Упражнения для развития певческого дыхания

Методический материал по теме:
«Упражнения для развития певческого дыхания»
(подготовила:
преп. Куприна Елена Николаевна)
На любом этапе обучения певца –вокалиста обязательным и важным
является развитие и укрепление певческого дыхания, так как дыхание это
энергия звука. Именно от дыхания зависит сила звука, плотность,
длительность звука и даже тембральная окраска звука. У начинающих юных
певцов как правило дыхание слабое, ключичное, без чувства опоры. Чаще
всего такое дыхание похоже на дыхание танцора, а не певца. Певческое же
дыхание глубже обычного. Задачей педагога является добиваться
диафрагмального дыхания. В речи разница между вдохом и выдохом
небольшая, а в пении выдох больше, он может быть в 20-30 раз длиннее вдоха.
Рассмотрим типы певческого дыхания.
1. Грудное дыхание. При нем наиболее активно работают мышцы грудной
клетки. Внешние дыхательные движения сводятся к активным движениям
стенок грудной клетки, особенно ее верхнего среднего отдела. Диафрагма
малоподвижна. Живот при вдохе втянут...! Этот тип дыхания был
распространен в старо-итальянской школе (до началаXIXв.). Разновидностью
грудного дыхания является ключичное, или верхне-грудное, дыхание, при
котором очень энергично участвуют мышцы верхнего отдела грудной клетки,
плечевого пояса и шеи. Оно неприемлемо для пения, т. к. в этом случае
дыхание поверхностное, мышцы шеи напряжены, ограничены движения
гортани и потому затруднено голосообразование.
2. Смешанное или грудо-брюшное дыхание. Активны мышцы грудной и
брюшной полостей, а также диафрагма.
3. Брюшное или диафрагматическое дыхание. При этом типе дыхания активно
сокращаются диафрагма и мышцы брюшной полости, в частности видимые
нами мышцы брюшной стенки, при относительном покое стенок грудной
клетки. Деление дыхания на отдельные типы является условным, в зна-
чительной мере теоретическим, на практике же чистых типов дыхания и
резких границ между ними нет.
Итальянские певцы мастера бельканто считали дыхание основой пения.
Каждый урок, по моему мнению, должен начинаться с дыхательных
упражнений. В своей работе я использую следующие упражнения.
1) «Считалочка»
Это упражнение выполняется стоя, нужно сделать руки на пояс, ноги слегка
расставить. Будем глубокий вдох и начинаем считать нараспев: «Один,
два,три и т.д. до конце, пока не будет использовано все дыхание. Запирать
в себе дыхание нельзя, выдох должен быть естественным.
2) «Раз, Егорка»
Берем вдох глубоко в живот носом и ртом и произносим нараспев: «Как на
горке, на пригорке, жил 33 Егорки: раз-Егорка, два –Егорка, три –Егорка и
т.д.»
3) «Шарик»
Берем глубокий вдох, руки разводим в стороны, показывая шар, затем
задерживаем в себе дыхание, фиксируя его. Педагог считает «1, 2,3,4», а
затем выдуваем дыхание, медленно соединяя ладони рук, как будто
сдувается шарик, длинно произнося букву «ссс». А в конце делаем хлопок
и резко выдуваем остаток воздуха.
4) «Шина»
Берем звук “с” и начинаем его ритмично “выталкивать”:
-четыре коротких захода, один длинный;
-три коротких вдоха, три коротких выдоха на «с с- с» или на слоги «гы-
гы-гы»
5) «Нота»
Берем слог “ма” и пробуем протянуть его несколько тактов. Ваша задача
гласную потянуть как можно дольше. Сделайте вдох, возьмите ноту:
удерживаем.
6) «МА-МЭ-МИ-МО-МУ»
Идем на усложнение: возьмите несколько слогов. Поем на одной ноте.
Ваша задача — распределить воздух таким образом, чтобы вам хватило до
конца фразы. Можно использовать любые слоги, например « ДА-ДЭ-ДИ-
ДО-ДУ»
Очень полезны упражнения дыхательной гимнастики вокального
педагога А. Стрельниковой. «Ладошки», «Обними плечи», «Погончики»,
«Накачивание насоса» акцентирование внимания на физических
движениях (приседания, наклоны) снимает мышечный зажим органов
дыхания.
Для тренировки выдоха я использую в своей работе упражнения
«Холодное дыхание». “Дуем на свечу” –выдуваем воздух на ладошку,
стараемся сохранить ровность (равномерность) выдоха, чтобы
воображаемая свеча не потухла. Следим, чтобы дыхание было ровным, без
рывков.