Роман-эпопея Толстого «Война и мир». Идейно-художественное своеобразие

Департамент образования и науки Брянской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Брянский техникум индустрии сервиса»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ
по предмету «Литература»
Тема: «РОМАН-ЭПОПЕЯ Л.Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР».
ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ»
Автор: преподаватель русского языка и
литературы Лобырева О.С.
2015 г.
План урока по литературе
Тема: Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир». Идейно-художественное
своеобразие
Методическая цель: методика применения ИКТ, КСО и интерактивной технологий на
уроках литературы с целью активизации познавательной деятельности обучающихся в
процессе урока изучения нового материала
Тип урока: урок изучения нового материала
Вид урока: смешанный (беседа, работа в подгруппах, самостоятельная работа)
Цель урока: восприятие и первичное осознание нового материала
Задачи урока:
1. Познакомить с особенностями художественной культуры пер. пол. 19 в., идейно-
художественным своеобразием романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир»;
2. Развивать мировоззрение обучающихся, логическое и аналитическое мышление,
способность грамотно формулировать свои мысли, умение вести учебный
диалог, умение применять полученные знания на практике;
3. Воспитывать культуру устной речи, стимулировать познавательный интерес к
предмету, приобщать к национальным и общечеловеческим ценностям.
Метод: словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый
Оборудование: презентация, мультимедийная техника, раздаточный материал
Метапредметные связи: МХК, история, технология парикмахерских услуг
План урока:
1. Организационный момент 1 мин.
2. Актуализация знаний 1 мин.
3. Изучение нового материала: 30 мин.
4. Первичное закрепление изученного материала 10 мин.
5. Домашнее задание, итоги урока 3 мин.
45 мин.
Ход урока:
Организационный момент:
На экране сцена первого бала Наташи Ростовой (из х/ф «Война и мир», 1967,
протяж. 0,50 мин.). Когда видео заканчивается, входит учитель.
Учитель: Приветствую вас, милостивые государи и государыни. Позвольте
представиться Наталья Ильинична Ростова. Я узнала, что вы начинаете изучать
выдающееся произведение Л.Н. Толстого «Война и мир», поэтому сегодня ваш урок
проведу я. Ведь, именно я главная героиня сего романа.
Прежде чем мы обратимся непосредственно к роману, позвольте мне
познакомить вас с эпохой, которая представлена в романе-эпопее. И, конечно же, с
теми особенностями, которыми так уникально это произведение.
Актуализация знаний:
Учитель: В истории тысячелетней русской культуры ХIХ век занимает особое место.
1) 19 век это тот культурный подъем, который справедливо может считаться
великим российским Ренессансом. 40 русских писателей дали духовную пищу
для всего человечества. 19 век уникален прежде всего своим поиском свободы,
справедливости, человеческого братства и всемирного счастья;
2) 19 век в полной мере выразил философско-моральный характер русской
культуры, ее патриотически-идеологические черты. Они проявляются везде: от
вселенско-космических исканий до почти практических «инструкций» по
ответам на извечные русские вопросы: «Зачем?», «Кто виноват?», «Что делать?»,
«А судьи кто
3) 19 век – это время небывалого развития художественной культуры, которая
становится именно в ХIХ веке классической. Идет постепенное разрушение
сословно-дворянской культуры, новые импульсы к развитию получают
разночинная и купеческая культуры. Особую роль начинает играть
интеллигенция.
Все это многообразие определило 19 век как «Золотой век» русской культуры.
Изучение нового материала:
Великосветские приемы, парадные обеды, балы, охоты, святочные забавы всем
этим изобиловала жизнь светского общества. Но музыка, живопись, балет, театр,
литература занимали особенное место.
Для того чтобы рассказать о русской художественной культуре покорнейше
прошу вас помочь мне. Разделимся на подгруппы:
I. Работа в подгруппах:
1. Первая подгруппа – познакомит нас с музыкой
2. Вторая подгруппа – расскажет нам о живописи
3. Третья подгруппа – поведает нам о театре и балете
4. Четвертая подгруппа – представит нам литературу
Задание:
1. Прочесть текст, заполнить таблицу
Вид
искусства
Имена
Особенности
Произведения
2. Представьте результаты своей работы
Обучающиеся работают в подгруппах, затем представляют результаты своей
работы. Ответы обучающихся иллюстрируются презентацией. После рассказа о
музыке и театре (балете) аудио и видео фрагменты.
Музыка
После рассказа о музыке аудиофрагмент (протяж. 0,25 мин.).
Живопись
Репродукции картин транслируются в ходе презентации
Театр
После рассказа о театре и балете видеофрагмент (протяж. 0,25 мин.).
Литература
Портреты писателей и поэтов транслируются в ходе презентации
II. Идейно-художественное своеобразие романа-эпопеи:
Учитель: Творчество Л.Н. Толстого знаменовало новый этап в развитии русского и
мирового реализма, перебросило мост между традициями классического романа 19 в.
и литературой 20 в. Новизна и мощь толстовского реализма непосредственно связаны
с демократическими корнями его искусства, его миросознания и его нравственных
поисков, реализму Л.Н. Толстого свойственны особая правдивость, откровенность
тона, прямота и сокрушительная сила и резкость в обнажении социальных
противоречий. Особое явление в русской и мировой литературе роман-эпопея
«Война и мир».
Будьте столь любезны, обратите внимание на рабочие тетради, лежащие на
ваших столах. Не соблаговолите ли вы заполнить их по мере моей повести.
Покорнейше благодарю.
По ходу рассказа учителя обучающиеся заполняют рабочую тетрадь
(правильные ответы, также по ходу рассказа, появляются на слайдах презентации).
Задание. По ходу рассказа учителя, заполните рабочую тетрадь
1. Период создания:
2. Первоначальные названия:
3. Охватываемый период:
4. Тема:
5. Идея:
6. Композиция:
7. Художественные приемы
8. Проблематика:
1)
2)
3)
4)
9. Жанр:
10. Смысл заглавия:
Мир – это
Война – это
История создания, первоначальные названия
Над своим произведением Л.Н. Толстой работал с 1863 по 1869 годы.
Первоначально была задумана повесть «Декабристы».
«Я затеял месяца 4 назад роман, героем которого должен быть возвращающийся
декабрист… декабрист мой должен быть энтузиаст, мистик, христианин, возвращающийся в 56
году в Россию с женой, сыном и дочерью и примеряющий свой строгий и несколько идеальный
взгляд к новой России».
Героя звали Петр Иванович Лабазов, который впоследствии превратится в Петра
Кирилловича Безухова.
Однако вскоре замысел произведения изменился.
«В 1856 году я начал писать повесть с известным направлением…
Невольно от настоящего я перешел к 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя.
Чтобы понять его, мне нужно было перенестись в его молодость, и молодость его совпала со
славной для России эпохой 1812 года.
Мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не
описав наших неудач и нашего срама».
Таким образом замысел менялся несколько раз, о чем говорят и названия ранних
редакций: «Три поры», «1805 г.» (позвольте отметить, первые главы публиковались в
журнале «Русский вестник» именно под этим названием), «Все хорошо, что хорошо
кончается».
«Итак, от 1856 года возвратившись к 1805 году, я с этого времени намерен провести уже не
одного, а многих моих героинь и героев через исторические события 1805, 1807, 1812, 1825 и 1856
года».
Написанию произведения предшествовала огромная работа над историческими
материалами. Писатель скурпулезно изучал русские и иностранные документы,
исторические книги, мемуары современников, фамильные воспоминания Толстых и
Волконских, частную переписку, встречался с очевидцами событий, побывал на
Бородинском поле и составил карту расположения русских и французских войск.
«Везде, где в моем рассказе говорят и действуют исторические лица, я не выдумывал, а
пользовался материалом, из которого у меня во время работы накопилась и образовалась целая
библиотека книг».
Работе над произведением Л.Н. Толстой отдал около 7 лет, нередко главы
переписывались 12-13 раз. Работа очень утомляла:
«…каждый день труда оставляешь в чернильнице кусочек себя».
Тема, идея, основная мысль
В ранних рукописях есть такая запись: «Я старался писать «историю народа».
Эти слова стали отражением главной темы романа-эпопеи.
Л.Н. Толстой в «Войне и мире», охватывая множество сфер жизни и освещая
важнейшие события российской истории, выразил 2 главные идеи своего творчества:
идею духовного единения русских людей,
идею естественной жизни человека.
Основную идею романа-эпопеи «Война и мир» можно выразить следующими
словами самого автора: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды».
По признанию Л.Н. Толстого, в своем произведении он «любил мысль народную».
Однако, анализируя роман-эпопею «Война и мир», Л.Н. Толстой раскрывает также
мысль семейную (раскрывается в романе «Анна Каренина») и мысль духовную
(раскрывается в романе «Воскресение»).
Композиция, охватываемый период
Композиция романа-эпопеи сложная, но тщательно продуманная.
«Какая громда и какая стройность», - писал Николай Николаевич Страхов.
В произведении Л. Толстого около 600 действующих лиц, тысячи сцен, но ни
одно впечатление не мешает другому, «все на месте».
Здесь развивается множество сюжетных линий, которые тесно переплетаются
между собой. Автор прослеживает судьбы и целых дворянских семейств, и отдельных
героев.
Писатель постоянно переносит действие из одного места в другое, переходит от
частных судеб к историческим картинам. Последовательность событий далеко не
случайна и определена общим замыслом автора. Жизнь предстает во всей своей
полноте и многообразии, она напоминает огромный поток истории, в который
вливаются многочисленные ручьи персонажей произведения.
Роман-эпопея включает в себя 4 тома и эпилог.
В 1 томе описываются события 1805 г., 2 том 1806-1811 гг., 3 том 1812 г., 4
том – 1812-1813 гг., в эпилоге действие происходит в 1820 г.
Таким образом, действие произведения охватывает период в 15 лет.
Жанр
Долгое время не могли определить жанр «Войны и мира». Сам автор оказывался
дать жанровое определение своему произведению.
«Это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника. «Война и мир» есть то,
что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось».
Прослушивание аудиофрагмента (протяженность – 1,55 мин).
Некоторые исследователи называли «Войну и мир» философско-историческим
романом. Однако история и философия – только составные части произведения.
Большинство исследователей творчества писателя назвали «Войну и мир»
романом-эпопеей.
Роман-эпопея один из жанров эпической литературы, монументальное по
форме произведение общенародной проблематики.
Роман-эпопея повествует о важнейших исторических событиях, рассказывает о
различных сторонах жизни народа, освещает взгляды, а также быт и нравы различных
слоев общества.
Признаки романа:
1) развитие сюжета (завязка, развитие действия, кульминация, развязка) для
всего повествования и для каждой сюжетной линии в отдельности,
2) взаимодействие среды с характером героя, развитие этого характера
Признаки эпопеи:
1) тема (эпоха больших исторических событий),
2) идейное содержание (героическая деятельность народа, патриотизм,
прославление жизни),
3) сложность композиции.
Художественные приемы
Один из главных принципов композиции контраст (сопоставление и
противопоставление). Народная, естественная жизнь противопоставлена миру
петербургской аристократии. «Люди мира» противопоставлены «людям войны».
Еще один прием «срывание всех и всяческих масок».
Психологизм повествования раскрывается во внутренних монологах героев.
Проблематика
Круг проблем произведения очень широк. В произведении раскрыты причины
военных неудач 1805-1807 гг., роль отдельных личностей в военных событиях и в
истории, роль народа в исходе Отечественной войны 1812 г.
Одновременно с историческими проблемами в романе-эпопее раскрыты и
актуальные вопросы, будоражащие общество моего времени.
В романе-эпопее нашли отражение проблемы и начала века, и его середины.
Поэтому здесь как бы 2 плана: прошлое и настоящее.
Однако многообразие и разноплановость проблем можно объединить:
1. Главная проблема судьба народа (народ основа нравственных и моральных
устоев общества, вопрос об отмене крепостного права);
2. Общественная роль дворянства (сначала его влияние на жизнь общества и
страны, затем постепенный уход с арены борьбы, несостоятельность
дворянства, начало разночинского движения);
3. Истинный и ложный патриотизм;
4. Назначение женщины (в начале сохранение семейного очага, затем – вопрос об
освобождении женщины, о ее образовании, о женской эмансипации).
Смысл названия
Заглавие произведения образно передает его смысл. Заложенная в названии
антитеза определяет и группировку образов в романе-эпопее.
Война
Мир
Военные столкновения враждующих армий
Жизнь народа, находящегося в состоянии мира
Вражда, непонимание, эгоистический расчет
Здоровье, труд, отдых, интересы, увлечения,
дружба
Конфликты и столкновения между людьми, все,
что вносит разлад
Весь народ, без различия сословий,
одушевленный единым чувством боли за
поруганное Отечество
Дуэль и поединок между героями
Ближайшее окружение человека
Конфликт человека с самим собой
Весь свет, Вселенная
Насилие, кровопролитие, зло
Братство людей, независимо от национальности и
классовых различий
Это смерть
Это жизнь
Атмосфера войны и несправедливости врывается в произведение с первых
страниц. Своим произведением автор доказал, что «Правда заключается в братстве людей,
люди не должны бороться друг с другом. И все действующие лица показывают, как человек
подходит или отходит от этой правды» (Луначарский Анатолий Васильевич).
В работе помогала Софья Андреевна (жена писателя):
«Как бы утомлена ни была, в каком бы состоянии духа или здоровья я ни находилась,
вечером каждый день я брала написанное Львом Николаевичем утром и переписывала все начисто.
На другой день он все перемарывает, прибавит, напишет еще несколько, - и я тотчас же после
обеда беру и переписываю начисто. Счесть, сколько раз я переписывала «Войну и мир»,
невозможно».
Л.Н. Толстой ценил работу жены:
«Она мне серьезный помощник», - писал он Афанасию Афанасьевичу Фету.
При наличии времени проверка сделанных записей.
III. Связь с профессией:
Учитель: Мода напрямую связана с некоторыми историческими событиями. И одежда
пер. пол. 19 в. демонстрирует эту зависимость.
В 19 в. на первый план вышла женская мода. Платья в античном стиле
(посмотрите на мое) постепенно приобретали популярность. Многие модницы,
подражая жене Наполеона Бонапарта Жозефине, отказывались от корсетов в пользу
удобства и естественности. Стиль ампир предусматривал ношение платьев с мягкими
лифами и слегка завышенной талией.
Юбка была не слишком длинной и оставляла открытой ступню. При движении
одежда должна была подчеркивать контуры тела, демонстрировать мягкие линии и
грациозность движений.
19 век это время расцвета классицизма, культа античности. Наибольшую
популярность приобретают прически, выполненные в греческом и римском стилях:
завитые волосы образовывали плотное кольцо вокруг головы, спускаясь почти до
бровей и собираясь сзади в пышный пучок.
Широко используются различные приемы для выполнения локонов (круглые,
плоские локоны, спирали). Прически украшаются цветными лентами, заколками,
обручами, перьями, диадемами.
Появляются новые приспособления для укладки: специальные щипцы для
горячей завивки, которые очень похожи на те, что используются сегодня.
Именно в 19 в. женщины начинают носить короткие стрижки. Очень
популярными становятся короткие волосы, завитые в мелкие кудри. В укладках того
времени не было четких правил и традиций, женщины делали прически в соответствии
с фантазией и собственным вкусом. Подобная короткая стрижка могла быть
украшенной лентой, обручем или диадемой.
В 19 в. появляется еще одно важное изобретение в куафёрском, т.е.
парикмахерском деле. Куафёры впервые начинают использовать особый метод
завивки с применением химических средств.
В моде неизменно остается парик. Некоторые полностью выбривали волосы и
носили парик постоянно, другие же просто добавляли к своим жидким волосам пару
искусственных прядей (шиньонов). Обычно у заядлой модницы было сразу несколько
париков для разных случаев, у некоторых число париков могло доходить до 30.
Я знаю, что вы будущие куафёры. Так в 19 в. называли парикмахеров.
Обратите внимание на мою прическу.
Учитль проходит по кабинету, медленно поворачиваясь, чтобы обучающиеся
могли рассмотреть прическу.
Из каких элементов состоит моя прическа?
Какие стайлинговые средства были использованы для ее создания?
Чем, по вашему мнению, пользовались для этих целей в 19 в.?
Закрепление изученного материала:
Рефлексия
Ф.И.
Задание. Прочтите утверждение. Если вы с ним согласны, поставьте «+», если не согласны – «-».
Утверждение
+/-
1. Автором «Войны и мира» является Л.Н. Толстой
2. Произведение было написано за 1 месяц
3. У «Войны и мира» не было других названий
4. Жанр произведения – роман-эпопея
5. В произведении около 600 действующих лиц
6. В произведении затрагиваются только проблемы начала века
7. Произведение охватывает период в 15 лет
8. В заглавии мир – это только мирное время, война – это только военные
события
9. Автор «старался писать историю своего народа»
10. 19 век называют «Золотым» веком русской культуры
Домашнее задание, итоги урока:
1. Прочитать: роман-эпопея Л. Толстого «Война и мир», т. 1, ч. 1, гл. 1-5
2. Выписать из текста: описание внешности князя Андрея Болконского, графа
Пьера Безухова, Элен Курагиной
Преподаватель Лобырева О.С.