Конспект урока "«Да святится имя твоё» по повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет»"

«Да святится имя твоё»
по повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет»
Цель: показать мастерство Куприна в изображении мира
человеческих чувств, как писатель изображает процесс пробуждения
человека, роль детали в повести;
развивать навыки исследования художественного текста, филологическое
мышление учащихся;
формировать эстетическое восприятие, используя различные виды
искусства: литературу, музыку;
воспитывать лучшие человеческие качества, культуру личности, пробудить
ответственность за выражение человеческих чувств,самосовершенствование
Оборудование: портрет А.И.Куприна, повесть «Гранатовый браслет»,
иллюстрации к повести и кадра из фильма «Гранатовый браслет»,
изображение розы, галерея портретов писателей и иллюстраций к их
произведениям, соната №2 Бетховена, таблица значения деталей.
ХОД УРОКА
I. Мотивация учебной деятельности
В душе померк бы день, и тьма настала б вновь,
Когда бы на земле изгнали мы любовь.
Лишь тот блаженство знал,
Кто страстно сердце нежил,
А кто не знал любви, тот всё равно,
Что не жил…
Эти слова о любви принадлежат французскому писателю и драматургу
Жану Батисту Мольеру, автору известных комедий «Мещанин во дворянстве» и
«Тартюф».
Что же такое любовь? По мнению Александра Ивановича Куприна, любовь
это чувство, «которое до сих пор ещё не нашло себе истолкователя». Ответ на
этот вопрос искали и продолжают искать философы, писатели, поэты, художники,
композиторы, и мы с вами тоже пытаемся понять это чувство.
Давайте послушаем высказывания о любви, которые вы подобрали и
которые ассоциируются у вас с повестью А. Куприна «Гранатовый браслет».
(учащиеся читают высказывания о любви под Аппассионату Бетховена)
Высокие красивые слова… Но, может быть, кому-то они покажутся далёкими
от его личных переживаний. Кончается детство. Вы вглядываетесь в жизнь этот
огромный сверкающий мир. И радостно в нём, и тревожно, и непонятно…
II. Объявление темы и цели урока
К.Г.Паустовский : «У любви тысячи сюжетов, и в каждом из них свой свет,
своя печаль, своё счастье и своё благоухание».
Один из таких «сюжетов» и станет предметом нашего внимания сегодня.
III. Актуализация опорных знаний
О каких событиях рассказывается в повести?
Мелкий чиновник, одинокий и робкий мечтатель, влюбляется в молодую светскую даму из
“высшего сословия”. Восемь лет продолжается безответная и безнадежная любовь. Он пишет
письма с признанием в любви, которые служат предметом насмешек и издевательств членов
семьи - князей Шеиных и Булат-Тугановских. Не воспринимает их всерьез и княгиня Вера
Николаевна Шеина, та, которой адресованы эти любовные откровения. К именинам княгини
влюбленный присылает подарок - гранатовый браслет, чем вызывает бурю негодования брата
княгини. Тот готов растоптать, уничтожить “плебея”, который осмелился оказывать знаки
внимания потомственной дворянке. Близкие княгине люди считают бедного «телеграфиста»
(как его называет князь Шеин) ненормальным, маньяком. И только старый генерал Аносов, с
которым любит откровенничать княгиня, догадывается об истинных мотивах поступков
неизвестного влюбленного: “А - почем знать? Может быть, твой жизненный путь, Верочка,
пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны
мужчины”. Любовь “маленького человека” заканчивается трагически. Не выдержав жестокости
и равнодушия, герой повести погибает.
Давайте вспомним подробности, детали рассказа, имена и фамилии героев,
проверим, насколько вы внимательно читали произведение. Для этого
проведем викторину.
Викторина
Где и когда происходит действие рассказа? (Черноморский курорт, осень, сентябрь.)
Назовите день именин Веры Шеиной. (17 сентября.)
Кто был предок княгини Веры? ( Тамерлан)
Что подарила Анна сестре? (Записную книжку)
Что подарил Вере муж? ( Серьги из грушевидных жемчужин)
Чей это портрет: «Она была …несколько широкая в плечах, живая и легкомысленная,
насмешница. Лицо её сильно монгольского типа с довольно заметными скулами, с
узенькими глазами … однако, пленяло какой-то неуловимой и непонятной
прелестью…»? (Анна)
Кто «…хохотал громко и восторженно, и худое, гладко обтянутое блестящей кожей
лицо, с прилизанными жидкими, светлыми волосами, с ввалившимися глазными
орбитами, походило на череп, обнаживший в смехе прескверные зубы?»уж Анны-
Густав Иванович)
Имя мужа Веры? (Князь Василий Львович)
Чей это портрет: «тучный, высокий, серебряный старец …У него было большое, грубое,
красное лицо с мясистым носом и с тем добродушно - величавым, чуть- чуть
презрительным выражением в прищуренных глазах…какое свойственно мужественным
и простым людям…? (Генерал Аносов)
Что связывало генерала Аносова с сестрами? (Генерал был боевым товарищем и
преданным другом их отца и крестным Анны)
Действительно ли Желтков был телеграфистом?
Встречались ли Вера и Желтков?
IV. Работа над темой урока
В письме к Ф. Д. Батюшкову (1906) А. Куприн утверждает: “Любовь - это
самое яркое и наиболее понятное воспроизведение моего Я. Не в силе, не в
ловкости, не в уме, не в таланте.., не в творчестве выражается индивидуальность.
Но в любви”.
1. Способна ли княгиня Вера любить?
Какой мы видим княгиню Веру в начале повести? (характеристика героини
учащимися)
Вера Николаевна Шеина жена предводителя дворянства, дочь князя потомка
древнего рода Тамерлана.
«Вера пошла в мать, красавицу-англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но
холодным и гордым лицом, прекрасными… руками и той очаровательной покатостью плеч,
какую можно видеть на старинных миниатюрах».
«Страстная любовь к мужу давно уже перешла в чувство прочной, верной, истинной
дружбы».
Со всеми «строго проста, холодно и немного свысока любезна, независима и
царственно спокойна».
Душевное состояние Веры пересекается и с пейзажем. Героиня повести
появляется на фоне осенних цветов. (Чтение отрывка из 2-й главы)
Появление княгини в саду очень символично. Из всех цветов выделены и
помещены в центр фрагмента георгины, пионы и астры союз зато”
противопоставляет их левкоям и розам, цветущим не так “пышно”, а холодно” и
“высокомерно”, слово “остальные” в начале следующего предложения опять
выделяет их из ряда уже по признаку бесплодности. Все остальные цветы не
только цвели, но и дали семена, им были ведомы любовь и радость материнства,
осень для них — не только пора умирания, но и время начала “будущей жизни”.
Описание сада связывает Веру, у которой нет детей, а страсть к мужу уже
давно прошла, с красивыми, но бесплодными цветами. Душа её пребывает в
состоянии дрёмы.
Действительно ли княгиня холодна и надменна? В какие моменты
проявляется ее душевная чуткость, волнения души?
С сестрой – «с самого раннего детства были привязаны друг к другу теплой и заботливой
дружбой»;
старается помогать мужу «сводить концы с концами», «отказывает себе»;
«обе сестры до смешного любили азартные игры»;
заботливо ухаживает за генералом, доверяет ему свои тайны;
от именин она ожидает чего-то «счастливо-чудесного».
Вывод: за внешней строгостью мы видим женщину, способную к душевным
порывам, чувствующую, деликатную, еще ожидающую от жизни чудес.
Как относится княгини к посланиям неизвестного влюбленного?
Сначала письма неизвестного ее не трогали, затем докучали, поэтому она и написала ответное
письмо с просьбой «не утруждать ее больше своими любовными излияниями». Получив
посылку и узнав, от кого она, Вера думает об авторе «с неудовольствием». Но когда муж
начинает рассказывать гостям историю о «телеграфисте», она пытается остановить его. Она
скрывает от мужа и брата, что отвечала неизвестному. Когда муж и брат собираются
«разобраться» с Г.С.Ж. раз и навсегда, она говорит: «Мне почему-то жалко этого несчастного».
В ожидании их она «встревожена». А после возвращения мужа она уверена, что «этот
человек убьёт себя». В финале, после гибели героя «с нежностью развернула письмо».
Откуда такая уверенность в женщине, которая никогда не видела этого
человека?
Безусловно, такая преданность не может не тронуть ни одну женщину. 7 лет
преданности вызывают какие-то неосознанные движения души навстречу
человеку пусть незнакомому, но уже и не чужому.
Вывод: княгиня Вера живет, следуя светским обычаям; она как бы «потеряна» в
привычной жизни, не заметна её красота, стёрта её исключительность; она не
ведает, что не любит мужа, потому что не знает любви. Но это удивительная,
благородная женщина воплощение человека, достойного настоящей, «святой»
любви.
2. «…что это было: любовь или сумасшествие?»
Что же это за человек, который подарил нашей героине такую «святую»
любовь?
Дать внешнюю характеристику героя (зачитывают учащиеся)
Г.С.Ж. – маленький чиновник в каком-то казенном учреждении.
Снимал комнату: «заплёванная лестница пахла мышами, кошками, керосином и
стиркой»; «на лестничной площадке темно»; «комната была очень низка, два круглых окна
еле-еле её освещали».
«Высок ростом, худощав, с длинными пушистыми, мягкими волосами», «очень бледный,
с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой
посредине; лет ему… около 30, 35».
В течение «7 лет безнадежной и вежливой любви» чувства героя менялись.
Это заметила и княгиня Вера. Как происходили эти перемены?
Восемь лет назад Желтков, увидев княгиню в цирке, влюбился в нее с первого взгляда и
начал писать письма сначала «глупые и дикие», «вульгарного и курьезного пылкого
характера, хотя и вполне целомудренные». Он постоянно следил за княгиней и следовал за
ней и в Благородное собрание, и на художественную выставку, и на музыкальные вечера.
После того, как княгиня Вера в записке попросила «его больше не утруждать её … своими
любовными излияниями», он «замолчал о любви и стал писать лишь изредка: на пасху, на
Новый год и в день её именин».
Для героя женщина, которую он любит, святая. Вся его жизнь посвящена
лишь ей. Только её слово важно для него. Докажите это.
«Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия,
ни забота о будущем счастье людей – для меня вся жизнь заключается только в Вас» (гл.11).
Княгиня запретила писать о любви перестал; княгиня потребовала «прекратить как можно
скорее всю эту историю» - герой уходит навсегда.
Как воспринимают героя разные персонажи повести?
Хозяйка «если б вы знали, что это был за чудный человек»; брат княгини Николай
«твой сумасшедший», княгиня Вера «несчастный», «какой-то безумец»; князь Василий
сначала насмешливо «телеграфист», потом «этот человек неспособен обманывать и лгать
заведомо»; генерал предполагает «может быть, это просто ненормальный малый, маниак, а
может быть …такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны
мужчины».
Так может, таинственный Г.С.Ж. действительно сумасшедший? На что он
рассчитывал, если между ним и его возлюбленной лежит огромная
социальная пропасть? Неужели княгиня могла бы ответить на его чувства?
Герой любит не княгиню, а Женщину. И эта любовь не подвластна ни социальному
неравенству, ни вмешательству закона, которым пугает его Николай, ни безответности, ни
смерти.
Как сам герой объясняет свои чувства к княгине?
« Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете. Я проверял себя это не
болезнь, не маниакальная идея это любовь, которою богу было угодно за что-то меня
вознаградить» (гл.11)
Вывод. Куприн учит нас видеть не место на социальной лестнице, а самого
человека. Человек, занимающий низкое положение в обществе, живущий в
бедности, имеет высокую душу, достоинство, способен на глубокое чувство.
Князь Шеин замечает: «Я чувствую, что присутствую при какой-то громадной
трагедии души…» И эта трагедия любовь. А может и сумасшествие, что,
впрочем, разве не одно и тоже?..
3. «Проснись, любовь!» (В.Шекспир)
Молчать и гибнуть... Но милей,
Чем жизнь, волшебные оковы!
Свой лучший сон в очах у ней
Искать, не проронив ни слова! –
Как свет застенчивый лампад
Трепещет пред лицом Мадонны
И, умирая, ловит взгляд,
Небесный взгляд ее бездонный!.. ( Николай Ленау)
«Молчать и гибнуть» - вот духовный обет влюбленного «телеграфиста». И
все-таки он нарушает его, напоминая о себе своей единственной и недоступной
Мадонне. И напоминает в день её рождения.
«Вера Николаевна Шеина всегда ожидала от дня именин чего-то «счастливо
чудесного». Что же «счастливо – чудесное» произошло в этот день?
Вера получила подарки: от сестры Анны - записную книжку, от мужа серьги, от
человека с инициалами Г.С.Ж. – гранатовый браслет.
Она получает не просто дорогие, но с любовью выбранные подарки:
«прекрасные серьги из грушевидных жемчужин» от мужа, «маленькую записную
книжку в удивительном переплете… любовное дело рук искусного и терпеливого
художника» от сестры
Как на этом фоне выглядит подарок Желткова? В чем его ценность?
Подарок Желткова браслет - выглядит безвкусной безделушкой, «поповской штучкой».
Но его значение и ценность в другом. Желтков дарит самое ценное, что у него есть, -
фамильную драгоценность, которую носила его «покойная матушка».
Прочитайте описание браслета (гл.5)
Очень символичны подарки мужа и Желткова. Муж подарил серьги - два
разрозненных предмета с жемчугом-символом слёз и скорби, а Желтков
красный гранатовый браслет с зеленым гранатом посредине вещь,
замкнутую в кольцо, что является воплощением гармонии; гранат, по
преданию, приносит своему обладателю радость и веселье, а зеленый
гранат имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам
и охраняет от насильственной смерти. И Вера Николаевна в самом деле
неожиданно предсказывает: “Я знаю, что этот человек убьет себя”.
К сожалению, значение браслета Вера Николаевна поняла слишком
поздно.
Что же символизируют собой «прелестные густо-красные живые огни»
гранатового браслета?
Кровь – символ жизни, её пробуждение. Символ любви прекрасного человека символ его
безнадежной, восторженной, бескорыстной любви. Но и символ смерти.
Гранатовый браслет является символом глубокой огненной любви и
одновременно жутким кровавым знаком смерти.
Какие еще символы встречаются в повести?
Число 13; перемена пейзажа в начале повести и есть та возвышенная и роковая любовь;
молитвенник, переделанный под записную книжку; сама княгиня Вера; генерал Аносов
символ мудрости; роза; библейские мотивы.
Какой символ любви проходит через повесть?
Роза.
В каких еще литературных произведениях вы встречали розу и какую роль
она играла?
«Маленький принц» А.Экзюпери , «Снежная королева» Х.К.Андерсена
Сколько раз в повести «Гранатовый браслет» упоминается роза? Объясните,
каково значение этих деталей в композиции повести?
(Учащиеся заполняют таблицу)
Экспозиция
Описание увядающего
сада
Прежняя счастливая любовь к
мужу давно уже перешла в
чувство прочной, верной,
истинной дружбы.
Развитие
действия
Княгиня Вера дарит
розы генералу Аносову
Две подаренные генералу
розы символизируют двух
сестер, Анну и Веру
Вставные
композиционные
элементы
(рассказы генерала)
Рассказ о розовом масле
Не зная цену настоящему
чувству, люди проходят мимо,
растрачивая себя понапрасну
Болгарка перебирает
сухие лепестки роз
«Когда же последовал наш
поход из тех мест, мы дали
друг другу клятву в вечной
взаимной любви и простились
навсегда»
Развязка
Вера кладет розу в гроб
Желткову
«В эту секунду она поняла,
что та любовь, о которой
мечтает каждая женщина,
прошла мимо нее»
Роза — символ не только любви, но и совершенства мироздания. Розы
удостаиваются на протяжении всей повести лишь два героя: генерал Аносов и
Желтков (последний — посмертно).
Когда наступает переломный момент для княгини Веры в её отношении к
Желткову?
Только после его смерти, в момент прощания с ним.
Обратимся к этому эпизоду, прочитаем вслух. (гл.12)
Почему Вера пришла к умершему?
Чувство вины, желание узнать истину: та ли это любовь, которая бывает «раз в тысячу
лет»
Почему Вера, посетив Желткова, неожиданно заплакала? Неужели
причиной слёз стало «впечатление смерти», или есть другая причина?
Она поняла, что «мимо неё прошла большая любовь, которая повторяется только один раз в
тысячу лет»
Какое значение имеет изображение героя после его смерти?
Мертвый Желтков приобретает «глубокую важность». Лицо умершего напоминает Вере
посмертные маски «великих страдальцев - Пушкина и Наполеона».
Так Куприн показывает талант любви, приравнивая его к талантам
признанных гениев.
Вывод. Талант любить достается не каждому. У героя повести этот талант был.
Талант любить и дарить любовь великой очищающей силы, преображающей
каждого из героев. Это возвышенное чувство может победить даже смерть.
Желтков умирает, но пробуждается к жизни княгиня Вера: ей открылась та самая
любовь, что бывает раз в тысячу лет.
4. «Всякая любовь – великое счастье…» (И.Бунин)
Так что же такое любовь? Как она изображена в повести Куприна?
Кто из героев повести разделяет подлинность чувства «телеграфиста»?
Генерал Аносов. Аносов и Желтков не встречаются, но генерал распознаёт в нём героя.
Какую роль отводит Куприн этому «тучному, высокому, серебряному
старцу»?
Генерал Аносов представляет старшее мудрое поколение. Именно он заставляет Веру
Николаевну более серьезно отнестись к любви таинственного Г.С.Ж., своими размышлениями о
любви способствует тому, чтобы княгиня могла посмотреть на свою семейную жизнь с разных
сторон. Ему принадлежат пророческие слова: “... может быть, твой жизненный путь, Верочка,
пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше неспособны
мужчины”.
Именно генералу Аносову автор доверяет выразить свои мысли о том, какой
должна быть любовь. Прочитайте эти слова. (гл.7)
«Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные
удобства, расчеты и компромиссы не должны её касаться».
Старый солдат, слушая рассказ о Г.С.Ж., слышит знакомые ему ноты
доблести духовной. Он уверен, что любовь требует того же героизма и
самоотверженности, как и поле брани. И его рассказы тому подтверждение.
Вывод. Куприн ищет в реальной жизни людей, “одержимых” высоким чувством
любви, способных подняться над окружающей пошлостью и бездуховностью,
готовых отдать все, не требуя ничего взамен.
Любовь, по Куприну, «всегда трагедия, всегда борьба и достижение, всегда
радость и страх, воскрешение и смерть». Трагичность любви, трагичность жизни
лишь подчёркивают их красоту.
В природе истинная, святая любовь крайне редка и доступна только
немногим и только достойным ее людям. За всю жизнь Аносов не встретил ни
одного подобного примера, но он продолжает верить в возвышенную любовь и
передает свою уверенность Вере Николаевне.
Именно такой любовью, которая бывает раз в тысячу лет, любил Желтков.
Это было его потребностью, смыслом жизни. Таких людей, как он, людская молва
возводит в ранг святых, и долго живет о них светлая память.
5. «Любовь- это талант сродни музыкальному»
Мы начали урок музыкой, название которой стало эпиграфом повести
«Гранатовый браслет» - это Аппассионата Бетховена. Эпиграф настраивает нас
на то, чтобы слушать сонату— величественное, романтически приподнятое
размышление о даре жизни и любви. Этими же звуками завершается повесть.
Каким настроением проникнут финал рассказа?
Финал рассказа проникнут чувством светлой грусти, но не трагедии.
Последнее объяснение Желткова с миром и со всеми, кто может слышать,
является бетховенская соната № 2 — о жизни, о смерти и о любви.
Услышала ли это объяснение Вера? О чем плачет она, обняв ствол акации и
прижавшись к нему?
Она не жалела о том, что любовь эта, “о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо
нее”. Она плачет от того, что душа ее переполнена восхищением перед возвышенными, почти
неземными чувствами. Она плачет, потому что её души коснулась эта святая любовь и
пробудила.
Ответное чувство Веры состоялось, пусть на одно мгновение, но навеки,
пробудив в ней жажду прекрасного, поклонение духовной гармонии. В чем
же сила любви? О чем говорят слезы Веры?
Сила любви – в преображении души. Слезы Веры – очищающие, возвышающие душу.
Овеянная звуками музыки, повесть учит не мельчить, не суетиться, а
мыслить и чувствовать по-настоящему. Музыка внятно рассказывает
княгине Вере, что есть жизнь и что есть любовь. Это последний дар
Желткова, который не принять может только глухой. Эта щедрость и
милосердие проясняют Веру самой себе. Такой она и останется. Это
главный дар Желткова, который когда-то в юности увидел подлинность и
совершенство Веры, неясные ей самой. Всего за 2 дня Вера понимает так
много. Возможно ли это?
Так быстро всё объяснить человеку могут только три вещи любовь,
музыка и смерть. И все три они объединяются в финале повести.
Вере открывается нечто недоступное ранее. Благодаря музыке душа Веры
словно соединилась с душой Желткова. При звуках бетховенской сонаты
героиня переживает духовное единение с человеком, отдавшим ей свою
душу и жизнь. Она произносит в мыслях те слова, которые мог бы
произнести только он.
( Под музыку бетховенской Largo Appassionato ученики читают отрывок главы 13)
Вывод. Это гимн женской красоте и любви, гимн женщине, духовно
чистой и мудрой, гимн возвышенному первозданному чувству. Повесть
поднимает проблемы, которые будут вечно волновать человечество.
Никто о женщине не сказал лучше Желткова: «Да святится имя твое!».
V. Подведение итогов урока
«Человек пришел в мир для безмерной свободы, творчества и счастья» эти
слова из купринского очерка можно было бы взять эпиграфом ко всему
творчеству писателя. С присущим ему высоким художественным вкусом,
прекрасным языком, тонким пониманием психологии своих героев писал он о
любви. И «Гранатовый браслет», пожалуй, самая поэтичная повесть Куприна.
О чем эта повесть? Что хотел сказать автор?
Повесть о неразделенной великой любви, любви, «которая повторяется только один раз в
тысячу лет».
Актуальна ли повесть в наше время? Когда в поисках любви выдвигают
целый список требований? А то и не мудрствуя лукаво просто ищут
спарринг-партнеров.
Любовь это счастье и страдание, это трагедия и всепрощение, пусть даже
приходящее со смертью героев.
Так хотелось бы, чтобы в нашу однообразную жизнь проникла эта сказка о
всепрощающей и сильной любви, созданная А. И. Куприным.
Его имя по праву занимает достойное место в галерее писателей,
воспевавших вечную любовь. Любовь, которую нужно искать, беречь, которой
нужно учиться и в которую нужно обязательно верить.
Оценки за урок
VI. Домашнее задание
Написать мини-сочинение «Чему научил меня «Гранатовый браслет»
Открытый урок
учителя высшей категории
Перелыгиной С.А.
«Да святится имя твоё»
(по повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет»)
Внеклассное чтение
г. Луганск
2011
РАССКАЗ
«ГРАНАТОВЫЙ БРАСЛЕТ» А. И КУПРИНА
(XI класс)
УРОК Рассказ «Гранатовый браслет» А. И. Куприна.
Тема урока: «… что это было: любовь или сумасшествие?»
(А. И. Куприн. «Гранатовый браслет»)
Цели урока: 1. Показать редчайший дар высокой любви, величие пережитого простым
человеком.
2. Показать, как писатель изображает процесс пробуждения человека.
3. Развивать филологические мышление учащихся.
4. Формировать эстетическое восприятие, используя различные виды искусства:
литературу, музыку, изобразительное искусство.
ХОД УРОКА:
(В начале занятия звучит соната №2 Бетховена. Под звуки музыки учитель
литературы читает строки о любви.)
- Величие пережитого простым человеком постигается под звуки бетховенской
сонаты номер два, как бы донёсшей его потрясения, боль и счастье, и неожиданно
вытесняет из души Веры всё суетное, мелкое, вселяет ответное облагораживающее
страдание.
- Послушаем музыку. (Звучит бетховенская Largo Appassionato.)
- Почему Желтков «заставил» Веру слушать именно это бетховенское
произведение?
-Почему слова, которые слагались в её уме, оказались столь созвучны настроению,
выраженному в бетховенской музыке?
(Учитель читает фрагмент текста под звуки музыки)
Талант любви в рассказе Куприна "Гранатовый браслет"
Цель урока: Воспитывающая: воспитать любовь к художественному слову; побудить ответственность за
выражение человеческих чувств, самосовершенствование. Развивающая: развить творческие
возможности учащихся, культуру диалогического общения в ходе обсуждения рассказа, развить умения
выделять главное, обобщать и делать выводы. Обучающая: показать мастерство Куприна в
изображении мира человеческих чувств; роль детали в рассказе.
Тип урока: Комбинированный урок
Используемые учебники и учебные пособия:
Ход урока:
- оргмомент.
1) Слово учителя:
Рассказ «Гранатовый браслет», написанный Куприным в 1910 году, посвящен одной из главных тем его
творчества- любви. В эпиграфе стояла первая нотная строка из Второй сонаты Бетховена. Вспомним
высказывание Назанского, героя «Поединка», о том, что любовь- это талант сродни музыкальному. В
основе произведения лежит реальный факт- история любви скромного чиновника к светской даме,
матери писателя Л.Любимова.
- Можно ли сказать, что в «Гранатовом браслете» выразилась мечта самого Куприна об идеальном,
неземном чувстве?
Уходя из жизни, он благословляет свою возлюбленную: «Да святится имя твое». Любовь для героя
выше всего земного, она божественного происхождения).
РАЗРАБОТКА ПРОБЛЕМНЫХ УРОКОВ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 10-
11 КЛАССАХ
1. Особенности художественного воплощения темы любви в
повести А.И.Куприна „Гранатовый браслет
Тема урока. Особенности художественного воплощения темы любви в
повести А.И.Куприна „Гранатовый браслет”.
Цели урока: способствовать осознанию учащимися идейно-
художественных особенностей повести; раскрыть её художественные
достоинства: значение символических образов, содержательное применение
музыки, композиции; организовать деятельность учащихся по работе с текстом
художественного произведения; развивать навыки анализа эпического
произведения, развивать умения и навыки полемического диалога, воспитывать
лучшие человеческие качества, эстетические вкусы, культуру личности.
Тип урока: комбинированный, проблемный, с элементами интерактивных
технологий.
Оборудование: портрет А.И.Куприна, повесть „Гранатовый браслет”,
презентация по теме урока, созданная в режиме Microsoft Power Point.
Ход урока
III. Работа над темой урока
Учитель: сегодня мы постараемся узнать, в чём же заключалось мастерство
писателя, какими средствами и приёмами он связал все эти события, явления,
отдельные предметы и вещи, и воплотил тему любви таким образом, что
человечество читает повесть уже 100 лет и не перестаёт восхищаться и плакать.
2) Как изображена любовь в повести? Внутренняя близость Желткова и
Веры Николаевны.
Восемь лет длится безответная любовь мелкого чиновника Желткова к
княгине Вере Николаевне Шеиной. Он пишет ей письма, но их высмеивает её
муж, а брат приходит в негодование. Но генерал Аносов считает, что любовь
должна быть сильная, которая «заключает весь смысл жизни». Аносов говорит,
что это чувство должно быть ни легкомысленным, ни примитивным, ни
корыстным.
Когда Вера получила письмо и подарок, она испытала неприятные чувства.
Куприн так и пишет: «неудовольствие», «неприятное чувство», «жалко этого
несчастного», «была встревожена», а в финале, после гибели героя «с нежностью
развернула письмо». При звуках бетховенской сонаты героиня переживает
духовное единение с человеком, отдавшим ей свою душу и жизнь. Она
произносит в мыслях те слова, которые мог бы произнести только он.
3) В чём своеобразие композиции повести «Гранатовый браслет»?
щается только к Шеину. Желтков пообещал Николаю Николаевичу, Шеину и
Вере уехать, уйти. Он выполнил своё обещание. В финал повести проникнут
чувством светлой грусти, а не трагедии. Умирает Желтков, но пробуждается к
жизни Вера: ей открылась та самая любовь, что бывает раз в тысячу лет. ( Звучит
2-я сон. Бетховена).
Общая полемика.. Коллективно-поисковая деятельность учащихся
- И.А.Бунин говорил: «Всякая любовь - великое счастье, даже, если она
и не разделена». Вы тоже так считаете?
- Аносов в 8 главе произносит: «Любовь должна быть трагедией». А как
думаете вы?
- Существует ли в повести проблема нравственного выбора? ( Желтков
любит замужнюю женщину, ради любви нарушает семейную традицию,
отказался от всего в своей жизни -от карьеры, от семьи, его ничего не
интересует.…)
IV Формулирование результатов решения проблемы
Ученик: повесть имеет общечеловеческий характер. Она поднимает
проблемы, которые буду вечно волновать человечество.
Учитель: а какова идея повести? («Да святится Имя Твое!»)
V Подведение итогов урока
Итак, повесть «Гранатовый браслет» помимо эстетического наслаждения
позволяет понять горькую истину, что часто люди проходят мимо большого и
искреннего человеческого чувства и не замечают его. И сейчас пророчески
звучат слова и генерала Аносова: «Может быть твой путь, Верочка, пересекла
именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не
способны мужчины», и Желткова: «Да святится Имя Твое». И услышать эти
слова из вечности нам позволяет повесть А.И.Куприна. Он гениально выбрал
точные и ёмкие средства художественной выразительности, которые
максимально помогли ему воплотить его авторскую идею.
V Оценивание ответов учащихся.
Иллюстрации к уроку «Особенности художественного воплощения
темы любви в повести А.И.Куприна „Гранатовый браслет”
Вера Николаевна Шеина
Кадр из фильма «Гранатовый браслет». В роли Веры – Ариадна Шенгелая
Желтков. Иллюстрация А.Куписевича к повести А.Куприна «Гранатовый
браслет»
Тема урока. Художественный мир рассказа А. И. Куприна
«Гранатовый браслет». Проблематика, сюжетно-композиционные
особенности, система образов рассказа.
Цели урока: 1. - углубить представления учащихся о художественном своеобразии
прозы А. И. Куприна.
- познакомить учащихся с историей создания рассказа «Гранатовый
браслет».
- на основе непосредственных впечатлений от прочтения рассказа
провести комплексный анализ произведения, рассмотрев проблематику
рассказа, его сюжетно-композиционные особенности, своеобразие
художественных образов.
2. - совершенствовать навыки учащихся по анализу художественного
произведения, развивая умение выделять главные, существенные моменты
в развитии действия, определять их роль для раскрытия темы и идеи
произведения, делать самостоятельные выводы.
- работая над анализом произведения, формировать у учащихся
собственное отношение к событиям и героям рассказа, тем самым
способствовать развитию активной жизненной позиции, умения отстоять
собственную точку зрения.
- развивать навыки исследования художественного текста.
3. - на примере главного героя воспитывать лучшие человеческие
качества.
- воспитывать внимательное отношение к слову.
Ход урока.
I. Орг. момент. Объяснение целей и задач урока.
III. Переход к теме урока.
1. Вступительное слово учителя.
Я думаю, вы поняли, что выбор данного стихотворения неслучайный - тему
любви в литературе считают «вечной», к ней обращались многие писатели: и поэты, и
прозаики. А. И. Куприн в этом случае не исключение, а, скорее всего, подтверждение.
Но необходимо отметить, что каждый из них по-своему раскрывал её. Как же эта тема
раскрывается Куприным в рассказе «Гранатовый браслет»? Чтобы ответить на этот
вопрос, нам необходимо раскрыть проблематику, рассмотреть сюжетно-
композиционные особенности и систему образов данного произведения. Эпиграфом к
нашему уроку я взяла слова В. Львова- Рогачевского: «В творчестве Куприна отразилась
жизнь во всём её бесконечном разнообразии, не столько жизнь в целом, сколько в
осколках, в вихре случайностей… У него жадность коллекционера, только собирает он
не редкие монеты, а редкие случаи жизни». Убедиться в достоверности слов В. Львова-
Рогачевского нам позволит знакомство с историей создания этого произведения.
2. Ознакомление учащихся с историей создания рассказа «Гранатовый
браслет». Сообщение ученика «История создания рассказа А. И. Куприна»
(индивидуальная домашняя работа учащегося).
- Каким настроением проникнут финал рассказа? Какую роль в создании этого
настроения играет музыка? инал рассказа элегический, проникнутый чувством
светлой грусти, а трагедии. Умирает Желтков, но пробуждается к жизни княгиня Вера,
ей открылось нечто недоступное ранее, та самая «большая любовь, которая
повторяется раз в тысячу лет». Герои «любили друг друга только одно мгновение, но
навеки». В пробуждении души Веры большую роль сыграла музыка: через
музыку её душа словно соединилась с душой Желткова).
в) Аналитическая работа по тематике рассказа «Гранатовый браслет».
- Как вы определили тематику рассказа А. И. Куприна «Гранатовый
браслет»? Какие темы поднимает автор в своём произведении? (Тему
межчеловеческих отношений: тема любви, тема дружбы, тема ненависти,
эгоизма, чёрствости. Кроме этого автор обращается и к теме «маленького
человека». Образ Желткова помогает раскрыть эту тему, традиционную для
русской литературы. В «Гранатовом браслете» нет острой критики буржуазного
общества. Господствующие классы обрисованы в мягких тонах. Но в
сопоставлении с громадным чувством маленького чиновника Желткова
выясняется очерствение души людей, считающих себя выше Желткова. Николай
Николаевич Булат-Тугановский в рассказе выступает как человек,
символизирующий всё дурное, что бывает в аристократии. Чиновник со смешной
фамилией Желтков, тихий и незаметный, не только вырастает в трагического
героя, но силой своей любви встаёт над мелочной суетой, жизненными
удобствами, приличиями. Он оказывается человеком, ничуть не уступающим в
благородстве аристократам. Любовь возвысила его. Любовь стала страданием,
единственным смыслом его жизни).
Урок по литературе
" Тема любви в повести А.И. Куприна "Гранатовый
браслет"
Пестерникова Фаина Хайдаровна, учитель русского языка и литературы
Тема: “Тема любви в повести А.И. Куприна “Гранатовый браслет”
Цель урока: приобщение учащихся к художественному миру Куприна, создавая
представление о непреходящих человеческих ценностях.
Оборудование: портрет писателя, текст повести Куприна, презентация.
Задачи: 1) осмыслить значение слова “любовь”, пользуясь описанием этого чувства в
повести А.И. Куприна “Гранатовый браслет”; 2) развивать умение видеть мир чувств и
переживаний героев, развивать чувство образной речи, развивать логическое мышление;
3) воспитывать правильное отношение к чувствам другого человека, сдержанность
своих чувств, душевную чуткость и внимание
Ход урока
Организационный момент
Изучение нового материала
Вступительное слово учителя
В начале урока звучит Лунная соната Л. ван Бетховена.
Любовь всегда трагедия, всегда борьба и достижение,
всегда радость и страх, воскресение и смерть,
иначе - она скучное долголетнее сожительство
под благословенным покровом церкви и закона.
А. И. Куприн
Аналитическая беседа
- Нам сегодня необходимо остановиться на сюжете произведения, что поможет уяснить основные
проблемы, затрагиваемые в нем, понять обстоятельства трагической любви «маленького
человека», почувствовать время, в рамках которого происходит событие повести.
- Учитель зачитывает фрагмент 13 главы до слов, которые рождаются в голове у
Веры. Дальше читают юноши по куплету. Чтение осуществляется на фоне «Сонаты
№ 2» Бетховена.
- Вот так трагически закончилась любовь бедного чиновника к даме из высшего
света.
- Как художественно преобразил Куприн реальную историю, услышанную им в семье
высокопоставленного чиновника Любимова? (Ответы учеников)
- Так что же все-таки любовь? Как она изображена в произведении Куприна?
(Писатель рассматривает любовь как глубокое нравственно-психологическое
чувство. Устами генерала Аносова он говорит, что это чувство не должно быть ни
легкомысленным, ни примитивным, ни тем более основываться на выгоде и корысти:
«Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные
удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться». Но любовь по Куприну
должна основываться на высоких, возвышенных чувствах, на взаимном уважении,
симпатии, доверии, верности, искренности, честности и правдивости. Она должна
стремиться к идеалу. «Вы видели когда-нибудь такую любовь, дедушка?» - тихо
спросила Вера. Ответ деда был отрицательным.)
- Таким образом, мы говорим о любви, которую надо внести себе в жизнь, следовать
ей, не придаваясь мимолетным страстям и увлечениям. Куприн вскрыл духовную
ограниченность представителей «высшего» класса, проявляющуюся перед лицом
чистой, бескорыстной любви.
Обобщение
-Итак, о чем эта повесть? Что хотел сказать автор? (ответы учеников)
- Это гимн женской красоте и любви, гимн женщине, духовно чистой и мудрой, гимн
возвышенному первозданному чувству. Повесть поднимает проблемы, которые будут
вечно волновать человечество. Никто о женщине не сказал лучше Желткова: «Да святится
имя твое!».
Роль символических образов в повести А. И. Куприна «Гранатовый
браслет»
“Человек пришел в мир для безмерной свободы творчества и счастья” эти слова из
купринского очерка можно было бы взять эпиграфом ко всему его творчеству. Великий
жизнелюб, он верил, что жизнь станет лучше, и мечтал, что придет время, когда все люди
будут счастливы. Мечта о счастье, мечта о прекрасной любви эти темы вечны в
творчестве писателей, поэтов, художников, композиторов.
Не обошел их и Куприн. С присущим ему высоким художественным вкусом, прекрасным
языком, тонким пониманием психологии своих героев писал он о любви. Пожалуй, самой
поэтичной повестью Куприна стал “Гранатовый браслет” — о неразделенной великой
любви, любви, “которая повторяется только один раз в тысячу лет”.
Немалое значение отводит Куприн “тучному, высокому, серебряному старцу” — генералу
Аносову. Именно ему предписано заставить Веру Николаевну более серьезно отнестись к
любви таинственного Г. С. Ж. Своими размышлениями о любви генерал способствует
тому, чтобы его внучка могла посмотреть на свою собственную жизнь с Василием
Львовичем с разных сторон. Ему принадлежат пророческие слова: “... может быть, твой
жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и
на которую больше неспособны мужчины”. Генерал Аносов символизирует мудрое
старшее поколение. Автор доверил ему сделать очень важный вывод, имеющий в повести
огромное значение: в природе истинная, святая любовь крайне редка и доступна только
немногим и только достойным ее людям. За всю жизнь Аносов не встретил ни одного
подобного примера, но он продолжает верить в возвышенную любовь и передает
свою уверенность Вере Николаевне.
Причиной развязки истории, длившейся более восьми лет, стал подарок Вере Николаевне
ко дню ангела. Подарком выступил новый символ той самой любви, в которую верил
генерал Аносов и о которой мечтает каждая женщина, — гранатовый браслет. Он ценен
Желткову тем, что его носила его “покойная матушка”, кроме того, старинный браслет
имеет свою историю: по семейному преданию, он имеет свойство сообщать дар
предвидения носящим его женщинам и охраняет от насильственной смерти... И Вера
Николаевна в самом деле неожиданно предсказывает: “Я знаю, что этот человек убьет
себя”. Куприн сравнивает пять гранатов браслета с “пятью алыми, кровавыми огнями”, а
княгиня, засмотревшись на подарок Желткова, с тревогой восклицает: “Точно кровь!”.
Любовь, которую символизирует браслет, не подчиняется законам и правилам. Она может
идти наперекор всем устоям общества: Желтков — только мелкий бедный чиновник, а
Вера Николаевна — княгиня. Но это обстоятельство не смущает его, он по-прежнему
любит ее, отдавая себе отчет только в том, что ничто, даже смерть, не заставит утихнуть
его прекрасное чувство: “... Ваш до смерти и после смерти покорный слуга”. К
сожалению, значение браслета Вера Николаевна поняла слишком поздно. Ее одолевает
беспокойство: “И все ее мысли были прикованы к тому неведомому человеку, которого
она никогда не видела и вряд ли увидит, к этому смешному “Пе Пе Же”.
Княгиня вновь и вновь вспоминает слова генерала Аносова и мучается тяжелейшим для
нее вопросом: что это было — любовь или сумасшествие? Последнее письмо Желткова
ставит все на свои места. Он любит. Любит безнадежно, страстно и идет в своем чувстве
до конца. Он принимает свою любовь как божий дар, как великое счастье: “Я не виноват,
Вера Николаевна, что богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к
Вам”. И не проклинает судьбу, а уходит из жизни, уходит с великой любовью в сердце,
унося с собой и говоря любимой: “Да святится имя Твое!” И остается людям только
символ этой красивой любви прекрасного человека — гранатовый браслет.
«Гранатовый браслет» в вопросах и ответах
В связи с сокращениями часов на литературу многие учителя жалуются на нехватку
времени, особенно в старших классах. Возникают ножницы между требованиями
стандарта и реальной ситуацией, в которой часто приходится даже не проходить, а
“пробегать” произведение.
Одним из способов нейтрализации этих ножниц является разгрузка программы старших
классов (особенно выпускного) за счёт перераспределения материала. Часть произведений
вполне можно перенести в 8–9-й классы: они доступны подросткам по возрасту и могут
быть объединены в смысловые блоки с традиционно изучаемыми в этих классах
произведениями.
Так можно поступить, например, с «Гранатовым браслетом» А.И. Куприна, который
удачно встраивается в линию с «Ромео и Джульеттой», рыцарскими балладами, повестями
Тургенева, рассказами Бунина, любовной лирикой разных времён.
В помощь словесникам, которые решатся на такой ход, печатаем десять вопросов и
ответов по повести «Гранатовый браслет», которые помогут им провести
“инвентаризацию” сведений перед тем как планировать урок, а также послужат опорными
линиями для урока.
ВОПРОСЫ
1. Сравните Веру и Анну. Счастливы ли они? Почему вы так решили?
2. Расскажите о князе Шеине, Николае Николаевиче, генерале Аносове. У них успешная
карьера, прочное положение в обществе. Счастливы ли эти герои?
3. В чём смысл историй о любви, рассказанных генералом Аносовым? В чём причины
несчастья во всех трёх историях?
4. Почему именно генерал Аносов чувствует прежде всех иной масштаб переживаний и
духовной жизни Желткова?
5. Что “не так” делают, говоря словами Веры, Николай Николаевич, Василий Львович и
она сама? Что “так” делает один Желтков?
6. Как меняется Желтков за “семь лет безнадёжной и вежливой любви”? Расскажите о
“трёх шагах” Желткова в последней попытке объясниться — с Шеиным, с Верой и,
наконец, со всеми (своим уходом).
7. Как соотносятся образы генерала Аносова и мелкого чиновника Желткова, ни разу не
встречавшихся? Образы Пушкина и Наполеона — “великих страдальцев”?
8. В чём, по-вашему, состоит роль эпиграфа и кольцевой композиции в теме Largo
Appassionato из Второй сонаты Бетховена (соч. 2), сопряжённой с темой истинной любви
и истинной жизни?
9. Проанализируйте мотивы розы, письма, символику детали (браслет дар Желткова,
серьги — дар Шеина), жеста, цифр. В чём их роль в повести?
10. Как можно истолковать финал повести?
ОТВЕТЫ
1. Сёстры Вера и Анна, с одной стороны, похожи: обе замужем, у обеих влиятельные
мужья, обе любят быть друг с другом, дорожат этими мгновеньями. С другой стороны,
они являются антиподами: это проявляется и в их портретах (английская породистость
Веры и татарская порода, “грациозная некрасивость” Анны), и в их мироощущении (Вера
следует светским обычаям, Анна своевольна и дерзка, но до определённой границы: “под
глубоким декольте носит власяницу”), и в их семейной жизни (Вера не ведает, что не
любит мужа, потому что не знает любви, а Анна отдаёт себе отчёт в нелюбви к мужу, но,
согласившись на брак, терпит его). В последнем — в несчастной жизни в браке — обе
сходны. Вера как бы “потеряна” в привычной жизни, не заметна её красота, стёрта её
исключительность (для всех и для неё самой), а Анна “презирает” мужа-глупца и
награждена детьми вроде бы хорошенькими, но с “мучнистыми” лицами.
2. Князь Шеин уважаем в обществе, о чём говорит его положение, внешне благополучен
(средств не хватает, но это удаётся скрывать; о “недостаточности” любви в семье он не
подозревает). Николай Николаевич горд своим чином, должностью, деятелен и внешне
также благополучен; однако одинок, что примечательно. Одинок и генерал Аносов, один
из самых обаятельных героев повести. Отважный солдат, он на старости лет остаётся без
семейного очага. Это главное несчастье всех троих героев.
3. “Девочки” по сравнению с древним генералом Аносовым, Вера и Аня расспрашивают
его о любви. Трижды отвечает на это генерал. Две притчи о том, что есть “не любовь, а
какая-то кислятина” (подделка, заблуждение), а одна — история собственной жизни об
антилюбви. Смысл всех трёх вставных новелл: для этого чувства необходимо не меньше
сил и духовного дерзновения, чем для подвига. Человек должен быть достоин любви и не
унижать её.
4. В отличие от Веры, Василия Львовича, Николая Николаевича и даже Анны с её
чуткостью (“море пахнет арбузом”, “в лунном свете есть розовый цвет”), генерал
разделяет подлинность чувства “телеграфиста” и принятую в свете “усреднённость”,
стёртость, ритуальность отношений между людьми. Любовь требует того же героизма и
самоотверженности, как и поле брани. В опошленном в устах князя Шеина рассказе
о “похождениях телеграфиста” Аносов слышит знакомые именно ему, старому
солдату, ноты доблести духовной.
5. Подарок мелкого чиновника Желткова княгине Шеиной не обрадовал её и привёл в
беспокойство всё семейство, включая её брата Николая Николаевича, помощника
прокурора. Всё это приводит к трагической развязке. Что же сделали не так (по
определению Веры) князь Шеин и Николай Николаевич? Они попытались пресечь
чувство любви Желткова к княгине Вере, поставив ничтожного, по их мнению, чиновника
“на место”. За тем они и идут к нему. Шеин пассивен, он “влеком” Николаем
Николаевичем как вещественное доказательство виновности Желткова, который посягнул
на Веру. Она замужем, и муж — подтверждение тому. Шеин безмолвен и безволен, его
попытки перебить безапелляционные речи Николая Николаевича вялы. Вот в чём его не
так. Николай Николаевич угрожает Желткову, ссылаясь на свои связи и должностные
возможности, то есть действует, предполагая, что Желтков может устрашиться и
послушно прекратить любить княгиню Веру, не подозревая, что природа истинной любви
такова, что не человек управляет ею, а она управляет человеком. В этом не так Николая
Николаевича. Вера же, не сумевшая принять дар любви (и, как его проявление, дар
браслета), тоже поступает не так, поскольку живёт не по своим, а по чужим,
установленным когда-то и кем-то правилам, не чувствуя себя. Опомнится она лишь
после известия о смерти Желткова и прощания с ним (дважды с телом и с душой).
6. Кто же такой Желтков? Недаром сначала мы видим пародийное воспроизведение его
странного поведения: в рамки приличий оно не укладывается. Шеин пародийно
интерпретирует письма и действия Г.Ж. Для этого есть основания: раннее письмо
Желткова очень отличается от позднего, а пылкие, неловкие поступки влюблённого
юноши — от деяний поистине любящего зрелого человека. Налицо рост личности, и
именно высокое чувство определяет этот рост, о чём говорит лексика, строй предложений,
система аргументов “позднего” Желткова. Через пародийное портретирование мы,
читатели, продираемся, как через досадную преграду, к истинному облику личности
Желткова. Портрет и речь героя растут с ним. Автор учит нас видеть не место на
социальной лестнице, а самого человека. Предостерегает от того, чтобы, раз уверившись в
несовершенстве человека, мы не переставали видеть перспективу его развития, не
отказывали ему в возможности совершенствоваться, а себе в возможности видеть его
самосовершенствование. Три шага предпринимает Желтков, чтобы объясниться с
Шеиным, с Верой и, наконец, со всем миром. Шеину Желтков говорит о любви, которой
нельзя противостоять. Но обещает, что больше не потревожит его. Вере она
отказывается выслушать Желткова — говорит о том же, но уже посмертно (в письме). И,
наконец, его последним объяснением с миром и со всеми, кто может слышать, является
бетховенская соната № 2 — о жизни, о смерти и о любви.
Аносов и Желтков не встречаются, но генерал распознаёт в нём героя, не сравнимого по
масштабу с князем Шеиным, по слухам о нём.
8. Эпиграф и настраивает нас на то, чтобы слушать сонату Бетховена величественное,
романтически приподнятое размышление о даре жизни и любви. Этими же звуками
завершается повесть. Овеянная ими, она учит тому же не мельчить, не суетиться, а
мыслить и чувствовать по-настоящему, соразмерно себе самому. Музыка внятно
рассказывает княгине Вере, что есть жизнь и что есть любовь. Это последний дар
Желткова, который не принять может только глухой. Эта щедрость и милосердие
проясняют Веру самой себе. Такой она и останется. Это главный дар Желткова, который
когда-то в юности увидел подлинность и совершенство Веры, неясные ей самой. Так
быстро всё объяснить человеку могут только три вещи — любовь, музыка и смерть.
Куприн и объединяет все три в финале повести. В этом особый смысл музыкальной
темы, дающей — от эпиграфа к последней сцене — исключительную завершённость
произведению.
9. Напряжённо работает система деталей и символов в повести. Роза символ не только
любви, но и совершенства мироздания. Розы удостаиваются на протяжении всей повести
лишь два героя: генерал Аносов и Желтков (последний — посмертно). Символичны дары
князя Шеина (серьги с жемчугом два разъединённых предмета, украшенные символом
скорби и слёз) и Желткова (гранатовый браслет с зелёным гранатом посредине; браслет,
замкнутый в кольцо, — воплощение гармонии, гранат, по преданию, приносил своему
обладателю радость и веселье, а зелёный гранат сообщал, как справедливо предупреждает
сам Желтков, дар прозрения). Символичны жесты героев, особенно антиподов — Николая
Николаевича и Желткова — при объяснении друг с другом.
10. Все эти наблюдения позволяют сделать вывод, что купринская тема романтической
любви необычайно глубока и притягательна. Проста она обманчиво. На самом деле за её
прозрачностью — глубина и размах. Недаром в художественном пространстве повести
возникают такие могучие образы-символы, как Пушкин, Наполеон, Бетховен. Ещё один
образ неназванно, неуловимо присутствует здесь — князь Мышкин (портрет, речь в сцене
объяснения Желткова с Шеиным и Николаем Николаевичем напоминают нам о нём),
персонаж Достоевского. Недаром Куприн говорит устами генерала Аносова, что
любовь — это “великая трагедия”. Однако, несмотря на трагедию, любовь остаётся в
нашей памяти величественной и сильной. В этом особенности купринского подхода
к теме.
Можно предложить ученикам после беседы по «Гранатовому браслету» поработать с
небольшим текстом «Портрет княгини Веры». Сначала необходимо вставить в него
пропущенные буквы и знаки препинания (особенно хорошо отрабатывать здесь тему
«Однородные и неоднородные определения»), а затем написать по нему изложение. Для
более сильных учеников можно предложить продолжить наблюдения, сделанные в тексте,
сравнив этот портрет Веры с тем, который мы встречаем в финале повести.
Портрет княгини Веры
Героиня повести «Гранатовый браслет» княгиня Вера появляет..ся на фоне осен..их
цветов: “…она ходила по саду и осторожно ср..зала ножницами цветы к обеден..ому
столу. Клумбы опустели и имели бе..порядочный вид. Доцветали разноцветные махровые
гвоздики, а так(же) левкой — наполовину в цветах, а наполовину в тонких зелёных
стручьях пахнувших капустой розовые кусты ещё давали в третий раз за это лето
бутоны и розы, но уже измельчавшие редкие точно выродившиеся. Зато пышно цвели
своей холодной высокомерной красотою георгины, пионы и астры распростр..няя в
чутком воздухе осен..ий травянистый грустный запах. Остальные цветы после своей
роскошной любви и ч..резмерного материнства тихо осыпали на землю бесчислен..ые
семена будущей жизни”. Героини кажется ещё и нет — перед нами описание цветов,
которые она ср..зает. Присмотримся к нему внимательнее: из всех цветов выделен..ы и
помещен..ы в центр фрагмента георгины, пионы и астры союз “зато”
противопост..вляет их левкоям и розам цветущим не так “пышно” “холодно” и
“высокомерно”, слово “остальные” в начале следу..щего предложения опять выделяет их
из ряда — уже по признаку бесплодности. Все остальные цветы не только цвели, но и
дали семена, им были ведомы любовь и радость материнства, осень для них не только
пора ум..рания, но и время начала “буду..щей жизни”.
“Человеческие” мотивы в описании цветов подготавливают характеристику самой
героини. На этой же странице читаем: “…Вера пошла в мать красавицу англичанку своей
высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом…” Выделен..ые нами
определения связывают в сознании.. читателя Веру, у которой нет детей, а страсть к мужу
уже давно прошла, с красивыми, но бесплодными цветами. Она не просто среди них
создаётся впеч..тление, что она одна из них. Так образ героини.. вошедш..й в пору своей
осени встраивает..ся в более широкий пейзажный контекст, который обогаща..т этот образ
дополнительными смыслами.
Любовь, любовь – загадочное слово,
Кто мог бы до конца его понять?
Всегда во всём старо ты или ново,
Томленье духа ты иль богатство?
Невозвратимая себе утрата
Или обогащенье без конца?
Горячий день, какому нет заката
Иль ночь, опустошившая сердца?
А может быть, ты лишь напоминанье
О том, что всех нас неизбежно ждёт?
С природою, с беспамятством слиянье
И вечный мировой круговорот?
Так размышляет о любви Всеволод Рождественский.
«Первый признак любви – благовение. Мы боготворим того, в кого мы
влюблены, и это совершенно справедливо, ибо ничто на свете не сравнится для
нас с предметом нашей страсти».
(Блез Паскаль)
«Любовь - огонь: не светит - всё темно,
А светит – так сгореть не мудрено».
(Восточная мудрость)
«Любовь – как дерево; она вырастает сама собой, пускает глубокие корни во всё
наше существо и нередко продолжает зеленеть и даже цвести на развалинах
нашего сердца».
(Виктор Гюго)
«Раны от любви если не убивают, то никогда не заживают».
жордж Н.Г.Байрон)
А.С.Пушкин:
Я вас любил: любовь ещё, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим.
А. Экзюпери «Маленький принц». Маленький принц любил розу, которая осталась одна
на его небольшой планете. Роза в этой сказке символ любви к ближнему, верности, ведь
принц очень заботился о ней и переживал. А еще роза символ красоты и
неповторимости. Ведь он был единственным и принц не видел других цветов, и этот для
него был самым красивым.
Х.К.Андерсен «Снежная королева». В ящиках между окнами росли розовые кусты. Но
когда Каю попал в глаз осколок, он разбил горшки и вырвал розы. А когда Герда спасла
Кая и они вернулись домой, то розы опять цвели в горшках. Еще Герда в саду
волшебницы заплакала, и из земли показались розовые кусты. В этой сказке роза символ
дружбы, верности, добра и любви.
1. Подобрать высказывание или стихи, которые ассоциируются с повестью
«Гранатовый браслет»
2. Образ Веры Шеиной
Социальное положение,
Портрет
Отношение к мужу
Отношение к другим людям
В какие моменты проявляется ее душевная чуткость, азарт, волнения души
Как меняется отношение княгини Веры к посланиям неизвестного (до подарка)
3. В каких известных вам литературных произведениях встречается роза и что
она символизирует?
4. Краткое содержание повести
1. Подобрать высказывание или стихи, которые ассоциируются с
повестью «Гранатовый браслет»
2. Образ Желткова
Социальное положение гл.8
Портрет гл.10
Как менялся герой, его письма, его поступки в течение 7 лет? Гл.11, 5, 8
Как воспринимают его разные персонажи повести: хозяйка квартиры; брат Веры
Николай (гл.9); княгиня Вера (гл.5,8); князь Шеин (сначала гл.6 и позже гл.10);
генерал Аносов (гл.8)
3. В каких известных вам литературных произведениях встречается
роза и что она символизирует?
4. Краткое содержание повести
Эпизод, где упоминается
роза
Значение этой детали
Экспозиция
Развитие
действия
Вставные
композиционные
элементы
(рассказы генерала)
Развязка
Эпизод, где упоминается
роза
Значение этой детали
Экспозиция
Развитие
действия
Вставные
композиционные
элементы
(рассказы генерала)
Развязка
Вот сейчас я вам покажу в нежных звуках жизнь, которая покорно и радостно
обрекла себя на мучения, страдания и смерть. Ни жалобы, ни упрека, ни боли
самолюбия я не знал. Я перд тобою – одна молитва: «Да святится имя твоё»
Да, я предвижу страдание, кровь и смерть. И думаю, что трудно расстаться
телу с душой, но, Прекрасная, хвала тебе, страстная хвала и тихая любовь.
«Да святится имя твоё».
Вспоминаю каждый твой шаг, улыбку, взгляд, звук твоей походки. Сладкой
грустью, тихой, прекрасной грустью обвеяны мои последние воспоминания.
Но я не причиню тебе горя. Я ухожу один, молча, так угодно было богу и
судьбе. «Да святится имя твоё».
В предсмертный печальный час я молюсь только тебе. Жизнь могла бы быть
прекрасной и для меня. Не ропщи, бедное сердце, не ропщи. В душе я
призываю смерть, но в сердце полон хвалы тебе: «Да святится имя твоё».
Ты, ты и люди, которые окружали тебя, все вы знаете, как ты была
прекрасна. Бьют часы. Время. И, умирая, я в скорбный час расставания с
жизнью все-таки пою – слава тебе.
Вот она идет, всё усмиряющая смерть, а я говорю – слава тебе!..
Мелкий чиновник, одинокий и робкий мечтатель, влюбляется в молодую светскую даму
из “высшего сословия”. Восемь лет продолжается безответная и безнадежная любовь. Он
пишет письма с признанием в любви, которые служат предметом насмешек и
издевательств членов семьи - князей Шеиных и Булат-Тугановских. Не воспринимает их
всерьез и княгиня Вера Николаевна Шеина, та, которой адресованы эти любовные
откровения. Ко дню рождения княгини влюбленный присылает подарок - гранатовый
браслет, чем вызывает бурю негодования брата княгини. Тот готов растоптать,
уничтожить “плебея”, который осмелился оказывать знаки внимания потомственной
дворянке. Близкие княгине люди считают бедного «телеграфиста» (как его называет князь
Шеин) ненормальным, маньяком. И только старый генерал Аносов, с которым любит
откровенничать княгиня, догадывается об истинных мотивах поступков неизвестного
влюбленного: “А - почем знать? Может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла
именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны
мужчины”. Любовь “маленького человека” заканчивается трагически. Не выдержав
жестокости и равнодушия, герой повести погибает.