Программа учебного предмета "Хоровое пение"

Муниципальное казенное учреждение культуры
дополнительного образования детей Шелеховского района
«Центр искусств им. К.Г. Самарина»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Программа учебного предмета
«ХОРОВОЕ ПЕНИЕ»
Срок реализации 5 лет
Нормативный срок обучения 5 лет (4 года 10 месяцев)
Разработчик: Екимова Марина Викторовна
преподаватель хоровых и вокальных дисциплин
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
-Характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе
-Срок реализации учебного предмета
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательной организации на реализацию учебного предмета
-Сведения о затратах учебного времени
-Форма проведения учебных аудиторных занятий
-Цель и задачи учебного предмета
-Структура программы учебного предмета
-Методы обучения
-Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета
II. Содержание знаний, умений, навыков учащихся
III. Содержание учебного предмета
-Годовые требования
IV. Формы и методы контроля, система оценок
-Критерии оценок текущего контроля успеваемости, промежуточной
и итоговой аттестации обучающихся
V. Методическое обеспечение учебного процесса
VI. Рекомендуемая литературы
I. Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе
Программа учебного предмета «Хоровое пение» разработана на основе
«Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности
при реализации общеразвивающих программ в области искусств»,
направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от
21.11.2013 191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего опыта работы в
области музыкального искусства по предмету «Хоровое пение» в детских
школах искусств.
Голос инструмент общедоступный и именно он позволяет привлечь
ребёнка к активной музыкальной деятельности, к познанию красоты и законов
музыкального искусства.
Хоровое пение действенное средство разностороннего музыкального
воспитания учащихся, развития у них музыкально-творческих способностей.
Прежде всего, хоровое пение коллективный вид исполнительства; занятия в
хоре воспитывают в детях дисциплинированность, чувство долга и
ответственности за общий труд, стремление поделиться приобретёнными
знаниями, умениями в условиях коллективной деятельности со слушателями.
Хоровой класс занимает важное место в системе музыкального воспитания
и образования. Хоровое пение самый доступный вид коллективного
музицирования для детей. Оно развивает художественный вкус, расширяет и
обогащает музыкальный кругозор учащихся, способствует повышению
культурного уровня.
Предлагаемая программа рассчитана на 5– летний срок обучения.
Возраст детей, приступающих к освоению программы 7 - 12 лет.
Недельная нагрузка по предмету «Хоровое пение» составляет 1,5 часа в
неделю. Форма занятий групповая от 11 человек, мелкогрупповая - количество
человек в группе от 4 до 10 человек.
Важнейшим компонентом учебно-воспитательного процесса является
урок-концерт, завершающий учебный год. Это своеобразная форма отчета,
подведения итогов.
Срок реализации учебного предмета
При реализации программы учебного предмета «Хоровое пение» со сроком
обучения 5 лет, продолжительность учебных занятий составляет 34 недели в год.
Сведения о затратах учебного времени
Вид учебной работы,
нагрузки, аттестации
Затраты учебного времени
Всего часов
Годы обучения
1-й год
2-й год
3-й год
Полугодия
4
5
6
Количество недель
-
18
16
18
Аудиторные занятия
-
18
16
18
68
Самостоятельная
работа
-
18
16
18
68
Максимальная
учебная нагрузка
-
36
32
36
136
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательной организации на реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета «Хоровое пение» при 5 - летнем
сроке обучения составляет 136 часов. Из них: 68 часа аудиторные занятия, 68
часа самостоятельная работа.
Форма проведения учебных занятий
Форма занятий групповая от 11 человек, мелкогрупповая - количество
человек в группе от 4 до 10. Мелкогрупповая форма занятий позволяет
преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами
дифференцированного и индивидуального подходов. Занятия подразделяются на
аудиторную и самостоятельную работу.
Цель учебного предмета
Цель занятий хором привить детям любовь к музыке, хоровому пению,
формировать навыки коллективного музицирования. Художественно -
эстетическое развитие творческого потенциала учащихся в области музыкальной
культуры и хорового пения.
Научить детей правильному пению и приобщить их к прекрасному миру
вокально-хоровой классики, народной музыки, современному композиторскому
творчеству.
Задачи учебного предмета
Задачами предмета «Хоровое пение» являются:
- Освоение навыков пения сидя и стоя.
- Овладение дыханием при пении.
-Работа над естественным, свободным звуком без форсирования.
- Устойчивое интонирование 2 х- голосных произведений с элементами 3х-
голосья.
-Развитие навыков пения acapella .
-Подготовка коллектива для концертных выступлений.
Образовательные и развивающие:
Углубление знаний детей в области музыки;
Обучение детей вокальным навыкам;
Развитие музыкально-эстетического вкуса;
Развитие музыкальных способностей детей
Воспитательные:
Воспитание певческой культуры;
Воспитание эмоциональной сферы;
Привитие уважительного отношения к музыкально-культурным ценностям.
Структура программы
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного
предмета;
- вокальные навыки, репертуар;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки учащихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы
«Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются
следующие методы обучения:
-метод «подражания», используется в процессе разучивания нового песенного
материала;
- «словесный» метод (объяснение, беседа, рассказ);
- метод «повтора»;
- наглядный метод;
- игровой метод.
Выбор методов и приемов зависит от возраста детей и определяется этапом
работы над музыкальным произведением.
Учебный материал построен с учетом постепенного усложнения, его
развития и обогащения.
Учебно-воспитательный процесс тесно переплетается с концертной
практикой. Концерт является итогом педагогической деятельности, проверкой не
только знаний и умений учащихся, но и личностного роста каждого из них.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Необходимо наличие определенной материально-технической базы:
Просторного, хорошо проветриваемого помещения;
Класс с фортепиано
Дидактический материал (наглядные пособия, хоровые партии)
Видео- и аудиотехника
Фонотека
Музыкальные инструменты.
II. Содержание знаний, умений, навыков учащихся
Младшая группа
1-3 класс
Цель: Воспитание певческой культуры, развитие творческих способностей.
Задачи:
Развивающие:
Развитие музыкального слуха;
Развитие чувства ритма;
Развитие артикуляционных и дикционных навыков;
Развитие певческого диапазона от «си» малой октавы до «Ре» 2 октавы.
Развитие эмоциональной сферы;
Дидактические:
Атака звука (мягкая атака);
Техника дыхания ороткое и активное дыхание в быстром темпе, спокойное и
активное в медленном, цезуры, знакомство с навыками «цепного дыхания»);
Головное резонирование;
Штрихи (легато, нон легато, стаккато)
Нюансы mf, mp, p ,f
Ансамбль и строй (элементы двухголосия с аккомпанементом)
Старшая группа
4 5 класс
Цель: Совершенствование вокальных навыков, развитие музыкального
кругозора.
Задачи:
Развивающие:
Развитие музыкального слуха;
Развитие чувства ритма;
Развитие артикуляционных и дикционных навыков;
Развитие певческого диапазона от «Ля» малой октавы, до «Фа» 2 октавы.
Развитие эмоциональной сферы;
Дидактические:
Атака звука (мягкая и твёрдая атака);
Техника дыхания ороткое и активное дыхание в быстром темпе, спокойное и
активное в медленном, цезуры, развитие «цепного дыхания»);
Головное и грудное резонирование;
Штрихи (легато, нон легато, стаккато)
Нюансы mf, mp, p ,f
Ансамбль и строй (двухголосие с элементами трёхголосия аккомпанементом
и без него)
Содержание учебного предмета
Младшая группа
1 год обучения
Вокальный тренинг упражнения для развития голоса.
В этом году возрастает распеванию уделяется 5-10 минут урока.
Дети учатся петь несложные музыкальные импровизации. Образное
раскрытие сущности каждой импровизации состоит из игры в вопросы и ответы
(Как тебя зовут? Что ты любишь читать? Какие песни ты любишь?). Сюжетные
импровизации: «Прогулка в лес», «Любимая сказка» и импровизации на
короткие стихотворения. В качестве подготовительных упражнений к
выполнению импровизации, на которое будет положено стихотворение, следует
использовать:
Пение на одной ноте с четким соблюдением ритма стихотворения;
Пение на двух нотах;
Пение в поступательном движении вниз;
Пение в поступательном движении вверх;
Пение в мелодическом движении по желанию.
Все знания и навыки даются по принципу от простого к сложному. Если
ребенок справляется с поставленной задачей, то она может быть усложнена
(введение новых более сложных упражнений).
Речевые каноны это упражнения речевого музицирования. Это очень
эффективная творческая работа с детьми, где упражнения не поются, а ритмично
декламируются. В музыкально-речевых пьесах удачно могут сочетаться речь,
музыка, жесты, движения, звукоподражание. Для детей особая легкость работы с
речевыми ритмами кроется в поддержке ритма артикуляционным движением. А
в качестве подкрепления действуют импульсы, идущие от речевой мускулатуры.
Освободив таким образом речевой аппарат можно приступить к работе над
репертуаром.
Фонопедические упражнения развивающие голосовые игры по системе
В. Емельянова являются элементарным голосовым музицированием по
аналогии с направлением Орф педагогики «Элементарное музицирование».
Целью 1 уровня является домузыкальное освоение координации
голосообразующих движений со слуховым восприятием фонетики и
звуковысотности.
Работа над репертуаром.
В этом учебном году продолжается работа над развитием певческих
навыков. В репертуар подбираются народные песни, каноны, песни современных
композиторов, классика.
Следует обратить внимание учащихся на то, что русские народные песни
воспитывают уважение к прошлому народа, к русскому языку, русской культуре
в целом.
2 -3 год обучения
Вокальный тренинг упражнения для развития голоса.
Учащиеся продолжают осваивать фонопедические упражнения по системе
В. Емельянова. Эти упражнения делятся на несколько групп, в зависимости от
поставленных задач: 1) голосовые сигналы до речевой коммуникации: шип,
сип, хрип, свист. 2) управление артикуляционной мускулатурой; 3)
произвольное управление регистрами; 4) выработка певческого вибрато; 5)
формирование механизма прикрытия. А также дети знакомятся с новыми
вокальными упражнениями: С. Барановой, А. Варламова. На занятиях
образно и доступно раскрывается каждое упражнение. В распевках -
упражнениях прежде всего необходимо добиться координации слова и звука,
позволяющей осуществить синтез разговорной и музыкальной речи, который
отличает искусство пения от всех других видов искусств. Все должно
осуществляться с осмысленного слова, за которым картина, настроение
возникают в воображении поющего. Благодаря правильной, пластичной
артикуляции во время пения звук голоса летит навстречу слушателя.
Работа над репертуаром.
В этот период обучения продолжается работа над развитием певческих
навыков. В репертуар подбираются более сложные произведения, состоящие из
народных песен, канонов, песен современных композиторов, классических
хоровых произведений.
Старшая группа
4 - 5 год обучения
Вокальный тренинг упражнения для развития голоса.
В этот период обучения возрастает роль вокальных упражнений, распеванию
уделяется 15 - 20 минут, которое включает в себя элементы хорового
сольфеджио: исполнение интервалов, аккордов, кадансов, как связанных с
текстом музыкальных произведений, так и оригинальных, служащих для
развития музыкального слуха. Фонопедические упражнения применяются для
серьёзной работы над технологией пения. Они стимулируют мышцы,
принимающие участие в голосообразовании, расширяют диапазон голосов,
значительно увеличивают силу звучания хора.
Работа над репертуаром.
В репертуаре хора входят произведения разной сложности, разного характера и
на занятиях они чередуются. Хор должен иметь хороший унисон и петь
унисонные произведения, поэтому в репертуаре много песен, которые поются в
унисон.
Основу репертуара составляет классическая музыка русская,
западноевропейская.
IV. Формы и методы контроля, критерии оценок
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает
оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую,
проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
Виды контроля и учёта успеваемости: текущий контроль, промежуточная
аттестация, итоговая аттестация.
Текущий контроль знаний и умений осуществляется в рамках урока в
целях оперативного контроля за успехами обучающихся.
Промежуточная аттестация является основной формой контроля учебной
работы обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам в
области искусств и проводится с целью определения:
- качества реализации образовательного процесса;
- качества теоретической и практической подготовки по учебному
предмету;
- уровня умений и навыков, сформированных и обучающегося на
определённом этапе обучения.
Основными формами промежуточной аттестации являются: зачёт,
контрольный урок, концерт.
Контрольные прослушивания проводятся в конце каждого полугодия.
Выступления учащихся оцениваются характеристикой, в которой
отражаются достигнутые успехи и имеющиеся недостатки, а также оценкой по
пятибалльной системе, которая выставляется коллегиально.
Итоговая аттестация выпускников представляет собой форму контроля
(оценки) освоения выпускниками дополнительных общеразвивающих программ
в области искусств в соответствии с федеральными государственными
требованиями, установленными к минимуму содержания, структуре и условиям
реализации указанных образовательных программ, а также срокам их
реализации.
Итоговая аттестация проводится в форме зачета, по итогам которого
выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».Оценка
полученная на зачете заносится в свидетельство об окончании школы.
За учебный год должно быть пройдено следующее количество
произведений: 1 класс 6 произведений; 2 класс 8 произведений; 3 класс 8-
10 произведений, 4 класс 10-15 произведений, 5 класс 10 -15 произведений.
Критерии оценок текущего контроля успеваемости, промежуточной и
итоговой аттестации обучающихся
Оценка «5» («отлично»):
- артистичное поведение на сцене;
- увлечённость исполнением;
- слуховой контроль собственного исполнения;
- уровень владения техникой вокала тсутствие фальши в голосе, чистота
интонирования всего произведения, диапазон голоса);
- убедительное понимание чувства формы;
- выразительность интонирования.
Оценка «4» («хорошо»):
- незначительная нестабильность психологического поведения на сцене;
- выразительность интонирования;
- недостаточный слуховой контроль собственного исполнения;
- стабильность воспроизведения нотного текста;
- выразительность интонирования;
- уровень владения техникой вокала (чистота интонирования).
Оценка «3» («удовлетворительно»):
- неустойчивое психологическое состояние на сцене;
- слабый слуховой контроль собственного исполнения;
- уровень владения техникой вокала (чистота интонирования с недостатками);
- однообразие и монотонное исполнение.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
Вокальное воспитание певца неразрывно связано с развитием его
музыкальных данных и общего культурного уровня.
Учебная работа планируется с учетом постепенного освоения музыкально-
теоретических и музыкально-исторических знаний, а также практических
навыков вокального исполнения, начиная сазов.
Творческий характер специфики работы предполагает постоянное
стремление к совершенству. Начальный период обучения предусматривает
определенные сроки, так как необходимо приобрести элементарные, но
обязательные знания и навыки.
В основе пения лежит правильная вокально-техническая культура
исполнения. Поэтому обучение певческим навыкам есть тот стержень, вокруг
которого разворачиваются все остальные элементы учебной работы.
В работе над развитием вокальной техники и художественным
исполнением репертуара можно установить 3 этапа:
1. основы формирования певческого звука и голоса;
2. освоение основных вокальных навыков и элементов художественного
исполнения.
3.Совершенствование вокальной техники и художественно-
исполнительских навыков.
В задачи музыкально эстетического образования входит расширение
музыкального кругозора участников, повышение общего уровня их музыкальной
культуры, развитие художественного вкуса и умения правильно и грамотно
ориентироваться в мире в мире музыки. Основное внимание здесь уделяется
знакомству с различными видами, стилями и жанрами музыки; осознанному
восприятию музыки как наиболее сильно отражающего эмоциональную сферу
человека.
Формы могут быть самыми разнообразными: коллективные просмотры
музыкальных спектаклей, концертов; подготовка тематических концертов с
комментариями, организация творческих встреч с другими певческими
коллективами.
В процессе обучения перед педагогом стоит основная задача развитие
детского голоса. Под этим понимаются качественные и количественные
изменения состояния голосового аппарата и основных характеристик его
звучания, а также специфических вокальных способностей:
1. анатомо-морфологическое развитие голосообразующей системы на фоне роста
всего организма ребенка;
2. функциональное совершенствование центральных отделов мозга,
управляющих певческим процессом и всей системой обратной связи «голос-
слух»;
3. накопление вокальных навыков:
a) Понятие о певческом дыхании и овладение им на основе специальных
упражнений и в процессе работы над произведением. Умение правильно взять
дыхание и «закрепить» его, сделать постепенный полный выдох, без толчков.
Правильное дыхание основа интонационной чистоты. Формирование навыков
дыхательных движений направлено на достижение кантилены в пении.
b) Формирование естественности в звукообразовании и правильной артикуляции.
Полная свобода голосового аппарата ортани, высокое положение мягкого
неба). Ровность, единая манера в формировании гласных, четкое определение
звучания согласных. Воздействуя на способ артикуляции или дыхания, педагог
в сущности влияет на звукообразование на уровне гортани, где зарождается звук.
4. Совершенствование качества звучания голоса ембра, диапазона,
звуковысотного и динамического, вокального интонирования), которое
рассматривается как результат роста голосового аппарата, с одной стороны, и
певческой деятельности с другой.
Основным здесь можно считать вопрос о голосовых регистрах в детской
вокальной педагогике. Современная методика помогает выполнению задачи
оптимального развития каждого участника с учетом его природных
особенностей, максимально развить вокальные способности.
В целях развития художественно-исполнительских возможностей дети
должны научиться сознательно использовать различные регистры своего
голоса. Однако для развития детского голоса в процессе обучения необходимо
соблюдать определенную последовательность. Общее направление: от чистых
фальцетных и грудных регистров к смешанным, в зависимости от
индивидуальных особенностей ребенка. Оптимальной формой обучения принято
считать сочетание групповых и индивидуальных занятий.
В качестве методического обеспечения данной программы педагогом
используются разработки игровых, сказочных сюжетов и иллюстрированного
материала (картинки животных, природа и т.д.) для первоначального усвоения
фонопедического метода развития голоса.
VI. Рекомендуемая литература
1. Агапова И. А., Давыдова М. А. Мир музыкальных праздников; методические
разработки и сценарии: в 2-х кН.: Кн.1.: Начальная школа. М.: 5 за знания,
2006г.
2. Агапова И. А.; Давыдова М. А. Мир музыкальных праздников: Методические
разработки и сценарии: в 2-х кн.: Кн.2: Средняя школа. - М.: 5 за знания, 2006г.
3. Агапова И. А., Давыдова М. А. Развивающие музыкальные игры, конкурсы и
викторины. М.: ООО « ИД РИППОЛ классик», ООО Издательство « ДОМ.20
век», 2007г.
4. Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное
пособие для родителей и педагогов. Ярославль: « Академия развития», 1997г.
5. Музыка для преподавателей, воспитателей, классных руководителей 1 7
классов / сост. В.В. Фадин. Волгоград: Учитель, 2005г.
6. Покровский Б. А. Путешествие в страну Опера. М.: Современник, 1997г.
7. Радынова О. Музыкальное развитие детей: 1 ч. М.: Гуминит. Изд. Центр
ВЛАДОС, 1997г.
8. Радынова О. Музыкальное развитие детей: 2 ч. М.: Гуманит. Изд. Центр
ВЛАДОС, 1997.г
9. Разумовская О. К. Зарубежные композиторы. Биографии, викторины,
кроссворды / О. К. Разумовская. М.: Айрис-пресс, 2008. ( Методика).
10. Разумовская О. К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды
/ О. К. Разумовская. М.: Айрис-пресс, 2008. (Методика).
11. Финкельштейн Э. И. Музыка от А до Я. М.: Изд-во « Советский
композитор», 1991г.
12. Хит 2003. Лучшие песни года. Часть 1. – М.: «Современная музыка», 2004г.
13. Хит 2003. Лучшие песни года. Часть 2. – М.: «Современная музыка», 2004г.