Программа учебного предмета "Фортепианный ансамбль" дополнительной предстоящей профессиональной общеобразовательной программы «Хоровое пение»
1
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская школа искусств № 1» города Нижневартовска
Тюменской области
ФОРТЕПИАННЫЙ АНСАМБЛЬ
Программа учебного предмета дополнительной предстоящей профессиональной
общеобразовательной программы «Хоровое пение»
Срок реализации - 4 года
Подготовили:
Поддубная Наталья Ивановна – преподаватель по классу фортепиано
Андрейкина Ольга Николаевна – преподаватель по классу фортепиано
Колпакова Наталья Николаевна – преподаватель по классу фортепиано
НИЖНЕВАРТОВСК
2012
2
Пояснительная записка
Программа учебного предмета «Фортепианный ансамбль» создана в
соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму
содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предстоящей
профессиональной общеобразовательной программы в области музыкального
искусства «Хоровое пение» и «Положения о порядке и формам проведения
итоговой аттестации обучающихся по дополнительным предстоящей
профессиональным общеобразовательным программам в области искусств
(утверждено Министерством культуры Российской Федерации от 09.02.2012
№86).
Программа является частью дополнительной предстоящей
профессиональной общеобразовательной программы в области музыкального
искусства «Хоровое пение». Учебный предмет «Фортепианный ансамбль»
относится к вариативной части образовательной программы.
Возраст поступающих в первый класс - с шести лет шести месяцев до
девяти лет. Срок освоения программы с третьего по шестой годы обучения.
Программа составлена с учётом возрастных особенностей обучающихся и
направлена на:
выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем
детском возрасте;
создание условий для художественного образования, эстетического
воспитания, духовно-нравственного развития детей;
приобретение учащимися знаний, умений и навыков игры на фортепиано,
позволяющих творчески исполнять музыкальные произведения в
соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности;
приобретение детьми опыта творческой деятельности;
подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные
учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные
программы в области музыкального искусства.
Цель программы – приобщение обучающихся коллективному ансамблевому
музицированию, развитие их творческих способностей, приобретение ими
навыков ансамблевой игры на фортепиано. Задачи программы:
формирование у обучающегося устойчивого интереса к самостоятельному
музицированию на фортепиано, а также музицированию в ансамбле;
формирование навыков игры в ансамбле и умения аккомпанировать;
формирование умения самостоятельно разучивать и грамотно исполнять
музыкальные произведения различных жанров и стилей;
знание художественно - исполнительских возможностей фортепиано;
знание профессиональной терминологии;
формирование навыка чтения с листа несложных музыкальных
произведений;
3
обучение навыкам слухового контроля, умению управлять процессом
исполнения музыкального произведения;
развитие музыкальной памяти, мелодического, тембрового слуха;
развитие навыка публичных выступлений.
Программа предполагает индивидуальный подход к обучающимся.
Форма проведения аудиторного учебного занятия – урок (как
индивидуальный, так и мелко групповой, охватывающий от 2 до 4 обучающихся).
Занятия проводятся в соответствии с учебным планом с третьего по шестой годы
обучения. Продолжительность занятия – 40 минут.
При реализации учебного предмета «Фортепианный ансамбль»
дополнительной предстоящей профессиональной общеобразовательной
программы «Хоровое пение» со сроком обучения 8 лет максимальный объем
учебной нагрузки составляет 330 часов, из них: объем аудиторной учебной
нагрузки составляет 132 часов, самостоятельная работа обучающегося – 198
часов.
Самостоятельная работа обучающегося составляет 1 час в неделю в течение
третьего и четвёртого года обучения, 2 часа в неделю – на пятом и шестом году
обучения. Самостоятельная работа обучающегося включает в себя следующие
виды внеаудиторной деятельности: выполнение домашнего задания, посещение
концертов, участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-
просветительской деятельности школы.
Домашняя работа обучающегося состоит из: самостоятельного разбора
музыкальных произведений, работы над инструктивным материалом, выучивания
репертуара наизусть, чтения нот с листа, расширения образно-эмоциональной
сферы с использованием аудио - визуальных средств. Увеличение количества
часов, выделенных на самостоятельную работу в средних и старших классах,
связано с усложнением репертуара, необходимостью более тщательной работы
над техническим, учебным и концертным материалом, ансамблевым
музицированием.
Консультации проводятся рассредоточено с целью подготовки
обучающихся к концертным выступлениям и творческим мероприятиям. Резерв
учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся.
Необходимые условия для реализации Программы по учебному предмету
«Фортепианный ансамбль» включают наличие:
учебной аудитории для занятий;
музыкального инструмента (рояля или пианино);
необходимого количества стульев: для преподавателя и обучающегося или
обучающихся;
нотной и методической литературы.
Учебно-тематический план
№
№
Наименование раздела,
темы
Общий объем времени (в часах)
Максимальная
Самостоятельная
Аудиторные
4
учебная
нагрузка
работа
занятия
1
Учебно-техническая
работа
64
36
28
2
Музыкально-
теоретическая подготовка
15
8
7
3
Учебно-художественная
работа над репертуаром
191
114
77
4
Чтение с листа
60
40
20
Содержание учебного предмета
Содержание программы по учебному предмету «Фортепианный ансамбль»
соответствует федеральным государственным требованиям к минимуму
содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предстоящей
профессиональной общеобразовательной программы в области музыкального
искусства «Хоровое пение» и направлено на:
выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих
восприятию в достаточном объеме учебной информации,
приобретение навыков творческой деятельности,
формирование умения планировать свою домашнюю работу,
осуществление самостоятельного контроля над своей учебной
деятельностью,
формирование умения давать объективную оценку своему труду, навыков
взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном
процессе.
Первый год обучения (3 класс)
1. Учебно-техническая работа. Закрепляются и совершенствуются
приобретенные пианистические навыки: внимание к качеству извлечения звуков,
отчетливости артикуляции, темпу. В упражнениях изучаются основные навыки
ансамблевой игры: слаженности исполнения, синхронное дыхание (взятие –
снятие), одинаковое взятие штрихов. Ритмические упражнения при игре гамм,
аккордов, различных технических последовательностей в четыре руки.
Определение сильных и слабых долей. Исполнение несложных мелодических
линий в унисон. Тональности до 2-х знаков.
2. Музыкально-теоретическая подготовка. Освоение понятия «ансамбль»
(от фр. – «единство»), ознакомление с видами фортепианного ансамбля (для
одного инструмента в четыре руки, для двух фортепиано в четыре руки, для
четырех исполнителей). Слушание музыки в ансамблевом исполнении. Класс
ансамбля ставит перед исполнителем задачу строгого согласования совместного
исполнительского замысла.
5
3. Учебно-художественная работа. Игра в четыре руки c преподавателем
двух обучающихся. В репертуаре используются произведения простой формы
(одно -, двух - частные); размер
2
/
4
,
3
/
4
,
4
/
4
; ровный ритмический рисунок; понятное
художественное содержание. Изучение структуры мелодии, построение мотивов,
фразировка, кульминационные моменты. Понятия тембровой окраски голосов:
умение вычленять из фактуры разные голоса посредством тембров и динамики.
За учебный год, обучающийся должен пройти 2 – 4 ансамбля, в том числе
несколько в порядке ознакомления. Основу программы должны составлять
разнохарактерные пьесы, которые, наряду с художественными достоинствами,
имеют определенную методическую направленность и позволяют решать
названные выше технические и текстовые задачи. В этом разделе программы,
желательно, использовать разноплановый материал: обработки народных песен,
образцы классических и джазовых жанров (элегия, скерцо, менуэт, колыбельная,
вальс, диско, блюз, регтайм и пр.), музыку к спектаклям, мультипликационным и
художественным фильмам.
4. Чтение с листа. Игра в ансамбле, в частности, в четыре руки
способствует развитию навыков чтения с листа. Обучающийся приучается читать
не только первую, но и вторую партию, просматривать текст на один или
несколько тактов вперед.
Второй год обучения (4 класс)
1. Учебно-техническая работа. В упражнениях отрабатываются навыки
ансамблевой игры. Ритмические упражнения: совместная игра триолей,
пунктирного ритма. Метрические отклонения: ускорения, замедления. Игра
арпеджио длинных и коротких в четыре руки.
2. Музыкально-теоретическая подготовка. Закрепляются и
систематизируются полученные ранее знания. В работу включается материал со
сложными («нерегулярными») ритмическими фигурами, с использованием
крайних регистров, с необычными фактурными формулами. Расширяется круг
известных обучающемуся терминов, в обиход вводятся разнообразные
определения характера, звуковых красок, настроений. Обучающиеся усваивают
знаки повторений, с помощью которых организуется форма (вольты, репризы).
3. Учебно-художественная работа над репертуаром. В течение учебного
года должно быть пройдено 2-4 ансамблевых произведения, в том числе
несколько в порядке ознакомления. Игра произведений в четыре руки
классического репертуара отечественных и зарубежных композиторов. Изучаются
легкие четырехручные переложения отрывков из оперной, балетной и
симфонической музыки. Сложные 2-х-частные формы. Тональности до пяти
знаков. Размер
6
/
8
,
9
/
8
. Игра произведений популярного, современного репертуара.
Танцевальная музыка с характерными метро - ритмическими особенностями.
Соотношение голосов в партиях: тема, аккомпанемент, подголоски и т. д.
Фактурное изложение. Педализация. Анализ художественно-эмоционального
плана произведений.
6
4. Чтение с листа. Совершенствование навыков грамотного и беглого чтения
с листа.
Третий год обучения (5 класс)
1. Учебно-техническая работа. Упражнения направлены на закрепление
навыков игры в ансамбле: игра в четыре руки октав, гамм в интервалы, доминант
септаккордов в различных ритмических последовательностях. Продолжается
знакомство с разнообразными видами фактуры, сложными ритмическими
формулами.
2. Музыкально-теоретическая подготовка. Анализ музыкальных
произведений: стиль, характер, музыкальный образ, краткие сведения об авторе.
Продолжается накопление словарного терминологического запаса: вводятся
некоторые немецкие и французские термины, встречающиеся в сочинениях
романтиков и импрессионистов. Воспитывается способность прочтения нотного
знака (термина, группы знаков) в контексте стиля, ощущение взаимозависимости
всех элементов текста.
3. Учебно-художественная работа над репертуаром. За учебный год
обучающийся должен пройти 2 – 4 ансамбля, в том числе несколько в порядке
ознакомления. Изучение оркестровых переложений (например, симфоний Й.
Гайдна). Распределение силы звучности между партиями. Тональности до семи
знаков. Сложный ритмический рисунок: полиритмия, комбинированный размер.
Характерные черты агогики. Сложные трехчастные формы. При выборе
репертуара очень важно учитывать индивидуальные склонности, возможности и
интересы ученика. Часть времени необходимо посвятить знакомству с
переложениями популярной вокальной, инструментальной, театральной музыки,
разучиванию джазовых пьес.
4. Чтение с листа. Совершенствование навыков грамотного и беглого
чтения с листа произведений различных жанров, с разнообразной фактурой (по
уровню трудности на 2 класса ниже).
Четвёртый год обучения (6 класс)
1. Учебно-техническая работа. Отшлифовывается исполнение мелизмов
(точное исполнение группетто, форшлагов). Следует отдавать предпочтение
таким сочинениям, которые дают возможность решать не только основные
технические задачи (свобода, ровность, отчетливость, быстрота движения), но и
отрабатывать разнообразные приемы извлечения звуков, голосоведения,
артикуляции. Закрепление пройденного материала, совершенствование навыков
ансамблевой игры.
2. Музыкально-теоретическая подготовка. В работу включается материал
со сложными ритмическими фигурами, необычными фактурными формулами.
3. Учебно-художественная работа. Соотношение партий между собой,
значимость каждой. Анализ фактурных особенностей. Выявление
художественного образа и стиля произведения. Совершенствование работы над
7
усложненной фортепианной фактурой. Накопление слухового и концертно-
сценического опыта, обогащение репертуара переложениями популярной
вокальной, инструментальной классической музыки, разучивание джазовых пьес.
4. Чтение с листа. Совершенствование навыков грамотного и беглого
чтения с листа произведений различных жанров, с разнообразной фактурой (по
уровню трудности на 2 класса ниже).
Требования к уровню подготовки обучающихся
Результатом освоения программы учебного предмета «Фортепианный
ансамбль» является:
наличие у обучающегося устойчивого интереса к музыкальному искусству,
самостоятельному музыкальному исполнительству, в том числе в качестве
участника фортепианного ансамбля или аккомпаниатора;
умение самостоятельно разучивать и грамотно исполнять музыкальные
произведения различных жанров и стилей;
знание фортепианного репертуара, включающего произведения разных
стилей и жанров в соответствии с программными требованиями;
знание художественно-исполнительских возможностей инструмента;
знание профессиональной терминологии;
умение читать с листа несложные музыкальные произведения, в том числе
предназначенные для ансамблевого исполнения;
приобретение навыков слухового контроля, умения управлять процессом
исполнения музыкального произведения в качестве участника
фортепианного ансамбля;
наличие творческой инициативы, сформированных представлений о
приемах работы над исполнительскими трудностями;
наличие музыкальной памяти, развитого мелодического,
ладогармонического, тембрового слуха;
наличие навыков концертной работы в качестве участника фортепианного
ансамбля либо аккомпаниатора.
Формы и методы контроля, критерии оценок
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает
оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую,
проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
Виды контроля и учёта успеваемости: текущий контроль, промежуточная
аттестация, итоговая аттестация.
Текущий контроль знаний и умений осуществляется в рамках урока в
целях оперативного контроля над успехами обучающихся.
Промежуточная аттестация является основной формой контроля учебной
работы обучающихся по дополнительным предпрофессиональным
общеобразовательным программам в области искусств и проводится с целью
определения:
8
качества реализации образовательного процесса;
качества теоретической и практической подготовки по учебному предмету;
уровня умений и навыков, сформированных и обучающегося на
определённом этапе обучения.
Основными формами промежуточной аттестации являются: академический
концерт, контрольный урок.
Контрольные прослушивания по предмету «Фортепианный ансамбль»
проводятся в соответствии с графиком. Участие в творческих проектах,
концертно-просветительских мероприятиях школы может быть зачтено как сдача
контрольного урока обучающимся или приравнивается к выступлению на
академическом концерте (по решению методического совета школы).
Выступления обучающихся оцениваются по пятибалльной системе, которая
выставляется коллегиально.
Итоговая аттестация проводится в форме академического концерта. При
прохождении итоговой аттестации обучающийся должен продемонстрировать
достаточный технический уровень владения инструментом для воссоздания
художественного образа и стиля исполняемых произведений разных форм и
жанров знания, умения и навыки ансамблевого исполнения и аккомпанемента в
соответствии с программными требованиями. По итогам заключительного
академического концерта выставляется оценка «отлично», «хорошо»,
«удовлетворительно», «неудовлетворительно», которая заносится в свидетельство
об окончании школы.
График промежуточной и итоговой аттестации
Класс
Вид
контрольного
прослушивания
Месяц
проведения
Программные требования
Первый год
(3 класс)
Академический
концерт
май
1 произведение
Второй год
(4 класс)
Контрольный
урок
декабрь
1 произведение
Академический
концерт
май
1 произведение
Третий год
(5 класс)
Контрольный
урок
декабрь
1 произведение
Академический
концерт
май
1 произведение
Четвёртый
год
(6 класс)
Контрольный
урок
декабрь
1 произведение
Академический
концерт
май
1 произведение
9
Примерные программы контрольных уроков и академических концертов
Первый год обучения (3 класс)
1 вариант
II полугодие
Чайковский Б. «Урок в мышиной школе»
2 вариант
II полугодие
Металлиди Ж. «Скачи, моя лошадка», «Ариетта».
Второй год обучения (4 класс)
1 вариант
I полугодие
Бизе Ж. Хор мальчиков из оперы «Кармен»
II полугодие
Свиридов Г. Романс из музыкальной повести «Метель»
2 вариант
I полугодие
Зив А. «Осенний дождик»
II полугодие
Мендельсон Ф. «Песня без слов» – ансамбль
Третий год обучения (5 класс)
1 вариант
I полугодие
Мусоргский М. «Поздно вечером сидела» хор из оперы «Хованщина»
IIполугодие
Мартини Д. «Гавот»
2 вариант
I полугодие
Чайковский П. «Вальс» из балета «Спящая красавица»
II полугодие
Хренников Т. «Как соловей о розе» из музыкальной комедии «Много шума
из ничего»
10
Четвёртый год обучения (6 класс)
1 вариант
I полугодие
Прокофьев С. «Монтекки и Капулетти» из балета «Ромео и Джульетта»
II полугодие
Глинка «Марш Черномора»
2 вариант
I полугодие
Гершвин Д. «Колыбельная» из оперы «Порги и Бесс»
II полугодие
Свиридов Г. «Вальс»
Критерии оценок текущего контроля успеваемости, промежуточной и
итоговой аттестации обучающихся
Оценка «5» («отлично»):
- артистичное поведение на сцене;
- увлечённость исполнением;
- художественное исполнение средств музыкальной выразительности в
соответствии с содержанием музыкального произведения;
- слуховой контроль собственного исполнения;
- корректировка игры при необходимой ситуации;
- свободное владение специфическими технологическими видами исполнения;
- убедительное понимание чувства формы;
- выразительность интонирования;
- единство темпа;
- ясность ритмической пульсации;
- яркое динамическое разнообразие.
Оценка «4» («хорошо»):
- незначительная нестабильность психологического поведения на сцене;
- грамотное понимание формообразования произведения, музыкального языка,
средств музыкальной выразительности;
- недостаточный слуховой контроль собственного исполнения;
- стабильность воспроизведения нотного текста;
- выразительность интонирования;
- попытка передачи динамического разнообразия;
- единство темпа.
Оценка «3» («удовлетворительно»):
- неустойчивое психологическое состояние на сцене;
11
- формальное прочтение авторского нотного текста без образного осмысления
музыки;
- слабый слуховой контроль собственного исполнения;
- ограниченное понимание динамических, аппликатурных, технологических
задач;
- темпо - ритмическая неорганизованность;
- слабое реагирование на изменения фактуры, артикуляционных штрихов;
- однообразие и монотонность звучания.
.Оценка «2» («неудовлетворительно»):
- частые «срывы» и остановки при исполнении;
- отсутствие слухового контроля собственного исполнения;
- ошибки в воспроизведении нотного текста;
- низкое качество извлечения и ведения звука;
- отсутствие выразительного интонирования;
- метро - ритмическая неустойчивость.
Методические рекомендации
Целью предмета «Фортепианный ансамбль» является развитие навыков
коллективного, ансамблевого музицирования в классе фортепиано, приобретение
обучающимися опыта концертных выступлений в качестве участника
фортепианного ансамбля.
За время обучения обучающийся приобретает умение самостоятельно
разучивать и исполнять произведения в четыре руки. Знания, полученные в
школе, «живое» интонирование, умение анализировать текст музыкального
произведения дают обучающемуся возможность понимать и выявлять
художественную идею, стилистические и жанровые особенности музыки.
Освоение технических навыков, вплоть до каждого отдельного
прикосновения к клавише, необходимо увязать с определённым звуковым
результатом. Непрерывная связь между внутренним слухом и игровыми
движениями является одним из основных методических направлений работы
преподавателя.
Успех в обучении во многом зависит от того, как обучающийся занимается
дома. Чтобы повысить эффективность самостоятельных занятий, педагог
помогает ученику спланировать распорядок дня, и объясняет, как правильно
распоряжаться временем. Методы правильной, рациональной работы необходимо
постоянно демонстрировать на уроке, чтобы убедить ученика в их пользе и
необходимости. Для повышения качества развития инструментальных умений и
навыков ансамблевой игры, повышение музыкальной культуры и образованности
обучающихся, накопление музыкальных впечатлений, формирование таких
качеств, как творческая активность, фантазия, воображение следует включать в
занятия беседы о музыке и других видах искусств, просмотр и прослушивание
12
аудиозаписей, видеоматериалов с их комментариями, анализом, коллективными
обсуждениями.
Каждый урок начинается с проверки домашнего задания, а заканчивается
объяснением задания к следующему уроку. Рациональность и дисциплина
самостоятельной работы могут быть выработаны только тогда, когда
обучающийся понимает цель задания, знает, что он должен сделать, сколько
времени на это потребуется, а также как надо заниматься, чтобы преодолеть
трудности. Результаты своей работы обучающийся должен осознавать и уметь
оценивать. Для реализации этого требования необходимо, чтобы домашнее
задание соответствовало уровню развития ученика на данном этапе.
Музыкальное воспитание ученика и совершенствование его игрового
аппарата проходит в основном в работе над музыкальным произведением.
Следует выбирать репертуар, принимая во внимание необходимость
обучающихся с музыкой различных эпох, стилей, жанров. Ведущее место в
репертуаре должно отводиться классической музыке. Именно классическая
музыка воспитывает чувство стиля, культуру исполнения, тонкость нюансировки.
Индивидуальный план ученика составляется в начале каждого полугодия.
При его составлении необходимо соблюдать основные дидактические принципы
обучения доступности, постепенности, последовательности; а так же учитывать
требования программы соответствующего класса и индивидуальные черты
ученика: его психофизические особенности, музыкальные способности,
интеллектуальный уровень, трудолюбие. Продуманный и умело подобранный
репертуар - мощное средство для воспитания музыкального вкуса и развития
исполнительского аппарата ученика. Выбор произведений должен
осуществляться с таким расчётом, чтобы показать не только лучшие качества
одарённости ученика, но и помочь искоренить недостатки, и развить более
слабые стороны его способностей.
В процессе обучения в репертуар учащегося могут быть внесены
изменения.
В характеристике обучающегося по итогам учебного года должны быть
зафиксированы успехи, недостатки в работе и развитии ученика, делаются
необходимые выводы для дальнейшей работы.
Одна из задач преподавателя – научить ученика самостоятельно и грамотно
разбираться в доступных ему музыкальных произведениях. Для развития навыков
разбора нотного текста необходимо фокусировать внимание ученика на элементах
музыкальной речи: тональности, размере, ритме, нюансах, знаках альтерации.
Подбор по слуху, чтение нот с листа, транспонирование, простейшая
импровизация активно развивают музыкальные способности обучающихся,
способствуют скорейшему разучиванию музыкального произведения, расширяют
музыкальный кругозор. Для этого выбираются те произведения, которые
ученику нравятся, а по уровню своей сложности на один – два класса ниже
обучения. Все вышеперечисленные формы работы не должны опережать развитие
технических навыков, а являться частью исполнительского опыта. Лучший
способ их освоения – систематическая практика.
13
Коллективные формы музицирования, в том числе игра в фортепианном
ансамбле, имеют большое значение для всестороннего развития обучающихся.
В данной программе предлагается примерный перечень произведений,
рекомендуемых для исполнения на академических концертах и итоговом
экзамене. Различные по уровню сложности и исполнительским задачам, эти
произведения позволяют преподавателю при выборе репертуара учитывать
индивидуальные возможности обучающихся.
В воспитании уверенности обучающегося во время концертного исполнения
важна роль преподавателя. Его задача: научить играть осмысленно, с
пониманием характера, настроения, стиля произведения, играть свободно, с
творческим вдохновением. Ясность исполнительского замысла, точность текста и
выразительных средств, глубокая сосредоточенность – залог успешного
концертного выступления.
Примерные репертуарные списки по годам обучения
Первый год обучения (3 класс)
Английская народная песня «Игрушечный медвежонок»
Белорусская народная песня «Бульба»
Благ В. «Чудак»
Глинка М. «Хор. Славься» из оперы «Иван Сусанин»
Две украинские народные песни в обработке Золотарева
Игнатьев В. «Большой олень»
Кабалевский Д. «Про Петю»
Металлиди Ж. «Дом с колокольчиком», «Сонный слон», «Дождливая
песенка», «Ночью к нам приходит сон», «По веселой стороне», «В лодочке»,
«Грустный клоун», «Скачи, моя лошадка», «Ариетта»
Островский А. «Пусть всегда будет солнце»
Прокофьев С. «Болтунья»
Русская народная песня «Дубинушка»
Томпсон Д. «Вальс гномов»
Украинская народная песня «Ревёт и стонет Днепр широкий»
Уотт Д. «Три поросенка»
Филиппенко А. «Цыплята», «На мосточке», «По малину в сад пойдем»
Французская народная песня «Колыбельная»
Хренников Т. «Вальс дружбы», обработка А.Самонова
Чайковский Б. «Урок в мышиной школе»
Шаинский В. «Кузнечик»
Шаинский В. «Песенка крокодила Гены»
Второй год обучения (4 класс)
Араратян В. Марш из сюиты «У пионерского костра»
Бизе Ж. Хор мальчиков из оперы «Кармен»
14
Бриттен Б. «Ноктюрн»
Варламов А. «На заре ты ее не буди»
Зив А. «Осенний дождик»
Мендельсон Ф. «Песня без слов»
Островский А. «Школьная полька»
Роджерс Р. «Голубая луна»
Ромберг Р. «Тихо, как при восходе солнца»
Свиридов Г. Романс из музыкальной повести «Метель»
Серов Н. «Варяжская баллада»
Стравинский И. Вальс из балета «Петрушка»
Чайковский П. «Экосез» из оперы «Евгений Онегин»
Шеринг «Колыбельная»
Шмитц М. «Оранжевые буги», «Принцесса танцует вальс»
Третий год обучения (5 класс)
Аренский А. «Кукушка», «Сказка», «Вальс» соч. 34
Балакирев М. «Калинушка с малинушкой»
Белорусский народный танец «Полька - янка»
Беркович И. «Вальс»
Бетховен Л. «Три немецких танца»
Блантер М. «Футбол» спортивный марш
Брамс И. «Вальс»
Варламов А. «Красный сарафан»
Мартини Д. «Гавот»
Мусоргский М. «Поздно вечером сидела» хор из оперы «Хованщина»
Островский А. «Девчонки и мальчишки»
Раков Н. «Вальс нашей старой бабушки»
Рахманинов С. «Сирень»
Спадевеккиа А. Песня из оперы «Хождение по мукам»
Хренников Т. «Как соловей о розе» из музыкальной комедии «Много шума из
ничего»
Чайковский П. «Вальс» из балета «Спящая красавица»
Чайковский П. «На море утушка купалась»
Чайковский П. «Не бушуйте ветры буйные»
Чайковский П. «Хор девушек» из оперы «Евгений Онегин»
Флярковский А., Щедрин Р. «Со вьюном я хожу»
Шмитц М. «Танцуем буги»
Шуберт Ф. «Лендлер»
Четвёртый год обучения (6 класс)
Беркович И. «Вальс»
15
Блантер М. «Футбол»
Бородин А. «Полька»
Гершвин Д. «Колыбельная» из оперы «Порги и Бесс»
Глинка «Марш Черномора»
Глиэр Р. «Мазурка» соч. 38
Дога Е. «Вальс»
Дунаевский И. Увертюра к кинофильма «Дети капитана Гранта»
Караев К. «Индийская красавица» из балета «Семь красавиц»
Мордасов Н. «Вальс», «Воспоминание», «Лунная дорожка» «Лестница в
небо»
Портнов Г. «Любовь, волшебная страна»
Прокофьев С. «Монтекки и Капулетти» из балета «Ромео и Джульетта»
Свиридов Г. «Вальс»
Стравинский И. «Танец балерины» из балета «Петрушка»
Чайковский П. Вальс из оперы «Евгений Онегин»
Чемберджи Н. «Снегурочка» из балета «Сон-Дремович»
Шварц И. «Веселый портной»
Шмитц М. «Танцуем буги», «На солнечной стороне улицы»
Шостакович Д. «Прелюдия»
Шуберт Ф. «Экосезы»
Шуберт Ф. «Детский марш»
Список нотной литературы
1. Августинов Ю. Учитесь играть на рояле ч.1 - М.,1983.
2. Алексеева В. Любимые пьесы. в. 2. - М., 1988.
3. Альбом нетрудных переложений для фортепиано в 4 руки. М., «Музыка»,
1989.
4. Ансамбли. Младшие классы. Вып. 7. М., «Советский композитор», 1983.
5. Ансамбли. Фортепиано. 5-7 классы ДМШ. Редактор Григоренко В.М. М.,
«Кифара», 1997.
6. Артоболевская А.Д. Хрестоматия маленького пианиста. Часть 2. – М.,
«Советский композитор», 1991.
7. Ахрамович М. Музыкальный салон. Союз художников – СПб.,1998.
8. Биберган В. «Далекое - близкое». Нетрудные пьесы для фортепиано в 4
руки. С.-П., «Музыка», 2000.
9. Бизе Ж. «Детские игры». Ансамбли для фортепиано. М., «Классика XXI»,
2002.
10. Брамс И. «Русский сувенир». Транскрипции в форме фантазии на русские
песни для фортепиано для 4 руки. М., «Музыка», 1978.
11. Брат и сестра. Альбом фортепианных пьес в 4 руки. Выпуск 2. С.-П.,
«Северный олень», 1993.
12. Гимерверт Ф. Играем вдвоем. Союз художников – СПб.,2001.
16
13. Левина З. Музыкальные картинки на стихи Э. Мошковской. М., «Музыка»,
1976.
14. Липова З. Фортепианные ансамбли в. 2 – Т.,2003.
15. Мозаика из клавиш: сборник ансамблей. Части 1,2./Составитель С.
Гиедрайтис. – Вильнюс, 2001.
16. Мордасова Н.Сборник ансамблей для фортепиано в стиле джаза. – Р-н-
Д.,1999.
17. Назаренко И. Старинные вальсы. Изд. Музыка – М., 1968.
18. Назаренко И. Калинка. Изд. Музыка – М., 1987.
19. Ныркова В., Навтиков Г. Школа самостоятельного обучения игре на
фортепиано. М., «Советский композитор», 1977.
20. Петров А. «Музыка из кинофильмов». М., «Композитор», 2000.
21. Поплянова Е. А мы на уроке играем. Изд. Новая школа – М., 1994.
22. Популярная музыка для фортепиано в 4 руки. С.-П., «Союз художников»,
2001.
23. Популярные произведения для фортепиано в 4 руки. С.-П., «Композитор»,
2004.
24. Репертуарная серия ДМШ. Ансамбли. Выуск. 2. Сост. Сост. С. Голованова.
М., С.-П., «Музыка», 2002.
25. Пороцкий В. Ансамбли младшие классы. Выпуск. 9. Советский композитор
– М., 1986.
26. Пороцкий В. Ансамбли средние классы. Выпуск.13 Советский композитор
– М., 1990.
27. Розенгауз Б. Ансамбли младшие классы. Выпуск.4. Советский композитор
– М., 1978.
28. Составители Ройзман Л., Натансон В. «Юный пианист». Выпуск. 2. Пьесы,
этюды и ансамбли для средних классов ДМШ. М., 1964.
29. Сост. Борзенков А. Пьесы русских композиторов в 4 руки «Играем
вдвоем». С.-П., «Композитор», 2004.
30. Сост. Маевский Ю. Сборник веселых пьес для фортепиано в 4 руки. Выпуск
1, 2. С.-П., «Композитор», 2004.
31. Сост. Печерский Б. Фортепианные ансамбли в 4 руки. М., «Музыка», 1993.
32. Сост. Розенблюм Ф. Легкие пьесы для фортепиано в 4 руки. Л., «Музыка»,
1974.
33. Сост. Симонова В. Чудо - песенки. Фортепианные ансамбли. Новосибирск,
«Окраина», 2007.
34. Сост. Хондо Н., Чайковский П. Легкие переложения в 4 руки. М., «Классика
XXI века», 2002.
35. Сост. Шеффер А. Первые успехи четырехручной фортепианной игры.
Сборник из народных песен, оперных мелодий, отрывков классической
музыки и танцев. М., «Музыка», 1989.
36. Стручинская И. Вдвоем веселее младшие, средние классы. Советский
композитор – М., 1988.
37. Финкельштейн Э. Мой Чайковский. Советский композитор – М., 1995.
17
38. Фортепианная музыка для детских музыкальных школ./ Под редакцией
А.Руббаха, Ю.Челкаускаса. – Издательство: «Советский композитор».
Ансамбли для младших классов. Выпуски 1- 18.
Ансамбли для средних классов. Выпуски 1-24.
Ансамбли для старших классов. Выпуски 1-12.
39. Хрестоматия ансамбля для средних классов ДМШ. М., «Музыка», 1985.
40. Хромушин О. Композиции на темы Дж. Гершвина в 4 руки. «Союз
художников», 2001.
41. Чайковский П.И. Легкие переложения в 4 руки. М., «Классика XXI века»,
2002.
42. Юмаева Е. Пушкинские вальсы. Союз художников – СПб.,1999.
43. Юсфин А. Музыкальные путешествия по нашей Родине. Пьесы для
фортепиано на материале песен и танцев народов СССР. Л., 1983.
Список рекомендуемой методической литературы
1. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. – М., «Музыка», 1971.
– 278с.
2. Вопросы фортепианной педагогики. Выпуск 4. М., «Музыка»,1976. – 272с.
3. Гончарова Н. Работа над ансамблями как одна из форм развития интереса в
обучении музыке детей со средними природными данными. Ростов-на-Дону.
2002 г.
4. Готлиб А. Первые уроки фортепианного ансамбля
5. Каузова А.Г., Николаева А.И. Теория и методика обучения игре на
фортепиано. Москва. Владос. 2001 г.
6. Коломиец Н. Формирование эмоционально – волевых качеств в работе
исполнителя. – Р- н.-Д., 2002.
7. Методические записки по вопросам музыкального образования: Сб. статей :
Выпуск 3/Ред.-сост. А. Лагутин. – М.: Музыка, 1992. – 239с.
8. Пилипенко И. Взаимосвязь психических состояний и игровых движений
исполнителя на этапе подготовки концертного выступления. Ростов-на-Дону.
2002 г.
9. Проблемы профессионального обучения музыканта: Сборник статей./
(Ташкентская Государственная консерватория им. М. Ашрафи). – Т.:
Издательство литературы и искусства, 1988. – 112с.
10. Сборник научно-методических работ преподавателей средних
профессиональных учебных заведений искусств и культуры, детских
музыкальных школ, художественных школ и школ искусств. 1 часть. – Ханты-
Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2002. – 213с.
18
Музыка - еще материалы к урокам:
- Презентация "Лечебные свойства музыки"
- План-конспект урока музыки во 2 классе "Особенности разговорной и музыкальной речи. Интонация"
- Исполнительские задачи концертмейстера
- Сценарий музыкальной сказки "Весняночка"
- Презентация "Духовно-нравственное развитие и воспитание детей посредством школьного хора"
- Конспект открытого урока по фортепиано в 5 классе "Особенности работы над кантиленой на примере "Пьесы" А-dur Р. Шумана из цикла "Пёстрые страницы"