Жанр концерта и его значение в воспитании ученика-пианиста в ДШИ

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного
образования «Детская школа искусств»
г.Котовск Тамбовской области
Жанр концерта и его
значение в
воспитании
ученика-пианиста в ДШИ
Автор: Нащекина Анастасия Михайловна
Концерт (от итал. сoncerto-гармония, согласие и от лат. concertare
состязаться) одночастное или многочастное музыкальное произведение для
одного или нескольких солирующих инструментов и оркестра.
Взаимоотношения солирующих инструментов и оркестра содержат элементы
и «партнерства», и «соперничества».
Инструментальный концерт – жанр «долгожитель», переживший за 3х
вековую историю своего развития множество трансформаций, но
удивительным образом сохранивший свое лицо и место в музыкальной
культуре. Вот что писал П. И. Чайковский о концерте: «Тут есть две
равноправные силы, то есть могучий, неисчерпаемо богатый красками
оркестр, с которым борется и которого побеждает (при условии
талантливости исполнителя) маленький, невзрачный, но сильный духом
соперник. В этой борьбе много поэзии и бездна соблазнительных для
композитора комбинаций».
Роль жанра концерта очень важна в воспитании ученика – пианиста. Концерт
это всегда яркость образов, красочность звучания, разнообразие
исполнительских приемов и огромное художественное впечатление. Работа
над концертом развивает чувство ансамбля, ритмическую устойчивость,
манеру игры «крупным планом», так как концерт требует от исполнителя
большего размаха и виртуозности, чем камерные произведения. При работе
над концертом необходимо учитывать как задачи, возникающие в работе над
любым произведением крупной формы, так и то, что концерт – произведение
ансамблевое. При изучении концерта обязательно нужно выяснить роль
партии солиста во всех разделах концерта: где она имеет ведущее значение,
где подчиненное, аккомпанирующее, где равноценное с оркестром. Для этого
ученик должен работать над фортепианной партией не изолированно от
оркестровой. Уже при первом прочтении текста желательно знакомить
ученика с оркестровой партией, а в
дальнейшем обратить внимание на то, чтобы ученик знал ее на слух очень
хорошо, или мог сыграть.
Творческий процесс работы над музыкальным произведением в трудах
многих педагогов – пианистов подразделяется на 3 или даже 4 этапа. К.
Черни назвал эти этапы «разбором», «техническим освоением»,
«художественной отделкой».
На первом этапе работы над концертом одновременно с разбором текста
полезно познакомиться с биографией, особенностями стиля композитора,
послушать другие произведения композитора в исполнении педагога или в
записи. Очень важно, чтобы ученик хорошо представлял форму концерта.
Как правило, в классе ученику приходится играть концерт в сопровождении
второго фортепиано, поэтому на втором этапе работы большую пользу
принесет знакомство с видеозаписями, где изучаемый концерт исполняется в
сопровождении оркестра.
Г. Коган в книге «Работа пианиста» пишет, что только в настоящем зале, при
настоящей публике пьеса «сваривается» полностью. Иначе говоря, работа
над произведением, подготовка его к показу завершается не дома, а на
эстраде, в самом процессе первых публичных выступлений». Поэтому на
третьем этапе работы над концертом важно предоставить ученику
возможность исполнения концерта на публике. На уроках отрабатывать те
места, где не хватило технической свободы во время концертных
выступлений; укреплять те места, где была неуверенность в работе памяти;
работать над ансамблем; над теми моментами художественной стороны
исполнения, которые во время концертного выступления не дали чувства
удовлетворенности.
Рассмотрим некоторые особенности работы над концертом на примере
фортепианных концертов из репертуара ДМШ и ДШИ. Й. Гайдн.
Концертино До мажор для фортепиано и струнного оркестра. Йозеф
Гайдн (1732- 1809) австрийский композитор, представитель венской
классической школы. Музыка Концертино прозрачна, грациозна, свежа,
жизнерадостна. Звук не должен быть излишне глубоким, даже певучесть в
исполнении legato не требует излишней сочности. Вера Шварц в своей
статье «Недоразумения при исполнении Гайдна» отмечала, что одной из
важнейших составных частей преподавания музыки во второй половине
XVIII века было учение о выразительности. «Принцип речи», освоение
истинной декламации были, в противоположность нашему времени, одной из
главных целей обучения музыке. Музыка должна говорить. При этом не в
завуалированном, иносказательном смысле, а в самом прямом – как
настоящая речь. «Говорящая» музыка и «говорящее» исполнение на
инструментах считались идеалом. И это одна из основных задач, стоящих
перед педагогом и учеником при работе над Концертино. Как же реализовать
это «говорящее» исполнение? Воспитывать умение осознанно фразировать,
воздерживаться от неправильных акцентов, что нередко встречается у
начинающих пианистов, стремиться к осмысленному воспроизведению
штрихов, проявлять чуткость к мельчайшим интонациям
мелодической линии. Испытанное вспомогательное средство – подтекстовка
хотя бы главных тем.
При работе над Концертино необходимо также учитывать особенности
квартетно – оркестрового письма венских классиков. Это значит, что штрихи,
проставленные в оркестровой партии, надо распространить и на аккорды в
партии левой руки у солиста. Все аккорды надо не только брать вместе, но и
снимать строго одновременно.
Очень важно отчетливо ощущать сильные доли такта, так как именно
метроритмическая организация придает Концертино ясность, активный,
жизнеутверждающий характер.
Концертино До мажор Й. Гайдна рекомендуется для включения в репертуар
учащихся младших классов фортепианных отделений ДМШ и ДШИ.
Немало новых задач возникает перед учеником при изучении
концертной литературы последующего времени.
А. Роули. Миниатюрный концерт Соль мажор для фортепиано с
оркестром, 1-я часть. Алек Роули (1892 – 1958) английский композитор,
пианист, органист, педагог, музыкальный писатель. Создал ряд сочинений в
жанре «миниатюрного концерта» для различных инструментов фортепиано,
скрипки, виолончели, органа с оркестром. Отличительные особенности его
сочинений ясность изложения и относительная краткость. Благодаря этим
качествам произведения Роули завоевали популярность у слушателей, нашли
широкое применение в педагогической практике.
С педагогической точки зрения 1-я часть Миниатюрного концерта Роули
интересна во многих отношениях. Темы яркие, образные, очень хорошо
различимы; партия фортепиано представлена во всех ролях (ведущая,
аккомпанирующая, равноценная с оркестром); использование весьма
разнообразной ритмики, двойных нот, пальцевых пассажей все это создает
благоприятные условия для многогранной работы с учеником. После
тщательного проучивания отдельных тем и разделов 1-ой части следует
приступить к их объединению, стремясь мыслить более длинными линиями,
что помогает цельности исполнения.
Работа над Миниатюрным концертом Роули способствует развитию
важных качеств, необходимых для исполнения многих концертов, - яркой
эмоциональности, лиричности, виртуозности и пианистического размаха.
Миниатюрный концерт А. Роули рекомендуется к изучению в средних классах
фортепианных отделений ДМШ и ДШИ.
Е. Подгайц. Концертино для фортепиано и камерного оркестра, 1-я
часть (1998). Ефрем Подгайц (род.1949) московский композитор, профессор,
зав. кафедрой композиции Московского Государственного Музыкально-
Педагогического института им. Ипполитова-Иванова. «Творчество Подгайца
в области музыки для детей явление уникальное: он один из тех немногих
композиторов, которые разговаривают с детьми не «свысока», а в высшей
степени уважительно. Подгайц, подобно гениальному С. С. Прокофьеву, не
боится доверять слуху ребенка сложные гармонии, ритмы, формы». (Проворов
В. П.) Характерные черты творчества Е. Подгайца свободная композиция
и спонтанность. Сам композитор признается, что в развитии произведения ему
важны интрига и непредсказуемость. Не любит заключать свои сочинения в
«жесткие рамки». Считает, что автор не должен думать о концепции сочинения
и тем более ее излагать, а должен писать «чистую музыку»: «Музыка гораздо
глубже любой концепции, любых слов». Музыка Концертино Е. Подгайца –
совершенно новая, необычная. Она не просто привлекает, а покоряет сердца
исполнителей и слушателей сочетанием энергии, напористости движения и
поэтичности. На начальном этапе работы над 1-ой частью Концертино
трудность для ученика представляет постоянно меняющийся размер (6/8,
3/8+2/8, 9/8), и одной из важнейших задач является достижение темпового
единства. Красочность звучания Концертино достигается во многом благодаря
партии оркестра . Поэтому пианисту необходимо все время ощущать свое
единство с оркестром, что требует от ученика хорошего знания оркестровой
партии и систематической работы над ансамблем.
В 1-ой части Концертино присутствуют элементы токкатности. Произведения
токкатного характера отличаются своеобразной организацией музыкальной
ткани, изучение которой полезно для технического и ритмического развития
ученика. При исполнении произведений токкатного характера необходима
артикуляционная четкость, напряженная ритмическая пульсация,
устойчивость и напористость движения, рельефность выявления динамики, в
том числе акцентов, что в полной мере относится и к 1-ой части
Концертино Е. Подгайца.
Концертино для фортепиано и камерного оркестра Е. Подгайца было
написано к Московскому международному конкурсу. Концертино Е. Подгайца
удачное дополнение к традиционному набору концертов, исполняемых в
средних классах фортепианных отделений ДМШ и ДШИ.
Для работы над концертным жанром с учеником – пианистом в ДМШ и ДШИ
широко используются концерты И. С. Баха, Й. Гайдна, Д. Бортнянского, Д.
Шостаковича, И. Берковича, Ю. Полунина, А. Самонова. Работа над
концертом развивает музыкальную память, технику, воспитывает
исполнительскую волю и выдержку, пробуждает исполнительскую смелость.
Характерная особенность концерта заключается в том, что это произведение
ансамблевое. Поэтому исполнение концерта требует от ученика умения
слушать не только то, что сам играешь, а одновременно и то, что играет
партнер, а правильнее сказать общее звучание обеих партий, сливающихся в
единое целое, что является основой совместного исполнительства во всех его
видах. Когда ученик получит удовлетворение от совместно выполненной
художественной работы, почувствует радость общего порыва, объединенных
усилий можно считать, что самый важный результат работы над концертом
достигнут.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. М.: «Музыка»,
1978.
2. Коган Г. У врат мастерства. М.: «Музыка», 1969.
3. Коган Г. Работа пианиста. М.: «Музыка», 1979.
4. Милич Б. Воспитание ученика – пианиста. К.,1979.
5. От урока до концерта. Фортепианно – педагогический альманах. Вып.
1. М.: Издательский дом «Классика- XXI», 2009.
6. Симонянц Е. Токкатно- ударная трактовка рояля в фортепианных
концертах отечественных композиторов второй половины XX начала
XXI столетий. М. 2014.
7. Учебно- методическое издание. Серия «Мастер- класс». Как исполнять
Гайдна. Составитель А. М. Меркулов. М.: Издательский дом «Классика-
XXI», 2009.
8. Цыпин Г. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества. М.:
Сов. Композитор, 1988.