Методические рекомендации и обзор развивающих игр В.В. Воскобовича

Методические рекомендации и обзор развивающих игр В.В. Воскобовича
Увлечение Вячеслава Воскобовича развивающими играми, как и у многих новаторов
педагогики, началось с увлечения собственными детьми. Изучив имеющийся
арсенал развивающих игрушек и пособий, которые в начале 90-х предлагал отечественный
игропром, он пришел к неутешительному выводу - таких практически не было. Воскобович
обращается к творческому опыту Никитина и Зайцева и приходит к твердому решению,
создать что-то свое, отличное от других. Так появляются его первые уникальные разработки -
игровые пособия "Геоконт", "Игровой квадрат", "Цветовые часы".
Фиолетового Леса.
Вместе с изобретением новых игрушек,
Воскобович начинает придумывать им
необычную, "сказочную" огранку - своеобразное
методическое сопровождение, которое со
временем вырастает в целую игровую
технологию "Сказочные лабиринты игры".
Вячеслав Вадимович твердо убежден, что
гармоничное развитие дошкольника возможно
только посредством интересной и увлекательной
игры. Необходимо сделать скучный и
утомительный процесс обучения необычным и
нестандартным, тогда познавательная мотивация
будет идти от самого ребенка, а не навязываться
педагогом. Так приходит идея положить в основу
всех развивающих пособий и игр сказочные
сюжеты. И на свет появляются Сказки
Фиолетовый Лес - некое сказочное пространство, в котором каждая игра имеют свою
область и своего героя. Дети играют не с геометрическими фигурами, а с Нетающими
Льдинками Озера Айс. Строят пространственные фигуры на "Геоконте", который превратился
в Чудесную Поляну Золотых Плодов, не с помощью "динамичных" резинок, а разноцветными
паутинками Паука Юка. С цифрами ребят знакомит знаменитый фокусник, звезда
Цифроцирка, Филимон Коттерфильд. А вместо изучения абстрактных дробей, ребенок
помогает Малышу Гео разгадать секреты "Чудо-Цветика". Таким образом, достигается модель
опосредованного обучения.
Прослушав методическую сказку, ребенок становится ее действующим лицом,
проживая с героями сказочные приключения, он вовлекается в суть событий. Одновременно с
этим происходит знакомство малыша с игрой, он ищет ответы на содержащиеся в сказке
вопросы, решает интеллектуальные и творческие задания. Самое важное здесь то, что при
такой игровой подаче, ребенок сам выбирает, как ему взаимодействовать с развивающими
пособиями. У ребенка просыпается внутренний познавательный интерес, который и создает
основу для развития различных психических функций: внимания, памяти, мышления.
Игры Воскобовича обладают широким возрастным диапазоном. Это удивительно, но
одна и та же игра будет интересна как детям трех, так и семи лет. Достигается это благодаря
тому, что внутри каждой игры содержатся скрытые задачи и возможности, доступные для
каждого конкретного возраста: от простого манипулирования игровыми элементами,
доступного для трехлеток, до поиска сложных, многоступенчатых алгоритмов решения
поставленных задач, с которыми способны справиться лишь дети постарше.
Еще одной отличительной чертой этих игр можно считать их многофункциональность.
Даже с помощью одной игры можно решить несколько образовательных задач. В свободной
игровой форме малыш, незаметно для него самого, будет осваивать цифры и буквы,
познакомится с цветом и формой предметов, научится считать и ориентироваться в
пространстве, разовьет речь, мышление, творческие способности, внимание и
сосредоточенность на достижении успеха.
Все игры Воскобовича обладают невероятным
творческим потенциалом для любого ребенка. Ведь с
их помощью он сможет воплощать любые свои
идеи. Машины и самолеты, бабочки и цветы,
сказочные принцессы и рыцари, замки и ракеты -
все это и многое другое можно будет придумывать и
делать из деталей "Чудо-головоломок", "Квадрата
Воскобовича", разноцветных "паутинок" Геоконта,
"Шнура-малыша", "Чудо-крестиков" и "Лого-
формочек". Этот творческий полет способен увлечь
даже взрослого!
Парадоксальность этих игр еще и в том, что, не смотря на интенсивный процесс игровой и
познавательный деятельности, дети практические не устают от него. Ведь они просто
переходят от одной игры к другой, самостоятельно выбирая режим и ритм занятий.
Обзор развивающих игр В.В. Воскобовича
1. Игры, направленные на логико-математическое развитие
Целью всех игр, объединенных в эту группу, является их направленность на развитие
мыслительных операций. В ходе игры дети манипулируют свойствами предметов,
геометрическими фигурам и цифрами.
Эта группа, пожалуй, самая многочисленная и к ней можно отнести следующие
игровые пособия: "Геоконт-конструктор", "Геовизор" и "Игровизор", "Квадрат Воскобовича",
"Цифроцирк", "Чудо-крестики" и "Чудо-соты", "Ларчик", "Кораблик Плюх-Плюх", "Планета
умножения", "Прозрачная цифра", "Математические корзинки", "Конструктор цифр", эталоны
цвета "Лепестки" и эталоны форм "Фонарики", "Счетовозик" и "Черепашки", "Змейка" и
"Домино Воскобовича".
Самой известной игрой этой группы считается "Геоконт-конструктор". Пособие
представляет собой игровое поле, на которое нанесены лучи-оси и геометрические фигуры,
имеющие буквенные обозначения. В точках их пересечений закреплены специальные
пластмассовые гвоздики с номерами. Таким образом, каждая точка этой уникальной
координатной сетки имеет свой буквенно-цифровой адрес. Натягивая разноцветные
резиночки-паутинки, входящие в игровой комплект, на чудо-гвоздики, ребенок может
экспериментировать, создавая всевозможные пространственные фигуры и силуэты. Делать это
можно как следуя предложенным образцам, так и воплощая собственные задумки.
Такая нехитрая манипуляция с резинками и точками координат знакомит малыша с
начальными геометрическими знаниями, развивает сенсорные и познавательные способности.
Учит называть отрезки, простейшие геометрические фигуры, давая каждому гвоздику свое
имя, трансформировать сложные геометрические фигуры. Вариантов игры с этим пособием
множество. Например, ребенок может создавать фигуры по шифру. Для этого, вы незаметно
для ребенка создаете на Геоконте свой силуэт, и записываете на листочке его буквенно-
цифровое обозначение. А ребенок, должен будет, ориентируясь по вашим координатам,
воссоздать задуманное вами изображение.
Кораблик Плюх-Плюх - игра для самых маленьких. Это
яркая игрушка - макет пятимачтового кораблика. На
каждую мачту нанизаны яркие флажки, которые малыш может с легкостью снимать и одевать
обратно. Флажки сделаны из материала с шероховатой поверхностью, что создает
дополнительное сенсорное и тактильное воздействие на пальчики ребенка. С этой игрушкой
малыш познакомится с началами простейшей математики, научится сортировать флажки по
цвету, количеству, а со временем - считать и даже решать с их помощью свои первые
примеры.
Целая серия игр Воскобовича направлена на ознакомление ребенка с эталонами цвета и
формы. Это такие игры как: "Фонарики" и "Лепестки". С их помощью ребенок научится
сортировать предметы по форме и цвету.
С помощью настольной игры Планета умножения ребенок научится перемножать между
собой числа, а игры "Чудо-соты" и "Чудо-крестики" помогут ему освоить приемы сложения
предметов из частей по образцу.
Настоящей палочкой-выручалочкой при
подготовке ребенка к школе могут стать
игры "" и "Математические корзинки" из
серии "Цифроцирк".
"Счетовозик" - это яркий паровозик,
который везет сказочного Магнолика из
Фиолетового леса. Во время этого
путешествия вашему ребенку откроются
увлекательные приключения в стране
Арифметики. С помощью этой игры ребенок
познакомится с порядковым и
количественным счетом, научится
составлять и решать примеры.
А "Математические корзинки" познакомят
ребят с составом пяти и десяти, а также с переходом через десяток. Знания, полученные с
помощью этой игры, усвоятся крепко и навсегда, ведь в процессе обучения подключаются три
анализатора: тактильный, слуховой и зрительный.
Еще одна интересная игра-головоломка - Квадрат
Воскобовича или как его называют "". Это квадратная
основа из ткани, с наклеенными на нее треугольниками из
плотного картона. Складывая ее по линиям сгиба в
разных направлениях, ребенок может создавать
различные геометрические и предметные фигуры. Как и
во всех пособиях Воскобовича, делать это ребенок может
по предложенной схеме или руководствуясь собственным
замыслом.
Моему 3-х летнему ребенку особенно понравились
игровые пособия "Кораблик Плюх-Плюх" и эталоны
цвета и формы.
2. Игры с буквами, звуками, слогами и словами
Эти игры направлены на развитие речи и мышления. Ребенок решает логические задачи с
буквами, путешествует по лабиринтам, составляет слоги и слова, учится словотворчеству.
Основная задача игр этой группы - превратить сложный процесс обучения чтению в
занимательную и веселую игру.
К играм этой группы относятся: "Складушки", "Теремки Воскобовича", "", "Тысячеслов",
"Читайка-1" и "Читайка-2", "Шнур-Малыш" и "Шнур-
затейник", Эрудит "Ромашка" и "Яблонька", "Забавные
буквы".
В. Воскобович подробно изучил и усовершенствовал
складовую методику обучения чтению Н. Зайцева, и
создал свои Складушки - картинки с рисунком и
стихами, в которых выделены склады. Это пособие
адресовано деткам 3-4 лет и создано для обучения
раннему чтению в складовой системе.
С конструктором букв ваш малыш научится складывать
буквы из элементов-модулей. С помощью такого
конструирования происходит усвоение ребенком
графического образа буквы.
Читайки на шариках пригодятся вам для отработки навыков чтения. Эти пособия
маленькие и их очень удобно брать с собой в магазин или в поликлинику, где вы сможете
интересно и полезно проводить время со своим ребенком.
Игры Воскобовича имеют большой творческий, образовательный и коррекционный
потенциал. Сегодня большая часть психологов и педагогов отдает предпочтение именно этим
играм, создавая, таким образом, особое развивающее игровое пространство для детей. Уже
существуют группы и целые дошкольные учреждения, работающие по игровой технологии
интеллектуально-творческого развития "Сказочные лабиринты игры". Специалистами также
был отмечен и тот факт, что развивающие игры Воскобовича дают хорошие результаты при
работе с детьми, имеющими различные отклонения в развитии.
Достигается это, отчасти, благодаря тому, что в основе этой игровой технологии лежат
партнерские отношения между взрослым и ребенком. Ребенок погружается в
непринужденную, творческую атмосферу, которая дает ему чувство внешней безопасности,
Серия игр-эрудитов "", "Снеговик" и "Яблонька" научат
ребенка словотворчеству, ведь с их помощью можно
создавать более 200 слов.
Особое место среди игр с буквами занимают Теремки
Воскобовича. Это целая авторская методика по раннему
обучению чтению. Пособие представляет собой набор из
24 кубиков: 12 кубиков-теремков с согласными буквами
12 кубиков-вкладышей с гласными. Вставляя вкладыши
теремки, ребенок наглядно знакомится с принципом
слияния звуков в слоге. А составляя слоги вместе -
учится собирать их в слова. Такое конструирование
слогов и простых предложений помогает малышу в
игровой форме приобретать навыки чтения.
и
в
ведь он получает возможность творить согласно своим задумкам, не подчиняясь образцу. А
если нет образца, то нет и страха получить отрицательную оценку. Все игры построены по
принципу постоянного и постепенного усложнения, а для решения поставленных задач
используются все виды мышления: образное, наглядно-действенное и логическое. Кроме
этого, в каждой игре заложен конкретный, "предметный" результат. Именно такая игровая
деятельность в "зоне ближайшего развития" ребенка и создает благодатную почву для его
интенсивного интеллектуального развития.
Авторы: Григоренко Евгения Николаевна, Сербина И.Е.
воспитатели,
МБДОУ “Солнышко”
детский сад № 56
г. Белгород
Список используемой литературы:
1. Воскобович В.В. Технология интенсивного интеллектуального развития детей
дошкольного возраста 3-7 лет “Сказочные лабиринты игры”. СПб.: НИИ “Гириконд”,
2000.
2. Бражников А. Интеллектуальные игры как способ привлечения детей к чтению. Москва:
Чистые пруды, 2008.