Методические рекомендации "Обзор методических пособий для начинающих в классе фортепиано"
1
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Вёшенская детская школа искусств»
Шолоховского района Ростовской области
Методические рекомендации
«Обзор методических пособий для начинающих в классе фортепиано»
подготовила
преподаватель по классу фортепиано
Мамонова Светлана Борисовна
ст. Вёшенская
2020
2
Основная задача пианиста-педагога – научить детей чувствовать,
слушать, переживать музыку, пробудить любовь к ней, вызвать
эмоциональный отклик на музыкальные образы. Первичные навыки
оказывают громадное влияние на всё последующее развитие ученика.
Младший школьный возраст является важным и своеобразным
периодом в общем развитии ребёнка, который оказывает решающее
воздействие на формирование его физических, умственных и художественно-
творческих способностей.
Именно с первых лет обучения необходим педагог-воспитатель,
музыкант широкого профиля, умеющий гибко определить развитие творческо-
слуховых, пианистических, познавательных способностей в единой системе
методов и дидактических приёмов обучения. Искусство обучения
начинающих заключается в умении найти на каждом этапе необходимый
комплекс средств для гармонически целостного развития ученика.
Крупнейшие композиторы разных эпох внесли свой вклад в дело
воспитания юных пианистов, создав большую художественно-
педагогическую фортепианную литературу для детей. В этой литературе, с
тонкой педагогической интуицией воплощены задачи музыкально-
творческого и пианистического развития детей. Несмотря на различия
творческих почерков композиторов, эпох, в которых они жили, в известных
циклах миниатюр – детских альбомах – предельно ясно выступают общие для
всех композиторов музыкально-эстетические и педагогические принципы.
Это прежде всего выпуклая, почти зримо ощущаемая образность музыкальной
ткани, лаконичность и чёткость музыкальной формы, предельная
конкретность выразительных средств музыкального языка, необычайная
доступность пианистического изложения, соответствующего возрастным
свойствам детской моторики.
Л. Баренбойм писал в предисловии своей работы «Путь к
музицированию»: «С годами я всё больше и больше убеждаюсь в огромной
роли учебных пособий для массовой детской музыкальной (в том числе и
фортепианной) педагогики… А ведь эти пособия проникают в самые глухие
уголки страны, ими пользуются сотни тысяч детей, они не минуют ни одного
«начинающего»,… они формируют податливое музыкальное сознание
ребёнка».
Пытливый, умный, неравнодушный педагог видит изменения в
окружающей жизни, технологический прогресс коснулся каждого из нас.
Появилось множество доступных возможностей: интернет, гаджеты,
видеоаппаратура, записывающие устройства. Всё это помогает педагогу в его
работе, обучении ребёнка. Но современные методические пособия не теряют
3
своей актуальности. Прекрасно иллюстрированные они привлекают
начинающего пианиста визуально, вызывают интерес к исполнению, а
преподавателю дают возможность следуя фортепианной методике, развивать
слуховую и музыкально-образную сферы, эмоциональность и
интеллектуальное начало.
Урок с начинающим – это представление, спектакль педагога,
вызывающий разнообразные чувства у ребёнка. Чтобы приобщиться к
музыкальному искусству, важно самому ребёнку пережить эмоциональное
содержание произведения. Дети, слушая музыку, учатся сопереживать
чувствам и образам, выраженным в пьесах и песенках. Мир эмоций ребёнка
ограничен в своих проявлениях: его радуют и огорчают лишь доступные ему
явления жизни. Поэтому на начальном этапе обучения важно, чтобы музыка,
которую слушают дети, была доступна для их восприятия.
На уроках с начинающими я использую не только классический
репертуар, но и сборники современных педагогов и композиторов.
Подспорьем в работе с маленькими музыкантами стали такие сборники:
«Музыкальный букварь» Н. Ветлугиной, «Музыка в сказках, стихах и
картинках» Е.А. Королёвой, «Первая встреча с музыкой» А. Артоболевской,
«Я буду пианистом» 4 части, «Крохе-музыканту» 2 части, «Первые шаги
маленького пианиста» И. Корольковой, «Путь к музыке» Л. Баренбойма, Н.
Перуновой, «Музыкальные прописи» Г. Ф. Калининой, «Азбука игры на
фортепиано» С. Барсуковой, «Первые шаги» и др.
«Музыкальный букварь» Н.А. Ветлугиной, музыка Е. Тиличеевой и Н.
Арсеева на стихи Л. Дымовой состоит из нескольких разделов.
Задача «Музыкального букваря» - ввести в мир музыки и воспитать
эмоциональное и осознанное отношение к ней. Приобщение ребёнка к музыке
проходит успешно, если у него развивается способность вслушиваться,
сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные образы.
Постепенно накапливается запас любимых произведений, закладываются
первоначальные основы музыкального вкуса.
Букварь предназначен для детей дошкольного возраста. Он может быть
использован на уроках фортепиано как дополнительный материал для
развития слуха, формируется понятие ритма, темпа, характера музыки, лада.
Работа с букварём вносит оживление, разнообразие на уроке с маленькими
учениками.
4
«Музыка в сказках, стихах и картинках» автор Е.А. Королёва.
Данный учебник помогает детям усвоить в доступной, лёгкой и
сказочной форме, закрепить теоретический материал, полученный на уроке
специальности. Интересные задания, яркие рисунки развивают
художественное воображение. Собранные в книге стихи, сказки, игры,
музыкальные пьесы, творческие задания на сочинительство и рисование,
весёлые картинки призваны сделать музыкальные занятия занимательными.
«Путь к музыке» Л. Баренбойм, Н. Перунова.
Книжка адресована старшему дошкольнику и младшему школьнику. В
ней помещён музыкальный материал и даются советы для развития:
музыкального слуха и чувства ритма, умения читать нотную запись,
элементарной фортепианной техники, умения разбираться в построении
простейших музыкальных пьес, навыков музыкального сочинительства.
Пособие содержит упражнения для развития координации и постановки
рук. Книга будет полезна для начинающих обучаться музыке. Замечательное
пособие для родителей, которые вместе с ребенком пытаются разобраться с
нотами. Пособие отличается богатым репертуаром (множество знакомых с
детства песен), очень интересные и понятные упражнения и задания.
«Первые шаги в музыке»
Методическое пособие М. Андреевой, Е. Коноровой.
Авторы пособия принадлежат к старшему поколению педагогов, всю
свою жизнь посвятивших воспитанию детей, авторов, создавших целый ряд
методических пособий, по сей день пользующихся большой популярностью
среди преподавателей, работающих с малышами.
Музыкальный материал я использую для слушания музыки, пения
лёгких песен. Наиболее часто обращаюсь к разделу «Нужно с нотами
дружить». «Дождик», «Фасоль», «В октябре», «Пляшут зайки», «Зима» -
песенки для пения с текстом и названием звуков. В них, начиная со звуков
«ля» и «соль» первой октавы, даются постепенно и последовательно все звуки
до-мажорного звукоряда. После прослушивания и пения ученик играет
услышанную мелодию, транспонирует от разных звуков. Таким образом
учащийся овладевает начальными навыками игры на инструменте и развивает
слух и память.
«Музыкальные прописи» Г.Ф. Калинина
Тетрадь научит начинающих нотной грамоте: правильно и красиво
писать ноты, музыкальные знаки, выполнять различные задания. В пособии
5
можно разукрашивать картинки. Занимательная форма помогает с интересом
запоминать новую информацию учащимся первого класса.
«Первые шаги» пособие для начинающих.
В учебнике представлены русские народные песни, песни донских
казаков, известные детские песенки. Играя их, ученик развивает
пианистические навыки, овладевает штрихами, идёт работа над постановкой
рук, над звукоизвлечением. Все мелодии подбираются детьми на слух от
разных звуков.
«Азбука игры на фортепиано» С. Барсукова
Учебное пособие для детей 5-7 лет, начинающих обучение в первых
классах музыкальных школ. Главная задача этого пособия – представить
новый пианистический материал. Музыкальный материал сопровождается
текстами, поэтому его можно использовать как для игры на фортепиано, так и
для пения со словами, сольфеджирования и подбора на слух. Лёгкие пьески
написаны с сопровождением второй партии, что развивает навыки
ансамблевой игры, создаёт объёмное звучание.
Учебные пособия «Крохе-музыканту» (ч. 1,2), «Первые шаги
маленького пианиста», «Я буду пианистом» (ч. 1-4), опубликованные
издательством «Феникс» и заслужившие одобрение самой разной аудитории -
от родителей до преподавателей высшего звена.
Автор Королькова Ирина Станиславовна - преподаватель высшей
категории, Заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества,
Почетный работник общего образования Российской Федерации.
Окончила Ростовский государственный музыкально-педагогический
институт и уже более 25 лет преподает фортепиано в Детской музыкальной
школе им. М.М. Ипполитова-Иванова г. Ростова-на-Дону.
В последние 10 лет активно изучала проблематику раннего
музыкального образования детей. Является автором уникальной методики по
обучению игре на фортепиано детей малого возраста (4-5 лет), которая
отражена в программе «Раннее музыкально-эстетическое развитие детей с
обучением игре на фортепиано». В 2008 году эта программа стала Лауреатом
областного этапа Всероссийского конкурса учебных программ и была
награждена Дипломом ГУ «Областной учебно-методический центр по
образовательным учреждениям культуры и искусства».
6
Наряду с преподаванием в ДМШ занимается музыкально-эстетическим
развитием дошкольников (от 2 до 5 лет) в Южно-Российском Монтессори-
центре «Школа Радости».
«Я буду пианистом»
Данный авторский сборник предназначен для обучения игре на
фортепиано детей дошкольного возраста (4-5 лет). С его помощью малыши без
труда освоят нотную грамоту и приобретут начальные навыки овладения
инструментом.
Сборник состоит из четырёх частей (по числу учебных четвертей в году),
каждая из которых является продолжением предыдущей. Предлагаемые
песенки просты и разнообразны по характеру, удобны для пения и исполнения
на инструменте.
Нотный материал в сборнике выстроен по принципу постепенного
усложнения. Тексты песенок и красочные иллюстрации пробудят
воображение ребёнка, помогут осмыслить музыкальную фразу, расширят
словарный запас.
Учитывая психологические особенности данного возраста,
рекомендуется менять виды деятельности на уроке. Помимо игры на
инструменте предлагается использовать письмо и рисование. Для этого
предложены задания, помогающие закрепить пройденный материал.
Маленькому пианисту в занятиях смогут помочь не только
преподаватели, но и родители, имеющие музыкальную подготовку.
«Крохе-музыканту»
Нотная азбука для самых маленьких
Автор в предисловии указывает возраст детей (4-5 лет), учитывая
особенности детской психологии считает нецелесообразным перегружать
нотный текст лишними знаками, поэтому в песенках отсутствуют паузы, не
имеющие мелодического значения.
Аппликатура и штрихи не проставлены в связи с тем, что в зависимости
от поставленной цели и индивидуальных особенностей строения руки ребёнка
варианты могут быть различны.
Использование партии учителя не является обязательным, а служит
гармоническим дополнением к мелодиям. Предлагаемые ритмические
упражнения могут быть одним из вариантов работы над развитием ритма.
7
«Первые шаги маленького пианиста»
В зависимости от возраста, общего развития, музыкальных
способностей ребёнка и задач, стоящих перед ним, сборник может быть
использован как новый нотный материл, в дополнение к уже имеющемуся, так
и в качестве самостоятельного пособия. Количество песенок, представленное
в нём, вполне достаточно для начального этапа обучения.
Заключение
В музыкальном воспитании детей исключительно важную роль
принадлежит самому раннему периоду, когда закладывается фундамент для
формирования как общемузыкальных, так и профессиональных наклонностей
ребёнка.
Яркая эмоциональная восприимчивость детей младшего школьного
возраста, гибкость их приспособления к двигательным навыкам позволяют
гармонически целостно развивать музыкально-слуховую и техническую
сферы в их единстве, начиная с первого года обучения.
Развитие учащихся 1-2 классов проходит тем успешнее, чем доступнее
для них средства и методы педагогического воздействия. При отсутствии ещё
у ребёнка минимальных музыкальных представлений основная роль в
методике должна отводиться систематической подготовке его к восприятию и
пониманию новых музыкально-слуховых и музыкально-грамматических
явлений. Столь же и важна и последующая стадия – закрепление в процессе
проведения урока формирующихся музыкальных представлений,
двигательных приёмов и навыков.
Необходимость индивидуализации методов работы с детьми,
отличающимися разным уровнем врождённых и развивающихся
способностей, является одной из важнейших задач музыкальной педагогики.
Представленные методические пособия позволяют нам осуществить,
стоящие перед преподавателем, цели и задачи в обучении детей младшего
школьного возраста.
8
Список использованной литературы
1.Андреева М., Конорова Е. Первые шаги в музыке. – М.: «Советский
композитор», 1991.
2.Азбука игры на фортепиано. Автор-составитель С.А. Барсукова. – Ростов
н/Д.: «Феникс», 2001.
3.Баренбойм Л., Перунова Н. Путь к музыке. – Л.: «Советский композитор»,
1988.
4.Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. – М.: «Музыка»,1985.
5.Искусство в школе. Журнал №4. – М., 2002.
6.Королёва Е.А. Музыка в сказках, стихах и картинках. – М.: «Просвещение»,
1994.
7.Королькова И.С. Первые шаги маленького пианиста. – Ростов н/Д.:
«Феникс», 2011.
8.Королькова И.С. Крохе-музыканту. - Ростов н/Д.: «Феникс», 2004.
9.Королькова И.С. Я буду музыкантом. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2008.
10.Милич Б.Е. Воспитание ученика-пианиста. – К.: 1977.
11.Первые шаги. Ростов н/Д.: РИО, 1992.
Музыка - еще материалы к урокам:
- Презентация "Обзор методических пособий для начинающих в классе фортепиано"
- Сценарий отчетного концерта "Спасибо, музыка!"
- Итоговая контрольная работа по музыке 2 класс УМК "Планета знаний"
- Итоговая контрольная работа по музыке 3 класс УМК "Планета знаний"
- Жанр концерта и его значение в воспитании ученика-пианиста в ДШИ
- Методическая разработка "Начальный период обучения на фортепиано"