Роль и задачи концертмейстера в классе дирижера

РОЛЬ И ЗАДАЧИ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В КЛАССЕ ДИРИЖЕРА
Киселёва Екатерина Раисовна
Преподаватель, концертмейстер
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
ЗАТО Северск «Детская школа искусств»
На современном этапе профессия концертмейстера признается самой
распространенной и востребованной среди профессиональных специализаций
пианиста как в музыкально-образовательной, так и в концертно-
исполнительской сфере. По мнению Е.А. Островской, концертмейстерство
является «удачным примером универсального сочетания в рамках одной
профессии элементов мастерства педагога, исполнителя, импровизатора и
психолога». Концертмейстер - «пианист, помогающий вокалистам,
инструменталистам разучивать партии и аккомпанирующий им на репетициях и
в концертах». Такая справочная формулировка подразумевает широкий спектр
обязанностей концертмейстера: разучивание партий с солистами, умение
подсказать правильное решение при возникновении трудностей в исполнении,
контролировать качество исполнения партий.
Концертмейстерская деятельность обширна и охватывает почти все
области музыкального исполнительства и педагогики. Мне хочется остановится
на специфики работы концертмейстера в классе по дирижированию, так как
работала в этой сфере.
В классе по дирижированию проблема пианиста и дирижера является
одной из ведущих, т.к. это умение играть «под руку», т.е. способность понимать
дирижерские жесты и намерения. Для этого концертмейстеру необходимо
ознакомиться с основными приемами дирижирования, с 2, 3, 4-х дольными
сетками, с понятиями «ауфтакта», «точки», «снятие звука», а также знать
способы показа штрихов и динамики. Необходимо учитывать, что, например,
показ динамики зависит от индивидуальности дирижера: одни показывают
«форте» широким размашистым жестом, другие небольшим, но очень
энергичным.
Существует разница между оркестровым и хоровым дирижированием.
Главной задачей оркестрового дирижера является точный и ясный показ
вступлений всем инструментам, четкий счет и управление динамикой. Жесты
дирижера должны быть более крупными, простыми и понятными любому
музыканту. Хоровой же дирижер, прежде всего, отвечает за качество звука, он
участвует в его формировании. Чем выше класс дирижера, тем меньше он
придерживается сетки, он управляет звуком. Концертмейстерам приходится
сосредотачивать всю свою музыкальную чуткость, а именно: концертмейстер +
дирижер + хор должны составлять ансамбль. Умение слушать - очень важная
деталь профессионального мастерства концертмейстера. Работая в классе по
дирижированию, концертмейстеры должны помнить, что теперь они почти
никогда не будут выступать в роли пианистов, но всегда в роли хора или
оркестра. Более того, работа в классе дирижирования подразумевает процесс
обучения молодого музыканта технике, приемам дирижирования, развитию его
слухового опыта и музыкального мышления. В этом процессе момент
повторения небольших музыкальных фрагментов несколько раз встречается
очень часто. Концертмейстер не имеет права механически повторять эти
эпизоды. В зависимости от качества дирижерского показа должно меняться и
звучание фортепиано. Таким образом, обучающийся будет не только
механически запоминать движения рук, но и соотносить эти движения со
звучанием. В этом привлекательность этой работы, но в этом и ее трудность.
Важным моментом является умение трансформировать звучание музыки в
зависимости от жестов дирижера, порой даже наперекор логике исполнения
произведения, потому что главным на уроках дирижирования является процесс
обучения молодого музыканта. Это является единственным способом отразить в
своем исполнении намерения дирижера, что особенно важно во время учебного
процесса. Во время концертного исполнения или на экзамене концертмейстер не
должен забывать о том, что он находится не только в подчинении молодого
дирижера, но и в соподчинении. Именно в концертном исполнении он может
раскрыться опосредованно через участие в ансамбле с другим музыкантом.
Концертмейстер хорового коллектива очень часто будет чувствовать
расхождение между жестами дирижера и фортепианным звучанием. Это
происходит оттого, что природа звука вокального диаметрально
противоположна фортепианному. Звук, рожденный голосом, способен к
развитию, в то время как фортепианный, возникший в результате удара
молоточка о струну, обречен на угасание. Компенсировать эти неизбежные
потери концертмейстер может, лишь постоянно стараясь преодолевать
молоточковую, ударную природу фортепианного звука, все время подражая
голосу, пению. Причем подражать надо не какому-то абстрактному голосу, а
конкретной партии, звучащей в данный момент в партитуре. Так что эта задача
сколь трудна, столь и почетна: умение «пропеть» на фортепиано мелодию
является свидетельством мастерства.
Еще одна трудность, особенно в работе начинающих концертмейстеров, -
необходимость иметь хорошие навыки чтения с листа. Концертмейстер должен
«адаптировать» текст, приспосабливая его к рукам, так сказать «на ходу», в
процессе игры решить, что выпустить, что оставить и лучше большим
пожертвовать, но не дать себе «увязнуть» в фактуре, нарушив тем самым темп и
метроритм произведения, а вместе с тем и форму.
Концертмейстерская область музицирования в классе хорового
дирижирования предполагает владение как всем арсеналом пианистического
мастерства, так и множеством дополнительных умений, как то: навык
соорганизовать партитуру, «выстроить вертикаль», выявить индивидуальную
красоту солирующего голоса, обеспечить живую пульсацию музыкальной ткани,
умение дать дирижерскую сетку. Также концертмейстеру важно накопить
большой музыкальный репертуар, чтобы почувствовать музыку различных
стилей. Хороший концертмейстер проявляет большой интерес к познанию
новой, неизвестной музыки, знакомству с нотами тех или иных произведений,
слушанию их в записи и на концертах. Концертмейстер не должен упускать
случая практически соприкоснуться с различными жанрами исполнительского
искусства, стараясь расширить свой опыт и понять особенности каждого вида
исполнительства.
Профессиональный концертмейстер должен обладать обшей музыкальной
одаренностью, хорошим музыкальным слухом, воображением, умением
охватить образную сущность и форму произведения, артистизмом,
способностью образно, вдохновенно воплотить замысел автора в концертном
исполнении. Он должен научиться быстро осваивать музыкальный текст,
охватывая комплексно трехстрочную и многострочную партитуру и сразу
отличать существенное от менее важного.
Литература
1. Кубанцева Е.И. Концертмейстерство - музыкально-творческая
деятельность /Журнал «Музыка в школе». - 2001. - № 2.
2. Мельникова Ж.В. Концертмейстерское искусство. - Казань, 2011.
3. Островская Е.А. Психологические аспекты деятельности концертмейстера
в музыкально-образовательной сфере. - [Электронный ресурс]. URL:
https://www.dissercat.com/content/psikhologicheskie-aspekty-deyatelnosti-
kontsertmeistera-v-muzykalno-obrazovatelnoi-sfere-ins
4. Хайкина Т.Я. Задачи концертмейстера-пианиста. - Тамбов, 1997.