МУЗИЦИРОВАНИЕ КАК ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В МУЗЫКАЛЬНО- ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ

МУЗИЦИРОВАНИЕ КАК ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В
МУЗЫКАЛЬНО- ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ
Начальный этап музыкального обучения всегда пристально
интересовал исследователей. Одним из неотъемлемых факторов повышения
эффективности музыкального просвещения детей является поиск актуальных
условий, путей и средств организации процесса постижения ребенком
картины мира и развитие на этой основе положительных черт и свойств
личности каждого ребенка. В отечественной и зарубежной музыкальной
педагогике особое внимание уделяется развитию творческих способностей
детей, отмечается важность приобщения их к различным видам
музыкального творчества, в том числе творческому музицированию (К. Орф,
Т.А. Боровик, Т.Э. Тютюнникова, Л. Баренбойм, С. Мальцев, Г. Шатковский,
Ю. Козырев, В.Кирюшин, А. Маклыгин и др.). Современная ситуация
предъявляет к начальному музыкальному обучению новые требования.
Наиболее значимые из них можно определить следующим образом:
создание условий, предоставление шанса каждому человеку для поиска и
выявления индивидуальных для него способов общения с музыкой;
творческое развитие его природной музыкальности;
высвобождение первичной креативности, создание условий для спонтанных
творческихпроявлений;
помощь в формировании внутреннего мира и самопознании (эмоционально-
психическое развитие).
Для музыкальной педагогики первостепенно важно, что музицирование
это практическая деятельность, а не абстрактно-интеллектуальная или
"созерцательная". Оно предполагает личный характер участия человека в
исполнении или творении музыки. Он "добывает" музыку сам для себя,
исполняет ее, а не только потребляет. В современной школе он может быть
тем чудесным оазисом, где есть место для спонтанности и творчества,
самовыражения, самопознания и невербального общения. К. Орф считал, что
развивать ученика можно только в непосредственном, живом, творческом
музицировании, которое активизирует процесс познания: «…Кем бы ни стал
в дальнейшем ребёнок музыкантом или врачом, учёным или рабочим,
задача педагогов воспитывать в нём творческое начало, творческое
мышление. В индустриальном мире человек инстинктивно хочет творить, и
этому надо помочь… Привитые желание и умение творить скажутся в любой
сфере будущей деятельности ребёнка».
Важным условием в решении поставленных задач является роль
преподавателя, его профессиональные и личностные качества, а также
внедрение в учебные программы специальных дисциплин.
Это может быть предмет «Свободное музицирование». Занятия этим
предметом предполагают развитие в учениках творческой инициативы,
активности музыкального мышления и способности применять полученные
знания на практике.
В этой связи близка педагогическая концепция А.Л. Маклыгина,
считающего, что на первом месте в обучении должен стоять «аспект не чисто
музыкальный, а психоэмоциональный. Большая часть проблем, возникающих
на уроках импровизации, находится именно в этой сфере. Для успешного
ведения курса необходимо наличие двух условий желания и воли (как для
ученика, так и в особенности для педагога)» вовлекать в творческую
деятельность необходимо всех детей, а не только тех, кто обладает развитым
музыкальным слухом, т.к. главной целью музыкального образования
является не приобретение научных знаний, а развитие творческой активности
учащихся. Развитию творческой личности ребенка способствуют такие
формы работы, как импровизация и сочинение с последующими
концертными выступлениями с показом продуктов собственного творчества,
а также конструирование аккомпанементов (моделирование, вариативный
подбор).
Так, например, в колледже существует коллектив педагогов, ведущих
предмет «импровизация», которые регулярно занимаются совместным
музицированием, делятся опытом. Этот коллектив – постоянный участник
внутри колледжных и городских мероприятий. Такой формат современного
педагога не только актуален, но чрезвычайно необходим в настоящее время.
В работе со студентами нужно стремиться создавать оптимальные условия
для активизации творческих импульсов, развить и повысить уровень их
креативности, используя различные формы взаимодействия.
Построение уроков импровизации как уроков творчества предполагает такие
практические методы и художественно-творческие формы работы, как
импровизация на заданную мелодию итм, лад, гармония), сочинение
образных зарисовок, подбор необходимых фактур, жанровые «зарисовки».
В основе методических принципов педагога всегда лежит определенная
учебная задача, в которой преследуется цель освоить со студентом какой-
либо музыкальный материал. Любая новая тема намного легче и интереснее
воспринимается студентами, если она преподается в творческом ракурсе.
На уроке импровизации необходимо предоставлять учащимся условия для
интенсификации их творческой деятельности. Педагог может сделать
процесс освоения нового материала более эффективным, если его внимание
будет акцентироваться на фантазии личности.
Преподавателю следует спланировать ход своих действий так, чтобы
инструктивность и творчество находились во взаимосвязи. Для обучающихся
первичной является образная установка. Используя данное качество детской
и возрастной психологии, задача преподавателя сводится к скрытому от
учащегося введению нового материала за счет вовлечения его в
увлекательный мир образной фантазии.
Детская фантазия может проявляться в различных видах деятельности.
Это могут быть концерты импровизационной музыки, различные творческие
вечера, конкурсы, турниры, игры, творческие формы работы на уроках
сольфеджио и теории музыки. Главной целью является развитие творческой
фантазии, инициативы, развитие музыкальной коммуникативности,
способности к самовыражению через импровизацию и композицию. Задачи
решаются путем введения таких предметов как импровизация, ритмика,
импровизационное сольфеджио, ансамбль, освоение второго инструмента. За
основу могут быть взяты разработки А.Маклыгина, Ю.Козырева, опыт
работы преподавателей, занимающихся данной проблемой и собственный
многолетний опыт.
Педагогическая практика показывает, что многие дети младшего школьного
возраста очень эмоционально реагируют на творческие задания. Более того,
тематика творческих заданий помогает преодолеть и некоторые
психологические трудности, например, страх перед публичным
выступлением. В качестве примера можно привести следующий: ученик 2
класса, отличающийся некоторой робостью, ранимостью, застенчивостью
всегда стеснявшийся выступать очень живо откликнулся на предложение
сочинить музыкальную зарисовку «Поединок китайских ниндзя» и в
соответствующем костюме исполнить композицию на предстоящем
новогоднем празднике. Выступление вызвало бурю оваций, было получено
огромное удовлетворение, приобретен неоценимый позитивный опыт
публичного выступления, чувство собственной состоятельности. Все эти
факторы очень положительно сказываются на активизации творческих
процессов детей.
На уроках импровизации необходимо всегда поощрять детей, даже в том
случае, если их импровизация была не самой удачной. Роль поощрения в
данном случае чрезвычайно важна, так как она мобилизует ученика на
творческий поиск. Вместе с тем необходимо деликатно указывать ему на те
моменты, над которыми следует поработать более детально.
Демонстративное недовольство педагога по поводу замысла ребенка может
вызвать в нем отчуждение и замкнутость и напротив сотворчество,
эмоциональная поддержка, сопереживание, вживание в сферу образных
фантазий ребенка способствует активизации воображения, развитию
творческих способностей, полному воплощению творческого замысла. Так,
на уроке ансамблевой игры с элементами импровизации студент 1 курса в
результате полученных звуковых впечатлений от знакомства с различными
тембрами синтезированных звуков родился замысел сочинения «НЛО и
дети». Учащиеся, развивая замысел, фантазировали и экспериментировали со
звуками, способами звукоизвлечения, регистрами и темпами, моментами
вступления друг друга и т.д. Педагогу оставалось скорректировать
предложения, ввести формообразующие элементы, при этом поддерживая
позитивный эмоциональный настрой.
На уроках импровизации педагог может использовать такие формы работы,
которые значительно ускоряют процесс освоения нового материала. Они
могут выражаться в виде вопросов, ответы на которые студенту необходимо
отобразить за инструментом. Например, «как нужно сыграть, чтобы
слушатель замер в ожидании?», «какой спецэффект можно использовать для
таинственного звучания?», «как можно напугать слушателя?». Безусловно,
студент будет искать и использовать всевозможные средства для реализации
этого задания, отбирая из своего музыкального багажа подходящие
музыкальные элементы. Для ученика удачно подобранный вариант сравним с
открытием чего-то нового и неизведанного.
Таким образом, на уроке импровизации чрезвычайно важны методы работы,
направленные на развитие фантазийной активности учащихся. Также за счет
использования некоторых психологических приемов в работе с детьми
процесс адаптации к новому материалу будет проходить интенсивнее. К ним
можно отнести поощрения, различные игровые формы работы на уроке,
фантазирование сюжетов для будущих импровизаций. За счет использования
разнообразных педагогических подходов в преподавании процесс
творческого музицирования станет более интересным и увлекательным.
Список литературы:
1. Берлянчик М.М. Проблемы одаренности // Основы учения юного С. 200
с. М.,1983. скрипача: Мышление. Технология. Творчество. 26-44.
2. М.: Просвящение,1983. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. 336 с.
3. 190 с. М.,1983. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология.
4. Гольденвейзер А.Б. Об исполнительстве // Вопросы фортепианного
62с.Вып. 1. исполнительства. М.,1965.
N5.Лейтес М.С. Бывают выдающиеся дети // Семья и школа.,1990. 33 с.3.
N6.Лейтес М.С. Возрастная одаренность // Семья и школа.,1990. 31 с.3.
М.:7.Мелхорн Г. Гениями не рождаются: Общество и способности. 160
с.Просвящение,1989.
8.Мясищев В.М., Готсдинер А.Л. Проблемы музыкальных способностей и их
социальное значение // Роль музыки в эстетическом воспитании детей и С.
Л.: Музыка,1980. юношества: Сб. ст. / Сост. и ред. А.Готсдинер. 14-29.
9.Одаренные дети // Психологическая служба школы. / Сост.: М.К. 222 с.
М.,1995. Акимова, Е.М. Борисова /Под ред. И.В. Дубровиной С. 111-123.
10.Панкова О., Гвоздева О. Воспитание музыкального мышления 35 с.
Новосибирск,1994. одаренных детей.
384 с. М.,1997. 11.Петрушин В.И. Музыкальная психология.
12.Психология одаренности детей и подростков / Под ред. М.С. 416 с. М.:
Изд. «Академия», 1996. Лейтеса
М.:13.Тарасова О. Онтогенез музыкальных способностей. 176
с.Педагогика, 1988.
14.Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Избранные 328 с.
Т.1. М.: Педагогика,1985. труды: В 2 т.
15.Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: Проблемы, 384 с.
Интерпракс,1994. суждения, мнения. М.: