
Ich bin mit dir immer, die ganze Zeit (Гутен таг, майне либе. Ихь бин мит дир
иммер, ди Ганзе цайт…).
Пятая медсестра: (начиная с середины фразы четвертой) Ано. Добрый дзень, мое
коханэ сырдце. И Сэм с тобоу мое радост…
Первая медсестра: Я такая счастливая, что ничего не могу с собой поделать!
Сказала так, словно что-то должна делать с собой, чтобы не почувствовать себя
такой счастливой. А что надо делать, когда человек чувствует себя счастливым!
Разве что-нибудь надо делать? Наоборот, как раз ничего и не надо делать!
Все слушают Шопена до конца, финальные аккорды. Шестая медсестра достает
из конверта бумажный квадратик. Все оборачиваются к ней.
Все медсестры: Похоронка!
Медсестра с похоронкой стоит совершенно помертвевшая. Медсестры бросаются
к ней, обнимают, надевают черный платок, успокаивают. Одновременно вкрадчиво,
тихо (лучше на фортепиано) звучит первый куплет «Землянки».
Вдруг раздается плач седьмой медсестры, которая не читала писем. Она стоит,
уткнувшись лицом в скрещенные руки, в стену.
Первая медсестра: Что у нее, кого убили?
Никто не может вспомнить, все пожимают плечами.
Первая медсестра: Как же мы забыли, кто у нее на фронте? (подходит к плачущей
медсестре, протягивает к ней руку) Что с тобой, что случилось? Успокойся.
Седьмая медсестра: (неожиданно вызывающая) А нет у меня никого на фронте. Ну,
нету и все. дергивает юбку) Юбка, видать, какая страшная. Ну, кому я такая
нужна.
Протянутая рука первой медсестры падает.
Седьмая медсестра: (сложив руки на груди, пританцовывая)
Хороша я, хороша, плохо лишь одета,
Никто замуж не берет девицу за это.
адает на колени, бьет себя в грудь, кричит) Они наших, они моих парней
перегубили!
Голос: Раненые прибыли.
Медсестры бегут за сцену. Раненный бредит по-немецки.
11
Немец: Wir sind zwanzig Personen (вир зинт цванцихь перзонэн). Ich bin zu den
Freunden gekommen (ихь бин цу ден фройнден гэкомэн). Ich habe keine Eltern (ихь
ха:бэ кайнэ эльтэрн). Нас двадцать человек. Я приехал к друзьям. У меня нет
родителей.
Голоса за сценой: Что он говорит? Да он бредит. Дайте бинты. Сейчас, сейчас, мы
тебе поможем…
Седьмая медсестра: (не вставая с колен, возмущенно крича) Что? С фрицем
цацкаться? Да добейте вы его!
Шестая медсестра: (с похоронкой, оборачиваясь) Да что ты? Это же человек!
Пятый: Человек, творец. Гете. Бах. Энштейн. Швейцер…
Школьник: И таких убивает война?
Звучит Шенберг «Свидетель из Варшавы».
Первый: Януш Корчак, польский философ и учитель. Добровольно пошел со
своими воспитанниками, еврейскими детьми, в газовую камеру в фашистском гетто.
Второй: Леонгард Франк, немецкий писатель. Прошел концлагерь, пронеся на груди
свое самое светлое произведение «Кристина». Умер сразу после освобождения.
Школьник: Таня Савичева, маленькая девочка, погибшая в блокадном Ленинграде.
До последних минут вела дневник смертей родственников. Последняя фраза в
дневнике звучит так: «Все Савичевы умерли. Осталась одна Таня».
Пьета: Война не может убить тебя, пока ты не стал ее продолжением, ее руками,
бэтээрами, снарядами, истребителями.
Третий: А если на этот раз война все-таки добилась своего укоротила тебя,
списала!.. Думаешь, война без тебя не обойдется? Надо будет вполне обойдется.
Это ты уже без нее не обойдешься, это другой вопрос!
Пьета: Война гонится за тобой по пятам, пытаясь поработить тебя. А пусти ты ее в
душу, и она захозяйничает там, приторговывая то гранатометами, то судьбами. Она
сделает из тебя песчинку Часов Вселенной, отмеряющих время Человечеству.
Школьник: Так как же победить войну?
Пьета: Сохранить Любовь к Человеку в себе.
Четвертый: Этой композиции могло бы и не быть.
Пятый: Но есть книги: маленькие, большие, синие, красные, легкие.
Шестой: Но такие тяжелые…
Школьник: Книги, которых могло и не быть, но они случились…
Пьета: И чтобы написать их, надо было пройти через ад.
Первый: Мы не знаем, кто первым пал в предрассветный июньский час 41-го…
Второй: Мы не знаем, кто погиб в последний, самый последний миг войны…
Третий: Но все они до конца выполнили свой долг.
Все: Без них не было бы Победы!!!
Школьник: Поклонимся!
Все: Поклонимся! Великим тем годам!!!
Песня «Давно закончилась война».
Давно закончилась война,
Давно с войны пришли солдаты.
И на груди их ордена
12
Горят, как памятные даты, -
За Брест, Москву, за Сталинград
И за блокаду Ленинграда,
За Керчь, Одессу и Белград,
За все осколки от снарядов – 2 раза.
А по ночам вам до сих пор
Бои под Бугом где-то снятся,
И «мессеры» строчат в упор,
И из ложбинки не подняться.
Зовет в атаку лейтенант,
Но тут же падает, сраженный…
А дома долго будут ждать,
Но лишь дождутся похоронной 2 раза.
В один и тот же день и час
На встречу, вы к друзьям спешите,
Но с каждым годом меньше вас,
И нас за это вы простите,
Что не сумели вас сберечь,
Не залечили ваши раны.
И вот на место этих встреч
Приходят внуки ветеранов 2 раза.
Давно закончилась война,
Давно с войны пришли солдаты.
И на груди их ордена
Горят, как памятные даты.
Вам всем, кто вынес ту войну –
В тылу иль на полях сражений, -
Принес победную весну, -
Поклон и память поколений - 2 раза.
Список литературы:
1. А. Силина (11 лет). Тишина.
2. Б. Васильев. В списках не значился.
3. Великая отечественная. Стихотворения и поэмы. М., издательство
Художественная литература, 1970.
4. Г. Фрид. Дыхание цветов. Письма– М., 1998.
5. Л. Побединская. Ради жизни на земле: Сборник сценариев. Слово в застенке. –
М.: ТЦ Сфера, 2000.
Музыкальная литература:
1. А. Байдаков «Поезд нашей жизни», 1997.
2. А. Соболев «Бухенвальдский набат», 1958.
3. А. Сурков «Землянка», 1941.
13
4. Б. Окуджава «Нам нужна одна победа», 1970.
5. В. Лебедев-Кумач «Священная война», 1941.
6. В. Моцарт «Реквием».
7. Шопен. З-й вальс ля минор.
8. Шопен. 7-я прелюдия ля мажор.
9. Шенберг. Свидетель из Варшавы.
10. С. Кочурова «Давно закончилась война».