Развитие технических навыков в классе домры

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств №2»
«Развитие технических навыков в классе домры»
методическое сообщение
подготовила Соколова любовь Петровна
г. Тверь, 2021 год
Работа над музыкальным произведением является основой обучения
игре на домре, и, кроме того, представляет собой единый процесс, который
включает в себя множество проблем. Речь идет о проблеме звучания и
фразировки, ритма, аппликатуры. Всё это теснейшим образом связано с
развитием техники. Техника игры на любых струнных инструментах основана
на задаче координации правой и левой руки. Немаловажную роль играет в
этом посадка и постановка рук.
Основной принцип работы над техническими трудностями в
произведениях, упражнениях, гаммах, этюдах – это постепенное продвижение
от медленного темпа к быстрому, и наоборот. Когда мы работаем в медленном
темпе слух вычленяет каждую ноту, учащийся в состоянии проконтролировать
каждое свое движение, а в быстром же внимание переключается на охват
последовательности этих движений, объединяя их в целый единый
мелодический или ритмический комплекс.
С точки зрения большинства учеников, техника это беглость и
ловкость пальцев; это умение сыграть «в темпе», и при этом крепко, четко,
уверенно. Техника это ясная, отчетливая, исполнительская дикция. Наиболее
быстрый и эффективный путь формирования навыков - работа над
специальными техническими упражнениями.
Кисть и предплечье составляют одну линию.
Все пальцы закруглены.
Пальцы (1, 2, 3, 4) слегка развернуты вперед в направлении корпуса
инструмента.
Пальцы соприкасаются со струнами серединой подушечки.
Большой палец находится приблизительно напротив 1-го и 2-го пальцев.
Начинать следует с наиболее простых – связывания двух-трех соседних
звуков.
Начинать следует со 2-го пальца. Упражнения включают осмысленные
мелодические комбинации из звуков ЛЯ и ДО-диез.
После второго пальца подключаем к работе третий. Третий палец
серединой подушечки прижимает струну на 5-м ладу. Вначале следует
использовать попевки из звуков ЛЯ-РЕ.
Переходим к включению в игру 1-го пальца. Включение в игру первого
пальца значительно расширяет и разнообразит как материал упражнений, так
и художественный репертуар. Преподаватель может проявить здесь фантазию,
однако рекомендуется сначала предлагать ученику такие последовательности,
когда вначале ставятся на гриф 2-й и 3-й пальцы.
Включение в игру мизинца - ответственный момент как для
преподавателя, так и для ученика. Вводить мизинец в игру предпочтительнее
на хроматическом тетрахорде (ДО, ДО-диез, РЕ, МИ-бемоль). При этом все
пальцы находятся в свободно активном состоянии, и мизинец обычно сам
принимает округлое положение. Необходимо уделять много внимания
специальным упражнениям на «хроматическом» тетрахорде исполнение их
на домре не представляет интонационной сложности, а эмоциональное
восприятие может быть емким, образным, многовариантным. Движения
пальцев в этом четырехзвучии не связаны боковыми растяжками и потому
особенно эффективны для выработки автоматизма игровых движений. И,
наконец, хроматические последовательности из тетрахордов можно играть от
разных ладов, приучая таким образом руку ученика к движению вдоль грифа.
Часто возникает ситуация, когда ученик хочет играть быстро, а пальцы
не слушаются, и, пытаясь их заставить двигаться быстрее, он зажимает руку.
Это происходит из-за отсутствия или недостаточности развитости
необходимых технических навыков у учащегося. Выход из этой ситуации
достаточно простой: педагогом определяется, какой конкретно технический
навык необходимо развить ученику и подбирается соответствующее
специальное упражнение.
Чтобы пальцы «бегали» быстро, нужно чтобы они «знали» своё место на
грифе. Упражнения Г. Шрадика и Т. Вольской как нельзя лучше подходят для
этого.
Также скорость игры повышается, если ребёнок владеет свободным
скольжением левой руки по грифу, а не «цепляется» за него. Во время
скольжения левой руки по грифу нужно следить за движением большого
пальца, он должен двигаться параллельно с остальными и после смены
позиции останавливаться напротив фаланги нажимающего пальца.
Любое упражнение должно быть осознано исполнителем как
необходимое.
Особенно важно, чтобы ученик ясно понял цель упражнений и ту пользу,
какую они могут принести, чтобы он максимально сосредоточился на
выполнении требуемой задачи и следил за качеством звучания.
Особое внимание в настоящее время уделяется гаммам, арпеджио.
Гаммы, арпеджио это необходимый материал для профессионального
становления музыканта, путь к свободному владению инструментом.
Значение гаммы в том, что они развивают ученика в музыкальном отношении.
При игре гамм следует контролировать слухом ровность и незаметность
переходов с ноты на ноту, с одной струны на другую, из одной позиции в
другую позицию. Переходы из позиции в позицию совершаются при помощи
гибкого запястья левой руки.
Предлагается играть гаммы обязательно ff и pp, с крещендо и
диминуэндо, стремясь достичь самого быстрого темпа, который только
доступен ученику. Для лучшего закрепления материала рекомендуется играть
гаммы в разных ритмических и штриховых вариантах.
Большое место в совершенствовании исполнительской техники
занимает работа над этюдами. Этюд - переход от гамм и упражнений к
художественному произведению. Он не только является прекрасным
техническим материалом, но и несёт музыкальное содержание. Этюды
подбираются целенаправленно по степени трудности. Этюды
инструментальная пьеса, как правило, небольшого объема, основанная на
чистом применении какого-либо трудного приёма исполнения и
предназначенная для развития и усовершенствования исполнительской
техники. В домровой практике большой популярностью пользуются этюды В.
Чунина, А. Пильшикова, Ю. Шишакова. Также в своей работе педагог должен
соблюдать принцип систематического и последовательного обучения.
Правильное планирование работы с учащимся это показатель
педагогического мастерства, от которого напрямую зависит развитие
исполнительской техники учащегося.
Список используемой литературы
1. Александров А. «Школа игры на трехструнной домре» Москва 1990 г.
«Ассоль» Альбом упражнений и пьес, ансамблей и этюдов для
начинающих
2. Анчутина Н. «Мажорные гаммы, арпеджио и упражнения для
трехструнной домры. Новосибирск 2000 г. Составитель Владимиров В.
3. Чунин В. Гаммы и арпеджио Москва 1967г.
4. Чунин В. «Школа игры»
5. А. Александров «Школа игры на 3х струной домре»