Внеклассное мероприяитие "Путешествие в мир музыкальных инструментов" 5-6 класс
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Головинская средняя общеобразовательная школа
Белгородского района Белгородской области»
Внеклассное мероприятие
«Путешествие
в мир музыкальных инструментов»
(для учащихся 5 – 6 классов, 12-13 лет)
Составитель:
учитель музыки
Степанова Раиса Петровна
Головино
2013 год
2
-Цель: воспитание музыкальной культуры учащихся.
Задачи:
1. Развивать художественный вкус детей;
2. Расширить знания обучающихся об истории возникновения
музыкальных инструментов;
3. Воспитывать любовь к народной музыке
Ведущий:
Сегодня, в рамках Недели музыки, мы совершим Музыкальное путешествие
в мир музыкальных инструментов. Чтобы отправиться в путешествие, мы
споём песню из мультипликационного фильма «Бременские музыканты»
( слова Ю.Энтина, музыка Г. Гладкова)
(Ничего на свете лучше нету…, 1 куплет)
Фея Музыки:
И опять играет музыка,
Для нас она звучит.
Веселится с нами музыка,
С нами музыка молчит.
Снова мир наполнен радостью,
Но в паузах слышна
Грусти тихая мелодия
И печали тишина.
Ведущий:
Мы побываем в гостях у Швыдченко Кирилла, ученика 6 класса. Он
расскажет об аккордеоне.
Аккордеон сравнительно молодой музыкальный инструмент, являющийся
результатом усовершенствования целого ряда старинных народных гармоник
в нашей стране и за рубежом. Впервые название аккордеон было дано
венским мастером Кириллом Демианом в 1829 году небольшой гармонике,
имевшей аккордовый аккомпанемент. Такое название впоследствии
закрепилось за инструментом с готовым аккомпанементом в международной
практике. Название «Аккордеон» становится популярным в нашей стране,
его мы встречаем на обложках многих изданий: «Школа для аккордеона и
3
гармоники» Н.Куликова (1842г.), «Школа для аккордеона и ручной
гармоники» К. Хватала (1873г.), «Народная школа для аккордеона или
ручной гармоники» Л.Даринкевича (1876).
В 1883году П.Чайковский в одном из своих сочинений –
«Юмористическом скерцо» - впервые вводит аккордеон в симфоническую
палитру, указав в примечании на желательность его использования.
Примитивные аккордеоны прошлого века совершенствовались, и первый
значительный шаг к их хроматизации был сделан гармонистом – энтузиастом
Н.Белобородовым. Он усовершенствовал простейшую клавиатуру тульской
диатонической гармоники, прибавив к ней второй ряд чёрных клавишей,
наподобие фортепиано, на расположенных между каждой белой. Наиболее
удачно этот процесс произошёл на одной из популярных русских гармоник –
елецкой, диатоническая клавиатура которой в начале нашего века
дополнилась альтернативными звуками в виде чёрных клавишей,
расположенных между белыми первого ряда в такой же последовательности,
как и на современном аккордеоне. Примечательно, что в Орловской губернии
её называли сначала рояльной гармоникой, а впоследствии – русским
аккордеоном.
Одновременно аккордеон, в сегодняшнем понимании его
усовершенствованной модели, экспортируется из других стран, начиная с
конца 20-х – 30-х годов нашего века. Тридцатые годы – десятилетия наиболее
интенсивного расцвета производства этих инструментов во многих странах.
В нашей стране с 1936 года налаживается массовое производство советских
аккордеонов «Красный партизан».
В настоящее время издаётся много учебных пособий различных уровней и
репертуарной направленности, хрестоматии, сборники, а также книги по
истории инструмента. Повышается исполнительское мастерство
аккордеонистов нашей страны. Этому в большей мере способствует
проведение республиканских и всесоюзных конкурсов, международных
конкурсов и отборов к ним, международных недель аккордеона, специальных
фестивалей аккордеонной музыки, например, в Вильнюсе(1986, 1988, 1990), в
Риге (1989), где солисты, ансамбли и оркестры обмениваются своими
достижениями в исполнительской практике. На сцене звучит и классическая
и народная музыка, но в основном – эстрадно – джазовая.
Не один год с большим успехом выступают оркестры аккордеонистов,
ансамбли, дуэты.
4
Ведущий:
А как звучит этот волшебный инструмент?
Сейчас Проценко Ульяна исполнит на аккордеоне произведение
«Василёк»
Фея Музыки:
Нравиться ли вам отгадывать загадки о музыкальных инструментах?
Отгадайте, что это за инструмент?
В руки ты её возьмёшь.
То растянешь, то сожмёшь.
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная.
(гармонь)
2.Играть умеет он и «форте» и «пиано».
Поэтому назвали его…
(фортепиано)
От гармони он родился,
С пианино подружился.
Он и на баян похож,
Как его ты назовёшь?
( аккордеон)
Он церковный наш служитель.
Был для Баха вдохновитель.
Весь оркестр заменит один.
Что ж это за господин?
(орган)
Шести и семиструнная,
Легка и хороша,
Всегда необходимая,
Ничем не заменимая,
В походах у костра.
(гитара)
Ведущий: Чтобы дальше отправиться в путешествие, мы вновь споём
песню из мультипликационного фильма «Бременские музыканты»
(Ничего на свете лучше нету…, 1 куплет)
5
Фея Музыки:
Вслушайтесь в звучание русского народного инструмента – баяна.
Царелунга Александр исполнит на баяне – вариации на русскую
народную песню «Во саду ли в огороде»
Ведущий:
Мы побываем в гостях у ученика 7 класса Кривенкова Михаила, он
подготовил сообщение о домбре.
До сих пор учёные не установили происхождение слова «домра» -
названия одного из популярных русских народных инструментов. Однако,
есть предположение, что древним предком русской домры явился
египетский инструмент, получивший у греческих историков наименование
«пандур». Возможно этот инструмент под названием «пандур» проник к
нам через Персию. До сих пор на Кавказе и в Малой Азии бытуют
инструменты с похожими названиями: у грузин – «чонгури», у южных
славян – «танбура», у украинцев – «бандура», у туркменов – «дутар», у
киргизов и татар – «думра», у казаков – «домбра», у калмыков – «домр».
В Европу подобные инструменты проникли в раннем средневековье и
получили название лютневых.
Именно лютня стала родоначальником таких многострунных
инструментов как виола, мандолина, гитара.
В конце XІX века в Вятской губернии был найден струнный инструмент
с округлой формой корпуса. По ошибке балалайку с округлым корпусом
назвали «вятская домра». Но именно с тех пор русский умелец по образу
балалайки воссоздал полузабытую русскую домру.
Ведущий:
А сейчас ученики музыкальной школы исполнят на электроинструментах
несколько произведений.
Фея Музыки:
Не стоит в жизни унывать!
Вместе будем слушать музыку
И вместе будем танцевать.
И не надо нам придумывать
6
Для этой музыки слова,
Ведь сколько бы слов
Ни выдумать вновь,
Они - про любовь.
Пусть над нами, словно ласточка,
Удача промелькнет,
И кому-то счастье встретится,
А кого-то обойдет.
Отзовется на печаль она,
Откликнется на смех -
Эта светлая мелодия,
Эта музыка для всех.
Приглашаю всех на дискотеку.
7
Список используемой литературы
1. Васильев Ю.А., Широков А.С. Рассказы о русских народных
инструментах. – Москва: Просвещение, 1999
2. Михеева Л.В. Музыкальный словарь в рассказах. - Москва:
Просвещение, 2008
3. Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. -
Москва: Просвещение, 1990
4. Шмаков С.А., Нетрадиционные праздники в школе. – Москва: Новая
школа, 1997
5. Тыртышная М.А., 50 идей для классного руководителя. - Ростов-на
Дону: Феникс, 2007
6. Большакова Э.Н., Сценарии школьных праздников. – Санкт –
Петербург: «Паритет» 2000
Музыка - еще материалы к урокам:
- Разработка урока "Волшебная палочка дирижера" 5 класс
- Презентация "Волшебная палочка дирижера" 5 класс
- Тест "Первобытные музыкальные инструменты"
- Методическое сообщение "Пальчиковые игры и их эффективное использование на уроках фортепиано, сольфеджио и ритмики"
- Конспект урока "Пятнадцатый камень сада Рёан - дзи" 4 класс
- Конспект урока "Подготовка голосового аппарата к исполнению музыкальных произведений" 3 класс