Методическая разработка "Времена года в музыке, поэзии, живописи" 5 класс

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«саратовский государственный университет им.н. г. чернышевского»
институт искусств
кафедра теории и методики музыкального образования
методическая разработка урока музыки в 5 классе по теме:
" Времена года в музыке, поэзии,
живописи"
Составила студентка 1 курса
Сасова Наталья
Проверила к.п.н.
Козинская О.Ю.
Саратов 2012 г.
Урок музыки в 5 классе
Тема урока: Времена года в музыке, поэзии, живописи. (1 слайд)
Цель: дать возможность почувствовать, что каждый может услышать в
мыслях то, что на самом деле не звучит в этот момент, сопоставив по
настроению картины, музыку, стихи.
Задачи:
Раскрыть многогранность художественно-образного воплощения
предложенной темы различными видами искусства. Познакомить с музыкой
П.И. Чайковского «Времена года», с творчеством русских художников;
Развивать слуховое и эмоционально образное мышление в процессе
восприятия музыки.
Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе, Отечеству.
Формировать нравственную отзывчивость.
Музыкальный материал: П. И. Чайковский из цикла «Времена года»:
«Осеняя песнь», «Масленица», «Подснежник».
Дополнительный материал: репродукции картин И.Грабаря «Иней»,
«Сентябрьский снег», Кустодиева «Масленица», Сурикова «Взятие снежного
городка», И. Левитан «Октябрь», Г. Мясоедов «Осенний пейзаж».
Оборудование: мультимедийный компьютер, экран
Ход урока: Музыкальное приветствие.
Введение в тему урока:
Учитель: Ребята, тема нашего урока « Времена года в музыке, поэзии,
живописи». Эта тема всегда была популярна в искусстве. Объясняется это
несколькими факторами. Во-первых, она давала возможность средствами
данного конкретного искусства запечатлеть события и дела, наиболее
характерные для того или иного времени года. Во-вторых, она всегда
наделялась определенным философским смыслом: смена времён года
рассматривалась в аспекте смены периодов человеческой жизни, и в таком
аспекте весна, то есть пробуждение природных сил, олицетворяла начало и
символизировала юность, а зима - конец пути - старость.
Работа над темой урока:
Начнём наш урок с поэзии русского поэта А. С. Пушкина,(2 слайд) стихов о
природе знакомых и незнакомых. Вслушайтесь в музыку стиха, запомните её
и постарайтесь полюбить.
Ученики читают стихи А.С. Пушкина.
Учитель: Для каждого времени года Пушкин находил такие слова, такие
образы, которые навсегда запали в душу читателям. Но его самое любимое
время года - осень. Он сам говорил, что осенью на него находит вдохновение,
пишется лучше всего, и больше всего.
Эти строки забыть просто невозможно:
«Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой…» или
«Улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро года…» или
«Дохнул осенний хлад, дорога промерзает…» и ещё, ещё.
А как прекрасна музыкальная осень…
Издатель популярного Петербургского журнала «Нувеллист» Н.М.Бернард
обратился к Чайковскому с просьбой написать двенадцать пьес - по числу
месяцев в году - специально для ежемесячного опубликования их в этом
журнале в течение 1876 года. Чайковский дал своё согласие. Когда пьесы
были уже написаны Чайковским и отосланы в журнал, Бернард, стремясь
облегчить восприятие музыки, дал ей поэтическое истолкование в виде
стихотворных эпиграфов. Композитор не возражал против эпиграфов и со
времени первой публикации они остаются почти неотъемлемой частью
цикла. Месяц за месяцем появлялись новые пьесы Чайковского.
Музыкальная публика с нетерпением ждала очередного номера. Критика
помалкивала, не снисходя до столь невинных «пустячков», а сам композитор,
чем дальше, тем больше понимал, что рано или поздно его новый
фортепианный цикл займёт достойное место в истории русской музыкальной
литературы.
Цикл – это несколько произведений, связанных между собой по смыслу.
В цикл «Времена года» П. И. Чайковского вошли 12 пьес - по числу месяцев
в году.
Январь – «У камелька» Июль «Песнь косаря»
Февраль – «Масленица Август – «Жатва»
Март – «Песнь жаворонка» Сентябрь – «Охота»
Апрель – «Подснежник» Октябрь - «Осенняя песнь»
Май – «Белые ночи» Ноябрь – «На тройке»
Июнь – «Баркарола» Декабрь – «Святки» (3 слайд)
Учитель: «Времена года» Чайковского - это дневник композитора, где он
запечатлел дорогие сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы.
Позднее его брат Модест Ильич Чайковский вспоминал: «Пётр Ильич любил
жизнь. Каждый день имел для него значительность, и прощаться с ним ему
было грустно при мысли, что от всего пережитого не останется никакого
следа». Этим лирическим чувством композитора, любовью к жизни и
восхищением ею наполнена музыка одного из шедевров Чайковского,
фортепианного цикла "Времена года".
Этот цикл из двенадцати картин для фортепиано я бы назвала энциклопедией
русской усадебной жизни XIX века. В цикле можно встретить и бескрайние
русские просторы, и деревенский быт, и картины петербургских городских
пейзажей, и сценки из домашнего музыкального быта русских людей того
времени. Двенадцать пьес - двенадцать картинок из жизни Чайковского
получили при издании эпиграфы из стихов русских поэтов: Пушкина,
Майкова, Фета, Плещеева, Кольцова, Толстого, Некрасова и Жуковского.
Учитель: Сейчас мы прослушаем пьесу - эллегию «Осенняя песнь».
Вслушайтесь в мелодию. Каков характер музыки? С каким настроением
человека созвучна мелодия? Ответы учащихся.
(4- 10 слайд)
Учитель: Да, ребята, эта музыка не только об осени, о расставании с летом,
сожаление об увядающей природе, но это и задумчивое, печальное
настроение у человека. В мелодии преобладают грустные интонации
вздохи. В средней части возникает некоторый подъем, трепетное
воодушевление, словно проблеснула надежда на жизнь, попытка сохранить
себя. Но третий раздел, повторяющий первый, вновь возвращает к
начальным печальным вздохам”, и уже к совершенно безнадежному
полному умиранию. Заключительные фразы пьесы с авторской пометкой
“morendo”, что означает, замирая”, как бы не оставляют никакой надежды
на возрождение, на появление новой жизни. Вся пьеса - это лирико-
психологическая зарисовка. В ней пейзаж и настроение человека соединены
воедино.
В музыке пьеса с таким настроением называется элегией.
Вы не только услышали музыку, но и увидели саратовские осенние пейзажи.
Созвучны ли они с музыкой? Понравились ли вам виды родного города?
Ведь мы так часто торопимся, что даже не замечаем красоту природы вокруг
нас. Давайте остановимся и посмотрим, а может услышим в глубине души
музыку своего города, своей малой Родины.
Когда мы смотрим на пейзаж, то можем услышать музыку. Ведь у музыки
тоже есть свои краски. Они не красные и голубые. Они особенные,
музыкальные: тембровые, динамические, ладовые, регистровые, темповые.
Мы их не только видим, но и слышим: тёмные, густые и светлые,
прозрачные; яркие и приглушённые; колючие, жёсткие и мягкие, ласковые
тона.
Посмотрите внимательно на эти прекрасные картины русских художников.
(11 слайд)
Давайте пофантазируем:
«Тихо» или «громко» звучит музыка?
Мажорное или минорное настроение составляет её колорит соединение
красок?
К какому пейзажу больше созвучна музыка Чайковского? Ответы учащихся.
Музыкальный пейзаж это «пейзаж настроения», в котором
выразительность интонаций сливается с изобразительными подробностями
музыкального языка.(12 слайд)
Учитель: Мы увидели осень глазами художников, фотографов, услышали
прекрасные стихи и музыку этого времени года. А впереди у нас
увлекательный разговор о зиме.
И снова обратимся к поэзии А. С. Пушкина.
Зима русского поэта это волшебница, красавица, «матушка зима»,
проказами которой радуются люди, разбушевавшаяся стихия,
превращающаяся в фантастические картины.
Зимы ждала, ждала природа. Вот север, тучи нагоняя,
Снег выпал только в январе Дохнул, завыл – и вот сама
На третье в ночь. Проснувшись рано, Идёт волшебница зима.
В окно увидела Татьяна Пришла, рассыпалась; клоками
Поутру побелевший двор, Повисла на суках дубов;
Картины, кровли и забор, Легла волнистыми коврами
На стёклах лёгкие узоры, Среди полей, вокруг холмов;
Деревья в зимнем серебре, Брега с недвижною рекою
Сорок весёлых на дворе Сровняла пухлой пеленою;
И мягко устланные горы Блеснул мороз. И рады мы
Зимы блистательным ковром. Проказам матушки – зимы.
Всё ярко, всё бело кругом.
Можно читать ещё и ещё, и всё больше погружаться в красоту и стройность
пушкинского стиха. Но не только поэты воспевали красоту русской зимы.
Я хочу обратить ваше внимание на зимние пейзажи. Посмотрите,
пожалуйста, на репродукцию картины русского живописца - Игоря
Эммануиловича Грабаря (1871 1960) (13 слайд)
Вопрос: Какой предстала перед вами зима? Какие краски использует
художник? Как вы думаете, какой зимний месяц изображён? Ответы
учащихся.
Учитель: Картина называется «Сентябрьский снег». Неожиданно…
Действительно мы видим, что снег выпал тонким слоем, даже не покрыл всю
землю. Картина очень тёплая, нежная.
Эта картина написана по словам художника в самый его «творческий
период». Он возвратился после долгой разлуки в Россию и вновь влюбляется
в русскую природу. Ошеломлён красотой русской зимы, без конца пишет
«сверхъестественные деревья», «дерево сказку» берёзу. Для творчества
Игоря Эммануиловича наиболее характерны неброские по мотиву, но
чрезвычайно звучные, эмоционально насыщенные по цвету пейзажи.
Теперь рассмотрим картину И. Э. Грабаря «Иней». (14 слайд)
Настоящий зимний праздник! Берёзы, горят, сверкают на солнце. Сверкает
чистая белизна ствола, ослепительная белизна ветвей, в гуще которых густо
синеет небо. И хрусткие льдинки, намёрзшие на каждой веточке. Как много
красок нужно, чтобы передать сверкающий на солнце снег! Попробуй одной
белой и правда, выйдет тускло, мертво. Нет, тут надо взять и голубую, и
синюю, и фиолетовую, и розовую. Сверкающий снег, белизна берёз заметнее
рядом с яркой синевой неба. И при этом помогает художнику показать эту
синеву радостного зимнего дня.
Такие две разные, совершенно не похожие друг на друга картины одного
автора.
Учитель: Ребята, назовите фамилию этого художника.
Александр Сергеевич Пушкин писал: « А зимних праздников блестящие
тревоги…»
Какие зимние праздники мы знаем? Ответы учащихся.
Из зимних пьес мы послушаем «Масленицу», так у Чайковского называется
февраль.
«Масленица» - это картина народного гуляния, где живописные моменты
сочетаются с звукоподражанием музыке гуляющей толпы, озорным
звучаниям народных инструментов. Вся пьеса состоит как бы из
калейдоскопа маленьких картинок, сменяющих одна другую, с постоянным
возвращением первой темы. С помощью угловатых ритмических фигур
Чайковский создает картину с шумными и радостными возгласами толпы,
притопыванием пляшущих ряженых. Взрывы смеха и таинственный шепот
сливаются в одну яркую и пеструю картину празднества.
Музыку Чайковского будут иллюстрировать картины русских художников:
Кустодиева «Масленица» и Сурикова «Взятие снежного городка». (15-16
слайд)
Учитель: Какие краски используют художники ? Какое настроение картин?
Теперь зима раскрылась перед нами совсем по- другому. Привлекает ли вас
зима с этой стороны: своими забавами, играми, праздниками? Ответы
учащихся.
Учитель: Вернёмся к музыке П. И. Чайковского. Исследователь его
творчества Кайгородов говорил о композиторе: «Чайковский обладал
удивительно сильным, можно сказать феноменальным чувством природы.
Мне неизвестно другого примера человека, который так сильно воспринимал
бы впечатления от красок природы и так сильно на них реагировал. Мало
сказать, что Пётр Ильич страстно любил природу - он её обожал». Именно
эта искренняя любовь к родной природе и делает творение композитора
столь близким и понятным каждому русскому человеку.
Весна, апрель, появляются первые подснежники. Пьеса "Подснежник"
построена в вальсообразном ритме, вся проникнута порывом, взлетом
эмоций. В пьесе три раздела. Первый и третий повторяют друг друга. Но в
среднем разделе нет яркого образного контраста, скорее, здесь некоторая
смена настроений, оттенков одного и того же чувства.
Слушаем пьесу «Подснежник» и думаем: о чём эта музыка? Поёт ли в ней
жаворонок? Показан ли Чайковским образ подснежника, удивлённо
смотрящий на мир и радующийся природе, или это картина спокойных белых
ночей? Сколько контрастных тем Вы тут услышали? (17) Ответы учащихся.
А теперь прекрасные стихи о весне, о пробуждении природы русских поэтов
классиков. Читают дети.
Алексей Плещеев
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала
Евгений Баратынский «Весна»
Весна, весна! как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна, весна! как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
Шумят ручьи! блестят ручьи!
Взревев, река несёт
На торжествующем хребте
Поднятый ею лёд!
Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жавронок поёт
Заздравный гимн весне.
Фёдор Тютчев «Весна»
Ф. И. Тютчев «Первый лист»
Лист зеленеет молодой.
Смотри, как листьем молодым
Стоят обвеяны березы,
Воздушной зеленью сквозной,
Полупрозрачною, как дым...
Давно им грезилось весной,
Весной и летом золотым,—
И вот живые эти грезы,
Под первым небом голубым,
Пробились вдруг на свет дневной...
О, первых листьев красота,
Омытых в солнечных лучах,
С новорожденною их тенью!
И слышно нам по их движенью,
Что в этих тысячах и тьмах
Не встретишь мертвого листа.
А. Н. Плещеев «Весна»
В старый сад выхожу я, росинки
Как алмазы на листьях горят;
И цветы мне головкой кивают,
Разливая кругом аромат.
Всё влечет, веселит мои взоры:
Золотая пчела на цветке,
Разноцветные бабочки крылья
И прыжки воробья на песке.
Как ярка эта зелень деревьев!
Купол неба так чист и глубок!
И брожу я, восторгом объятый,
И слеза застилает зрачок,
За оградой садовой чернеет
Полоса взбороненной земли,
И покрытые соснами горы
Поднимаются к небу вдали-
Как любовью и радостью дышит
Вся природа под вешним лучом,
И душа благодарная чует
Здесь присутствие бога во всем!
Снова крепнут дремавшие силы;
Новой жизни приходит пора,
И становится всё так возможным,
Что мечтою казалось вчера!
Как прекрасна весна! Миллионы
Ей навстречу звучат голосов,
И в моем воскресающем сердце
Ей привет вдохновенный готов!
Учитель: Роль природы в стихотворениях русских поэтов всегда заключалась
в том, чтобы очищать души. Перед лицом природы пропадает всё нечистое,
всё скверное, всё мелкое и суетное. Эту врачующую силу природы глубоко
прочувствовал С. Есенин. С русской природой его роднит крестьянское
происхождение как всякий русский человек он любит быструю езду зимой
на санях, не стесняется признаться в любви каждой берёзке и всей
«чахленькой местности».
Сыплет черёмуха снегом,
Зелень в цвету и росе.
В поле, склоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе.
Никнут шелковые травы,
Пахнет смолистой сосной.
Ой, вы луга и дубравы,-
Я одурманен весной.
Наступает весна и всё на свете меняется. То, что, казалось бы, каждый день
перед глазами дом, песня, - обновлено дыханием весны. Мысли и чувства
овеяны весенней свежестью, всё вокруг становится лёгким и неузнаваемым.
Итог урока
Двенадцать пьес цикла созданы композитором как последовательный ряд
картин русской природы и быта, подчинённых естественному годичному
круговороту тепла и холода, расцвета и увядания. Написанные без
притязаний на виртуозность блеск и эффектность, они отличаются
пленяющей мелодической выразительностью и тонкостью фортепианного
письма. Каждая отдельная пьеса является самостоятельной по характеру.
Цель цикла воспринимается как задушевное, идущее от глубины сердца
повествование о бесконечно дорогом и близком композитору.
Учитель: Ребята, а что Вы можете сказать о самом композиторе?
(Зачитываются отрывки из докладов). Наверное, меньше, чем хотелось бы.
Это романтическая биография, полная впечатлительности и
эмоциональности. В то же время жёсткая дисциплина, трудолюбие никогда
его не покидали. День композитора отличался строгим распорядком.
Недаром Чайковский говорил: « Вдохновенье - гостья, которая не любит
ленивых. Она является к тем, которые её призывают». (27 слайд)
Мы последуем совету П. И. Чайковского и самостоятельно познакомимся с
пьесами из «Времён года», посвящённых летним месяцам.
Спасибо за работу, творческих успехов!