Методическая разработка урока "Идейно - художественное своеобразие повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет»" 11 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ШКОЛА №84
ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДА
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ
«ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ
ПОВЕСТИ А.И.КУПРИНА «ГРАНАТОВЫЙ БРАСЛЕТ».
Разработал: Осминина Т.Г.,
учитель русского языка и литературы,
МОУ СШ №84 Центрального района
г. Волгограда
I квалификационной категории.
Стаж работы в должности 29 лет.
Рабочая программа курса литературы в 11 классе составлена на основе авторской
программы по литературе для общеобразовательных учреждений (5 11 классы)
под редакцией Т. Ф. Курдюмовой с учётом федерального компонента
государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом
Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089.
ВОЛГОГРАД - 2011
ЦЕЛИ УРОКА: раскрыть идейно-художественное своеобразие повести;
дать представление о любви как великой и вечной ценности
человека; развить у учащихся умение отстаивать свое мнение.
приводя веские аргументы; приобщить учащихся
к исследовательской работе.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ: самостоятельная групповая работа, беседа по тексту
с элементами исследовательской работы, сообщения учащихся.
ОБОРУДОВАНИЕ: тексты повести, репродукции картин известных художников,
писавших женские портреты, иллюстрации к произведению, созданные учащимися,
аудиозапись сонаты Бетховена Largo Appassionato, видеофильм «Женские портреты
русских художников»).
ХОД УРОКА:
I. ВСТУПЛЕНИЕ.
1 ученик. Любовь, любовь,- гласит преданье,-
Союз души с душой родной.
Их единенье, сочетанье
И роковое их слиянье,
И поединок роковой.
И чем одно из них нежнее
В борьбе неравной двух сердец,
Тем неизбежней и вернее,
Любя, страдая, страстно млея,
Одно изноет наконец.
(Ф.И.Тютчев)
2 ученик. Мелкий чиновник, одинокий и робкий мечтатель, влюбляется в молодую
светскую даму, представительницу так называемого «высшего сословия». Восемь лет
продолжается безответная и безнадежная любовь. Письма влюбленного служат предметом
насмешек и издевательств семейного клана князей Шеиных и Булат-Тугановских. Не
воспринимает их всерьез и княгиня Вера Николаевна, адресат этих любовных
откровений. Присланный неизвестным влюбленным подарок гранатовый браслет
вызывает бурю негодования брата княгини, товарища прокурора Булат-Тугановского. Он
готов растоптать, уничтожить «плебея», осмелившегося оказывать знаки внимания
потомственной дворянке. Близкие княгине люди считают бедного телеграфиста
ненормальным, маньяком. Любовь «маленького человека» заканчивается трагически. Не
выдержав столкновения с миром жестокости и равнодушия, с озлобленностью
очерствевших душ, герой повести погибает.
3 ученик. Молчать и гибнуть… Но милей,
Чем жизнь, волшебные оковы!
Свой лучший сон в очах у ней
Искать, не проронив ни слова! –
Как свет застенчивый лампад
Трепещет пред лицом Мадонны
И, умирая, ловит взгляд,
Небесный взгляд ее бездонный!..
«Молчать и гибнуть» - вот духовный обет влюбленного телеграфиста. И все-таки он
нарушает его, напоминая о себе своей единственной и недоступной Мадонне. Это
поддерживает в его душе надежду, дает ему силы переносить страдания любви. Любви
страстной, испепеляющей, которую он готов унести с собой в потусторонний мир. Смерть
не страшит героя. Любовь сильнее смерти. Он благодарен той, которая вызвала в его
сердце это прекрасное чувство, возвысившее его, маленького человека, над огромным
суетным миром несправедливости и злобы. Именно поэтому, уходя из жизни, он
благословляет свою возлюбленную: «Да святится имя твое».
4 ученик. Истинная любовь является основой всего земного. И не только земного.
Возможно, поэтому влюбленные часто обращают свои взоры к звездному небу. Великий
итальянский поэт Данте Алигьери не случайно заключительным стихом каждой из трех
частей «Божественной комедии» сделал слова: «Любовь, движущая солнцем и прочими
звездами».
5 ученик. «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие
жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться». Таким образом, мы
говорим о любви, которую надо нести в себе всю жизнь, следовать ей, не предаваясь
мимолетным страстям и увлечениям.
6 ученик. Словно солнце горит,
Не сгорая, любовь.
Словно птица небесного рая – любовь.
Но еще не любовь – соловьиные стоны,
Не стонать, от любви умирая, - любовь!
(Омар Хайям )
7 ученик. Повесть «Гранатовый браслет» - подтверждение того, как Куприн ищет в
реальной жизни людей, «одержимых» высоким чувством любви, способных подняться
над окружающей пошлостью и бездуховностью, готовых отдать все, не требуя ничего
взамен. Писатель воспевает возвышенную любовь, противопоставляя ее ненависти,
вражде, недоверию, апатии, равнодушию. В письме к Ф.Д.Батюшкову (1906) он
утверждает: «Любовь – это самое яркое и наиболее понятное воспроизведение моего Я. Не
в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте..., не в творчестве выражается
индивидуальность. Но в любви…»
II. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ.
Учитель. Что такое любовь? На протяжении веков ответ на этот вопрос искали и до сих
пор продолжают искать философы, художники, композиторы, писатели, поэты и обычные
люди, не переставая прославлять это великое и вечное чувство человека. В 17 веке о
любви писал известный драматург Ж.-Б.Мольер:
В душе померк бы день, и тьма настала вновь,
Когда бы на земле изгнали мы любовь.
Лишь тот блаженство знал, кто страстно сердце нежил,
А кто не знал любви, тот, все равно,
Что не жил.
Сам же Куприн так говорил о любви: это чувство, «которое до сих пор не нашло себе
истолкователя». Для писателя эта тема была заветной, к ней он обращался и в повести
«Гранатовый браслет». Обратим внимание на тему урока.
ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ:
Идейно-художественное своеобразие повести А.И.Куприна
«Гранатовый браслет».
Примечание: содержание пронумерованных блоков на доске закрыто, каждый
открывается поочередно, соответствуя фрагменту урока.
Перед нами стоит задача осознать идейное своеобразие повести, найдя ответ на вопрос:
Какую любовь Куприн воспел, считал ее истинной? В раскрытии идеи произведения
важную роль играет мастерство писателя, поэтому вторая наша задача тесно связана с
первой: выделить художественные приемы, использованные писателем для создания
художественного мира повести.
III. АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.
1. Учитель. Введем жанровое обозначение для этого произведения. Традиционно
произведение Куприна называют повестью. Однако элементы какого жанра здесь также
можно обнаружить? (Новелла. Стремительные повороты сюжета, основанные на ярком
случае, а повесть должна новеллизм разрушать, т.к. нацелена на более спокойное
повествование, не чуждое описаний и замедления действия).
2. Учитель. Приведете примеры, доказывающие новеллистическое начало в произведении.
(Ощущение тревоги, трагический конец, гранаты, 13 гостей, микроновеллы; писатель
интригует читателя по ходу развития действия)
Примечание: открывается запись на доске «Элементы новеллы», ученики
фиксируют запись в тетради.
3. Учитель. Интригу писатель создает уже с названия произведения и эпиграфа.
1.«Любовь должна быть
трагедией…»?
2.Любви в мире героев
повести нет
4.Любовь когда-то была
3.Осмеянная
любовь
5.Любовь
вернется
6.Чудо
любви
7.Мотив
преображени
я
Ученик.
а) «Мастерски выписано» в этой повести все, начиная с ее названия. Само заглавие
удивительно поэтично и звучно. Оно звучит как строка стихотворения, написанного
трехстопным ямбом: «Грана / товый / браслет».
б) Интриговать читателя автор начинает еще с эпиграфа. Действительно, ведь обычно в
эпиграф выносятся какие-то фразы, слова, а тут перед нами название музыкального
произведения, точнее одной из его частей (речь идет о сонате Бетховена, Largo
Appassionato вторая ее часть. В чем же дело?
Ведь эпиграф должен формулировать какую-то важную для понимания всей книги мысль,
выводить нас к проблематике всей вещи, служить к ней своеобразным ключом. Как же
нам использовать этот странный ключ? Хотел ли автор, чтобы мы соотнесли структуру
сонаты со структурой повести, или просто старался вызвать в нас музыкой определенное
настроение? А может быть это откровенный эпатаж? Произведение Куприна строится по
музыкальным законам, оно представляет собой переплетение определенных мелодий,
мотивов.
в) Музыка играет в «Гранатовом браслете» исключительную роль. Уже в экспозиции
повести, во втором предложении первого абзаца, мы читаем следующее: «То по целым
суткам тяжело лежал над землею и морем густой туман, и тогда огромная сирена на маяке
ревела днем и ночью, точно бешеный бык». И через одно предложение продолжение
«музыкальной темы»: «То задувал с северо-востока, со стороны степи свирепый ураган; от
него верхушки деревьев раскачивались, пригибаясь и выпрямляясь, точны волны в бурю,
гремели по ночам железные кровли дач, и казалось, будто кто-то бегает по ним в
подкованных сапогах, вздрагивали оконные рамы, хлопали двери, и дико завывало в
печных трубах».
Чудовищная какофония начала повести легко «отзовется» в ее развязке, в обном из
последних абзацев: «Княгиня Вера обняла ствол акации, прижалась кнему и плакала.
Дерево мягко сотрясалось. Налетел легкий ветер и, точно сочувствуя ей, зашевелил
листьями. Острее запахли звезды табака…» Музыка пронизывает всю повесть.
Примечание: запись в тетрадь «Музыка в повести как организующее начало».
4. ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ.
Учитель. Как и в музыкальном произведении, в нашей повести есть чередование ритмов и
темпов, силы звука и интонаций; есть и сильное место, своего рода «центральный
аккорд», к которому стягиваются многие мелодические темы, - «Любовь должна быть
трагедией».
Примечание. Обращаем внимание учеников на доску, открываем блок №1, запись
переносим в тетрадь.
«Любовь должна быть трагедией…»? Что означает это утверждение? Спорит автор со
своим персонажем или в этих словах заключается главная идея произведения, выражается
авторская позиция?
- Кто произносит эти слова? (генерал Аносов)
- Каково авторское отношение к этому персонажу?
- Можно ли предположить резонерское начало этого персонажа? (Да). Тогда будем
опираться на эти слова как на авторское утверждение, как на ключевые слова,
раскрывающие главную идею произведения. Они станут основой для конспекта-схемы
урока.
- Мы говорим о любви? Какое же место занимает это чувство в семействе Шеиных и
Булат-Тугановских? (любовь-дружба; брезгливое отношение (Анна)
Настойчиво звучит мотив «любви здесь и сейчас, в мире героев повести, нет».
Примечание. Открываем запись на доске, переносим ее в тетрадь.
Не случайно дело происходит осенью, в пору увядания и умирания. (Пейзаж.Читаем
описание осеннего сада, отмечая созвучие в настроении персонажей и мира природы).
Примечание. Запись в тетради в разделе «Мастерство писателя»
IV. РАБОТА В ГРУППАХ.
1.Учитель. Почему любви нет? В чем дело? Не в самих ли героях?
(Ученики работают в группах, составляют краткие сообщения, отвечая на вопросы)
1 группа. Образ Анны Николаевны.
Какое место в жизни А.Н.занимает любовь?
Портрет.
Замужество.
Занятие благотворительностью, забота о родных детях.
Как слушает генерала Аносова, когда он говорит о любви?
2 группа. Образ Веры Николаевны.
Портрет.
Какую роль играет пейзаж в передаче настроения Веры Шеиной?
Черты характера.
Отношения с мужем.
Как относится В.Н. к любви Желткова?
Реакция на письмо и подарок.
3 группа. Образ Николая Николаевича.
Отношение к любви.
Речь, жесты, манера поведения.
Реакция на подарок, полученный Анной Николаевной.
Василия Львовича
О чем его придуманные истории?
Какой изображена в них любовь?
Отношения с женой.
Реакция на подарок.
Г.И.Фриессе.
Портрет.
Отношения с женой
Как он слушает истории о любви из альбома Василия Николаевича?
4 группа. Образ генерала Аносова.
Портрет.
Речь.
Размышления о любви (глава 7).
Мнение генерала об истории любви Желткова к Вере Николаевне.
2. Выступление одного учащегося от каждой группы.
3. ВЫВОД: Герои повести «не придают настоящего значения» любви, не могут понять и
принять всей ее серьезности и трагичности. И только генерал Аносов считает, что
настоящая любовь когда-то была и она вернется!
Примечание. В процессе беседы открываются 3,4,5 пункты схемы («осмеянная
любовь», «любовь когда-то была», «любовь вернется»), записи заносятся в тетрадь.
V. АНАЛИЗ ЭПИЗОДА ВСТРЕЧИ НА КВАРТИРЕ ЖЕЛТКОВА (10 ГЛАВА)
1. Работа в группах.
1 группа. Сопоставить место действия первых глав повести с местом, где живет
герой произведения Г.С.Ж. (глава 10)
Природа.
Интерьер
Художественные детали.
2 группа. Посещение Василием Васильевичем и Николаем Николаевичем
Желткова (10 глава).
Речь героев.
Жесты.
Как воспринимают признание Желткова?
Художественные детали, подчеркивающие особенности характера персонажей.
3 группа. Образ Желткова (начало 10 главы)
Портрет героя
Речь
Жесты
Художественные детали, уточняющие психологическое состояние героя.
4 группа. Как изменился герой после грубой фразы Н.Н. «…первой нашей мыслью
было обратиться к помощи власти…»?
Жесты, поведение
Речь.
Художественные детали, уточняющие психологическое состояние героя.
2. Выступление одного учащегося от каждой группы.
Примечание. В ходе обсуждения выносятся на доску и в тетради учащихся
составляющие художественного мастерства автора (портрет, пейзаж, речь,
интерьер, художественная деталь).
3. Звучит соната Бетховена. Ученик читает письмо Желткова.
4. БЕСЕДА. Совершила ли любовь чудо? (Да). Какие персонажи пережили
преображение? (В.Л.Шеин и Вера). Какой была Вера Николаевна в начале повести и
какой предстала в конце?
Примечание. В ходе беседы открываются 6,7 пункты схемы («чудо любви», «мотив
преображения»).
5. ВЫВОД. Звучит соната Бетховена. Ученик читает заключительный отрывок
повести. Настоящая любовь, лишь задевшая Веру своим крылом, изменила ее. Любовь
оказывается сильнее смерти, покоя, холода. Она преображает Веру.
К.Паустовский вспоминал: «Куприн плакал над рукописью «Гранатового браслета».
VI. НА ДОСКЕ ЖЕНСКИЕ ПОРТРЕТЫ ИЗВЕСТНЫХ ХУДОЖНИКОВ.
1.Ученик. Ее глаза на звезды не похожи,
Нельзя уста кораллами назвать,
Не белоснежна плеч открытых кожа,
И черной проволокой вьется прядь.
С дамасской розой, алой или белой,
Нельзя сравнить оттенок этих щек.
А тело пахнет так, как пахнет тело,
Не как фиалки нежный лепесток.
Ты не найдешь в ней совершенных линий,
Особенного света на челе.
Не знаю я, как шествуют богини,
Но милая ступает по земле.
И все ж она уступит тем едва ли,
Кого в сравненьях пышных оболгали.
(В. Шекспир)
Учитель. Художники создали прекрасные женские образы. Как и повесть Куприна, они
стали гимном женской красоте и любви, гимном женщине, духовно чистой и мудрой,
гимном возвышенному первозданному чувству.
(Видеофильм «Женские портреты русских художников»)
Среди нас тоже есть художники, способные выразить свои чувства и эмоции посредством
красок и кисти.
(Приглашаются учащиеся, заранее подготовившие иллюстрации к повести «Гранатовый
браслет», для представления своих работ).
VII. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Учитель. Вернемся к началу конспекта-схемы, к нашей основополагающей фразе Любовь
должна быть трагедией. Являются ли эти слова выражением идеи произведения? Что
значит слово трагедия для автора? Чтобы ответить на этот вопрос, построим
ассоциативный ряд (трагедия высокое, торжественное, нравственное, прекрасное,
потрясающее). Повесть «Гранатовый браслет» о такой любви. О любви, которая
оказалась сильнее смерти. Она стала нежданным подарком, озарившим вдруг жизнь,
тусклую обыденность, всколыхнувшим устоявшийся быт. О любви, которая одушевила
красоту Веры Николаевны, разбудила в ней высокие чувства. Эта история о любви,
поднимающей с «колен», делающей «маленького человека» - великим.
ПРИМЕЧАНИЯ.
1. Программно-методическое обеспечение:
-Рабочая программа по литературе 11 класс(базовый уровень) по УМК под редакцией В.В.
Коровиной.
- учебник под редакцией В. П. Журавлева «Русская литература ХХ в. Ч. 1, 2. 11 класс»
(М.: Просвещение, 2007)
-методическая литература: .Поурочные разработки по литературе 11 класс.
И.В.Золотарева. Москва «ВАКО» 2004
.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Нещерт Н.В. "Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды..." Рассказ
Куприна "Гранатовый браслет" // Литература в школе. - 2000. - № 1. - С. 67.
2. Волкова Е. У. «Да святиться имя твое…» Тема любви в творчестве А. И. Куприн
Литература в школе. - 2000. - № 1. - С .71.
3. Тютчев Ф. И. « И солнце нити золотит…» Приокское книжное издательство. Тула.-1978
4 . Поурочные разработки по литературе 11 класс. И.В.Золотарева. Москва «ВАКО» 2004
5. Видеофильм. http://video.mail.ru/mail/laleksashkina/732/6293.html
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:
Цель литературного образования - способствовать духовному становлению личности,
формированию её нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению
речью. Эта цель определяет характер конкретных задач, которые решаются на уроках
литературы:
-формирование представления о художественной литературе как искусстве слова и её
месте в культуре страны и народа;
-осознание своеобразия и богатства литературы как искусства;
-освоение теоретических понятий, которые способствуют более глубокому постижению
конкретных задач произведения;
-овладение знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке
художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;
-воспитание культуры речи и чтения: формирование потребности в чтении;
-совершенствование устной и письменной речи