Методическая разработка "Воспитание пианиста-исполнителя в условиях ДШИ"

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
« Детская школа искусств села Ясные Зори »
Белгородского района Белгородской области
Методическая разработка
«Воспитание пианиста-исполнителя в
условиях ДШИ »
подготовила
преподаватель фортепиано
Ларина Марина Владиславовна
село Ясные Зори
2018
Искусство радует и волнует ребенка, помогает более
внимательнее вглядываться в окружающий мир, ярче откликаться
на все прекрасное. Оно является самым сильным средством для
эстетического воспитания детей и подростков.
Знаменитый поэт Василий Андреевич Жуковский писал: «
Третья способность души после ума и воли творчество».
Музыкальное воспитание это развитие способностей к
восприятию музыки. Развивать музыкальный «вкус» у ребенка
следует как можно раньше, чтобы в дальнейшем вырос эстетически
грамотный человек, так как в наше время проблема эстетического
воспитания и развития личности ребенка, формирование ее
эстетической культуры является одной из важнейших задач нашего
общества.
Обучение в детских школах искусств дает детям
возможность соприкоснуться с миром прекрасного, ощутить
радость творчества, научиться чувствовать красоту окружающего
мира.
Успех обучения зависит от многого: возраст ребенка, его
подготовленность, личные качества, правильный подбор материала,
стиль работы учителя и др.
Как гласит музыкальная педагогика, основное качество
педагога умение расположить к себе ученика. Вспомним
крылатую фразу древнегреческого философа Ксенофонтаё: «Никто
не может ничему научиться у человека, который не нравится».
Поэтому контакт учителя и ребенка – важный аспект для творческой
плодотворной работы.
Работая в музыкальной школе, следует не забывать, что
ребенок не профессионал исполнитель, а только человечек,
который делает первые шаги в изучение богатого музыкального
мира. Очень важно создать для него благоприятную обстановку, ни
в коем случае не допускать грубости. Если дружеский контакт
установлен, ученик раскрепостится, будет внимательно относиться
к замечаниям преподавателя, чувствовать поддержку и уверенность
на выступлениях.
До того времени, когда ученика можно будет назвать
музыкантом исполнителем, ему вместе с учителем предстоит
пройти трудный и интересный путь, освоить различные навыки
игры, научиться разбираться в жанрах, слышать музыку, знать
музыкальную терминологию, овладеть элементарными
теоретическими данными, уметь управлять своим пианистическим
аппаратом, освоить различные формы игры: ансамблевое
исполнение, аккомпанирование, транспонировании, легко читать с
листа и многое другое.
Исходя из моего накопленного опыта работы, хочу
остановиться на некоторых аспектах учебно-воспитательной
работы.
Хочу начать с важности умения играть в ансамбле
.
Не секрет, что не все дети могут быть солистами. А в
ансамбле они могут раскрыться творчески, выявить скрытые
возможности ребенка.
Обучать ребенка навыкам ансамблевой игры следует с
первых уроков, что помогает учащимся научиться слышать друг
друга, воспитать у учащихся ответственности в исполнении, развить
слух, ритм, память.
Детям нравится играть в ансамбле с преподавателем, так как
начинающий пианист чувствует свою защищенность, он является
ведомым, рядом с ним сильный партнер, который всегда поможет и
на которого можно рассчитывать.
Как пишет М. Лерман в сырей книге « Вопросы
фортепианной педагогики»: « Можно сыграть выученную пьесу или
этюд вдвоем ученик правой, а учитель левой рукой, и наоборот,
обязательно добиваясь художественного исполнения…».
Такой способ работы практикуется с самыми маленькими
учащимися. Но, как только немного освоен нотный период,
стараюсь простые песенки разложить на две партии и дать
ученикам.
Исходя из собственного опыта, могу с уверенностью сказать,
что у ребенка возникают трудности на начальном этапе, когда игра с
педагогом в паре сменяется игрой в ансамбле с другим учеником. В
этот момент очень сложно собрать воедино две партии. Каждый из
учеников слушает только себя. Но, в процессе работы, дети
начинают прислушиваться друг к другу, и вскоре, игра вдвоем
начинает нравиться. Ансамблевое исполнение требует большей
внимательности, ответственности, умению слушать друг друга.
Постепенно развивается чувство партнерства, уважения. Учащиеся
начинают понимать друг друга, уметь вовремя вступать,
поддержать, если кто-то из них ошибся во время игры.
В последнее время в музыкальных школах большое внимание
уделяют чтению нот с листа. Это очень важный этап в обучении, так
как умение легко читать ноты с листа помогает самостоятельно
разучивать пьесы, легко ориентироваться в игре с другим
партнером, упрощает работу на уроке.
Большое внимание уделяю развитию технических навыков. С
первый уроков даю различные упражнения. Маленьким детям их
играть легче и интереснее.
Само слово « техника» происходит от греческого «techne»,
что означает « искусство», « мастерство». Авторы наилучших
фортепианных этюдов и упражнений К.Черни, М. Клементи, Ж.
Крамер и др. находили различные технические формулы, освоение
которых помогает овладеть различными навыками фортепианной
техники. Очень важно ежедневно играть упражнения. Как сказал
К.Игумнов: « Многие люди делают утреннюю зарядку перед тем,
как идти на работу. Такую же зарядку должны делать наши пальцы,
перед тем, как начать заниматься…». Упражнения способствуют
пальцевой гибкости, подвижности, выразительности и чуткости
пианистического аппарата.
Для применения можно использовать различные сборники
упражнений. «Подготовительных упражнений к различным видам
фортепианной техники». Е. Гнесиной, для более подвинутых
учеников из «160 восьмитактовых упражнений» ор. 821 К. Черни,
«Новой формулы» В. Сафонова, упражнений А. Корто, М. Лонг,
сборник Т. Симоновой «50 упражнений для беглости пальцев»,
«Скороговорки для фортепиано». Материал изложен доступно,
интересно.
Мне очень нравятся упражнения Шопена, Макарова на
начальном этапе обучения. Для развития ровного звука очень
полезно играть хроматическую гамму. Воспитывая пианиста
исполнителя, важно обратить внимание на развитие
полифонического мышления, полифонического слуха и навыков
исполнения полифонии.
Фортепиано многоголосный инструмент, с богатым тембро
динамическим потенциалом, которого не имеют другие
инструменты. Играя на фортепиано, мы исполняем не одну
мелодию, как, например, певцы или другие музыканты
инструменталисты, а с разнообразной, интересной, и одновременно
сложной звуковой «картиной». Фортепианная музыка уже в своей
основе многослойна, полифонична.
Одним из важнейших аспектов обучения является
транспонирование. Умение транспонировать облегчает работу
пианистам – концертмейстерам. Это - одно из непременных условий
профессиональной пригодности.
Самая распространенная профессия среди пианистов -
концертмейстер. Но концертмейстерское искусство доступно далеко
не всем пианистам. Оно требует высокого музыкального мастерства,
особого призвания. Знаю одну талантливую женщину, которая
может аккомпанировать на слух, даже не видя нот, зная лишь
тональность. Она аккомпанирует играючи, получая большое
наслаждение. Видя одну мелодию, она сама придумывает
аккомпанемент. Музыка так и льется из – под ее пальцев. Это и есть
призвание и талант. Конечно, мало таких концертмейстеров, но
несомненно, каждому надо любить свою профессию.
Результатом творческого труда юного музыканта является
публичное выступление на академических концертах, технических
зачетах, различных концертах, конкурсах. В эти минуты
выступления проявляются различные свойства характера,
темперамента учеников. Само публичное выступление для юного
музыканта уже является стрессовой ситуацией. И ребенка к таким
ситуациям надо постепенно готовить. Профессор М.С.
Воскресенский замечает по этому поводу следующее: « бывают
ученики, которые хорошо играют в классе и «рассыпаются»
на сцене . Бывает и наоборот: ученик, на которого вы не возлагаете
особых надежд на сцене « собирается » и играет значительно лучше,
чем вы ожидали». Главная роль в оказании психологической
помощи ученику пианисту отводится педагогу по специальности:
- игра с помехами и отвлекающими факторами (для
концентрации внимания). Этот прием я часто использую в своей
практике, всегда говорю ученикам: «Чтобы не происходило в
классе, на сцене, вы, прежде всего артисты и должны свою
программу сыграть хорошо, доставив удовольствии себе и
окружающим;
- психотравмирующее слово «Ошибка» установкой
на безошибочную игру);
- стараться как можно чаще участвовать в различных
концертах, что вырабатывает сценическую выдержку;
- обыгрывание. В этом приеме психологической
педагогической подготовки музыкант исполнитель постепенно
приближается к ситуации публичного выступления. Обыгрывание
произведения или программы надо делать как можно более часто
и постараться достичь того, чтобы, говоря словами Станиславского,
«трудное стало привычным, привычное легким, а легкое
приятным».
Еще один важный «предконцертный» момент: в последние
минуты перед выходом на сцену следует категорически избегать
лихорадочных выхватываний коротких эпизодов программы
и их поспешных проигрываний. Лучше внутренне собраться,
представить себе темп, характер произведения, два-три раза глубоко
вздохнуть, и смело выходить на сцену побеждать.
Каждый педагог в своей работе использует как
общепринятые методы развития пианиста исполнителя, так и свои,
личные, приобретенные с годами в процессе работы и постоянного
творческого поиска. Воспитание ученика от пианиста любителя до
пианиста исполнителя это кропотливый, многолетний труд как
ученика, так и учителя.
Список используемой литературы
1. Баренбойм Л. А. Путь к музицированию. Л. А. Баренбойм
// М.: Советский композитор, 1957.
2. Готлиб А.Д. Заметки о фортепианном ансамбле. А. Д.
Готлиб // М.: Музыка.
3. Готсдинер А. «Дидактические основы музыкального
развития учащихся». А. Готсдинер //- М.:1980«Музыка»,
4. Гофман И. «Фортепианная игра. Ответы на вопросы
о фортепианной игре». И. Гофман // -М.: 1961
5. Корыхалова Н.П. За вторым роялем. Н.П.Корыхалова //
СПб.: Композитор, 2006.
6. Лерман М. М. Вопросы фортепианной педагогики. М. М.
Лерман // – М.: Музыка.
7. Щапов А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе.
А.П. Щапов // – М.: Классика XXI, 2002.