Презентация "Творческий облик Р.Г. Бойко. Хоровая музыка"

Подписи к слайдам:

Творческий облик

Р.Г. Бойко.

Хоровая музыка.

Автор презентации: Карпеева Алёна Игоревна

Преподаватель вокального ансамбля Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Детская школа искусств "Охтинский центр эстетического воспитания"

 

 

 

 

Ростислав Григорьевич Бойко (1931 – 2002) – один из талантливых композиторов XX века. Всё, что им написано, обладает неоспоримыми достоинствами.

Лучшие качества его музыки – высокий профессионализм, серьезность мысли – были по достоинству оценены сразу, сочинения композитора завоевали прочное признание и уважение.

Диапазон его творчества простирается

от миниатюры до масштабных

симфонических полотен.

Им написаны три симфонии (1966,1981,1982), две поэмы для виолончели и фортепиано (1960), соната для скрипки и фортепиано (1960), увертюра для эстрадного оркестра (1967), три пьесы

для фортепиано (1975),

рапсодии (1976).

Однако наиболее широко и многогранно композиторский талант Р.Г. Бойко проявляется в вокально-хоровом творчестве.

Первым крупным сочинением в этом жанре стала дипломная работа композитора – Хоровая симфония «1917 год» на стихи В.В. Маяковского и Э.Г. Багрицкого для смешанного хора, двух солистов и группы ударных инструментов (1948).

Подобранный поэтический текст симфонии раскрывает образ и дух революции, а также судьбы людей в это сложное время.

Патриотическая тема проходит через все

творчество Р.Г. Бойко.

В начале 60-х годов он обращается к поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин» и пишет одноимённую ораторию.

В оратории композитор раскрывает в музыкальных образах характер русского солдата, передаёт его мужество и отвагу, человеколюбие и лиризм, неистощимый юмор и смекалку.

В музыке отмечается широкая напевность, ритмическая и жанровая характерность, опора на народно-песенный фундамент.

В 1976 году Р.Г. Бойко создал еще одно значительное произведение в кантатно-ораториальном жанре – поэму-кантату «Вятские песни» для солиста, хора и оркестра русских народных инструментов.

В основу кантаты положены различные жанровые песни северного Вятского края.

Композитор умело использует возможности народного оркестра, находит колоритное звучание, усиливающее выразительность вокальных партий.

В хорах a cappella Р.Г. Бойко наблюдается яркая индивидуальность композитора:

выразительная мелодия, прозрачная гармония, контрастная динамика.

Самые известные хоры:

«Глупое милое счастье» и «Утро» ст. С.А. Есенина (1983), «До новых журавлей» ст. С.А. Есенина(1983), «Кремлёвские звёзды» на ст. С.В. Михалкова (1983), «Вологодские кружева» на ст. Л.Н. Васильевой (1985)

Также стоит отметить особую область творчества Р.Г. Бойко – музыку для детей, где разносторонне проявились талант и мастерство художника.

В творческом наследии композитора около двухсот песен: Звездочка, Октябрьская походная (1961), Весёлое утро (1977), две оперы: Станция, Заваляйка (1970), Песенка в лесу (1981), хоровые циклы: Песни для детей на стихи советских поэтов (1961),Детские хоры без сопровождения на стихи советских поэтов(1968), инструментальные пьесы: Звоны (1972).

Подводя итоги наблюдений над сочинениями Р.Г. Бойко можно сделать вывод, что их отличает

ярко выраженный авторский

стиль в словесном и

музыкальном текстах.

Композитор использует весь комплекс выразительных средств, подчеркивающих поэтические образы: своеобразие фольклорного ритма, яркость мелодии, народно-песенные интонации, широкая напевность.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!