Сценарий концерта класса "Музыка в цвете"

Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Вёшенская детская школа искусств»
Шолоховского района Ростовской области
Сценарий концерта класса
«Музыка в цвете»
подготовила преподаватель
Мамонова Светлана Борисовна
станица Вёшенская
2019
Цель: рассмотреть связь музыки и визуальных видов искусства.
Задачи:
- познакомить учащихся с феноменом «цветного» слуха;
- раскрыть понятие «синестезия»;
- рассказать о композиторах, обладающих цветовым восприятием звуков;
- показ тематических слайдов;
- выступления учащихся класса;
- развитие у учащихся художественного вкуса;
Время проведения: 16 мая 2019 г.
Целевая аудитория:
Учащиеся МБУ ДО «Вёшенская ДШИ», родители.
Оборудование:
1. фортепиано
2. телевизор
3. ноутбук
Участники концерта и ведущие:
учащиеся класса преподавателя Мамоновой С.Б.
МУЗЫКА В ЦВЕТЕ
Сценарий открытого концерта класса
Ведущий 1. лайд 1)
Ещё в древней Индии сложились своеобразные представления о тесной
взаимосвязи музыки и цвета. В частности, индусы считали, что в каждом
человеке заложена своя мелодия и цвет. Гениальный Аристотель утверждал в
трактате «О душе», что соотношение цветов подобно музыкальным
созвучиям. Пифагорейцы отдавали предпочтение белому цвету, как
главенствующему во Вселенной, а цвета спектра в их представлении
соответствовали семи музыкальным тонам.
Хаслингер «Сонатина» До мажор
Остен «Вальс кукушки» До мажор
Ведущий 2. лайд 2)
В XVIII веке монах-учёный Л. Кастель задумал сконструировать
«цветовой клавесин». Нажатие на клавишу представило бы взору слушателя
яркое цветовое пятно в специальном окошечке над инструментом в виде
цветной движущейся ленты; флажков, сияющих различными цветами
драгоценных камней, подсвечиваемых факелами или свечами для усиления
эффекта.
Старинный танец «Контраданс» Ре мажор
Остен «Хоровод» Фа мажор
Ведущий 1. лайд 3)
Музыкально-цветовая синестезия — разновидность хроместезии ак
называемого «цветного слуха»), при котором музыкальные звуки вызывают у
человека цветовые ассоциации. (слайд 4)
Детская песенка «Пастушок» Ре мажор
Адам Русак «Бывайте здоровы» Ре минор
лайд 5)
Интерес к возможности установления цвето-музыкальных параллелей
уходит своими корнями еще к попытке Ньютона найти соответствие между
семью цветами спектра и семью звуками гаммы, основываясь на физической
(волновой) природе цвета и звука.
Изучением явления «цветного слуха» занимались известные композиторы:
Берлиоз, Лист, Вагнер, Римский-Корсаков, Скрябин, Асафьев. Это дало
толчок к новым идеям о природе цвето-звуковых соответствий. Речь идет о
«цветном» восприятии изолированных тональностей или отдельных тембров.
Волков «Марш» Соль мажор
Гедике «Песня» Соль мажор
Ведущий 2. лайд 6)
ФЕНОМЕН «ЦВЕТНОГО» СЛУХА
Явление цветового видения музыки обнаруживали у себя некоторые
выдающиеся музыкальные деятели. Гениальному русскому композитору Н.А.
Римскому-Корсакову, известным советским музыкантам Б.В. Асафьеву, С.С.
Скребкову, А.А.Кенелю - все тональности мажора и минора виделись
окрашенными в определённые цвета. Австрийский композитор XX в. А.
Шёнберг сопоставлял краски с музыкальными тембрами инструментов
симфонического оркестра.
Остен «Швейцарская песня» Соль мажор
Русская народная песня «Заинька» До мажор
(слайд 7)
Каждый из этих выдающихся мастеров видел свои цвета в звуках
музыки. Например, для Римского-Корсакова Ре мажор имел золотистый
оттенок и вызывал ощущение радости и света, для Асафьева он окрашивался
в цвет изумрудной газонной зелени после весеннего дождя. Ре-бемоль мажор
представлялся Римскому-Корсакову темноватым и теплым, Кенелю
лимонно-жёлтым, Асафьеву красным заревом, а у Скребкова вызывал
ассоциации с зелёным цветом.
Арро «Казачок» Ре мажор
Слонов «Весёлая игра» Соль мажор
Бывали и удивительные совпадения. О тональности Ми мажор
высказывались, как о синей, цвета ночного неба. Ре мажор вызывал
ассоциации у Римского-Корсакова с желтоватым, царственным цветом, у
Асафьева это солнечные лучи, интенсивный жаркий свет, а у Скребкова и
Кенеля жёлтый. Стоит отметить, что все названные музыканты обладали
абсолютным слухом.
Ведущий 1. лайд 8)
Сочинения Н.А. Римского-Корсакова музыковеды часто именуют
«звуковой живописью». Такое определение связано с дивной
изобразительностью музыки композитора. Оперы и симфонические
композиции Римского-Корсакова насыщены музыкальными пейзажами.
Выбор тонального плана картин природы отнюдь не случайный.
Ваньхалл «Весеннее настроение» До мажор
Русская народная песня «Светит месяц» дуэт
лайд 9)
Говоря о музыке и цвете невозможно не коснуться творчества
гениального А.Н. Скрябина. Он, например, ясно ощущал красный густой цвет
Фа мажора, золотой Ре мажора, синий торжественный цвет отдавал Фа-диез
мажору. У Скрябина не все тональности ассоциировались с каким-либо
цветом. Композитор создал искусственную звуко-цветовую систему (До
мажор красного цвета, Соль мажор в оранжевых, а Ре мажор в жёлтых
тонах и далее по квинтовому кругу и цветовому спектру).
(слайд 10)
Коровицын «Хорошее настроение» Соль мажор
Мордасов «Слушай ритм» Фа мажор
Ведущий 2. лайд 11)
Человек, обладающий цветным слухом, слушая музыку, видит или
воображает цветовые зрительные образы, которые могут вторгаться в
реальное видение мира. лайд 12)
Мэнселл «Реквием по мечте» Соль минор
М.Чюрлёнис литовский композитор был также и художником.
«Вселенная представляется мне большой симфонией; люди как
ноты». Многие картины Чюрлениса так и называются: картины-фуги,
картины-сонаты, картины-прелюды. И наоборот музыка переходит свои
границы: «Талантливейший лирик Чюрленис мечтал превратить музыку в
живопись», писал известнейший музыковед и композитор Борис Асафьев.
(слайд 13)
Даргомыжский «Меланхолический вальс» Соль минор
Ведущий 1.
Цветной слух является врождённым и, согласно научным данным, не
может быть приобретён с помощью каких-либо специальных упражнений,
хотя исследования в этом направлении продолжаются. лайд 14)
Лепин «Полька» Ми бемоль мажор
Балаев «Испанский танец» Ля минор дуэт
Ведущий 2. лайд 15)
Соловьёв-Седой «Подмосковные вечера» До минор дуэт
Ведущий 1.
Учёные, музыканты, художники и сегодня спорят о возможности
соединения цвета и музыки. Есть исследования о том, что периоды колебаний
звуковых и световых волн не совпадают и «цветозвук» это лишь феномен
восприятия. Но у музыкантов бывают определения: «тональный колорит»,
«тембровые краски». лайд 16)
Прекрасны в музыке цвета:
Зеленый цвет у ноты ля,
У ноты до - оттенок синий,
На ноте си - пушистый иней.
Вот нота фа - игра теней,
Чем тоньше, тем она темней:
Чернила, вроде фиолета,
Смешались с сумерками лета...
Какого цвета ноты ми?
Попробуй ты ее пойми:
Коричневатый вроде цвет?
А, может, осени букет?
Ведущий 2.
Прекрасна цветом нота соль,
Она, как юная Ассоль,
Трепещет вся при встрече Грея,
Так нежно-розово алея.
А красный цвет у ноты ре,
Слились в одно оттенки все:
И новый день - ее примета
В лучах пурпурного рассвета,
И в капле крови на песке,
И в пульсе жилки на виске...
Звучанье музыки во цвете -
Гармония на всей планете.
Пусть радуют цвета и звуки
Наперекор «мужам» науки. (Тамара Федотова)
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1.ru.wikipedia.org› Музыкально-цветовая синестезия
2.http://psyjournals.ru/exp/2012/n3/53991_full.shtml [«Цветной слух»
реальность или миф? - Экспериментальная психология - 2012. Том. 5, 3]
3.https://music-education.ru/muzyka-i-tsvet-o-fenomene-tsvetnogo-sluha/
4.https://subscribe.ru/group/piknik-na-obochineili-v-gostyah-u-ryizhej-
bes/1889154/
5.https://fabulae.ru/poems_b.php?id=28084 Тамара Федотова