Организация урока в классе фортепиано ДШИ

Организация урока в классе фортепиано ДШИ
Эстетическое воспитание - один из факторов формирования
нравственности, всестороннего развития творческих и художественных
способностей подрастающего поколения. Важным разделом эстетического
воспитания является музыкальное образование, особое место в котором
отведено музыкальным школам и школам искусств.
Задачи музыкальных школ и школ искусств определяют содержание
обучения, формы и методы индивидуальной воспитательной работы. Урок в
классе по специальности является основной формой учебной и
воспитательной работы.
Форма индивидуальных занятий в специальном классе создает
педагогу необходимые условия для внимательного всестороннего изучения и
воспитания каждого ребенка. Объективная оценка его индивидуальных
возможностей (общего и физического развития, строения рук и
приспосабливаемости к инструменту, музыкальной памяти и т.д.)
обуславливает конкретные дифференцированные педагогические задачи и
методы работы. Каждый отдельный урок является одним из звеньев в общей
цепи учебного процесса, т.е. продолжает предыдущий и подводит к
последующему. Рассматривать его необходимо с точки зрения задач
определенного этапа развития ученика, а не только нужд сегодняшнего дня.
Урок должен преследовать цель разрешения определенной, предварительно
поставленной задачи. Уроков «вообще» следует избегать.
Педагог-музыкант обязан на уроке оказать помощь ученику в усвоении
суммы знаний, умений, ощущений, развитии эмоционально-художественных
чувств, развитии музыкального мышления. Педагог обязан также
останавливаться на моментах, имеющих воспитательное значение.
Работа на уроке не может идти над одним произведением. Урок - это
инструкция к овладению теми или иными трудностями, которые учащиеся
должны преодолеть сами. Педагог обязан проверить домашнее задание,
поработать в классе над изучаемыми произведениями, дать задание к
следующему уроку. Помимо прохождения репертуара каждый урок должен
пополнять исполнительские знания ученика во всех областях обучения:
чтение нотного текста; овладение стилями трактовки; способов работы над
упражнениями, гаммами, аккордами, арпеджио; подбор по слуху и т.д.
Для успешной продуктивной работы необходим определенный
психологический настрой создание на уроке доброжелательной рабочей
атмосферы. Важно тщательно изучить весь репертуар ученика, уметь его
хорошо играть, проанализировать, просмотреть различные редакции,
продумать аппликатуру, педаль. Полезно наметить план урока, пути
исправления каких-либо заранее известных недостатков исполнения,
способы работы над трудными местами в произведениях и т.д. Начинающим
педагогам полезно записывать планы настоящих уроков. Обдуманная,
тактичная помощь предохраняет от ошибок и облегчает путь к мастерству
даже самому способному педагогу. Постоянная запись поурочных планов
требует большой затраты времени, поэтому более реальна мысленная
наметка плана ближайшего урока. Наиболее подходящий момент для этого -
начало урока. А.П.Щапов называет это «мгновенным планированием».
Иногда преподавателю приходится «на ходу» перестраивать свои
первоначальные планы. Такое умение перестроиться в зависимости от
материала, представляемого учеником на уроке, достигается в результате
педагогического опыта и творческого подхода к разрешению тех или иных
задач. «Педагог, работающий с детьми, должен быть творчески одарен; для
каждого отдельного ученика он творческим путем рождает материал урока» -
пишет К. А. Мартинсен. Импровизационность, однако, вовсе не идентична
случайности, беспорядочности. Педагогическая импровизация предполагает
заданную тему, а не «плавание без руля и без ветрил» по морю эрудиции».
Такое плавание нередко наблюдается на уроках молодых, увлекающихся
педагогов.
Тематика уроков определяется индивидуальным учебным планом
учащегося т.е. планом его развития и обучения, намеченным педагогом.
Выработать ведущие тенденции, найти точку опоры для продвижения
отставших в развитии элементов исполнительского комплекса, работать над
устранением недостатков - вот задачи, определяющие в основном тематику
урока.
Примеры реально встречающихся тематических уроков:
- Разбор нотного текста. На различных примерах педагог учит методу
разбора, осмысливанию авторских указаний, охвату мелодических
построений, умению замечать все детали нотного текста;
- Мелодия как тема урока. Выявление мелодической сущности различных
произведений, смысла основной и сопровождающих линий;
- Свобода и непринужденность в обращении с инструментом. Использование
массы (веса) руки при взятии аккордов, перенос руки и погружение в
клавиатуру при исполнении кантилены, поиски свободной посадки, рабочего
мышечного тонуса. Н. З. Перельман пишет: «В моих занятиях с учениками
бывают уроки «педальные», «гармонические», «полифонические»,
«аппликатурные» и т.д. На каждом из таких уроков одна какая-либо тема
оказывается ведущей. Подобные «моноуроки» вызваны желанием создать у
учеников видимость одной задачи для разрешения многих...»
- Выделение «стержня» в каждом из нескольких сочинений, изучаемых
учеником. Вокруг центрального задания как бы группируются важные
детали, количество которых должно быть ограничено.
Сочетание различных, контрастирующих заданий оживляет занятие,
повышает интерес ученика и делает урок более насыщенным. На протяжении
насыщенного интенсивной работой урока необходимо давать ученику
некоторую разрядку: сыграть ему какую-либо пьесу, побеседовать о
последних музыкальных впечатлениях, поиграть с ним в четыре руки. После
этого вновь возможно возвратиться к настойчивой работе.
Методы работы, которыми оперирует фортепианная педагогика, в
основном следующие: метод подражания, метод эмоционально-волевого и
интеллектуального воздействия.
Метод подражания обращается к пассивным способностям ученика:
«на слух» и «с рук» педагога учащийся перенимает то, что он показывает. В
основном применим в работе с начинающими.
Метод эмоционально-волевого воздействия - дирижерский. Педагог
стремится воздействовать на фантазию ученика, эмоциональность, возбудить
вдохновение; оперирует образами, сравнениями, ассоциациями, путем пения
и жестов обращается к эмоциональным возбуждениям и, наконец, к
иллюстрациям исполнения. Так работают дирижеры, большие артисты.
Многие из них считают лишним говорить об исполнительских процессах и о
технике исполнения. Рубинштейну приписывают слова «Играйте хоть носом,
лишь бы хорошо звучало!» Такой метод предъявляет большие требования к
инициативе ученика и возможен в тех случаях, когда достаточно развит его
исполнительский аппарат и сознание.
Противоположный метод - интеллектуальный. Он обращен к сознанию
ученика, основан на вере, что всё относящееся к исполнительской технике
опирается на ряд закономерностей; что закономерности эти могут быть
проанализированы, сформулированы и преподаны. Конечным стремлением
интеллектуального метода является научно-обоснованная система
«объективного обучения». От ученика требуется максимальная
сознательность, активность. Этот метод, вернее других приводит к
самостоятельности. Все описанные методы должны взаимодействовать и
использоваться в работе в зависимости от типа ученика, стадии его развития
и задач обучения в данный момент.
При ознакомлении учащегося с новым произведением преподавателю
целесообразно показывать его в настоящем темпе и в художественном
исполнении. Цель такого показа «настройка», создание образа в
представлении учащегося. С пояснительной целью следует играть
произведение приблизительно в том темпе, который доступен учащемуся в
данный момент: в этом темпе он лучше уловит и поймет указания педагога.
Показ должен быть «упрощенным», выдвигается то, на что желательно
обратить внимание ученика. Не исключается «карикатурный показ» или
передразнивание ученика. Цель его - представить явление с его
отрицательной стороны, подчеркнуть методом преувеличения ту или другую
деталь.
Нередко на уроке после нескольких сыгранных тактов учитель
перебивает исполнение ученика различными замечаниями, то это неверная
нота или неверный ритм, то указывается педализация, оттенки и т.д.
А.П.Щапов называет такие занятия "методом попутных поправок". Не
систематизированные и не связанные между собой замечания забываются тут
же на уроке. Внимание ученика рассеивается на множество частностей, он не
знает, какие из указаний педагога наиболее важны из чего они вытекают и
что вытекает из них. Да и педагог не получил представления о том, что
ученик понял, а в чем не разобрался. После такого урока педагогу большей
частью приходится начинать работу с самого начала. Преподаватель обязан
построить урок так, чтобы ученик получал устойчивые знания, которые
успешно мог бы применить в дальнейшем.
Наилучшим "введением" к началу урока является спокойное
прослушивание материала - одних пьес целиком, других отрывками.
Педагогу необходимо вырабатывать выдержку! После того, как материал
проверен, замечены сдвиги, упущения, неисправленные ошибки - станет ясно
над чем необходимо поработать в первую очередь. Эти короткие минуты
позволят педагогу выявить:
- главное, в чем непременно нужно добиться успеха сегодня же;
- наметить то, над чем желательно поработать, если хватит времени;
- какую часть материала стоит отложить до следующего раза.
Завершается прослушивание оценкой проделанной домашней работы
учеником, высказанной в таком тоне, который наилучшим образом его
настроит.
Э. В. Листова придавала тону большое значение: «Многое зависит от
того, как сказать, как указать на недостатки, - говорила она. - Преподаватель
должен быть разным: то значительным, то спокойным, то энергичным». При
проверке домашней работы ученика необходимо установить причину
имеющихся недостатков, равно как и удачных находок и достижений.
Установление причинности весьма важно, отсутствие же попытки вскрыть
причину, делает удачи случайными, не оказывающими серьезного влияния
на дальнейшее развитие ученика. Кроме того, это помогает целенаправленно
построить урок и дать учащемуся обоснованный материал для
самостоятельной работы.
Вслед за установлением причины успеха или неудачи при выполнении
различных заданий, должен последовать выбор средств и приемов, с
помощью которых возможно устранить недостатки. Правильное,
целенаправленное решение вопроса требует от преподавателя творческого
поиска. Эта работа исключительно увлекательна: она приносит
удовлетворение не только педагогу. Ученик, испытавший на себе результат
удавшегося поиска, оказывается вовлеченным в творческий процесс,
приобретает новые знания. Почувствовав радость победы над возникшими в
результате работы затруднениями, проблемами, ученик никогда не потеряет
этого чувства и не изберет для себя путь мучительной зубрежки».
Уходя с урока, ученик должен ясно представлять себе, над чем и как
работать дома. Важно не только, сколько работает ученик, но и какой
коэффициент полезного действия. Именно поэтому Куперен, например,
занимаясь с учениками у них на дому на первых порах, заканчивая урок,
запирал инструмент до следующего раза из опасения, что ученик, занимаясь
без контроля, только испортит показанное на уроке. Лишь после ряда уроков,
научив, как следует заниматься, Куперен разрешал это делать
самостоятельно. «Прежде чем учиться, - напоминал ученикам профессор Л.В.
Николаев, - надо выучиться учиться!»
В заключении хочется дать начинающим педагогам несколько
советов., как учиться проводить урок. «Главное, - пишет М. Фейгин,- это
высокая требовательность к себе, самоконтроль, размышление. Недопустимо
проводить уроки «по конвейеру», надо оставлять хотя бы несколько минут
для осмысления проделанной работы, проверки того, в какой мере удалось
реализовать поставленные задачи».
Педагог должен помнить, что разумно рационально проведенный урок
- залог успешного выполнения основная цели, стоящей перед учеником при
изучении любого произведения - содержательное, яркое, технически
совершенное его исполнение. Конечно, степень владения исполнительскими
средствами на разных этапах будет различной.
Используемая литература
1. Мартинсен А. Методика индивидуального преподавания игры на
фортепиано, Москва, «Классика-XXI», 2003
2. Ворожцова О. Музыка и игра в детской психотерапии, Москва.
Издательство Института Психотерапии, 2004
3. Фейнберг С., Пианизм как искусство, Москва, «Классика-XXI», 2003
4. Благой Д., Пестрые листки. - В сб."Вопросы Фортепианной
педагогики", вып.4,М. «Музыка», 1976
5. Гировский Е. К вопросу об эффективности методов обучения игре на
фортепиано. М.,1979
6. Коган Г., «О работе музыканта – педагога».
7. Нейгауз Г., Показательный урок и лекция для педагогов. В сб.
"Вопросы фортепианного исполнительства", вып.4, "Музыка", 1976
8. Ципин Г., Развитие учащегося фортепианного класса: - формы и
методы. "Вопросы музыкальной педагогики", вьп.1,К.,1979