Презентация "Развитие музыкального слуха в условиях дистанционного обучения"
Подписи к слайдам:
Аттестационная работа
Развитие музыкального слуха в условиях дистанционного обучения
Автор:
Попов Михаил Евгеньевич,
педагог дополнительного образования
Государственного бюджетного образовательного учреждения
дополнительного образования
Дом детского (юношеского) творчества
Выборгского района Санкт-Петербурга
Кураторы:
Ткачева Наталия Михайловна,
руководитель ГУМО дирижёров и педагогов оркестров
народных инструментов государственных учреждений
дополнительного образования
ГБНОУ «СПБГДТЮ»
Ахметов Константин Закарович,
руководитель ГУМО дирижёров и педагогов
духовых оркестров государственных учреждений
дополнительного образования
ГБНОУ «СПБГДТЮ»
Санкт-Петебрбург
2020
Содержание- Введение
- Значение музыкального слуха
- Задания для развития музыкального слуха.
- Заключение.
- - демонстрация пройденной адаптации в условия дистанционного обучения;
- - помощь педагогам, желающим расширить свои познания в развитии музыкального слуха.
- Так случилось, что мы на некоторое время лишились возможности обучать детей, приходя с ними в класс и одновременно воспринимая происходящее вокруг. Реальное взаимодействие учителей и учеников давало свою атмосферу, в которой было место и для знаний, и для шуток, и для радости, и для недовольств – но всё это происходило здесь и сейчас.
- В дистанционно же обучении всё происходит не здесь и сейчас, а там и попозже. Даже если это урок по онлайн-связи, всё равно все сидят по своим домам, где бывает непросто сосредоточиться на занятии, да ещё и осознавая, что это сам урок, а будет ещё и домашняя работа.
- Но дело не столь в отношении к такому обучению, сколько в его возможностях и эффективности. Хорошо, если ты учишь вокалистов и инструмент им не нужен, если он у тебя есть. Или же ты учишь детей по какому-то одному инструменту, который имеется у них дома, и есть возможность на нём играть в любое время и на любой дистанции.
- А что делать, если ты ведешь занятия у группы ребят с разными инструментами, при том что половина пользуется инструментами, находящимся в классе, а часть учеников так и вовсе ещё не в состоянии самостоятельно играть на инструменте? Значит надо сосредоточить внимание на том, что есть у каждого, вне зависимости от уровня обучения и выбранного инструмента, и на том, что должно развиваться у любого, связанного с музыкой – музыкальный слух.
- Будучи человеком с абсолютным слухом, который начал проявляться ещё тогда, когда я не задумывался о занятиях музыкой, я считаю, что это одна из главных способностей музыканта, которая помогает решить многие задачи, в отличие от исполнителей, обладающих великолепной техникой, при этом ориентирующихся в музыкальном пространстве лишь «на ощупь» с помощью инструмента.
- Возьмём определение музыкального слуха из Википедии:
- «Музыка́льный слу́х — совокупность способностей человека, позволяющих ему полноценно воспринимать музыку и адекватно оценивать те или иные её достоинства и недостатки; наиболее важное профессиональное качество, необходимое для успешной творческой деятельности в сфере музыкального искусства; хорошо развитым музыкальным слухом должны обладать все профессиональные композиторы, музыканты-исполнители, звукорежиссёры, музыковеды.»
- Однако не обязательно, что человек, обладающий музыкальным слухом, обязательно сам по роду деятельности является музыкантом. Ведь человек может даже не владеть никаким музыкальным инструментом, но придя на концерт в филармонию, или же наблюдая за игрой человека в дружеской компании у костра, может услышать фальш в пении, негармоничное сочетание гармоний у инструмента.
- Фильм «Ширли-мырли» демонстрирует нам такую ситуацию: братья-близнецы, один из которых, дирижёр с мировым именем, а другой – преступник, не связанный с музыкой, при этом не выносящий фальшивых нот, и в одной из начальных сцен бросается из-за этого на доктора, который, обследуя его, напевает вслух песню.
- Но наш случай – это как-раз-таки люди, выбравшие для себя занятия музыкой и до недавнего времени регулярно берущие в руки инструменты и пытающиеся извлечь из него максимально приятные на слух гармонии, мелодии и ритмы. Конечно, чтобы давать им какие-то задания на слух, нужно хоть минимальное ознакомление со звучанием инструментов, а так же уже выполняемые ранее задания в классе, что у нас и происходило во время очного обучения. Поэтому перейдём к заданиям для «дистанционки».
- Я испробовал и продолжаю пробовать различные виды заданий на проверку и развитие слуха. Разделяю я их на категории:
- Тембральные
- Мелодические
- Образные
- Рассмотрим каждое из них и приведём примеры.
- Тембральные – слуховые задания, связанные с определением инструмента, когда звучит музыкальный фрагмент, и нет никаких указаний на то, какой или какие инструменты там звучат. Несколько видов таких заданий.
- Определи инструмент. Самая простая форма такого типа задания. Несколько аудиофрагментов под номерами со звучащими сольно инструментами (см.Примечание 1). Задача ученика – распознать инструмент и написать его название напротив номера фрагмента.
1
2
3
4
5
Определи инструмент
Задания для развития музыкального слуха- Соотнеси изображение со звуком. Даются несколько аудиозаписей, в каждой из которых исполняется композиция или же её фрагмент на каком-либо музыкальном инструменте сольно. И дано такое же количество картинок, на которых изображены инструменты или музыканты с этими инструментами, которые звучат в аудиозаписях. Картинки и фрагменты называются по цифрам, и задача ученика – расставить напротив номер картинки и номер аудиозаписи так, чтобы то, что звучит в аудиозаписи, соответствовало тому, что изображено на картинке.
1
2
3
4
5
6
1
2
3
4
5
6
Соотнеси изображение со звуком.
Задания для развития музыкального слуха- Распознай инструменты в ансамбле. Даются несколько аудиофрагментов, где звучит несколько инструментов одновременно (от двух и более). Задача ученика – распознать звучащие инструменты и выписать их названия напротив названий фрагментов (см.Примечание 2).
Распознай инструменты в ансамбле.
Альф Клаузен – «Альф» (заставка к сериалу)
Эрик Сати – Гимнопедия №1 до-мажор
Стив Вай – Whispering a prayer
Задания для развития музыкального слуха Теперь рассмотрим следующую категорию - мелодические задания. Задания для развития музыкального слуха- Мелодические – задания, на правильное выполнение которых влияет умение ученика отличать одну мелодию от другой, а так же фиксировать похожие или вовсе одинаковые мелодии, на каком бы инструменте они не звучали.
- Узнай и соотнеси. Даются, к примеру, названия трёх композиций. И прилагается к этим названиям 9 аудиотреков по номерам, которые являются исполнением каждой из названных композиций в трёх разных вариантах. Аранжировка и инструменты разные, но музыкальная тема одна. Три варианта исполнения на одну мелодию, три на другую, и три – на третью. Задача ученика – найти оригинальное звучание композиции с помощью интернет-поиска и, прослушивая вложенные аудиозаписи в задания, определить, в каких фрагментах какая композиция исполняется. Ответы пишут таким образом: Имя-фамилия композитора, название композиции, и номера соответствующих ей аудиотреков напротив.
Узнай и соотнеси
Дюк Эллингтон - "Караван"
Моррис Альберт - "Чувства"
Жозеф Косма - "Осенния листья"
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Задания для развития музыкального слуха- Собери песни по инструментам. Три песни, и каждой из них принадлежит по три фрагмента под цифрами. В каждом из этих фрагментов звучит одна из трёх музыкальных составляющих песни: барабаны, звуковысотные инструменты и вокал (см.Примечание 3). Задача - написать исполнителя и название песни, и к каждой из них приписать номер фрагмента, относящийся к ней.
Собери песни по инструментам
Audioslave – Like a Stone
Joe Nichols – We All Carry Something
Nickelback – If Today Was Your Last Day
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Задания для развития музыкального слуха- Вступление, куплет, припев. Похоже на задание под цифрой 2, только здесь речь идёт о разделении песни на вступительную часть, куплет и припев (см.Примечание 4). Задача ученика – написать в одну строчку номера аудиофрагментов, которые, как он считает, относятся к одной композиции.
Вступление, куплет, припев
(даны 4 песни)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Задания для развития музыкального слуха- И третья категория слуховых заданий – образные задания.
- Образные – задания, в которых слух должен сработать совместно с фантазией и образным мышлением ученика.
- Угадай название. Даны несколько аудиотреков под номерами, а текстом дан список названий композиций, которые в этих записях присутствуют. Задача ученика – определить, какой аудиотрек какому названию соответствует (см.Примечание 5).
Образные задания
1
2
3
4
5
«Когда деревья шагают по Земле»
большой тяжёлый звук и таинственность мелодии
"Лунный свет" - спокойная светлая музыка
«Ой да ты, калинушка»
русский народный распевный мотив
"Большой вальс" - классическая танцевальная музыка на "раз-два-три, раз-два-три, раз-два-три"
"Деревня" - весёлая музыкальная зарисовка
Задания для развития музыкального слуха- Есть ещё несколько видов и категорий заданий, которые помогают развивать распознавание на слух инструментов, стилей, а так же гармоний и анализа композиций. Но почему приведены в пример именно эти задания?
- Они подходят ученикам разных возрастов.
- Они не требуют знания нотной грамоты, которая так тяжело даётся в самом начале.
- Они заставляют ученика слушать, а не искать ответы в интернете.
- На них не требуется много времени, при этом они полезны.
- Эти задания можно выполнять как дистанционно, так и в форме очного обучения в классе.
- Такие задания не только дают возможность развить и проверить слух ученика, но и познакомить его с музыкой, которую он сам бы не встретил, а она может положительно повлиять на его музыкальный вкус.
- Дистанционное обучение вряд ли можно назвать полноценным. В плане исполнительства можно не заметить, как ученик не так поставил руку или почувствовал напряжение, нет возможности сразу исправить его. Да и контакт ученика с преподавателем в реальном времени создаёт совершенно другую атмосферу, нежели переговоры через экран монитора.
- Если говорить про изучение теории – она всегда учится дистанционно, но изначально объясняется преподавателем, а когда дело доходит до применения этой теории на практике – тут уже дистанция может помешать вовремя спросить о непонятном или вовремя поправить ученика, если что-то у него пошло не так.
- А что касается заданий слуховых – тут изначально идёт проверка именно способностей ученика, вне зависимости от его возраста и умений. Конечно, если подобные задания выполнять в классе, можно так же ученика подправить, если он изначально идёт не туда, но в этом и смысл таких заданий – определить его способности слышать, а если он ошибся, то показать ему сравнение правильного и неправильного.
- И если даже он сразу не услышит разницы, то, по-крайней мере, не испортит себе слух, как можно на инструменте испортить постановку руки или неправильно заучить пассаж. И, как говорилось в начале, это «наиболее важное профессиональное качество в сфере музыкального искусства» - значит, имеет смысл и возможно развивать его даже не имея инструмента под рукой и учителя перед глазами. И любое самое простейшее слуховое задание будет давать развитие, при этом не покалечив.
- 1. Нужно пересохранить аудиофайл таким образом, чтобы при его открытии в названии не отображалось информация об исполнителе и названии произведения. Иначе есть вероятность, что ученик воспользуется помощью из интернета и узнает информацию о композиции и инструменте прежде, чем попытается его расслышать.
- 2. Желательно, чтобы ученик, записывая ответ, переписывал полностью имя-фамилию музыканта и название композиции – таким образом, у него чуть лучше отложится в голове не только сам музыкант, но и инструменты, которые присутствуют в его композициях.
- 3. Такое задание можно приготовить, только имея специальную компьютерную программу, способную отделять друг от друга басы, ударные, инструменты и голос. Либо находить уже готовые разделённые по дорожкам треки в интернете.
- 4. Лучше такую работу проделывать именно с песнями, инструментальные композиции могут иметь совершенно отличительную от песенной структуру и это осложнит выполнение задания.
- 5. Очень важен подбор композиции для задания, у неё должно быть характерное название и звучание. Для большей определённости можно к каждому названию подписать примерный общий характер композиции, чтобы ученику было ясно, какой образ и ощущения его должны посещать при слушании того или иного фрагмента.
- Музыкальный слух: https://ru.wikipedia.org/wiki/Музыкальный_слух
- «Ширли-мырли», реж.Владимир Меньшов, 1995: https://www.kinopoisk.ru/film/41047/